Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский июля/13 августа 1922 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 31 июля/13 августа (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта – 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” ( Откр 1:5 ), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” ( Ин 18:37 ) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” ( 1Пет 1:19 ). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал ее разделить с ним чашу страданий: “Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”. Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской ХХ века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса общецерковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

Это заставило Украинцев бежать из стана на родину. 233 Припасы в стане русском истощились; между тем Поляки так близко подошли с своими орудиями к рус­скому лагерю, что ядра падали в палатку Шеина. Узнав о стесненном положении Шеина, царь собрал вспомога­тельное войско, вручил начальство над ним князьям Черкасскому и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, и отправил с ними большой обоз с провиантом. 234 Еще от 28 сентября царь уведомлял Шеина, что посылает ему войско с Черкасским и Пожарским. 235 Но формальный приказ дан Пожарскому 18 октября. 236 Дело за­мешкалось от того, что 1 октября скончался патриарх Филарет, отец Михаила; 237 а главное – много времени нужно было и боль­ших трудов стоило царю –набрать новое войско и деньги на его со­держание. Набор продолжался еще в конц е ноября, а деньги, которые были собраны, те розданы в декабре войску Шеина. 238 Нуж­но было сделать новые наборы; 29 января следующего 1634 года только и ещё собрали собор, и на нем решили дело о сборе денег для войск Черкасского и Пожарского. 239 18 Февраля приставили Лы­кова с товарищи быть при сборе. 240 Таким образом дело тя­нулось, а Поляки доводили Шеина до крайнего положения. Царь писал ему от 1 декабря 1633 года, что Пожарский с Черкасским уже вы­ступили из Москвы ему на помощь. 241 Воеводы пришли в Можайск, но войска из других городов еще долго не могли собрать­ся в сход с ними. Так прошел декабрь. Видя, что войско под Смоленском приходит все в худшее положение, царь не мог объяснить это дело ничем иначе, как изменою Шеина и 30 декабря дал тайный наказ Черкасскому и Пожарскому спешить под Смо­ленск и сменить Шеина; «а пришед под Смоленск принять у Боярина, у Михаила Борисовича Шеина с товарищи церковь Боготелесные-Ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, со всем, «как она устроена и крест с мощми (посланный от патриарха Филарета), и государевы всякия дела и списки дворян и детей боярских, которые с ними ныне на государеве службе, и голов, и иноземцев, и немецких полковников и всяких приказных людей...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Следует заметить, что даже инославные военачальники, имея государственное мышление, понимали важность укрепления православия. Например, главный командир Кронштадтского порта адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, будучи лютеранином, 15 мая 1814г. ходатайствовал перед обер-прокурором Святейшего Синода Н.А. Протасовым о скорейшем освящении новой каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Кронштадте, в строительство которой он внес свой вклад: " Просим оказать зависящее с Вашей Стороны содействие о ускорении разрешением на освящение указанной церкви, чем изволите одолжить как меня, так и все общество здешних граждан " . Мусульманин генерал Хан Нахичеванский на свои средства построил церковь в Красном Селе. Было немало случаев, когда ктиторами православных военных церквей избирались неправославные офицеры. В Петербурге через четыре года после окончания русско-японской войны, где погибло много русских моряков, было принято решение о строительстве храма в память о них, названного в народе " Спас на водах " . Елена Александровна Шеина (урожденная Урусова) - жена командира крейсера " Светлана " Сергея Павловича Шеина (Сергея Павловича был потомком воеводы Шеина - легендарного защитника Смоленска от поляков в Смутное время) обратилась к греческой королеве Ольге (дочери Великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича Романова) о принятии Комитета под ее попечительство. Деньги на строительство собирались по всей России. Многие российские адмиралы внесли свой вклад в созидание храма. Иконы и лампадки были взяты с погибших кораблей. Елена Александровна Шеина лично участвовала в вышивании ковра для верхней церкви. Ритуал освящения храма состоялся 31 июля 1911 г. К сожалению, этот храм не сохранился. В 30-е годы он был уничтожен по приказу местных властей. Сегодня мы все больше убеждаемся в том, что наше прошлое не имеет аналогов в мире. И нам нужно беречь и преумножать славные отечественные традиции. В последние годы в этом направлении сделано уже немало. Совместное заявление о сотрудничестве в культурной, научной и благотворительной областях, подписанное министром обороны Российской Федерации и Патриархом Московский и всея Руси 2 марта 1994 г., а также Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Вооруженными Силами России подписанное 4 апреля 1996 г.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/16/...

Вручена Шеинская премия августа 2021 Вручение Шеинской научной премии впервые состоялось в день памяти священномученика митрополита Вениамина и иже с ним убиенных, 13 августа, в Российской национальной библиотеке . Одним из расстрелянных участников Петроградского процесса 1922 года был священномученик архимандрит Сергий (Шеин). Шеинская премия учреждена в конце 2020 года историком и общественным деятелем Александром Мраморновым и командой издательства " Спасское дело " в связи с 150-летием со дня рождения священномученика Сергия (в миру - Василия Павловича Шеина). Она будет отныне присуждаться автору лучшей работы в сфере краеведения, развития территорий, церковной истории, политического богословия, канонического права. В этих областях трудился и Василий Павлович Шеин - выпускник Императорского училища правоведения, член всех трех предсоборных комиссий начала XX века, руководитель законодательного отдела канцелярии Государственной думы, а потом ее депутат 4-го созыва, в 1917-1918 годах - секретарь Всероссийского Поместного Собора. Церемония вручения Шеинской премии направлена на привлечение внимания к нуждам развития отечественной гуманитарной науки, книгоиздания, а также к необходимости увековечения памяти священномученика Сергия (Шеина) и других участников Петроградского процесса. Учредитель премии Александр Мраморнов рассказал, что более десяти лет занимается изучением наследия Поместного собора 1918 года. " Собор - значимое событие в жизни нашей Церкви и общества, которое осталось в тени российской революции, и гуманитарная задача - вывести его из этой тени, - сказал Александр Мраморнов. - Поместный собор - это не только идеи, но и люди, удивительные люди, о которых мы так мало знаем, хотя их имена у всех на слуху. Участники собора совершили своеобразный " мирный подвиг " . 200 лет соборы вообще не проводились, и весь труд по его подготовке и проведению был на плечах канцелярии. В организации собора немалая заслуга скромного труженика Василия Павловича Шеина, будущего архимандрита Сергия. Он был выдающейся личностью, и изучением его жизни и вклада в историю Церкви обязательно надо заниматься. О нем вспоминали, что у него был тихий голос, он не обладал ораторским талантом. С другой стороны, отмечают христианское смирение и цельность его личности, достоинство, с которым он держался, в том числе во время неправого суда, приговорившего четырех человек к расстрелу. Сегодня - 99 лет их памяти " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

567) Новые русские строения в Иерусалиме, Иллюстрация 1863, 568) Русское Богоугодное заведение в Иерусалиме. Из воспоминаний поклонника св. Гроба, В.К. Каминского, Дух. Бес. 1864, стр. 201–208. 569) О нынешнем положении русских сооружений в Иерусалиме для улучшения быта правосл. поклонников, Ж. М. Нар. Просв. 1864, ч. 121, отд. 6, стр. 62. 570) Освящение русских учреждений в Иерусалиме, Странн. 1864, отд. IV, стр. 92–94; Киев. Епарх. Ведом. 1864, стр. 634. 571) Краткий очерк жизни и кончины преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, начальника миссии в Иерусалиме, соч. А. Захарова, 8 , 8 стр., без года и места печати; перепеч. из Казанск. Губ. Вед. 1866. 572) Речь при погребении преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, († 10 февраля 1866), Прав. Собес. 1866, март, 236; Странн. 1866, май, IV, 42. 573) Вести из Иерусалима, Руков. для сельск. пастырей, 1864, т. III, стр. 514–515 (о русских постройках; об экспедиции Сольси). 574) Описание русских построек, возведенных близ Яффских ворот Иерусалима, Морск. Сборн., т. 85, 1866, неоф. 166–187. 575) Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме, Сев. Почта, 1866, переп. в Церк. Летоп. 1866, стр. 662 и в Херс. Епарх Ведом. 1866, стр. 208, статья П. Г. Папандони. 576) Пасха в Иерусалиме 1867 г., Херс. Епарх. Ведом. 1867, стр. 140–162, статья Папандони. 577) Положение и штат русских православных церквей заграницею, Прав. Обозр. 1867, стр. 94, изв.; 1868, 474; 1869, 328–330. 578) Патриаршее богослужение в Иерусалиме, по поводу 25 мая в Париже, Дух. Бес. 1867, Церковн. Летоп., стр. 519–528, статья II – н и. 579) Из Иерусалима, Впечатление от кончины митр. моск. Филарета, Церк. Летоп. 1868, стр. 123. 580) Письмо из Иерусалима, А. Солодянского, от 21 марта 1868 (Зима, поклонники; преосв. Александр, бывший Полтавский († 1874); постройки; абиссинский князь), Сев. Почта 1868, стр. 7. 581) Письма из Иерусалима, А. Солодянского, от 5 апр. 1868 (Пасха; археологические раскопки; обедня 17 апреля), Сев. Почта 1868, мая 4. По поводу этих писем см. заметку в Воскр. Чтен. год XXXII, кн. 1, стр. 551; возражение на заметку – в Трудах К.Д. Акад. 1869, май, стр. 413.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 марта 1866 г. святитель Феофан подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой. 5 июля 1866 г. последовал Высочайший указ следующего содержания: «17 июня 1866 г. епископ Феофан был уволен «от управления Владимирской епархиею и определён настоятелем в Шацкую общежительную Вышенскую пустынь, с поручением ему управления оною и предоставлением ему права пользоваться всем по званию настоятеля пустыни» 10 . Святитель прибыл в Вышенскую пустынь 3 августа 1866 г. и был встречен с колокольным звоном братией во главе с настоятелем архимандритом Аркадием и небольшим ко личеством богомольцев. Об этом преосвященный написал в Святейший Синод 14 сентября 1866 г.: «Честь имею почтительнейше донести Святейшему Синоду, что я благополучно прибыл в данную мне обитель 3 августа». 11 Почти через тридцать лет после этого очевидец, предположительно игумен Тихон (Цыпляковский), почему то назвал днём прибытия святителя в Вышу другой день. В своих воспоминаниях он оставил такую запись: «1866 г. августа 4 дня, в 6 часов вечера, в Вышенскую пустырь прибыл удалившийся сюда на покой с Владимирской архиерейской кафедры Преосвященный епископ Феофан, назначенный настоятелем этой пустыни. Приехал он из города Шацка, в сопровождении только одного келейника иеродиакона Иосифа из Боголюбского монастыря». 12 В указанной записи игумен Тихон утверждает, что преосвященный прибыл в сопровождении «только одного келейника». 13 Профессор И. Корсунский сообщает, что вместе со святителем прибыл и его племянник А. Г Говоров. Об этом свидетельствует и сам племянник: «Наступил наконец 1866 год, когда много ранее задуманное совершилось… Отказавшись от управления Владимирской паствой, преосвященный удалился на покой в Вышенскую пустынь, о которой часто вспоминал в Тамбове и во Владимире и не раз говаривал мне, что нет места лучше как Выша. По прибытии на Вышу мы сперва поселились в настоятельских келиях… Вскоре по удалении преосвященного на покой ему удалось устроить меня в Москве у одной почитательницы его княгини П. С. Лукомской, любившей меня как родного сына. До 1871 года я ежегодно в каникулярное время ездил гостить к Преосвященному». 14 Из Вышенской обители в 1866 г. святитель Феофан направил племянника учиться сначала во Влади мирскую семинарию, что можно заключить из письма святителя к священнику И. И. Говорову, написанному в сентябре 1866 г., 15 а также из его письма к А. П. Покровскому, 16 хотя племянник в своих воспоминаниях об учёбе во Владимире не сообщает. Через год, в 1867 г., святитель направил племянника учиться в Московскую духовную семинарию. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Господь да управит дело ко благу святой церкви. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 16, 1866 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. I отд. 2 ст. 395. 182. Поздравление графа Д. А. Толстого с праздником Св. Пасхи в 1866 году 29 Марта 1866 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Христос Воскресе! Радуйтеся о Нем; и радость Его да будет новою силою для вашей жизни. Благодарю за Ваше общение со мною в сей радости. Ранее приветствовал бы я Вас, но изнемог, так что великие дни принужден был провести не с великою церковью, но в моей домовой церкви, и то с трудом. По той же причине и на всемилостивейшие слова Государя Императора и Государыни Императрицы не довольно поспешно только ныне ответствую. Покорнейше прошу поднести Его Императорскому Величеству препровождаемое при сем мое всеподданнейшее письмо. Благословение и милость Господня да пребудет с Вами. Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 29, 1866 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. I отд. 98. 183. Письмо Митрополита Филарета с изъявлением верноподданнических чувств по случаю избавления Государя от опасности 4 Апреля 1866 года 6 Апреля 1866. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Благословен Бог и дивен Бог в избавлении Государя Императора от опасности. Желаю со вверенным мне духовенством представить Его Императорскому Величеству наши верноподданнические чувства в всеподданнейшем письме 154 . Ожидаю, какое разрешение о сем получит генерал-губернатор для других сословий. Верноподданническое чувство в сильном движении и одушевляется религиозным; после благодарственного соборного молебствия в кафедральной церкви Чудова монастыря, народ просил, чтобы оно повторено было на Кремлевской площади, что и исполнено. Потом, по желанию также народа, совершено молебствие пред Иверской часовней, и как здесь местность мала, то просили совершить молебствие на Красной площади, что и разрешено мною. Ныне купечество изъявляет желание, чтобы в один из следующих дней совершено было благодарственное молебствие на Красной площади, против памятника Минина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

18 . Архиепископ Казанский и Свияжский Афа­насий (в миру Андрей Григорьевич Соколов; 1801–1868) – выпускник Санкт-Петербург­ской духовной академии (1825), ректор Чер­ниговской (1830–1832), Тверской (1832–1838) и Санкт-Петербургской (1828–1842) духовных семинарий. Епископ Томский и Енисейский (1841–1853), архиепископ Иркутский и Нерчинский (1853–1856), Казанский и Свияжский (1856–1866). 19 . Архиепископ Казанский и Свияжский Ан­тоний (в миру Яков Гаврилович Амфитеатров; 1815–1879), почетный член Императорской академии наук. Выпускник Киевской духовной академии, ректор Киево-Софийского духов­ного училища (1840–1845), ректор Киевской духовной семинарии (1845–1851), ректор Киевской духовной академии (1851–1858), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1858), епископ Смоленский (1859– 1866), архиепископ Казанский и Свияжский (1866–1879). 20 . Митрополит Палладий (в миру Павел Иванович Раев, 1827–1898) – выпускник Ки­евской духовной академии (1852), инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1862–1864), ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1864–1866), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1866–1869), епископ Вологодский и Устюжский (1869–1873), епископ Там­бовский и Шацкий (1873–1876), архиепископ Рязанский и Зарайский (1876–1882), архиепи­скоп Казанский и Свияжский (1882–1887), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1887–1892), митрополит Санк­т-Петербургский и Ладожский (1892–1898), первоприсутствущий член Святейшего Синода. 21 Архиепископ Казанский и Свияжский Павел (в миру Петр Васильевич Лебедев; 1827– 1892) – выпускник Санкт-Петербург­ской духовной академии (1853), инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1859–1861), ректор Смоленской духовной семинарии (1861–1866), ректор Санкт-Петер­бургской духовной семинарии (1866–1868), епископ Выборгский, викарий Санкт-Пе­тербургской епархии (1868–1869), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1869–1871), архиепископ Кишинев­ский и Хотинский (1871–1882), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1882–1887), архиепископ Казанский и Свияж­ский (1887–1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010