Финляндская Автономная Православная Церковь Описание: История С православными купцами и монахами христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода уже в XII в. Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV в. и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI в. Однако в ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI в. западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII в. начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX в. был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула , позднее получившая статус монастыря. В начале XIX в. в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирной договор, по которому бывшие шведские земли в Финляндии (в т.ч. Выборгский лен) отошли к Российской империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в 10 раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892 г. была основана самостоятельная епархия Выборга и всей Финляндии. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. В результате переворота 1917 г. в России Финляндия обрела независимость. В независимой Финляндии Православная Церковь получил статус государственной Церкви наряду с Лютеранской. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон предоставил Финляндской Православной Церкви статус автономной Поместной Церкви. Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, Православное Церковное управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финляндскую Православную Церковь под омофор Патриарха Константинопольского. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского Патриарха как православная автономная архиепископия.

http://patriarchia.ru/db/text/194466.htm...

Хельсинки. Собор Александра Невского в крепости Свеаборг. Гарнизонная церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви По схожему проекту была построена церковь Митрофана Воронежского на Митрофаньевском православном кладбище в Санкт-Петербурге Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Суоменлинна является одной из самых старых святынь Хельсинки. Ее колокольня густавианского стиля приветствует приближающихся с моря людей, мерцая буквой " H " , в знак города Хельсинки. Изначально построена как православный гарнизонный храм с пламеобразным куполом, она была в 1920-е годы, после обретения независимости, преобразована в лютеранскую церковь. Строительство крепости Свеаборг началось в 1748 году. Несмотря на составленные планы, церковь, спроектированная шведским архитектором Карлом Хорлеманом, не была построена, так как строительство крепостных сооружений считалось первостепенной задачей. Однако среди крепостных сооружений на острове Сусисаари было предусмотрено пространство для строительства церковного зала. Заметки туристов, посетивших Суоменлинну, гласят, что в 1785 году на острове находилась деревянная церковь. После поражения Швеции в войне а 1809 году и уступки Свеаборга и всей Финляндии в пользу России, планы по строительству церкви были возобновлены. После того как реализация классического плана строительства церкви, составленного архитектором Карлом Людвигом Энгелем, оказалась невозможной из-за ее высокой стоимости, царь Николай I поручил работу в 1836 году петербургскому архитектору Константину Тону. В то же время Тон проектировал и Храм Христа Спасителя в Москве. Православный храм, предназначенный для русского гарнизона, был построен и освящен в 1854 году. С места будущего храма пришлось переместить кабак пивопромышленника Николая Синебрюхова. Храм Суоменлинна посвящен в честь памяти Александра Невского. В год освящения храма исполнялось 600 лет с момента, когда Александр Невский отразил набег римско-католических крестоносцев в Северо-Западной России.

http://sobory.ru/article/?object=29509

Юрмала. Церковь Владимира равноапостольного. Jrmalas Svt apustulisk kaza Vladimira pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты В начале XVIII века Швеция, захватившая к тому времени часть территории края, потерпела поражение в войне с Россией. Шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию. Рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли присягу на верность России. В этих условиях можно было предполагать, что отношения к православию в Балтийских губерниях будут более благоприятными. Но этого не произошло. Петр I, вернув немцам все привилегии, закрепил за ними на последующие полтораста лет полное господство во всем. Немецкое дворянство даже усилило гонение на православие. Еще в середине XIX века православные крестьяне продолжали платить подати в пользу лютеранской церкви. Ожесточенней стала немецкая цензура, в том числе в делах православной церкви. Исключительно на немецком языке велось все делопроизводство, включая суды. Под пристальным вниманием немецких властей находилось православное духовенство. Гонению был подвергнут и затем тайно по доносу вывезен епископ Иринарх. Унижению, тотальной слежке был подвергнут епископ Филарет (Гумилевский). Его сподвижник, протоиерей Владимир Назаревский, за проповедь, произнесенную в кафедральном соборе, был запрещен к служению и выслан под надзор. В это непростое время и была основана в 1850 г. Рижская епархия. В нее вошли церкви Лифляндской и Курляндской губерний, 9 приходов от Полоцкой епархии и все храмы Эстляндской губернии, относившиеся до этого к Санкт-Петербургской митрополии. Возглавил Рижскую кафедру Преосвященнейший Платон (Городецкий) с возведением его в сан архиепископа Рижского и Митавского. Его служение в Риге так же оставалось весьма сложным. Владыка, изучая состояние церквей и приходов, особенно вновь созданных в связи со стотысячным переходом местного населения в православие, констатировал, что немецкое дворянство продолжает притеснять православных крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=09837

16/03/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ II ПОТЕРЯЛ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕРКОВЬЮ Состояние здоровья Папы римского Иоанна Павла II, которому в мае этого года исполняется 80 лет, регрессирует, понтифик окончательно потерял контроль над римско-католической церковью, внутри которой нарастает борьба за власть. подробнее... ПАТРИАРХ СОВЕРШИЛ ВЕЧЕРНЮ С ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ В БОГОЯВЛЕНСКОМ СОБОРЕ Трогательный чин прощения был совершен в Прощеное воскресенье в Богоявленском кафедральном соборе. После вечерни, которую отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, духовенство и верующие с земными поклонами просили друг у друга забыть все обиды и огорчения. А затем Предстоятель Церкви напутствовал собравшихся на начинающийся в понедельник Великий пост. подробнее... НА УКРАИНЕ СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ МЕЖЦЕРКОВНОГО ДИАЛОГА Архиереи православных церквей Львовской области Украины решили обратиться к предстоятелям православных церквей в республике с предложением создать при каждой церкви комиссии для ведения межцерковного диалога. подробнее... СОЗДАНА ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА В ГЕТЕБОРГЕ Православная община Покрова Божьей Матери создана русскоязычными жителями второго по велечине шведского города Гетеборга. Община обратилась с просьбой к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II быть принятой под его святой омофор. подробнее... СЛУШАНИЕ ПО ДЕЛУ О ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ФИЛИАЛА " АУМ СИНРИКЕ " В Останкинском межмуниципальном суде Москвы 13 марта состоялась слушание по делу о выплате денежной компенсации пострадавшим от деятельности российского филиала секты " Аум Синрикё " . Пять лет общественная организация " Комитет по спасению молодежи от деструктивных культов " , выступающая коллективным истцом, добивается выполнения решения районного суда города Москвы по перечислению почти двух с половиной миллионов рублей для уплаты потерпевшим. Деньги были выручены от продажи здания филиала секты на Звездном бульваре в Москве.

http://pravoslavie.ru/news/index12.htm

II. Псковские князья и великокняжеские наместники во Пскове 31. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ Черторижский, потомок Литовских и Полоцких Князей, без просьбы уже Псковичей прислан Великим Князем Васильем Васильевичем во Псков Наместником, и прибыл сюда 1443 года 8 Марта: но совершенно не вступал в должность пока не приехали во Псков нарочные Великокняжеские послы, в присутствии коих он и возведен на княжение уже августа 25 в Соборной Церкви Св. Троицы. При сем случае целовал он Крест быть верным Великому Князю и Пскову и довольствоваться оброками по старине. Он в 1444 году через послов своих в Риге сентября 8 заключил на 10 лет мир с Лифляндским Орденмейстером и успешно защищал от Чудских и Шведских со стороны Естляндии набегов Псковское Княжество. Но в 1447 году не захотев здесь княжить, поехал в Новгород Наместником и хотя Псковичи умоляли его остаться, однако ж он не согласился. 32. ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Гребенка,Князь, Суздальский приехал из Новгорода во Псков 14 января 1448 года и в Соборной Церкви Святыя Троицы возведен на княжение без отношения к Великому Князю Московскому, которому и сам он не доброжелательствовал. Он целовал Крест Псковичам, чтобы не нарушать их древних прав, а они обещали ему всю Княжую пошлину. В следующем году через послов своих вместе с Новгородскими августа 15 на реке Нарове заключил он с Лифляндским Орденмейстером и с Юрьевским Епископом мир на 25 лет и по оному Юрьевцы все завладенное ими от Пскова возвратили оному по старине. Семь лет с половиной княжил он у Псковичей, а в 1455 году, по приглашению Новгородцев, ожидавших тогда за принятие к себе Князя Шемяки мщения от Великого Князя Василия Васильевича, поехал он 15 июля из Пскова в Новгород, несмотря на просьбы Псковичей, уговаривавших у них остаться. Они проводили его с честью до реки Черехи. В следующем году, когда Великий Князь Василий Васильевич с февраля месяца открыл войну на Новгород, то Князь Василий вышел против его с Новгородским войском, но был разбит. По окончании Новгородской войны Псковичи приняли к себе на княжение опять Александра Васильевича Черторижского, пребывавшего со времени удаления своего сперва в Новгороде, а потом в Старой Руссе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

I. Краткий исторический очерк С.-Петербургской епархии 1 с 1770 г. до позднейшего времени (1770 –1883) I. Управление С.-Петербургской епархии Епархиальный округ В 1770 году Петербургская епархия состояла из двух провинций: 1) Петербургской, простиравшейся с одной стороны до Финляндии, а с другой – до пределов Новгородской и Псковской области; и 2) Выборгской, обнимавшей восточную часть Финляндии, от реки Сестры до Кюмени. В Петербургской провинции были города: С.-Петербург, Шлиссельбург, Рождествено (ныне село), Ямбург, Копорье и Кронштадт. В Выборгской: Выборг, Кекзгольм, Фридрихсгам, Вильманстранд, Пейшлот и крепости Давидова и Роченсальмская. В Финляндии было около пяти сельских приходов и, кроме их, к Петерб. епархии причислялись приходы Либелицкий и Иломанский, находящиеся в Шведской Карелии. В 1780–81 году, с учреждением Петербургской губернии, изменились границы Епархии, по церковному закону, повелевавшему согласовать церковное деление с гражданским. В это время к Петербургской епархии отнесены от Новгородской области некоторые монастыри и приходы Новоладожского, отчасти Гдовского, Тихфинского, Олонецкого и Новгородского уездов, а от Псковской – часть Гдовского уезда и Лугский. В 1809 году, с присоединением Финляндии до р. Торнео, к Петербургской епархии отошли православные жители, – торговцы и военные чины, поселенные в финляндских городах. В 1864 г. от Петербургской епархии отделена была к Рижской губерния Эстляндская. Вне пределов здешней губернии, к Петербургской епархии принадлежали православные церкви при заграничных миссиях, как в Западной Европе, так и на востоке – в Греции, Константинополе, Японии, Китае, Америке и пр. Кроме перемен внешних, округ Петербургской епархии изменялся во внутреннем составе, как от множества смешанных браков, так и от обращения в православие иноверцев, особенно протестантов. С переходом многих в раскол уменьшалось число членов прав. церкви, но с учреждением единоверия, эта убыль восполнялась. Правительственные учреждения и лица

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А.Д. Щеглов Введение В истории каждой страны происходили события, являвшиеся особенно насыщенными и судьбоносными. Применительно к Швеции позднего Средневековья – раннего Нового времени одним из наиболее знаковых был Вестеросский риксдаг 1527 г. На этом собрании делегаты от шведских сословий приняли решения, радикально изменившие отношения церкви и светских институтов, и в конечном счете, значительно усилившие королевскую власть. Вестеросский риксдаг 1527 г. – главное событие шведской Реформации на ее начальной стадии. Данный риксдаг интересен по множеству причин. В нем отразились особенности позднесредневековой шведской истории (прежде всего, политической), менталитет и психология сословий, общественные традиции и перемены. Он неплохо документирован (хотя все постановления сохранились только в позднейших списках). На его примере можно проследить, как общество того времени взаимодействовало с королем, как воплощались в жизнь элементы народовластия. И конечно, в истории риксдага и его постановлений имеются неясные, спорные моменты. Все эти факторы создают благоприятную перспективу для исследований и дискуссий. Особый интерес данное событие представляет в связи с тем, что в Швеции, как и в других странах Северо-Западного региона Европы – Дании, Англии, имела место т.н. Реформация «сверху» – своеобразное и интересное явление. Реформа церкви находилась в тесном взаимодействии с политическими преобразованиями в обществе, и в конечном счете, сыграла важную роль в становлении и развитии национальных абсолютистских монархий. В истории шведской Реформации достаточно четко выделяется ранний этап реформ: 1520-е1530-е гг. – время подготовки Вестеросского риксдага и воплощения его резолюций. На этом этапе одержана победа светской власти над католическим духовенством. Церковь утратила привилегии, была обложена налогом, ее земли отторгли в пользу короны и дворянства. Реформационное (по терминологии реформаторов – «евангелическое») вероучение получило тогда официальное признание, на соборах шведского духовенства (конец 15201530-е гг.) приняли постановления о реформах богослужения, в основе которых лежали евангелические доктрины. Усилиями, прежде всего, лидеров шведской Реформации Олауса Петри и Лаврентиуса Андреэ была создана и опубликована богословская, богослужебная и религиозно-просветительская литература на шведском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

«Видения Евфимия Чакольского» относятся к периоду интервенции шведских и польско-литовских отрядов на Русский Север, к периоду, когда события Смуты, почти стихнув в центре России, обрушились на ее северные рубежи. В ряду видений Смутного времени видения пинежского крестьянина Евфимия Чакольского занимают особое место. В этом тексте почти нет общерусских исторических и политических реалий Смуты, а встречающиеся упоминания о прошедших событиях неконкретны, нет каких-либо обличений Российских правителей; с другими памятниками его объединяет только общий для всех них мотив покаяния, стремления объяснить беды, нашедшие на Российское государство, отступлением народа от истинных христианских заповедей и ценностей. Все это объясняется удаленностью Пинежских пределов от центра России, от центра событий. В то же время этот памятник показывает, что в Смутное время жители окраин также были сопричастны истории, судьбе Российского государства. Евфимий Чакольский – реальное лицо, некий благочестивый крестьянин из пинежского села Чакола, имевший большой авторитет у местных жителей, о чем свидетельствует запись его видений, а также упоминание имени Евфимия Чакольского еще в двух памятниках литературы Пинежья, повествующих о событиях, хронологически близких нашему тексту: «Повести о Черногорском монастыре» и «Тетради о чудесах Параскевы Пиринемской». От лица Богородицы, являющейся ему в видениях, он не только обличает нерадивость священнослужителей, пьянство, призывает народ к покаянию и молитве, но и взывает к конкретным и понятным для местных жителей богоугодным делам – построить новый храм, заказать на общие деньги икону для церкви. Особый интерес придают памятнику безыскусность повествования, живое народное слово и обилие местных севернорусских бытовых подробностей и деталей. Сама обстановка, в которой происходят описываемые события, очень характерна для жизни севернорусского мира – т. е. сельского общества, общественного института самоуправления севернорусскими крестьянами, не знавшими крепостного права, жизнью своих селений; именно в этом значении употребляется в памятнике слово «мир». Видения Евфимия Чакольского происходят перед миром в церкви и в трапезной или о них там рассказывается всему миру, а мирской поп записывает виденное и слышанное, свидетельствуя при этом истинность записей. В тексте памятника перемежаются повествования от первого и третьего лица, что, впрочем, часто встречается в произведениях этого жанра, в том числе и в текстах видений Смутного времени. В жанровом отношении текст «Видений Евфимия Чакольского» вполне традиционен, в нем имеются все композиционные элементы жанра видений: это и обязательный «тонок сон», и традиционные описания явившихся в «тонце сне» святых, и обязательный призыв записывать виденное и распространять эти записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным? Протестанты в Греции С 1990-х годов началась экспансия в Россию самых разнообразных протестантских проповедников, и немалая часть русских людей оказалась в их «церквях». Живя в стране, православной по культуре, истории и религиозному выбору большинства населения, эти люди во многом составили особый тип протестантов, отличающийся от протестантов из традиционно протестантских стран четко сформулированным негативным отношением к Православию. В отличие, например, от немецких, шведских или американских протестантов, «русским протестантам», живущим в православном окружении, поневоле приходится отвечать себе на вопрос: почему я не в Православной Церкви? Нужно сказать, что подобное явление имеет место и в других православных странах, в том числе в Греции. Тем интереснее для сравнения узнать опыт того, как живут там греки-протестанты, как они отвечают себе на подобный вопрос, чем пытаются оправдать свой ошибочный выбор, и как, несмотря на это, для них открыть путь в Православную Церковь. Этому и посвящена статья одного современного греческого автора, опубликованная под инициалами N.M. на апологетическом сайте «Orthodox Outlet for Dogmatic Enquries» . Сам автор в прошлом был основателем и пастором одной из протестантских общин в Греции, но познал истину и пришел в Православие. Вопрос, вынесенный в заглавие, покажется ненормальным любому православному греку, но очень важен для другого грека, не исповедующего Православие. Я, как бывший основатель греческой протестантской группы, а сейчас обратившийся в Православие, считаю полезным ответить на этот вопрос и с точки зрения моего личного опыта недавнего прошлого, и с точки зрения греческой протестантской группы – заклятого врага Православной Церкви. Итак, поставим вопрос: каков взгляд грека-протестанта на Православие? И что можно сделать, чтобы он смог оценить его по достоинству? Хочу специально оговориться, что эта заметка касается протестантствующих греков, а не всех протестантов в целом.

http://pravoslavie.ru/30969.html

Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) Источник Содержание Донесение из Разрядного приказа Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова Перечень утвари, присланной в Юрьев архиепископом Псковским и Изборским Макарием Перечень предметов, дополнительно необходимых для собора     В мае 1656 г. царь Алексей Михайлович объявил войну Швеции. Задержанные в Москве шведские послы 25 октября 1657 г. отправили своему королю Карлу Густаву обширную записку, содержавшую сведения о причинах войны, которые им удалось собрать. В записке говорилось и о том, что царя призывал к войне глава Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси Никон. По словам послов, он побуждал молодого царя освободить православных, живущих под властью протестантского правителя, и ставил ему в пример царя Ивана IV Грозного 1 . Таким образом, одной из целей войны являлось восстановление традиционных позиций православия на землях, оказавшихся к середине XVII в. в составе Шведского государства. Во время военной кампании русским войскам удалось добиться определённых успехов. 12 октября 1656 г., после 10-недельной осады, отрядам под командованием князя А.Н. Трубецкого сдался Дерпт (Тарту), крупный административный центр в северо-восточной части шведской Ливонии 2 . В этом городе, Юрьеве Ливонском, основанном предположительно в 1030 г. князем Ярославом Мудрым, и под властью захвативших его ливонских рыцарей продолжали в особом «конце» жить русские православные люди. В городе действовали 2 православные церкви – для новгородцев и для псковичей 3 . После начала Ливонской войны и занятия Дерпта русскими войсками город стал центром управления русскими владениями в Ливонии, в нем была учреждена православная епископская кафедра, в юрисдикции которой состояли ливонские земли, вошедшие в состав Русского государства 4 . После окончания Ливонской войны, когда Дерпт был утрачен, православный епископ покинул город, а православные жители подверглись гонениям. В частности был закрыт православный храм свт. Николая Чудотворца 5 . Как явствует из публикуемых документов, вскоре после капитуляции города в нём появился православный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Документы говорят об усилиях, предпринимавшихся для того, чтобы в храме было необходимое число клириков, и чтобы он был снабжён иконами, книгами и утварью. Почему соответствующие документы сохранились в архиве военного ведомства России – Разрядного приказа, – ясно из их содержания. Поскольку Псковский архиепископ не снабдил своевременно храм всем необходимым, этим пришлось заниматься воеводам Юрьева-Дерпта, направлявшим свои запросы в Разрядный приказ, которому они подчинялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010