Архиепископ Иоанн (Шаховский) Архиепископ Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич, князь. 1902–1989) – поэт, прозаик, литературный критик, философ, богослов. Брат Зинаиды Шаховской. В 1915 году поступил в Александровский (Царскосельский) лицей. В книге «Биография юности» вспоминал: " В первый мой лицейский год моего товарища Адю Ладыженского и меня наш лицейский учитель пения (регент хора Мариинского театра Сафонов) избрал для пения в церковном лицейском хоре. Мы стали разучивать песнопения литургии и панихиды. Но о самих церковных службах в Лицее у меня мало осталось воспоминаний. Таков был уровень моего отношения к Церкви. Уроки Закона Божьего прошли почти бесследно для моего сознания. В подсознании, может быть, и остался от них какой-либо след, но сознания религиозного у меня еще не было. Было лишь детское чувство веры. И помню, как благоговейно я остановился однажды в Матове на пороге кабинета моего отца, а потом тихо ушел, когда, ворвавшись туда одним летним днем, я вдруг увидел в тишине комнаты моего отца, молящегося на коленях. Вдруг я ощутил тайну молитвы ». В 1918–1920 годах – в рядах Добровольческой армии на Юге России. «Участие мое в Гражданской войне на юге России, – писал он, – было эпизодическим, и я не расцениваю его серьезно. Это было с моей стороны не зрелое дело, а мальчишеское приключение. Мне, очевидно, должен был быть на мгновение показан ад. В те дни немало подлинно героических людей, которым нельзя было стать легальной оппозицией властям в России, со всех концов страны сочились, как русская кровь, на юг и там проливались в землю. Оставшаяся часть их в 1919 и 1920 годах вытекала из России, составив первую эмиграцию. Кроме героев, были, конечно, и просто захваченные общим сумасшествием человекоубийства, перешедшего в братоубийство. Были среди военных и по инерции перешедшие в новую войну. Война стала для них жизнью. После Октября и конца войны с Германией загуляла эта зыбь убийств коллективных и индивидуальных. Шла она в размерах, еще не виданных в русской истории. Война словно мстила людям за то, что они ее, без ее дозволения, закончили».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

III. «Будь бодр и радостен духом...». Из переписки архимандрита Серафима и Тамары Ивановны Розенберг О переписке архимандрита Серафима и Тамары Ивановны Розенберг Вторая половина подвижнической и труднической жизни старца Серафима оказалась освещена радостью, согревавшей его сердце на протяжении последних десятилетий земного странствия ко Спасению. Радость эта – возможность письменного общения с сестрой – Тамарой Ивановной Розенберг (27.09.1910–01.11.1990). Как уже упоминалось выше, уехав из Эстонии в конце войны (после прихода туда советских войск) в Австрию, а затем поселившись в Швейцарии, Тамара Ивановна, вместе с родителями – Иваном Ивановичем и Софией Васильевной – надолго пропала из поля зрения старца. Никаких связей с русской эмиграцией в те послевоенные годы поддерживать было нельзя. Некоторое время Тамара Ивановна и отец Серафим ничего друг о друге не знали. Наконец, в 1956 году старец Серафим получил первое письмо от сестры. В нем сообщалось скорбное известие о кончине их отца. С тех пор между ними продолжалась регулярная переписка. Тамара Ивановна жила в это время (поначалу – вместе с матерью, умершей в 1961 году) в Женеве и была прихожанкой русского храма Воздвижения Честнаго Креста Господня. Обучая русскому языку детей из эмигрантских семей (а также детей, родившихся от смешанных браков), она одновременно неизменно свидетельствовала об истине Православия перед лицом западных христиан. Тамара Ивановна весьма активно участвовала в жизни своего прихода, постоянно помогая в конце 1950-х и в 1960-х годах архиепископу (тогда – епископу) Женевскому Антонию (Бартошевичу) (1910–1993) 68 в преподавании учившимся в Воскресной школе детям «Закона Божиего». Она была лично знакома и со святителем Иоанном (Максимовичем) (1896–1966)– замечательным русским иерархом-подвижником 69 . Тамара Ивановна являлась духовной дочерью архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) (1902–1989) 70 и, несмотря на его почти постоянное пребывание в Америке и весьма редкие приезды в Европу, продолжала окормляться у него, видимо, состоя с ним в переписке.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Рубрики Библиография. «Фома» – апрель 2004 8 мин., 30.03.2004 Поделиться Пролог: (на заставке – фото NASA) Архиепископ Иоанн ( Шаховской ) (1902-1989). Земля : Стихотворение («Шар такой чудесной выточки…») //Фома. - – 2004. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »). Вопрос номер один: (на заставке – фото Алексея Толчинского)   Что такое, по-вашему, целомудрие? Возможно ли оно в наши дни? // Фома. - – 2004. – С.4-8. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос отвечают: Сергей Верейкин , журналист. – С.5; Дмитрий Менделеев , ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре. – С.5-6; Заруи Мигранян , доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. – С.6; Сергей Лукьяненко , писатель-фантаст. – С.6; Алексей Осипов , профессор Московской Духовной семинарии и академии. – С.6-7; Ольга Будина , актриса, лауреат Государственной премии РФ. – С.7; Зоя Гончаревская , акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов». – С.7-8; Константин Эггерт , журналист. – С.8; Диакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента), профессор богословия. – С.8. См. также: Скворцов Л. И , доктор филол. наук, редактор «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. (Отклик на подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?», опубликованную в журнале «Фома» - за 2004 год)//Фома. - – 2005. – С.103. – (рубрика « Отклики »).   Реклама: С.9. Анонс новой книги диакона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента) «Кино: перезагрузка богословием», выпущенной издательством «Фома центр»//Фома. - – 2000. – С.9. Заблуждения и парадоксы: Неизвестный Владимир (О святом равноапостольном князе Владимире, крестившем Русь тысячу лет назад)/Авторы: Виталий Каплан , Роман Маханьков. Ил.: Святой князь Владимир. Мозаика. Санкт-Петербург, Академия художеств, мозаичное отделение, 1880-е годы; Крещение киевлян. С рисунка В. П. Верещагина и др.//Фома. - – 2004. – С.10-15. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). – Литература (4 назв.)

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-21-a...

Рубрики Библиография. «Фома» – апрель 2011 17 мин., 23.04.2011 Поделиться   1 страница обложки – портрет Заслуженной артистки России Марии Мироновой (фото Владимира Ештокина). См. беседу с Марией Андреевной Мироновой («О вере без смирительной рубашки») - в рубрике   «Интервью номера» (С.10-14).   Пролог: (на заставке – фото Сергея Степанова)   Виктор Цой. Апрель. Стихотворение, 1988 г. («Над землей – мороз,/Что ни тронь – всё лед…»)//Фома. - – апрель 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »).   Содержание : С. 3.   Письма :   Письма об исповеди . Подборка писем и цитат из книг//Фома. - –апрель 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены:   Евангелие от Луки 15:17-20. Цитата: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!..». – С.4;   Конокрад/о. Игорь. – С.4;   Священник Дмитрий Дудко (1922-2004). Цитата: «Священник стоит на исповеди как свидетель…». – С.4;   Архиепископ Иоанн ( Шаховской ) (1902–1989). Цитата: «Должно быть тяжело для вас, отец Иоанн, слушать и принимать исповеди человеческих грехов?..» Я ответил: …». – С.4;   « Я такой же, как и вы все »/ Варя , Москва. – С.4-5;   Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса…». – С.5;   Епитимья / Настя , Москва. – С.5;   Схиархимандрит Иоанн ( Маслов ) (1932-1991). Цитата: «Исповеди не надо бояться…». – С.5;   Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство…». – С.5;   Странная девушка / Аня , 30 лет, Москва. – С.5;   Гилберт Честертон (1874-1936). « Человек с золотым ключом. Автобиография ». Цитата: «Таинство покаяния дает нам новую жизнь и примиряет нас с миром…». – С.5;   Исповедь безгрешного / Олег , Беларусь. – С.6;   Книга премудрости Соломона 11:24-25. Цитата: «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния…». – С.6;   Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003). Фрагмент общей исповеди: « Боже, живу я только на поверхности жизни души моей …». – С.6;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-96-a...

Священник Дмитрий Дудко (1922—2004) «Должно быть, тяжело для вас, отец Иоанн, слушать и принимать исповеди человеческих грехов?..» Я ответил: «Это — Пасха! Это радость большая — принимать искреннее покаяние, все равно в каких грехах (и чем больше грех человека, тем радостнее его покаяние). Человек освобождает от смерти свою душу — это радость». Архиепископ Иоанн (Шаховской) (1902—1989) «Я такой же, как и вы все» Как-то в нашей студенческой столовой разговор зашел о Православии, о храме, об Исповеди. И моя однокурсница вознегодовала: «С какой это стати я буду какому-то незнакомому человеку рассказывать про свои грехи? А вдруг этот батюшка в свободное от службы время с девками в баню ходит?» Волосы мои встали дыбом — ну что тут скажешь?.. Я задумалась позже: откуда ж такое отношение к священникам у многих — заранее враждебное? Дескать, мы с ними, священнослужителями, «по разные стороны баррикад»: я к аналою пойду, как подчиненный к начальнику с повинной, — с досадой, что придется «унижаться»... Мне очень запомнилась и очень помогла понять место священника в таинствах одна моя исповедь. Однажды я приехала в монастырь, перед Литургией священник собрал в храме исповедующихся, мы вместе прочитали молитву перед исповедью... А надо сказать, что батюшка этот отличался военной выправкой и глядел строго. Мне подумалось, что вот такой по головке точно не погладит, а ну как к Причастию не допустит или вообще вон выгонит громогласно! И вот после молитвы он повернулся к нам и стал говорить так просто, без какой бы то ни было властности: «Я такой же человек, как и вы, и я тоже каюсь и исповедуюсь. Все мы люди и все ведем одну и ту же борьбу, поэтому бояться не нужно. Вы пришли на исповедь, чтобы очиститься, и ваши слова принимает Бог. Будьте искренни и честны сами с собой и с Ним». Повернулся к аналою — и начал исповедовать. После этих слов — будто камень с плеч спал. Все стало на свои места — зачем слова подбирать, чего бояться? Говорить надо как есть. Совесть обличает — вот и говори. Не скажу, что с тех пор все стало «сладко да гладко», но эти слова восстанавливаю в памяти всякий раз. А все-таки мы по одну сторону этих самых баррикад.

http://foma.ru/pisma-ob-ispovedi.html

Спутники Дамасской дороги Одна из самых известных книг владыки Иоанна (Шаховского). «Спутники дамасской дороги» — это рассказ о незаметных деятелях апостольской Церкви, о людях «второго плана», если так можно выразиться. Но для Бога «второго плана» нет. «Человечество знает великих своих деятелей и помнит больших преступников своей истории. Жизнь тех и других одинаково бывает поучением и указанием. Драгоценный материал духовного ведения, для всех людей и народов, представляет собою повесть Деяний Апостольских, и, в этой повести, весть о людях незаметных, ничем не выдвинувшихся, но живших рядом с апостолами. В этом вся их особенность и значительность: они жили около апостолов. Они шли с ними по Дамасской и другим дорогам. Мы называем их общим именем «Спутники Дамасской дороги». Образы этих сотрудников и свидетелей 1-го века христианства, учеников Истины, вырастают в глубоко значительные и несомненно данные нам для духовного умудрения.» Архиепископ Иоанн (Шаховской, 1902-1989) Спутники Дамасской Дороги О незаметных деятелях Апостольского времени Размышления на книгу Деяний Святых Апостолов Содержание: Заметки на Деяния.   Начало распространения Христианства, главы 1-8. Достопочтенный Феофил (гл. 1). Размышления. Насмехающиеся (2:13). Хромой от чрева матери (гл. 3). Ученики Учеников. Юноши, Хоронившие Ананию (5:6-10). Служители Темницы (5:22-27).   Апостол Павел, Первые христиане из язычников, главы 9-12. Спутники Дамасской Дороги (9 гл.). Спускавшие Апостола в корзине (9:25). Эней (9 гл.). Служанка именем Рода (12:13-15). Казненные воины темницы (12:18-24). Власт, постельник Ирода (12:19-22).   Путешествия апостола Павла, главы 13-20. Манаил (гл. 13). «Набожные и почетные женщины». «Муж, не Владевший ногами», в Листре (14:8-10). Народ в Листре (14:8-18). «Некоторые Иудеи из Антиохии и Иконии» (14:19-20). Лидия из Фиатир (16:14-15, 40). Одержимая служанка (16:16-23). Темничный страж (16:22-34). Городские служители (16:38). Иасон (17:5). Городские начальники» (17:6-9). Верийские Благомысленные (17:10). Встречавшие (17:17). Аполлос, Акила и Прискилла (18:24-28). Некоторые ученики (18:18). Иуст, Крисп и другие (18:7-11). Сосфен (18:17). Власть учеников (19:30). Блюститель порядка (19:35-40). Тиранн (19:9-10). Сыновья Скевы (19:11-20). Юноша Евтих. Свидетельство Духа (20:23). Спор с Духом (гл. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

архиепископ Иоанн (Шаховской) (23 августа 1902–30 мая 1989) архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке, духовный писатель, проповедник, поэт. Биография В миру Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился 23 августа по старому стилю, в 1902 году, в Москве. Осенью 1915 г. он поступает в Императорский Александровский Лицей; однако занятия прерываются катаклизмом 1917 года. Семнадцатилетний князь Дмитрий принимал участие в белом движении, но оказавшись в изгнании, он четко проведет свою независимую линию между правыми и левыми, окормляя в будущем и тех и других, и видя в каждом человеке неповторимый лишь образ Божий. Начиная с 1923 г. Дмитрий Шаховской выпускает один за другим три поэтических сборника, начинает издавать в Брюсселе литературный журнал. И вдруг – резкий поворот: оставив все светское и мирское, Дмитрий Шаховской, по совету своего старца, уходит в монашество. Иноческий постриг был принят им на Афоне в 1926 году, в день своего рождения – 23 августа (стар. стиля), с наречением имени Св. Иоанна Богослова, апостола любви. Впрочем, внутренняя подготовка к этому событию давно где-то зрела в глубинах его души. Пастырство отца Иоанна началось в Югославии, в Белой Церкви, где он оставался с 1927-го по 31-й год. Он задумывает свое Православное миссионерское издательство «ЗА ЦЕРКОВЬ». Начинают выходить брошюры, проповеди, беседы, выдержки из творений св. отцов. Отец Иоанн понял также, что его священство не есть преграда для литературного таланта. Только то, что он писал до монашества, было направлено в сторону мира, делалось во имя свое. А теперь этот дар, преображенный и очищенный, должен служить спасению душ человеческих и славе Божьей. До конца дней эта творческая любовь к слову не оставляла его. Пребывание иеромонаха Иоанна в Югославии было временным. Попав туда по зову своего духовника, епископа Вениамина, он оставался там до середины 1931 года, после чего вернулся в Париж под омофор своего первосвятителя, митрополита Евлогия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Князь, поэт, архиепископ. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Репортажи Князь, поэт, архиепископ Первая международная конференция, посвященная архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому), открылась в Москве 30.05.2014 14:04 Версия для печати Москва, 30 мая, Благовест-инфо. Первая международная конференция, посвященная архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому), начала работу 29 мая в Москве, в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына. Форум организован Домом русского зарубежья, Институтом мировой литературы им. А. Горького (ИМЛИ РАН), Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ), Образовательным фондом  им. братьев Сергея и Евгения Трубецких и Тульской епархией Русской Православной Церкви. Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий благословил работу конференции, с участниками которой он встретится в Туле в завершающий день, 31 мая. 30 мая, в 25-ю годовщину упокоения архиепископа Иоанна (1902-1989), в храме свтт. Афанасия и Кирилла в Сивцевом Вражке будет совершена заупокойная лития.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Шаховской Дмитрий Алексеевич; 23.08.1902, Москва - 30.05.1989, Санта-Барбара, шт. Калифорния, США), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке , духовный писатель. Происходил из древнего княжеского рода, отец был действительным статским советником. В 1912 г. поступил в Царскосельскую школу Левицкой. В 1915 г. принят в Императорский Александровский лицей, где учился до 1917 г. С лета 1918 г. находился в белых добровольческих частях, был контужен в боях под Царицыном. В 1919 г. назначен радистом на крейсер «Алмаз». Летом 1920 г., как не достигший 18-летнего возраста, переведен радистом в Русское об-во пароходства и торговли. В том же году эвакуирован в К-поль, затем выехал в Париж. Жил у родственницы, кнг. М. А. Шаховской. В 1921 г. И. поступил в парижскую Свободную школу политических наук (École Libre des Sciences Politiques). В том же году познакомился с И. А. Буниным , Б. К. Зайцевым и М. А. Алдановым. В 1922 г. стал студентом экономического фак-та Лёвенского (Лувенского) ун-та в Бельгии, но вскоре перевелся на историческое отд-ние философско-словесного фак-та. Прихожанин ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Брюсселе, настоятелем к-рой был прот. Петр Извольский . Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. В мае 1922 г. опубликовал первые стихи в ж. «Русская мысль», редактируемом П. Б. Струве . В следующем году выпустил в Париже первый поэтический сб. «Стихи», за которым последовали «Песни без слов» (Брюссель, 1924) и «Предметы» (Брюссель, 1926). Начал интересоваться рус. религ. философией, выступал со статьями в журнале Н. А. Бердяева «Путь». В 1924 г. в Брюсселе стал членом бельгийского Пен-клуба, где общался с известными поэтами и писателями Г. К. Честертоном , П. Клоделем , П. Валери, братьями Торо, В. Бласко Ибаньесом. В том же году решил издавать религиозно-философский сборник, а затем журнал. Вел по этому вопросу переписку с братьями П. Е. и Е. Е. Ковалевскими, К. Э. Керном (впосл. архим. Киприан ) и Н. М. Зёрновым . В 1926 г. стал редактором вышедших в Брюсселе 2 выпусков лит. ж. «Благонамеренный», в к-ром сотрудничали А. М. Ремизов , Ф. А. Степун , М. И. Цветаева , С. Я. Эфрон, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Гофман, Алданов, критики Д. И. Святополк-Мирский и К. В. Мочульский .

http://pravenc.ru/text/469560.html

Поиск Искать Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), святитель (19021989 гг.) В миру — князь Дмитрий Алексеевич Шаховской. Осенью 1915 г. он поступает в Императорский Александровский Лицей; однако занятия прерываются катаклизмом 1917 года. Семнадцатилетний князь Дмитрий принимал участие в белом движении, но оказавшись в изгнании, он четко проведет свою независимую линию относительно правыми и левыми, окормляя в будущем и тех и других, и видя в каждом человеке лишь неповторимый образ Божий. Начиная с 1923 г. Дмитрий Шаховской выпускает один за другим три поэтических сборника, начинает издавать в Брюсселе литературный журнал.И вдруг — резкий поворот: оставив все светское и мирское, Дмитрий Шаховской, по совету своего старца, уходит в монашество. Он служил Богу в разных странах: Югославия,Франция, Германия, Америка. Но он не оставляет литературных трудов: дар слова, преображённый и очищенный, должен служить людям и славе Божьей.Изучая духовное богатство Русского Зарубежья, нельзя миновать труды, созданные одним человеком, но подписанные по-разному: Дмитрий Шаховской — иеромонах Иоанн — архиепископ Иоанн Сан-Францисский — Странник — Священнослужитель. В закономерной смене этих наименований отражается сложный, но удивительно целостной жизненный путь замечательного человека — пастыря, философа, поэта, — путь к Богу. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя   Date(); for (var j=0; j < document.scripts.length; j++) (window, document, " script " , " http://mc.yandex.ru/metrika/tag.js " , " ym " ); ym(24628034, " init " , clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true window.bz_custom_code_loaded=true;

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ioa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010