П реподобномученик Серафим (в миру Романович Шахмуть), архимандрит († 1945 г.). Родился в 1901 году в деревне Подлесье Ляховичского уезда в многодетной семье крестьян–бедняков. С детства Романа влекло к Церкви: в то время, как все играли в обычные игры, он часто из палочек делал крестики, надевал в качеств епитрахили передник и начинал»править службу». Несмотря на крайнюю нужду, мальчик закончил Ляховичское двухклассное народное училище. В 1922 году Роман поступил в Жировицкий Свято–Успенский монастырь, где в 1923 году принял монашеский постриг с именем Серафим. Благодаря хорошим певческим способностям, ему было поручено клиросное послушание, и он стал хорошим регентом и уставщиком. В 1926 году его рукоположили в иеродиакона, а вскоре — в иеромонаха. В августе 1941 года по благословению митрополита Пантелеимона (Рожновского) отец Серафим покинул Жировицы и выехал в направлении Минска для налаживания церковно–приходской жизни там, где в данный период она была разрушена большевиками. Отец Серафим посетил множество селений, собирая на имя митрополита прошения верующих об открытии приходов, и многих крестил. Также он собирал материалы о преследованиях Православной Церкви в Беларуси. После этой миссионерской поездки батюшка служил в Минске в Свято–Духовской церкви и нёс пастырское окормление больниц и детских приютов города. В 1944 году за свою деятельность по открытию храмов он был арестован в Гродно. Его продержали следствием ровно 10 месяцев. По обвинению в принадлежности к»немецким контрреволюционным органам»батюшка был приговорён к 5–ти годам заключения в концлагере. Там вскоре (предположительно в 1946 году) он скончался от разрыва сердца после страшных мучений, пережитых им в застенках Н. К. В. Д. Священномученик Владимир Хираско, иерей († 1932 г.) родился 11 января 1873 года в Подольске на Украине. После рукоположения в 1899 году, служил в храмах села Омельно и Юревичи. С 1911 года служит в Минске настоятелем Церкви иконы Божией Матери»Всех скорбящих Радосте». В 1925 году батюшка был арестован за то, что заступился за митрополита Мелхиседека, которого власти выслали из Минска. Самого батюшку выслали в город Орёл.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Проректор, инспектор, а затем ректор Московской духовной академии. Савченко Сергей Романович (1904–1966), один из руководителей органов государственной безопасности, генерал-лейтенант. В 1943–1949 гг. – нарком-министр госбезопасности Украинской ССР. Серапион (Шевалеевский Владимир Макарович) (1873–1937), епископ. Родился в семье священника. Окончил Казанскую духовную академию (1898). Иерей (1905), протоиерей (1913–1928). Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. Епископ Моршанский, викарий Тамбовской епархии (1928–1933), Арзамасский, викарий Горьковской епархии (1933–1934). Арестован в марте 1934 года, приговорен к 5 годам ссылки в Севкрай. Находился в ссылке в Усть-Сысольске (Сыктывкар) Коми АССР. Арестован в феврале 1937 года. Тройкой при УНКВД Коми АССР в сентябре 1937 года приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 сентября 1937 года. Серафим (Ляде Карл Георг Альберт, в крещении Серафим) (1883–1950), митрополит. Родился в немецкой протестантской семье. В 1904 г. перешел в православие. Окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1907) и Московскую духовную академию (1916) со степенью кандидата богословия. Священник (1907), служил в Новоградволынском соборе Волынской епархии, затем служил на приходах в Харьковской епархии. Преподавал немецкий язык в Харьковской духовной семинарии. Полковой священник в Белой армии (1919–1920). После вдовства принял монашеский постриг и был хиротонисан обновленцами в Харькове во епископа обновленческим митрополитом Пименом (Пеговым), вошел в состав обновленческого Синода Украины. Епископ Змиевский, Ахтырский (1927). В 1930 г. выслан из СССР, вернулся в Германию. Принес покаяние и поличному разрешению митрополита Антония (Храповицкого) был принят в состав Русской Православной Церкви Заграницей в сущем сане. В 1938 г. возглавил Германскую епархию. Архиепископ Берлинский и Германский (1939). Митрополит (1942). С 1942 г. возглавлял Средне-Европейский митрополичий округ РПЗЦ. Серафим (Шахмуть Семен Романович) (1901–1946), архимандрит, преподобномученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Их продержали под следствием ровно 10 месяцев, так ничего и не добившись. Особым Совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР 7 июля 1945 года обоим заключенным вынесли приговор о лишении свободы сроком на 5 лет с пребыванием в концлагере. Их отправили в лагеря Горьковской области. Там поместили в разных местах в 12 км друг от друга. Но им все-таки удавалось поддерживать между собою связь. О. Григорий знал о смерти о. Серафима и ее обстоятельствах. По воспоминаниям племянницы Надежды, из концлагеря о. Серафим сначала присылал им письма, просил посылку, ему отправили передачу и получили ответ, где он просил прислать, указывая на болезнь, еще чеснока и ягод. Но после второй посылки ответа уже не было. С этого времени связь с родными прервалась. Приблизительно через год после вынесения приговора архимандрит Серафим (Шахмуть) скончался в лагере — по официальной версии от сердечной недостаточности. Священник Григорий Кударенко, отбыв срок заключения, вернулся в Жировицкий Свято-Успенский монастырь, принял монашеский постриг с именем Игнатий и скончался в 1984 г. в возрасте 89 лет в сане архимандрита. Однажды он сказал одному из своих духовных чад, что во время миссионерского путешествия в годы войны с о. Серафимом ими было открыто 74 храма. Примерно за неделю до своей смерти он подарил Галине Клышевич (ныне — инокиня Георгия) фотографию, на которой изображены он и о. Серафим, и кратко рассказал о его исповедничестве. Монахиня Полоцкого монастыря Наталия передала рассказ одного из духовных чад о. Серафима о чуде, происшедшем с мучеником незадолго до кончины (обстоятельства которой все еще выясняются). Пасху 1946 г. о. Серафим встретил в концлагере. В этот день он радостно приветствовал своих собратьев по заключению: «Христос воскресе!..» Это вызвало ярость лагерного начальства, и в наказание его поместили в карцер, где он находился по пояс в воде. Исповедник уже не надеялся выйти оттуда живым, но его силы были укреплены явлением Божией Матери с великомученицами Варварой и Анастасией Узорешительницей. Пречистая Дева протянула ему букет цветов.

http://pravicon.com/info-3345

58. Влайко Данилович, богослов, в 1945 году вместе со своим братом Обрадом и отцом Саввой убит коммунистами-безбожниками в Словении. 59. Иерей Алекса Живкович, родился в 1909 году, приходской священник Бериславско-Белопольский, в 1945 году убит коммунистами-безбожниками в Словении. 60. Иерей Божина Якше Минич, родился в 1885 году, в 1945 году убит коммунистами-безбожниками в Словении. 61. Иерей Вуко Божине Дедич, родился в 1910 году, в 1945 году убит коммунистами-безбожниками в Словении. 62. Спасое Илинчич, родился в 1925 году в Междуречье, богослов, в 1945 году убит коммунистами-безбожниками в Словении. 63. Петко Йованович, родился в 1903 году в Междуречье, богослов, в 1945 году убит коммунистами-безбожниками в Словении. 64. Янко Шчепанович, родился в 1904 году в Междуречье, богослов, в 1944 году убит коммунистами-безбожниками. 65. Секуле Секулович, преподаватель Духовной академии, в 1945 году убит коммунистами-безбожниками в Словении. 66. Петр Грдинич, богослов, родился в 1921 году, убит коммунистами в 1942 году. 67. Мато Якова Шчепанович, богослов, родился в 1904 году в Нижнем Липово, убит коммунистами в 1941 году. 68. Батрич Джура Груич, келейник митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия, родился в 1909 году в селе Улица (Прекобрдже), в 1945 году убит коммунистами-безбожниками в Словении. 69. Иерей Велимир Божович, родился в 1895 году в Заграде Беранском, приходской священник Лубницкий, убит в мае 1945 года. 70. Иерей Голуб Чукич, родился в 1919 году, приходской священник, схвачен коммунистами в 1944 году и расстрелян. 71. Бошко Губеринич, богослов, родился в 1915 году в Полице (Горажде), погиб на Левчем Поле в апреле 1945 года от рук усташей. 72. Иерей Гавриил Кецоевич, родился в 1904 году в Боричье (Шавник), приходской священник Црквицкий, погиб на Левчем Поле в апреле 1945 года от рук усташей. 73. Архимандрит Никодим Янушевич, родился в 1875 году в Озриничах, настоятель монастыря Жупа, убит в 1941 году. 74. Архимандрит Серафим Джарич, настоятель монастыря Святой Троицы в Плевле, убит коммунистами-безбожниками в 1941 году.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

На Вербное воскресенье, — повествует далее «Новый путь», — отцы были в г. Сенно, где устроили первое Богослужение, на котором присутствовало свыше 1000 молящихся. Там же было крещено свыше 200 детей, как, впрочем, и в ряде других мест, через которые лежал путь отцов-миссионеров. Накануне праздника Св. Пасхи отцы Серафим и Григорий прибыли в Витебск и остановились в приходе Свято-Казанской церкви в Марковщине, где их также исключительно радостно приняли прихожане. Далее путь миссионеров лежал на Оршу. Известно, что по дороге они останавливались в Богушевске, где многих крестили, а также в Быхове, Жлобине, Могилеве и других городах и селах, неся народу Слово Божие. Позже они осели в Гомеле, сделав его центром своей проповеди. Служили в Свято-Петропавловском кафедральном соборе, посещая и окружные приходские храмы. Недалеко от Гомеля, в Ченках, проповедники открыли женский монастырь, собрав тридцать сестер, из которых выбрали игуменьей монахиню Поликсению. Архимандрит Серафим постриг в рясофор Манефу Скопичеву. Правда, монастырь просуществовал недолго, — только до сентября 1943 года. В сентябре 1943 года миссионеры выехали в Бобруйск и через некоторое время возвратились в Минск, закончив свое путешествие. Везде, где побывал о. Серафим, им собирались материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь Беларуси в довоенные годы. Он рассказывал о том, что ко времени посещения им восточной Беларуси на всей ее территории не было ни одного епископа, причем нигде не было (за исключением Орши) ни одного открытого для Богослужения храма; что духовенство в Большинстве своем и повсеместно было сослано, заточено в тюрьмы, а многие расстреляны; что церкви были превращены в клубы, театры, амбары и многие из них разрушены; что народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить и был временный перерыв, и в Гомеле тоже при нашем отъезде зарыдал весь народ... Посетив в годы военного лихолетья Восточную Беларусь, архимандрит Серафим (Шахмуть) явился первым летописцем тех страданий, которые претерпели служители Церкви Православной в предвоенные два десятилетия.

http://pravicon.com/info-3345

13. С. 73-97; 14. С. 118-154; 15. С. 85-100; 16. С. 91-121; 1982. 17. С. 91-114; 18. С. 104-124; Васильева О. Ю. С именем Дмитрия Донского//ЖМП. 1990. 5. С. 45-50; она же. РПЦ в политике Сов. гос-ва в 1943-1948 гг. М., 1999; Одинцов М. И. Гос-во и церковь в России: ХХ в. М., 1994; он же. Религ. организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; он же. РПЦ в ХХ в.: История, взаимоотношения с гос-вом и обществом. М., 2002; Кашеваров А. Н. Гос-во и церковь: Из истории взаимоотношений Сов. власти и РПЦ: 1917-1945 гг. СПб., 1995; Кондакова Н. И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М.; Рязань, 1995; Религ. организации Сов. Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Мат-лы «круглого стола», посвящ. 50-летию Победы, 13 апр. 1995 г. М., 1995; Шкаровский М. В. РПЦ и Сов. гос-во в 1943-1964 гг.: От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995; он же. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Яковлев А. Н. «По мощам и елей». М., 1995; Якунин В. Н. За веру и Отечество. Самара, 1995; он же. Положение и деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; он же. Внешние связи Моск. Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; он же. РПЦ на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; Православная церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950: Сб. М., 1997; Цыпин. История РЦ; Чумаченко Т. А. Гос-во, правосл. Церковь, верующие, 1941-1961 гг. М., 1999; Власть и церковь в СССР и странах Вост. Европы, 1939-1958: Дискуссионные аспекты: Сб. ст. М., 2003. М. И. Одинцов Рубрики: Ключевые слова: КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА при ЦК РКП(б) - ВКП(б), орган партийно-гос. власти, ответственный за религ. политику в СССР в 1922-1929 гг. АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/Великая ...

477 «О Седьмом всеамериканском православном соборе». С. 1. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г.». 478 См.: Виталий, архиеп. Современное положение Русской Православной Церкви в Америке. Православная Русь. 1947. 7. С. 2. 487 См.: Сокаль И., прот. Путешествие югославской делегации из Белграда в Москву на выборы патриарха Московского и всея Руси. ЖМП. 1945. 4. С. 23. 491 РодзянкоВ., прот.Письмопрот. Г. Граббе 3.02.1979. Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 6. Folder 13. 510 Родзянко В., прот. Выдержки из письма митр. Антонию (Блуму). Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 6. Folder 13. 526 Сергий (Ларин), еп. Доклад Патр. Алексию 29.04.1945. Там же. Папка «1945 год. Визит делегации РПЦ». Л. 82. 527 Посещение делегацией Московской Патриархии русской поликлиники в Белграде (докладная записка) 17.04.1945. Архив ОВЦС. Дело «Сербская Православная Церковь ». Папка «1945 год. Визит делегации РПЦ». Л. 123. 529 См.: О путешествии Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Ближний Восток. ЖМП. 1945. 7. С. 910. 530 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игуменьи Горненского монастыря. Архив РДМ. Д. 200-н. «Личное дело иером. Исаии». 534 См.: О путешествии Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Ближний Восток. ЖМП. 1945. 7. С. 9. 535 См.: Тальберг Н. Святая Русь на Святой Земле. Православная Русь. 1958. 15. С. 8; 16. С. 8. 536 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игум. Никону 28.09.1945. Архив РДМ. Д. 225-н «Архимандрит Никон». 537 Грамота Архиерейского Собора РПЦЗ архимандриту Антонию 10.05.1946. Архив РДМ. Д. 229-н «Архимандрит Антоний (Синькевич)». 543 См.: Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия к архипастырям и клиру так называемой Карловацкой ориентации. ЖМП. 1945. 9. С. 912. 549 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. Церковная жизнь. 1986. 910. С. 169; Серафим (Лукьянов), митр. Письмо Патр. Алексию 31.01.1946. Архив ОВЦС. Дело «Русская Зарубежная Церковь ». П. «1946». Ч. 1. Л. 2 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сер. марта 1944 г. вся территория Херсонской обл. (учреждена 30 марта) была освобождена от немецких и румынских войск. В состав новосозданной области вошли 13 правобережных и левобережных районов Николаевской обл. и 6 районов Запорожской обл. В 1944-1945 гг. шла регистрация действующих церквей и молитвенных домов РПЦ. На территории Н. и Г. е. были зарегистрированы приходы: в Каховском р-не - 7, в Бериславском р-не - 3, в Нововоронцовском р-не - 2, в Большеалександровском р-не - 7, в Геническом р-не - 13, в Большелепетихском р-не - 5, в Нижнесерогозском р-не - 2, в Сивашском р-не - 3, в Ивановском р-не - 3, в Калининском р-не - 1, в Горностаевском р-не - 3, в Ново-Троицком р-не - 3, всего 52 прихода (Там же. Д. 119. Л. 1). К 1 мая 1945 г. были зарегистрированы еще 4 прихода (2 - в Большелепетихском р-не, приход в Нижнесерогозском и приход - в Нововоронцовском р-не) (Там же. Л. 44-45). С кон. февр. 1945 г. фиксируются отказы в регистрации религ. орг-ций под всевозможными предлогами. 27 февр. 1945 г. отклонено заявление прихода в с. Золотая Балка Нововоронцовского р-на, заявление общины с. Ивановка того же района не принято к рассмотрению. 5 марта сняты с рассмотрения заявительные документы правосл. общины с. Князе-Григоровка, 1 нояб. повторное заявление было отклонено. 30 апр. отказано в регистрации приходу в с. Чапаевка Калининского р-на (повторный отказ в 1946). В июне 1945 г. не получили регистрацию общины в с. Константиновка Горностаевского р-на и в с. Торгаи Нижнесерогозского р-на. 17 сент. отказано в регистрации правосл. общине совхоза «Красный Маяк» (бывш. Григорие-Бизюков мон-рь), по повторному заявлению прихожан в 1946 г. решение не было принято. 18 дек. 1945 г. не принято к рассмотрению заявление прихода в с. Зап. Каиры (Там же. Д. 121. Л. 49). В 1944-1945 гг. шло восстановление довоенных благочиннических округов. В нояб. 1944 г. при Александровском молитвенном доме в с. Б. Александровка был зарегистрирован в качестве благочинного прот. Константин Омельяновский. В 1945-1955 гг. в Александро-Невском храме служили благочинные округа свящ. Николай Зимовец, свящ. Алексий Скляренко, прот. Матфей Жеглов, свящ. Сергий Ноздряков, прот. Иоаким Олексюк (Там же. Д. 6. Л. 11-12, 15-17, 21, 85-91, 94-98, 119-125). К 1 мая 1945 г. благочинными в сев.-вост. районах Херсонской обл. были прот. Петр Коломенский (Троицкая ц. в с. Любимовка Каховского окр.), прот. Борис Буцинский (Петропавловская ц. в с. Громовка Генического окр.), свящ. Владимир Соколов (Николаевская ц. в Н. Рогачике Большелепетихского окр.), свящ. Николай Зимовец (ц. Александра Невского в Б. Александровке Большеалександровского окр.) (Там же. Д. 119. Л. 44-46). Благочинными Каховского окр. являлись архим. Назарий (Осипов) (весна 1947 - 5 марта 1951), прот. Даниил Савельев (1951-1959), свящ. Борис Панов (29 июля 1959 - 19 мая 1960) (Описание монастырей, семинарии и храмов//Б-ка Одесской ДС. С. 346).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Григорий (Чуков Николай Кириллович) (1870–1955), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1895). С 1897 г. священник Петрозаводского кафедрального собора. С 1907 г. – протоиерей. Ректор Олонецкой духовной семинарии (1911–1918). В 1919–1921 гг. настоятель университетской церкви Петра и Павла в Петрограде. Ректор Петроградского богословского института (1920–1922). Настоятель Казанского собора (1921–1922). Арестован в 1922 г., освобожден по амнистии в 1923 году. Настоятель Николо-Богоявленского собора (1924–1935). Выслан из Ленинграда в Саратов в 1935 году. В 1942 г. хиротонисан во епископа Саратовского, с октября 1942 г. – архиепископ. Участник Архиерейского Собора 1943 года. Временно управляющий Волгоградской епархией (1942–1944), Астраханской епархией (1942–1943), Тамбовской епархией (1943–1944). Архиепископ Псковский и Порховский (1944–1945). Временно управляющий Таллиннской епархией (19447–1945?, 19497–1950?), Петрозаводской епархией (1944–1947, 1949–1955), Санкт-Петербургской (1945) епархией (1944–1945), Псковской епархией (1945–1949, 1949–1954), Новгородской епархией (1945–1955), Финляндской епархией (1950–1953). С 1945 г. – митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1946 г. возглавлял Учебный комитет при Священном Синоде. Гримм Иван Давидович, юрист, профессор. В 1918 г. эмигрировал в Финляндию, проживал в Праге; с 1927 г. – в Тарту, читал лекции на юридическом факультете Тартуского университета. В годы оккупации немцами Прибалтики – начальник канцелярии Экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского). Высказывал идею создания единой, централизованной, влиятельной Русской Церкви на всей контролируемой Третьим рейхом территории. В дальнейшем поступил на службу в штаб генерала Власова, затем – начальник юридического отдела Комитета освобождения народов России (до мая 1945 года). Даниил (Юзвьюк Николай Порфирьевич) (1880–1965), архиепископ. Окончил Жировицкое духовное училище, духовную семинарию. До 1914 г. занимался педагогической деятельностью в духовно-учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1943.8.10 Образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме (с 1965 г. Совет по делам религий при Совете Министров). 1943.8.9 Архиерейский собор Русской Православной Церкви в Москве, в котором участвовало 19 архиереев (многие из них доставлены на Собор из лагерей и ссылок). Избрание в Патриархи митр. Сергия (Страгородского), образование Свящ. Синода. Во всех епархиях продолжают открываться закрытые ранее приходы. С января по ноябрь открыто более 200 церквей. 1944.14.6 Открытие православного Богословского института и Богословско-пастырских курсов (с 31 августа 1946 г. переименованы в Московскую духовную академию и духовную семинарию). 1944.15.5 Преставление Патриарха Сергия. Образование Издательского отдела Московского Патриархата (согласно определению Собора Русской Православной Церкви 31.01–2.02.1945). Открытие Одесской духовной семинарии. 1945.весна Воссоединение с Патриаршей Церковью большой группы русских священников-эмигрантов, находившихся ранее в юрисдикции Карловацкого Синода. 1945.10 Переговоры в Харбине между делегацией Московской Патриархии во главе с архиепископом Ростовским Елевферием (Воронцовым) и архиереями карловацкой юрисдикции, проживающими в Китае, во главе с митрополитом Мелетием (Заборовским). Воссоединение с Московской Патриархией Дальневосточной Православной Церкви и Российской духовной миссии в Китае (возглавитель – епископ Виктор (Святин)). 1945.10 Переговоры между Сербской и Московской Патриархиями о передаче Чешской епархии в юрисдикцию Русской Церкви. 1945.21.2 Благодаря посредничеству Патриарха Алексия Вселенский патриарх Вениамин вместе с Синодом снял отлучение с болгарского клира и народа и признал автокефалию Болгарской Церкви. 1945.22.10 Мукачевско-Пряшевская епархия (без Пряшева) переходит под юрисдикцию Русской Православной Церкви. 1945.22.5 Впервые в истории Русской Церкви Патриарх Московский отправился в паломничество на Святую Землю. 1945.31.1–2.2. Поместный собор в Москве избрал патриархом митр. Алексия (Симанского) и принял “Положение об управлении Русской Православной Церковью”, расходившееся с определениями Собора 1917–1918 (епархиальный архиерей назначался указом Патриарха, а не выбирался; учреждение епархиального совета предоставлялось усмотрению архиерея и т. п.).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010