Саратов. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Спаса Преображения Год основания:1822. Перенесён из центра города, где существовал с кон. 17 в. Архитектор:Л.И. Руска и В.И. Суранов (1814-1822); В.А. Канарейкин (ограда 1902-1917) Ссылки:   Адрес: Россия, Саратовская область, город Саратов, проспект 50 Лет Октября, дом 5 Координаты: 51.557631, 45.992575 Проезд:трамвай 3, троллейбус 5, 10, автобус 6,11, 12, 18, 50, 53 до остановки " Стрелка " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1994 году в сохранившемся храмовом здании монастыря была обустроена церковь. 1 сентября 1994 года престол храма освятил Преосвященный Нектарий (Коробов), епископ Саратовский и Вольский. 19 августа 1997 года за алтарем храма был освящен поклонный Крест в память иноков Спасо-Преображенской обители и всех православных христиан, погребенных на уничтоженном в годы Советской власти кладбище монастыря. В 2007 году в храме велись ремонтные работы: заменена кровля, очищена штукатурка, демонтированы перегородки внутри храма. Ремонтные работы были продолжены в 2008 году. До 19 августа 2009 года на территории Спасо-Преображенского монастыря размещается Саратовский военный институт биологической и химической безопасности МО РФ (СВИБХБ). Распоряжением Правительства РФ 1593-р от 24 сентября 2010 г. комплекс зданий бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова передан Саратовской епархии. 22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова и назначить игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника обители. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии " Православие и современность " Наиболее ранние упоминания о саратовском монастыре относятся к середине XVII века. К 1632 году московские Чудов и Новоспасский монастыри имели в распоряжении (вероятно, дарованные ещё Василием Шуйским) рыбные ловли в районе Саратова.

http://sobory.ru/article/?object=20234

Имена родителей Космы, Игнатия и Евдокии, упомянуты в синодиках Лукиановой пуст. и Успенского мон-ря (ГИМ. Барятин. 337. Л. 44, кон. XVII-XVIII в.; ГИМ. Епарх. 776. Л. 21, кон. XVII-XVIII в.). Отец был купцом, тяглецом московской черной слободы Троице-Сергиева мон-ря, располагавшейся за Земляным городом, на р. Неглинной. Семья отличалась благочестием: в роду К. упомянуто 4 схимника, 8 монахов, 3 схимницы и инокиня. Отрок рано выучился грамоте, в 23 года Косма поступил в московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь , где принял постриг и прожил 5 лет. Ища уединения, он поселился во Флорищевой Успенской пуст., основанной в кон. 40-х гг. XVII в. Здесь К. исполнял клиросное послушание, однако из-за конфликта с настоятелем свт. Иларионом (впосл. митрополит Суздальский и Юрьевский) К. перешел в Лукианову пуст. Вероятно, К. был одним из первых насельников Флорищевой пуст., и стремительное возвышение Илариона (в 1653 поступил в мон-рь, в 1654 рукоположен во иерея, в 1655 назначен настоятелем) вызвало его недовольство. В 1656/57 г. К. был рукоположен во иерея. 13 мая 1658 г. грамотой патриарха Никона по выбору братии его утвердили строителем и духовником Лукиановой пуст. (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 600. Л. 1-3). В 1659 г. в обители построили по благословению патриарха Никона деревянный трапезный храм в честь Богоявления (церковь возобновили в 1669 по благословению патриарха Иоасафа II ; в 1680, при К., был заложен новый, каменный храм в честь Богоявления с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата и шатровая колокольня). В дек. 1669 г. К. получил разрешение от патриарха Иоасафа II на строительство деревянной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В первые годы настоятельства К. монахи пустыни жили бедно, о чем повествует «Чудо о преизобиловании муки ржаной въ сусеке» (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 616. Л. 10 об.- 11). Однажды пекарь пришел к К. и сообщил, что муки осталось на одну выпечку, однако по молитвам игумена запасы хлеба в обители не оскудевали. В 1661 г. К. обратился к патриарху с челобитной, в к-рой просил не взимать с пустыни казенные платежные пошлины, поскольку «платить стало нечем, мсто скудное», а «приходу де у той их монастырьской церкви никого нтъ» (Там же. 600. Л. 6). По указу патриарха пошлины были отменены, а монастырский храм исключен из окладных книг.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Собина; † после 1547), еп. Суздальский и Тарусский. Первое летописное упоминание об И. как об архимандрите московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря относится к 1518-1519 гг., когда в кремлевской обители произошло неск. исцелений у гроба свт. Алексия , митр. Московского и всея Руси. «Тоя же обители Иона архимандрит възвести таа чюдеса святейшему Варлааму митрополиту и великому государю Василью» (ПСРЛ. Т. 8. С. 265, 267; Т. 13. Ч. 1. С. 31, 33; Т. 21. Ч. 2. С. 380-383). В 1535 г. И. участвовал вместе с сонмом духовенства в переложении мощей свт. Алексия в Чудовом мон-ре в серебряную раку. При И. в мон-рь были сделаны земельные вклады, но гл. обр. земельные владения мон-ря приумножились благодаря приобретению имений, о чем сообщается в купчих грамотах начиная с 1519/20 г. Акты свидетельствуют о том, что И., более 20 лет возглавлявший Чудов мон-рь, был превосходным хозяином ( Антонов А. В., Баранов К. В. Неизвестные акты XIV-XVI вв. из архива московского Чудова мон-ря//РД. 1997. Вып. 2. С. 20-21; Кистерев С. Н. Акты московского Чудова мон-ря 1507-1606 гг.//РД. 2003. Вып. 9. С. 63-64, 71-74, 75-84, 86-88, 89-90). При этом, по-видимому, в мон-ре строго соблюдался устав. В 1578 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный в послании в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь с похвалой отзывался об обители, когда ею управлял И.: «У Чюда быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака… и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей» (АИ. Т. 1. С. 380. 204; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172-173, 357; БЛДР. Т. 11. С. 142). А. А. Зимин назвал чудовского настоятеля «одним из ближайших сподвижников» митр. Даниила ( Зимин. 1977. С. 286). В 1522 г. по благословению новопоставленного предстоятеля Русской Церкви И. был послан для освидетельствования мощей прп. Макария Калязинского, открытых 26 мая 1521 г.

http://pravenc.ru/text/578322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († 4.01.1692), митр. Сибирский и Тобольский (1678-1692). Происхождение и мирское имя П. неизвестны. Первые сведения о его церковной карьере относятся к 1663 г., когда он стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , участвовал в заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. и был послан к бывшему патриарху Никону (Минову) с пригласительной грамотой патриархов. В мае 1671 - сент. 1674 гг. П. являлся архимандритом московского Симонова монастыря. 15 сент. 1674 г. переведен на архимандритию в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь (ДАИ. Т. 5. 26. С. 153; Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1037) и управлял обителью до 1678 г. Не позднее дек. 1674 г., о чем свидетельствует патриарший указ от 3 дек. 1674 г., адресованный «архимариту Чюдовскому Павлу да боярину Ивану Федоровичю Лызлову, да дьяком Льву Ермолаеву да Тимофею Симоновскому» (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1122), П. стал судьей Патриаршего Разрядного приказа. Вдовых попов др. епархий, служивших без отпускных грамот, было «велено имать на патриаршей двор и… роспрашивать». В тот же день те же лица получили еще одно распоряжение патриарха - об освящении новых церквей в дальних городах Патриаршей области . На освящение таких церквей надлежало получать грамоту в Разрядном приказе, а о постройке новых церквей «велено изо всех городов десятинникам присылать книги… по вся годы… и с теми отписками и с книгами велено явиться в Патриаршем Розрядном приказе» (Там же. Стб. 1124). В 1675 г. была проведена реформа Патриаршего Разряда: Духовный приказ, учрежденный решением Собора 1668 г., был вновь объединен с Разрядом, но в руководящий состав последнего был введен заведовавший судом над духовными лицами представитель от духовенства, назначавшийся лично патриархом из московских архимандритов. Его статус был уравнен с др. судьями приказа ( Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Др. Руси. М., 1874. С. 204, 208). Первым «приказным старцем», вероятно, стал П., имевший судебный и адм. опыт. В июле 1676 г. П. руководил ремонтом печей в кельях патриарха Никона в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , постройкой для опального патриарха особой поварни (ААЭ. Т. 4. 213. С. 290). П. участвовал в борьбе с распространением раскола. Напр., 4 дек. 1677 г. из Патриаршего Разрядного приказа во исполнение патриаршего указа от 1 дек. 1677 г. Новгородскому митр. Корнилию была направлена грамота об изъятии из мон-рей и церквей епархии «харатейных» (пергаменных) книг, не употребляемых в богослужении, и отправке их в Москву. Кроме того, надлежало выдать с Московского Печатного двора книги, «какими… у них (новгородских священников.- И. У.) недоволство» (ДАИ. Т. 7. 63. С. 305).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШИЕ ПЕВЧИЕ (Дьяки и подьяки), в Др. Руси - церковные певцы, из к-рых состоял хор Митрополита (впосл. Патриарха) всея Руси. П. п. и великокняжеские (затем царские) государевы певчие дьяки были главными хорами Российского гос-ва. Наиболее полные документальные сведения о жизни и деятельности П. п. сохранились от кон. XVI-XVII в. Хор митрополита всея Руси по сравнению с государевым был более древним; вероятно, он возник в период учреждения Русской митрополии. В Чине поставления епископов 1456 г. указывается, что певцы митрополита исполняли «стих некый», «Многа лета» и проч. (ААЭ. Т. 1. С. 470, 473). От времени митрополии сохранились лишь неск. имен певчих дьяков и краткие сведения об их деятельности. После введения в 1589 г. Патриаршества хор стал именоваться патриаршим. Структура хора П. п. Структура хора П. п. была строго иерархическая, он состоял из особых подразделений - станиц . Положение, размеры жалованья, функции певца определялись тем, в какую из станиц он входил, а нередко и местом внутри станицы. В Чине избрания митр. Иоасафа (Скрипицына) (февр. 1539) указано, как действовали и что пели «митрополичи дьяки обе станицы», упоминаются подьяки (Там же. С. 158-160). В описании событий, связанных с поставлением 1-го патриарха всея Руси Иова (янв. 1589), также говорится о 2 станицах патриарших певчих дьяков - «большой» и «другой», исполнявших во время торжественных приемов славники и «стихи избранные». Отмечается, что после дьяков велено было «петь подьяком всем по чину» (РИБ. Т. 2. С. 319-323). Поскольку документы митрополичьих и патриарших приказов сгорели в московском пожаре 1626 г., восстановить структуру и состав хора более раннего времени можно только по материалам государева Казенного приказа и монастырей. В 1585/86 г. на Рождество Христово в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь приходили славить 3 станицы хора Российского митрополита и трое самых молодых подьяков того же хора, исполнявших роли вавилонских отроков в пещном действе . В 1605/06-1606/07 гг. келарь и казначей Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря жаловали «славлеными деньгами» 7 станиц П. п., а в следующем году - 4 станицы (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 273. Л. 121а - 122; Ф. 1192. Оп. 2. 15. Л. 54 об.; 16. Л. 118 об.-119; 19. Л. 158-158 об.). Т. о., уже в нач. XVII в. патриарший хор делился на 7 станиц.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

26 февраля 2014 г. 10:30 1 - 22 марта. Цикл лекций " Монастыри Москвы " как памятники истории и культуры На протяжении многих веков Москва была уникальным городом монастырей: к началу XX века в границах города насчитывалось 25 монастырей, 15 - мужских и 10 женских. Это больше, чем не только в других российских городах, но и в иных епархиях. У основания большинства московских обителей стояла фигура не монаха-отшельника, а крупного государственного или церковного деятеля. С самого начала своей истории московские обители пользовались привилегиями столичных монастырей, покровительством властей и щедростью благотворителей. Но расположение в столичном городе не раз ставило монастыри на грань гибели — как и вся Москва, они страдали от пожаров и нашествия врагов. Московские монастыри были свидетелями и порой участниками крупных исторических событий. Монастыри, построенные в городе, тем более в столице, создавались не только для уединенной молитвы их насельников, но и в расчете на запросы жизни города, духовными центрами которого они становились. Жизнь монастырей Москвы зависела во многом от расположения в городе и происходящих в нем перемен, но и сами монастыри оказывали воздействие на окружающую их городскую среду. В результате возникала определенная взаимосвязь монастыря и города, определяющая феномен городского монастыря. Монастыри Москвы представляли собой не только религиозные центры, но и историко-культурные памятники. В их храмах и ризницах были собраны ценнейшие произведения искусства. У церковных стен находились древнейшие московские некрополи. Высокие стены и колокольни, купола монастырских церквей создавали неповторимый архитектурный облика города. Среди самых знаменитых и древних монастырей Москвы — Чудов мужской и Вознесенский женский. Оба монастыря находились внутри кремлевских стен, оба были основаны в 14 веке крупными государственными деятелями. Чудов - митрополитом московским Алексием - современником Дмитрия Донского, руководившим государством в малолетство великого князя. Вознесенский — женой Дмитрия Донского - княгиней Евдокией, принявшей после смерти мужа монашество с именем Евфросинии. Чудов монастырь являлся резиденцией московских митрополитов, Вознесенский - усыпальницей великих княгинь и цариц.

http://e-vestnik.ru/db/lektsii_o_monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНСОФИЙ (Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881, г. Николаевск Самарской губ. (ныне Пугачёв Саратовской обл.) - 21.12. 1937, Новоивановское отд-ние Сибирского ИТЛ), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев (см. также Русская древлеправославная церковь (РДЦ)). Из семьи приказчика, принадлежавшего к единоверию . В 1895 г. П. Ивлиев ушел в единоверческий иргизский Спасо-Преображенский мон-рь (см. ст. Иргизские монастыри ). В том же году перешел в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь в Москве. Был пострижен в монашество с именем Пансофий, исполнял послушание келейника Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) . В 1910 г. рукоположен во диакона, через год - во иерея. В 1911 г. из-за конфликта с митр. Владимиром оставил Чудов мон-рь и продолжил служение в одном из храмов в Николаевске, где познакомился с местными беглопоповцами. В 1912 г. присоединился к старообрядчеству и возглавил местную беглопоповскую общину. На 5-м Всероссийском съезде древлеправославных христиан, проходившем 16-18 июля 1917 г. на Рогожском кладбище в Москве, П. представлял общины волжских беглопоповцев. На съезде обсуждался вопрос отправки священников на фронт для окормления воинов-старообрядцев, П. выразил готовность отправиться на фронт при условии, что его отпустит община. В связи с окончанием боевых действий отправка священников в армию не состоялась. В 1921 г. П. переехал в Саратов, затем в Хвалынск Саратовской губ., одновременно окормлял общину г. Уральска (ныне Западно-Казахстанской обл., Казахстан). Пансофий (Ивлев), еп. Ростовский и Курский, в согласии беглопоповцев (крайний справа). Фотография. 1929 г. Пансофий (Ивлев), еп. Ростовский и Курский, в согласии беглопоповцев (крайний справа). Фотография. 1929 г. П. участвовал в поисках архиерея для присоединения его к беглопоповцам. Присутствовал на Саратовском съезде древлеправославных христиан 19 дек.

http://pravenc.ru/text/2578836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Лобачёв Илья Христофорович; 28.07.1896, дер. Чёрная Грязь Московского у. и губ.- 28.07. 1967, Москва), архиеп. Харьковский и Богодуховский. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. В 1909 г. переехал в Москву. Был учеником скорняка в Сокольниках, затем учился в Московском Алексеевском коммерческом уч-ще. В 1916 г., по окончании уч-ща, поступил послушником в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь в Московском Кремле. В том же году был призван на военную службу. В 1918 г. демобилизовался. Поступил послушником в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где исполнял обязанности канонарха. В 1921 г. был келейником архим. Евгения (Кобранова ; впосл. епископ). В 1925 г. Рыбинским еп. Серафимом (Силичевым) пострижен в монашество с именем Леонид, рукоположен во диакона. 14 июля того же года рукоположен патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) во иерея. Служил священником в г. Рыбинске и в др. городах и селах Ярославской епархии. Был возведен в сан архимандрита. В нач. 1930 г. арестован в с. Резанине Ярославского р-на Ивановской промышленной области. 16 марта 1930 г. приговорен за «антисоветскую агитацию» к 5 годам лагерей. Освобожден в 1934 г. Работал в Центральном морском управлении Наркомата водного транспорта. В 1936 г. осужден за «злоупотребление служебным положением», освобожден в 1937 г., работал в пароходстве. Во время Великой Отечественной войны служил рядовым, потом сержантом в артиллерии, в 1943 г. был ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 1946 г. был священником в неск. московских церквах. С июля 1948 г. служил в храме подворья Антиохийского Патриархата в Москве. 17 сент. того же года назначен 1-м после Октябрьской революции 1917 г. начальником Русской духовной миссии в Палестине. Руководил деятельностью миссии в тяжелых условиях арабо-израильской войны, занимался вопросами возвращения церковного имущества, ремонтом храмов и помещений миссии, установлением контактов с гос. властями Израиля, со священноначалием Иерусалимского Патриархата, с инославными конфессиями на Св. земле. 30 дек. 1949 г. освобожден от должности начальника миссии, до апр. 1950 г. был заместителем нового руководителя миссии Порховского еп. Владимира (Кобца) . 25 мая 1950 г. назначен настоятелем храма во имя святых Адриана и Наталии в г. Бабушкине (ныне в черте Москвы). 4 янв. 1951 г. переведен в московский храм во имя прп. Пимена Великого.

http://pravenc.ru/text/2463439.html

Археологов ждут большие открытия при исследовании остатков монастырей Кремля - эксперт Москва, 4 августа 2014 г. Вознесенский монастырь.      Часть помещений снесенных Чудова и Вознесенского монастырей Кремля сохранились, сообщил завкафедрой отечественной истории XX века истфака МГУ Сергей Девятов, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Часть Чудова монастыря была просто " закатана " под брусчатку. При этом подземные помещения сохранились. И если восстанавливать монастырь в том же объеме, как он был раньше, то это место придется раскапывать. Уверен, археологов ждут большие открытия " , - заявил С.Девятов. По его данным, определенная часть монастырских помещений находилась ниже уровня земли. Они сохранились и подлежат музеефикации. " Под брусчаткой Ивановской площади находятся, помимо части Чудова монастыря, еще и подклеты двух церквей, подвальные помещения покоев митрополита и братского корпуса. И там же, на Ивановской площади (сегодня она значительно больше, чем она была в начале XX века), находится подземелье Малого Николаевского дворца. Кстати, последние раскопки здесь (1995 год) увенчались обретением останков великого князя Сергея Александровича " , - напомнил историк. На прошлой неделе президент Владимир Путин предложил подумать над идеей восстановления двух упомянутых монастырей, которые были разрушены в 1929-1930 годах. Сейчас на их месте расположен 14-й корпус Кремля. В.Путин подчеркнул, что такой план может быть реализован только после одобрения общественностью и ЮНЕСКО. Как отметил С.Девятов, вопрос о сносе 14-го корпуса и восстановлении на его месте двух монастырей поднимался еще в 2002 году. Проработку этого вопроса доверили архитекторам " Моспроекта-2 " . " Но что-то тогда сразу не заладилось. Казалось бы, идею оставили. А буквально несколько лет назад на стене 14-го корпуса был открыт памятный знак - табличка с указанием, что именно здесь до 1929 года располагался мужской Чудов монастырь " , - добавил он. 4 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/72734.html

В 1547 году большой пожар, начавшись на Арбате, перекинулся в Кремль. В Чудовом монастыре погибли тридцать два инока, а сами монастыриЧудов и Вознесенский — «все погорели». Главная московская обитель «Но, несмотря на пожары, монахам удавалось сохранять, вынося достаточно быстро из огня, главные православные святыни. А монастыри частично ремонтировались, частично отстраивались заново», — говорит Девятов. К концу XVI века Чудов монастырь становится наиболее почитаемой мужской обителью в Москве. «Со времен великого князя Ивана III, строителя современных кремлевских укреплений, возникла традиция, по которой великокняжеская семья и приближенные бояре вносили в монастырскую казну богатые вклады. В монастыре постепенно накапливаются древнейшие иконы византийского и русского письма, богослужебные рукописные книги, серебряные и золотые раки с мощами святых, кресты, паникадила и многое другое», — отметил Историк. По его мнению, «закономерно, что именно в стенах Чудова монастыря появляется первое специализированное учебное заведение Москвы — греко-латинское училище, учрежденное патриархом Филаретом и получившее в Москве название «Патриаршая школа», которое было лучшим образовательным учреждением того времени». С начала XVI века монастырь был еще и центром развития научных знаний Русского государства. Здесь трудились монахи-переписчики старинных церковных книг, с греческого и латинского языков переводились старинные христианские манускрипты. Сюда же по приглашению великого князя Василия Ивановича в 1515 году прибыл монах Афонского Ватопедского монастыря, молодой и талантливый ученый-богослов Максим Грек. Он заложил обширную библиотеку для великого князя Василия Ивановича, он же составил первое научное описание великокняжеской библиотеки, ставшей впоследствии основой знаменитой библиотеки Ивана IV Грозного. Здесь крестили Петра I Чудов монастырь становится местом крещения великокняжеских и царских детей. Здесь были крещены дети царя Ивана IV Грозного, будущий царь Алексей Михайлович и его сын — первый российский император Петр I, император Александр II. Еще одна страница в истории Чудова монастыря связана со Смутным временем. В феврале 1602 года из монастыря в Речь Посполитую бежал монах и дьякон Григорий Отрепьев, где представился «чудесно спасшимся от смерти царевичем Дмитрием».

http://pravmir.ru/fso-podelilas-znaniyam...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010