Меню Закрыть Викторина Римская империя и Новый Рим (до 1453г.) Кто был инициатором Первого Вселенского собора? О каком византийском императоре писал Данте? И что такое агиография?   Ответьте на эти и другие вопросы нашей викторины об истории Нового Рима Начать викторину 1. Кто из императоров был инициатором созыва Первого Вселенского Собора: Диоклетиан Константин Великий Юстиниан I Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. 2. Что такое «центон»: единица измерения форма правления литературный жанр Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора. Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора. Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/rimskaya-i...

“Над пропастью во ржи” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 13 мая, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 В этой заметке речь пойдет не о культуре вообще, а о культуре в жизни православного христианина. Вернее — о месте культуры в христианском воспитании и образовании. Еще раз оговоримся: не о так называемой православной культуре, под которой понимается церковное искусство, православная эстетика и традиции, а о культуре светской, и причем не только русской, но и западной; античной, языческой, — неправославной, которую иногда авторы — культурологи, искусствоведы, педагоги и богословы — привлекают в свои рассуждения только для того, чтобы в невыгодном свете сравнить с культурой православной. И хотя такой ход мысли привычен и в какой-то мере несомненно оправдан, я не вижу никакой необходимости для православного воспитания конфронтационно противопоставлять культуру православную и неправославную; напротив, есть необходимость найти грань между культурой и псевдокультурой, которая может мимикрировать; она любит не только провозглашать себя единственно возможной, но и рядиться “под Православие”. Между тем некоторые проявления псевдокультуры заставляют вспомнить, что археологи называют культурой любую форму существования, отличную от чисто природной, поэтому существует словосочетание “культура отбросов”: так была названа стоянка древнего человека на севере Европы, при раскопках которой обнаружилось невероятное количество мусора — и больше ничего существенного. Само противопоставление православной и всякой иной культуры может привести верующего человека к боязни скомпрометировать себя в глазах единоверцев любовью к светской литературе, поэзии, живописи, музыке, театру. Поэтому неофитская оценка мировой культуры зачастую бывает похожа на инквизиторскую ревизию, после которой ни одно великое творение не имеет права на существование в жизни православного христианина. Такое отношение к культуре было особенно характерным лет 15 назад, когда в Церковь стали приходить образованные, интеллигентные люди, как раз воспитанные на этой культуре. Может быть, даже естественно, что глубокое обращение ко Христу, связанное с самым серьезным переосмыслением всех прежних ценностей, влечет за собой резкое отвержение прошлого; это характерно для неофитства, более того — временный отказ от светской культуры имеет смысл как аскетическое упражнение, доступное и полезное мирянам (например, постом не ходить в театр, не смотреть кино, не читать развлекательную литературу). Но при этом следует принять во внимание, что суть православной аскетики — в отказе от вещей, которые сами по себе могут быть вполне хороши; мы отказываемся от них не с гримасой отвращения и с неприязнью, переходящей в ненависть, а с радостью, потому что получаем при таком отказе возможность, не сосредоточиваясь на преходящем, серьезнее и глубже устремить свое внимание к вечному.

http://pravmir.ru/nad-propastyu-vo-rzhi/

Скачать epub pdf Все нравственные искания личности, связанные с тем или иным типом культуры, все различия национального характера, жизни народной определяются особенностями религиозной жизни нации. Даже когда человек вроде бы рвет связь с Богом, коренящиеся в коллективном подсознании, в душе народа религиозные устои незримо определяют жизненный путь и мировидение каждого. Это, кажется, общеизвестно. Но в интеллигентской среде бытует иное мнение: религия признается многими нынешними властителями дум лишь как составная часть культуры – наравне с искусством, народным творчеством и т.д. Многим мнится: раз есть атеистическая культура, то культура вообще намного шире, чем религия. Но ведь культура – это система жизненных ценностей человека и общества, а такая система основана всегда на том, во что человек верит как в ценность. Культура основана на вере, а не наоборот. Русский народ был духовно воспитан в Православии, поэтому в нем и нужно искать истоки русской культуры. Ф.М. Достоевский утверждал: «Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию». Внедрившись в стихию народной жизни, Православие и явно, и незаметно, а порою и как бы помимо воли определяло миропонимание и поведение каждого, незримо поддерживало и вело человека от рождения до смерти. Система духовных ценностей Православия дана нам в Откровении. Но чтобы эти ценности стали достоянием целого народа, стали основою его культуры, необходимо творческое усилие самого народа. Необходима поддержка огня веры, возжженного однажды в народе. Это может быть лишь результатом соборного делания, но необходимы и люди, которые своею творческою волею направляют такое делание, которые в тяжелейшие моменты истории народа становятся духовными вождями нации, являют силу взять на себя основную тяжесть внутреннего борения целого народа. Мы называем таких людей святыми подвижниками, светочами Православия. И едва ли не первым вспоминаем при этом имя преподобного Сергия. Преподобный Сергий совершил свой подвиг в один из тяжелейших моментов в судьбе русского народа. Да ведь в такие времена и особенной становится нужда людей в подобных духовных вожатых. Нужно, чтобы кто-то дал возможность ослабевшему духом народу почувствовать свои силы, свои возможности, чтобы кто-то указал путь выхода из духовного тупика и повел бы по этому пути. Так уж устроена наша жизнь, что идеал не может быть воплощаем сразу во всех, люди погрязают в грехах и утрачивают способность разглядеть искру света в собственной беспросветной жизни. Но когда появляется человек – носитель идеала святости, то его духовный огонь помогает отчаявшимся понять, что не все погибло, помогает разглядеть: в каждом есть отсвет того сияния, какое исходит от святого и освещает путь, разгоняет тьму безнадежности и отчаяния. Таким был преподобный Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

— Вы эти вопросы курируете по всей территории страны? — Да, в том числе и на новых территориях. Последний наш опыт — это вопросы, связанные с сохранением культурного наследия Крыма и новых четырех регионов Новороссии. Святейший Патриарх обратился к министру культуры России Ольге Любимовой с тем, чтобы храмы на новых территориях учитывались при формировании бюджета госпрограммы «Развитие культуры», чтобы в скорейшем времени была проведена работа по инвентаризации и включению их в общероссийский реестр памятников. Поэтому всем этим мы тоже занимаемся. — А что такое реестр храмов, который Вы упомянули? — Мы ведем реестр тех объектов, которые были профинансированы благодаря включению их в список Святейшего Патриарха и выделению на них средств из федерального бюджета по различным госпрограммам. — Ведет ли Церковь статистику: сколько старинных храмов восстановлено в России за последние годы? — С 2009 по 2023 год были проведены проектные, противоаварийные, консервационные работы и научная реставрация более чем на 600 храмах — объектах культурного наследия. Конечно же, не все они были сданы «под ключ», где-то проведены только проектные работы, где-то работы были выполнены частично, например замена кровли или ремонт фасада, но так или иначе на 600 объектов культурного наследия были направлены средства из федерального бюджета. Я считаю, что это большая цифра. Это ведь только по «церковному разделу» госпрограммы, не учитывая тех средств, которые Министерство культуры РФ выделяет самостоятельно, например, на реставрацию Соловецкого монастыря , Новодевичьего монастыря или других храмов, которые финансируются без учета позиции ФХУ. — Вот прямо-таки — без учета? — Мы сейчас говорим о разделе по реставрации, который в госпрограмме «Развитие культуры» числится под номером 3. Это объекты культурного наследия, которые находятся в собственности религиозных организаций или Российской Федерации; список объектов, которые попадают в этот раздел, формируется ФХУ и благословляется Святейшим Патриархом. А по другим разделам Минкультуры РФ самостоятельно выделяет финансирование. Заключен меморандум между ФХУ и Министерством культуры, по которому мы взаимодействуем только в рамках третьего направления. Есть еще раздел госпрограммы «Историческая память», в котором тоже финансируется реставрация объектов культурного наследия религиозного назначения. К этому направлению нас привлекают иногда как экспертов для совместного поиска решений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6033026...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) История русской философии «История русской философии» Николая Лосского — один из лучших трудов по этой тематике. Краткая ёмкая история русской философии. Славянофилы, западники, русские материалисты 60-х годов XIX в., Вл. С. Соловьев, князья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, Л. Н. Карсавин, последователи марксизма и поэты-символисты — основные пункты этой истории, выделяемые Лосским. ОТ АВТОРА   Издать большую книгу по философии в эти беспокойные дни — нелегкая задача.   Поэтому я выражаю мою искреннюю благодарность всем тем, кто так или иначе способствовал выходу в свет этой книги: духовной православной семинарии св. Владимира в Нью-Йорке и ее декану отцу Георгию Флоровскому, профессору Колумбийского университета Б. Бахметьеву, доктору Я. Зубову, Н. Дуддингтон (Duddington) и Е. Извольской, а также профессору А. С. Кагану (A. S. Kagan), сотруднику Интернэшнл Юниверситиз Пресс в Нью-Йорке.   H. O. Лосский Глава I. PYCCKAЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX b   Русская культура XIX и начала ХХ в. имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества. Прежде всемирное значение имела культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура Англии, Франции, Германии и Америки. Русская культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.   В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Любить, а не искать любви Что такое истинная православная культура семейной жизни? Как отличить зерна евангельского понимания любви и брака от плевел законничества или, напротив, безответственности? Как в нашей современной жизни исполнить заповеди Господа о благодатном и неразрушимом супружестве? То, что Православие отвечает (и не только в данной книге) на эти вопросы, показывает: православная культура — не мертвые традиции старины глубокой, она не только сама жива и развивается, но и наполняет жизнью общество, во многом забывшее свои духовные основы. Протоиерей Игорь Гагарин   ЛЮБИТЬ, А НЕ ИСКАТЬ ЛЮБВИ   Беседы о семье и браке     Вступительное слово Исток и живительная сила русской культуры заключены в Православии. Православный мир велик, но для православных людей он должен начинаться с семьи. Всеми силами нам, давно пришедшим в Православие и недавно вернувшимся в дом Отчий — Православную Церковь, необходимо учить наших детей и внуков с грудного возраста ощущать Божию Любовь в молитве и Причащении. Должно быть нормой, если мы хотим сохраниться как народ и великая страна, чтобы вместе с материнской улыбкой и лаской человек учился слышать и понимать истины Божественного Откровения. К сожалению, далеко не всегда в семьях внешние формы православной жизни являются проявлением действительно православного духа. С другой стороны, бывает, что традиции, именуемые православными, на самом деле к Христовой вере никакого отношения не имеют. Этим проблемам и посвящена книга протоиерея Игоря Гагарина. Что такое истинная православная культура семейной жизни? Как здесь отличить зерна евангельского понимания любви и брака от плевел законничества или, напротив, безответственности? Как в нашей современной жизни исполнить заповеди Господа о благодатном и неразрушимом супружестве? То, что Православие отвечает (и не только в данной книге) на эти вопросы, показывает: православная культура — не мертвые традиции старины глубокой, она не только сама жива и развивается, но и наполняет жизнью общество, во многом забывшее свои духовные основы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Разделы портала «Азбука веры» Анастасия Пельтье " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" – Здравствуйте, в эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях Анастасия, специалист по кросс-культурным коммуникациям. Путь Анастасии к вере, к православию, был непростым и довольно драматичным. Мы начнем, как обычно, с истоков. Расскажите немножко о том, в каком отношении к вере Вы были изначально от семьи, в детстве, в юности. – Отец Георгий, спасибо большое, что пригласили меня на эту передачу. Возможно, кому-нибудь мой опыт понадобится или кому-нибудь поможет в будущих действиях. Действительно, только недавно я узнала, что происхожу из семьи священников . По маме фамилия была Вознесенская и мой прадедушка закончил свою жизнь в одной из тюрем по 58й статье. – Это одна из таких священнических фамилий, потому что это фамилии, которые взяты от церковных праздников , в частности, от праздника Вознесения Господня . Эти фамилии давали ребятам, которые учились в семинариях вместо их прежних обычных фамилий, поэтому, действительно, это такая типично священническая фамилия. Вы этого, наверное, все-таки в детстве не знали, это на Вас определяющего какого-то влияния не оказывало. – Конечно. Более того, семья скрывала этот факт, тем более моя юность приходилось на 90е годы, когда духовная парадигма менялась, политическая парадигма тоже менялась в нашей стране, поэтому был сплошной разброд и шатание. У меня было всегда стремление найти Бога. У меня было всегда чувство, что есть что-то такое, что больше, чем вот эта материальная жизнь, я хотела найти цель своей жизни и у меня не получалось найти эту цель, поэтому я очень страдала. Когда мне было пятнадцать лет, я почему-то стала выходить из тела. – И как это у Вас было – может, во сне было? – Просто ложилась спать и видела себя со стороны, потом не могла вернуться в тело. Сказала об этом маме – ну, конечно, реакция была неодобрительная, потому что мама за меня боялась, что происходит такое, что ни с кем не происходит. Но для меня это был лишь один пункт – больше о том, что есть нематериальная жизнь, и я начала искать Бога дальше. Первые книги, которые мне попались – это были книги Карлоса Кастанеды, которые описывали внетелесные опыты. И я подумала: «Вот, как здорово! Есть кто-то, кто меня понимает, ведь такое есть, это не выдумки никакие!» Я прочитала их все, потом поступила в институт и все это забросила. Вышла замуж, какие-то вопросы бытовые, но со временем эти вопросы духовности у меня все больше и больше начали выходить на поверхность, потому что был внутренний кризис, мне не за что было зацепиться. Когда мне было плохо, я знала, что надо к кому-то обратиться, но я не понимала, куда я должна бежать. Я по себе знаю, что существует что-то нематериальное, но где оно, как найти доказательства?

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-je...

священник Владимир Соколов Заключение Значение культуры в жизни человечества. Главная проблема культурной деятельности Государство у нас светское, – сегодня оно не отделяет от себя Церковь государственными декретами, но прежние границы по-прежнему продолжает охранять, ведь влияние Церкви на культурные и государственные институты сведено к минимуму. Церкви в обществе фактически отведено место некой этно-культурной резервации. Поэтому в настоящее время человек формируется не в лоне культа, а в лоне светской культуры. Его мировоззрение складывается под влиянием культурных институтов: образовательных и воспитательных учреждений, библиотек, средств массовой информации. Парадокс, но большую часть своего свободного времени, современный человек проводит возле телевизора и компьютера. Какое мировоззрение человек усвоит из этих влияний – таким он и будет. Иначе говоря, какова культуратаков и человек. Поэтому в сложившейся ныне ситуации восстановить полноценное влияние Церкви на общество возможно только через Ее влияние на современную культуру. В связи с этим встает вопрос о том, как это влияние сделать духовно реальным и действенным. Архиерейский Собор 2004 года так определил актуальную задачу церковной жизни: «Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования следует активизировать диалог и взаимодействие со светской культурой и наукой» 364 . Для того, чтобы осуществить такое взаимодействие необходимо ясно сознавать, с чем мы будем взаимодействовать. И здесь появляется чисто богословский вопрос: «А что же такое культура? Каково богословское содержание этого понятия?» Такой вопрос может вызвать недоумение, кажется, нет более расхожего сегодня слова, чем культура. Но как раз частое (по любому поводу) употребление этого слова свидетельствует о том, что подлинное содержание этого слова в таком мало осознанном словоупотреблении затирается, смещается и переносится на то, что собственно культурой не является или, наоборот, из культурных явлений исключаются как раз те, которые имеют к ней непосредственное отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Скачать epub pdf I. О русском народе. Владыка Антоний почитал русский народ избранным Богом для насаждения Царства Божия на земле, новозаветным Израилем. Главное призвание русскаго государства владыка Антоний видел в проповеди Св. Православия среди всех народов мира, преимущественно среди восточных, сохранивших аскетическия воззрения на жизнь и потому более способных для принятия Св. Православия. Февральская и октябрьская революции нисколько не поколебали воззрений владыки Антония на богоизбранность русскаго народа. Он находил эти революции естественным завершением той насильственной европеизации России, которая была предпринята Императором Петром I-м и которая получила свое завершение в большевистской революции. Освобождение от безбожнаго большевистскаго ига и возрождение России, по убеждению владыки Антония, возможны через духовное возрождение русскаго народа на почве Св. Православия. Только православная христианская Россия, Св. Русь, выстрадавшая свою жизнь, способна будет к новой жизни. Призвание русской эмиграции владыка Антоний усматривал в том, чтобы в ней самой возродить и укрепить церковно-православный строй жизни настолько, чтобы он мог положительным образом влиять на самую жизнь русскаго народа. На эту тему владыка Антоний произнес много проповедей, написал много посланий и статей. Главнейшия из них мы собрали и постараемся расположить в порядке развития в них идеи Святой Руси. В 1924 году, в связи с обсуждением русской эмигрантской печатью вопроса о том, по какому пути должна пойти будущая Россия, освобождение которой от большевиков ожидалось тогда с года на год, – по западно-европейскому пути, или по своему, самобытному, русскому, владыка Антоний поместил в «Церковных Ведомостях» 1 статью о православной культуре, которую можно разсматривать как бы вводной статьей к дальнейшим его статьям о России. В этой статье владыка Антоний писал следующее: 1. Православная культура. Что такое православная культура? Православие мы понимаем, а вот что такое культура вообще? Цивилизация? Право? Люди думают, что эти понятия реальныя, аксиоматически ясныя, но профессоры головы ломают над их определением и ничего общепринятаго не могут приискать в ответ на эти вопросы об идолах общественной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Трудно показать Бога Советник Ватикана известный режиссер Кшиштоф Занусси - гость " Трибуны " 22.06.2005 434 Время на чтение 9 минут Высокий импозантный мужчина. Голос - густой, волнующий баритон. Интеллектуал, владеющий 7 языками, в том числе и русским. Итальянец по происхождению, аристократ по духу. Уже этого достаточно для того, чтобы приковывать к себе всеобщее внимание. Но Кшиштофу Занусси этого мало. Он - всемирно известный кинорежиссер. Живет в Польше, но считает себя гражданином мира. Его брат - владелец крупнейшей в мире фирмы, производящей бытовую технику. Сам пан Кшиштоф - тоже небедный человек, но деньги для него - не самое главное. В его огромном доме постоянно живут полузнакомые люди, Занусси обожает приглашать в гости, поить, кормить. Совсем недавно принимал у себя 14 российских студентов и носился с ними, как нянька. Скажете, экстравагантные выходки знаменитого чудака? Неправда. Просто " знаменитый чудак " , несмотря на славу и успех, не растерял интереса к людям и способности приходить на помощь. Недаром вот уже 11 лет является советником Папы Римского по культуре. - Пан Кшиштоф, вы долгие годы были советником Иоанна Павла II и сейчас помогаете новому понтифику. А в чем состоит эта помощь? - Только не преувеличивайте моей значимости! Должность советника вовсе не предполагает ежедневного моего присутствия подле Папы. В Ватикане все идет медленно. Комиссии по культуре заседают раз или два в году. Моя задача состоит в том, чтобы епископы, скажем, знали, что такое " постмодернизм " . Когда-то я им объяснил, что такое " Тарковский " . Сейчас, например, моя задача объяснить, что такое " Сокуров " . - Как вы считаете, с приходом нового Папы отношения Ватикана и Русской Православной церкви потеплеют? - Самое главное в наших отношениях - это то, что вы, надеюсь, не хотите делать из нас православных. А я бы не хотел, чтобы вы стали католиками. Наши отношения развиваются, и это главное. - После того как Европа объединилась, многие вдруг заговорили о необходимости объединения религий. Вам эта мысль не близка?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010