— Владыка, как Вы считаете: богатство однозначно портит человека? — Богатство само по себе не является ни абсолютно плохим, ни абсолютно хорошим. Все зависит от того, как человек к нему относится, как пользуется им. В то же время богатство — большое испытание для человека, потому что оно открывает для него много возможностей. А эти возможности всегда с привкусом испытаний, искушений, и не каждый способен их преодолеть. К сожалению, мы весьма часто падаем под бременем возможностей, которые дает нам богатство. Именно поэтому Господь и сказал, что очень трудно богатому человеку войти в Царство Небесное. Ученики спросили: «А кто же может спастись?». И Христос изрек удивительные слова, которые касаются всех, как богатых, так и бедных: человеку это невозможно, Богу — возможно все. Таким образом, все испытания, в том числе искушения, связанные с богатством, преодолимы только силой Божией. Если богатство нам дается, то мы должны максимально использовать его для помощи ближнему. Это особенно актуально в наше тревожное время, когда очень много бедствий из-за тяжелой ситуации на востоке Украины; когда много раненых воинов находится в госпиталях; когда многие люди стали беженцами и остались без крова над головой. Они остро нуждаются в нашей помощи и милосердии. Поэтому сегодня у богатого человека есть широкое поле возможностей для благотворительной деятельности. Кто приобретает таких друзей — ходатаев перед Богом, тот и обретает истинное богатство. Об этом нам говорит Сам Господь: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12: 33–34). скрыть способы оплаты Комментарии Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700 Отправить

http://pravoslavie.ru/82080.html

Так как речь была о богатстве, то Спаситель повелевает юноше оставить все, показывая, впрочем, что Он не только не отнимает у него богатства, но еще и присовокупляет к нему новое, превышающее то, которое повелевает раздать, – настолько превышающее, насколько небо превышает землю, и даже еще более. Под сокровищем же Он разумеет обильную награду, сокровище единственное, которого никто похитить не может, представляя его юноше насколько возможно по-человечески. Итак, не довольно презирать богатство; а надобно еще напитать нищих, и – главное – последовать за Христом, т. е. делать все то, что ни повелит Он, быть готовым на страдания и даже на смерть. «Если», говорит Он, «кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» ( Лук. 9:23 ). Конечно, заповедь проливать собственную кровь гораздо труднее заповеди оставить свое богатство; однако же, и исполнение последней немало способствует исполнению первой. «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью» ( Матф. 19:22 ). Вслед за тем, евангелист, желая показать, что он не без причины опечалился, прибавляет: «потому что у него было большое имение». Действительно, не столько имеют препятствий на пути к спасению те, которые владеют немногим, сколько те, которые погружены в бездну богатства, – потому что страсть к богатству тогда бывает сильнее. И я никогда не перестану повторять, что приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего: возбуждая в них беспрестанно новые пожелания, заставляет через то сознавать всю свою нищету. Смотри вот, какую силу и здесь показала эта страсть. Того, кто с радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что, когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицом и с печалью. Что же Христос? «Трудно богатому войти в Царство Небес­ное» ( Матф. 19:23 ). Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в Царство Небесное богатому, то, что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже препятствие на пути к царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое! Но для чего же Христос сказал ученикам Своим, что трудно богачу войти в царствие небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Для того чтобы научить их не стыдиться бедности и как бы оправдаться перед ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3. И смотри, как чудно здесь Павел выразился. Он не сказал: считая небо и небесные предметы богатством большим сокровищ египетских, – но что? «Поношение Христово». Быть поносимым ради Христа он считал лучшим, нежели жить в удовольствиях; это для него само по себе было наградою. «Лучше захотел страдать с народом Божиим». Вы, говорит, страдаете сами за себя; а он предпочёл страдать за других и добровольно подверг себя таким опасностям, тогда как мог бы и жить благочестиво, и пользоваться благами. «...нежели иметь временное греховное наслаждение». Грехом называется здесь нежелание страдать вместе с другими: это, говорит, он считал грехом. Если же он считал грехом неготовность страдать с другими, то следует, что великое благо – страдание, которому он добро­вольно подвергся, оставив царский двор. Он сделал это, провидя нечто великое. Потому (апостол) и сказал: «поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища». Что значит: «поношение Христово»? Т.е. такое поношение, которое вы терпите, поношение, которое терпел Христос, или то, что он потерпел за Христа, когда злословили его за камень, из которого он извёл воду: " камень же, – говорит, – был Христос» ( 1Кор.10:4 ). Когда бывает поношение Христово? Когда мы, оставляя отеческие обычаи, терпим поругание, – когда, страдая, прибегаем к Богу. Так и он терпел поношение Христово, когда слышал: «не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина» ( Исх.2:14 )? Поношение Христово в том, чтобы терпеть до конца и до последнего издыхания, подобно как сам Он терпел поношения и слышал: «если Ты Сын Божий» ( Мф.27:40 ), от тех, за кого распинался, от своих соплеменников. Поношение Христово в том, когда кто терпит поношение от своих, от тех, кому благодетельствует. Так и Моисей терпел поношение от того, кому благодетельствовал. Здесь (апостол) ободряет их, показывая, что так терпел Христос и Моисей, два знаменитые лица; это поношение более Христово, нежели Моисеево, так как происходило от своих. И как последний нисколько не противился, так и первый не посылал молний, но, когда Его поносили, Он переносил всё от кивавших своими главами. Так как, вероятно, и они (тогдашние евреи) слышали то же и желали воздаяния, то (апостол) говорит, что Христос и Моисей также страдали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Еф.3:16 . да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, Еф.3:17 . верою вселиться Христу в сердца ваши, Еф.3:18 . чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, Чего же я молю для вас? Да даст вам Бог, богатый и желающий прославления имени Своего, утвердиться в борьбе с искушениями, так чтобы не только не смущаться ими, но и переносить их. И не довольствуется выражением «утвердиться», но прибавляет: «крепко», прося изобильных для них благ. Как же «утвердиться»? «Духом Его», ибо Он есть подающий крепость. Как и Исаия называет Его «Духом крепости». И не только утвердиться, но гораздо более и сильнее, – «вселиться Христу в сердца ваши», не на поверхности, а в глубине. Каким же образом? «Верою». Ибо в верных сердцах обитает Христос, приходя с Отцом и творя в них обитель, как Он и предсказал ( Ин.14:23 ). А этого вы достигните, когда укоренитесь в любви Его и не будете колебаться и смущаться. Итак, апостол испрашивает для них двух благ: чтобы они укрепились Духом и чтобы вселился Христос в сердца их; или же чтобы вы, говорит, утвердились и стали достойными того, чтобы вселился Христос в сердца ваши. могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, О чем вначале он молился, чтобы дан был им Дух премудрости и откровения к познанию того, в чем состоит упование звания их и прочее, – то и теперь говорит: чтобы вы «могли постигнуть со всеми» верующими тайну совершенного ради вас, – она столь велика, что простирается по всем направлениям. Посему и описал ее внешними чертами, приписывая ей и верх, и низ, и боковые стороны. Ибо, говорит, хотя я и объяснял, невозможно из моих слов понять это в достаточной мере, но только через Духа Святого: не иначе вы можете постигнуть это, как получив подкрепление от Духа. Ибо нужна великая крепость, и если не вселится в вас Христос, мы ничего не в состоянии сделать. Григорий же Нисский говорит, что широтой, долготой, глубиной и высотой обозначается крест: посему апостол молился за ефесян, чтобы они возмогли постичь тайну Креста. Ибо все домостроительство им объемлется и самое важное в нем – Крест, в котором особенно проявляется любовь Божия, как и Господь говорит ( Ин.14:12 ). Посему и Павел указывает на эту любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Так Бог Отец, вместе с Сыном Божиим, имел равное соизволение как на призвание язычников, так и на смерть Иисуса Христа. Под частью достояния моего можно, далее, разуметь сокровище, и тогда приведенное место будет иметь следующий смысл: Бог Отец есть дорогое сокровище наследия моего из язычников, как бы так говорит Сын Божий; кроме того Он есть сокровище и сущность также и моего учения: потому то в Евангелии Иисус Христос повсюду говорит об Отце. Наименование же части, но не сокровища или богатства, употреблено в псалме применительно к следующему месту Писания: «часть моя еси на земли живых» ( Пс.141:6 ). В обыкновенном человеческом быту, когда сыновья разделяют между собою отцовское достояние на отдельные части, часть каждого составляет его собственное сокровище или богатство. Поэтому, справедливо можно выразить одно и то же понятие и словом часть, и словом сокровище или богатство, и словом удел наследственный по той причине, что это достояние во первых разделяется на части, далее, что оно прибавляет богатства тому, кому достается, что оно наконец достается, как некоторое наследство после отца. Под чашею разумеется учение Христово, которое справедливо сравнивается иногда с виноградным вином, так как веселит принимающих оное и так как сам Христос называется иногда виноградною лозою. Ты еси устрояяй достояние мое мне Язычники, которые суть творение Сына Божия и вмести Бога Отца, некогда впали в идолопоклонство, но впоследствии отстали от него и уверовали во Христа: это то деяние Спаситель и относит здесь к Богу Отцу, как к причине. Приведенное место весьма сходствует с предшествующим нашим изъяснением. Потому то именно, как бы говорит Иисус Христос, обращаясь к Богу Отцу: Ты участник в моем достоянии и в чаше моей, что Ты возвратил Мне это достояние. Слово «достояние» употреблено прежде слова «чаша», потому что оно послужило причиною смерти Спасителя; за него именно Он и умер. По поводу сказанного выше, мы считаем нужным сделать здесь некоторое незначительное отступление от прямого изъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Есть среди нас также любители воспевать правду победителей, в любой схватке примазывающиеся к тем, кто им кажется потенциальным победителем, и готовые исповедовать любую истину, которая отвечает интересам потенциальных победителей. Есть целые слои населения, которые подобны флюгеру — всегда на стороне сильных и агрессивных, а не слабых и беззащитных. Таковым стоит вспомнить, что история человечества заканчивается победой Злодея с большой буквы. И небо свернётся, как свиток, и мир сей закончится — потому что выберет сильного, уверенного в себе Варавву, а не Христа. Но Христос придёт спасти своих, и тем победит — только это Его победа, а не наша: мы выберем Варавву-Антихриста. Слаб человек... Мы всё время искушаемся силой, дородностью, богатством, авторитетом, престижными титулами и званиями, забывая, что Христос зачем-то пришёл «в зраке раба», а не титулованной особы. Сегодня важно вспомнить как именно проходил суд над Спасителем, кто, за что и почему судил Его — то же самое, вероятно, произойдёт и с христианами последних времён. Показательным кажется вот это описание поведения Христа и его обидчиков: «Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин.18:22-23). Очевидно, что Христос вёл себя подобно Достоевского — обращаясь не к титулу, а к человеку, вне социальных шаблонов. За это  его ударили: мол, что за манеры? Помни кто ты есть и с кем разговариваешь! Невинного обвиняют, и Он просто говорит: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?». Христос предлагает апеллировать к фактам, к истине, а не к авторитету, потому что авторитеты порой попирают истину. Он, истинный Бог и истинный Человек, представляющий богочеловеческую полноту человека, говорит от сердца к сердцу мимо сановных условностей и сквозь них.  Говорит об истине. От него же требуют соблюдения условностей при поругании истины. 

http://radonezh.ru/analytics/kak-zhit-14...

Не богатство – само по себе есть зло, а берегущие его – злы и достойны осуждения, ибо должно не иметь его, то есть держать у себя, а употреблять на пользу. Оно потому и называется богатством, что назначено для полезного употребления, а не для сбережения. Поэтому берегущим и запирающим его трудно «войти в Царствие Божие». А слово «трудно» значит здесь то же, что невозможно. Богатому человеку действительно слишком трудно спастись. Это видно из того примера, который присовокупляет Господь, говоря: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Под названием верблюда разумей или самое животное, или толстую вервь (канат), употребляемую на больших кораблях. Итак, человеку, пока он богат, невозможно спастись. Но от Бога это возможно. Христос сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» ( Лк.16:9 ). Видишь ли, как все становится возможно, когда слышим Слово Божие! «Человекам это невозможно», то есть невозможно тогда, когда рассуждаем по-человечески. Но почему ученики так изумлялись при этих словах? Ведь сами они никогда не были богаты? Я думаю, что они в сем случае заботились о всех людях, так как уже начинали быть человеколюбивы. Некоторые недоумевают, как Христос сказал, что «всё возможно Богу». Неужели Он может и погрешить? На это мы отвечаем, что когда Христос говорит: «всё», то разумеет все существенное, но грех не есть что-либо существенное: грех есть нечто несущественное, недеятельное, или, иначе сказать, грех есть принадлежность не силы, а немощи, как и апостол говорит: «Христос, когда еще мы были немощны... умер» ( Рим. 5, 6 ), и Давид говорит: «Умножаются скорби их» ( Пс.15,4 ). Значит, грех, как немощь, невозможен для Бога. Но может ли Бог, – говорят, – сделать и бывшее, как не бывшее? На это скажем: Бог есть Истина, а сделать бывшее, как бы не бывшее, есть ложь. Как же Истина сделает ложь? Для этого Ему надлежало бы сперва изменить Свое Существо. Говорить таким образом значило бы сказать, что Бог может не быть и Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Детей мы наказываем за леность, и иудеев Господь наказывал в пустыне, как бы в школе, за то, что не могли усвоить закона духом своим и, обещая на словах соблюдать его, на деле нарушали его. Мы нисходим к детским слабостям, так и Господь. Иудеям, как неразумным детям, особенно свойственна была страсть гнева, и Бог говорит им: око за око, или: Я буду врагом врагов твоих и возненавижу ненавидящих тебя. Все это – учение азбуке, но раньше ее нельзя преподавать совершенного знания. Минь. Т. XI. С. 328 Творения Т. XI. С. 391 своими словами 1234. Богатство веры Беседа V . Кое богатство славы тайны сея во языцех ( Кол. 1:27 ). Людей, более бесчувственных, чем камни, вдруг возвести к достоинству ангелов, единственно посредством безыскусственных слов и одной веры, без всякого труда, – это действительно слава и богатство тайны... Не знавшие даже, что есть Бог, вдруг стали сопрестольниками Бога. Минь. Т. XI. С. 332 Творения Т. XI. С. 396 1235. Прием проповеди искусства Беседа VI . Сначала апостол предложил решение, а потом возражение. Такое решение устраняет подозрение, и слушатель скорее соглашается, когда говорящий не о том заботится, чтобы опровергнуть возражение. В последнем случае, слушатель старается о том, чтобы не быть побежденным; а тут – не бывает этого. Минь. Т. XI. С. 339 Творения Т. XI. С. 405 1236. Крещение новое творение Когда создает нового человека (в крещении), не приводит к нему зверей, но демонов и князя их, и говорит: наступайте на змию и на скорпию (ср.: Лк. 10:19 ). Чтобы ты не слушал змия, сейчас же научаешься говорить: отрицаюся тебя сатана, то есть, чтобы ты ни сказал, не послушаю тебя. Минь. Т. XI. С. 342 Творения Т. XI. С. 409 1237. Строгость пастыря к согрешающим необходима Беседа VII . Если вы будете продолжать такую жизнь, я не потерплю более; я не приму вас; не позволю переступить этот порог. Что мне до того, что больных много? Что же будет, если, уча вас, не воспрепятствую прихотям? 12 было учеников; а послушай, что говорит им Христос: еда и вы хощете ити ( Ин. 6:67 )? Если мы будем все поблажать, – когда же исправим вас? Когда принесем пользу? Но есть, говоришь, другие ереси; переходят и туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Жаждавший Христос сказал ей: Дай мне пить. Самарянка удивилась, что Иудей просит у неё пить, и высказала это удивление. Но Господь сказал ей: Если бы ты знала, Кто говорит с тобою, и какой дар (то есть, какое счастье) Бог послал тебе в этой встрече, то ты сама обратилась бы к Нему с просьбою утолить твою жажду; и Он дал бы тебе воду живую – Самарянка не поняла сказанного; она думала, что её Собеседник говорит об обыкновенной воде, и опять выразила удивление: Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодезь глубок; откуда же возьмешь Ты воду? Иисус сказал ей: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Смысл этих слов таков: Вода и все вообще земные блага удовлетворяют наши потребности лишь временно; сколько бы мы ни пользовались ими, все таки чувствуем себя неудовлетворенными: по мере удовлетворения одной потребности, являются другие; по мере достижения одной намеченной цели, открываются все новые и новые. Жажда наслаждений, богатства, власти – неутолима; и если человек все счастье свое полагает в достижении этих благ, то он несчастнейшее существо; ибо, сколько бы он ни пил из этой чаши земных благ, он все-таки возжаждет опять. Кто же уверует в Иисуса Христа, тот узнает, что цель кратковременной земной жизни есть подготовление к жизни вечной; тот уже не будет жаждать никаких иных благ, кроме этой блаженной вечной жизни. И это учение Христово будет для него как бы источником воды, который течением своим приведет его в жизнь вечную. Не поняла самарянка этих слов Иисуса Христа и сказала: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Желая, чтобы самарянка догадалась, наконец, Кто говорит с ней, Христос сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего». Она ответила: «У меня нет мужа» Христос сказал ей: «Правду       ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Это особенно и есть богатство, чтобы не нуждаться в богат­стве. «Слава и богатство – в доме его». Здесь больше не требуется объяснений. Они имели славу от Бога, и она следовала за ними, по слову божественному: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Кто славнее их? Их принимали, как ангелов Божиих, приносили имущество и полагали к ногам их; они были даже знаменитее носивших диадему. Какой царь шествовал с такою славою, с какою Павел приводил всех в изумление, везде проповедуя, разрешая узы смерти, про­гоняя болезни, обращая в бегство бесов и даже посредством одежд своих совершая такие дела? Он делал землю небом и руководил всех к добродетели. 3. Если же так бывает на земле, представь, какой славы удостоятся добродетельные на небесах. Что значит: «в доме его»? Значит: с ним. Внешнее же богатство находится не с тем, кто владеет им, потому что оно находится не в безо­пасности, но в руках клеветников, льстецов, властителей, слуг; потому владеющий им и разбрасывает его повсюду, не надеясь всецело удержать его дома; для того и приставляются к нему стражи и хранители, хотя это нисколько не помогает, так как оно и при всем том может убежать. «И правда его пребывает в век века». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «и мило­сердие его пребывает в век века» ( λεημοσνη). Здесь пророк говорит или о добродетели вообще, или о добродетели, противоположной не­справедливости, или, как выражено у другого переводчика, разумеет человеколюбие, милосердие. Действительно, такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может по­гибнуть. Все дела человеческие разрушаются, а плод мило­сердия остается всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств. Хотя тело человека разрушится, но милосердие не погибнет вместе с жизнью, а пойдет пригото­вить ему обители, о которых говорит Христос: «в доме Отца Моего обителей много» ( Ин.14:2 ). Таким образом оно пре­восходит все человеческое и своим постоянством и неизменяемостью, которых не имеет ничто житейское.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010