Значит, кровь тельца и козла, приносимая каждый год, не давала искупления грехов народа, а была лишь его символом и таила в себе указание на грядущие события. Реальность, которая скрывалась за прообразами, — искупление грехов всего человечества Кровью Иисуса Христа. Церковь также признаёт Святая Святых прообразом Девы Марии, Которая вместила в Себе Самого Бога во плоти: «Святых Святая Богородице Всепетая, чаяние языков, и Спасение верных, из Тебе возсия Избавитель и Жизнодавец, и Господь: Егоже моли спастися рабом Твоим». Согласно преданию, Богородица входила в Святая Святых второго храма. Это событие Церковь празднует как Введение во храм Пресвятой Богородицы. В христианских храмах нет помещения, которое по функциям соответствовало бы древнему Святая Святых. Но алтари наших храмов так же святы, ведь в них во время таинства Евхаристии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Иисуса Христа — Сам Господь, истинный Бог и совершенный Человек, присутствует в алтаре. Как и в Святая Святых, так и в алтарь не заходит никто из непосвященных, только священно- и церковнослужители. Происхождение выражения Для древнееврейской культуры характерны обороты, в которых однокоренные слова повторяются – они указывают на превосходную степень чего-либо. Бог называется Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим 6:15, Откр 19:16). Это значит, что все цари должны служить Ему, и все земные господа признавать, что и у них есть Господин — Бог. Также и Святая Святых — это самое главное святое место. По-еврейски оно называется Кодеш ха-Кодашим. Слово «кодеш» переводится как «святой». В древнееврейском языке оно имело смысловые оттенки особой причастности Богу, отделённости от всего обыденного и греховного. Иное название, давир, возможно, происходит от глагола «давар» — говорить: оттуда, из пространства между двумя херувимами на ковчеге завета, раздавался голос Божий Моисею (Чис 7:89) и первосвященникам. На греческий язык Кодеш ха-Кодашим переводится как «Хагиа тон Хагион». Переводчики Библии на церковнославянский язык точно скалькировали это выражение: Святая Святых. Молитва «Святая Святых»

http://foma.ru/svjataja-svjatyh.html

Parisot 1894, xxii; Nau F. Aphraate le Sage//Dictionnaire d " Histoire et de Geographie Ecclesiastique, t.3. Paris, 1924. Col. 936; Baarda 1975, 5. 13 Aphraate le Sage Persan 1988, 36. 14 См.: Duval R. La litterature syriaque. Paris,1899. P. 218–219; Parisot 1894, XIII; Theodoret de Cyr 1977, 24. 15 Theodor. Hist. rel. 8,1:1–15:16 (TLG 4089/4). См. Theodoret de Cyr 1977, 372–379. 16 Theodoret de Cyr 1977, 47. 17 Муравьев А. В. Афраат//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С.184. 18 Aphraate le Sage Persan 1988, 38. 19 Baarda 1975, 1–2. 20 Aphraate le Sage Persan 1988, 65–66. 21 Parisot 1894, col.1049. 22 Parisot 1894, col.1,4. 23 Parisot 1894, col.2–3. 24 Wright 1869, 6–43 (сирийская пагинация). 25 Начало Письма не сохранилось в оригинале, но есть в армянском переводе. Мы воспользовались его латинским переводом. 26 Мф. 10:8. 27 Мф. 25:29. 28 Мф. 7:24–27; Лк 6:44–49. 29 Рим. 8:30. 30 Иер. 7:4–5. 31 2 Кор. 6:16; Лев. 26:12. 32 1 Кор. 3:16; 6:19; 2 Кор. 6:16. 33 Ин. 14:20. 34 1 Кор 3:10. 35 1 Кор 3:11. 36 1 Кор 3:16. 37 Ин 10:30. 38 Пс 117:22. 39 Ин 19:15. 40 Лк 19:12–14. 41 Иез 13:10–11. 42 Иез 22:30. 43 Ис 28:16. 44 Мф 21:44. 45 Дан 2:34. 46 Пс 84:12. 47 Пс 84:12. 48 Дан 2:34–35. 49 Пс 18:5; Рим 10:18. 50 Мф 28:19 51 Зах 4:7 52 Ин 1:1. 53 Ин 15:12. 54 Ин 15:15. 55 Еф 2:4–5. 56 Еф 5:2. 57 Зах 3:9. 58 Ис 11:2–3. 59 Зах 4:10. 60 Ис 49:6. 61 Пс 118:105. 62 Ин 1:1. 63 Ин 1:5. 64 Ин 1:11. 65 Мф 10:27. 66 Мф 5:14. 67 Мф 5:16. 68 Ин 12:35. 69 Ин 12:36. 70 Ин 8:12. 71 Мф 5:15; Мк 4:21; Лк 8:16. 72 Пс 118:105. 73 Ос 10:12. 74 Лк 15:8. 75 Исх 20:2; Втор 5:6. 76 Ос 10:12. 77 Ис 55:6–7. 78 Ин 1:5. 79 Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44. 80 Зах 14:6–7; Ам 8:9. 81 1 Кор 3:10–12. 82 1 Кор 3:13. 83 Дан 3:21–22. 84 Дан 3:48. 85 Быт 19:24–28. 86 Чис 3:4; Лев 10:1–2. 87 Чис 16:35. 88 4 Цар 1:9–16. 89 4 Цар 2:11. 90 Дан 3:22. 91 Ис 66:16. 92 Ис 66:24. 93 1 Кор 3:11. 94 1 Кор 13:13. 95 Быт 4:4. 96 Быт 5:24. 97 Быт 6:9. 98 Быт 15:6; Рим 4:9. 99 Мал 1:2–3; Рим 9:13. 100 Пс 80:6. 101 Исх 7:14 — 13:16. 102

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

П. Совершенно. К. Должно также, я думаю, сказать и о том, что когда уже была принесена от каждого и за всех жертва, тогда было положено начало Божественных откровений во святой скинии священнотаиннику Моисею. Написано же еще так в книге Чисел: «вот приношения при освящении жертвенника после помазания его. Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему» ( Чис.7, 88–89 ): ибо лишь после того, как совершена была как бы святая скиния и явлена была миру истинная святыня, то есть Церковь , был к нам глас Бога и Отца; а Он «глагола нам в Сыне» ( Евр.1, 2 ), Которого мы называем «очистилищем» за грехи наши, по Писаниям ( Рим. 3, 24 ; сн. 1Ин. 2, 2 ). Сверху херувимов был глас; потому что Бог превыше и вне твари, имея существенное и присущее Ему превосходство пред всем произведенным. Передавая же нам эти свыше и от Отца исходящие гласы, Сын, истинное очистилище, говорил: «Слова, которые говорю Я вам, не суть Мои, но пославшего Меня» ( Ин.14:10, 12:49, 6:38–40, 63 ). Итак, сверху очистилища был глас. Немало удивился бы ты также, если бы обратил внимание и на порядок, в каком приходили начальники колен: по назначению каждому отдельно дня, в который должно было исполнять постановленное и принести дар, они приходили в порядке, согласно воле Законодателя: но только не по порядку рождения или по возрасту, а также и не смешанно и без всякого порядка, но напротив располагались как бы в таинственном распорядке. П. Что такое говоришь ты, я не могу понять; изложи это мне яснее. К. Хочешь ли, мы в порядке и последовательно скажем происшедших от Иакова? Тогда стало бы весьма ясным нам самое отступление от порядка в прихождении князей. П. И очень. К. Итак, первородный – Рувим, а за ним Симеон, Левий и Иуда от одной матери Лии; Вала же потом служанка рождает Дана и Неффалима; а равно Зелфа, рабыня Лии, – Гада и Асира, Лия же к прежним четырем – Исахара и Завулона. Родились и от Рахили Иосиф и Вениамин. Таким образом четыре первые от Лии, от свободной: Рувим и Симеон, Левий и Иуда; затем от двух служанок Валы и Зелфы четыре: Дан и Неффалим, Гад и Асир; другие же еще кроме сих четыре: два от Лии – Исахар и Завулон, и два от Рахили – Иосиф и Вениамин. Необходимо припомнить также и то, что наследие Иосифа разделилось на два поколения: Ефрема и Манассии, от него происшедши ( Быт. 49 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Месяц есть образ Еммануила, а год есть образ новой твари; тем же, что в исчисление входят только мужи, показывается, что в число небесных вчиняются только совершенные, крепостью подобные мужам, а не те, которые по нерадению и недеятельности сделались женоподобными. И тем, что все имена собраны и вписаны по двенадцати родоначальникам колен, изображается то, что дольние двенадцатью апостолами вписаны в Церковь земную; а вероятно, и горние так же вписаны по главам сонмов своих. Колено же Левиино, которое, происходя от того же родоначальника Израиля, не вошло в исчисление вместе с Израилем, служит образом того, что святые, хотя они и от мира, но не принадлежат к миру. И князи Ангелов выше сонмов своих, как глава выше членов. И да стрегут левити… стражу скинии (Чис. 1:53). Этим означается наблюдение над облаком, чтобы как скоро двигается облако, днем ли то или ночью, так же двигались вместе с облаком и Евреи.   Глава 2 На восточной стороне от скинии располагались станом колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; в их станах было сто семьдесят шесть тысящ и четыре ста , вошедших в исчисление. Они ставили стан первые. Рувим, Симеон и Гад располагались станом к югу от скинии, в их станах было сто пятьдесят едина тысяща и четыре ста и пятьдесят , и они ставили стан втории (Чис. 2:16). Когда воздвизались (были поставлены) эти колена, тогда воздвигалась и скиния с полком левитским посреде полков (Чис. 2:17), упомянутых раньше и следовавших за ней. Полки Ефрема, Манассии, Вениамина располагались станом на запад от скинии, в их станах было сто семь тысящ и сто ; они воздвизались третии (Чис. 2:24). Дан, Асир и Неффалим располагались станом к северу от скинии; в их станах было сто пятьдесят седмь тысящ и шесть сот . Они должны были идти последнии (Чис. 2:31).   Глава 3 И сочте… Моисей… сынов Левииных , которым заповедано было наблюдать за облаком: и… сии сынове Левиины от имен их , сыны Гирсони: Ловени и Семей (Чис. 3:16–18). Число мужеского пола их, от месяца… и вышше… седмь тысящ и пять сот (Чис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

(Чис. 24:10–15).   В четвертый раз он говорит уже без просьбы царя, т. е. говорит то, что Господь влагает ему непосредственно, желая возвестить будущее моавского народа и всего мира. «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит ведения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко». (Это место и есть мессианское пророчество. Именно эти слова «вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко» (Чис. 24:17). «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:15–17). Здесь имеются в виду не только люди Моава, но все, кто стоит вне Царства Божия, вне Христа. Здесь пророчество о явлении Мессии , о моавитянах, о хананеянах. Символы жезла и скипетра употребляются как символы по отношению к Мессии.   После этого Валаам вернулся к себе, а Валак пошел своей дорогой. 25 глава говорит о впадении израильтян в идолопоклонство. В данном случае мы видим, что Израиль «прилепился к Ваал-Фегору» (Чис. 25:3) и начинает приносить различные жертвы и совершать обряды, которые полагались этим идолам. Жертвы были связаны прежде всего с блудодеянием, а поклонением богам — с вкушением идоложертвенного.     «И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Чис. 25:3–4).     «И вот, некто из сынов Израиля пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания» . (Чис. 25:6). т. е. когда скорбели. А это был человек, которому все было без разницы: когда весь народ скорбит, он приводит к себе женщину-мадианитянку. И один из израильтян, Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, увидел это, взял в руку свою копье, вошел вслед за израильтянином в спальню и поразил их обоих, «Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  Глава 24 Возсияет звезда от Иакова . Это — Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов. И востанет князь от Израиля , это — Зоровавель. И погубит исполины Моавитския по возвращении из плена, и пленит вся сыны Сифовы , то есть царства, сопредельные Иудее. Начало языков Амалик , потому что он первый вступил в брань с Израилем. И конец его погибнет в век (Чис. 24:17, 20). Это — Антиох, один из преемников Александра, утеснявший Евреев во времена Маккавейские.   Глава 25 Вниде вслед человека Израилтянина в ложницу, и прободе обоих , и возревновал ревностью Моею в них . И тем что возревнова по Бозе своем и умилостиви о сынех Израилевых. Имя же человеку… Замврий, сын Салмонь (Чис. 25:8, 11,13–14). Этот Замврий, сын Салмона, который в глазах братии своих дерзнул войти к Мадианитянке и которого начальники народа не убили за это, есть образ сатаны, который бесстыдно вводит в грех сынов человеческих. А то, что Замврия не убили начальники народа, служит образом, что и сатану не могли одолеть и Небесные Силы, и праотцы, и пророки; одолел же его Еммануил (Которого изображает Финеес), Который Крестом Своим низложил и сокрушил сатану и всю силу его. И преста вред от сынов Израилевых (Чис. 25:8). Так приведена в бездействие сила смерти, как только отнят грех. И имя жене Мадианитыне… Хазви, дщи Сура (Чис. 25:15), начальника племени из поколения Мадиамского. Когда умерщвлена была Хазви в куще её, тогда все Мадианитянки убоялись подобной смерти, сняли шатры свои и убежали. Для сынов Израилевых прекратилась возможность грешить, потому что сети бежали от добычи, чтобы не впадала она в сети. Сулица (копье), вонзенная в Замврия и Хазви, положила предел гневу, излитому правосудием на народ, навела страх и ужас на весь сонм и возбудила вопль в семействе убитых. А Моисей обратился к молитве, чтобы успокоиться от скорби, какую производил в нем вид мертвых тел.   Глава 27 И сия имена дщерей Салпаада: Маала и Нуа, и Егла и Мелха и Ферса (Чис. 27:1). Дочери Салпаада говорили, что отец их не был в числе тех пяти, которые восстали на Господа и преогорчили Его своими курениями, но в пустыне греха ради своего умре (Чис. 27:3), как и все шестьсот тысяч Евреев, и не был пожжен огнем, и не сошел во ад живой. Поэтому дано повеление, чтобы каждый имел наследие в своем колене, и наследие одного колена не смешивалось с наследием других колен и не переходило в другое колено. В ином смысле дочери Салпаадовы, получающие наследия вместе с другими собратиями, изображают святых жен, которые вместе с мужами приемлют наследие во Царствии Божием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Конференция, посвященная традиционной народной культуре. Состоится 17 февраля. Москва, Литературный музей, ул. Петровка. Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Выставка художника Владимира Телина продлится до 21февраля. Москва, галерея «Арт Прима», Чистопрудный бульвар Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Фотовыставка лучших публикаций журнала «Фома» – « Территория радости » откроется 25 февраля в Берлине в Российском доме науки и культуры Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Выставка выдающегося английского художника Уильяма Тернера (1775-1851) – более ста работ из собрания Галереи Тейт (Лондон) – работает ГМИИ им. А. С. Пушкина до 15 февраля Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Кинолекторий протоиерея Георгия Митрофанова «Духовная судьба России в отечественном кинематографе» пройдет в Санкт-Петербурге в Православном просветительском центре при храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери 13, 27 февраля Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Лекции по византийскому искусству V-XV веков пройдут в особняке Румянцева в Петербурге 12,26 февраля. Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »). 3 фильма к Прощеному воскресенью: « Чучело », 1983, СССР. Режиссер Ролан Быков //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »); « Покаяние », 1984, СССР. Режиссер Тенгиз Абуладзе //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »); « Папа », 2004, Россия. Режиссер Владимир Машков //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »). 1 книга февраля: Протопресвитер Александр Шмеман . Беседы на Радио «Свобода». – Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009. Рекомендует Егор Агафонов , старший редактор издательства ПСТГУ//Фома. - – февраль 2009. – С.89,91. – (рубрика « Путеводитель. 1 книга февраля »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Суббота – день, когда восстанавливаются истинные отношения с Богом, когда человек может всем своим существом исполнить первую заповедь. В этот день принято изучать Тору и совершать особую трапезу – седер, – на которой преломляется хлеб и выпивается благословленное вино. Суббота освящает само время, и ее несоблюдение означало выпадение человека из времени, в котором живет народ Божий, а значит, и из жизни. В субботу прекращалось всякое обычное дело, не было места даже покаянию. В некоторых раввинистических текстах сказано, что Мессия придет в субботу и Царство Его – Царство вечной субботы. Не стоит отождествлять иудейскую субботу с христианским воскресением, которое празднуется в первый день седмицы и является развитием и раскрытием субботнего празднования (так называемое богословие восьмого дня). Кощунство Чис 1:51. Когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 3:10. Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 3:38. А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 18:7. Ты [Аарон. – Ред.] и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти. Комментарий Кощунство, как нечувствие и осквернение святыни (через шутку, поругание или небрежение), связано с нарушением первой заповеди и является не просто пассивным состоянием. Оно понималось как активное действие сознательного разрушения сообщества. Богохульство Лев 24:15–16. Сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-smertnyk...

Наступил второй год после выхода евреев из Египта. В двадцатый день второго месяца облако присутствия Господня поднялось над Скинией. Это был знак, по которому евреи должны были собираться в путь. Заиграли серебряные трубы. Израильтяне свернули шатры и двинулись на северо-восток, к границам обетованной земли. Длинная колонна странников шла в заранее установленном порядке. Шествие открывали левиты — они несли на шестах Ковчег Завета, разобранную Скинию и священные сосуды. Когда священники поднимали Ковчег Завета, Моисей говорил: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от Лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Чис. 10:35). Когда же народ делал остановку и левиты опускали Ковчег, тогда Моисей говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Чис. 10:36). За левитами шли племена, каждое под своим знаменем, а в конце гнали огромные стада овец и вьючных ослов. Колонну охраняли специальные вооруженные отряды и высланные вперед разведчики. Хотя от Синая до Ханаана по прямому пути было не очень большое расстояние, но, в виду отсутствия хороших дорог, евреи медленно и с большим трудом пробирались по горным ущельям и долинам Синайского полуострова. Три дня шли они по пустыне под палящими лучами солнца и снова возроптали. Поскольку запрещалось закалывать овец, люди питались одной манной, на которую многие, особенно прихотливые люди, смотрели с отвращением. Вдобавок ко всему в стане однажды вспыхнул пожар и уничтожил много ценного имущества. Обескураженные трудностями, голодом и понесенными потерями, израильтяне горестно сидели перед своими шатрами и сетовали на Моисея за то, что он уговорил их покинуть Египет. С нежностью и глубокими воздыханиями вспоминали они добрые старые времена, забыв о рабстве и преследованиях: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис. 11:5–6). Моисея глубоко оскорбило малодушное поведение его народа, и он с дерзновенной молитвой обратился к Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?.. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня…» (Чис. 11:11, 14). Господь услышал слезные воздыхания Своего верного раба и повелел ему избрать из среды израильтян семьдесят старейшин, которые должны были помогать ему управлять народом. Семьдесят старейшин с этого времени составляли постоянный совет при Моисее. Совет старейшин спустя много веков был переименован в Синедрион — высший орган управления в Израиле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

4: 18). Но тем кичимся, что живем в яме и пещере? Все это – знаки самоумерщвления и беззаботности о земном. Поэтому то, что избрал ты себе как средство для преуспевания в добродетели, да не служит тебе поводом к падению в гордыню. Не уподобляйся неразумному ковачу, который не знает своего дела и вместо куска железа пытается раскалить дерево. Итак, всеми силами должны мы держаться смиренномудрия. Но ты богат и остаешься в пределах праведности? Впрочем, не достиг еще меры Авраама, который говорил: аз же есмь земля и пепел (Быт. 18: 27). Но на тебя возложено попечение о людях? И Моисей принимал на себя попечение о народе. После того, как Бог рукой Моисея и Аарона поразил Египет и иссушил Чермное море, и немокренно (посуху) перевел сынов Израилевых, и ввел их в эту страшную пустыню, и приблизились они к пределам Моавитским, и увидели Моавитяне многочисленность народа, – и рече Моав, как написано, старейшинам Мадиамлим: ныне потребит сонм сей всех, иже окрест нас, якоже потребляет телец злак на поли (Чис. 22: 4); ибо сделано было перечисление народа, кроме жен, детей и левитского колена, и число их от двадесятилет и вышше, всяк исходяй ополчатися во Израили, шесть сот тысящ и три тысящы и пять сот и пять десят (Чис. 1: 45–46). И над всеми ними вождем был Моисей. И, став собеседником Божиим и увидев славу Господню, не превознесся он сердцем, не вознерадел о смиренномудрии. Поэтому и Священное Писание свидетельствует: И человек Мои сей кроток зело паче всех человек сущих на земли (Чис. 12: 3). Но ты красив видом, крепок силой, увенчан диадемой? Впрочем, не достиг меры царя Давида, который смиренномудренно говорил о себе: Аз же есмь червь, а не человек (Пс. 21: 7). Но ты имеешь ведение, и мудрость, и воздержание? Впрочем, не пришел еще в меру трех отроков и пророка Даниила, из которых один говорил: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица, якоже день сей (Дан. 9: 7); другие же говорили: душею сокрушенною и духом смиренным да прияти будем (Дан. 3: 39). И если праведники показывали в себе столько смирения, то сколь смиренными должно быть нам, грешникам! Ибо превозноситься и думать о себе много есть плотское мудрование.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010