Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Хлеб (Bread) Хлеб из пшеницы или ячменя был в библейские времена одним из основных продуктов питания. Его значение (в Сир. 29:24 он назван «главной потребностью для жизни») явствует из слов «хлебная опора» ( Иез.5:16; 14:13 ), в которых выражается мысль, что хлеб дает человеку возможность ходить. Это настолько очевидно, что под хлебом часто понимается просто «пища», и такое употребление этого слова сохраняется в современных переводах. Выражение «не одним хлебом» ( Втор.8:3 ) означает «не одной пищей» (ср. Быт.3:19 ; Чис. 21:5 ; Лк.15:17 ). Хлеб не только служил пищей для человека, но и использовался в религиозных обрядах. Он был одним из приношений Господу ( Исх.29:2 ; Лев. 2:4–16 ). Законом устанавливалось также, чтобы на столе перед Святым-святых всегда лежали двенадцать свежих хлебов (так называемых «хлебов предложения», Исх.25:30 ; 1Пар.9:32 ; Евр.9:1–5 ). Кроме того, по ветхозаветному закону, на пасху предписывалось есть пресный хлеб ( Исх.12:1–28 ). Хлеб как дар . Предложение хлеба часто служило проявлением гостеприимства ( Быт.14:18 ). Это было столь распространенным обычаем, что Иисус, отправляя миссионеров, сказал им не брать с собой хлеба ( Мк.6:8 ). Предполагалось, что хлеб им будут давать те, кто примет их послание. Но прежде всего хлеб – это Божий дар. Ибо именно Бог исполняет благ алчущих ( Лк.1:53 ). Поэтому за хлеб возносят благодарение ( Лк.9:16 ). Хлеб производится человеком – человеческими руками готовится тесто ( Мф.13:33 ) и выпекается сам хлеб ( Ис.44:19 ), – однако тесто невозможно приготовить, если нет зерна, а зерно невозможно вырастить, если нет дождя, который посылает Бог ( Мф.5:45 ). Библейские представления находят выражение в традиционной еврейской молитве: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, сотворивший плод земли». Тот факт, что Бог дает хлеб в буквальном смысле, показан в нескольких знаменательных рассказах о чудесах. Ходившие по пустыне и оголодавшие израильтяне нашли на земле манну, то есть «хлеб, который Господь дал вам в пищу» ( Исх.16:15 ; ср. Пс.77:25 ). Когда Елисею не хватало хлеба, чтобы накормить сто голодных людей, Господь сказал: «Насытятся и останется». И действительно, люди наелись, и еще осталось ( 4Цар.4:42–44 ). Иисус дважды чудесным образом накормил очень большую толпу людей всего несколькими хлебами и рыбами, которых хватило всем ( Мк.6:30–44; 8:1–10 ) – эти действия служат примером божественной заботы и проявления гостеприимства в широких масштабах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 19 1–9. Удел Симеонова колена. 10–16. Завулонова. 17–20. Иссахарова. 21–30. Асирова. 32–39. Неффалимова. 40–48. Данова. 49–51. Удел Иисуса Навина. Нав.19:1 .  Второй жребий вышел Симеону, колену сынов Симеоновых, по племенам их; и был удел их среди удела сынов Иудиных. Второй жребий во время народного собрания в Силоме вышел Симеонову колену, которое по последнему счислению ( Чис.26:1–2 ) заключало только 22 200 совершеннолетних мужчин, значительно меньше каждого из других колен. Ему достался удел не в особой местности, а «среди удела сынов Иудиных», т.е. ему выделена была часть из участка последних, который, как оказалось при осмотре Ханаанской земли, произведенном выборными от 7 колен ( Нав.18:4 ), «был слишком велик» ( Нав.19:9 ) для Иудина колена: в нем находилось, как видно из Нав.15:21–62 , более 120 городов, кроме селений. Нав.19:2 .  В уделе их были: Вирсавия или Шева, Молада, Так как удел Симеонова колена находился в пределах удела Иудина колена, а границы последнего были уже описаны в Нав.15 , то поэтому границы Симеонова колена не обозначены особо, а указаны только города, отошедшие к нему. Они уже названы были в Нав.15:26–32,42 ; они перечислены еще в 1Пар.4:28–32 . Почти все они находились в южной части Иудина удела и только два (Ефер и Ашан) на равнине ( Нав.19:6,15:42 ). Есть, однако, разности в названиях этих городов сравнительно с приведенными в Нав.15 , о чем см. в приложении к этой главе. Нав.19:10 .  Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида; Описание жребия, т.е. удела Завулонова колена, начинается с южной границы, на которой в качестве срединного пункта, от которого она идет «к морю», т.е. на запад ( Нав.19:11 ) и на восток ( Нав.19:12 ), указан Сарид. По мнению некоторых, он находился в Телль Шадуб, на северной стороне Изреельской долины, к юго-западу от Назарета. Нав.19:11 .  предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом; Названные здесь города Марала и Дабешеф, на которые шла от Сарида западная сторона южной границы Завулонова колена, неизвестны по своему положению. Под «потоком, который пред Иокнеамом» (о положении этого города см. Нав.12:22 ), разумеется, вероятно, поток Кисон, протекающий верстах в полуторах на восток от холма, на котором стоял Иокнеам, или вади Ель-Милы, находящаяся у самого холма с западной стороны 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Враг (Enemy) Мир в Библии полон самых разнообразных врагов. Если бы человек, не знакомый с Библией, приступил к чтению с мыслью, что «религиозная» книга должна быть исполнена высшей духовности, далекой от реалий человеческой жизни, он бы, наверняка, очень удивился. Если бы мы удалили упоминания о «врагах» из всех библейских рассказов, пророчеств, псалмов, притчей, евангелий и посланий, текст оказался бы изрешеченным пропусками и лишился всякого смысла. Наличие врагов представляет собой проблему, решение которой предлагает Бог. В Библии показана, главным образом, история Израиля, поэтому большинство врагов, с которыми мы в ней встречаемся, относятся к врагам Израиля. Враги Израиля – это прежде всего «народы», этнические и национальные группы с разными названиями, но подпадающие под общую категорию язычников, то есть неизраильтян. Это идолопоклонники, противящиеся Израилю и Богу Израиля. Даже когда мы видим личных врагов, например, в псалмах, они напоминают национальных врагов Израиля. Рисуя библейский облик врага, мы можем говорить о врагах личных и национальных. Но самое большое различие проводится между врагами во плоти и духовными врагами, и образ последних более полно раскрывается в Новом Завете. Поведение врага . Какими Израиль видел своих врагов? Враг исполнен ненависти ( Втор.30:7 ), поношений ( Пс.54:13 ), проклятий ( Чис.23:11; 24:10 ), злобы ( Втор.32:27 ) и злоречия (сатана, 1Тим.5:14 ). Он злорадствует, когда одерживает победу ( Плч.2:17 ; Мих.7:8 ) и полон бахвальства ( Исх.15:9 ; Пс.12:5 ). Враг причиняет Израилю страдания и стеснения ( Втор.28:53, 55, 57 ). Он окружает Иерусалим и осаждает его ( 3Цар.8:37 ; Лк.19:43 ), разрушает и попирает святилище Господа ( Пс.73:3 ; Ис.63:18 ), грабит сокровищницу Иерусалима ( Плч.1:10 ) и проникает во Святое-святых храма, создавая «мерзость запустения» (напр., Дан.9:27 ). Затем, завладев Иерусалимом, он дерзко восклицает: «А! а! и вечные высоты достались нам в удел» ( Иез.36:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Езекия Езекия . Именем «Езекия», с евр. «Иегова меня (его) укрепляет», назывался 12-тый царь иудейский, сын нечестивого царя Ахаза и его жены Авии ( 4Цар.18:2–3 и 2Цар.28:27, 29:2 ). Вступив на престол в третий год царствования израильского царя Осии, будучи двадцати пяти лет от роду ( 4Цар.18:1–2 ), Езекия правил иудейским царством двадцать девять лет ( 4Цар.18:2 и 2Пар.29:1 ), ознаменовав свое правление целым рядом важных религиозно-гражданских и политических событий. О жизни и деятельности этого умного и благочестивого иудейского царя мы владеем едва ли не самой обстоятельной библейской биографией, так как она создается на основании трех более или менее параллельных версий ( 4Цар.18–20 ; 2Пар.29–32 и Ис.36–39 ). Первым делом, которым Езекия ознаменовал свое царствование, было искоренение язычества и восстановление истинного богопочтения. Он истребил высоты, посек священные дубравы, разрушил идольские капища и уничтожил даже медного змия Моисея ( Чис.21:9 ), ввиду того, что он стал предметом суеверного, чисто языческого почитания ( 4Цар.18:4 ). Затем, Езекия открыл двери храма, собрал в него священников и левитов и дал им предписание первоначально очиститься самим, а потом изринуть нечистоту и из храма, сказав при этом приличную случаю речь ( 2Пар.29:3–11 ). Дело очищения храма, начатое в первый день месяца, заняло целых две недели, будучи окончено только к шестнадцатому числу, когда и был торжественно справлен праздник «обновления храма», причем были принесены все виды жертв, предписанные в законе Моисея. Одновременно с этим Езекия озаботился также и восстановлением богослужебной музыки, введенной еще Давидом, так что, благодаря его стараниям, храмовое богослужение снова приняло свой благолепный вид или, как выражается писатель кн. Паралипоменон: «и исправилось дело в дому Господнем» ( 2Пар.29:35 ). С целью упрочить свою религиозную реформу, Е. решил торжественно отпраздновать Пасху. Но так как обычный, законом установленный для сего срок уже прошел, то он воспользовался указанным в законе изъятием ( Числ.9:6–13 ) и приурочил назначенное им торжество именно к этому последнему сроку, т. е. к четырнадцатому числу второго месяца. Благодаря широкому оповещению и настойчивому приглашению царя, Пасха этого года отличалась необыкновенным многолюдством, особенной торжественностью и исключительной продолжительностью, так что на всех присутствующих произвела самое сильное и благотворное влияние ( 2Пар.30:10–23 ). В частности на израильтянах (оставшихся от ассирийского погрома) это влияние сказалось тем, что и они, возвратившись домой, ревностно принялись за искоренение сильно развившегося у них идолопоклонства ( 2Пар.31:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Происшествие с Навуфеем рисует яркую, но непривлекательную картину вещественно-правовых отношений в Израильском царстве. В лица Ахава, ищущего приобрести не нужный ему, но лишь близкий к усадьбе его Изреельского дворца виноградник мирного гражданина Навуфея, во всей силе исполняется пророческое слово Самуила о будущем деспотизме еврейских царей ( 1Цар.8:11–16 ): гордый двукратной победой над сирийцами, Ахав озабочен расширением садов своих в летней резиденции (ср. 3Цар.18:46 ; 4Цар.9:30 ) Изрееле (по Г. Гроцию, «post victos tostes ad delicias comparandas animum adjicit»), не стесняясь в выборе средств к тому; продажная совесть подручных царю старейшин и судей благоприятствует проявлению дворцовой интриги и тирании. Отказ Навуфея продать родовой участок Ахаву (ст. 3) показывает в первом истинного чтителя Иеговы и ревнителя его закона, который воспрещал израильтянам отчуждение наследственной земли в другие руки, и даже по крайней бедности проданная земля должна была без выкупа возвращаться к первоначальному владельцу ( Лев.25:23–28 ; Чис.36:7–9 ); продажа родового участка могла представляться Навуфею и оскорблением памяти предков, которые, по древнееврейскому обычаю, могли быть погребены на самом же участке. Здесь, таким образом, не может быть речи об упрямстве или своенравии Навуфея; здесь шла речь о законе, который обеспечивал самое существование теократии, который был обязателен и для царей ( Иез.46:18 ). Чувствуя, быть может, правоту Навуфея, не прельстившегося и заманчивыми обещаниями Ахава вознаградить его за уступку царю виноградника, Ахав не решается действовать насилием и лишь отдается меланхолии (ст. 4): в печали он «лег на постель свою и отворотил лице свое (к стене, как ( 4Цар.20:2 ) и Vulg.: avertit faciem suam ad parietem. LXX вместо евр. савав, «поворотил», читали саках – " покрыл»: συγκλυψε τ πρσωπον ατο; слав.: «покры лице свое»), и хлеба не ел». Но если для Ахава еще существовали препятствия к безграничному произволу и насилию – в виде смутно сознаваемого им закона Божия и признаваемого им общественного мнения, то для жены его Иезавели никаких препятствий на пути к достижению целей личного блага быть не могло: закона Божия она, как упорная язычница, не хотела знать, разве только для замаскирования своих низких притязаний именем закона (ст. 10), а общественное мнение, по ее понятиям об абсолютизме царской власти (ст. 7), есть тоже ничтожная величина, которую она, царица, может создавать и употреблять по собственному усмотрению. Дальнейший рассказ (ст. 7–13) вполне подтверждает, что убеждениям и словам Иезавели вполне отвечала ее деятельность. «Легкомыслен и падок был Ахав, и нетрудно было обращать его туда и сюда; почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия» (блаженный Феодорит, вопр. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Избыток, изобилие (Abundance) В Библии показан избыток двух видов: материальный, или земной, и духовный. Они взаимосвязаны, так как земное изобилие последовательно изображается как благословение от Бога, дающего его в качестве награды за соблюдение завета или просто по благодати. На духовном уровне избыток связывается с такими широкими понятиями, как спасение, чудеса, награда, бедствия и почитание Бога. Упоминания о нем встречаются в обоих заветах, а некоторые образы составляют целые темы. Образы избытка повсеместно используются в Библии прежде всего для побуждения к поклонению или повиновению Богу. Материальное изобилие . Можно с полным основанием предполагать, что в аграрном обществе образы изобилия должны связываться с природой, урожаем, погодой, поголовьем скота, продуктами труда и пищей. Библия подтверждает это предположение. В материальном плане изобилие ассоциируется с зерном ( Быт.41:49 ), водой ( Чис.24:7 ; Втор.28:47 крупным рогатым скотом и овцами ( 3Цар.1:19 ), разного рода добром ( 1Пар.12:40 ; Неем.9:25 ), съестными припасами ( Иов.36:31 ; Пс.77:25 ), дождем ( Пс.64:11; 104:32 ) и сбором урожая ( Притч.16:15 ). В более прагматическом плане изобилие ассоциируется с предоставлением содержания ( 2Пар.11:23 ), деньгами ( 2Пар.24:11 ), богатством ( Пс.48:7; 51:9 ), Драгоценностями ( Притч.20:15 ) и товарами торгового обмена ( Иез.27:16 ). В беспокойном ветхозаветном мире с постоянными войнами изобиловали также военные трофеи ( 2Пар.20:25 ) и запасы оружия ( 2Пар.32:5 ). Ветхозаветным аналогом американской мечты об автомобиле в каждом гараже и цыпленке на каждой плите было приглашение соседа посидеть под своей собственной виноградной лозой и смоковницей ( Зах.3:10 ). В соответствии с общей ориентацией Библии рассматривать человеческую земную жизнь на фоне духовной реальности, образы материального изобилия часто связываются с Божьим благословением праведности. Во Второзаконии Бог обещает детям Израиля обильные благословения, если они будут проявлять послушание, и наказание, если они ослушаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 6 1–15. Поколение Аарона, или первосвященническая линия до времен плена вавилонского. 16–30. Потомки Пирсона, Каафа и Мерари. 31–49. Предки Емана, Асафа и Ефана, – начальников левитских хоров времени Давида. 50–53. Потомки первосвященника Епеазара до Ахимааса. 54–81. Жилища – места поселения левитов. 1Пар.6:1 .  Сыновья Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 1Пар.6:2 .  Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил. 1Пар.6:3 .  Дети Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар. Происхождение Аарона от Левия. Имена сыновей Левия, Каафа, Амрама и Аарона исчисляются в ( Быт.46:11 ; Исх.6:18,20,23 ; Чис.3:2–4 ). 1Пар.6:4 .  Елеазар родил Финееса, Финеес родил Авишуя; 1Пар.6:5 .  Авишуй родил Буккия, Буккий родил Озию; 1Пар.6:6 .  Озия родил Зерахию, Зерахия родил Мераиофа; 1Пар.6:7 .  Мераиоф родил Амарию, Амария родил Ахитува; 1Пар.6:8 .  Ахитув родил Садока, Садок родил Ахимааса; Стихи 1Пар.6:4–15 . Потомки и преемники Елеазара, сына Ааронова, по первосвященству. Рассматривая линию Елеазара, как единственно законную, автор перечисляет происходящих из нее первосвященников и совершенно не касается линии Ифамара, хотя и знает о ее существовании ( 1Пар.24:3 и д.). Уже в силу этого одного приводимый им список ветхозаветных первосвященников отличается неполнотою. Она еще более усиливается пропуском некоторых первосвященников из линии Елеазара. Иоддая – современника Иоаса ( 4Цар.11 ), Урия – современника Ахаза ( 4Цар.16:10 ), Азарии – современника Езекии и некоторых других. Вообще, из 28 первосвященников допленного периода (Иосиф Флавий, «Иудейские Древности», 5:15) автором отмечаются лишь 23. По мнению Кейля, все эти пропуски находились, вероятно, в самих источниках кн. Паралипоменон. 1Пар.6:9 .  Ахимаас родил Азарию, Азария родил Иоанана; Так как Ахимаас – сын Садока ( 1Пар.6:8 ), современника Давида ( 1Пар.24:3 ), то время его жизни должно падать на царствование Соломона. При нем же мог проходить свое служение и внук Садока Азария, что подтверждается ( 3Цар.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Болезни и исцеления (Disease and healing) Библейские авторы выражают, в основном, донаучный взгляд на болезни и причины их приписывают в значительной степени действию внешних сил. В некоторых случаях возбудителем болезни прямо называется зло, хотя и допущенное Богом. Именно так объясняются страдания Иова ( Иов.2:1–8 ). Другой пример – «жало в плоти», полученное апостолом Павлом от «ангела сатаны» ( 2Кор.12:7 ). В данном случае Бог призвал Павла полагаться в своей немощи на Божью силу, но в других местах такие действия врага считаются вредоносными, а исцеление рассматривается как одно из средств демонстрации наступления Божьего Царства (напр., Лк.13:10–16 ; ср. Лк.11:20 ). Болезнь – один из главных врагов, которого Иисус подчиняет Себе в первых главах Евангелия от Марка (напр., Мк.1:32–34, 40–42; 2:1–12 ). Хорошее здоровье и исцеление рассматриваются как признаки Божьего благословения, а болезнь – как указание на немилость ( Втор.7:15 ; 1Цар.5:9 ; Пс.37:4; 40:2–5 ). Следовательно, при заболевании необходимо обращаться к Богу. Царь Аса, искавший помощи только у врачей, безоговорочно осуждается за это ( 2Пар.16:12 ). В нескольких псалмах (напр., Пс.31; 37; 40; 106 ) перечисляется ряд симптомов, которые недвусмысленно связываются с грехом больного. Бог активно использует болезни как средство наказания и суда (напр., 2Цар.12:15 ; Иов.5:17–18 ; Пс.31:3–5; 37 ; Авв.3:3–5 ; Деян.12:21–23 ). Эта тема присутствует также в учении Павла о вечере Господней ( 1Кор.11:27–32 ), когда Павел говорит, что тот, кто ест и пьет, «не рассуждая о Теле Господнем», делает это в осуждение себе, отчего «многие из вас немощны и больны». Еще один пример – случай с Мариамь в Чис.12 . Когда она вместе с Аароном выступила против их брата Моисея, Бог поразил ее проказой. Затем после ходатайства за нее Моисея наказание было заменено семидневным периодом изоляции вне стана. Взаимосвязь между болезнью и отвержением показана в Иер.30:17 . Сюда же относится и руководство по определению инфекционных кожных заболеваний, изложенное в Лев.13 . Установив такой диагноз, священник должен был объявить больного «нечистым» ( Лев.13:3 ) и изолировать его. Во Втор.28 показаны ужасные последствия неповиновения Богу, в число которых входит множество проклятий, связанных с болезнью. С другой стороны, повинующимся Его закону Бог обещает: «Не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» ( Исх.15:26 ). Соотношение между грехом/прощением и болезнью/исцелением раскрывается псалмопевцем в изображении Господа как Того, Кто «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» ( Пс.102:3 ). Эта тема повторяется в Ис.33:24 : «И ни один из жителей не скажет: “я болен”; народу, живущему там, будут отпущены согрешения».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Сегодня мы займемся изучением 13-й главы Книги Исход. Исх.13:1 . «И сказал Господь Моисею, говоря». Здесь обращает на себя внимание «лишнее» слово. После слово «сказал» далее идет слово «говоря». Какой смысл в подобном повторении: «И сказал Господь Моисею, говоря»? Это повторение – не тавтология, а возможный призыв не только выслушать Божие повеление, но и исполнить его. Далее мы читаем: Исх.13:2 . «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они». Слова «освяти Мне каждого первенца» нуждаются в дополнении из Книги Второзакония: «Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу, Богу твоему…» ( Втор.15:19 ). То есть не «каждого первенца», но «первородное мужеского пола». Здесь возникает вопрос, а что можно считать «освященным» или «святым»? Ориген начинает с общего рассуждения о святом и освященном, он пишет: «Давайте соберем от Божественных Писаний то, что названо святым. Мы замечаем, что не только люди, но даже бессловесные животные названы святыми, находим, что и сосуды служения называются святыми ( Исх.40:9 ), и одежды святыми зовутся (28, 2), и точно так же места, которые расположены в городах и пригородах и отданы священникам ( Чис.35:1–8 ). А из бессловесных животных Закон Господень предписывает и повелевает посвящать первородных коров или овец: Не совершай, – гласит он, – на них никакой работы, поскольку они посвящены Господу ( Лев.27:26 )» 120 . Посвященное или освященное в общем смысле этих слов на иврите означает: «выделенное» или «отделенное». В данном контексте 13-й главы Книги Исход посвященное означает заместительную жертву, и, таким образом, словосочетание «от человека до скота» может быть прочитано как «скота вместо человека». Но как пишет апостол Павел: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ). То есть ветхозаветные жертвы были как «тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иуда Иуда ( – хвала Богу, слава Богу, или: хвалите Господа, славьте Господа; οδα, οδας; V. и L: Iuda, Iudas; Иуда): а., Быт.29, 35. 46:12, 49:8–10 . Чис.26:19 . Нав.15:1, 12, 21, 19, 34, 20:7 . Суд.1:3, 20:18 . 1Цар.11:8, 15:4, 17, 52, 18:16, 27:6 . . 3Цар.1:9, 35, 4:20, 12:20, 14:22, 15:1 . . 1Пар.2:1, 4:1, 5:2, 9:1, 27:18 ,. 28:4. . 1Ездр.1:5, 3:9, 4:1, 4 . Неем.4:1, 12:44, 13:12 . 2Ездр.2:8, 5:63, 9:5 . Ис.3:1, 5:3, 7:17 . Иер.1:2, 3, 15, 18 и др. Иез.48:7 . Ос.4:15 . Пс.59:9, 67:28, 107:9 , Есф.3:6 и др. Иудиф.3:9 и др. 1Мак. и 2Мак. Мф.1:2, 3, 2:6 . Ин.1:19, 2:13, 3:1, 25, 4:9, 5:15–16 . и др. . Рим.1:16, 2:9–10, 17, 28–29, 3:1, 9, 29, 9:24 и другие. – Иуда, сын патриарха Иакова от Лии. Имя это в Св. Писании употребляется в разных значениях. Оно означает 1., собственное лицо Иуды, 2., потомство Иуды и колено Иудино, 3., царство Иудейское, состоящее из двух колень, Иудина и Вениаминова, до самого пленения, и 4., иудеев по возвращении из плена всех вообще, разумея и иудеев и израильтян – в Иудее и между язычниками. 1 ., Иуда был четвертый сын Иакова от Лии. Значение имени его видно из слов Лии при его рождении. «”Теперь–το я восхвалю Господа”, – говорила она, и нарекла ему имя: Иуда» ( Быт.29:35 ), и из слов Иакова об Иуде при его благословении ( Быт.49:8 ). Св. Писание немного представляет подробностей о нем; но из них ясно видны черты характера Иуды. Хотя и Иуда разделял с прочими братьями ненависть к Иосифу, но он был более сострадателен и дал совет лучше продать Иосифа, нежели убивать ( Быт.37:26–27 ). Отделение его потом от братьев своих и вступление в близкие сношение с хананеянами, как противное воле Божией, сопровождалось вредными для него последствиями, приведши его самого к разным преступлениям ( Быт.38 гл.). Впрочем глубокое падение Иуды, Господь, по беспредельной благости Своей, обратил в средство для его обличения и вразумления. Иуда сам сознал свою виновность, и своим последующим отношением к Фамари показал в себе поучительный пример господства над собою и своими вожделениями (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010