После приведения войск в боевую готовность они совершали зловещий марш на поле неминуемой битвы, где соблюдались заключительные ритуалы перед началом военных действий. Одним из этих ритуалов были насмешки над противником (см. НАСМЕШКА ), которые могли сопровождаться вызовом на единоборство с силачом, таким как Голиаф, с целью добиться превосходства еще до начала битвы. Психологическая война за несколько дней или часов до сражения имела очень важное значение. Другим ритуалом было ободрение военачальником своих войск накануне битвы и вдохновление их боевым кличем ( Нав.10:19 ; Суд.7:20 ; 1Цар.17:20, 52 ) непосредственно перед боем. Наконец, согласно древней эпической литературе, одним из главных ритуалов было облачение воина для битвы (ср. 1Цар.17:38–39 ), а сами доспехи считались выражением личности и доблести воина. Намеки на такую символику мы встречаем и в Библии ( Суд.3:16 ; Пс.17:32–36; 83:12; 88:19 ). Ход битвы . В Библии мало подробных рассказов о том, как разворачивались битвы, однако некоторые общие черты выделить можно. Главными видами боевых действий были наступление и оборона. Атаки совершались обычно на рассвете (возможную ссылку см. в Пс.45:6 ). Неизбежную часть рассказов о битвах составляют образы бегства и погони. В других случаях конфликт разрешался захватом пленных ( Чис.21:1 ). Разумеется, наилучшим исходом была победа, при которой в живых не оставалось никого из противников ( Чис.21:3, 35 ; 1Цар.15:3 ). На войне всегда возможны внезапные атаки, и именно они являются излюбленной темой авторов, рассказывающих о битвах, особенно если эти атаки приводят к неожиданной победе над противником. В одном случае результатом ночного похода стал разгром израильтянами пяти объединившихся против них городов ( Нав.10:9–10 ). Другая внезапная атака привела к победе над войском с конями и колесницами, которое «множеством равнялось песку на берегу морском» ( Нав.11:4 ). Гедеон застал врасплох мадианитян звуком труб и трехсот разбивающихся кувшинов ( Суд.7:16–22 ). В ходе другой битвы люди спрятались ночью в поле, а затем пошли на город в таком количестве, что ничего не подозревавший страж ответил на предупреждение о приближающемся войске: «Тень гор тебе кажется людьми» ( Суд.9:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Суд . Горящее дерево может также быть образом суда. Исаия говорит о Тофете, месте в долине Енном вне Иерусалима, где собирались идолопоклонники, что Бог воспламенит там большое количество древесины в качестве погребального костра для ассирийцев ( Ис.30:33 ). Бог обещает Иеремии: «Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ – дровами» ( Иер.5:14 ). Для Иезекииля жители Иерусалима – негодная лоза, которую можно пустить только на растопку: Какое преимущество имеет дерево виноградной лозы пред всяким другим деревом и ветви виноградной лозы – между деревами в лесу? Берут ли от него кусок на какое-либо изделие? Берут ли от него хотя на гвоздь, чтобы вешать на нем какую-либо вещь?., как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съедение, так отдам ему и жителей Иерусалима ( Иез.15:2–6 ). Иезекииль кладет хворост под котелок и зажигает огонь, чтобы варить кости овцы. Так он показывает, что Яхве собирает дрова для суда над городом кровопролития, Иерусалимом ( Иез.24:5–10 ). Для Исаии Ассирия – всего лишь деревянное оружие в руке Бога. Когда Бог завершит наказание Иерусалима, Он поступит с ассирийцами как Ему будет угодно и Ассирия не может контролировать Бога. Топор, жезл или дубинка не управляют рукой, которая размахивает ими, и Ассирия не справится с рукой Бога, Который «не дерево» ( Ис.10:15 ). Собирание дров . Рубка и собирание дров – трудоемкая задача даже для тех районов, где много деревьев. В библейском повествовании суббота – день отдыха, предвещающий окончательный покой, когда собирать дрова больше не придется. Его поразительная святость видна из факта, что человека, собиравшего дрова в субботу, казнили ( Чис.15:32–36 ). Образ иноземцев, работавших на израильтян, замечательно прослеживается в словах о «секущих дрова твои» и «черпающих воду твою» ( Втор.29:11 ). Бедность и уязвимость вдовы описывается так: она собирает несколько веточек, чтобы приготовить свою последнюю пищу ( 3Цар.17:10–12 ). Дни благополучия, когда у семьи были слуги и когда дров было в избытке, оттеняют образы суда и скорби, когда «дрова наши достаются нам за деньги» ( Плч.5:4 ), «отроки падают под ношами дров» ( Плч.5:13 ), а дети собирают дрова, пока отцы разжигают огонь ( Иер.7:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод; и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания ( Пс.106:33–36 ; Ис.50:2 ). Многие эсхатологические объявления у пророков содержат этот образ. Например, Исаия говорит об излиянии Духа в пустыню, в результате чего она превратится в цветущее поле ( Ис.32:15 ), и даже пустыня Сиона станет подобна Едему (см. САД ). Напротив, Божий суд описывается как опустошение плодородных мест ( Иер.4:26 ), и Его гнев уподобляется «ветру пустынному» ( Иер.13:24 ). Конечно, для людей, живущих в пустыне или рядом с ней, эти образы имели ярко выраженное метонимическое значение; они воспринимали засуху и погибель, а также дождь и хороший урожай как Божьи деяния. Но образное использование понятия пустыни выходит за рамки метонимии: пустыня сравнивается с Израилем ( Ос.2:3 ) или – иронически – даже с Богом, Который спрашивает: «Был ли Я пустынею для Израиля?» ( Иер.2:31 ). В Новом Завете это происходит в контексте прототипических ссылок – когда Иисус сравнивает Себя ( Ин.3:14 ) с медным змеем, поднятым Моисеем в пустыне ради спасения народа от укусов змей, посланных Богом для наказания народа за грехи ( Чис.21 ). В притчах Иисуса много упоминаний о пустыне, обычно как о месте зла и опасности, потерянности и духовного упадка. Пустыня – место действия различных историй – о грабеже, жертву которого спасает добрый самарянин ( Лк.10:25–37 ), и о поиске заблудшей овцы ( Лк.15:4 ); пустыня окружает плодородные почвы в притче о сеятеле ( Мф.13:1–8 ). Американские пуритане, представляющие себя новым народом Израиля, стали считать пустоши Новой Англии, среди которых они жили – несмотря на очевидные отличия, – соответствием библейской пустыни, то есть царством дьявола и его бесов. Просвещение привело к положительному отношению к пустыне и ее обитателям, но прославления «девственной земли» и «благородной дикой природы» обычно не включали в себя теофаний или воспоминаний о Божьих наставлениях. Материализм западной цивилизации последнего времени привел к замене этого идеалистического представления положительным образом иного рода: пустынные районы стали рассматриваться как потенциальные залежи природных ресурсов, опять же без духовных оттенков, присутствующих в Ветхом и Новом Завете. Даже противостоящее такому отношению современное экологическое движение в основном ценит пустыню не как место теофании, но как заповедник дикой природы, который стоит сохранить для будущих поколений. В современной культуре нет места для библейских образов пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

О «хлебных приношениях» в Скинию см. прим. к Лев.2:1 . «Утучняя себя начатками всех приношений народа Моего». По закону Моисея ( Исх.23:19 ; Лев.19:23–24,23:10–14,16–17 ; Чис.18:12 и др. м. ), евреи обязаны были доставлять к скинии первые плоды своей жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, часть от шерсти овец и т.п. для содержания членов колена Левия. 1Цар.2:31 .  Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем [никогда]; «Не будет старца в доме твоем», т.е. потомки Илия будут умирать, не достигнув старости (ср. 1Цар.2:33 ). 1Цар.2:32 .  и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни, 1Цар.2:33 .  Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. 1Цар.2:34 .  И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день. См. 1Цар.3:11–20, 4:1 . 1Цар.2:35 .  И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни; 1Цар.2:36 .  и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание». В ближайшем смысле разумеется переход первосвященства из дома Илия (род Ифамара) в дом Садока (род Елеазара), см. 3Цар.2:27 . В более же отдаленном и полном смысле сказанное в отмеченных стихах относится, по замечанию блаж. Феодорита, «не к кому-либо из людей, а к единому только Господу нашему Иисусу Христу, который по человечеству наименован нашим архиереем ( Евр.4:14–15 ). Выражение во все дни неприлично людям смертным, живущим малое время. Помазанными же назвал святых апостолов и преемственно приявших их учение» (блаж. Феодорит, Толков. на 1 Цар., вопр. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если что - я не Автор статьи, Автор - не я. Ответить Алексей 5 лет назад Омерзительно! И эти люди учат нас нравственности. Да в безбожном СССР куда больше нравственности. Учат 10 заповедям, а сами оправдывают их нарушением Тем, кто их дал. Просто мерзость! Я уж лучше буду нравстенным атеистом, чем безнравстенным верующим. Ответить Анатолий 5 лет назад С вашей стороны, Сергей, со стороны священника, как человека якобы нравственного, я подчёркиваю, ЯКОБЫ, абсолютно безнравственно оправдывать мягко говоря омерзительные поступки. А по факту совершенно бесчеловечные и не имеющие ничего общего с постулируемыми в " Законе Божьем " положении о всеблагом и вселюбящем, заботливом Отце. Взять для примера этот эпизод из Книги Чисел: " Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; 33 и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; 34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. 35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. 36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею. (Чис.15:32-36) " Что это за любящий Отец такой? Процитирую вашими же словами: " Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14) И вообще, как можно приказывать " убей " , если Он сам давал заповедь " не убий " ? Или взять потоп. Что это за любовь такая, истребить своих детей? Вы бы так поступили со своими детьми? Или может быть с чужими бы так поступили? Да Гитлер по сравнению с таким " любящим " Отцом просто ангел. И таких мест в Библии огромнейшее множество, вы сами знаете, а если не знаете, то перечитайте и ужаснитесь.А ужаснувшись, задумайтесь... И вы не сможете оправдать эти злодения Бога. Потому что зло есть зло. И ничего общего с любовью не имеет. Вы, наверное, удалите то сообщение, но по крайней мере я попытаюсь возвать к вашей совести. Может Бог - это и любовь, но это уж точно не касается библейского бога...

http://foma.ru/mif-vethiy-novyiy-zavetyi...

Нав.14:5 .  Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю. Указывается на божественное повеление в Чис.18:20,26:53–56 . Нав.14:6 .  Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне; Халев был главой рода в Иудином колене ( Чис.13:4,7 ; 1Пар.2:9,18,42 ) и князем в этом колене ( Чис.34:18–19 ). Он носил прозвище Кенезеянин, которое усвоено ему и в Чис.32:12 , не потому, что происходил от другого народа – кенезеев ( Быт.15:19,36:11,15 ), на что нет каких-либо указаний, а потому, нужно думать, что имя Кеназ, или прозвище Кенезеянин, носил один из его славных предков, может быть, родоначальник того рода, главой которого он был и члены которого носили то же прозвище ( Нав.15:17 ) или имя ( 1Пар.4:15 ). Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы ( Нав.14:12 ), показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана. Сказанное Господом Моисею «о мне и о тебе», т.е. о Халеве и Иисусе Навине, находится в Чис.14:24,30 . О Кадес-Варни – Нав.10:41 . Нав.14:7 .  я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: «И принес ему, – т.е. Моисею, – в ответ, что было у меня на сердце», т.е. Халев высказал искренно вынесенное им из осмотра Ханаанской земли представление о ней, не опасаясь нареканий за это со стороны других, участвовавших в этом осмотре, и не страшась народного гнева ( Чис.14:10 ). Нав.14:8 .  братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; «Братья мои», т.е. другие соглядатаи. Несогласие с ними Иисуса Навина в суждении о Ханаанской земле само собой разумелось в словах Халева, обращенных к нему самому и было слишком хорошо известно присутствовавшим, чтобы особо указывать на это, не возбуждая подозрений в заискивании пред израильским вождем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святилище и Божье наставление . Разные районы пустыни служили людям убежищами: бегство израильтян из Египта в пустыню – самый известный пример. Бросив Иосифа в яму в пустыне, Рувим спасает ему жизнь ( Быт.37:22 ). Давид бежит в крепость в пустыне, спасаясь от Саула ( 1Цар.23:14; 26:2–3 ), потом он делает эту историю темой псалма ( Пс.54:8 ). Иеремия хочет покинуть свой грешный народ, удалившись в «пристанище путников», в пустыню ( Иер.9:2 ), и призывает людей спасаться и стать подобными пустынным деревцам ( Иер.48:6 ). Когда Илия бежит от Иезавели ( 3Цар.19:4 ), пустыня становится не просто убежищем: Бог спасает пророка от голода и отчаяния. Ранее, во времена исхода, тяжелые условия жизни в пустыне привели к многим чудесам, превратившим блуждания израильтян в проявление Божьей славы, помощи и наставлений ( Чис.14:22 ). Там им была послана манна – «на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное» ( Исх.16:14 ), а также вода и перепела. Опыт спасения в «степи печальной и дикой» ( Втор.32:10 ) неоднократно повторяется в Ветхом Завете – от речи Моисея («Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка», Втор.2:7 ) до псалмов Давида ( Пс.67:8 ) и сравнения у Исаии, сказавшего, что Бог поведет Израиль, как коня по пустыне. Праздник кущей (до сих пор отмечаемый иудеями как суккот) – это напоминание о блужданиях народа по пустыне ( Лев.23:34–36 ). Поклонение и завет. Исход израильтян из Египта начинается с просьбы о разрешении провести израильтянам в пустыне религиозный праздник – фараон решительно не хотел соглашаться на это ( Исх.3:18;5:1; 7:16; 8:27 ). Практика жертвоприношений и празднования пасхи в пустыне стала привычной (напр., Чис. 9:5 ). Подобным образом, скиния и Жертвенник всесожжения обычно ассоциируются с пустыней (напр., 1Пар.21:29 ; 2Пар.1:3 ). Одно из наиболее важных положительных значений образа пустыни связано с тем, что в пустыне Бог явил Себя народу – в Хориве ( Исх.3 ) и Синае ( Исх.19 ), когда Он вступил с израильтянами в отношения завета и дал Свои заповеди ( Исх.20 ), – факт, тесно связывающий закон Моисея с опытом в пустыне ( Исх.24:8 ). Мессианская сторона пустынного опыта проявляется в Ос.11:1 , где Бог призывает Израиль, Своего сына, из Египта (который в Тов. 8:3 отождествляется с пустыней). В Мф.2:15 эти слова относятся к Иисусу, Который возвращается из Египта, куда Ему пришлось бежать с Марией и Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Стихи 3–4: потомки Хура. Етам – город в колене Иудовом, к югу от Вифлеема, в близком от него расстоянии ( 2Пар.11:6 ), упоминаемый еще в истории Самсона ( Суд.15:8 ). Название отца последующих дается ему, как главному городу округа: из него, может быть, выходили колонии, устроившие названные далее города. Из них известен только Изреель – город горной Иудеи ( Нав.15:56 ). Три последние названия встречаются только здесь. 1Пар.4:4 .  Пенуел, отец Гедора, и Езер, отец Хуша. Вот сыновья Хура, первенца Ефрафы, отца Вифлеема. Имя Пенуел встречается и как имя лица из колена Вениаминова ( 1Пар.8:25 ) и как имя города ( Быт.32:33 ; Суд.8:8 ), лежавшего на восточно-иорданской стороне. Гедор – название города ( Нав.15:58 ), расположенного почти в средине колена Иудова. Положение Хума, основанного Езером, неизвестно. Фраза «Вот сыновья Хура, отца Вифлеема», отсылая к ( 1Пар.2:51 ), дает понять, что в настоящем случае исчисляются его потомки, ранее неупомянутые. 1Пар.4:5 .  У Ахшура, отца Фекои, были две жены: Хела и Наара. Из ( 1Пар.2:24 ) видно, что Ахшур был первенец Есрома от его жены Авии. 1Пар.4:6 .  И родила ему Наара Ахузама, Хефера, Фимни и Ахашфари; это сыновья Наары. Имя первого сына Наары Ахузама нигде более не встречается. Но Хефер, не имеющий, конечно, ничего общего с Хефером Галаадитянином ( Чис.26:32 ; 1Пар.11:36 ), может быть рассматриваем, как родоначальник населения южно-иудейского округа Гефер ( 3Цар.4:10 ), где в более раннее время владычествовал ханаанский царек ( Нав.12:17 ). Фимни («человек юга») означает, по всей вероятности, живущее по соседству с Гефером поколение Иуды. Имя Ахашвари нигде более не упоминается. 1Пар.4:7 .  Сыновья Хелы: Цереф, Цохар и Ефнан. Имена сыновей Хелы встречаются только здесь. 1Пар.4:8 .  Коц родил: Анува и Цовева и племена Ахархела, сына Гарумова. Связь исчисляемого в данном и следующих стихах поколения Коца с предшествующими родами остается неизвестной. Нигде не встречаются также и имена его потомков, кроме Анува. Это последнее отожествляют с именем южного иудейского города Анав ( Нав.11:21,15:50 ), тем более, что LXX читают νιβ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Авд.1:8 . Вар.3:22 и д.); и в кн. Иова упоминаемый Елифаз был феманитянин. К Идумее принадлежали также оба портовые города Еланитского залива – Елаф и Еционгавер. Herz. 3. р. 650. История идумеев. Выше замечено, что первоначальные обитатели земли Идумейской были хорреи. Они были частью вытеснены и частью покорены Исавом ( Втор.2:22 ). Оставшиеся побежденные хорреи смешались потом с потомками победителей, и уже во времена Моисея Идумейское царство является могущественным и цветущим государством. Сначала они управлялись старейшинами, которые рано потом, должно быть, соединились в одно государство; потому что в кн. Бытия ( Быт.36:31 ) упоминаются восемь следующих друг за другом царей, власть коих была не наследственная. Воинское могущество идумеев имело для себя сильное укрепление в самом характере их горной земли. Кроме воинственности занятие их составляли: охота, земледелие, скотоводство, виноделие и торговля, которой весьма благоприятствовало положение земли. Весьма значительная торговля производилась, с одной стороны, между пристанями Персидского и Еланитского заливов, и с другой – между финикийскими и филистимскими приморскими городами. Характер занятий и жизни идумеев вообще ясно очерчен пророческими словами Исаака, который, благословляя Исава, сказал: «Вот от тука земли будет обитание твое, и от росы небесной свыше. И ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» ( Быт.27:39–40 ). Все это исполнилось на идумеях. О воинственном характере их свидетельствует вся их история. О религии идумеев нет подробных сведений. Сначала они были поклонниками истинного Бога; но после, может быть, вследствие супружеств Исава с хананеянками, они уклонились к идолопоклонству. Из 2 кн. Парал. ( 2Пар.25:14–15 ) видно, что они служили многим богам (сн. Иез.32:29 ). В отношении к израильтянам недружелюбное отношение их уже видно было в самые времена Моисея. Они не позволили израильтянам пройти чрез их земли в землю обетованную ( Чис.20:14–21 ), несмотря на мирные предложение израильтян, и израильтянам строго запрещено было враждебно относиться к ним, несмотря на их нерасположенность к Израилю ( Втор.2:4–5, 8, 23:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Важную роль в Библии реки играют как указатели границ и географические ориентиры. Единственной значительной рекой в Израиле была река Иордан, но она занимала периферийное положение и располагалась на восточной границе Израиля ( Чис.34:12 ; Иез.47:18 ). В Библии нет метафорических образов Иордана как реки смерти, через которую переходят в загробную жизнь, наподобие Стикса в римской мифологии и реки Хабур в месопотамской. Тем не менее пограничное положение реки Иордан, как и рек вообще, отражается в библейских текстах. Иордан разделял общины ( Нав.22:11–12, 24–25 ; Суд.12:5–6 ). Границами Израиля на севере и юге также служили реки и вади: «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» ( Быт.15:18 ), причем последняя была Рекой по определению ( Исх.23:31 и другие места) и впоследствии по ней проходила демаркационная линия «заречной» персидской провинции ( Езд.8:36 ; Неем.2:7 ). Реки могут служить не только физическими, но и духовными границами – хотя Бог может раскрывать Себя повсюду, реки (наряду с деревьями и горами) фигурируют среди наиболее распространенных мест встречи с Богом. Иезекииль и Даниил отмечают, что они находились у вавилонских рек, когда с ними устанавливалось сверхъестественное общение ( Иез.1:1–3; 10:15–22; 43:3 ; Дан.10:4; 12:5–7 ). У реки Иордан произошло вознесение Илии на небо и утверждение Елисея его преемником ( 4Цар.2:6–15 ). Иаков всю ночь боролся со сверхъестественным существом, когда перешел водный поток при возвращении в Ханаан ( Быт.32:22–31 ), и у реки Иордан глас Божий с неба провозгласил Иисуса Сыном ( Мк.1:9–11 ). Встречи с Богом у реки могли происходить даже во сне ( Быт.41:1–18 ; Дан.8:2–6,16 ). Важное значение в этих рассказах имеет духовная связь с живой водой. Новую жизнь во Христе Иисус связывает с живой водой, дающей вечную жизнь ( Ин.4:10–14 ), а в Ин.7:38 (ср. Откр.7:17 ). Иисус с помощью метафоры живой воды обещает, что верующие примут Святого Духа. Таким образом, духовные события у рек предвещают излияние живой воды, исходящей от Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010