Закрыть itemscope itemtype="" > " Истинный друг рабочих и всей нашей бедноты... " Жизнь и судьба о. Николая Михайловича Троицкого 14.11.2006 781 Время на чтение 55 минут Вместо предисловия Как сообщается на сайте Казанской епархии Московского Патриархата РПЦ, в 2005 г. отделом по канонизации святых были подготовлены и сданы в Комиссию по канонизации Святейшего Синода материалы о трёх новомучениках - архиепископе Казанском и Свияжском Иоасафе (в миру - И.И.Удалове), настоятеле Свято-Троицкой церкви села Чистопольские Выселки протоиерее Михаиле Тимофеевиче Вотякове и казанском протоиерее Николае Михайловиче Троицком. Определением Священного Синода РПЦ от 11 апреля сего года один из них - о. М.Т.Вотяков, казнённый богоборческой властью в 1931 г., уже был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских . Не вызывает сомнений, что вскоре состоится также канонизация архиепископа Иоасафа и протоиерея Н.М.Троицкого, расстрелянных в Казани в один день - 2 декабря 1937 г., с промежутком в пять минут. Судьбы этих двух людей и сама их трагическая гибель оказались тесно переплетены между собой. Однако, если о жизни и подвижнической деятельности архиепископа Иоасафа, благодаря исследователям-энтузиастам из числа священников и неравнодушных к судьбам русского православия историков, известно уже достаточно многое, то жизнеописание о. Н.М.Троицкого продолжает пестрить пробелами, недоговорённостями и неточностями. Связано это, в первую очередь, с той печатью забвения, которую безбожные власти пыталась наложить на память о человеке, не только усердно служившем Богу и его православной пастве, но и долгое время являвшемуся одним из руководителей казанского черносотенного движения. Но благодарная людская память оказалась сильнее глупых идеологических табу и ложных чекистских наветов. Закономерным результатом этого стало появление статей об о. Николае, которые, несмотря на свою немногочисленность, сделали своё благое дело. В 1995 г. - почти через шестьдесят лет после казни Н.М.Троицкого - в Казани увидела свет (а затем - в 1996 г. - была переиздана в Москве в дополненном виде) книга А.В.Журавского [ 1 ] " Жизнеописания новых мучеников казанских: год 1918-й " , в которой, помимо прочего, рассказывалось о возглавлявшемся о. Николаем " Казанском Братстве защиты Святой Православной Веры " и были помещены его фотографии. Однако о самом Н.М.Троицком в ней упоминалось лишь вскользь, не было ничего сказано и о его трагической гибели в 1937 г. В известной степени данные пробелы были заполнены за счёт краткой " статистической " информации, размещённой на интернет-сайтах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета (ПСТГУ) и Казанской городской общественной организации " Историко-просветительское благотворительное и правозащитное общество " Мемориал " , но полного и точного представления о жизнедеятельности Н.М.Троицкого они, естественно, не давали.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти священномученика Михаила Вотякова «Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви. Его надо изолировать» 17.06.2023 399 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру Ежегодно в небольшое пригородное село Чистопольские Выселки в республике Татарстан 18 июня приезжают гости из Москвы, Казани, Ульяновска и других городов. Некоторые из них именно здесь – в Свято-Троицком храме – узнали, что приходятся родственниками друг другу. А собирает их священномученик Михаил Вотяков, расстрелянный за веру в 1931-м году. Их общий предок и наш молитвенник. По молитвам отца Михаила Отец Михаил в кругу семьи «У отца Михаила было 9 детей, потому и потомков теперь немало. Они помнят своего святого родственника, чтут его. И стараются принять участие в богослужении и в общей праздничной трапезе в день его памяти», – рассказывает настоятель Троицкого храма священник Симеон Махортов. По его словам, потомки святого смогли найти свой путь в жизни, получить хорошее образование. Что само по себе чудо, ведь вместе с батюшкой пострадали и его близкие. «После расстрела отца Михаила в 1931-м году его старшие дети были высланы на поселение в Тобольск, супруга Анна с младшими детьми осталась в Чистополе. После тобольской ссылки дети разъехались по разным городам. Старший из сыновей отца Михаила, Александр, выбрал Челябинск. После Великой Отечественной войны в Челябинск приехала Мария – моя бабушка – со своими тремя дочерьми. Вслед за ними в Челябинск переехала Анна, супруга отца Михаила», – делится правнук святого Виталий Вячеславович Ганцев. Диаконн Михаил Вотяков с супругой АннойСемья новомученика смогла пережить гонения на Церковь, войну, разруху и голод, сохранив веру в Бога и надежду на Его милость. Несмотря на лишение гражданских прав супруги и детей, внуки смогли получить высшее образование и хорошую работу. И сохранить память о священномученике, передав ее потомкам. «Дети отца Михаила, несмотря на репрессии и частичные поражения в гражданских правах, сохраняли православные традиции. Невзирая на многочисленные переезды, в семье смогли сохранить фотографии отца Михаила, несколько икон и православных книг», – свидетельствует Виталий Вячеславович.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/pamyat...

Чистопольские Выселки. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Святой Троицы Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1886. Архитектор:П.И. Романов Адрес: Республика Татарстан, Чистопольский район, село Чистопольские Выселки, улица Гагарина, д. 67А. Координаты: 55.333533, 50.657702 Проезд:Въезд в Чистополь со стороны Альметьевска. Через 2,2 км после перекрестка с автодорогой Р-239 (обездная города) повернуть налево по указателю " Чистопольские Выселки " . Через 1,6 км повернуть направо, вслед за аяфальтовой дорогой, еще серез 500 метров церковь будет слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Троицы в Чистопольских Выселках - церковь возрождающаяся из руин. В данный момент она функционирует, прихожане приезжают в основном из Чистополя. По-моему, народу в праздники в ней не так много, в спокойной и уютной атмосфере можно отстоять службу. Верхняя часть храма была восстановлена не так давно, а эскизов и фотографий былой росписи не сохранилось. С батюшкой я общался, и он, со своей стороны, прилагает много усилий для восстановления церкви - сейчас церковь нуждается в осуществлении росписи стен и купола внутренней своей части, но пока средств недостаточно, любые пожертвования на ее восстановление будут приняты с благодарностью. В числе мучеников и исповедников, пострадавших в ХХ веке за веру Христову, среди клириков Казанской епархии благовейно почитается имя протоиерея Михаила Вотякова, настоятеля Свято-Троицкого храма села Чистопольские Выселки Чистопольского района. Родился он 5 ноября 1881 года в семье крестьянина деревни Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии. Господь с малых лет отметил Своего избранника, даровав ему премудрость и способность к учению. Успешно закончив полный курс в Саврушской церковно-приходской школе, Михаил решил посвятить себя служению Богу. Пройдя путь от псаломщика до пресвитера Чистопольского, явил собою пример живой истинной веры. В 1930 году, в самое трагическое в истории православной Церкви время, он был переведен к Троицкой церкви с.

http://sobory.ru/article/?object=20072

Свято-Троицкий храм села Чистопольские Выселки В Страстную Пятницу 1931 года отец Михаил проснулся рано и выглядел обеспокоенным. На вопрос супруги Анны он ответил, что видел странный сон. «Снится мне, – рассказывал он своим домашним, – что служу я в храме, и служба такая умилительная, радостная, хор поёт, словно ангелы, в храме всё светится неземным ярким белым светом. Я стою у престола в белых ризах, а не в красных, как это принято, и служу пасхальную Литургию. И так мирно, тихо и радостно на душе, как будто я служу не здесь на земле, а на небе, в Царствии Божием». После этого батюшка, немного помолчав, добавил: – Я пострадаю за Христа, приму мученическую смерть за исповедание православной веры. Отец Михаил с супругой Анной и детьмиИ, снова помолчав, он несколько раз повторил: – Я пострадаю за Христа. Однако и Пасху, и Светлую седмицу пастырь провел в храме. Его крестный путь начался на второй седмице… 20 апреля 1931 года председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором написали: «Священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с проповедью”, где упоминает колхозы. По разговорам женщин, которые восхваляют выступления... он начинает свою проповедь с жизни какого-нибудь святого и кончает тем, что вот, мол, до чего мы дожили в настоящее время. Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви... Сельсовет считает, что Вотяков в церкви... ведет антисоветскую работу... агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать... Изоляция Вотякова необходима в связи с проведением весенней посевной кампании и коллективизации» . 22 апреля 1931 года отец Михаил и с ним 11 крестьян были арестованы. Из дома батюшка пешком под конвоем был отправлен в чистопольскую городскую тюрьму. Своего пастыря вышли провожать многие верующие села Чистопольские Выселки. Священномученик Михаил Чистопольский29 апреля, после допроса всех свидетелей, следователь допросил протоиерея Михаила. Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/pamyat...

Последовательная работа в республике проводится по возрождению исторических святынь. Преображается и наполняется духовной жизнью храмово-монастырский комплекс острова-града Свияжск. Ведутся работы по возрождению древних храмов-памятников федерального и республиканского значения, в том числе знаменитой Николо-Гостинодворской церкви Казани. В столице республики открыты два уникальных музея: Музей Казанской иконы Божией Матери и Музей Казанской иконы. Также близятся к завершению работы по созданию Музея истории старообрядчества в отремонтированном соборе Казанско-Вятской епархии РПСЦ. Усилиями староверов восстанавливается исторический старообрядческий участок Арского кладбища в Казани. При активном содействии республики старообрядцам старо-поморского согласия возвращаются часть комплекса Челышевской моленной в Чистополе и Прилуцкая моленная в Казани. «Все это, несомненно, способствует духовному возрождению нашего общества», — заявил Рустам Минниханов. Глава региона подчеркнул, что в Татарстане продолжается поступательное развитие духовной жизни общества. «В этом несомненна заслуга священнослужителей, представителей православной общественности и всех верующих. Хочу выразить слова признательности за ваш вклад в дело сохранения мира и спокойствия в республике, духовного-нравственного оздоровления общества и популяризации традиционных ценностей», — добавил он. Затем президент Татарстана вручил ряду священнослужителей государственные награды за вклад в сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей, укрепление мира и межконфессионального согласия. Медали ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» был удостоен секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко. Медаль РТ «За доблестный труд» получили настоятель Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский); настоятель Вознесенского Архиерейского подворья города Набережные Челны, благочинный Закамского округа протоиерей Андрей Дубровин; настоятель храма Живоначальной Троицы села Чистопольские Выселки протоиерей Андрей Рыбочкин.

http://patriarchia.ru/db/text/5536449.ht...

Староста с некоторыми своими единомышленниками обвинил батюшку в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника. Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 года прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Архипастырь с ними согласился и оставил отца Михаила в храме, однако отношения оставались напряженными. В 1919-м году батюшка был переведен в храм Равноапостольных Константина и Елены в село Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход был беден, а во время Гражданской войны и голода еще более обнищал. Положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья, стало отчаянным. В 1923-м году храм в селе Кулаково был закрыт, и отец Михаил был назначен в Покровский храм в селе Сарсасы. Во время служения на этом приходе он был возведен в сан протоиерея. «Я пострадаю за Христа» В 1929-м – начале 1930-го года советская власть приступила к насильственному созданию колхозов и массовым арестам сопротивлявшихся коллективизации крестьян, а вместе с ними и духовенства. В 1929-м году протоиерей Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930-м году он был направлен служить в Свято-Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки вместо скончавшегося там священника. В этом году в Чистополе обновленцы захватили последнюю церковь. Ближайшим для горожан действующим храмом был теперь Свято-Троицкий храм села Чистопольские Выселки. Он стал кафедральным собором, центром духовной жизни в Закамье. Власти хотели закрыть и этот храм, но верующие смогли отстоять свою святыню, заявив властям, что «им не нужен колхоз, а нужна церковь, чтобы молиться». Этому способствовали и вдохновенные проповеди отца Михаила, приводившие прихожан к сердечному сокрушению. В них он призывал верующих ко спасению своих душ, указывая на «единое на потребу». Тем самым ревностный батюшка привлекал внимание властей, подписывая себе смертный приговор.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/pamyat...

Епископ согласился с ними, и отец Михаил был оставлен служить в этом храме, однако отношения между прихожанами оставались напряженными, и в 1919 году он был переведен в храм святых равноапостольных Константина и Елены в село Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход был беден, а во время гражданской войны и голода еще более обнищал, и положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья, стало и вовсе отчаянным. В 1921 году прихожане храма в селе Красный Яр Чистопольского уезда стали просить отца Михаила к себе, но пока прошение дошло до епископа Мамадышского Иоасафа (Удалова) , управлявшего тогда Казанской епархией, туда был определен уже другой священник. В 1923 году храм в селе Кулаково был властями закрыт, и отец Михаил был назначен в Покровский храм в селе Сарсасы. Во время служения на этом приходе он был возведен в сан протоиерея. В 1929 году протоиерей Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930 году он был направлен служить в Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки вместо скончавшегося там священника. В 1929м – начале 1930 года советская власть приступила к насильственному созданию колхозов и массовым арестам сопротивлявшихся коллективизации крестьян, а вместе с ними и духовенства. 20 апреля 1931 года председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором писали, что «священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с “проповедью”, где упоминает колхозы. По разговорам женщин, которые восхваляют выступления... он начинает свою проповедь с жизни какого-нибудь святого и кончает тем, что вот, мол, до чего мы дожили в настоящее время. Почти всегда во время выступления с “проповедью” Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви... Сельсовет считает, что Вотяков в церкви... ведет антисоветскую работу... агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать... Изоляция Вотякова необходима в связи с проведением весенней посевной кампании и коллективизации» .

http://fond.ru/kalendar/464/mihail/

месяцев освободили за недоказанностью обвинения. В 1930 г. он был направлен служить в Троицкий храм в с. Чистопольские Выселки Чистопольского р-на. 22 апр. 1931 г. М. и с ним 11 крестьян были арестованы по обвинению в создании контрреволюционной группировки и в том, что они «распространяли провокационные слухи, направленные к ослаблению советской власти и срыву проводимых ею мероприятий, используя в этих целях религиозные предрассудки масс». Арестованных заключили в тюрьму в г. Чистополе. Из всех предъявленных ему обвинений М. признал только то, что он обращался к приходскому совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но совет ему в этом отказал. М. отверг все обвинения в антиколхозной агитации: «В отношении разговоров... о колхозах... я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры... велись чисто религиозного характера». М. был казнен вместе с проходившими с ним по делу крестьянами по приговору Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР от 12 июня 1931 г. Был погребен в общей безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 11 апр. 2006 г. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 142. Д. 92; Д. 100; УФСБ РФ по Респ. Татарстан. Д. 2-14916. Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 22-26; Колясев А., свящ. «Я пострадаю за Христа»: Жизнеописание сщмч. Михаила Вотякова, пресвитера Чистопольского. Каз., 2006; Чистополь: История. Набережные Челны, 2009. С. 150-151. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ.

http://pravenc.ru/text/2563498.html

Чистопольские Выселки. Жители села , видя высокую духовную жизнь отца Михаила, прониклись любовью к своему пастырю. Но нашлись клеветники, которые спасая свои «шкуры», стали доносить в НКВД, что о. Михаил в своих проповедях выступает против колхозов. Ранним утром 20 апреля 1931 года о. Михаил был арестован. Из дома он пешком под конвоем был отправлен в Чистопольскую городскую тюрьму. Своего пастыря вышли провожать многие верующие села и долго шли за конвоем. Идя под конвоем о. Михаил произнес свою последнюю проповедь, поучая всех хранить веру православную, не отступать от нее, быть твердым в исповедании Христа. Через два месяца 12 июня 1931 г. ему было зачитано постановлении тройки ПП ОГПУ ТАССР, которое гласило, что о. Михаил без суда осуждается к высшей мере наказания – расстрелу, а его семья выселяется в северный край. 18 июня приговор был приведен в исполнение на архангельском кладбище г.Казани. Из книги священника А. Коляева «Я пострадаю за Христа», изд. отдел КДС, Казань-2006 г. 18 июня 2020 года исполнилось 20 лет со дня возобновления богослужебной жизни в храме Живоначальной Троицы села Чистопольские Выселки после гонения на Церковь в советский период. 18 июня 2000 года, в день празднования святой Пятидесятницы, в полуразрушенном храме была отслужена Божественная литургия. В этот же день в 1931 году мученическую кончину претерпел священномученик Михаил Вотяков, последний настоятель храма во имя Пресвятой Троицы. По случаю юбилейной даты в храме была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель храма иерей Симеон Махортов. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП Комментарии и обсуждение Кирпичный храм сооружен в 1886 г. по проекту архитектора П. И. Романова. Первоначальный облик церкви утрачен. Храм строился на средства чистопольской купчихи А. С. Столоповской. После переворота 1917 г. храм был закрыт. В настоящее время храм передан Казанской епархии и в нем проходят реставрационные работы.   Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Церковь востанавливается при активном содействии внуков последнего настоятеля (до закрытия) прославленного в 2006 году священномученика Михаила Вотякова. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20072

Надо сказать, что Успенский монастырь был относительно молодым, не выделялся среди прочих обителей края ни древней историей, ни богатством, ни многочисленностью. Учрежден он был 24 марта 1864 года по ходатайству чистопольского купца Ивана Дмитриевича Полякова, внесшего большой вклад на строительство и обустройство, в том числе и по завещанию своего отца – купца Дмитрия Андреевича Полякова. Чистопольский Успенский женский монастырь. Разрушен в 20-е годы ХХ века, ныне сохранилось лишь несколько монастырских построек 23 мая император Александр II подписал указ об открытии нештатного трехклассного общежительного женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором говорилось, что монастырь должен быть «примером подвижнической жизни и трудолюбия, соединенных со смирением и послушанием, влиять на раскольническое население, составляющее значительный контингент Чистополя». Монастырь был довольно скромным по размерам – в 1905 году в нем подвизались 19 монахинь во главе с игуменией, 13 послушниц и 125 белиц. Для сравнения – в Лаишевском, Мензелинском, Бугульминском монастырях было более чем по 300 человек в каждом. Лишенные родной обители Подавляющее большинство сестер Успенской обители были до прихода в монастырь простыми крестьянками Чистопольского уезда и мещанками города Чистополя. В монастыре они продолжали вести трудовую жизнь – работали на скотном дворе (в обители была ферма на 30 коров), в огороде, косили сено. Сестры ухаживали также за больными и старушками в богадельне, сами носили кирпичи во время строительных работ. Но для большевиков они все равно стали идеологическими врагами, а монастырь, многие годы бывший украшением города, подлежал уничтожению. Инокиня Ираида – в нижнем ряду крайняя справа В 1920-х годах обитель закрыли, кирпич с разрушенных храмов и келий использовали при строительстве зданий судоремонтного завода, который занял территорию монастыря. Многих сестер расстреляли, кого-то посадили, остальные разбрелись по Чистополю и окрестным селам. Выживали они, как могли и где могли, не изменив своему монашескому призванию. Объединяясь в группы по нескольку человек, сестры селились на квартирах и не прекращали молитвенного делания. В то время все храмы Чистополя были закрыты, действовал лишь Свято-Троицкий храм села Чистопольские Выселки.

http://pravoslavie.ru/158901.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010