Глава 17 1–3. Бедственная судьба Дамаска 4–6. и Израильского царства. 7–11. Причина падения Израильского царства. 12–14. Отмщение опустошителям Израильской страны. Ис.17:1–6 . Пророк предсказывает падение враждовавшим против Иудеи царствам Сирийскому и Израильскому, которые заключили между собою союз. Ис.17:1 . Пророче­с­т­во о Дамаске. – Вот, Дамаск исключает­ся из числа городов и будет грудою раз­валин. Когда произнесено это пророчество? Так как в нем говорится о предстоящем сокрушении силы Дамаска, а это событие совершилось при ассирийском царе Тиглат-Пилезере в 732 г., когда в Дамаске вместо царя был поставлен ассирийский губернатор, то пророчество должно было быть произнесено ранее этого года и даже ранее 735 г., до нашествия союзных войск на Иудею, потому что об этом нашествии здесь не сказано ни слова. Слово – см. Ис.13:1 . «Дамаск» – см. Ис.15:2 . Под Дамаском, вероятнее всего, разуметь всю Сирию, в которой Дамаск был столичным городом. Об исполнении пророчества Исаии можно судить по одной из надписей Тиглат-Пилезера, которая гласит: «бесчисленное множество (сирийцев) я велел обезглавить; дворец Адара, отца Рецинова, стоявший на недоступных горах, я осадил и взял; восемь тысяч жителей с их имуществом, Митинити из Аскапона... увел в плен; 500 (18 – по чтению Смита) городов из округов Дамасской страны я сделал как бы кучей мусору». (Срав. 4Цар.16 ). Впрочем, после этого разрушения Дамаск скоро опять был восстановлен, как это видно из пророчеств Иеремии и Иезекииля. Он и по сие время является одним из цветущих городов Востока. Ис.17:2 . Города Ароерские будут по­кинуты, – останут­ся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. «Города Ароерские», т. е. города восточной Палестины, где были два Ароера – один к востоку от Равва Аммона ( Нав.13:25 ), другой – на Арноне ( Нав.12:2 ); первый принадлежал колену Гадову, второй – Рувимову. Вероятно, пророк из всех городов заиорданской страны упоминает об этих городах для примера и по созвучию их наименования (Ароер) с еврейским словом, обозначающим понятие города (ar). От Дамаска туча гнева Божия идет, следовательно, по Галааду к югу, по владениям царства Израильского и потом переходит на западную сторону Иордана, в самый центр Израильского царства. Пророчество о том, что Галаад обезлюдеет, исполнилось. В настоящее время страна эта находится в запустении; только местами встречаются там племена диких хищных арабов (прот. Елеонский Библейская география т. I, стр. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Рябинин, Николай Егорович Рябинин , Николай Егорович, контр-адмирал, герой Севастопольской обороны, писатель: родом из дворян Новгородской губ., сын Е. М. Рябинина (см. выше), род. 10-го августа 1813 г., ум. 18-го сентября 1880 г. В 1827 г. Р. поступил в Морской кадетский корпус кадетом, 18-го января 1830 г. был произведен в гардемарины, а 21-го декабря 1832 г. – в мичманы, с назначением в 13-й флотский экипаж. В 1836 г., 2-го июня, он был переведен в Морской кадетский корпус, через год, 17-го апреля 1837 г., снова назначен был в 13-й флотский экипаж, где 8-го апреля 1838 г. произведен был в лейтенанты, 22-го января 1840 г. был переведен в 7-й флотский экипаж, 27-го января 1843 г. назначен адъютантом к начальнику 1-й флотской дивизии, вице-адмиралу А. П. Лазареву, 28-го октября 1848 г. определен в 5-й флотский экипаж, с оставлением в прежней должности, и в том же году, 6-го декабря, награжден орденом св. Анны 3-ей степени, а ровно через год, 6-го декабря 1849 г., произведен в капитан-лейтенанты. В 1850 г., 25-го января, Р. был переведен в 32-й флотский экипаж, 25-го мая того же года – в 37-й флотский экипаж, с назначением командиром брига «Неарх», и 6-го мая 1853 г. – и 31-й флотский экипаж с назначением командиром брига «Тезей». В 1854 г., 1-го июня, Р. находился в деле при бомбардировании англо-французским флотом г. Севастополя, 14-го августа был командиром бастиона 3; 4-го октября командовал бастионом 6; 7-го числа того же месяца назначен был, в составе 44-го флотского экипажа, на Малахов Курган, где и был ранен в левую ногу с обнажением кости. 22-го декабря 1854 г. Р. был пожалован, за отличие при обороне Севастополя, орденом св. Владимира 4-й степ., 1-го ноября 1855 г., за защиту Севастополя, награжден серебряною медалью на Георгиевской ленте, а спустя несколько дней, 24-го ноября, переведен в 9-й флотский экипаж, откуда 6-го мая 1856 г, был прикомандирован, на правах раненых, к Морскому кадетскому корпусу. Того же года, 26-го августа. Р. был награжден бронзовою светлою медалью на Андреевской ленте в память войны 1853–1856 гг.; 22-го августа 1857 г. пожалован знаком отличия беспорочной службы за XX лет; 30-го сентября 1857 г., с разрешения генерал-адмирала, назначен был командиром учебного фрегата, находившегося в кадетском лагере в Ораниенбауме, 12-го февраля 1858 г. назначен состоять по флоту, а 26-го сентября того же года, за отличие по службе, произведен был в капитаны 2 ранга. 11-го января 1860 г. Р. был зачислен по резервному флоту, 25-го апреля зачислен на действительную службу, 7-го мая прикомандирован к Инженерному и артиллерийскому училищу Морского Ведомства, как раненый 2-го класса, и в 1862 г., 1-го января, произведен в капитаны 1 ранга.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Глазенап, Григорий Иванович Глазенап , Григорий Иванович, генерал-лейтенант, один из главных деятелей покорения Кавказа, командир отдельного Сибирского корпуса, происходил из лифляндского дворянства, родился в 1751 (1750) году и получил хорошее для того времени образование; кроме основных наук он знал хорошо иностранные языки. На 14-м году, 14 июля 1764 г., он начал службу в 3-м гренадерском полку и через 3 месяца, 18 сентября, был произведен в подпрапорщики. Спустя год (18 сентября 1765 г.) Г. был сержантом. Служебную карьеру он сделал чрезвычайно медленно. Пробыв около 6 лет в нижних чинах, произведен 1 января 1770 г. в прапорщики в Симбирский мушкетерский полк. Это совпало с войной с турками, а Симбирский полк входил в состав армии гр. Румянцева. Г. пришлось участвовать в сражениях – близ Рябой Могилы (17 июня), при Ларге (7 июля) и под Кагулом (21 июля). 1 января 1771 г. он был произведен в подпоручики и 24 числа того же месяца – в поручики Старооскольского мушкетерского полка. В этом же году Г. пришлось участвовать в неудачном приступе к Журже (7 августа), в сражении под Бухарестом (22 сентября) и в занятии Журжи (24 сентября). В 1773 г. Г., переведенный в лейб-Кирасирский полк, принимал участие в сражениях при Силистрии и Карасу. 24 сентября 1776 г. Г. был произведен в ротмистры, а 29 августа 1784 г. – в секунд-майоры. С началом второй турецкой войны, Г. сделал кампанию 1789 г., в которой часто командовал отрядом легких войск. Неся аванпостную службу по р. Прут, он, между прочим, отбил у турок 1127 семейств крестьян и поселил их на р. Глане. В сентябре Г. участвовал в сражениях при Цыганке (3-го числа), при Санге и Салкуце и под Измаилом. 14 сентября, будучи откомандирован с тремя сотнями арнаут в местечко Карнатохе-Красне, заставил засевших там турок (500 чел.) отступить к судам и несмотря на подкрепление, в количестве 5 кораблей и 12 судов, не допустил их к высадке. От 16 по 25 ноября, находясь в корпусе генерал-поручика Михельсона, часто тревожил неприятеля небольшими стычками.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц называется: у египтян – «Фаменоф», у греков – «Дистрос», у евреев – «Нисан», у римлян – «Март». В сем месяце солнце, обтекши противоположную нам часть вселенной, начинает входить в первую дванадесятную часть зодиакального круга, что любители этой науки называют равноденствием, началом месяцев, главою круга, пределом течения планет; предшествующий же месяц называется последним, конечною дванадесятною частию, концем кругообращения планет. И мы верим, что март есть первый месяц, потому что, как сказал Моисей, в это время повелел Бог произрасти древам, цветам, и траве; видим и на деле, что не по другому, а по этому порядку природы исполняется повеление Божие. Впрочем, сказанный месяц, как и все остальные, различается и наименованиями, и числом дней у каждого из вышепоименованных народов. Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, – в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году 334 равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет —16—го и так далее. Во времена Набонассара 335 равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа; 336 когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Рубрики Библиография. «Фома» – январь 2018 17 мин., 29.01.2018 Поделиться  1-я страница обложки. На белом фоне две руки, мужская и женская, соединенные цепью, звенья которой связаны из голубых ниток (фото Владимира Ештокина). Сверху надпись – СВЕКРОВЬ СВЯЗАЛА. Внизу обложки написано: Тещи и свекрови: как супругам выстроить отношения с мамами. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Тещи и свекрови» (С.20-31). Пролог : (На заставке – фото Татьяны Афиногеновой).   Андрей Анпилов. Ладони ( «К руке протяни свою теплую руку … »). Стихотворение. 2017//Фома. - – январь 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа: Даты месяца. Январь //Фома. - – январь 2018. – С.4-5. - (рубрика « Числа »). Представлены даты:   7 января. Рождество Христово . – С.4; 11 января. Международный день «спасибо». – С.5; 25 января. 80 лет назад родился Владимир Высоцкий (1938-1980). – С.5; 19 января. Крещение Господне. – С.5.   Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Год с детьми . Диалоги автора со своими детьми - Аня (9 лет), Лиза (7 лет), Рома (5 лет), - записанные в течение прошлого (2017) года. Ил., фото из семейного архива В. Р. Легойды//Фома. - – январь 2017. – С.6-9. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   Интервью номера: Эдуард Артемьев . Совершенно свободный человек . [Беседа с композитором Эдуардом Артемьевым, в ноябре 2017 года отметившим 80-летие]. Беседовала Марина Борисова . Фото: Владимира Ештокина; Евгении Новожениной/РИА Новости; Виктора Баженова/PhotoXPress; фото из архива Э. Артемьева. Кадры из фильмов: «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974; «Сталкер», 1979; «Утомленные солнцем», 1994; «Зеркало», 1975; «Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977; «Раба любви», 1976; «ТАСС уполномочен заявить», 1984; «Сибирский цирюльник», 1998, «Легенда 2013; «Тихая застава», 2011; «Москва 2017», 2012//Фома. - – январь 2018. – С.10-19. – (рубрика « Интервью номера »). См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv//Фома. - – январь 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-177-...

Виктор Гамильтон (протестант) Часть вторая. Исход 6. Появление Моисея Исход (1–6) План Книги Исход можно представить одним из следующих способов: Угнетение (1:1–12:36) Освобождение (12:37–15:21) Странствование (15:22–19:25) Божье откровение (20:1–24:18) Поклонение Богу (25:1–40:38) В Египте (1:1–15:21) К горе Синай (15:22–19:2) У горы Синай (19:3–40:38) I. Спасение Богом: избавление от страданий (1–14) А. Страдания (гл. 1–11) В. Освобождение (гл. 12–14) II. Ответная хвала человека (15:1–21) III. Божье действие: спасение (15:22–18:27) А. От жажды (15:22–27; 17:1–7) Б. От голода (гл. 16) В. От отчаяния (17:8–16; 18:1–27) IV. Ответное послушание человека (гл. 19–31) V. Нарушение и обновление завета (32–40) 54 Независимо от того, каким языком мы воспользуемся, излагая вкратце Книгу Исход, основное деление структуры книги в известной степени ясно. В отличие от Книги Бытие (раздел о патриархах, который посвящен нескольким персонажам), Исход ярко освещает только одного – Моисея. Также в отличие от Книги Бытие (вновь главы 12–50), которая охватывает значительный период времени – по крайней мере, четыре поколения, – Исход (19–40) охватывает всего лишь около года. Израильтяне пришли к горе Синай через три месяца после того, как они покинули Египет (19:1). Девятнадцать месяцев спустя ( Чис.10:11 ) израильтяне покидают Синай и отправляются в Ханаан. Таким образом, Книга Исход хронологически следует схеме в таблице 4. Так же как это истинно в отношении повествования Книги Бытие об Аврааме, повествование Книги Исход умышленно является избирательным. Вторая глава рассказывает о первых двух третях жизни Моисея. И даже здесь указаны лишь немногие подробности: он родился, его положили в корзину и опустили в реку, его воспитала дочь фараона. Сорок лет спустя ( Деян.7:23 ) он убивает египтянина и вынужден жить в изгнании в земле Мадиамской. Еще через сорок лет, будучи восьмидесятилетним ( Деян.7:30 ), Моисей начинает свое служение после случая с горящим терновым кустом. Джордж Менденхолл, используя тот случай, когда Моисей убил египтянина, для более глубокого проникновения в вопрос о применении силы, пишет: «На великую важность этого повествования для происхождения религиозной идеологии древнего Израиля указывает тот факт, что это единственная сохранившаяся история о Моисее в период между младенчеством и пережитым им у горящего куста» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Ростопчин, Андрей Федорович Ростопчин, граф Андрей Федорович, библиофил, писатель-библиограф, тайный советник; младший сын графа Ф. В. Ростопчина и жены его графини Екатерины Петровны, урожденной Протасовой; родился 13-го октября 1813 года в Москве; рождение его, по словам его сестры Н. Ф. Нарышкиной, «не обрадовало его отца, который в то время был расстроен предыдущими событиями, грустил, не принимал участия в событиях, происходивших около него, и усиленно лечился». Раннее свое детство граф Р. провел, с родителями, за границей и воспитывался сперва дома, а потом, по возвращении отца в Россию в 1824 году – в Пажеском корпусе, откуда 22-го сентября 1830 года, не имея еще и 17-ти лет от роду и не окончив курса, был выпущен корнетом в Лейб-Кирасирский Ее Величества (затем – Лейб-Кирасирский Его Высочества Наследника Цесаревича) полк, с которым был в походе в Царстве Польском с 1-го марта 1831 года и участвовал в сражениях с поляками: 8-го мая – под мест. Снядовым, при с. Рудках, 9-го мая при с. Жолтках, а потом был при отступлении за р. Нарев, откуда шел обратно при преследовании повстанцев; 14-го числа граф Р. был в авангардном деле между дер. Замосцем и Ержекунем, а оттуда был послан с другими, для подкрепления генеральных сил, под Остроленку, 8-го июля переправился при Очепе на левый берег Вислы и дошел до г. Ловича, 24-го участвовал в стычке между сел. Небаровым и Борисовым под командою генерала графа Витта, после чего, подойдя к Варшаве, находился 25-го и 26-го августа при взятии Варшавы штурмом и 27-го – при покорении ее, с 15-го же по 24-е сентября был при преследовании остатков Польской армии, после чего через Варшаву вернулся 25-го октября в Россию, получив за эту кампанию знак отличия за военные достоинства 4-й степени и серебряную медаль за взятие Варшавы. После этого граф Р. прослужил уже недолго – до 27-го января 1833 г., когда вышел в отставку тем же чином, «для определения к статским делам». Молодой Р. причинял, видимо, немало хлопот своему опекуну А. Ф. Брокеру, приятелю его покойного отца, графа Ф. В. Ростопчина (его мать, графиня Е. П., как известно, была устранена от опеки над детьми и от распоряжения имением): «А. Ф. Брокер», писал А. Я. Булгаков своему брату 16-го января 1832 г., – «должен возиться с молодым Ростопчиным. Вообрази себе, что этот повеса просит дать ему попечителя, в противность завещанию отца. Это бы еще ничего, но он попался в лапы матери и брата, коего избирает себе попечителем, брата, который, просвистав все имение, сидел в S-te Pélagie, а теперь сам на соломе. Чего ждать от такого опекуна? Вообрази, что Андрюша не был еще у меня... «У этого молодца», – прибавляет раздраженно Булгаков, – «мало чувств благородных. Он себя только одурачит просьбою своею: или Сенат, или опека спросят: разве опекун Брокер не соблюдает интересов малолетнего?..»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Предисловие I. Речь и молитва по поводу избрания Апостола на место Иуды (Деян.1:15–26) Общие характеристики в Деяниях Время произнесения речи Место произнесения речи Ипероон в доме на Сионе Собрание, в котором произнесена речь Первенство Ап. Петра в собрании Восстановление числа 12 в лике Апостолов Общий характер речи Главная мысль и план речи Изъяснение речи. Ст. 16 б Связь мыслей в 1 части речи Поставление двоих Кто произнёс молитву Молитва ст. 21 б –25 Жребий II. Речь в день Пятидесятницы (Деян.2:14–36, 38–40) Пятидесятница Час произнесения речи Οκος (дом) Сонм глоссолалов Глоссолалия в день Пятидесятницы Общий ход событий Изъяснение речи Ст. 14 б Обращение к слушателям План и главный предмет речи Общий характер и строй основной части речи Перерыв речи и продолжение её Дальнейшая беседа Апостола Ст. 40 Обращение трех тысяч III. Речь по поводу исцеления хромого (Деян.3:4–6, 12–26) Время произнесения речи Место произнесения речи Исцеление хромого и слова, сказанные Ап. Петром Вопрос о достоверности и источниках рассказа Общий характер речи План речи Слушатели ст. 1 Изъяснение речи ст. 12 Результат речи IV. Речь перед синедрионом (4:8–12, 19, 20) и молитва в собрании верующих (24–30) Собрание синедриона (время и обстановка речи) Повод, которым Апостол привлекается к ответу Общий характер и содержание речи Изъяснения речи. Ст. 8 б –10 Освещение 19–20 стиха с богословской точки зрения Молитва. Кто автор молитвы? Общий характер и содержание молитв Объяснение молитвы. Ст. 24 б –25 а Заключение молитвы V. Речи к Анании и Сапфире (5:3–9) Время произнесения речи Обстановка события Сомнения в подлинности рассказа Историко-апологический анализ речей Изъяснение речей со стороны вероучительной VI. Второй ответ синедриону (5:29–32) Время события Остановка и общий характер речи Объяснение речи. Ст. 29 б VII. Обличение Симона волхва (8:20–23) Время речи Повод речи; достоверность события Характер и содержание речи VIII. Слова к Енею и Тавифе и речи по поводу обращения Корнилия (9:34, 40; 10:26–11:18) Путешествие Ап. Петра Слова к Енею и Тавифе, ст. 34, 40 Время событий Повод произнесения речей Достоверность рассказа Особенности речей 1) Речь к Корнилию и близким его (10:26–29, 34–43) Предварительное вступление План огласительной речи 2) Речь в Иерусалиме пред верующими (11:5–17) План речи Изъяснение её Слова по освобождении из темницы IX. Речь на соборе (15:7–11) Время событий Достоверность событий Общий характер и строй речи Вместо заключения Особенности богословия и стиля речей Богословие Характер Ап. Петра по Евангелии Св. Пётр – Апостол обрезания Свидетельство о Христе Иисусе Эсхатология  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ОСТАТОК ВЗ Бог обещал Аврааму потомство многочисленное, как звезды небесные ( Быт 15, 5 ), и Он же устами Амоса предупредил Израиля: «Как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы» ( Ам 3, 12 ). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим 2, 4 ), и возвещает, что во время великой скорби, «если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть: но ради избранных будут сокращены дни те» ( Мф 24, 22 ). – Этот О., пощаженный при совершении составляет существенный элемент библ. Представление о нем связано с опытом войн и сопровождающим их избиением множества людей. Истребление побежденных, так часто применявшееся (ассирийские документы, стела Месы), ставило перед Израилем вопрос о самом его существовании и, следовательно, о нерушимости Божиих В зависимости от контекста данный термин может указывать на размер катастрофы («только остаток обратится», Ис 10, 22 , «и остатка не будет», Иер 11, 23 ), или же на надежду, к-рая сохраняется, благодаря продолжающейся жизни О. ( Иер 40, 11 ). Эта тема появляется при бедствиях IX века (ср 3Цар 19, 15–18 ), но она имеется уже в предисторическом периоде: это повествование о ( Быт 6, 5 слл, 17 сл.), к-рый называется «Остатком» в Сир. 44, 17 , а также о наказаниях, постигающих Израиля в пустыне и приводящих к уничтожению значительной части народа ( Исх 32, 28 ; Числ 17, 14; 21, 6; 25, 9 ). 1 . До плена. – Согласно Амосу, как нынешние испытания уменьшили народ до небольшого числа оставшихся в живых ( Ам 5, 15 ), так и грядущие рассматриваемые в перспективе эсхатологического суда, уменьшат Израиля до горсточки людей (3, 12; 5, 3). Как решето, они будут отсеивать грешников на погибель и оставят только праведных (9, 8 слл). Согласно Исаии, О. будет причастен святости Ягве ( Ис 4, 3 ; ср 6, 3), к-рая есть огонь, испепеляющий нечестивых, но для других он – пламя светлое (10, 17) и очистительное (1, 25–28). Этот О. – дело Ягве (4, 4) и будет полагаться верою только на Бога одного (10, 20), т. обр. избегая наказания (7, 9; 28, 16); в зачатке он уже существует в учениках пророка (8, 16, 18); по–видимому, он состоит преимущественно из «бедных» (14, 32), что ясно утверждает веком позже одно из последующих пророчеств ( Соф 3, 12 сл.). Мессия, наместник Ягве, вокруг к-рого объединится этот О. ( Ис 10, 21 : Бог крепкий=Мессия, ср 9, 6), будет его главой и его славой (4, 2), а также его представителем, так как О. и Мессия описываются в одних и тех же выражениях (ср 6, 13 и 11, 1; 11, 2 и 28, 5 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Вопросы репродукции и демография в России». Бойко Н.Н., директор Православного медико-просветительского центра «Жизнь», врач акушер-гинеколог 1. Демографическая ситуация и состояние репродуктивного здоровья в России. Последнее десятилетие характеризуется в России двукратным спадом рождаемости. Если в конце 80-х годов на 1000 женщин 15-49 лет рождалось около 2000 детей в год, то в конце 90-х годов - всего 1200 детей, то есть на 800 детей меньше. Такая ситуация в значительной мере обусловлена резким ухудшением репродуктивного здоровья женщин. Так, расстройства репродуктивной функции у детей за последние 7 лет выросли в 5 раз, у подростков - в 3,5 раза, у взрослых – в 2 раза. Частота заболеваний воспалительного характера увеличилась у подростков в 5,4 раза, у взрослых – в 1,3 раза. Отмечен пик социально-значимой патологии: частота онкологических заболеваний женских половых органов возросла в 1,1 раза. Рост первичного бесплодия увеличился на 20-30-%. Рост заболеваний репродуктивной системы и соматической патологии во многом определяет увеличение числа осложнений во время беременности и родов. Прогрессивное ухудшение общего здоровья беременных играет важную роль среди причин репродуктивного неблагополучия. Так, поздний токсикоз беременных стал регистрироваться в 3,5 раза чаще. Частота болезней мочеполовой системы возросла в 3,8 раза, системы кровообращения - в 2,5 раза, аномалий родовой деятельности, а также доля новорожденных с наличием патологических изменений - в 3-5 раз (Кулаков В.И., 2001 г.). Доля анемий среди беременных возросла с 1985 г. в 10 раз, а доля лиц с недостаточной массой тела достигла 30-50%. Сохраняется высокий уровень послеабортных осложнений: 70%, это - воспаления, эндокринные нарушения, бесплодие, невынашивание беременности. Т.е., осложнения возникают у 1 млн. 330 тыс. женщин. Число нормальных родов в России к 1999 г. снизилось до 31,1%, а в некоторых регионах их только 25%. Доля повторных родов составляет только 41%. Известно, что если частота бесплодных браков достигает 15%, то проблема приобретает государственное значение. А в России – до 17% браков бесплодны.

http://sedmitza.ru/lib/text/429820/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010