Разделы портала «Азбука веры» − Человек, который пришел на отпевание, должен иметь хотя бы элементарное представление о том, что происходит в храме. Расскажите, пожалуйста, что такое  отпевание? Откуда взялось это название? Отпевание — это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. И правильнее было бы называть его «последованием мертвенным». В его состав входят строго определенные  чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием». Проведение этого чинопоследования  свидетельствовало о том, что этот человек был знаком общине и  священнику, и люди собрались для того, чтобы проводить его в  последний земной путь. Сейчас, несмотря на то, что члены общины живут более разобщенно,  смысл отпевания все равно должен сохраняться. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хоть иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. Присутствующие на чинопоследованиии христиане должны молиться и просить у Бога помощи душе отпеваемого. − Почему обряд отпевания вы называете чинопоследованием? Не следует считать отпевание всего лишь обрядом. В данном случае обрядом будет само погребение, но не отпевание. Очень часто люди говорят: «Участвовал в обряде Крещения», «Совершили обряд венчания» и т.д. Это не правильно.   Ведь обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит нечто большее. Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, мы – русские священнослужители – во время церемоний обряжаемся, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится.

http://azbyka.ru/javljaetsja-li-otpevani...

Глава X. Исповедание веры Произнесение его в веке апостолов и мужей апостольских. Исповедание веры во II веке и отсутствие для него определенной формулы за это время. Чтение символа веры в III веке. Исповедание, веры в IV и V в.в. Разнообразие символов до II вселенского собора. Двоякое исповедание веры – пред крещением и при погруружении. Символ веры после II вселенского собора. Чтение символа веры в VIII и X в.в. и заключение в данное время акта оглашения. Те же самые акты в практике греческой церкви с XIII в. Историческое обозрение совершения их в практике русской церкви. В тесной, так сказать, непосредственной связи с сочетанием Христу в приготовительном к крещению акте всегда стояло исповедание веры, или чтение символа, непосредственно следовавшее за сочетанием 666 . Появление этого акта в крещальном чине восходить еще ко временам апостольским. Исповедание веры во Христа при крещении в этом век – есть несомненный исторический факт, засвидетельствованный во многих местах писания. Уже при Иоанновым крещении требовалась вера в грядущего, т. е., Иисуса Христа, а покаяние лишь приготовляло к этой вере. В христианском крещении вера должна была получить и получила тем более решительное значение, что она была плодом не только внешнего влияния апостольской проповеди, но гораздо больше непосредственным порождением св. Духа. Веровать во Христа теперь не значило-только признавать, что Он пришел в мир, но значило принять Его учение, принесенное Им и проповеданное апостолами, значило – признать его не Мессиею только, но Сыном Божиим 667 . Исповедания веры пред крещением требует и сам И. Христос, когда говорит, что кто будет веровать и крестится спасен будет 668 . Потому и апостолы, совершая крешение, обязательно требовали от желающих принять оное – исповедания веры, Св. Апостол Петр в известный в истории распространения христианства день Пятидесятницы допустил к крещению только тех, которые охотно приняли слово его 669 . Равным образом и ап. Филипп преподал крещение в Самарии только тогда, когда поверили ему, благовествующему о Церкви Божией и о имени И. Христа 670 , и евнуха царицы Ефиопской крестил только после исповедания этим последним веры в И. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Богослужебная практика южно – русской Церкви, не смотря на прямое распоряжение церковно – административной власти отно­сительно однообразия богослужебных книг для всей русской Церкви, и доселе продолжает сохранять и некоторые разности в тексте церковно – богослужебных книг, и некоторые обряды в церковной практике, и даже целые чинопоследования, кото­рых северно – русская Церковь никогда не знала и не знает до сего времени. Поставленная когда-то в исключительное и почти независимое положение южно-русская Церковь , благодаря различного рода внутренним и внешним обстоятельствам, вос­приняла в свою практику многое такое, что не может не бро­саться в глаза человеку, привыкшему к богослужебным поряд­кам северно-русской Церкви, но что здесь, по традиционному порядку, существует как явление вполне нормальное, естествен­ное, с которым в одинаковой мере сроднилась как духов­ный пастырь, так и его пасомые. Все это мы говорим по поводу случайно попавшейся нам на глаза рукописи, в которой между чинами известными и в северно-русской Церкви, печатаемыми, как известно, в так называемом дополнитель­ном Требнике, напр., „чин бываемой панагии», „чин основания дому», „чин благословения икон» и т. д., мы встретили совершенно неизвестный в России, но однако же совершаемый в Малороссии и доселе, чин „скрывания новобрачных». Чин этот совершается обыкновенно на другой день после совершения таинства брака и получил свое малороссийское название от обряда покрывать голову новобрачной полоном или кисею. Совершается этот чин так. После того, как новобрач­ные оставят свое первое ложе и облекутся в приличные одежды, родственники ведут их в храм для совершения чина „скрывания новобрачных». При этом родные и гости, пригла­шенные на брачное пиршество, проведшие всю ночь в шумных и обильных возлияниями оргиях, сопровождают новобрачных в церковь в том же игривом расположении духа. Песни и пляска, а иногда и музыка, которая и доселе в Малороссии считается неотъемлемою принадлежностью всякой свадьбы, не пре­кращаются до того момента, когда новобрачные вступят в церковную ограду1). „Пришедши новобрачной к церкви, гово­рится в чине рассматриваемой нами рукописи2), иерей, ставь в дверях одень в епитрахиль и фелонь, глаголет к ней: „Вниди, чадо, во дворы Господня и всяким благоговением и страхом Божиим посещай всегда Церковь Его, яко да приимешь от Него милость и благодать пред Ним обрящеши, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». И оба входят иерей в церковь и по нем невеста. Став иерей в дверях, невеста пред ним, начинает обычно: „Благословен Бог наш», Трисвятое и по „Отче наш», „Яко Твое есть царство», „Господи помилуй» 12, слава и ныне, „Придите поклонимся» 3-жды и псалом 66 „Боже ущедри ны и благослови ны, про­свети лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да исповедаются Тебе люди, Боже, да исповедаются Тебе люди всп. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши. Да исповедаются

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  разделы   рассылка  распечатать Сообщение N 15-06 Совета Архиепископии Заседание 22 июня 2006 г. Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе Экзархат вселенского патриархата 22 июня 2006 г. состоялось очередное заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного Архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы. Пастырское собрание и епархиальное паломничество Пастырское собрание на тему " Таинство покаяния и пастырская практика исповеди " состоялось в четверг 25 мая в Париже на Св.-Сергиевском Подворье (подробнее см. www.exarchat.org ). В целом оно оставило у большинства участников вполне положительное впечатление. Выступления с докладами и обмен мнениями позволили обратить внимание на ряд богословских и пастырских вопросов, относящихся к чинопоследованию исповеди. В ответ на некоторые из поставленных вопросов планируется составление практических рекомендаций. Также готовятся к публикации полные тексты представленных докладов. На следующий день участие в паломничестве в Покровскую обитель в Бюси-ан-От приняло около сорока клириков и мирян. Был отслужен молебен с пением акафиста перед мощами св. Алексея Южинского. Был оказан теплый прием паломникам, и многие из них смогли лучше познакомиться с жизнью монастыря, который в этом году отмечает 60-летие со дня основания. В юбилейный день в воскресенье 2 июля Архиепископ Гавриил совершит Божественную литургию в монастырском храме. Поездка архиепископа Гавриила в Константинополь Визит в Константинопольский патриархат состоялся 19-21 мая (см. Сообщение N 11-06). Высокопреосвященный Архиепископ Гавриил подчеркнул, что он был принят Святейшим Вселенским Патриархом и присутствующими членами Священного Синода с большой заботливостью и почетом. Во время собеседований Его Святейшейство высказалось за развитие и укрепление единства Экзархата, а также за расширение контактов между Экзархатом и Патриархатом. Одним из знаков этих теплых отношений стало паломничество в Константинополь группы преподавателей и студентов Св.-Сергиевского православного богословского Института во главе с деканом Института архимандритом Иовом, которое состоялось c 16 по 22 июня.

http://religare.ru/2_30896.html

А.И. Солодков Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от православия Скачать epub pdf Введение Вопрос о присоединении к Церкви стоял уже с первых времен существования Христианства, так как уже тогда появлялись различные расколы и ереси, пребывание в которых неизбежно разрывало единство с Церковью . На ряде Соборов были выработаны определенные правила (I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; VI Всел. 95; Лаод. 7, 8; Карф. 6, 57, 126), регламентирующие порядок приема в Церковь , согласно которым присоединяемые к Православию и к части спасаемых принимаются с помощью трех чинопоследований: Крещения; Миропомазания и Покаяния 1 . Отпадение от Церкви всегда печальный факт в силу самого обстоятельства случившегося. Причина отпадения в большинстве случаев – недостаточная просвещенность в основах Православного исповедания. Множество людей попало в секты, будучи крещенными, но так по-настоящему и не познакомившись с Православием. Известно, что научить человека легче, чем переучивать. В этом смысле реабилитация людей, отпавших от Православия, отличается от обычной катехизации. В таком случае необходимо учитывать и знать заблуждения, в которых оказался человек, чтобы правильно выстроить методику подготовки к чину присоединения к Святой Православной Церкви. В работе будут описаны методические пояснения в следующем порядке: какие общие заблуждения существуют в том или ином направлении протестантизма (неопротестантизма), оккультизма и неоязычества. На примере отдельных заблуждений рассмотрим сам принцип организации методики реабилитации. Так, например, при работе с отпавшими в христианские конфессии не обязательно уделять в начале реабилитации много внимания вопросам сотворения мира и шестодневу. Вера в то, что Бог – Творец этого мира и человека, в христианских деноминациях присутствует. Для них первостепенными будут темы: значение Священного Предания, как критерий понимания библейского текста, экклесиология и Таинства Церкви, как условия доступа к соединению со Христом. Цель организации центра реабилитации и методических особенностей – помочь человеку увидеть свои заблуждения, проанализировать ложное мировоззрение, встать на путь покаяния и обретение чистоты Православного исповедания в Боге и с Богом. Для этого необходимо методически правильно выстроить план встреч-бесед с отпавшими от Церкви и предложить материал для самостоятельного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Документы Сообщение Архиепископии Западно-Европейских Православных Русских Церквей (Экзархат Вселенского патриарха) 27.06.2006 10:07 Сообщение N° 15-06 Совета Архиепископии Заседание 22 июня 2006 г. 22 июня 2006 г. состоялось очередное заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного Архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы: • Пастырское собрание и епархиальное паломничество. Пастырское собрание на тему « Таинство покаяния и пастырская практика исповеди » состоялось в четверг 25 мая в Париже на Св.-Сергиевском Подворье (подробнее см. http://www.exarchat.org/ ). В целом оно оставило у большинства участников вполне положительное впечатление. Выступления с докладами и обмен мнениями позволили обратить внимание на ряд богословских и пастырских вопросов, относящихся к чинопоследованию исповеди. В ответ на некоторые из поставленных вопросов планируется составление практических рекомендаций. Также готовятся к публикации полные тексты представленных докладов. На следующий день участие в паломничестве в Покровскую обитель в Бюси-ан-От приняло около сорока клириков и мирян. Был отслужен молебен с пением акафиста перед мощами св. Алексея Южинского. Был оказан теплый прием паломникам, и многие из них смогли лучше познакомиться с жизнью монастыря, который в этом году отмечает 60-летие со дня основания. В юбилейный день в воскресенье 2 июля Архиепископ Гавриил совершит Божественную литургию в монастырском храме. • Поездка архиепископа Гавриила в Константинополь. Визит в Константинопольский патриархат состоялся 19-21 мая (см. Сообщение 11-06). Высокопреосвященный Архиепископ Гавриил подчеркнул, что он был принят Святейшим Вселенским Патриархом и присутствующими членами Священного Синода с большой заботливостью и почетом. Во время собеседований Его Святейшейство высказалось за развитие и укрепление единства Экзархата, а также за расширение контактов между Экзархатом и Патриархатом. Одним из знаков этих теплых отношений стало паломничество в Константинополь группы преподавателей и студентов Св.-Сергиевского православного богословского Института во главе с деканом Института архимандритом Иовом, которое состоялось c 16 по 22 июня.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

18 декабря Русская Православная Церковь празднует память преподобного Саввы Освященного, который является небесным покровителем наместника Новоспасской обители епископа Воскресенского Саввы. Мы предлагаем вашему вниманию рассказ владыки о своем пути к монашеству, наших небесных заступниках и о том, как выбирать имена для детей. - Владыка, как Вы приняли решение посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашество? - Я принял постриг в 21 год. Стать монахом хотел еще в семинарии, даже пошел за советом на исповедь к духовнику, отцу архимандриту Илариону. Но когда понес прошение ректору и уже вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил повременить с этим решением. После выпуска меня по распределению направили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона, - назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно - секретарем-референтом митрополита Симона. Владыка и помог мне утвердиться в решении принять постриг. - То есть Вы даже не размышляли о том, что Вам ближе – семейная жизнь или монашество? - После семинарии я даже не думал о том, что необходимо что-то решать. Появилось столько забот: хлопоты по училищу плюс работа секретаря, - так что думать было некогда. Определиться помог случай. Однажды я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?» И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, а только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Ответили, что неделя. И ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище с именем Савва - в честь преподобного Саввы Освященного. - Как переживается сам постриг? - Когда ползешь к алтарю (согласно чинопоследованию пострига в мантию, готовящиеся к постригу облачаются в белые длинные рубахи (хитоны) и ползут от притвора храма к алтарю – прим.), не слышишь ничего, кроме стука своего сердца. Сердце стучало очень сильно, и было ощущение, что оно ударялось об пол, словно я по полу полз сердцем, и даже слышал эхо от ударов. В алтаре, по велению владыки, я провел одну ночь, потому что, когда я принимал постриг, у нас не было монахов, которые могли бы за мной смотреть. Студенты помогли мне прочитать правило, кафизмы, Псалтирь. Всю ночь я молился, как положено, утром причастился, и меня отвели в келью. Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом.

http://pravoslavie.ru/88908.html

     Это действительно так. В средоточии, можно сказать, на вершине, венчающей все православное богослужение – Евхаристическом каноне и в самой его сердцевине – формуле пресуществления хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы возносятся к Богу именно святые стихи пятидесятого псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Так же пятидесятый псалом читается в церковном богослужении и в молитвах третьего часа, и в чинопоследовании Таинства Исповеди, и на утрене, и во время каждения священником храма на Литургии, и в последовании молебна о начале всякого доброго дела. В домашней же молитве этот псалом читается в утреннем молитвенном правиле. Используется он и в других случаях. Почему же святые отцы по внушению Святаго Духа так часто прибегают к нему в различных богослужениях и молитвах? Рассмотрим с Божьей помощью историю написания псалма… Если говорить вкратце, то это событие страшного падения и глубочайшего раскаяния. Эта история во всей своей неприглядности, но предельной честности описана в Ветхом Завете во Второй Книге Царств (главы 11, 12). Однажды под вечер святой пророк и царь Давид прогуливался по кровле царского дома (крыши у восточных народов, как мы знаем, плоские). И увидел, наверное, в окне другого дома очень красивую обнаженную купающуюся женщину. Он воспылал к ней блудной страстью. Эту женщину звали Вирсавия. Она была замужем за воином из армии Давида Урией Хеттеянином (хетты – ближневосточная народность). Царь Давид до того потерял голову, что совершил целый ряд ужасных грехов. Он сделал Вирсавию своей любовницей. Она от него забеременела. Давид решил на ней жениться. Но что делать с Урией? Израильтяне тогда воевали с хананейским также ближневосточным народом – аммонитянами. Царь Давид отослал Урию в войско. А в письме своему начальнику Иоаву написал: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2 Цар. 11:15). Приказание было в точности исполнено, ситуация разыграна как по нотам. Но на поверку это оказалось запланированное убийство ни в чем не повинного человека в угоду похоти.

http://pravoslavie.ru/101119.html

Браки с инославными и сектантами в России по документам подготовки Поместного собора 1917–1918 годов Источник Аннотация В настоящей статье анализируется проблема допустимости в Русской Православной Церкви заключения браков между православными и инославными, а также сектантами, и возможности участия инославных и сектантов в церковном Таинстве Брака. Данный вопрос рассматривается на материалах Особого Совещания по делам веры (1905), «Отзывов епархиальных епископов на церковные реформы», Предсоборного Присутствия (1906) и Предсоборного Совета (1917). Исторический и экклесиологический контекст проблемы обусловлен изменением церковно-государственных отношений в Российской империи с 1905 г., и отказом государства от взятых на себя прежде обязательств охранять права православного супруга и детей в смешанном браке, а также подготовкой проекта церковного документа о браке с инославными и сектантами для Поместного Собора 1917–1918 гг. Особый интерес представляет подход, предложенный некоторыми участниками дискуссии, среди которых были новомученики и будущий патриарх Сергий (Страгородский) . Этот новый подход к заключению браков с инославными и сектантами представлял собой альтернативу закону, навязанному Церкви государством в 1720 г. Новую позицию впоследствии поддержал прот. И. Мейендорф . Ключевые слова: Таинство Брака, экклесиология, канон, инославие, секта, Поместный Собор, предание, новомученики, Особое Совещание по делам веры, «Отзывы епархиальных епископов на церковные реформы», Предсоборное Присутствие, Предсоборный Совет. Откровенно говоря, я не знаю, каким образом можно оправдать это венчание [с инославным], каким образом можно преподать церковное Таинство неправославному. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) Брак [с инославным] рассматривается как измена таинственной благодати, которая получена от Церкви в крещении, а это фактически несовместимо с принадлежностью к Церкви. Протоиерей Иоанн Мейендорф Введение Браки православных с неправославными христианами были, есть и будут. И никто не может решить за самих людей, с кем им сочетаваться в браке и создавать семью. Вопрос лишь в том, как объяснить с богословской и канонической точки зрения участие инославного и сектанта (еретиков) в церковном Таинстве Брака. Таинства существуют в Церкви, и для членов Церкви, поэтому неправославные в Таинствах участвовать не могут. Тем не менее в России Священный Синод с 1721 г. формально разрешил бракосочетание с инославными через чинопоследование Таинства Брака, 1 несмотря на то, что инославные конфессии исповедуют множество ересей, 2 и общения с ними в Таинствах быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/brak...

Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди I. Молитвы о кающихся. II. Молитвы о исповедающихся. III. Молитвы, разрешительные от епитимии, клятвы и всякого греха. IV. Молитвы, разрешительные от внешнего осквернения. V. Постные молитвы и отношение их в исповеди. VI. Общие и специальные молитвы, разрешительные по смерти вообще. VII. Грамоты разрешительные по смерти. VIII. Молитвы – разрешительные для умерших под отлучением. IX. Покаянные молитвы субъективного характера. Сверх целых уставов, так или иначе соприкасающихся с понятием исповеди и обследованных нами в предыдущей главе, – и в печатных литургических книгах, и тем более в литургико-канонических рукописях – имеется весьма обширный цикл отдельных молитв, которая или непосредственно относятся к исповеди, или известною стороною соприкасаются с нею. Историко-критическому обозрению этих молитв мы и посвящаем настоящую главу. Количество таких молитв по нашим разысканиям весьма обширно, при этом значительная доля их, с тем или другим значением, имела место в старинных исповедных уставах. По их внутреннему характеру, они распадаются на два типа, это: молитвы в известной мере с объективным характером, как долженствующие совершаться священнослужителем для другого лица, и всецело субъективный, как читаемый совершителем для самого же себя. Что касается до назначения подобных молитв, то в этом отношении он подразделяются на долгий ряд категорий, исчисленных нами в перечне содержания настоящей главы. Применительно к этому последнему делению мы и имеем далее их рассматривать, – рассматривать, – насколько они известны нам по рукописям. I. Молитвы о кающихся. а) Εχ π μετανοοτων (Молитва о кающихся). Под таким надписанием в Евхологиях, а равно и в славяно-русских Служебниках и Требниках отдельно помещалась уже известная нам молитва «Господи Боже наше, иже пророком своим Нафаном покаявшуся Давиду о своих прегрешениях...» и пр. По происхождению – эта молитва относится, несомненно, к глубочайшей христианской древности. За это говорят – простота ее конструкции, влияние ее на текст других молитв, составлявшихся позднее, обязательное присутствие почти во всех уставах и чинопоследованиях исповеди 421 и, наконец, присутствие ее во всех древнейших Евхологиях 422 . На основании всех подобных данных, ее происхождение с полным правом можно отнести ко времени до VI в. Очевидно, она служит свидетелем практики древней Восточной церкви вообще, в деле совершения ею исповеди. Только при таком понимании времени происхождения этой молитвы и можно объяснить, почему, не смотря на существование особых чинов исповеди, она продолжала и продолжает в настоящее время изолированно от устава исповеди помещаться в Требнике – и в Греции 423 , и у нас 424 . Если бы она была составлена по появлении устава исповеди Иоанна Постника , то ее не было бы никакой нужды выделять из этого устава и помещать особо в Евхологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010