Пусть такие люди берут пример и с Господа Иисуса Христа. Как Он поступил перед тем, как насытить пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек? Он взял, сказано, хлебы и обе рыбы и, воздав хвалу Богу, благословил их; и потом уже стал преломлять и раздавать ученикам, а ученики – возлежавшим. Пусть же по примеру Господа и святых желающие иметь приятный вкус в пище при приготовлении ее – молятся и испрашивают на нее благословение Божие; при вкушении ее – пусть воздают хвалу Богу, а по вкушении ее – пусть благодарят Его. И тогда, конечно, пища станет им и на вкус приятной, и для здоровья их полезной. Аминь. 4-й день 251. О подражании Христу (Из жизни св. мученицы Пелагии. Чет. Мин. мая 4) Господь учит нас, чтобы мы в жизни брали пример с Него. Он сказал: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал» ( Ин.13:15 ); и в другом месте: «кто Мне служит, Мне да последует» ( Ин.12:26 ). Отсюда ясно, что в жизни мы должны подражать Христу. Должны подражать; но будет ли нам польза из сего? Будет, братие, и сомневаться в сем не должно. Св. мученица Пелагия, память коей Св. Церковь совершает 4-го мая, когда оставила язычество и приняла христианство , тогда решилась, сказано, во всем подражать Жениху Небесному, Бессмертному и Нетленному. Что же вышло из сего подражания? Когда Пелагия пришла однажды к своей бывшей кормилице, то эта была положительно поражена переменой, происшедшей в Пелагии. Прежде всего кормилица увидала, что лицо Пелагии сделалось несравненно красивейшим против прежнего. Затем она была удивлена тем, что Пелагия, любившая дорогие наряды, была у нее в самой простой одежде. Потом и еще более была удивлена, когда заметила, что и все нравы Пелагии изменились. Прежде она была величавая и гордая, а теперь поражала своим смирением и кротостью; прежде любила пустословить, а теперь стала молчаливой; прежде любила дорогие и разнообразные брашна вкушать, а тут явилась воздержницей и постницей и принимала весьма мало пищи; прежде любила проводить время в праздности и мирских удовольствиях, а ночи в спанье на роскошном ложе; а тут почти весь день стала проводить в молитве, ночью ложиться на жестком ложе и ночью же несколько раз вставать на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Принимали бесы и образы различных животных. Во время молитвы св. Илариона диавол появлялся ему то волком воющим, то лисицей скачущей (Чет.-Мин., окт. 21 д.). Преподобного Сергия бесы устрашали преобразуясь в зверей и змей (Чет.-Мин., сент. 25 д.). 4 . Даже люди, имеющие общение с бесами, могут производить бесовские мечтания, напр., переменять воздух, производить ветры, гром и дождь, возмущать морские волны, наносить вред в садах и полях (Чет.-Мин., окт. 2 д.). 5 . Могут бесы знать будущее, как духи бесплотные, на основании долговременного опыта и наблюдения над вещами и делами человеческими, но также часто лгут и обманывают. «Знаешь ли ты, – спрашивал св. Пахомий явившегося к нему беса, – что, по кончине нашей, братия не так усердно будет служить Господу, как теперь? – Знаю, верно», отвечал бес. «Лжешь ты на свою скверную голову; знать будущее принадлежит одному Богу, а ты одна ложь». – «Во мне нет предведения, – сознавался бес, – я и сам по себе ничего не знаю; знаю, что случится в будущем посредством знания прошедших и настоящих вещей» (Чет.-Мин., мая 15 д.). 6 . Нападая и злодействуя человеку во время его земной жизни, злые духи не оставляют его и по кончине его. С особенною силой они нападают на человека в час смерти, чтобы возмутить спокойствие души его. «Когда настал час разлучения моего от тела, – сказывала св. Феодора, – увидела я много ефиопов, ставших около одра моего; лица их были, как сажа, глаза, как огненные угли. Все они грозно смотрели на меня, скрежетали зубами, готовили и развивали свитки, в которых записаны были худые дела мои. Я отвращала свои глаза, чтобы не видеть тех страшных лиц: но повсюду видела их, и душа моя была в великом страхе и трепете» (Чет.-Мин., марта 26 д.). «Господи Боже мой! – молился св. Иосиф песнописец в час смерти своей, – Ты хранил меня во все дни живота моего, и ныне до конца соблюди дух мой и помоги мне избегнуть князя тьмы и воздушных страшилищ, да не когда порадуется о мне враг мой» (Чет.-Мин., апр. 4 д.). (См. кн. «Православное исповедание христианской веры в Четиях-Минеях». Прот. А. Свирелина . СПБ. 1893 г. стр. 51–56).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Господь сказал: «аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюда тамо, и прейдет» ( Мф. 17:20 ). «Знамения... веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужные руки возложат, и здравы будут» ( Мк. 16:17, 18 ). Читаем историю жизни святых и видим, что все это оправдано самым делом. «Речете горе сей: прейди отсюду тамо... прейдет» ( Мф. 17:20 ): и действительно, горы двигались по молитвенному слову преп. Марка и св. Григория, епископа Неокессарийского (Чет.-Мин. апр. 5 и нояб. 17). «Именем Моим бесы ижденут» ( Мк. 16:17 ), – и бесы не только изгоняемы были святыми, но даже служили им («Чет.-Мин.» авг. 10). «Языки возглаголют новы»: преп. Пахомий не знал греческого языка, но помолился и стал понимать инока грека, пришедшего посетить его, и отвечать ему на греческом языке (Там же мая 15); а преп. Ор читал, не учившись читать («Чет.-Мин.» авг. 7). «Змия возмут» ( Мк. 16:18 ): св. мученица Ирина брошена была в ров, наполненный змиями; но не только ничего не потерпела от них, напротив, они издохли от одного ее присутствия во рве («Чет.-Мин.» мая 5). «Аще что и смертно испиют, не вредит их»: св. мученик Михаил, по приказанию мучителя, выпил яд и остался цел, тогда как тот же яд, выпитый одним преступником, осужденным на смертную казнь, тотчас лишил его жизни («Чет.-Мин.» июня 9). «На недужные руки возложат, и здрави будут»: Пафнутий Боровский устроял церковь ; один иконописец, по имени Дионисий, работавший для этой церкви, сильно занемог ногами и должен был оставить работу; но св. Пафнутий только сказал ему: «Примись-ка, Дионисий, за дело: Бог тебя благословит; Матерь Божия даст тебе здоровье», и больной Дионисий тотчас же принялся за работу, и его болезни как не бывало («Чет.-Мин.» мая 5).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Теперь, други мои, послушайте о том, как учат о Кресте люди святые. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Крест великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов» (из простран. Катехиз. о крещен.). И точно, верные рабы Христовы силою Креста совершали великие чудеса. Крестом побеждали они силу диавольскую, укрощали бурю и волны морские, больных врачевали, мертвых воскрешали. Нужно ли доказать примерами, как велика сила Креста? Вот и примеры. Однажды к препод. Пахомию, в пустынную келью, пришел диавол. Приняв на себя светлый образ, он сказал Пахомию: «радуйся, старец, много мне угодивший! Я Христос, и пришел навестить тебя, как друга Моего.» Но Пахомий начал обдумывать, чем бы увериться, что это Христос. Если бы подлинно явился мне Христос, размышлял Пахомий, то сердце мое чувствовало бы радость, а я чувствую теперь ужас. Потом он перекрестился, и диавол вдруг исчез, оставив по себе смрадный запах. И Пахомий познал, что это диавол приходил искушать его (Чет.-Мин. 15 мая). В житии св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова говорится, что один христианин пришел в такую нищету, что не имел чем отдать долги своим заимодавцам. От горя он задумал умертвить себя ядом. И вот он нашел одного еврея, от которого два раза получал чашу смертельного яда. Но каждый раз, перекрестив чашу, выпивал из нее яд, и оставался здоров. Сила Креста подействовала и на самого еврея; узнав, что эта сила прогоняет смерть, он уверовал в Господа Иисуса Христа. Вместе с христианином пришел он к св. Апостолу Иоанну, который научил его веровать во Христа и крестил. И бедный христианин, обремененный долгами, нашел помощь у св. Иоанна Богослова (Чет.-Мин. 26 сентября). Такова сила Креста! Теперь обратимся к себе самим. Как пользуемся мы этим дорогим сокровищем – св. Крестом. Как изображаем на себе знамение св. Креста? К стыду нашему, нужно сказать, что некоторые из нас часто ленятся положить на себе крестное знамение и поклониться св. иконам. Таких христиан можно видеть иногда и в Божием храме. Тогда как другие крестятся и молятся с благоговением и верою, они стоят неподвижно, с одною холодностью в душе. Иные крестятся и молятся, но с небрежением и рассеянностью. А что это за молитва, какая там вера, когда человек не крестится, а так как-то махает только рукою, что и креста не выходит, а в душе его тем более никакого нет креста? Такие христиане не Богу истинному служат, не креста почитают, а только радуют злых демонов. Да и как им не радоваться, когда мы делаем на себе не крест, а какое-то непристойное махание рукою? Вот от чего, други мои, и враг-диавол не боится нашего креста – от нашего небрежения и неблагоговения. Но этого мало. За свое небрежение и неблагоговение мы навлекаем на себя проклятие и Божий гнев. Ибо написано в Божием слове: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иерем. 48:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Евфросин написал для обители своей устав общежительный в 25 главах. В монастырской библиотеке остался только новый список устава, – древнейший находится в Новгородском Софийском и Московском Патриаршем книгохранилищах; но духовное завещание поныне сохраняется в подлиннике со свинцовою печатью Новгородского архиепископа Феофила. Оно писано на пергаменте. Житие Евфросина описано двумя сочинителями; кто был первый и когда писал, не известно, и самое сочинение его до нас не дошло; на него ссылается только второй сочинитель, говоря о нем, что он писал некако и смутно. Второй жизнеописатель называет себя клириком Василием; он написал житие Евфросина по просьбе Елеазарова монастыря игумена Феодосия и братии. Очевидно, что сочинитель был из числа приверженцев некоторых погрешительных мнений, взявших перевес на Стоглавом Соборе: ибо он выставил преподобного защитником и поборником сугубой аллилуии, а в доказательство выдумал самые нелепые сказания о нем и о первом его жизнеописателе, и якобы преп. Евфросин недоумевая, двоить ли, или троить должно аллилуия, ходил для уверения о сем в Константинополь. Это жизнеописание, за четыре года только до Стоглавого Московского Собора сочиненное, принято было на Соборе за основание установления сугубить аллилуия в Российской Церкви; и с тех пор внесена в Пролог, под 15 числом мая, выписка жития Евфросинова, взятая буквально из первой главы помянутого жизнеописания, однако ж без присовокупления басней о хождении преп. Евфросина в Константинополь. Но на Московском же Соборе (1667 г.) в присутствии трех патриархов, Паисия Александрийского, Макария Антиохийского и Иоасафа Московского, ошибка Стоглавого Собора в этой статье, так как и в других, поправлена, и между прочим определено: «К сим же заповедуем и о еже писано в житии преп. Евфросина от сонного мечтания списателева о сугубой аллилуии, да никто же тому верует. Зане все то писание от льстиваго и лживаго списателя писано на прелесть благочестивым народом» 115 . 115 Прол. и Чет. Мин. мая 15. Слов. ист. Митр. Евгения I, 165–171. Ист. княж. Псков. III, 94–99. Древн. Пскова. М. 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

58. Примеры из жизни святых, доказывающие пагубное влияние злых духов на человека 1 . Злые духи действуют на душу и тело человека христианина, возбуждая в душе нечистые и богохульные помыслы, а тело поражая болезнями. Преп. Нифонту бес постепенно влагал в мысль: нет Бога, где Бог ? и Христа нет и я один все содержу и над всем царствую (Чет.-Мин., дек. 23 д.). Тело св. Симеона Столпника диавол поразил столь лютою язвою, что оно начало гнить, и из язв его исходил гной с червями (Чет.-Мин., сент. 1 д.). 2 . Для обольщения и соблазна св. подвижников злые духи преображались в различные образы и употребляли для обольщения всякие средства – и великие, и малые, и даже ничтожные. Бес в светлости приходил к Пахомию и говорил: «Радуйся, Пахомие! я – Христос и пришел к тебе, как к другу» (Чет.-Мин., мая 15 д.). Для обольщения св. Симеона Столпника диавол преобразился в ангела светла и сошел к нему с неба на огненной колеснице (Чет.-Мин., сент. 1 д.). Преп. Феодоре вдове бес явился в образе мужа ее (Чет.-Мин., сент. 11 д.). Преп. Феодор был исцелен от недуга сребролюбия преп. Василием. Бес, приняв образ Василия, явился к Феодору и говорил: Феодоре! как успеваешь? перестала ли у тебя брань бесовская, или бес все еще беспокоит тебя, приводя на память розданное нищим имение? – Феодор сказал, что он молитвами его (Василия) успевает, и при этом обещался и впредь исполнять все, что он ни прикажет. Бес велел ему просить у Бога множество золота, чтобы иметь покой и воздаяние за розданное имение и иметь возможность раздавать нищим. Феодор стал молиться о сем, а диавол указал ему в одной пещере множество золота. Когда Феодор получил золото, он советовал ему выйти из монастыря в другую страну – и там купить поместья, чтобы опять не терпеть искушения скорби о богатстве. Феодор было и склонился на то; но Бог послал к нему преп. Василия, который разоблачил прельщения диавола и спас душу его (Чет.-Мин., август. 11 д.). 3 . Иногда бесы для прельщения св. подвижников являлись в образе благочестивого человека. Преп. Авраамию Затворнику, во время его молитвы, бес поставил светильник и пел псалмы (Чет.-Мин., окт. 29 д.). Множество бесов однажды пришло ночью к преп. Макарию Египетскому и говорили ему: вставай, Макарие, и пой с нами, – зачем спишь? Преподобный, познав бесовскую прелесть, вопиял: Христе Боже! помози ми и избави мя от обошедших мя – и бесы с шумом исчезли (Чет.-Мин., янв. 19 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

15. Святой Дух наставляет людей на всяку истину (Ин. 16:13) Вот мирской кабинет светского ученого, вот он, муж ученый, окруженный книгами всякого рода, с глубокою думою на челе и гордым сознанием в сердце: «богат есмь и обогатихся», богат я книгами и пособиями всякого рода, богат я талантами и сведениями и потому " ничтоже более требую« ( Откр. 3:17 ). При таком мнении о себе, будет ли он просить помощи свыше? Но вот тесная келлия одинокого пустынника. Глаза его полны слез, грудь его вздымается от воздыханий сердечных, уста повторяют молитву: «окаянен аз, и беден, и нищ, и слеп, и наг, Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека! Да знаменается на мне свет лица Твоего, да в нем узрю свет неприступный! Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в мя, наставь мя на всяку истину!» Как подобною молитвою не испросить у Господа Духа премудрости, Духа разума, Духа ведения? И вот чистое, просвещенное свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых Ангелов, проникало и в темный мир духов злобы. Мы указали бы на преподобного Анувия, который подробно рассказывал мысли, желания и образ жизни посетителей, приходивщих к нему, который не раз видал Ангелов и демонов, видел и светлые обители рая и мрачные затворы ада («Чет.-Мин.» июня 5); указали бы на преподобного Нифонта, который видел, как души разлучаются с телами («Чет.-Мин.» декаб. 23); указали бы на преподобного Андрея, который видел в храме, как Матерь Божия молится за род человеческий («Чет.-Мин.» окт. 1); указали бы на преподобного Пахомия, который не знал греческого языка, но, при помощи свыше, вдруг стал понимать инока грека, пришедшего к нему, и отвечать ему на греческом языке («Чет.-Мин.» мая 15), или на преподобного Ора, который в пустыне читал, никогда не учившись читать («Чет.– Мин.» авг. 7); указали бы и на многих других, но не укажем потому, что таких примеров так много, что о них можно было бы написать целую книгу. Укажем только несколько современных нам примеров на это из жизни о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Д.А. Эристов Иона, святой, митрополит Иона , святой, митрополит Киевский и всея России чудотворец, родился в Галиче; отец его, Федор Опаушев, прозывался Одноуша. Иона постригся 12-ти лет в одном Галичском монастыре, а оттуда перешел в Московский Симонов монастырь. В 1437 году Иона посвящен был во епископа Рязанского; в то же время в.к. Василий Василиевич созвал в Москву святителей, и повелел им избрать митрополита России, ибо престол митрополии с кончины св. Фотия (1431 г.) шесть лет оставался празден. Все единодушно назначали Иону. «Таким образом, – говорит Карамзин словами летописцев, – сбылось пророчество св. Фотия, который, посетив однажды Симоновскую обитель, и видя там юного инока, мирно спящего, с удивлением смотрел на его кроткое величественное лице, и сказал, что сей юноша будет первым святителем земли Русской: то был Иона». – Предсказание исполнилось уже после: ибо Константинопольский патриарх посвятил Киеву митрополита Исидора (Грека), прежде Ионы, который возвратился в свою епархию, бесполезно съездив в Грецию. С Ионой прибыл (1437 г.) в Москву новый митрополит Исидор: Великий князь с честью принял его и дозволил ему ехать в Италию, по делам соединения Церквей. – Исидор изменил Православию, и возвратившись (1440 года) в Москву, покушался ввести догматы Западной Церкви; его заключили в монастырь и предали суду. Хитрый отступник бежал из монастыря, и благополучно прибыл (1443 г.) в Рим. Тогда великий князь вторично избрал Иону в митрополиты. – Святитель сей хиротонисан в сан митрополита в 1449 году (декабря 15), заведуя до того Церковью в звании епископа Рязанского; а с сего времени жил он постоянно в Москве, и управлял паствою 12 лет, ревностно стараясь уничтожить заблуждение унии и подчинить Литовские епархии Московской митрополии. Невзирая на благодеяния, оказанные ему похитителем престола Шемякой, он способствовал к восстановлению на великокняжение ослепленного Василия Василиевича. Когда Василий Тёмный ушел из осажденной Москвы, старец митрополит Иона взял на себя отстоять Кремль или погибнуть с народом, и наконец, как говорят летописи, в восторге духа предвозвестил близкую независимость России. Иона преставился 1461 г., марта 31. Св. мощи его, обретенные 1472 года мая 27, почивают в Московском Успенском соборе. Там хранится писанное им самим Евангелие рукописное келейное, украшенное жемчугом. Церковь совершает память св. Ионы марта 31 и мая 27 вместе со святителями Киприаном и Ионой, а июня 15 и октября 5, вместе со святителями Петром и Алексеем 162 . 162 Чет. Мин. марта 31; Прол. июня 15. Степ. Кн. II, 69–97. Церк. Ист. Митр. Платона I, 301 и 317. Ист. Кар. V, 268, 270, 286 и 322, Москва, или Ист. путев. по столице, I, 294; II, 86. Читать далее Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - VI, 303 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

47. Учение церкви о бытии Ангелов Хранителей примерами из жизни святых Отцы церкви единогласно признают бытие Ангелов – Хранителей. Василий Великий учит: «С каждым из верных есть Ангел... против сего никто не будет спорить» (Твор. его по р. п. ч. 3, стр. 130). Св. Златоуст говорит: «Прежде Ангелы по числу народов, а ныне по числу верующих» (в беседе на посл. к Колос.). Церковь же каждый день и за каждой службой гласно приносит моленье об Ангелах – Хранителях: «Ангела мирна... хранителя душ и телес... огради ны святыми Твоими Ангелы». А в одной из тайных своих молитв (именно за литургией Василия Великого ) в числе особенных благодеяний Божиих она указывает на дарование нам Ангелов-Хранителей: «Ангелы поставил еси хранители». Жизнь святых представляет много примеров той истины, что Ангелы охраняют человека. Так, Онуфрий Великий на первых же путях своей подвижнической жизни был встречен своим Ангелом-Хранителем. Когда подвижник шел пустыней, чтоб найти себе уединенное место, вдруг увидел свет и услышал такую успокоительную речь: «Я – Ангел... от самого рождения твоего хожу с тобою; приставлен хранить тебя. Служи Богу, и – я не отступлю от тебя». Этот то Ангел целые 30 лет затем питал подвижника в пустыне, принося к нему трапезу (пам. 12 июня). К Пахомию Великому , современнику Онуфрия, Ангел-Хранитель предстал во время молитвы и до трех раз повторил наставление, чтобы он «принимал и назидал приходящих» (пам. 15 мая). Св. мученику Виту вначале его мученического подвига явился Ангел-Хранитель и объявил: «Я назначен быть твоим хранителем и сохраню тебя до кончины твоей» (пам. 15 июня), и – действительно несколько раз спасал жизнь мученика от мучителей. Когда Прокопий Юродивый на церковной паперти, вследствие сильного мороза, сосчитывал последние свои вздохи, то Ангел-Хранитель коснулся ветвью его лица, и – он тотчас почувствовал теплоту (пам. 8 июля). Сколь многим из святых являлись Ангелы-Хранители, когда святые изнемогали своими силами в борьбе с духами нечистыми! Св. Исаак Сирианин утверждает: «Если враг явно нападал на святых, Ангелы (их) являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь» (в твор. его по р. п.). Они охраняют нас во время сна: «Радуйся, яко спяща мя храниши», говорится в акафисте Ангелу-Хранителю. Так, к препод. Иоанну Колову («Коловым» этот подвижник назван в том смысле, что был малорослый) пришел однажды во время его сна подвижник и увидел у постели его Ангела («Достопам. сказания...» 107, 7). Еще подобный пример видим в жизни преподобного Паисия (Чет.-Мин., 19 июня).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

См. обзор древнеотеческого учения об этом у еп. Хрисанфа. Рел. древн. мира III т. 533 стр. и след. 304 Слова ев. Луки, что в пустыне И. Христос сорок дней Он был искушаем от диавола… а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол… и пр. дают основание для заключения, что невидимым образом диавол искушал И. Христа во все время Его пребывания в пустыне, но после безуспешности сорокадневных невидимых искушений употребил последнее и самое дерзкое средство – явился ко Христу видимым образом. 305 Так, напр. для обольщения Симеона Столпника диавол преобразился в ангела светла и сошел к нему с неба на огненной колеснице (Чет. Мин. 1 сент.). В образе же ангела явился Никите и Федору печерским (Ч.-Мин. 31 янв.; 11 авг.). Преп. Авраамию затворнику и Макарию бесы являлись в образе благочестивого человека (Ч.-Мин. 29 окт. и 19 янв.), Феодору Сикеоту – в образе его друга юноши (Ч.-Мен. 22 апр.), Феодору Печерскочу – в образе подвижника печерского Василия (Патер. Печ. 181 стр.). Феодоре – в образе мужа ее (Чет.-Мин. 11 сент.), другим – в образе мужей и жен вообще и даже животных (так, напр. преп. Илариону, преп. Сергию, муч. Трифону – Ч.-Иин. 21 окт. 25 сент. 1 февр.). Преп. Пахомию явившийся в светлости демон говорил: «радуйся, Пахомие! я – Христос и пришел к тебе, как другу» (Ч.-Хин. 15 мая). – Подобное же явление в образе И. Христа было Исааку, печерскому затворнику (Патер. Печ. 136 стр.). Вообще, по словам И. Дамаскина, падшие духи «по попущению Божию принимают и переменяют, какой хотят, мечтательный образ» (Точн. изл. в. II, 4). 307 Довольно подробное разъяснение разных вопросов, касающихся беснования, можно находить в ст. «О библейских бесноватых» (Воскр. Чт. 1874 г. 23). См. также у Тренча, Чудеса И. Христа. 121 стр. и след. и у Светлова Оп. аполог, изл. христ. вероучения I. ч. 196–208 стр. 308 Об этом ясно свидетельствует И. Флавий (в «Древн. уд.» 8, 2, 5), указывая, что форму заклинания злых духов иудеи производили от Соломона. Подтверждение того же верования иудеев можно видеть в рассказе неканонич.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010