Но обратимся опять к себе самим. Нам думается, что чрез свое подаяние бедным мы сами будем терпеть нужду. Нет, братие, за скупость и немилосердие Господь отнимает у человека Свои дары и милости, а за милосердие награждает. К св. Павлину Милостивому однажды пришел нищий и просил милостыню. В это время Павлин и сам был в нищете и имел только один хлеб; он велел супруге своей отдать нищему и последний хлеб. Но Тарасия, супруга св. Павлина, отказала нищему и хлеб оставила у себя. И что же случилось? Вскоре к св. Павлину пришел вестник и сказал, что ему от некоего друга послано несколько ладий хлеба, но одна из них потонула в море. Тогда Павлин сказал Тарасии: «видишь, жена, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не погибла бы в море ладья с хлебом; ибо по причине скупости многих имения Бог погубляет» (Чет.-Мин. 22 января). Итак, если у праведных Господь отнимает хлеб за скупость, то что сказать о нас, грешных? Что удивительного, если за наше немилосердие и скупость Господь не благословляет наших полей хорошим урожаем, не посылает нам дождей, а посылает засуху, град и другие наказания? И верно в Божием писании сказано: суд без помилования, тому, кто не делал милости ( Иак. 2:13 ). И точно, каких только наказаний не посылает Господь людям немилостивым! Домнин, патриарх Антиохийский, за свою скупость и немилосердие к нищим, впал в болезнь, в которой скорчились у него руки и ноги (Чет.-Мин. 24 мая). В житии препод. Симеона юродивого говорится: одни убийцы подбросили мертвое тело ко двору диакона Иоанна, и он, как убийца, осужден был на смерть. По молитве Симеона убийцы найдены, а диакон оправдан. Потом диакон пошел к Симеону и Симеон сказал ему: «за то тебе Господь послал это искушение, что ты двум нищим, приходившим к тебе, не дал милостыни, имея что дать» (Чет.-Мин. 21 июля). А в будущей жизни, как и Господь сказал в своем Евангелии, людей немилостивых ожидает вечный огнь ( Матф. 25:41 ). Но какие великие милости посылает Господь людям милостивым! За милостыню Он благословляет землю плодородием. Преп. Лука Елладский однажды, отправляясь в поле сеять пшеницу, увидел нищих, просящих милостыню; он раздал им пшеницу, и оставил для посева очень мало. Когда же он посеял эту пшеницу, то Господь, воздающий сторицею за милостыню, творимую убогим, немногие посеянные семена пшеничные так благословил, что на ниве был необыкновенный урожай, и когда настала жатва, то собрано было пшеницы гораздо более, нежели в прошедшие лета (Чет.-Мин. 7 февраля). За милостыню посылает Господь человеку и здравие телесное. Архиепископ Ираклийский Ипатиан наказан был тяжкою болезнью за то, что даваемое чрез него нищим удерживал у себя. Но когда, по совету св. Парфения, все собранное имение раздал нищим, то Господь принявши покаяние его, подал ему исцеление от болезни (Чет.-Мин. 7 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

В слове на Рождество Пресвятой Богородицы. 419 См. празд. иконы Божией Матери»Троеручицы». 420 Зонар. и Кедрии, часть 2, в жизни Копронима. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad an. Isaur. 13, ad ann. Constantin. 1. 421 Чет. Мин. 14 июня. Житие Мефодия. 422 Там же, 13 ноября. Житие Феодора Студита. 423 Чет. Мин. 28 ноября. Житие Стефана Нового. Никифор. in breviario historiae ad ann. 762–767. Theophan. Chronograph, ad ann. Constantin. 13. 424 Кедрин, часть 2, в жизни Льва 4. 425 Кедрин, ad ann. 4 Iren. Феофан, под год. 4 и 5 Ирины. Чет. Мин. 25 февраля. Житие св. Тарасия. 426 Theophan. Chronograph, ann. 7, 8. Чет. Мин. 25 февраля. 427 Чет. Мин. 25 февраля. 428 Там же. 429 Догмат 367 св. отец 7 Вселенского Собора в книге правил. 430 Auctoris incerti chronographica narratio, complectens ea, quae tempore Leonis filio Bardae Armeni contigerunt post chrograph. Theophan. 431 Чет. Мин. 11 ноября. Житие Феодора Студита. 432 Там же, 2 июня. Житие Никифора. 433 Там же, 14 июня. 434 См. кн 1, день св. начертанных. 435 Post. Teophan. Leonis gramatici chronograph. 436 Чет. Мин. 14 июня. Жизнь Мефодия. 437 Там же. 438 Синаксарь в неделю Православия. 439 См. Церковный Устав. Богослужение в понедельник первой седмицы Великого поста. [triod-73] О гонении на св. иконы и восстановлении их см. Комбефизий. Auctores incerti, 2. 440 =============== 441 При вторичном восстановлении Фотия на патриаршем престоле 442 См. день св. начертанных. 443 См. Последование в неделю Православия, 1840 г. 444 Беседа в неделю Православия высокопреосв. Филарета М. Москов. прибавл. к твор. св. Отец, 1857 г. 445 И на русском языке проклясть значит касть откладывать. 446 Беседа 16 на Послание к Римлянам. 447 Духовн. регламент, дела Епископов, с. 45–46. 448 Евангелие второй недели Четыредесятницы. 449 Притча о блудном сыне изъясняется в каноне второй недели св. Четыредесятницы. 450 Синаксарь, во вторую неделю Четыредесятницы. De utriusque eccles. consens. cap. 17,? 2, Allatii. Cantacus. Histor. Lib. 2, cap. 40. Иннокентий. Церковная история. Век 14, ереси и расколы. 451

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Евсевий, кн. V, гл. 28; кн. VII, гл. 30. 198 XXXI слово Григория Богослова. Афанасий Великий, кн. III против Ариан. Ambros; sermo XXI. Avgustini, sermo XXXVIII de tempore. 199 Троп, праздника. 200 4 января, песнь 9 на вечерне. На утрен. стихиры на хвалитех. 201 Тропарь на водоосвящении и молитва, тайно произносимая от священника на водосвятии. 202 2 января на вечерне, песнь 9. 203 Cod. Thcod., lib. XV, tit. 5. Cod. Justin., lib. Ill, tit. XII, 1, 7. 204 Кондак праздника. 205 См. издание Библии (в Москве 1806 г.) под словом драхма. 206 Древност., 3, 8, § 2. До ныне уцелевшие и старые сикли весят от 215 до 299 гранов (Ekkel doctrina veter. nummorum. tom. 3, nummi prince pum iudeae. cap. 4). А драхму полагают по 22,5 коп. на серебро. 207 Служб. в празд. Сретения. 208 В слове о Симеоне, Анне и Богоматери. Подлинность этого слова на день Сретения доказывает Аллятий de Methodiorum scriptis. 209 Его слово помещается и признается за подлинное in maxima bibliotheca veterum patrum de la Bigne. 210 In occursum Chrisli, tom 6. 211 Комбефизий поместил это слово между творениями Амфилохия иконийского. 212 Сократ. Церковная история, кн. 2, гл. 10. Павл. диакон. Истор. rerum Romanarum, кн. 16. Никифор. Церковная История, кн. XVII, гл. 3. Monumenta historiae Germanica, tom. 8, Ekkehardj chronicon universale Virzburgense. Baron, annal. ad. ann. 528, n. 21?22. Чет. Мин. 2 февраля. В Чет. Мин. под 2 числом февраля упоминается о двукратном землетрясении: о бывшем в 528 году и о другом, бывшем, по хронике Еккегарда, в 534 году. В этой хронике под 543 годом упоминается о землетрясении повсюдном. 213 Cedreni historiarum compendium, pag. 366. Также Baron, annales sub ann. 544, n. 8, 9; Бароний говорит на основании Прокопия de bello, lib. 2. Евагрий, кн. 4, гл. 29. Чет. Мин. 2 февраля. 214 Чет. Мин. 2 февраля. 215 Никифор. Церковная история, кн. 17, гл. 28. Baronii annales ad ann. 544, п. 10. Чет. Мин. 2 февраля. 216 Annal. Baron, adann. 590, п. 11. 217 Тропар. праздника. 218 Кондак праздника. 219

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

221 По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, совершалась в среду и пятницу Сыропустной седмицы литургия преждеосвященных даров. Ответы на некоторые вопросы. В V веке о литаниях в неделю сыропустную упоминает Максим, епископ Туринский. 228 Напр. в 1 Новгородской летописи, см. полное Русских летописей. В Греческом часослове говорится: τν πρτην βδομδα τς γας τεσσαρακοστς μες καθαρν καλομεν. 244 Монтанисты – последователи Монтана лжеучителя, начавшего проповедовать в половине III столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Иоав. 14:16–26; 15:26; 16:7–13). Как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами и катафригами. 251 Дамаск. об иконах слово 11. гл. 12 Житие святого Германа 12-го мая, в Чет.-Мин. Theophan. Chronogr. ad an. 13. 255 Anastas. Bibliothec. ХС. s. Gregorius II. Чет.-Мин. 14-го июня, житие святого Мефодия. Павла диакона кн. VI, гл. 3. 256 Theophan. Chronogr. ad an. Leon. Isaur. 10. С этого времени папы обратили взоры свои на королей Франкских, которых успели сделать послушными себе. Таким образом иконоборство отчуждало Запад от Востока и пролагало дорогу к будущему отпадению Запада от единения со вселенскою Церковию. Истор. Беккер. т. III, стр. 158. 258 Акефалитами (безглавыми) называются последователи Евтихия. лжеучителя, жившаго в V веке, от того что потеряли главу или начальника своего в Петре Могге (Евагр. истор. кн. III, гл. 15 и 16). 261 Зонар. и Кедр. часть 2, в жизни Копронима, Чет.-Мин. 12 мая в житии св. Германа. Theophan. Chronograph. ad an. Isaur. 13, ad ann. Constantin. 1. 264 Чет.-Мин. 28-го ноября, житие Стефана нового. Никифор. Ьreviario historiae ad ann. 762–767. Theophan. Chronograph. ad ann. Constantin. 13. 266 Кедрин ad ann. IV Iren. Феофан под год. IV и V Ирины. Чет.-Мин. 25 февраля, житие св. Тарасия. 271 Auctoris incerti chronographica narratio, complectens ea, quae tempore Leonis filii Bardae Armeni contigerunt post chronograph. Theophan. 285 Беседа в неделю Православия высокопреосвященного Филарета Митрополита Московского, прибавл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В христианстве не только мужчины, но и женщины призваны служить роду человеческому по своим силам и способностям. В церкви Христовой и мужеский пол, и женский одинаково призваны для благовествования св. Евангелия. Примером тому служат св. жены мироносицы, которые не только служили Господу при Его земной жизни, но и по воскресении Его много потрудились для проповеди Евангелия среди язычников. Св. Мария Магдалина, например, после вознесения Господня, проповедовала веру Христову во многих странах, и даже была в Риме ( Рим.16:6 ). Сохранилось предание, что, будучи в городе Риме, св. Мария Магдалина предстала к Тиверию кесарю и ему возвестила все о Христе Спасителе; из Рима она прибыла в город Ефес к св. Иоанну Богослову и там также проповедовала о Христе (Чет.-Мин. 22 июля) Другая мироносица, св. Мариамна, сестра св. апостола Филиппа, сопутствовала своему брату и разделяла с ним и с ап. Варфоломеем труды и страдания при благовествовании св. Евангелия; в некоторых городах все они втроем день и ночь неусыпно проповедовали слово Божие, наставляли неверных на путь спасения и многих привели ко Христу. После мученической кончины св. брата своего, св. Мариамна пошла одна в Ликаонию к язычникам, проповедовала там св. Евангелие и почила с миром (Чет.-Мин. 17 февраля). Св. Иуния, родственница св. ап. Павла, вместе с св. Андроником, принадлежавшим к лику семидесяти апостолов, также ревностно трудилась в благовествовании св. Евангелия ( Рим.16:7 ). Св. Ирина великомученица была столь высокой благовестницей св. Евангелия, что обратила ко Христу родителей своих и весь царский дом и около восьмидесяти тысяч жителей города Магедона; в городе Каллиполе она привела ко Христу до ста тысяч человек, а во Фракии, в городе Месемврии, она обратила в веру Христову царя и весь народ (Чет.-Мин. 5 мая). Некоторые из женщин за свою ревность по распространению веры Христовой получили в нашей Церкви название равноапостольных; так называются, например: св. Мария Магдалина, св. первомученица Фекла, св. Елена царица, Ольга, великая княгиня русской земли, и др. Вообще, должно сказать, что женщины много потрудились для распространения веры Христовой на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

36 «Святые южных славян» Филарета архиепископа Черниг. 1863 г., отдел 1, под 13 февраля. 37    См. Письма с Востока, 1, 227. Письма свято горца, 2, 229. 38     Месяц. Востока а. Сергия, т. II зам. стр. 340–341. 39    См. «Заметки паломника» в Воскресном Чтении, год 23, стр. 316–318. 40     Там же. 41     См. «Житие святителей Гурия и Варсонофия» митрополита Григория, Спб., 1853 г. 42 Известный путешественник по святым местам, Барский пишет о святых мощах св. Николая следующее: «Рака мощей (св. Николая) никакоже отверзается, понеже от мрамора иссечена толсто и широко, аки некий сосуд или ковчег, и глубоко в землю, яко напять пядей равное подножием престола поставлена недвижимо и дскою великою мраморною привалена крепко; сквозь же оной дски мраморной сверху есть оконце просеченное не великое, яко может рубль покрыти его… И положих око над оконцем, и видех раку оную мраморну, глубочае лактя в земле, аки кладязь до половины воды или манны имущую. Яже аки наичистейшая вода светла есть, и сквозь ю под спудом зрятся аки кости белые, от нихже оная вода исходит непрестанно, тела же несть; но все растлися, глаголют, в миро, и кости немощно познати, от какового члена суть, понеже не на своем месте лежат… но смешены пронесения ради» (путеше­ствие ко св. мест. Барского, ч. 1, стр. 50–53. С.-Петербург, 1788 г.). 43 Рассказ профессора О. Г. Солнцева в «Русской Старине», 1876 г., июнь. 44 Душепол. Чт., 1886 г., март, стр. 288–27. 45 Об этом современники — греки передают в таких выражениях: «Мощи святых скрылись от очей наших». 46 «Святые южных Славян» Филарета арх. Чернигов., отдел. 1, под 11 ч. февраля. 47   Тело св. мученика Викентия диакона после истязаний мучитель повелел выбросить в поле на съедение птицам и зверям. Господь же повелел врану охранять тело мученика. Вран этот отгонял всех птиц, прилетавших к телу св. мученика. Нечестивые бросили оное в глубину моря; но прежде чем сами доплыли до берега, оно оказалось у самого берега. Христиане приняли св. тело и погребли благочестно (Чет.-Мин. ноября 11 дня). Честное тело священномуче­ника Василия, выброшенное из гроба и поверженное на съедение птицам и зверям, по повелению Божию, хранил ночью волк, днем орел парил над св. телом, и таким образом отгоняли плотоядных птиц до тех пор, пока христиане не погребли св. тело (Чет.-Мин. марта 7). Мощи преп. Романа (пам. его янв. 5 и февр. 16), обезглавленного в 1694 г. турками, в продолжение трех ночей освещаемы были небесным светом, к удивлению самих турок (Афонск. Патер, в русск. переводе, 1876 г., ч. II, стр. 105–107). Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/o-netlenii-svjatyh-mosh...

Не к таким же ли чадам относятся перекрещиванцы? Беспоповцы перекрещивают перебегающих к ним от великороссийской Церкви на том основании, что эта Церковь еретическая, все православные чада её злейшие еретики. По правилам св. вселенской Церкви, действительно, повелевается перекрещивать еретиков первоклассных, искажающих самую веру Христову, каковы были, например, Маркиониты, Монтанисты, Евномиане, Павликиане и другие (II вселен. Соб. пр. 7 и 8. VI вселен. Соб. пр. 95. Вас. В. пр. 1. Тимоф. прав. о приходящих от ересей к Церкви). Что же общего имеет наша св. Церковь с такими еретиками? Ничего. Сами староверы, хотя и стараются насильно навязать нам все возможные ереси, внутренно убеждены, что у нас не поколеблен, не искажен ни единый догмат, что наша св. Вера не извращена, чиста и нерушима. Церковные правила повелевают перекрещивать еще тех, кои крещены неправильно, не истинным крещением, напр. в одно или два лица Божества, одним погружением и т. п. (Карф. Соб. пр. 73. VI вселен. Соб. пр. 85). Наша св. Церковь содержит истинное крещение, крещает в три лица Св. Троицы, троекратным погружением, а если употребляет иногда обливательное крещение, то в случае необходимости, по причине крайней слабости младенца, не могущего вынесть троекратного погружения, и употребляет такое крещение не по собственному измышлению и произволу, а на основании примеров в древней Церкви. Так наприм., св. мученик Гаведдай, Акиндин, Ипатий, Феодул, Филимон, Лупп и др. крещены посредством дождя, следовательно кроплением (прол., сент. 29; чет. мин., ноябр. 2, июня 18, декаб. 14, август. 23); св. Власий или Вукол крестил посредством кропления в котле (прол., февраля 3), священномученик Василий крестил посредством обливания умершего херсонского князя (чет. мин., март. 7); священномученик Ермоген крещен епископами при народе чрез обливание. Все сии крещения не были отвергнуты Богом. Церковь дозволяет крестить чрез обливание, в случае крайней опасности, также на основании книг уважаемых самими староверами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

и погребен в основанной им обители. Сей угодник одарен был даром пророчества; он предвидел многие бедствия, угрожавшие России и предсказал её величие и славу. Св. мощи преп. Кирилла, обретенные нетленными 7-го ноября 1649 г., открыто почивают в арке между соборною и придельною во имя преподобного церквами Кириллова – Новоезерского монастыря. Монастырь же сей находится в Белозерском Новгородской Епархии уезде на острове озера Нового или Нова-озера, называемом Красным, в расстоянии от Белозерска к Востоко-Северу в 30-ти, от бывшей Новгородской дороги к Югу в 6-ти, от Вологды в 190 вер., и от Новгорода в 636 верстах. Память препод. Кирилла совершается 4-го февраля. При монастыре каждогодно бывает 17 марта ярмарка, именуемая Алексеевскою, продолжающаяся несколько дней. См. прол. и чет. мин. февр. 4 Ист. Рус. Uep. IV 508 и истор. свед. о монастыре 1852 г. 10-го числа Святой Благоверной великой княгини Анны Св. Благоверная, великая княгиня Анна, супруга великого князя Ярослава 1, была дочь Шведского Короля Олава и в своей земле называлась Ингигердою. Первоначально она была обручена Королю Норвежскому, также Олаву – язычнику, но брак её с сим королем почему-то не состоялся, и Бог судил ей, по принятии в св. крещении православно-христианского имени Анны, быть супругою Ярослава I, бывшего тогда великим князем в Новгороде. Анна была матерью большого семейства; от неё Ярослав имел семь (7) сыновей и трех дочерей. Прибывши в Новгород со старшим сыном своим Владимиром, которого послал туда Ярослав на княжение, Анна ревностно участвовала вместе с сыном во всех делах благочестия до самой кончины своей. Когда же она почувствовала приближение сей кончины, то, по примеру вдовствующих цариц Греческих, пожелала постричься в монахини, какового пострижения до неё не принимала еще ни одна из княгинь Русских. Кончина Св. Анны последовала 10 февраля 1050 года. Никогда не разлучавшаяся в земной жизни с любимым сыном своим Владимиром, Св. Анна не разлучилась с ним и по смерти не только душою, но и телом. Ярослав, уступая просьбе сына своего, не велел перевозить тела своей супруги в Киев и нежный сын её Владимир положил драгоценные останки матери своей в том святом храме Св. Софии – Премудрости Божией, в создании коего и она много трудилась вместе с сыном своим, который скоро и сам был погребен подле неё. Обстоятельство, что Ярослав построил монастырь Св. Георгия и Св. Ирины в Старой Ладоге, полученной Анною в наследство от отца своего, привело историка Татищева к тому мнению, что сия великая княгиня, в язычестве Ингигерда, называлась христианским именем Ирина, хотя на древних иконах всегда изображалась с именем Анны. Карамзин же, желая согласить одно с другим говорит: положим, что Ярославова супруга именовалась в свете Ириною, но пред кончиною своею, как принявшая пострижение монашеское, названа Анною.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

в славян. Кормч. Епиф. в кн. о ерееях, отдел. 2, о карпократианах, керинфианах или меринфианах. 789 Эти слова Августина показывают, что в его время праздник Рождества Богородицы не был повсюдным в Церкви христианской. 795 Сие сказание хотя нс может во всех частях принадлежать священномученику Киприану, но может прпнадлежать сму по началу своему. О церкви, построенной древле в Севастии на гробе Предтечи, доселе сохраняется предание. См. Путешествие по Св. Земле в 1835 году, часть 2, XI. 796 Феодорит. Церковн. истор., кн. III, гл. 7. Истор. Филосторгия, сокращенная Фотием, кн. VII. 4. сказании о великомученике Артемии, 57. Никифор. кн. X, гл. 13. 814 По преданию, Маркслл видел во сне множество Ангелов, прославляющих явление Предтечево. Чет.-Мин. 24 февраля. 823 Орден рыцарей пзвестен под именем рыцарей св. Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса н Мальты. Он установлен был первоначально в Иерусалиме, по заавоевании этого города крестоносцами в 1099 году. По взятии Иерусалима Саладином в 1188 г. рыцари постепенно переселялись – в Акру, потом в Родос в 1310 г. Изгнанные отсюда в 1522 году Сулейманом, переселились в 1530 г. в Мальту. Новая история Ламе-Флери для юношества, ч. 1, осада Родоса. 824 Указ о принятии звания Велпкого магистра имп. Павлом Петровичем см. в Полном собрании законов Рос. имп. 1798–1799 гг. 834 Беседа о том, что надлежпт постоянно быть прн богослужебных собраниях и что находящимся во грехах не должно отчаиваться в своем спасении, но приносить покаяние. Слово LVII, том V. Слово XII, том VI. 861 Есть сказание, что Петр в Антиохийской Церкви епископствовал 25 лет, начиная с 38 года по P. X.; но это сказание не согласуется с Книгой Деяний апостольских, в которой видно, что ап. Петр до 42 года постоянно пребывал в Иерусалиме или его окрестностях и пришел в Антиохию после ап. Павла ( Гал.2:11 ). Христ. чтен. 1852 r., октябрь. Распространение веры св. апостолами. 867 Евсев. кн. 3, глава V. Ирин. adversus haeres. lib. III, стр. 3. Тертул. de praescript. advers.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Для чего же благочестивым предварительно нужен этот путь? Чтоб тем более они удерживались от самоуверенности и научились предавать себя воле Божией; чтоб тем больше развили в себе чувства справедливости и милосердия к другим; чтоб запаслись большею опытностью в жизни и т. д. Зато чем дольше продолжается для кого из них это испытательное состояние, тем менее тот погрешает и тем успешнее действует на высоком месте, которое будет доверено ему. 5. Благочестивых людей Бог выводит безопасно из самых крайних обстоятельств в их жизни, подает им неожиданную помощь, когда они совсем изнемогут в своих страданиях: «Многи скорби праведным (сказано), и от всех их избавит я Господь» ( Пс. 33, 20 ). Так, прор. Даниил был брошен в ров на съедение семи голодным львам, но львы не трогают его, а питает его пророк Аввакум, пришедший из дальних мест по приказу ангела ( Дан. 14,31–39 ). 6. Сщмч. Поликарп ночевал в гостинице. Вдруг пробуждает его ангел и велит ему выйти из гостиницы. И только он вышел, гостиница обрушилась и задавила всех, кто в ней находился (Чет.-Мин., 23 февраля). 7. Один инок, по имени Моисей, ревнуя добродетельной жизни прп. Иоанна Лествичника , просил его, дабы тот принял его в ученики. За Моисея ходатайствовали пред св. Иоанном некоторые старцы, и Иоанн принял к себе Моисея в сожители и ученики. После того этот великий отец повелел однажды Моисею копать в одном месте землю и носить ее в огород для улучшения в нем почвы. Моисей, придя на указанное место, без лености исполнял приказанное; когда же наступил полдень, а с ним и сильный солнечный жар, Моисей, устав, вошел в тень под один большой камень, лег там и уснул. И вот, Господь, не желая ни в чем опечаливать рабов Своих, по обычному благоутробию Своему, избавил Моисея от нечаянной смерти, а св. Иоанна от скорби. Ибо когда преподобный сидел в келье своей с богомысленной молитвой и заснул легким сном, то увидел некоего явившегося ему святолепного мужа, который сказал ему: «Так ли, Иоанн, ты спишь беспечально, а Моисей в беде!» При этих словах Иоанн пробудился и вооружился теплой молитвой об ученике своем. Затем, когда наступил вечер и ученик возвратился от дела, старец спросил его, не случилось ли с ним чего нехорошего. Ученик отвечал: «Камень огромный едва не убил меня, и убил бы непременно, если бы ты, отче, не позвал меня, ибо когда я в полдень уснул под ним, вдруг услышал твой голос, зовущий меня, я поскорее выбежал из-под камня, и в ту минуту камень упал». Иоанн ни слова не сказал ученику о своем видении, тайно же, в сердце своем, благодарною молитвою прославил благого Бога (из жит. св. Иоанна Лествичника , 30 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010