Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть» (Милующая) Празднование 11/24 июня Кондак 1 Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению Предвечнаго Слова, Преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от ангел на небеси, мы грешнии на земли дерзаем приносити хвалебное пение; еже милостиво от нас приемши, всемилующая Царице Богородице, от всяких бед нас спаси и вечных мук свободи, да зовем Ти: Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Икос 1 Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику Горы Афонския, в пустынней келлии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели в Сионе горнем. Темже и мы, дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице: Радуйся, достойно восхваляемая от архангел и ангел; радуйся, ублажаемая от всех небесных сил. Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная; радуйся, Мати Бога нашего. Радуйся, Честнейшая херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения серафим. Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; радуйся, воистинну сущая Богородице. Радуйся, величаемая на небеси и на земли; радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 2 Видев послушник пустынный дивнаго пришельца, в келлию его пришедшаго и песнь пресладкую Тебе, Владычице, воспевшаго, не уразуме в нем ангела быти, но зело усладися пением его небесным и проси, да напишет ему словеса поемыя песни; егда же узре, яко под перстом его каменная доска умягчися, и пишемая словеса на ней углубишася, яко на песце, позна в сем чудесное действо и возопи к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа. Икос 2 Разумом богоозаренным новую песнь открывая, рече Архангел послушнику, яко тако воспевают Тя, Богородице, ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя и научит их ангелоподобно пети Тебе: Радуйся, благодатная Марие; радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, неискусобрачная Родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; радуйся, Матерью и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято Себе сохраньшая; радуйся, ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов непрестающее удивление; радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Призри на смирение» Празднование 16/29 сентября Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, преславным явлением иконы Ея святыя люди богоспасаемаго града Киева дивно посетившей, благодарственное возглашаем пение. Ты же, яко Всеблагая Заступница рода христианскаго, от всяких нас бед свободи, и от всех враг видимых и невидимых защити, да с верою Тебе зовем: Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево «Призри на смирение», с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая. Икос 1 Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, милостивым явлением нам образа Твоего святаго, древле богоспасаемый град Псков, а ныне град Киев благодатно озарила еси и струи чудес от нея источила еси верным. Темже со усердием и любовию припадающе ко пречистому Твоему образу, умиленныя моления возсылаем милосердому Твоему к нам заступлению и со страхом зовем: Радуйся, Царице наша Преблагая, надеждо наша Богородице; радуйся, приятелище сирых и странных Предстательнице. Радуйся, скорбящих Радосте и обидимых Покровительнице; радуйся, Милосердая, яко зриши нашу беду, зриши нашу скорбь. Радуйся, Милостивая, помогаеши нам, яко немощным, окормляеши нас, яко странных; радуйся, Всеблагая, яко не имамы иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы Радуйся, яко не имамы благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати; радуйся, Ты босохраняеши нас и покрываеши во веки веков. Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая. Кондак 2 Видяще милосердие Твое неизчетное, Всенепорочная Владычице, и многая чудеса, Тобою явленная и присноявляемая чрез святыя иконы Твоя, имиже, яко звездами богосветлыми, весь мир христианский украсила еси, величаем Тя, возвеличившую род наш Твоим благоволением, и с любовию припадаем к чудотворному образу Твоему, поюще Сыну Твоему Христу Богу: Аллилуиа. Икос 2 Видеша вси вернии людие киевстии святый образ Божия Матере, чудесно отобразившийся на стекле кивота, зело удивишася и, с благоговением взирающе на цельбоносную икону телесными очесы, потщашася Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим возопити сице: Радуйся, образ Твой честный предивно, без содействия рук человеческих на стекле кивота отобразившая; радуйся, всех верных явлением сим зело возрадовавшая и умилившая. Радуйся, Пречистая, призирающи на смирение, слышиши глас наш и вся беззакония наша очищаеши; радуйся, Богородительнице, жизнь нестареющую улучити молитвами Твоими нам помогаеши; радуйся, Дево, живоносным Рождеством Твоим древняго змия мертва соделавшая. Радуйся, Слово Отчее рождшая, пламень страстей наших росою молитв Твоих погашающая. Радуйся, благая Утешительнице, матерними молитвами Твоими бури сердец наших утишающая; радуйся, по молитвам рабов Твоих, разрешение многих наших прегрешений подающая. Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Единоверческие молитвы Единоверие — православное старообрядчество. Единоверцы сохраняют Старый Обряд и признают юрисдикцию Московского Патриархата. В эту книгу вошли следующие богослужебные тексты единоверов: Молитвенное правило: Молитвы утренние и вечерние Чин чтения 12–ти псалмов Келейное правило Суточный круг: Шестый час Третий час Первый час Чин обедницы Утреня Девятый час Павечерница великая Павечерница малая Вечерня Полунощница повседневная Молитвенное правило Молитвы утренние и вечерние Утром, вставши от сна, еще на постели, перекрестись с молитвою: Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.   Вставши с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и его святым, истово, не спеша, ограждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря: Боже, милостив буди мне грешному  (поклон). Создавыи мя, Господи, и помилуй мя  (поклон). Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго  (поклон). Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем  (поклон всегда земной). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу  (поклон). И ныне и присно и во веки веком, аминь  (поклон). Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови  (поклон). Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.  (поклон земной, без крестнаго знамения.   Эти молитвы называются «началом» или «приходными и исходными поклонами» потому, что они совершаются в начале и после всякого молитвенного правила. После этого повтори молитву мытаря с поклонами: Боже, милостив буди мне грешному  (поклон). Создавыи мя, Господи, и помилуй мя  (поклон). Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго  (поклон).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 2: Киими недостойными устнами/восхвалим ныне заченшуюся Святейшую твари/и Честнейшую сущи Херувимов и всех святых,/престол царский недвижимый,/дом, в нем же вселися Вышний,/Спасение мира, Божие Священие,/подающу верным, в святем зачатии Ея, мир и велию милость? Кая духовная пения/ныне принесем Ти, Всесвятая?/еже бо в неплодней/Твоим зачатием весь мир освятила еси,/и Адама от уз избавила еси,/и Еву от болезни свободила еси./Темже ангельстии лицы спразднуют,/Небо и земля радуются,/и совосплещут души праведных,/песни верно взывающи/во славу зачатия Твоего. Кая страшная пения,/яже принесоша Ти тогда, Дево?/Окрест зачатия Твоего/отроковицы радующася и со страхом вопиюща:/зачатся палата Царева,/возсиявает кивот священия,/двери неплодныя отверзаются,/Божия бо дверь благочадие добродетелей вводит,/подающи мирови мир и велию милость. Слава, и ныне, глас тойже: Днесь из корене Давидова/царская порфира прозябши,/от Иессея израстити начинает цвет таинственный/в Нейже Христос Бог наш прозябе,/спасаяй души наша. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Лик пророческий, радуйтеся:/се бо Анна прозябает Плод,/Имже пророчествия ваша/исполнитися произыдут. Стих: Клятся Господь Давиду истиною/и не отвержется ея. Срадуйтеся, колена вся,/неплодней Анне:/яко Плод чрева паче надежды прозябает,/живота нашего Ходатаицу. Стих: От плода чрева Твоего/посажду на Престоле Твоем. Концы земнии, веселитеся:/се бо Творца всех Матерь/от неплоднаго чрева/прозябает днесь. Слава, и ныне, подобен тойже: Радуйся, Иоакиме,/и Анно, радуйся:/яко спасения Ходатаицу/и радость мира, плодоносите днесь. Тропарь писан на велицей вечерни. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Званный свыше:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Незадолго до того времени, когда Сыну Божию угодно было сойти на землю для спасения нас грешных, в Галилейском город Назарете жили праведные Иоаким и Анна. Жили они в довольстве, любили Бога, любили друг друга и помогали бедным. Одно горе тяготило их, дожили они до старости, а детей не имели. Со скорбью в сердце и с пламенной молитвой обращались они к Богу, просили, что бы Он простил грехи их и даровал им дитя, которое обещались посвятить Ему на служение. Молитва праведных не осталась бесплодной. Бог даровал им дочь, которую они назвали Марией. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители её решили исполнить обет посвящения Её во храм на служение Господу. Трёхлетняя отроковица в храме: здесь она окружена заботами и ласками благочестивых дев и вдов, которые учили Её скромности, кротости, рукоделию и другим занятиям, приличным её полу и возрасту. При этом не оставляла Она молитвы, с детской простотой и доверием ещё в доме своих родителей любила Она стоять коленопреклонённой перед Господом, а теперь с большим усердием поддаётся сему спасительному упражнению, ибо живёт во св. храме, месте селения Божьего, может входить здесь во Святая Святых и изливать молитвенное настроение своей святейшей души в прошениях, славословиях и благодарениях. Благочестивые надзирательницы, под руководством которых жили в храме посвящённые Богу девы, учат Пресвятую Марию слову Божьему, указывают на необходимость слушания его в храме Божьем, чтобы познать Господа и Его всеблагую волю, при этом приучают Её и самостоятельному чтению Святых писаний. Своим благоразумием и быстрыми успехами во всем чему Её ни обучали, Она удивляла всех. Удивила Пресвятая Дева окружающих Её и изучением Святых писаний, которые уразумевала, применяла к своей жизни, с возможным для Неё только совершенством. Теперь-то слово Божье, воспринимаемое Ею в храме из уст и священнослужителей и изучаемое самостоятельно через чтение св. писаний, является для Неё руководством во всех проявлений её жизни, оно-то делает Её благословенной в жёнах, Честнейшею херувим и славнейшею серафим, достойной быть матерью Искупителя от тяготевших над миром людей-греха, проклятия и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под память жен-мироносиц Христос воскресе! Диавол восстал на Бога, хотя, конечно, повредить Ему ни в чем не может. Но ненависть его весьма сильна, и, чтобы как-то Богу досадить, диавол решил погубить любимое творение Божие – человека. И в этом очень много преуспел. Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, поэтому человек есть троица: муж, жена и дитя. И, враждуя на человека, сатана хочет эту троичность, отпечаток Божества в человеке, разрушить. Действительно, мы видим, что каждое из лиц этой троичности начинает менять свою ипостасную сущность: мужчины теряют свою мужественность, женщины – женственность, дети – детскость. Как это проявляется, очень наглядно показано в святом Евангелии: женщины остались с Господом при Кресте, женщины первые пришли на гроб, первые сподобились видеть воскресшего Христа. А мужчины? Мужчины разбежались и, когда женщины рассказали, что видели воскресшего Господа, даже не поверили им. Поэтому именно женщину, Матерь Свою Пречистую, Господь вознес превыше неба и земли и соделал Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. И на нашем народе видно, как человечество изменило свою ипостасную сущность. У нас женщины стали работать на двух работах, да еще могут по магазинам ходить, детей воспитывать и еще своих мужей нянчить – то есть стали как мужчины, причем очень сильные мужчины. А мужчины превратились в слякоть, не способны ни семью содержать, ни бросить курить, ни отказаться от рюмки водки. Работать никто не может, ну просто не способны. Пока стоишь над ним с палкой, заставляешь, он немножко будет делать, а когда отойдешь – не будет. Почему такая слизь вместо мужественности? Утратили свою ипостасную сущность. А восстановление ее возможно только через благодать Божию. Если человек соединяется со Христом через веру, его падшее естество начинает восстанавливаться. После того как Дух Святый сошел на апостолов, они вновь обрели утраченную мужественность, стали храбрыми, сильными, сотворили великие дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Сортировать по Исключить новости Великая Суббота – обновление обетов крещения Если последний день поста приносит ощущение освобождения от уз поста, если мы надеемся завтра вздохнуть полной грудью и сбросить ярмо Господа, то пост прошел зря 30 апреля, 2016 Если последний день поста приносит ощущение освобождения от уз поста, если мы надеемся завтра вздохнуть полной грудью и сбросить ярмо Господа, то пост прошел зря Великая суббота велика покоем, как земля перед рассветом. Еще солнце не показалось над лесом, но уже светло и птицы всё громче и громче приветствуют поднимающееся солнце. Суббота перед Пасхой – один из самых прекрасных дней в году. Это особенный день: еще пост, но в душе, как заря, занимается праздник. Уже куплены куличи, уже мы думаем, с кем мы будем есть пасху. В книге Бытия суббота была установлена как день покоя и тишины. Этот день посвящался Богу. Откладывались все заботы, и освободившаяся душа устремлялась к Богу. Но шло время, и становилось очевидно, что человеку не хватает сил выйти из покоя и устремиться к Богу всем своим существом. И тогда Богом было принято решение сделать шаг навстречу человеку. Господь шагнул в мир, чтобы исполнить то, чего искал и хотел украсть Адам в Раю – стать как боги. Творец, сжалившись над человеком, решил изменить мир и самого человека. Бог рисковал, создавая человека и делая его подобным Себе. И теперь, увидев немощь природы людей и их расслабленность, Он принимает парадоксальное решение – дать еще один аванс протратившемуся человечеству. Приняв на Себя плоть человека, Он кардинально меняет ее главное качество – способность к обожению. Теперь Бог не стоит вовне, а Сам входит в человека Своей плотью и кровью. Если мы читали в Псалтыри, что человек «мало чем умален от ангелов», то теперь мы видим, что Пресвятая Дева приняла в Себя не виртуальный или проецируемый образ Бога, но всего Сына приняла в Себя. Поэтому мы величаем Ее: «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим». Вслед за Ней и мы сами стали способны быть причастниками Бога. Наша степень подобия Богу увеличилась до абсолютного максимума. Более Богу нечего дать человеку.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-obnov...

Сортировать по Исключить новости Пасха — глас трубы о любви Почему мы так любим Пасху? Потому что она — свидетельство того, что нас с Богом связывает любовь, лежащая в основании мира. 20 апреля, 2014 Почему мы так любим Пасху? Потому что она — свидетельство того, что нас с Богом связывает любовь, лежащая в основании мира. Сергей Есенин писал о себе: «Я – дудка Божия» О преподобном Серафиме Саровском можно сказать, что он – Труба архангельская. Через поэта в мир входит гармония. Через святого – глас Божий. И этот глас был: — Радость, моя! Это слова самого Господа, излетевшие от уст «убогого Серафима». Этими словами Небесный Отец приветствует каждого человека. Но сам человек, как всегда, имеет иное мнение. «Калу смесихся», «окаляхся», « яко свинья…» «дерзнувший», «раб неключимый», «Яко вран на нырище и яко птица особящася на зде», «Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй». Предположим, это правда. Тогда зачем Богу такой человек в Царстве Небесном. Мало того, что «раб неключимый», да еще и плакса. Предположим, это неправда, тогда зачем этот фарс? Нередко на исповеди можно услышать от опытной прихожанки: — Грешна во всем. — Убивала? — Нет. — Гуляла? — Нет. -Что значит «виновата во всем»? Это значит только усвоение «хорошего тона» в лубочном православии. Покаяние – незаменимая часть духовного роста. Но зацикленность на болезни – тоже болезнь. Более того – это навязывание Богу своей точки зрения. Ведь Бог тоже имеет право на Свое мнение о человеке. Но Его мнение в наших молитвах и духовной культуре учитывается редко. Наверное, потому что не интересно. Поищем его. Вот, например, о Богородице свидетельствуют ангелы: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» Господь в Евангелии называет Своих учеников уже не рабами, а друзьями: — Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам…. но Я назвал вас друзьями. Христос сказал это далеко не идеальным на тот момент людям. Он знал, что один из них предаст, другой – отречется, а остальные бросят Его в трудную минуту и разбегутся. Нет сомнения, что точно так же Отец Небесный относится и к нам. Мы для Него и драхма, и овны, и дети и друзья – все те, кто имеет ценность превыше любой ценности мира. Мы — самое дорогое, что есть в этом мире.

http://pravmir.ru/pasha-glas-trubyi-o-ly...

Песнопение «Достойно есть» Статья из т. 16 «Православной энциклопедии». Москва, 2007 г. «Достойно Есть» [греч. Αξιν στιν; славю Достойно есть], одно из наиболее известных правосл. песнопений во имя Пресв. Богородицы. Текст «Д. е.» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей, приписываемых разным гимнографам: припева-величания «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» и ирмоса «Честнейшую херувим, и славнейшую без сравения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» (рус. пер.: «По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем» (СДЛ. Вып. 1. С. 181-182); дониконовский текст песнопения отличается одной строкой: вместо «без сравнения серафим» полагалось петь «воистину серафим»). Автором гимна «Честнейшую херувим», являющегося ирмосом 9-й песни трипеснца Великой пятницы 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, традиционно считается прп. Косма Маюмский. Согласно Иерусалимскому уставу, это песнопение также служит припевом к евангельской песни Богородицы «Величит душа Моя Господа», которая исполняется в начале 9-й песни канона утрени в большинство из дней церковного года. Помимо этого «Честнейшую херувим» широко используется в богослужении и как самостоятельное молитвословие. О создании величания «Достойно... нашего» повествует предание, записанное ок. 1548 г. протом Афона Серафимом Фииполом (см.: Νον μαρτυρολϒιον... Αθναι, 18562. Σ. 294-296). В посл. четв. X в. на Св. Горе, в небольшой келлии у ц. Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в кафоликон Протата в Карее. Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали утреню и пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием «Д.

http://sedmitza.ru/text/718124.html

А. Леднев, Е. Лукьянов Как св. православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь 16 «Достойно есть величати Тя, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» 22 июня 1931 года в Белграде было совершено торжественное освящение храма – часовни в честь Иверской чудотворной иконы Божией Матери, построенного на кладбище, отведённом для русских. Освящение совершал Патриарх Сербский Варнава в сослужении митрополита Киевского и Галицкого Антония и епископа Лондонского Николая. Какое замечательное сочетание имён! Восток (Иверия – Грузия) и столица Запада Лондон, иерарх священной купели русского народа, Патриарх коего некогда назывался Патриархом «и всех северных стран», и Первоиерарх южных славян – все это соединяется для торжества в честь Честнейшей Херувим. Но ещё знаменательнее оно, когда вспомним, что в тот день, когда по улицам Белграда несли доставленную из земного удела Божией Матери – Святой Горы Афонской – икону Заступницы рода Христианского, в тот именно день исполнилось 1500 лет открытия Третьего Вселенского Собора, когда вечером народ торжественно приветствовал святых отцов, защитивших почитание Богоматери и осудивших еретиков, Её хуливших. Православные христиане отделённые друг от друга пространством или веками, объединяются своей любовью к Той, Которая родила Соединившего в одно небесное и земное. Поистине сбылись и сбываются Её слова: «Отныне ублажат Мя вси роди». I. Почитание Божией Матери в дни Её земной жизни От апостольских времён и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитывала и оберегала в дни детства. Если Её избрал Бог Отец, сошел на Неё Дух Святый, Бог Сын вселился в Неё, повиновался Ей в дни детства, заботился о Ней, вися на кресте, то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедующий Святую Троицу? Ещё в дни Её земной жизни друзья Христовы, апостолы, проявили большую заботливость и преданность по отношению к Матери Господа, в особенности евангелист Иоанн Богослов, который, исполняя волю Её Божественного Сына, взял к себе и заботился о Ней как о Матери, с того времени, как Господь со креста изрек ему: «Се Мати Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010