Так первая известная церковь в Киеве – тогдашнем центре русской земли на холме была в честь св. прор. Илии и по всей вероятности она была построена на том самом месте, где покланялись Перуну. На Болдин. горах близ Чернигова еще в 11 в. красовался храм св. пр. Илии (Черн. Еп. Вед. 8, 1877 г.), в Новгороде Северском, на месте где стоял идол Перуна был храм с приделом пр. Илии (Оп. Черн. Еп. к. 6 стр. 3–4); даже в сравнительно позднейшее время храмы пр. Илие воздвигались на обрывах гор как напр. Ильинские церкви в Воронеже Почепе (Черн., г.) и др. городах и селах. 2) На местах низменных, плодородных, при родниках ключевой воды, при истоках рек, впервые появились храмы в честь св. Параскевы. Св. Параскева в русском народе исключительно известна под именем св. Пятницы. Пятница, в представлении христианина, не вполне усвоившего новую возвышенную веру, и не отрешившегося от языческих суеверий, заменила богиню Живу, землю – мать кормилицу, которая все посеянное в ней ростит, живит и производит всё то, что питает людей. Первые часовни в честь св. Параскевы с её деревянным изваянием появлялись там, куда поселяне из различных сел, являлись для взаимного обмена своих сельских произведений, на местах, куда они являлись за продажею и покупкою всего нужного для домашнего своего обихода; впоследствии – при увеличении средств взаимного обмена, благодарными торговцами устраивались храмы в честь св. Параскевы-Пятницы и св. Пятница по народному представлению стала – покровительницею торговли. В старину русские купцы по пятницам заключали свои торговые сделки; пред иконою, или статуей св. Параскевы молились об успехах своих коммерческих предприятий; – потому-то Пятницкие храмы созидались в городах торговых (См. Опис. Пятницкой. ц. в Воронеже, в Ворон. Еп. Вед. 1869 г.), на площадях, где были торговые ряды. Самый день пятницы у старинных купцов считался счастливым для торговых сделок; с пятницы начинал торговлю новый купец; в пятницу открывался торг особенно сельскими продуктами; по пятницам почти во всех русских городах и больших селах – базары, в известные пятницы (9–10и т. д.) бывали – и доселе ещё существуют – ярмарки во многих торговых пунктах нашего отечества. Самая площадь, где производится торговля, называется пятницкою и всё, прилегающее к таким торговым пунктам, называется пятницким, напр. аптека (в Москве) и иногда самые храмы, (как напр. в Тамбове называется городской Христорождественский собор Пятницкою церковью, хотя в нём нет, не только храма, но, кажется, нет и иконы св. Параскевы Пятницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

кр-н с. Березки, Нов.-Север. у. Черниг. г. Федюшин Иван сын дворянина Принят Химченко Яков кр-н д. Шкирмановки, Черниг. г. Глухов. у. Цыбулька Илларион кр-н с. Гремячки, Глухов. у. Принят Шаповал Трофим кр-н с. Карпович. Новозыбк. у. Черниг. г. Шевченко Феодор кр-н м. Дубович, Глухов. у. Шишков Александр мещ. г. Новг.-Север. Фомин Андрей кр-н с. Гремячки, Глухов. у. Янко Марк казак м. Янполя Костюченко Андрей казак с. Хирок, Конотопск. у. Черн. г. Принят Кравченко Василий казак с. Быстрика, Кролевец. у. Черн. г. Селегень Павел мещ. с. Тростенец, Харьк. г Ахтырск. у. Егоров Дмитрий сын солдата Принят Литвинов Леонид мещан. г. Глухова Карпеко дворянин Кролевецк. у. Черниг. г. Дети, подвергавшиеся конкурсному испытанию 1 августа 1893 года Фамилии и имена Который раз подвер­гаются испытанию Возраст Звание Примечания Афрамеев Андрей мещан. м. Воронежа, Глуховск. у. Черниг. г. Принят Барнацкий Филимон сын цер. причетника Борков Александр мещ. г. Глухова, Чернигов. г. Принят Гладков Василий кр-н село Денисова, Трубчев. у. Орлов. г. Гришко Иван казак с. Добротово, Кролевец. у. Черн. г. Дикий Иван сын солдата из м. Шостки, Глухов у. Принят Довженко Платон кр-н м. Янполя Коломейченко Андрей казак сел. Гирявки, Конотоп. у. Черн. г. Принят Ковалев Алексей кр-н с. Карпович, Новозыб. у. Черн. г. Малышов Василий Нарбут Сергей дворянин Принят Осташков Валентин дворян. Черн. г. Глух. у. из Марчих.-Буды Смирнов Василий сын фельдфебеля из г. Кролевца Сенченко Иван кр-н с. Уска, Глухов. у. Черниг. г. Савченко Николай кр-н с. Белицы, Черн. г. Глухов. у. Сирота Петр сын солдата из м. Шостки, Глухов. у. Усиков Андрей кр-н с. Карпович, Новозыб. у. Черн. г. Федоренко Павел мещанин м. Янполя Принят Фомин Андрей кр-н с. Гремячки,. Глухов. у. Черн. г. Принят Шаповал Трофим кр-н с. Карпович, Новозыб. у. Черн. г. Принят Харченко Александр сын мещ. Херсон. г. Елисаветгр. у. мест. Николаевки Принят Гуев Григорий кр-н м. Березны, Черн. губ. и уезда Михей Григорий кр-не м. Великого-Хутора, Золотонош. у. Полтавской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

4 Типик. ркп., хранящийся в храме Иверского Афонского монастыря, списанный в 1878 г. архимандритами этого монастыря Иларионом и Афанасием с Дионисиатского Устава 1624 года, глав. 44, стр. 101; τυπικον εκκλησιαστ. εν Αυην. 1885 г., стр. 210. 5 См. наши статьи: «Вынос Плащаницы на вечерне в Великий пяток», «Вынос Плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ними кругом храма», «Чтение Евангелия в первый день Пасхи на разных языках и обряды сопровождающие это чтение». Руков. для сельск. паст. 1885 г. 9, 10, 13. 6 ΕΙ τυχοι ο ευαγγελισμος τη αγια και μεγαλη παρασκευη η τψ μεγαλψ σαββατψ, говорит Типикон великой Церкви, μετατιυεται και ψαλλεται την ιδιαν ημεραν του παςχα, т.е. если случится Благовещение во святую и великую пятницу или великую субботу, то служба празднику оставляется и поется в самый день Пасхи. В примечании даже объясняет Типикон и причины подобного перенесения ( Τυπικ. εκκλησ. 1885 ετ. εν. Αυην. σελ. 131 σημ. α). Что же касается афонской практики, то там не бывает подобного перенесения праздника Благовещения на Пасху, но и не существует, как увидим впоследствии, тех затруднений, которые встречаются в нашей практике ( Τυπικ . ркп. 1878 г. Иверск. Монаст., стр. 130). 9 Литов. епарх. вед. 1877 г. 9; Изв. по Казан. епарх. 1877 г. 1, 3; Моск. епарх. вед. 1870 г. 14; Астр. епарх. вед. 1877 г. 10; Ярослав. епарх. вед. 1877 г. 2; Тавр. епарх. вед. 1877 г. 4; Мин. епарх. вед. 1877 г. 2; Рязан. епарх. вед. 1877 г. 14; Харьков. епарх. вед. 1877 г. стр. 168; Смол. епарх. вед. 1877 г. 4; Самар. епарх. вед. 1877 г. 5; Тамб. епарх. вед. 1877 г. 5; Тульск. епарх. вед. 1877 г. 4. 10 См. нашу статью «Вынос Плащаницы на вечерне в Великий пяток» Руков. для сельск. паст. 1885 г. 9, стр. 252–259. 11 Никольск. свящ. Пособ. к научен. Устава богосл. Прав. Церкви. Спб. 1874 г., изд. 3-е, стр. 604. 13 Русск. мон. св. великомуч. Пантелеймона на св. горе Афонской, изд. 7-е, Москва, 1886 г., стр. 115. 14 В этом случае нам неоцененную услугу оказал иеромонах Русского Афонского Пантелеймоновского монастыря о. Мина, человек весьма заинтересованный подобными вопросами и даже для памяти ведущий у себя записи особенностям богослужебной практики в своем монастыре. При содействии глубокочтимого библиотекаря Руссиковского монастыря о. Матвея, о. Мина для нас сделал выдержки из своих записей относительно тех дней годичного богослужения, которые не могли быть предметом нашего личного наблюдения. В настоящем случае мы считаем приятным для себя долгом засвидетельствовать упомянутым отцам незабвенной Афонской обители глубокую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

504 Ср. цитату по изданию Студийского Типикона: Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии на Руси. М., 2001. С. 368. 505 Эти две цитаты исправлены по тексту опубликованной работы: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков... С. 161–162. 508 Цитируется уже упоминавшаяся статья: А[рхимандрит] Л[еонид] [Кавелин]. О славянских переводах церковного богослужебного устава. С. 2. 509 Опубликовано в: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков... С. 163. 512 Цитата исправлена по тексту работы: Одинцов Н.Ф. Порядок общественного и частного богослужения... С. 35. 517 Опубликовано в: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков... С. 163–165. 518 Отсылка к ст.: А[рхимандрит] Л[еонид] [Кавелин]. О славянских переводах церковного богослужебного устава. С. 8. 519 А[рхимандрит] Л[еонид] [Кавелин]. О славянских переводах церковного богослужебного устава. С. 8–9. 521 Опубликовано в: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков... С. 282. 523 Отсылка к: Посольские речи от царя и великого князя Иоанна Васильевича к митрополиту Макарию, также князю Юрию Васильевичу и княгине Евфросинии Андреевне по случаю завоевания им Полоцка//Акты исторические. Т. 1. 168. С. 319–321. 526 Нижеследующий абзац в сжатом виде излагает лекцию «Славяно-русский Иерусалимский устав» (д. 196, л. 438–446). 527 Типикон. М., 1896. Л. 271 об. Далее в подстрочнике ссылки на Типикон приводятся по этому изданию. 535 Никольск[ий]. Пособие к изучен[ию] устав[а] богосл [ужения] Прав[ославной] Церкв[и]. Спб., 1865 г., стр. 584, прим. 3. – А.А.Д. 536 Лит[овские] епар[хиальные] вед[омости]. 1866, [далее пропуск]; 1877 г. 9, стр. 67. – А. А. Д. 538 Сам[арские] епарх[иальные] вед[омости] 1877 г. 5; Тамб[овские] епар[иальные] вед[омости] 1877. 5; Тульск[ие] епарх[иальные] вед[омости]. 4, стр. 140. – А.А.Д. 539 Моск[осковские] епарх[иальные] вед[омости]. 14. 1870; 1876 г. 50; Астр[аханские] епарх[иальные] вед[омости]. 1877 г. 10; Яросл[авские] епарх[иальные] вед[омости]. 1877. 2; Тавр[ические] епарх[иальные] вед[омости]. 1877. 4; Мин[ские] епарх[иальные] вед[омости]. 2; Лит[овские] епарх[иальные] вед[омости]. 1877. 4; Ряз[анские] е[пархиальные] вед[омости] 14; Харьков[ские] епар[хиальные] вед[омости], стр. 168; Смолен[ские] епар[хиальные] вед[омости]. 4. – А.А.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Принят Клочек Семен Принят во II приг кл. Усенко Андрей кр-н с. Реутинец, Кролевец. у. Черн. г. Наконечный Григорий Немцев Павел мещ. г. Глухова, Чернигов. г. Овчаренко Денис казаки с. Каменя Овчаренко Нестор Соловьев Николай кр-н с. Крапивно, Новозыбков. у. Черн. г. Петров Митрофан сын унтер-офицера Мерчанский Иван сын дворянина Ворон. г. Богочарского у. Принят Приходько Авксентий мещ. г. Городни, Чернигов. г. Принят Кресанов Николай мещан. м. Воронежа, Глухов у. Черниг. г. Савич Николай дворянин Черниг. г. Принят Клечановский Иван дворян. м. Марчихиной Буды, Глух. у. Черн. г. Принят Селегень Павел мещ. с. Тростенец, Харьк. г. Ахтырск. у. Принят Туник Леонтий кр-н с. Гремячки,. Глуховск. у. Черн. г. Дети, подвергавшиеся конкурсному испытанию 1 августа 1894 года Фамилии и имена Который раз подвер­гаются испытанию Возраст Звание Примечания Усенко Андрей кр-н с. Реутинец, Кролевец. у. Черн. г. Савченко Николай кр-н с. Белицы, Глухов. у. Черн. г. Принят Соловьев Николай кр-н с. Крапивны, Новозыбков. у. Черн. г. Клюев Стефан казак с. Ивота, Новг.-Север. у. Шаповал Василий кр-н с. Хотуничи, Городниц. у. Принят Зуев Петр мещан. м. Понорищи, Кролевец. у. Черн. г. Клименко Григорий кр-н м. Янполя Косичиев Стефан казак м. Янполя Принят Сова Феоктист мещ. м. Воронежа, Глуховск. у. Поросюк Мирон кр-н м. Янполя Теличенко Михаил кр-н м. Янполя Принят Дворниченко Иосиф кр-н м. Янполя Принят Лаврененко Михаил кр-н м. Янполя Иванов Николай мещ. м. Шостки, Глухов. у. Юрченко Алексей мещ. м. Шостки, Глуховск. у. Ушаков Григорий мещ. м. Середин.-Буды, Новг.-Сев. у. Черниг. г. Петруненко Феодор сын солдата из м. Шостки, Глухов. у. Принят Бобровницкий Антон сын коллеж. рег. из м. Каменки, Киев. г. Лысенко Феодосий казак с. Гирянки, Конотоп. у. Черниг. г. Принят Драпека Григорий казак с. Гирянки, Конотоп. у. Черниг. г. Принят Потапенко Трофим казак с. Орловки, Глуховск. у. Черниг. г. Грек Иван казак с. Орловки, Глуховск. у. Сергеенко Андрей кр-н с. Орловки, Глуховск. у. Черниг. г. Домашенко Петр

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Макаревский М. И. Жизнеописание архимандрита Макария (Михаила Глухарева), основателя Алтайской миссии по поводу столетнего юбилея со дня рождения (СПб. 1892 г.). М. Л. К столетней годовщине со дня рождения основателя Алтайской миссии архим. Макария (Глухарева) (Том. еп. вед., 1892 г., 21). N. Памяти архим. Макария, основателя Алтайской мисси (Стихотворение) (Том. еп. вед., 1892 г., 21). Празднование памяти первооснователя Алтайской дух. миссии о. архим. Макария (Том. еп. вед., 1892 г., 21:22). Макарий, епископ Томский. Речь, сказанная на торжественном собрании по случаю столетнего юбилея со дня рождения основателя Алтайской миссии архим. Макария (Том. еп. вед., 1892 г. , 22). Соколов М., свящ. Слово в день поминовения архим. Макария, основателя Алтайской миссии, совершенного в Казанском соборе. (СПб. 1892 г.). Орнанский Философ, свящ. К предстоящему столетнему юбилею со дня рождения архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Церк. вед. 1892 г., 16). Памяти архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Ibid., 46). Празднование столетия со дня рождения архим. Макария в Болхове (Ibid., 47). Сперанский И. Основатель Алтайской миссии о. архим. Макарий Глухарев (Смол. епарх. вед. 1892 г.). Очерк истории Смоленской семинарии и подведомых ей училищ (Смол., 1891 г.), стр 143, 144, 166, 167. Памяти основателя Алтайской миссии и переводчика Св. книг Ветхого Завета на русский язык. архим. Макария (Орел. 1892 г.). Сборник. В числе статей – Яницкий С. М. Архим. Макарий (Глухарев) – переводчик Библии с еврейского на русский язык (Ibid., Орлов. Еп. вед., 1892 г., стр. 1545:1591). Улала, бывший главный стан Алтайской миссии (с видом ее) (Церк. вед., 1893 г., Алтайские миссионеры. Стихотворение (Том. еп. вед., 1893 г.). Чевалков М. В. Памятное завещание. Автобиография. (М. 1894 г.) Оттиск из Правосл. благовестника за 1894 г. Ливанский Илья, свящ. Архим. Макарий Глухарев (Орел. 1895 г.). К биографии архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Тобол. еп. вед., 1896 г., 1; тоже – Том. еп. вед. 1896 г., 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Каталог духовных и других книг И.Л.Тузова. Сергиев Посад, I916 г. Кат-АМ Каталог обновленческих архиереев Архиепископа Мануила. Кат-ЕС Каталог обновленческих архиереев епископа Сергия (Ларина). Кат-ЯВ Каталог обновленческих архиереев, составленный Яворским, бывшим архивариусом Московской Патриархии. «Китайск.Благов» Китайский Благовестник. Киев.Дух.Акад. Киевская Духовная Академия. Кишин.Еп.Вед. Кишиневские Епархиальные Ведомости. Летопись Е.А. Еп.Арсений. «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова до 1893 года. Литература. Львов.Епарх.Висник. Львовский Епархиальный Висник. Литовок.Еп.Вед. Литовские Епархиальные Ведомости. Москва. Минск.Еп.Вед. Минские Епархиальные Ведомости. Мисс.Календарь Миссионерский Календарь Митрополит. Могил.Еп.Вед. Могилевские Епархиальные Ведомости. Московская Патриархия. Монастырь. «Моск.Церк.Вед.» Московские Церковные Ведомости (Дурново М.). Девятисотлетие русской иерархии 988–1888 г.епархии и архиереи. Народ.образ Народное образование Н.Новг. Нижний Новгород «Новгор.Еп.Вед.» Новгородские Епархиальные Ведомости. Новый Энциклопедический Словарь. Брокгауз-Ефрон. (Общество) Об-во Общество. Октябрь. Олон.Еп.Вед. Олонецкие Епархиальные Ведомости. Обновленческое Митрополичье Церковное Управление. Орлов.Еп.Вед. Орловские Епархиальные Ведомости. Отчет Каз.Д.А. Отчет о состоянии Казанской Духовной Академии. Памят.кн.Петрогр.Дух. Акад. Памятная книжка Петроградской Духовной Академии. Патриарх. «Пастыр.Соб.». Журнал «Пастырский Собеседник». ПБ. Некр. Петербургский Некрополь С.-Петербург, I913 г. Подол.Еп.Вед. Подольские Епархиальные Ведомости. Полоц.Еп.Вед. Полоцкие Епархиальные Ведомости. Прав. о рел. в России. Пр.Р.Ц.Календ. Православный русский церковный календарь. «Прав.Благов.» Журнал «Православный Благовестник». «Прав.Собес.» Православный Собеседник. Преподобный Приб.к «ЦВ». Прибавление к Церковным Ведомостям Приложение Прих.Чт Приходское Чтение. Протоиерей Прот.зас.сов.Каз.Д.А. Протоколы Заседаний совета Казанской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Небольшая статья «Настоящий буддизм» («Иркут. Еп. Вед.» 1890, 5, и «Восточное обозрение» 5) написана по поводу работы Лесевича в «Вопросах философии и психологии» (1890, 1): «Религиозная свобода по эдиктам царя Асоки» и библиографической заметки о ней «Восточного обозрения» 3). Пр. Вениамин, опровергая высказанные здесь ложные взгляды на буддизм, выясняет подлинное учение его на основании сочинений таких глубоких знатоков его, как профессора В. П. Васильев, Минеев и А. И. Позднеев. Интересно, что «Восточное обозрение», перепечатав статейку архиеп. Вениамина (по его настоянию и по приказу генерал-губернатора), поспешило затем отречься от всякой солидарности с ним (и с приводимыми им авторитетами), разославши в редакции газет и журналов телеграммы об этом, что вызвало появление в «Иркут. Еп. Вед.» (1890, 31) заметки: «Неосторожное объявление», принадлежащей, повидимому, пр. Вениамину, как и заметка в 33: «Отрадная перемена взгляда на буддизм». В том же 1890 г. архиеп. Вениамин напечатал статью: «Шалапутская ересь» («Иркут. Еп. Вед.», 16). В связи с открытием церковно-приходских школ и введением религиозно-нравственных бесед стоит написанное пр. Вениамином «Наставление приходским священникам и миссионерам о церковном обучении детей вере и благочестию», напечатанное в «Иркут. Еп. Вед.», 1884, 1 и перепечатанное в «Страннике» (1884, дек.), «Томск. Еп. Вед.», 1884, 9 и в др. изданиях, также выдержки из епархиальных его отчетов: «Внебогослужебное церк. Учение» («Иркут. Еп. Вед.», 1885, 7; 1886, 16; 1890, 18) и «Церковно-приходские училища в иркут. епархии» (1885, 14). Архиеп. Вениамин проповедывал часто и подолгу. Но немногие его гомилетические произведения изданы. Во главе их поставим «Поучение к новопросвещенным о святой православной христианской вере», с бурятским переводом, напечатанное в «Иркут. Еп. Вед.» 1874, 6 (и отдельно) 76 и «Огласительное поучение готовящимся ко крещению язычникам», на русском и бурятском языках изданное в ведомостях 1888, 9 77 . Миссионерский же характер имеют беседы с молоканами в Благовещенске 78 . А затем остаются четыре речи: при наречении в епископы («Странник», 1862, авг., IV), при встрече в благовещенском соборе 21 мая 1873 года великого князя Алексея Александровича («Иркут. Еп. Вед.», 1873, 28. «Странник», 1873, III, 159), при вручении жезла новопоставленному архимандриту Мелетию («Иркут. Еп. Вед.», 1874, 7) и – наследнику цесаревичу Николаю Александровичу при вступлении в иркутский кафедральный собор («Иркут. Еп. Вед.», 1891, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Черноморская николаевская обитель при лебяжьем лимане. Харьк. 1856. Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Две части. М. 1857. Изд. 2-е Спб. 1859. Глас Божий к грешнику. Поучения. Чугуев 1857. – Изд. 3-е Чернигов, 1860. Слова и беседы в трех частях. Спб. 1859. – Изд – 2-е в четырех частях Чернигов, 1863. История русской церкви (в сокращенном виде). Спб. 1859 г. Общий обзор черниговской епархии. Черн. 1861. Кафедральные черниговские монастыри: ильинский, елецкий и борисоглебский. Черн. 1861. Русские святые, чтимые всей церковию, или местно. Опыт описания жизни их, 12 месяцев. Чернигов 1861–1865 г. Крупецкий батуринский монастырь. Черн. 1861. Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам. Черн. 1862. Козелецкий георгиевский мужский монастырь. Черн. 1862. Историческое учение об Отцах церкви (в сокращении). Черн. 1861 Святые южных славян. В двух отделениях. Черн. 1865 г. Учение евангелиста Иоанна о слове. М. 1869. Святые подвижницы восточной церкви. Спб. 1871. Кроме того, много статей Филарета помещено в различных повременных изданиях, именно: Несколько слов о книге: Стоглав. (Москвит. 1845, XII). Кирилл и Мефодий, славянские просветители. (Чтен. в Моск. общ. истор. и древн. 1846–1847, ч. IV и V). Послание Льва митрополита русского к латинянам об опресноках, со сведениями о сочинителе послания (Времен. М. общ. истор. и древн. т. V). Содержание рукописи: Златая Чепь (Чтен. в моск. общ. истор. и древн. 1846–7 ч. II). Св. великомученик Димитрий солунский и солунские славяне (тамже 1848, VI). Житие преп. Феодосия Печерского , в переводе на русский язык (Учен. Зап. 2-го отдел. Акад. наук 1856, кн. 2). Исследование о смерти царевича Димитрия (магистерская диссертация). Чтен. в Моск. общ. истор. и др. 1858 кн. 1). Рязанские иерархи (Христ. Чт. 1859, т. 1). Библейские книги 1507 г. (Извест. Акад. Наук, т. VIII, вып. 2). Геннадий, патриарх константинопольский . (Прав. Обозр. 1860, апрель). Когда должно начинать воспитание человека в вере? (Чернит. Епарх. Изв. 1861, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010