В.И. Ржевский 9-го сентября текущего 1896 года в городе Чернигове совершилось великое духовное торжество – открытие мощей вновь прославленного благодатиею Божиею, угодника Божия святителя-чудотворца Феодосия Углицкого Архиепископа Черниговского. Святитель Феодосий, живший во второй половине 17 века в одно время со святителем Митрофаном Воронежским , был сыном священника Никиты и жены его Марии из дворян Подольской губернии по фамилии Углицких. Имея в Киеве родственников, он в молодости учился в Киево-Братской Богоявленской школе, где развил высокие качества своей души, получив задатки того высокого благочестия, которым украшалась вся его последующая жизнь. По окончании образования, он, по любви своей к подвигам благочестия, рано поступил в монашество в Киеве и митрополитом Дионисием Балабаном был поставлен сперва в архидиакона при Киево-Софийском соборе, впоследствии же настоятелем Корсунского монастыря в Коневском уезде Киевской епархии, где недолго настоятельствовал, будучи в 1664 году назначен игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. Монастырь этот незадолго перед тем был почти разорен униатами (поляками-католиками) и нуждался в своем устройстве, поэтому сюда требовался деятельный настоятель, и вновь назначенному игумену Феодосию предстояло много забот и трудов по внешнему и внутреннему благоустройству его. Святитель Феодосий, ревностно исполняя свои обязанности игумена, служил для братии примером строгой подвижнической жизни, имея постоянную заботу о духовном совершенствовании иночествующей братии, что и побудило его в 1680 году устроить в Мозырском уезде на земле, принадлежавшей обители, скит для желавших из братии полного уединения и усиленных подвигов. По просьбе Святителя гетман Малороссии Дорошенко в 1670 году укрепил за монастырем многие земли. В записях Выдубицкого монастыря о преосвященном Феодосии значится: «Он был муж благоразумен и благотворящ Киевскому братскому монастырю. Подвижническая жизнь игумена Феодосия и его опытная мудрость в управлении Выдубицкою обителью доставили ему всеобщее уважение и любовь. Бывший блюститель Киевской митрополии архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, заметив в святом муже чистое сердце и проницательный ум, избрал его себе в помощники и назначил его, еще тогда игумена, своим наместником по митрополии. В письме своём (1674 г.) он пророчески передавал Феодосию желание своё, чтобы «имя его (Феодосия) написано было на небесах». Письмо 104. Черн. Еп. Изв. за 1864 г. стр. 178–179.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Иоанн Козлов Еретики и их свойства 1) Кириллова л. 175: «Некотории отступницы церкве Божия... апостольских и их наследников, и святых отец писаниям верити не хощут». 2) Там же о «святом дусе», л. 407: «яко воистину еретик есть, иже и мало что от содержимых в божественном евангелии подвизая». 3) Благовестное евангелие Иоанна, зач. 27, л. 125: «Мнози убо мнеша веровати, но не якоже рече писание, а якоже тии своим изволением последоваша, тии вси еретицы». 4) Тактикон Никона Черн., сл. 14, л. 70: «Кроме божественных писаний отнюдь не смети учити ни мало ни велико, понеже яко святотатец судится, якоже рече Великий Василий в постных своих како достоит быти учителю и заповеданию его». 5) у него же, Пандекты, сл. 2, л. 12 об.: «И сего ради должни есмы во всех, ихже глаголем и творим, имети показание от божественственных писаний, да не человеческими помышленьми прельщаеми, спаднем праваго пути, и впаднем в пропасть погибели». 6) Кормчая л. 641. «Вся яже чрез церковная предания или воображения святых и приснопамятных отец ново сотворенная или по сем содеятися хотящая, анафема». 7) Толкование Андрея Кесарийского на Апокал. (1625 г.), л. 5 предисл.: «Понеже бо противницы церкви видяще что противно своему зловерию в книзе каковой, и хотяще ю отвержену и помраченну имети, не могуще же инако истинне ни единем же образом противостати оглаголуют ю быти коего либо еретика творение». 8) Матфея Властаря – Синтагма, буква А. гл. 2. стр. 24: «Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются святых таин от священников в святой церкви Божией». 9) Игнатий Богоносец , посл. 5 к Ирону диакону, л. 57 об. (Оз. 1, 261–262): «Всяк глаголяй кроме повеленных, аще и достоверен будет, аще и постит, аще и девствует, аще и знамения творит, аще и пророчествует, волк тебе да мнится во овчей кожи, овцам пагубу содевающ... Аще кто ни во что вменяет закон или пророки, ихже Христос пришед исполни: да будет тебе яко антихрист». 10) Кириллова, посл. патр. Фотия, л. 522 об. – 523: «Егда убо некто и мало нечто развратное или ново ученное привнести начнет, аще развращенное и ложное приложением истины и правого слова, объявляется и обличается, и ниже на мало любодеищное рождение, ниже под самем именованием быти благочестивых догмат, никакоже терпит благородие... аще и малейше кто что тоя превратит, велико безобразие соделовает, и абие обличение приемлет».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

наубет означает шамаду или барабанный бой к сдаче. – По замечанию Висковатова, набаты по всей вероятности перешли в Россию от Татар 472 . Навершье Навершье – остроконечная тулья или верхушка у воинского наголовья. См. Шелом. – Навершье у щитов. См. Щит. Нагавицы Нагавицы – обувь в роде голенищ, для закрывания ног, от колена до плюсны. К ним присоединялись Наколенки, закрывавшие колена. «Нагавицы камка Венедицкая ценинна; наколенки бархат бурской, шолк червчат да зелен с золотом, листье чешуйчато. – Нагавицы камка Венедицкая синя; наколенки бархат чорн, гладкой» 473 . – «Наколенки нагавичные шиты по отласу червчатому золотом да серебром» 474 . Нагалище=Влагалище. Наждак. См. Камни. Накапки Накапки. См. Летник. В духовной граммате княгини Лулиании Волоцкой (около 1503 г.) значатся «накапки сажоны, да вошва на одну накапку шита золотом да сожана была жемчюгом». Также в духовной князя Дмитрия Иоанновича (1509 г.): «накапки женские сажены жемчугом Гурмыжским на бели на платцех» 475 . Накищенный Накищенный имеющий кисти, украшенный кистями. «Три ширинки тафтяныя: у одной каймы плетено золото с серебро, кисти шелк вишнев с золотом; а две ширинки шиты золотом и серебром с шелки – одна накищивана шелк черн с золотом, а другая шелк червчат с золотом. – Пять ширинок миткалинных: четыре шиты золотом да серебром с шелки, пятая шита вязью золотом с шелки; две накищены черным шелком с серебром, одна вишневым шолком с золотом да с серебром, а четвертая накищена шелк черн, пятая шелком червчатым. – Ширинка полотняная, шита золотом и серебром с шелки, накищена шелком червчатым. – Полотенцо полотняное, шиты слова с каймами, золото с шелки, накищено шелком черным» 476 . Наколенки. См. Нагавицы. Наконечник Наконечник 1) металлическая или костяная оправа на конце посохов, ножен и т. п. «Ножны … наконешник булатен». – 2) оправа н концах поясов, привязок, ремней, тесем. «У пояса крюк и пряжи и наконешники, и запряжники и на привязках наконешники серебряны, золочены и конфарены. – У пояса крюк и наконешники медяны с краски» 477 . См. Ножны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Закрыть itemscope itemtype="" > Семейная лодка разбилась... о храм? Как мужья жен воцерковляют 23.06.2013 876 Время на чтение 3 минуты Написав текст о том, как жены мужей воцерковляют, я вскоре увидела комментарии: «Мужчины не лучше!». Женщины рассказывали о православных папах, у которых дети привыкли жить в режиме «папа в пост ушел из дома - доставайте колбасу», а остальные домочадцы тихо или со скандалом лезут на стену. Я же помню историю, о которой читала в одной из книг о христианстве, написанной специально для женщин. Цитировалось письмо женщины в редакцию православной газеты, в котором она рассказывала историю своего развода. Там было достаточно просто описано, как однажды пришел к вере глава семьи, как постепенно стал погружаться в церковную жизнь и пытался воцерковлять домашних, как раздражали супругу его посты и поучения, и сужалась область общих интересов... А потом она забеременела и услышала от мужа примерно следующее: «Вот видишь, Господу все-таки угоден наш брак! Не вздумай только убить ребенка». Но женщина сделала аборт, после чего супруг «на законном основании» с ней развелся. В общем, так черн о , что лучше бы удалить предыдущий абзац и воздержаться от комментариев. Но здесь мне не дает покоя мысль о сопричастности мужа женщины содеянному. Оправдывать женщину глупо, но и считать упомянутого мужа правым я не могу. Может, это идеализм, но мне кажется, что, кроме случаев тяжелых нравственных расстройств, женщина, даже совершенно неверующая, может все-таки решиться родить «неудобного» для нее ребенка в том случае, если абсолютно уверена в своем муже и его любви к ней и малышу. Нет, бывает, конечно, жена настолько «себе на уме», что мужу и не скажет, он у нее вообще не в счет. Но если женщина счастлива в браке, для нее, скорее всего, невозможно будет решиться на убийство. Конечно, за ощущение счастья человек отвечает сам, но многое зависит и от супруга, от того, насколько женщина чувствует его поддержку. А в описанной истории жена долгое время жила в роли двоечницы: слушала отповеди о греховности ее одежды, интересов, образа жизни... Увы, чаще всего женщина даже самый поверхностный упрек мужа расшифровывает как «Не люблю!». И сколько угодно можно фыркать про «женскую логику».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Ц Цата Цата – подвес, прилагаемый к иконам. «Цата образовая золота чеканная с каменьи» 953 . Цвет Цвет. Цвета имели следующие названия, из коих многие употребляются и ныне: алый, аспидный, багровый, бирюзовый, бледный. брусничный, бурнатный (сукно бурнатно»), бурый, бусый, бело-голубой, белый, васильковый, вишневый, гвоздичный, голубой, гунгулинный (ангулинный), дикий, дымчатый, еринный, жаркий, желтый, жемчужный, зеленый, золотой, изумрудный, инбирный, кирпичный, коричневый или коричный, крапивный, красно-багровый, красно-вишневый, красно-малиновый, красный, кропивный, лазоревый, лимонный 954 , маковый, малиновый, мелинный, мурамно-зеленый, мясной, нагой (тельный), облакотный (облачный), объяринный (т. е. с отливом), огненный («огненный цвет, а жаркой тож»), осиновый, палевый, песочный или песчаный, померанцовый, пурпуровый, розовый, рудожелтой, сахарный, светло-багровый, светло-брусничный, светло-вишневый, светло-голубой, светло-дымчатый, светло-зеленый или празелен, светло-коричневый, светло-кропивный, светло-лазоревый, светло-лимонный, светло-маковогуляфный, светло-малиновый, светло-осиновый, светло-песочный, светло-рудожелтый, светло-синий, светло-соломенный, светло-серый, серебряный, сизовый, сизый, синий, сливный, смородинный, соломенный, серо-горячий, серый, таусинный или темно-вишневый, темно-багровый, темно-брусничный, темно-гвоздичный, темно-голубой, темно-зеленый, темно-коричневый, темно-кропивный, темно-лазоревый, темно-лимонный (тмолимонный), темно-маковый, темно-малиновый, темно-осиновый, темно-песочный, темно-синий, темно-серый, темно-таусинный, ценинный 955 , чалый, червленый 956 , червчатый, черный, чубарый, шафранный, яринный 957 . По различию цветов, земля, то есть главная, основная поверхность ткани, на которой наводились узоры, называлась алою, белою, голубою, червчатою, черною и проч.; а иногда просто – ал: «на але шолк бел с золотом реки и листье»; багрец: «на багреце шолк бел с золотом круги без связок, розвода золота», или багров: «на багрове шолк зелен с золотом листье, розвода золота»; бел: «на бели крушки золоты мелкой узор»; вишнев: «на вишневе шолк червчат с серебром мелкой узор»; голуб: «на голуби розные шолки без золота мужики и птицы»; жолт: «на жолти шолк червчат, зелен, лазорев клинцы»; зелен: «на зелени шолк бел с золотом косы»; лазорь: «на лазори шолк с золотом косы»; рудожолт: «на рудожолти шолк червчат да чорн круги»; синь: «на сини шолк червчат, бел, зелен с золотом круги розвода клетчата»; черевец: «на черевце розные шолки с золотом»; черн: «на черни розные шолки с золотом листье как ручки, а меж листье известки (читай: и звездки) и копытца золоты» 958 . Цка

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В.В. Виноградов Кинью (пропадать кинью) 2. В КАЧЕСТВЕ. Выражение в качестве представляет собою промежуточный тип между формой имени существительного качество, соединенной с предлогом в, и составным предлогом нового образования. Ср., например: «я работал в качестве инструктора»; «некоторые [составные] наречия употребляются также и в качестве предлогов». В качестве значит: «как кто-нибудь или что-нибудь». Параллелью к этому выражению могут служить образования: в виде, в роде, в духе чего-н. и т. п. Близость этого выражения к предлогу вытекает из невозможности (без полного изменения смысла) сочетать его с именем прилагательным-определением. Есть все основания думать, что это выражение образовалось в русском литературном языке конца XVIII – начала XIX в. под влиянием французского en qualité. См., например, у А. И. Герцена в дневнике (от 4 ноября 1843 г.) в записи о де-Санглене: «Некоторые подробности о смерти Павла, множество анекдотов об александровских временах, которые он имел случай хорошо знать en qualité начальника тайной полиции» (Герцен 1954–1959, 2, с. 514). Ср. у И. М. Долгорукова в «Капище моего сердца» (о Татищевой): «...батюшка, разделя всех трех сестер, в качестве опекуна меньшой, доставил ей своим распоряжением до 500 душ крестьян вместо 300, кои ей доставались...» (Долгорукий, с. 351). У А. С. Пушкина в «Египетских ночах»: «...два журналиста, в качестве литераторов, почли обязанностию написать каждый по теме». У Н. В. Гоголя в «Вие»: «Богослов Халява и философ Хома часто дирали его за чуб... в знак своего покровительства и употребляли в качестве депутата». У Тургенева в «Отцах и детях»: «В качестве генеральского сына Николай Петрович ... должен был, подобно брату Павлу поступить в военную службу». 1 . Публикуется впервые по рукописи – одном листке пожелтевшей бумаги. Заметка относится приблизительно к концу 30-х – началу 40-х годов. В книге В. В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о сл ове» приведены следующие свидетельства об употреблении слова качество в его прямом первоначальном значении: «Слово качество, вошедшее в русский литературный язык не позднее XI в., в древней Руси относилось к числу отвлеченно-книжных славянизмов, требующих толкования, к числу ”неудобь познаваемых речей“. Оно объясняется в русских глоссариях с XV в. (см. Новгородский словарь 1431 г.). В азбуковниках XVI – XVII вв. читаем: ”Качество – естество каково есть. Аще речеши: видех человека, вопрошу ти о качестве ево, рекше, о каковстве лица и образа, еже есть черн или бел, стар или млад. Сице качество глаголется и при древех, птицах, зверех, камнех, питий и явствий, и прочих вещех. Различно бо лица естество имуть“ (И. Сахаров, 2. с. 164). Ср.: Карпов А. Азбуковники, или алфавиты, иностранных речей. Казань, 1877, с. 188» (Виноградов. Русск. язык.) См. также следующее замечание: «Некоторые грамматисты предлагали заменить термин ”имя прилагательное“ термином ”имя качественное“» (там же, с. 182).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

16. Примеры блаженной кончины праведников I. Святые не испытывали при смерти никаких потрясений. Когда наступил день кончины преп. Марка Фраческого, то он сказал брату своему Серапиону: «Брате Сирапионе! велик для меня нынешний день, паче всех дней жизни моей: ныне разрешается душа моя от плотских страданий и идет успокоиться в обители небесные; ныне почиет тело мое от многих трудов и болезней!» В это время пещера, в которой жил преподобный, осветилась светом, и он мирно скончался («Чет.-Мин.», апр. 5). II. Св. Иларион в час своей смерти говорил: «Изыди, душа моя, что боишься изыди, что смущаешься? восемьдесят лет служила ты Христу и смерти ли ты боишься?» С этими словами он мирно предал дух свой Богу («Чет.–Мин.», окт. 21). III. Св. Иоанн Златоуст в день кончины своей совершил божественную литургию, приобщился Св. Таин и после продолжительной молитвы, сотворив благодарение, простился с окружавшими его, потом возлег и сказал: «Слава Богу о всем!» Сотворив в последний раз на себе крестное знамение, он предал дух свой Богу («Чет.-Мин.», нояб. 13). IV. Кончина праведного Феодора Студита , много лет страдавшего за истину иконопочитания последовала на 57-м году его жизни, в 826-м году. Многие, узнав о приближающейся кончине, собрались к нему, чтобы получит от него последнее благословение и проститься с ним. Видя плачущих по нем, он сам прослезился, с любовию простился со всеми и просил читать отходные молитвы. Когда читали псалом: «Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни» ( Пс. 118:1 ), то сам воскликнул: «Во век не забуду оправданий Твоих!» и отошел ко Господу. В самый час кончины преподобного св. Илларион Великий, работая у себя с саду, услышал чудное пение и, взглянув на небо, увидел множество Ангелов, движущихся к кому то навстречу; вместе с тем он услышал голос: «Вот душа Феодора, игумена Студийского, много пострадавшего за истину, восходит на небо; встречаемая небесными Ангелами» («Чет.-Мин.»). V. Преподобный Зосима всегда помнил о смерти и суде Божием; а дожив до глубокой старости, приготовил он себе гроб и оплакивал себя, как мертвеца, смотря на гроб. Убеленный сединами, чувствуя близость кончины, созвал он братию и сказал: «Дети, я иду в путь отцов, изберите себе наставника». – Они зарыдали о разлуке с ним. «Не плачьте, – сказал преподобный, – поручаю вас милостивому Спасителю и Матери Божией». Братия с скорбию объявили, что только он, наставник их, может назначить им вместо себя наставника. Преподобный указал на Арсения, и, обратясь к последнему, сказал: «Ты строитель и питатель обители сей; смотри, чтобы сохранялось все установленное по храму и трапезе и соблюдался чин, введенный смирением моим. Телесно разлучаюсь я с вами, но духом с вами пребывать буду». Сказав последнее: «Мир всем», осенил себя крестным знамением и предал душу свою Господу, 17 апр. 1478 г. (Из кн.: «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиеп. Черн., ч. Спб. 1882 г., стр. 503).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9-го числа Святого мученика Никифора Господь оставляет гордых и самомнительных, а смиренным подает силу и благодать! В Антиохии гражданин Никифор имел великую дружбу с священником Саприкием; но вышла между ними ссора из-за чего-то и ненависть. Никифор скоро раскаялся и просил прощения у Саприкия, но этот не хотел и слышать о примирении. Наступило гонение на христиан; Саприкий схвачен был из первых и после истязаний осужден на смерть. Никифор три раза на пути его к месту казни бросался пред ним. моля о прощении, но Саприкий отворачивался от него. Придя же на место казни, вдруг сам отрекся Христа, высказавши тем застарелую язву греха и оставление Богом, а Никифор исповедал себя христианином и был обезглавлен (в 260 году). Святого Панкратия, епископа Тавроминийского Панкратий, обращенный к вере Апостолом Петром, был им с Востока послан в Сицилию проповедовать Христа, и в городе Тавромине был первым епископом. Успехи проповеди озлобили поборников язычества, и святой Панкратий тайно убит ими; именно, зазвавши его в храм бога Скамандра, они чрез подъемный пол спустили его в пещеру и там умертвили (около 60 года). Святого мученика Петра Дамасского Инок, живший в XII столетии, известен своими подвижническими сочинениями. Выписки из них, а именно из воспоминания к своей душе», помещены были преподобным Иосифом Волоколамским в своем «Сборник душеполезных отеческих наставлений». Из того, что пишет Петр сам о себе в начале книги своей, можно заключить, что он отличался крайнею нестяжательностию. «Ни одной книги не имел я у себя своей, и нс приобретал никогда, но брал у людей христолюбивых, точно также как и нужное для тела, любви ради. Со всем тщанием прочитав, возвращал опять к тем же». Скончался он от меча, убиенный Арабами в 1157 г. – (См. «Уч. об О. Ц.» Фил. Черн., ч. III.) Преподобного Панкратия, иеромонаха Печерского Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах, в Киевской лавре. О нем известно, что он имел дар исцелять больных, и мирно скончался в XIV столетии. Вторично воспоминается 28-го августа. † Препод. Никифора и Геннадия Важеозерских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примеч. Связь между христианскими таинствами. В церковном смысле под именем таинств разумеются такие священнодействия церкви, в которых под видимым, внешним действием или обрядом подается верующему невидимая благодать Божия. Таинства нигде в Св. Писании не исчисляются в совокупности, и число их не определяется; но в отдельности о каждом из них ясно говорится, и везде дается видеть и Божественное каждого установление и внешний знак, или обряд, я благодать Божию, сообщаемую при сем верующему. Таковых таинств православная церковь признает семь. На каждое из них есть ясные и прямые свидетельства и в Св. Писании, и у древних отцов и учителей церкви. Все они соответствуют главным нашим нуждам и потребностям в духовной нашей жизни. Как вообще жизнь получается чрез рождение, так и в духовную жизнь человек вступает чрез духовное рождение в крещении ( Uoah. III, 3, 5 – 6 ). За рождением следует слабое и немощное детство, имеющее нужду в приращении и укреплении сил: так и христианину, рожденному духовно в крещении, нужны благодатные силы, возращающие, укрепляющие и утверждающие в духовной жизни, которые и подаются ему в миропомазании ( 1Uoah. II, 20, 27 ; 2Kop. I, 21 – 22 ). Для продолжения жизни естественной нужна пища и питие: так и в духовной жизни нужна духовная пища и духовное питие, которые и подаются в причащении ( Uoah. VI, 48 – 58 . Сн. Mф. XXVI, 26 – 28 ). Человек в настоящем поврежденном своем состоянии легко может впадать в разные погрешности, которые не могут не тяготит его совести, и ему нужно прощение в них от Бога: церковь и подает ему это в покаянии ( Мф. 18, 18 ; Иоан. ХХ, 22 – 23 ; 1Uoah. I, 8 – 9 ). Человек, осужденный на изнурительные труды, при телесной своей немощи легко может подвергаться тяжким болезням и имеет здесь особенную нужду в помощи: церковь в елеосвящении подает ему исцелеше от болезней телесных чрез исцеление от духовных ( Uak. V, 14 – 15 ). Как важно для общества и церкви состояние супружества, и как много между тем может предстоять здесь опасностей и искушений! Церковь , торжественно благословляя брак, испрашивает при этом брачущимся особенную благодать и помощь от Бога ( Быm. I:27–28, II:23 – 24 ; Mф. XIX, 4–6 ; Eфec. V, 22 – 25, 31–32 ; 1Tuм. IV, 3 – 5 ). Как важно, наконец, для церкви и для всего человечества состояние и служение священства, и как необходима особенная благодать и помощь Божия при великой важности и многотрудности обязанностей! И вот в таинстве священства сообщается и сему состоянию особенная благодать и помощь от Бога ( Деян. ХХ, 28 ; Eфec. IV, 11 – 12 ; Дeяh. XIV, 23 ; 1Тим. 4, 14 ; 2Tuм. I, 6 . «Прав. испов.», отв. на вопр. 29. „Посл. вост. патр. о прав. вере“, чл. 15. „Простр. хр кат.“, чл. 10, м. Макар. «Руков. к изуч. хр. прав. богосл.», чл. 111. О Таин. 1869 г., § 134. Его же „Прав. догм. бог.“, т. IV и V о Таинст. ц. сн. Филар Черн. „Догм. бог.“, ч. 2. Сн. „Историко-догматич. изслед.“ А. Л. Катанского 1877 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010