вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г.; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере, Греция), между 1333 и 1345 гг.,- рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.,- в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533 г. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: напр., во фресковых минологиях в ц. Успения Богородицы мон-рей Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- оплечно в медальоне и Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.,- в рост; на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. Г. И. изображен на л. 47 - фронтально в рост, в красной мантии и зеленом подряснике, на л. 48 - оплечно в медальоне, мантия коричневая; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- в рост; на рус. минейных иконах на март (напр., XVI в., ВГИАХМЗ, кон. XVI в., КОХМ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу - святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой - ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

встречаются изображения в саккосе и митре), с Евангелием в руках. Е. представлен в числе участников V Вселенского Собора в росписи 2-й пол. XIII-XIV в. нартекса ряда балканских и нач. XVI - кон. XVII в. рус. храмов (примеры см. в ст. Вселенский Собор , разд. «Иконография»//ПЭ. Т. 9. С. 570-571). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота,- в главе о том, как надо писать «Святые Вселенские Соборы», Е. назван 2-м после папы Римского Вигилия, стоящим у престола имп. Юстиниана (Ерминия ДФ. 1868. С. 180). Изображение святого устойчиво встречается в минейных циклах под 6 апр. в миниатюрах рукописей: в Синаксаре Захарии Вагаршакертского (Кекел. А 648. Fol. 49r (97). Иверский мон-рь на Афоне, 1-я четв. XI в.) - оплечно и в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 109) - в рост, старцем с седыми вьющимися волосами длиной до середины ушей и окладистой бородой, облачен в полиставрий, в покрытой правой руке держит Евангелие, левой прикасается к нему; в настенных минологиях церквей: Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, св. Апостолов [Св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- погрудно, свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI-XII вв., Византия, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - во 2-м ряду сверху, 6-й в группе слева, святитель в лиловой фелони и синем хитоне, с Евангелием в левой руке, на рус. иконах «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Музей икон в Рекклингхаузене; нач. XIX в., УКМ) или «Минея на апрель» (кон. XVI в., ЧерМО); на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722; в саккосе и митре) и И. К. Любецкого (1730; в саккосе). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) о Е. говорится: «…поживе лет 70; подобием лицеем и брадою аки Иоанн Златоустый, ризы святительския, саккос и омофор. Сей бе в лето 6046 и на пятом Вселенском Соборе бысть» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 146). Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 87; Менолог. С. 357, 371, 386; Евсеева. Афонская книга. С. 294; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 23, 133. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187544.html

Память М. А. праздновалась в один день с памятью его старшего современника и сподвижника, прп. Макария Великого, поэтому в нек-рых минейных циклах их изображали под 19 янв. вместе, как в росписях притвора ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, Косово и Метохия (1561); иногда М. А. изображали одного, как в стенописи ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718). Смешение черт М. А. и прп. Макария Великого встречается на миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., посвященных чудесам насельников Нитрийской и Скитской пустынь в Египте. Рассказ о них помещен в составе Лицевого хронографа среди событий эпохи имп. Валентиниана на западе и Валента на востоке Римской империи (РНБ. F.IV.151. Л. 226 об.- 230 об.). Хотя различить обоих преподобных Макариев на миниатюрах невозможно, именно к жизнеописанию М. А., основанному на сведениях «Лавсаика», восходит «чудо о гиене» в 3 композициях (Л. 229 об.- 230 об.). Наиболее монументально, как единоличный «портрет» М. А., решена 1-я из них: М. А. восседает на горке, на фоне монастырского здания, благословляя приближающуюся гиену, ее прозревших по молитве святого «щенят» и принимая их «подношение». С большим количеством фигур, размещенных на 2-м и 3-м плане, написаны иллюстрации чуда о слепце и чуда об изгнании беса из девы-язычницы. К редким памятникам, изображающим М. А., относилась икона с образами преподобных Макариев, Египетского и Александрийского, принадлежавшая московскому мещанину Д. Андрееву. Цветная акварельная копия Ф. Г. Солнцева с иконы была опубликована в сб. «Древности Российского государства» (икона была приобретена П. М. Третьяковым и находилась в ГТГ до 1936 г., после чего судьба ее неизвестна). Святые изображены молящимися Христу в небесном медальоне. Святой слева поименован Макарием Александрийским, однако его внешний вид более соответствует облику свт. Кирилла Александрийского: это святитель в крещатой фелони, епитрахили и омофоре, с круглой небольшой шапочкой на голове, престарелый, с бородой средней длины. По типу святых и размеру, а также по украшениям оклада икона датировалась 1-й пол. XVII в., о ее принадлежности к старообрядческим кругам свидетельствовало семейное предание прежних владельцев о написании ее прп. Андреем Рублёвым.

http://pravenc.ru/text/2561434.html

Существуют 2 типа изображения К. и «иже с ним» - в сцене мучения (усекновение главы) и единоличные. В мучении: на миниатюре в Минологии из Бодлеянской б-ки (Bodl. f. 1. Fol. 31, 1327-1340), на несохранившейся миниатюре к Житию святых в Минологии на февр.-март (ГИМ. Греч. 133, XI в.); в настенных минологиях в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - под 11 марта, сохранились надписи у К. и Киприана, в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (ок. 1340) изображен только К., сохранилась надпись: «Ο γιος Κοδρ(τος) ξφει τε(λει)οται» (атрибутирован как мч. Кодрат Никомидийский, см.: Менолог. С. 310), в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561) - надпись «                ». Единолично: на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O.I.58. Л. 103 об., кон. XV в.) - представлен только К. как средовек с вьющимися волосами, бородой ниже средней, в руке крест; в настенных минологиях в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350) под изображениями мучеников сохранилась надпись: «      ()       (Акиндин, искаженное Анект?)        », в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) К. показан в рост, с крестом в руках, темноволосый, короткая клиновидная борода, за ним - нимбы сомучеников. Образ К. постоянно включался в рус. минеи. Под 10 марта он представлен, как правило, один, напр.: на минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) - юный, без бороды; на минейной иконе на март-апрель из комплекта годовых миней 2-й пол. XVI в. (собрание М. Б. Миндлина); на иконе на март кон. XVI в. (ЧерМО), на минее годовой нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в воинских доспехах, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - в хитоне и гиматии. Лит.: Менолог. С. 295, 334, 369, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 283; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 41-43. Кат. 33.7; С. 49-51. Кат. 35.6; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 105.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Роспись ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница. Нач. XIII в. Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Роспись ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница. Нач. XIII в. Изображения святого хорошо известны по памятникам минейного типа в циклах на февраль. В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 380, 1-я четв. XI в.) П.- седовласый старец с короткой окладистой бородой, в фиолетово-сером подризнике, коричневой фелони, с омофором, показан в рост в 3/4-ном повороте вправо, в молении благословляющему его Господу (десница в небесном сегменте); от ног епископа, представленного на фоне горок с растительностью, начинается дорожка, ведущая к храму. Это белокаменное однокупольное строение с черепичным покрытием, с апсидой с одной стороны (условная ориентация на восток определяется расположением десницы Божией в правом верхнем углу композиции) и галереей с другой. Образ П. есть также на миниатюре в Минологии с циклом на февраль-июнь из университетской б-ки Мессины (Messan. Salvad. 27. Fol. 12v, XI в.; см.: Менолог. С. 191). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58, XV в.) П. изображен дважды: в части с образами, показанными по чинам святости (Л. 45 об.; оплечно, с проседью в темных волосах, с плешью над лбом, с клиновидной средней длины бородой, на плечах - омофор) и в части минейной, под 7 февр. (Л. 99; седовласый, с клиновидной бородой средней длины, в епископском облачении, в отведенных вправо руках держит Евангелие) (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 196, 275). В настенных минологиях образ П. под 7 февр. представлен в росписях притворов ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - в рост вместе с прп. Лукой Элладским, чья память приходится на тот же день, и ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561) (см.: Менолог. С. 356, 369), а также на зап. стене юго-вост. компартимента трапезной Великой Лавры на Афоне (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Стрелицас-Бафас) ( Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον τς Μνημεακς ζωγραφικς το Αγου Ορους, 10ος-17ος ανας. Αθναι, 2010. Σ. 92) и в ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718) - в рост (см.: Менолог. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2579065.html

А. А. Лукашевич Иконография Имя святой без описания ее внешности упоминается в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разделе «Мученицы» (Ч. 3. § 18). В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) о виде Г. сказано: «…риза киноварь, испод празелень темна, крест в руках»; изображение святой показано в лицевых святцах: в правой руке крест, левая - покровенная. Подробное описание облика Г. дает Филимоновский сводный иконописный подлинник (XVIII в.): «Мученица Гликерия… подобием млада, лицем прекрасна и светла бяше, риза багряная, испод зеленая, на главе плат, концами висящи назад, власы из под плата распущены по плечам, в руке крест», в к-ром также сообщается о виде стража Лаодикия «подобием рус, власы кратки, брада невелика, риза красная, испод дикая, штаны желтыя, сапоги черны, в руке меч». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих», составленном В. Д. Фартусовым, Г. предлагается изображать так: «Одежды богатые, в тунике и тоге, волосы подвязаны, концы волос рассыпаны по плечам. Можно писать у ней на челе изображенный крест, в руках хартию с ее изречением», а Лаодикия, как средовека,- в короткой подпоясанной тунике и плаще, «…на поясе ключ, в руке копье; можно ему писать на руках и ногах кандалы, которые он сам на себя надел». Единолично в рост Г. представлена в минейных циклах (под 13 мая): на миниатюрах - в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 113 об., XV в.); в росписи - в настенном минологии в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.; на иконах - XVI в. (ВГИАХМЗ), нач. XIX в. (УКМ); в гравированных Святцах - работы Г. П. Тепчегорского, 1714 и 1722 гг. и работы И. К. Любецкого, 1730 г. Образ Г. нередко включался в состав избранных святых, гл. образом на полях икон: напр., на левом поле на иконе «Богоматерь Казанская» (XIX в., Черемисский историко-лит. музей), на иконе «София Премудрость Божия с избранными святыми» (кон. XIX в., ЦАК МДА). Резное изображение Г. в рост помещено на оборотной стороне ковчега кн. Ивана Андреевича Хворостинина, Москва, 1619-1621 гг. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/165129.html

А. Н. Крюкова Иконография Как правило, Д. изображается юным мучеником с едва заметной бородой, с темными недлинными волосами, вьющимися на концах; одет в хитон и гиматий, обычно красного цвета, в руках крест. Такого типа единоличное изображение представлено на эмалевом медальоне (XI в.) Пала д " Оро (собор Сан-Марко, Венеция) - погрудно, в руке крест. Как правило, Д. изображается в минейных циклах. В миниатюрах его образ сохранился в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) - юный, с короткой бородой, необычно то, что, подобно др. св. целителям (Пантелеимону, Косме и Дамиану), Д. изображен в одеждах, схожих со священническими фелонью (красная) и подризником (голубой), с узкой полоской ораря, в руках не крест, а орудия его служения как целителя (не различимы) (РНБ. O. I. 58. Л. 125). Образ святого устойчиво встречается в настенных минологиях ряда балканских храмов: в нартексе церкви в Пече (1561, прописи 1667) - полуфигура; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; под 11 авг. изображен вместе с мч. Зеноном в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- полуфигура. В рус. минеях, несмотря на предпочтительное изображение под 16 авг. Нерукотворного образа Спасителя, Д. также представлен, напр., в гравированных святцах на август гравера Г. П. Тепчегорского, 1722 г. (РГБ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , описание Д. дано в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 16 авг.: «…молодой с остроконечною бородою, был обезглавлен во время сна» (Ч. 3. § 22); в рус. традиции, согласно описаниям иконописных подлинников XVIII в., он «рус аки Флор (мч. Флор Иллирийский.- Авт.), власы с ушей кратки, брада невелика, в трех ризах, верхняя киноварная, средняя вохряная, исподняя празеленная, в руке крест, в другой сосуд, на ногах сапоги» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 121). Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 376, 390; Евсеева. Афонская книга. Кат. 177. С. 324.

http://pravenc.ru/text/178291.html

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий греч. богослужебных книг, описывают службу 18 сент. очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Е. В слав. книгах память Е. отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с нач. XVI в. указывается кондак Е., а с кон. XVI в.- общий тропарь 4-го гласа    . Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с нач. XVII в. (возможно, в связи с изданием печатной Минеи в 1607, где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Е. не употребляется. Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Е. удаляются, остается только указание на кондак 2-го гласа. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища:»         (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Εχας δδου μοι Χριστν εμεν Μκαρ. Ιωσφ (                ), ирмос: Δετε λαο σωμεν (      ), нач.: Εχων Χριστν, Πτερ θεφρον Εμνιε (          ), цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известны и др. песнопения, не вошедшие в совр. издания: кондак 1-го гласа      (напр.: МДА. Ц У 79. Инв. 186918. Л. 73 об.); кондак 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 341. Л. 301 об., кон. XVI - нач. XVII в.). А. А. Лукашевич Иконография Е., несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачен в фелонь (иногда в крещатую - полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках. Образ святого включен в большинство известных минейных циклов на сент. и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 47. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 78 об.- везде в рост), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1546),- в полиставрии; св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- под 20 сент.; свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря, 1569, ГТГ; на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1713, с посохом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост).

http://pravenc.ru/text/187218.html

Ист.: BHG, N 118-119а; ActaSS. Aug. T. 3. P. 720-726; PG. 115. Col. 596-610; ЖСв. Авг. С. 319-328. Лит.: Clugnet L. André (8)//DHGE. T. 2. Col. 1603-1604; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 668-669; Раппопорт П. А. О датах закладки и сроках строительства древнерусских храмов//ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 38, 42; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40. П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, А. Ю. Н. Иконография Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. искусстве существовало неск. типов изображения А. С. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородой, напр., в ц. Богородицы в Студенице (Сербия), ок. 1235 г.; в ц. Вознесения в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия) (Сербия), до 1418 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 125; XV в.) - в рост, в кольчуге и плаще, с мечом в правой руке, левой придерживает щит. В хитоне и гиматии А. С. представлен, как правило, в визант. настенных минологиях: в нартексе ц. Сорока мучеников в Тырново (Болгария), 1230 г.,- под 13 июля; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- под 6 июля - единоличное изображение и под 19 авг.- старец вместе с пострадавшими с ним (4 фигуры); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- под 19 авг., вместе с пострадавшими с ним; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг. Усекновение мечом А. С. и с ним пострадавших представлено (под 19 авг.): в настенном минологии нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; одного А. С.- в ц. вмч. Георгия в Ст. Будимле (Джурджеви Ступови, Югославия, Черногория), 2-я пол. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г. В древнерус. искусстве А. С. обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях - обычно на столпе, в рост, как на фреске кон.

http://pravenc.ru/text/115324.html

О. Н. А. Иконография В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика К. приведено в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 21 сент.: «…усечен был мечем… старец с закрученной бородой стоит на коленях, простерши к небу руки; над ним палач держит меч» (Ерминия ДФ. § 22. С. 199). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) память святого приводится также под 21 сент., его предписывается изображать единолично в традиц. для апостолов облачении - в хитоне и гиматии, с омофором - знаком епископского служения: «…рус, плешив, брада руса же, уже Козьмины или Златоустовой (мч. Космы Асийского, бессребреника, или свт. Иоанна Златоуста,- Авт.), на плечах амфор, в руках Евангелие, риза верх дичь, испод лазорь, ризы апостольския» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 32; то же, но с уподоблением облику ап. Иакова Зеведеева см. в: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 156). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) помещает то же, что и в ранних русских подлинниках, описание облика святого под 4 янв.- в день празднования апостолов от 70; из добавлений - указание на свиток с надписью: «Словом Божиим возсия еллином яко свет велий просвети их тьму, низложи жертвы скверныя, сокруши идолы и разори бесовския храмы молитвою» ( Фартусов. Руководство. С. 138). К. изображен в мучении (усекновение главы) на миниатюрах из рукописных Минологиев: Василия II (Vat. gr. 1613. P. 56, 1-я четв. XI в.), на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. F. 1. Fol. 10, 1322-1340 гг.); настенном в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единолично представлен: на миниатюрах Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253v, 3-я четв. XI в.) и Минология 2-й пол. XI в. (Bodl. Baroc. 230. Fol. 3v) - в рост; в настенных минологиях церквей: Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - по пояс, обеими руками держит свиток, вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (1376-1381) и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) - погрудно; на рус. минейных иконах на сентябрь, напр.: из Иосифова Волоколамского (Волоцкого) мон-ря (1569, ГТГ), нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированых святцах: Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в рост, в хитоне и гиматии, без омофора, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, правой рукой благословляет, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - так же, с закрытым Евангелием в руке, облачен в подризник и фелонь, на плечах омофор, на обеих гравюрах стар, клиновидная борода ниже средней длины.

http://pravenc.ru/text/1841648.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010