Переименован второй викарий Литовской епархии, епископ Брестский Иоаким в первого викария той же епархии. 14 октября 1897 г. воспоследовало высочайшее соизволение на восстановление в С.-Петербургской епархии кафедры третьего викария, с присвоением ему именования «епископа Ямбургского» и производством ему содержания из местных средств. На кафедру епископа Ямбургского назначен, того же 14 октября, настоятель Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, архимандрит Вениамин. Перемещены: архиепископ Рижский Арсений – на Казанскую архиерейскую кафедру; епископ Архангельский Никанор – на кафедру епископа Смоленского, епископ Екатеринославский Владимир – на кафедру епископа Екатеринбургского (ныне находится на покое); преосвященный Екатеринбургский Симеон – на Екатеринославскую архиерейскую кафедру; епископ Рязанский Иустин – на кафедр епископа Уфимского; епископ Орловский Мисаил – на кафедру епископа Могилевского; епископ Астраханский Митрофан – на кафедру епископа Орловского; епископ Вятский Сергий – на кафедру епископа Астраханского, епископ Якутский Мелетий – на кафедру епископа Рязанского; епископ Подольский Димитрий – на кафедру епископа Тверского; епископ Тульский Ириней – на кафедру епископа Подольского; епископ Тобольский Агафангел – на кафедру епископа Рижского; второй викарий Литовской епархии, епископ Брестский Иосиф – на кафедру епископа Острогожского, викария Воронежской епархии; викарий Тверской епархии, епископ Старицкий Гавриил – на кафедру епископа Велико-Устюжского, викария Вологодской епархии. Назначены: викарий Киевской епархии, епископ Уманский Иоанникий – епископом Архангельским; викарий Нижегородской епархии, епископ Балахнинский Алексий – епископом Вятским; викарий Иркутской епархии, епископ Киренский Никодим – епископом Якутским (ныне епископ Забайкальский); викарий Полтавской епархии, епископ Прилукский Тихон – епископом Оренбургским (ныне умерший); викарий Черниговской епархии, епископ Новгород-Северский Питирим – епископом Тульским; викарий Воронежской епархии, епископ Острогожский Владимир – епископом Оренбургским; викарий Тульской епархии, епископ Каширский Михаил – епископом Таврическим (ныне умерший); виварий Вологодской епархии, епископ Велико-Устюжский Антоний – епископом Тобольским, первый викарий Литовской епархии, епископ Ковенский Христофор – епископом Екатеринбургским; викарий Казанской епархии, епископ Чебоксарский Анастасий – епископом Туркестанским (находился некоторое время на покое и ныне назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии) и второй викарий С.-Петербургской епархии, епископ Гдовский Назарий – епископом Олонецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (1758 – 1762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (1759 – 1762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

сост. Александр Ратшин Черниговской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ЕЛЕЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в губернском городе Чернигове, на горе, называемой издревле Болдиною; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Черниговской семинарии. – Св. Антоний Печерский, быв изгнан из Киева в. к. Изяславом, удалился в 1069 году к Чернигову – и там, в необитаемом месте, в Болдиной горе, ископал пещеру, для уединенного пребывания своего. В это время обретена им на сем месте икона Божией Матери, стоящая на дереве ели – и Препод. основал тут обитель, в честь Успения Богородицы, названную после Елецкою, из которой однако ж он вскоре переселился обратно в Киево-Печерский монастырь. Существование обители с тех пор продолжается и доныне. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Божией Матери, достопримечательная своею древностью; ибо, быв сооружена св. Антонием еще в 1069 году, находится до сих пор в том же виде, кроме приделов, устроенных, в позднейшее время: а) Архангела Михаила, б) Иакова Брата Божия, в) Рождества Иоанна Предтечи и г) Великомученика Георгия, на хорах. В этом знаменитом храме находится и помянутая обретенная св. Антонием икона Божией Матери, известная под названием Елецкой-Черниговской, которой празднество совершается 5 февраля. 2) Теплая, Апостолов Петра и Павла; существует с 1673 г. В XVII веке, в числе архимандритов сей обители, был св. Димитрий, в последствии митрополит Ростовский. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Новгород-Северском; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XVI века. – В 1785 году обитель эта была сделана кафедральною архиереев Новгородо-Северской епархии. – Здесь соб. церковь Преображения Господня, в которой находится явленная икона Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1301 году, и называемая Новгородскою; празднество ей совершается 20 декабря. В числе архимандритов сей обители был с 1699 по 1701 год св. Димитрий, хиротонисанный потом в митрополита Ростовского. В половине XVIII века здесь жил на покое, и скончался первый архиепископ Переславль-Залеской епархии, Арсений Могилиоланский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

Епископ Игнатий совершил Литургию в Игоревском храме-колокольне в Токсово июня 2017 Владыка совершил хиротонию диакона Артемия Гилояна во пресвитера В неделю Всех Русских Святых - память князя Игоря Черниговского , 18 июня, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в Токсово. Здесь, в храмовом комплексе святого Архистратига Божия Михаила, находится уникальный храм-колокольня святого благоверного князя Игоря (в крещении Георгия) Черниговского и Киевского . Правящему архиерею сослужил сонм клириков епархии. В этот праздничный день Его Преосвященство совершил хиротонию штатного клирика Ильинского храма в Выборге   Артемия Гилояна , рукоположив его во пресвитера, а также возглавил крестный ход в день престольного праздника вокруг храма. Настоятель храмового комплекса, благочинный Токсовского округа, протоиерей Лев Нерода поблагодарил правящего архиерея за молитвы и заботу о приходе. Отец Лев отметил, что " владыка удвоил, удесятерил радость престольного праздника для прихожан и духовенства " и напомнил присутствующим, что имя святого благоверного князя Игоря Черниговского Преосвященнейший Игнатий носил до монашеского пострига . В архипастырском слове Преосвященнейший Игнатий обратился к настоятелю храма, духовенству и всем собравшимся, рассказав о житии святого князя Игоря Черниговского и пожелав помощи Божией Токсовскому приходу: " Сегодня у нас тройной праздник сего храма. Отец Лев любит говорить, что худа без добра не бывает. И сегодня мы вспоминаем, как сгорел находящийся на месте сем деревянный Архангельский храм - на месте же его была поднята величественная колокольня, основанием которой служит этот Игоревский храм. Прихожане его уповают на то, что молитвами святого князя Игоря Господь управит к лучшему и путь каждого из нас. Князь Игорь был великим человеком. Если сравнить с сегодняшними временами, он будет подобен губернатору или больше. Но помимо своего призвания служения народу, он чувствовал сердцем, что невозможно достичь своего призвания в жизни без памятования милости Божией и служения Ему. И он принимает монашеский чин, оставляя княжеское служение! Трудно человеку двадцать первого века представить это!

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Феоктист, архиепископ Курский и Белгородский (Мочульский Иван) Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье. Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха. В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет. Возведённый в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 года – в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 года в Рождество Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии; с 1769 года – в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии; с 16 июля 1775 года – в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии. После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в неё архиепископа Евгения (Булгариса; † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определён коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией. С 28 июля 1776 года – настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. 4 марта 1779 года уволен из этого монастыря. 4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии. 7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии. 9 февраля 1787 года переведён на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую. С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским. 5 сентября 1801 года возведён в сан архиепископа. Скончался 30 апреля 1818 года на 90-м году жизни. Погребён в Троицком соборе города Белгорода. Преосвященный Феоктист – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске. Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария – любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже учёным своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава VI 690 . История юго – западной церкви § 32. Краткий очерк ее состояния до 1589 г. В состав юго – западной митрополии во время отделения ее от северной входили епархии Малой и Белой России, Литвы, Волыни и Галиции: киевская, черниговская (брянская), смоленская, полоцкая, Туровская (пинская), Владимирская, луцкая, холмская, перемышльская и Галицкая (львовская). К 1589 г. успели отойти к Москве смоленская (1514 – 1611 г.) и закрыться черниговская (от половины XVI до половины XVII в.) епархии. Верховным главою в юго – западной митрополии признавался константинопольский патриарх; но власть его была очень незначительна. Неудобство ли сношений с Киевом, тяжелое ли положение самого патриарха под властью турок, или еще что влияло здесь, только он не вмешивался во внутренние дела южно – русской митрополии и, несмотря на ее нестроения, относился к ней очень невнимательно. Он ни разу не посетил ее лично (до 1588 г.) и очень редко присылал сюда свои грамоты по частным делам; вся его власть в действительности сводилась к тому, что он утверждал новоизбранных митрополитов и для их посвящения иногда присылал своего экзарха. Таким образом киевский митрополит чувствовал себя самостоятельным. Отношение его к епархиальным епископам было такое же, какое некогда в северной Руси: он утверждал избранных епископов, обозревал их епархии, созывал на соборы, контролировал и судил; пред гражданскою властью он являлся ходатаем за всю митрополию. Власть епископов в епархии была, как и прежде, административная, судебная и экономическая. Основаниями церковного управления и суда служили: кормчая книга, свиток (устав) Ярослава, соборные постановления (особенно виленского собора 1509 г.), грамоты митрополитов и польских королей (Александра, Сигизмунда I, Сигизмунда II), литовский статут Сигизмунда I (1529 г.), сеймовые постановления и церковная практика с ее исстари унаследованными порядками. Таким путем 1) сузился объем церковного суда и 2) развилось участие мирян в церковном управлении в ущерб церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Девятый день. Поуч. 3-е. Святитель Феодосий архиеп. Черниговский. (Обретение его св. мощей). (Уроки от нетления мощей свят. Феодосия: а) вера Христова истинна и животворна; б) христиане должны перевесть в свою жизнь то, во что веруют). I. 5 Февраля 1896 года исполнилось 200 лет со времени блаженной кончины святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, честные мощи которого нетленно почивают в пещере при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора, источая многочисленные чудотворения и исцеления с верою и молитвою прибегающим к предстательству святителя. Вследствие сего память Феодосия углицкого благоговейно была чтима в православном народе русском, во множестве стекавшемся из разных местностей в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. Уверенность в святости святителя по воспоминаниям о высокой подвижнической жизни его и чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления с течением времени возрастала и утверждалась в православном народе все более и более. Ввиду этого Св. Синод поручил Преосвященному черниговскому собрать и доставить Св. Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого, а затем нашел благовременным приступить к необходимым распоряжежениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими, – ближайшее обследование чего и было возложено на преосвященных Иоанникия, митрополита киевского, и Антония, епископа черниговского и нежинского. Последние, присоединив к себе викария черниговской епархии, епископа Питирима, и высших представителей черниговского духовенства, 5 июля 1895 г. прибыли в пещеру при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора и, по совершении здесь панихиды по святителе Феодосии, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия, причем оказалось, что тело святятеля Феодосия благодатию Божиею сохранилось нетленным, несмотря на пребывание в течение 200 лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся притом сухостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Черниговская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Густынский женский монастырь Черниговская область — область на севере Украины. Граничит на западе с Киевской областью, на севере — с Гомельской областью Республики Беларусь и с Брянской областью Российской Федерации, на востоке — с Сумской, на юге — с Полтавской областями Украины. Административный центр - город Чернигов . Содержание Православие в Черниговской области [ править править код ] В Киевской Руси [ править править код ] Черниговская епархия - одна из древнейших епархий на Руси, архиерейская кафедра в Чернигове была учреждена в 991 или 992 году, первым епископом здесь стал Неофит, прибывший вместе с первым Киевским митрополитом. Черниговский владыка занимал третью степень между русскими епископами, а во второй половине XI века был даже одно время титулярным митрополитом. Первоначально епархия именовалась Черниговской и Рязанской. В ее состав входили земли современных Черниговской, Орловской, Калужской, Тульской, Курской, Рязанской, Владимирской, Московской, часть Могилевской и Смоленской областей. Позднее почти половина территории отошла к новоустроенным Рязанской (в 1118 году), Смоленской (в 1137 году) и Владимирской(в 1214 году) епархиям, после чего она именовалась просто Черниговской. С начала утверждения здесь Православия княжеским тщанием Черниговщина украсилась величественными храмами. Черниговский князь Мстислав в начале 1030-х годов заложил древнейший в Черниговщине каменный храм — Черниговский Спасо-Преображенский кафедральный собор епархии. В начале XII века князь Давид Святославич построил рядом собор во имя страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Сыновья князя Давида Владимир и Изяслав в 1120-х годах построили каменный храм в честь Преображения Господня в городе Новгород-Северске, при котором на берегу Десны возник Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. Первые иноческие обители в Черниговской земле появились уже в XI веке. Преподобный Антоний Печерский, великий зачинатель монашеского жития на Руси, был родом из Любеча и впоследствии подвизался близ Чернигова, в Болдиных горах. С его именем связано основание Троице-Ильинского и Елецкого монастырей Чернигова. На стыке враждующих держав [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Черниговская_о...

По поводу девятисотлетнего юбилея 992–1892 Предисловие Помещая время от времени в извлечении некоторые из трудов покойного нерехотского ученого о. Михаила Диева по исследованию российской иерархии 1 , мы желаем теперь познакомить интересующихся историей русской церкви ещё с одним сочинением покойного, именно с его исследованием о Черниговской епархии. Появление этого труда в печати тем более уместно, что в 1892 году имеет исполниться девятисотлетний юбилей Черниговской епархии, ко времени празднования которого и желательно собрать, по возможности, все, что известно о ней в нашей церковной литературе. Поэтому питаем надежду, что и сообщаемые здесь сведения, и заметки, составленные по этому предмету о. Диевым доставят свой особенный интерес и принесут пользу будущим составителям подробной истории этой епархии. Настоящий труд о. Диева вчерне окончен им к декабрю 1855 г., как это видно из любопытной записки автора, помещенной нами в предисловии к статье «Тверские епископы» 2 . Ранее этого труда было составлено и издано в свет «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» – научное и весьма интересное сочинение Филарета Гумилевского , архиепископа черниговского, напечатанное отдельной книгой в Чернигове 1872 г. Оба эти исследования (Диева и Гумилёвского) сообщают весьма много интересного и поучительного для всякого читателя и заслуживают особенного внимания наших ученых исследователей. Предполагаемому труду о. Диева я считаю нужным предпослать несколько замечаний о пределах Черниговской епархии на основании выше указанных исследований. Страна, которую впоследствии охватили широкие пределы Черниговской епархии, с незапамятных времен была населена славянскими племенами, называемыми в летописях северянами, вятичами и радимичами. Эти племена перед прибытием Рюрика в Русскую землю и до просвещения своего христианством стояли (что с достоверностью можно сказать, по крайней мере, о вятичах и радимичах) на самой низкой ступени умственного и нравственного развития. Отличительную черту их религиозной жизни, как и всех славянских племен, составляли политические воззрения. Летописец яркими красками описывает их полуживотный образ жизни, языческие обряды и дикие обычаи 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010