Находясь в сомнении относительно смерти Иакова, хотя по обычаю опрятали его тело и положили в гроб, но вынесли его в теплую больничную церковь в ожидании, не очнется ли он. Других же покойников, несомненно умерших, выносят в холодную Владимирскую церковь. Часов через 12 после кончины Иакова тело его стало застывать, и тут только оказалось несомненным, что он скончался. Его перенесли в скитскую церковь, и там по совершении Божественной литургии отправлен был чин погребения. Покойник погребен был на скитском кладбище 9 декабря. В гробе он лежал как живой, лицо его несравненно было приятнее, чем у живого. И только запекшиеся уста свидетельствовали о его кончине, которая последовала вследствие воспаления легких. К нему можно отнести слова Премудрого Соломона:  Восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Скончався вмале, исполни лета долга; угодна бо бе Господеви душа его: сего ради потщася от среды лукавствия (Прем. 4, 11, 13–14). Можно бы поставить в укор Иакову, что он проходил подвиги самочинно. Но, думается, как можно строго судить 16-летнего мальчика, безотчетно стремившегося ко спасению своей души? А покойный старец отец Амвросий имел обыкновение говорить в подобных случаях так: " Всякий подвиг человека, предпринимаемый им ради спасения своей души, приемлется Милосердным Господом в умилостивительную жертву " . Иеромонах Иларий (Червячков-Гурьянов) (†23 сентября/6 октября 1872) В миру Иван Иванович Червячков или Гурьянов, из козельских купцов. С детства часто бывал он в Оптиной пустыни и до поступления в монастырь пользовался наставлениями старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). " Однажды, — рассказывал он, — готовясь к Святому Причастию и исповедовавшись у одного из монастырских духовников, почувствовал в душе смущение и перед самой литургией пошел объяснить об этом старцу. Старец, как имевший от Бога дар напоминать относившимся к нему забвенные грехи, сказал: " Вероятно, смущение твое происходит оттого, что не все исповедал духовнику, что следовало бы исповедать " " , и потом в несколько минут искусно напомянул ему сам о всех неисповеданных им согрешениях, говоря так: " Может быть, ты то-то делал и то-то? " . Когда же Иван Иванович сознался, что действительно виновен в упомянутых старцем грехах, тогда старец сказал: " Беги скорее к духовнику и покайся " . После того смущение его исчезло, и он в мирном устроении души приобщился Святых Христовых Таин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 1937 году после ареста священника богослужения тут прекратились на десятилетия. Во время войны внутри располагалось зернохранилище. Старожилы рассказали, как при переоборудовании здания представители советской власти принялись срывать иконы и забрасывать их в алтарь. Но когда дошли до чудотворного образа, не смогли сдвинуть его с места. Председатель сельсовета Гурьян Гладков зло выругался и, пригрозив «вытащить ее за косы», захотел сорвать икону ломом, но и у него ничего не вышло. Тогда он взял топор и со злостью замахнулся на икону, но был отброшен невидимой силой и упал на спину. Монастырь на месте приходской церкви основан два десятка лет назад. Три года спустя определением Синодальной комиссии по канонизации святых икона Божией Матери Чимеевская была внесена в календарный месяцеслов для общецерковного почитания. А летом 2019 года в молодой обители случилось ЧП: Казанский соборный храм, к тому времени уже основательно обветшавший (деревянный сруб датировался 1890 годом), дотла сгорел из-за коротнувшей при замене кондиционера изношенной электропроводки. Погиб в огне и чудотворный образ. «Через несколько месяцев после пожара его полностью, в том числе с мельчайшими соответствиями первозданной серебряной ризе, восстановили по кальке прописей, которые прежде иконописцы использовали для изготовления списков, — рассказывает наместник обители игумен Варнава (Ваулин). — С того момента наблюдались случаи мироточения воссозданного образа, записаны факты чудотворений». Образ сейчас хранится в монастырской церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Монастырский же собор — теперь уже каменный, но во внутренних габаритах соответствующий погибшему храму — восстанавливает фонд «Чимеевская святыня». Небольшой как по территории, так и по численности братии Чимеевский монастырь в Белозерском районе Курганской области теснейшим образом связан с населенным пунктом, в котором располагается. Обитель не проживет без рабочих рук селян, но и те давно покинули бы малую родину: не считая нескольких небольших учреждений (детского сада, почтового отделения и Дома культуры), Казанский монастырь — единственный для чимеевцев работодатель.

http://patriarchia.ru/db/text/5870774.ht...

Парийский Лев Николаевич Союзов Михаил Федорович Кедринский Павел Антонович Толстопятов Анатолий Михайлович Ляпунов Сергей Михайлович Флеров Константин Николаевич Никиташин Семен Семенович Семенов Виктор Петрович Комарецкий Николай Ананьевич Акимов Василий Александрович Тихомиров Михаил Владимирович Виноградов Павел Павлович Борисов Александр Матвеевич Перепелкин Михаил Иванович Закржевская Елизавета Ивановна Изотов Василий Изотович Антонов Алексей Георгиевич Кравченко Михаил Васильевич Бессалов Яков Иванович Никольский Николай Васильевич Козеинов Никифор Петрович Пешель Василий Васильевич Филатов Михаил Васильевич Абдалов Сергей Георгиевич Емельянов Владимир Федорович Зальман Владимир Карлович Янковский Петр Станиславович Дубровицкий Михаил Степанович Дымский Михаил Николаевич Янковская Зинаида Николаевна Ливенцов Митрофан Павлович Соколов Сергей Евлампиевич Козьмодемьянский Павел Потапович Соколов Александр Алексеевич Семенов Александр Владимирович Сенюшкин Павел Петрович Высокоостровский Виктор Александрович Гурьян Александр Кузьмич Миронов Петр Николаевич Смирнов Яков Иванович Черняева Анастасия Ивановна Кудрявцева Евгения Ильинична Попов Николай Степанович Травин Леонид Николаевич Пестова Мария Александровна Киселев Василий Федорович Чельцов Павел Михайлович Островский Александр Иванович Касаточкин Николай Иванович Ивановский Константин Васильевич Дмитриев Александр Васильевич Жабров Василий Михайлович Федоров Николай Николаевич Корчагина Анастасия Ивановна Низовцева Елизавета Аникиевна Маркин Владимир Семенович Пилкина Надежда Алексеевна Власова Мария Алексеевна Позднякова Варвара Фроловна Дьяконов Леонид Васильевич Королев Петр Александрович Орнадский Иван Николаевич Бобровский Василий Владимирович Петрова Мария Дмитриевна Левицкий Павел Петрович Гусаров Яков Иванович Пикленок Николай Яковлевич Соустов Василий Иванович Ананьев Николай Герасимович Герасимов Иван Сидорович Беззаборкин Степан Сидорович Смирнов Федор Васильевич Савельева Анна Ивановна Выведенным на процесс обвиняемым вменялось в вину использование легальной церковной организации (Православного общества приходских советов) в контрреволюционных целях, а также «агитация против изъятия церковных ценностей, противодействие и сопротивление изъятию церковных ценностей и хищение таковых – преступления, предусмотренные ст. 72, 73, 77, 86, 119, 160, 180 и 185 Уголовного кодекса РСФСР...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От святого образа продолжали происходить разные чудотворения, и в знак благодарности и любви к Царице Небесной жители Чимеево и близ лежащих сел и деревень пожаловали для святой иконы ризу украшенную дорогими камнями. Большой вклад в это дело сделал житель чимеевской слободы Иван Федорович Москвин. Его трудами и пожертвованиями было произведено много строительно ремонтных работ в храме и на его территории, а также на его средства приобреталась различная церковная утварь. В 1887 году церковь совершенно пришла в ветхость и на приходском собрании в августе того же года было принято решение обратиться к Епископу Тобольскому Авраамию с просьбой дать благословение на строительство нового храма. Отцом Иаковом Серебренниковым было составлено прошение и отправлено к Владыке. 26-го января 1888 года было получено благословение на строительство нового храма в честь явления Казанской Иконы Пресвятой Богородицы на прежнем месте. 7-го мая 1889 года совершилась закладка нового храма, которую совершил благочинный округа, отец Александр Елеонский и отец Иаков Серебренников. 21-го мая 1890 года состоялось торжественное освящение храма в честь Казанской иконы Божьей Матери в селе Чимеево. Чин освящения, а так же первую Божественную Литургию возглавил благочинный отец Александр Елеонский в сослужении отца Иакова и духовенства, соседних приходов. 26-го июля 1893 года вместо отца Иакова Серебренникова в Казанский храм села Чимеево был назначен, отец Василий Соколов он прослужил в этом храме практически 37 лет. В годы воинствующего атеизма и безбожной власти его семья зимой была выгнана из дома на улицу. Его приютили сердобольные жители села Чимеево. В 1930 году отца Василия арестовали, предлагали отречься от Христа, взамен обещая безбедную жизнь. Но отец Василий мужественно отказался от предложений чекистов и остался верен Богу, за что и испил чашу страданий за Христа. Дата и место смерти отца Василия не известны. Вместо отца Василия, в храм приехал служить отец Александр Бердинский. В 1937 году в год, когда была объявлена пятилетка, по окончательному уничтожению религии храм закрыли. Отец Александр был растрелен. Место его последнего упокоения неизвестно. В 1943 году храм переоборудовали под зерносклад. Иконы срывали и сбрасывали в алтарь. Когда дело дошло до Чудотворного образа, то несколько человек не могли сдвинуть икону с места. Председатель местного сельсовета Гурьян Гладков, хотел топором разрубить образ Богоматери, но невидимой силой был отброшен назад, у него открылось сильное кровотечение, из носа и рта и через три дня он умер.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Казански...

Ист.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991; Шангина И. И. Русский традиционный быт. СПб., 2003. Гурий Печенгский Преподобномученик († 9.12.1589), игумен Трифонова Печенгского монастыря (с 1556). Ученик Трифона Печенгского. На время игуменства Гурия приходится расцвет Печенгского монастыря. 9 дек. 1589 ворвавшийся в монастырь отряд финнов из Эстерботнии (подданных шведского короля) убил находившихся в обители «во службах сущих иноков и мирских», затем окружил Зосимо-Савватиевскую церковь , в которой завершалась литургия. Многие из братии обратились к игумену за благословением дать бой в храме. Однако Гурий повелел продолжить литургию, исполнить волю Божию, возвещенную им прп. Трифоном, и принять мученические венцы. Захватчики ворвались в храм и умертвили всех присутствовавших («ради тяж-чайшего мучения иных пополам пресекоша, другим ноги и руки отсекоша, иных вдоль разсекоша»). Гурия и прмч. иеродиакона Иосифа они особо жестоко пытали, надеясь узнать, где спрятана монастырская казна. Однако иноки ничего не сказали, и разбойники зарубили их, после чего, ограбив монастырские храмы, сожгли здания с останками преподобномучеников. В монастыре вместе с Гурием погибло 116 чел., из них 95 монахов. Память Гурию Печенгскому празднуется 9/22 дек., в Соборе Новгородских святых, и 15/28 дек. в Соборе Кольских святых. Д. К., Б. Г. Гурьев день (Гурьян) Народное название дня св. мч. и исповедника Гурия, 15/28 нояб. По православному календарю в этот день начинался Рождественский пост. В народе его называли Филипповским. Первый день Рождественского поста в древности был известен под именем Карачун. По народному преданию, Карачун напускает падеж на домашнюю скотину нерадивому хозяину. День Карачуна (23 дек.) по времени совпадал с Рождественским постом, который иногда называли Карачуновским. Гусли Древнерусский многострунный щипковый инструмент. Бывают трех видов: 1) крыловидные, или звончатые; 2) шлемовидные, или гусли-псалтирь (встречаются в Поволжье); 3) клавироподобные, или прямоугольные (стационарные). Последние сконструированы в XVI-XVII вв. на основе гуслей звончатых и гуслей-псалтири. На их основе в 1905 Н. П. Фоминым созданы т. н. клавишные гусли. Основные приемы игры на любых гуслях – бряцание, защипывание, глиссандо. Использовались для сопровождения пения и плясов. Густынская Смоленская чудотворная икона Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Куналее, например, старообрядец Гурьян Ковалев, хороший знакомый архимандрита Михаила и весьма близкий к святой церкви по своим убеждениям, за эти убеждения был убит раскольниками. (Прибавл. к Ирк. Епар. Ведом. 1881 г. 47), а в Бичуре «найдено необходимым во избежание притеснений от раскольников выделить православных, живших там, в отдельное общество со своим старостой и особым участком земли». Понятно не у всякого достанет мужества обречь себя на бедствия со стороны соседей. Оттого многие не присоединяются к православию, хотя по убеждениям они уже чужды раскола: они выжидают, не выпадет ли благоприятного случая перейти в православие без дальнейших неприятностей. Интересно в этом отношении обращение к православию Мухоршибирского сельского писаря. Он, как начитанный человек, более других вел беседы и состязания с архимандритом Михаилом, конечно, из искреннего желания уразуметь истину православия. Но, из боязни закоренелых раскольников, не казался особенно близким к святой церкви. Когда же серьезно сделался болен, то, не смотря на все уговаривания родных и знакомых остаться в вере отцов, пригласил православного священника, присоединился к церкви и с искренним раскаянием, напутствованный святыми таинствами, тихо и мирно преставился о Господе. Не только отдельные личности опасаются оставить раскол, чтобы не навлечь на себя беды от старообрядцев, но и целые селения несвободны от этого страха. Так жители Хараузского селения во время путешествия владыки по Забайкалью в 1882-м году, на вопрос Архипастыря, почему они не присоединяются к православной церкви, если сознают свою неправоту, отвечали ему: «мы все смотрим на других. Вот как бы согласились присоединиться к церкви Никольского селения старообрядцы, тогда бы, смотря на них, и мы пошли туда». (Прибавл. к Ирк. Еп. Ведом. 1882 г. 42). Опасность для присоединяющихся к православию со стороны раскольников можно устранить только выселением новообращенных в другое общество, или присоединением к церкви целых старообрядческих обществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Парийский Лев Николаевич Союзов Михаил Федорович Кедринский Павел Антонович Толстопятов Анатолий Михайлович Ляпунов Сергей Михайлович Флеров Константин Николаевич Никиташин Семен Семенович Семенов Виктор Петрович Комарецкий Николай Ананьевич Акимов Василий Александрович Тихомиров Михаил Владимирович Виноградов Павел Павлович Борисов Александр Матвеевич Перепелкин Михаил Иванович Закржевская Елизавета Ивановна Изотов Василий Изотович Антонов Алексей Георгиевич Кравченко Михаил Васильевич Бессалов Яков Иванович Никольский Николай Васильевич Козеинов Никифор Петрович Пешель Василий Васильевич Филатов Михаил Васильевич Абдалов Сергей Георгиевич Емельянов Владимир Федорович Зальман Владимир Карлович Янковский Петр Станиславович Дубровицкий Михаил Степанович Дымский Михаил Николаевич Янковская Зинаида Николаевна Ливенцов Митрофан Павлович Соколов Сергей Евлампиевич Козьмодемьянский Павел Патапович Соколов Александр Алексеевич Семенов Александр Владимирович Сенюшкин Павел Петрович Высокоостровский Виктор Александрович Гурьян Александр Кузьмич Миронов Петр Николаевич Смирнов Яков Иванович Черняева Анастасия Ивановна Кудрявцева Евгения Ильинишна Попов Николай Степанович Травин Леонид Николаевич Пестова Мария Александровна Киселев Василий Федорович Чельцов Павел Михайлович Островский Александр Иванович Касаточкин Николай Иванович Ивановский Константин Васильевич Дмитриев Александр Васильевич Жабров Василий Михайлович Федоров Николай Николаевич Корчагина Анастасия Ивановна Низовцева Елизавета Аникиевна Маркин Владимир Семенович Пилкина Надежда Алексеевна Власова Мария Алексеевна Позднякова Варвара Фроловна Дьяконов Леонид Васильевич Королев Петр Александрович Орнадский Иван Николаевич Бобровский Василий Владимирович Петрова Мария Дмитриевна Левицкий Павел Петрович Гусаров Яков Иванович Пикленок Николай Яковлевич Соустов Василий Иванович Ананьев Николай Герасимович Герасимов Иван Сидорович Беззаборкин Степан Сидорович Смирнов Федор Васильевич Савельева Анна Ивановна Не спеша, рассаживались они на стулья, расставленные возле колонн... На первом ряду, в самом центре – митрополит Вениамин, справа – епископ Венедикт, слева – протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Их прервало верещание гудка. Телефонная связь была восстановлена. – Спасибо, Гурьян, – сказал Стрельников, подняв трубку и дунув в нее несколько раз. – Пришлите, голубчик, какого-нибудь провожатого товарищу Живаго. Как бы опять чего-нибудь не случилось. И развильевскую уточку мне, пожалуйста, Управление транспортным чека в Развилье. Оставшись один, Стрельников протелефонировал на вокзал: – Мальчика тут провели, насовывает шапку на уши, а голова забинтована, безобразие. Да. Подать медицинскую помощь, если нужно. Да, как зеницу ока, лично будете отвечать передо мной. Паек, если потребуется. Так. А теперь о делах. Я говорю, я не кончил. Ах, черт, кто-то третий затесался. Гурьян! Гурьян! Разъединили. «Может быть, из моих приготовишек, – думал он, на минуту отложив попытку докончить разговор с вокзалом. – Вырос и бунтует против нас». Стрельников мысленно подсчитал года своего учительства и войны и плена, сойдется ли сумма с возрастом мальчика. Потом через вагонное окно стал разыскивать в видневшейся на горизонте панораме тот район над рекой, у выезда из Юрятина, где была их квартира. А вдруг жена и дочь до сих пор там? Вот бы к ним! Сейчас, сию минуту! Да, но разве это мыслимо? Это ведь из совсем другой жизни. Надо сначала кончить эту, новую, прежде чем вернуться к той, прерванной. Это будет когда-нибудь, когда-нибудь. Да, но когда, когда? ВТОРАЯ КНИГА ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ ПРИЕЗД 1 Поезд, довезший семью Живаго до этого места, еще стоял на задних путях станции, заслоненный другими составами, но чувствовалось, что связь с Москвою, тянувшаяся всю дорогу, в это утро порвалась, кончилась. Начиная отсюда открывался другой территориальный пояс, иной мир провинции, тяготевшей к другому, своему, центру притяжения. Здешние люди знали друг друга ближе, чем столичные. Хотя железнодорожная зона Юрятин – Развилье была очищена от посторонних и оцеплена красными войсками, местные пригородные пассажиры непонятным образом проникали на пути, «просачивались», как сейчас бы сказали. Они уже набились в вагон, ими полны были дверные пролеты теплушек, они ходили по путям вдоль поезда и стояли на насыпи у входов в свои вагоны.

http://predanie.ru/book/68813-doktor-zhi...

Ворвались разинские казаки в боярскую вотчину, перебили боярских слуг. Однако сам хозяин куда-то скрылся. Собрал Разин крестьян на открытом месте. Объявляет им волю. Затем предложил избрать старшину над крестьянами. – Косого Гурьяна! Гурку, Гурку! — закричали собравшиеся. — Он самый умный. Он справедливее всех. – Гурку так Гурку, — произнёс Разин. — Где он? Выходи-ка сюда. – Дома он, дома. Он боярином люто побит. Оставил Разин круг, пошёл к дому Косого Гурьяна. Вошёл. Лежит на лавке побитый страдалец. Лежит не шевелится. Спина приоткрыта. Не спина кровавое месиво. – Гурьян, — позвал атаман крестьянина. Шевельнулся тот. Чуть приоткрыл глаза. – Дождались. Пришёл, — прошептал несчастный. Появилась на лице у него улыбка. Появилась и тут же исчезла. Умер Гурьян. Вернулся Разин к казацко-крестьянскому кругу. – Где боярин? — взревел. – Не нашли, отец атаман. – Где боярин? — словно не слыша ответа, повторил Степан Тимофеевич. Казаки бросились снова на поиск. Вскоре боярин нашёлся. Забился он в печку, в парильне, в баньке. Там и сидел. Притащили Трубу-Нащокина к Разину. – Вздёрнуть, вздёрнуть его! — понеслись голоса. – Тащи на берёзу! — скомандовал Разин. – Пожалей! Не губи! — взмолился Труба-Нащокин. — Пожалей, — заплакал он тонко, пронзительно, по-бабьи. Разин зло усмехнулся. – Кончай, атаман, кончай! Не тяни, — зашумели крестьяне. И вдруг подошла девочка. Маленькая-маленькая. Посмотрела она на Разина: – Пожалей его, дяденька. Притихли крестьяне. Смотрят на девочку: откуда такая? – Может, безбожное дело затеяли? — вдруг вымолвил кто-то. – К добру ли, если несмышлёныш-дитё осуждает? Все выжидающе уставились на атамана. Глянул Разин на девочку, посмотрел на мужиков, потом вдаль, на высокое небо. – Вырастет — поймёт, не осудит. Вешай! — прикрикнул на казаков. Цветики-ягодки Идёт Разин вниз по Волге из Царицына в Астрахань. А в это время из Астрахани вверх по Волге подымается навстречу Разину князь Семён Львов. Движется Львов со стрельцами, солдатами. – Ужо берегись, злодей! На полпути между Царицыном и Астраханью находился небольшой городок Чёрный Яр. Разин первым пришёл к Чёрному Яру. Взял городок и подумал: “Место для боя как раз хорошее”.

http://azbyka.ru/fiction/groznyj-vsadnik...

В понедельник на четвертой неделе св. поста рано утром я простился с добрым и гостеприимным о. Николаем Казанским и отправился в путь. На пути того же дня имел два собеседования со старообрядцами в селениях Надеиной и Куналее. Здесь я достоверно разузнал, что в обоих этих селениях никем не был принят в домах помянутый лжепоп австрийской лжеиерархии. Но при сем, к сожалению, ни кто из них – отщепенцев не заявил согласия присоединиться и к св. церкви. Густой, непроницаемый мрак невежества и упорства держит их доселе в заблуждении. Из Куналеевского селения в этот раз я вынес самое грустное впечатление: там один крестьянин старообрядец, Гурьян Ковалев, мой хороший знакомый и весьма близкий к св. церкви по своим убеждениям, в одну ночь, неизвестно кем, был убит, и тело его находилось еще не погребенным в ожидании следователя. Покойный в каждый мой приезд в это селение всегда с усердием выслушивал мои собеседование, и по окончании их откровенно разъяснял мне, что происходит в их обществе и на сколько толков оно разделялось. Иногда это, невыгодное для старообрядцев, объяснение его некоторые подслушивали и, разумеется, передавали другим. Уж не за это ли покойный лишен был жизни от фанатиков? Впрочем увидим, что откроет следователь по этому делу. Но чтобы там следствие ни открыло, все-таки покойного не воротишь к жизни, и мне его жаль, что он не успел присоединиться к св. церкви и насильственно скончался. Во вторник сделано было мною собеседование с заблудшими совместно со священником Феодотом Бородиневским в селе Тарбагатаевском. Здесь, после продолжительной нашей беседы о необходимости для спасения единой Христовой церкви с тремя священными чинами и седьмью таинствами, я спросил своих слушателей: был ли у них поп белокриницкой лжеиерархии? Один из предстоящих – старик ответил: „мы не знаем, был ли, нет ли“. Другой, напротив, возразил первому: „что ты лжешь? ведь был недавно у вас поп австрийский, набивался было и к нам прийти, да мы его не приняли“. А сколько здесь таких людей, которые обращались к этому попу для исправление треб и принимали его к себе в домы? спросил я предстоящих.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

  001     002