Псалом 31 Пс.31:1 . Псалом Давиду, разума. Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Пс.31:2 . Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь Давидова вразумляющая. Сия надпись показывает, что Давид по соделании греха не прежде открыл мысленныя очи, как когда озарила его Божия благодать, дабы познал, коль тяжко согрешил: чего прежде, будучи ослеплен плотским удовольствием, разуметь не мог. Та же надпись показывает, что псалом сей труден, и потому потребен дар разума, дабы проникнуть в смысл его. Церковные учители прилично псалом сей полагают в числе седьми покаянных: ибо весь состоит в оплакивании греха и во увещании людей к покаянию. ТОЛКОВАНИЕ Никто лучше не знает, колико приятно здравие, как тот, кто потеряв оное, плачет. Пророк Давид тогда в первый раз прямо познал, коль сладко человеку не иметь грехов, когда горесть греха вкусил. Сия есть причина, чего ради песнь покаяния начинает от похвалы милосердия Божия, и следующаго за оным оправдания. Сия бо творят душу человека здраву, и противополагаются немощи, происходящей от грехов. Блажени, глаголет, имже оставишася беззакония. Аки бы сказал: коль благополучны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но благодатию Его возбуждаемы будучи, обращаются к покаянию, и получают прощение. За сим, то же самое повторяя иными словами, присовокупляет, и ихже прикрышася греси: ибо грехи оставляются тогда, когда заглаждаются так, как бы не были соделаны. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть (в Еврейском: в душе его лесть). От милосердия Божия, которое относится ко многим, преходит к невинности людей, которая свойственна весьма не многим, и глаголет: О поистинне блажен и благополучен тот человек, который ничего не сделал такого, что бы могло вмениться в грех , и который не токмо делом не согрешил, но ниже мыслию: ниже есть в душе его лесть. Ибо душа к сугубому духу относится здесь, то есть, и к тому, которым мыслим, и который нарицается сердцем, и к тому, которым говорим, и который нарицается духом уст, или просто устами. О первом глаголет Апостол в первом послании к Коринфяном ( 1Кор. 2:11 ): кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? О последнем в том же послании ( 1Кор. 14:15 ):помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

     Человек – это образ и подобие Божие. Величайшее существо на земле. Можно даже сказать, что Земля и все, что на ней, создано для него – является его колыбелью. Кроме того, человек – существо двухсоставное: с одной стороны, имеет материальное тело, с другой – бессмертную душу, подобную святым Ангелам. Человек является сыном Божиим, только, естественно, сыном «с маленькой буквы». Вот какое высокое достоинство у нас! Поэтому мы, дорогие братья и сестры, очень сложные глубочайшие существа. И часто сами не знаем и не можем предположить, что в нас намешано. Недаром человек называется иногда «макрокосмом», то есть космосом в миниатюре – в телесных рамках одного тварного существа. Только здесь есть одно «но»… После грехопадения святых праотцев Адама и Евы в мире множится грех, который исцеляется только Господом нашим Иисусом Христом. Вследствие этого внутри человека – в сердце – образуется будто бы вторая его природа. Часто человек сам себя не знает. Он воспринимает не настоящее свое «я», но клубок грехов и страстей, который крепко выплелся у него в сердце и заслонил собою бессмертную человеческую душу. Часто мы и не знаем собственной души, а идентифицируем свой греховно-страстный сплав. Этим грешат также западные школы психологии и педагогики, которые рассматривают только поверхностный «слой» человека и культивируют потакание ему. Православное же аскетическое делание, наоборот, преимущественно направлено на то, чтобы распутать грешный клубок, помочь с Божьей помощью человеку избавиться от него, очистив и освободив душу. Именно отсюда знаменитое изречение святого первоверховного апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Вы спросите, зачем такое долгое предисловие? Да потому, что главный метод сатаны и бесов – сыграть на человеческих страстях и грехах, как на музыкальном инструменте. Диавол стремится быть кукловодом, дергающим человека за ниточки греха, чтобы его душа попала в ад. Царь тьмы сам по себе бессилен. У него нет власти над человеком. Но он великий иллюзионист-фокусник. Именно отсюда наименования нечистого – «лукавый» и «клеветник». Его главная задача – склонить человека на свою сторону – приложиться к нему (древние святые отцы употребляли слово «прилог») и заставить покорно делать его волю. Метод диавола можно сравнить с наращиванием волос: в мысль или чувство человека вплетается чужеродный замысел сатаны. Как рыбак, подцепивший большую рыбу на крючок греха-страсти, он водит человека за нос, пока полностью не одолеет его. Схематически анатомия греха выглядит так: прилог – рассмотрение человеком прилога – принятие его в сердце – любование им – совершение греха – многократное совершение грехагрех превращается в страсть закоренелую – погибель души.

http://pravoslavie.ru/98341.html

Скачать epub pdf Содержание I. Отечеству Беседа о доблести Беседа о молодой Сербии Беседа о первых жертвах Между Сциллой и Харибдой Беседа о народном пророчестве Беседа о свободе Оргия на кладбище II. Славянам Мир вам, славяне Мечта о славянской религии III. Всем праведным и грешным Неспешно шагает Христос Чья земля?     Цель этой книги в том, чтобы помочь подняться над грехом и смертью тем, кто этого желает. Нужно бояться не столько греха, сколько власти греха. Когда человек весь представлен своим грехом, весть идентифицирован со своим грехом, тогда он находится под властью греха. Человек вынужден грешить, но не должен быть под властью греха. Человек не имеет право прощать себе грех , чтобы Бог ему простил. И не имеет право оставлять себя в грехе неосужденным, чтобы Бог его не осудил. Ибо кто себе прощает, тому Бог не простит. И кто не будет себе страшным судьей, тот будет иметь Бога страшным Судьей. Бог не прощает никогда тому, кто сам себя простил. Бог прощает только тому, кто сам себя осудил. Божья милость идет навстречу только к кающемуся. Кто к себе милостив, к тому Бог праведен; а кто к себе праведен, к тому Бог милостив. Нет греха, который может проститься без осуждения, будь это осуждение со стороны человека, или будь оно со стороны Бога. Таково устройство вселенной, что каждый грех должен навлечь страдания и вызвать осуждение. Иначе грех не различался бы от безгрешности. Если бы один единственный грех мог бы полностью проститься, без страдания и осуждения с какой бы то ни было стороны, законы природы были бы растоптаны, и мир бы сорвался в хаос. Словно ликтор 1 Божьей милости, всегда впереди идет Божья правда, которая означает неотвратимый закон, – и прорезает ей дорогу. Не является злом, когда человек грешит, но стоит над своим грехом; зло – когда человек настолько утонет в грехе, что грех поднимется над ним. Когда орел попадет в смолу только ногами, он всегда ещё может размахнуться крыльями и подняться в высь; но когда орел настолько утонет в смоле, что она ему зальет и залепит крылья, тогда для него больше нет спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Глава 8 О воздаянии, то есть о посте, милостыне и молитве Третья и самая последняя часть покаяния называется воздаянием. Оно достигается трудом и правилом против греха. У воздаяния есть три добродетели, три сотрудника и помощника – пост, милостыня, молитва . Исполнение их, даже если они тяжки и трудны для плоти, много способствует покаянию, воздаянию и совершению правила против нашего греха, дает самой плоти радость и наслаждение. Ведь три самых больших греха – превозношение, сребролюбие и блуд. На них растет и чревоугодие. Эти три больших гиганта сражаются с нами постоянно; радость победы над ними и достигается названными тремя средствами: пост действует против плоти, милостыня – против сребролюбия, молитва – против превозношения. Молящийся стоит как осужденный пред лицем Господа, с великим смирением. Держа пост, творя милостыню и молитву человек приносит совершенную жертву – самого себя и свои дела. Благодаря милостыне, он жертвует свое имущество, благодаря посту – смиряется плотью, а молитвой возносит душу Господу. Необходимость и польза воздаяния узнается по различию Таинств крещения и покаяния. Божественное крещение есть дверь всех Таинств и именуется рождением души, внове входящей в христианское жительство, раньше чуждое ей. Она, словно младенец, полностью оставляет все, что было прежде, и получает другое и новое силой и благодатью святого крещения. А душа, возрождающаяся в духовную жизнь крещением покаянных слез, оставляет прежний грех, который влек ее к обвинению и мучению, и получает новое духовное жительство и благодать, где не остается ничего прежнего. Поистине, Таинство покаяния – как очищение и врачевание души. Каждый раз оно излечивает совершенно и делает здоровым ослабшего. От прежней болезни в сокрушенном сердце не остается ничего. Когда оно полно покаяния, как полагается, то человек освобождается от греха и мучения. Но так как именно такое сокрушение случается не часто, то мы очень нуждаемся в этих трех добродетелях, чтобы совершенно вылечиться от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Братия и сестры, зависть есть опасное чувство, и тот человек, которым зависть завладевает, оказывается пленником этой своей страсти. Сказано: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» ( Притч.14:30 ). Зависть именно является противоположностью кротости, и кротость есть то оружие, которым можно противостоять ей. Но, к сожалению, братия и сестры, мы порой не останавливаем проявления зависти в нашем сердце именно кротостью и смирением, и зависть перерастает в нетерпимые отношения, злобу и коварство по отношению к человеку, к которому мы можем испытывать завистливое чувство. Один грех цепляется за другой, если греховное чувство не остановить в начале пути, оно может трансформироваться в ужасный грех, даже преступление. Когда Каин позавидовал своему брату Авелю, то Бог сразу пытается остановить его (Каина), стоящего у порога греха. Написано: «И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). То есть, если мы не останавливаем греховное чувство добрым чувством или поступком, то оно может привести нас и к преступлению. Сказано: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» ( Пс.136:9 ). То есть, грех, любой грех, нужно разбить в его младенческом, незрелом состоянии. Иными словами, нельзя, совершив грех, оставлять его нераскаянным даже до захода солнца, то есть в течение дня. Сказано: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» ( Еф.4:26–27 ). То есть, братия и сестры, нельзя оставаться в состоянии греха даже в течение промежутка времени между совершением греха и заходом солнца. Конечно, это образное выражение – «солнце да не зайдет во гневе вашем», но оно подсказывает нам, с какой стремительностью мы должны расправляться с властью греха над нашей душою. Ведь однажды сияние этой жизни прекратится для нас, и мы будем объяты тьмою смерти – и не дай Бог нам перешагнуть этот рубеж в состоянии нераскаянного греха!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 5 Уход и лекарство, весьма полезное, против всякого греха вообще О, мои возлюбленные, разве получит какую-либо пользу тот больной, у которого болит в разных местах, если врач откроет ему только симптомы болезней и названия мучающих его различных болей, но не покажет никакого лекарства, не объяснит свойства лечебных трав, благодаря которым он выздоровеет? Ясно, что никакой. Итак, недостаточно, чтобы вы знали только виды прегрешений. Поэтому мы опишем здесь некоторые «рецепты» и методы духовного врачевания, помянем полезные «травы» против всякого греха вообще. Это каждый должен иметь при себе как духовное оружие, чтобы сражаться с врагами. Наша брань не есть против крови и плоти, но против невидимых и порочных демонов. И нам нужно молиться всегда и повсюду, в посте и трезвении, чтобы мы не были побеждены, не загубили дарованных нам небесных благ, не были осуждены ужасным образом в нескончаемую муку. Первое врачебное средство – заботливо исследовать все повреждения, доставляемые нам грехом, как мы написали выше. Потому что кто осмыслит все эти беды (раз он человек разумный), все соотнесет, тот – я не верю, что сердце у него столь жестко и душа нечувственна – не испугается, но возненавидит от всего сердца грех , как начало ущерба своей душе и грядущего отмщения и мучения Божиего. Пойми благородство и высоту твоей души, которую Бог сделал по образу и подобию Своему. И если чья-то душа пребывает без греха, то она столь прекрасна, благообразна, украшена столькими духовными дарованиями и наградами, что Сам Творец ликует и радуется, живя в ней; и все святые Ангелы к ней стремятся. Но когда ты совершишь грех, Господь уходит из души, входит диавол, который оскверняет ее и делает столь грязной и безобразной, что если бы было возможно тебе ее увидеть, о грешник, ты бы тотчас испугался и не переставая дрожал. Избегай причин и мест греха. То есть игривых удовольствий, плохих компаний, излишка богатства, дружбы и любви с безчестными людьми, встреч и бесед с женщинами наедине, человеческих волнений и смятений.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Грех Разве не знаешь, что каждый пожнет, что посеял, и что каждый понесет собственное свое бремя? Пока есть еще время, расточи бремя грехов своих. Тебя призывает человеколюбивый Бог, говоря: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные ( Мф. 11, 28 ). Всех увещевает Он. Никто не отчаивайся. Никто не смей говорить: «Я не грешил». Кто говорит, что не согрешил, тот слеп, ходит ощупью и злосчастнее всех людей. Ибо евангелист Иоанн говорит: Если говорим, что не имеем греха, то лжем и не творим истины, обманываем самих себя и Бога представляем лживым ( 1Ин. 1, 8, 10 ). Кто родится чистым от нечистого? Ни один ( Иов 14, 4 ). Веселись о правде, на грех же лучше смотри с унынием. Грех представляй себе подобным высоким горам, или взволнованной поверхности моря, или огненному пламени, которое пожирает ввергаемых в него. Ибо враг старается уменьшить грех в глазах твоих, пока не впадешь в него. Во всякое время человеку укорять себя самого есть очищение грехов. Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в день гнева. Не соглашайся с братом своим на грех, но лучше и его избавь от греха, да жива будет душа ваша о Господе. Блажен, кто возненавидел зловредный грех и гнушается им, возлюбил же Единого Благого и Человеколюбивого Бога. Тяжким давлением почитай греховные узы и невозвратное погружение в волнах греха до самой смерти. Лукавый умаляет грех в очах брата до совершения его, по совершении же греха лукавый до крайности увеличивает беззаконие в глазах того, кто впал в него. Всякого рода прохлады рассеяны во всем человечестве, чтобы человек непрестанно боролся умом. Иной услаждается беспорядочной жизнью, но отвращается блуда. А иной предан кичливости, но избегает воровства. Другой порабощен сребролюбием, но пренебрегает нарядами, угождает же чреву. Иной любит вино, но ненавидит гордыню. Иной воздерживается от прелюбодеяния, но в душе у него затаена насмешка. Другой злоречив, но бегает нарядов. Иной выше одного грехопадения, но всецело потонул в другом. Иной безукоризнен в одном, но совершенно погряз в другом. Иной избавился от одной сети, но

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

ГЛАВА V. ГРЕХ И СВОБОДА 1. ПРОБЛЕМАТИКА ГРЕХА И СВОБОДЫ Из всех религиозных понятий грех есть наиболее очевидная, как бы бросающаяся в глаза реальность. Человек может отрицать бытие Бога или сомневаться в нем, но человек с открытыми глазами не может не воспринимать греха как реальности и в составе его личного жизненного опыта, и в составе опыта общественной и всемирно-исторической жизни. Что в человеческой жизни соучаствуют темные, злые, гибельные страсти, глубоко укорененные в его природе, – это есть простая эмпирическая очевидность. Нужна уже изрядная доля благодушного оптимизма или индифферентизма, чтобы веровать, что человек «добр по природе» и что зло есть только продукт его неправильного воспитания или неправильного общественного устройства. При этом остается необъяснимым, как могла возникнуть сама эта неправильность. И несостоятельность утопического замысла преодолеть грех и осуществить совершенную человеческую жизнь посредством каких-либо реформ воспитания или общественного устройства постоянно и с предельной убедительностью обличается фактом, что человек и в новых формах жизни, и при новых понятиях обнаруживает все ту же неискоренимую свою греховность. Как мудро заметил Кант, «из того кривого дерева, из которого сделан человек, нельзя смастерить ничего прямого». Признание реальности греха не предполагает, таким образом, сознательных религиозных убеждений. Неверующий может избегать слова «грех» и заменить его словом «моральное зло»; в существе дела это ничего не меняет. 78 В отличие от господствующего типа современного сознания, склонного, вопреки очевидности, не видеть и отрицать грех как некую метафизическую силу или реальность, исконное существо христианского сознания заключается в остром восприятии этой реальности, в ее связи с общим отношением между человеком и Богом, т. е. в связи с самим существом человека – иногда настолько остром, что – в течениях, определенных августинизмом, – это христианское сознание даже дает, как мы видели, одностороннюю картину существа человека и его отношения к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/re...

Сортировать по Исключить новости Почему после крещения мы остаемся смертными? Человек смертен. Это следствие первородного греха. В таинстве крещения мы «снимаем» первородный грех. Почему же человек остается смертным? Отвечает Алексей ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской духовной академии 23 октября, 2009 Человек смертен. Это следствие первородного греха. В таинстве крещения мы «снимаем» первородный грех. Почему же человек остается смертным? Отвечает Алексей ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской духовной академии Человек смертен. Это следствие первородного греха. В таинстве крещения мы «снимаем» первородный грех. Почему же человек остается смертным? Наталья   Отвечает Алексей ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской духовной академии: — Уважаемая Наталья! Ваше недоумение понятно. Мнение, будто бы крещение «снимает» первородный грех, попало к нам из католического катехизиса. Духовные школы в России появились только в XVII веке, когда большинство святоотеческих книг еще не было переведено на русский язык, и составители учебников обратились в первую очередь за опытом к католическому и протестантскому богословию, многое заимствовав оттуда некритически. В частности, была усвоена и католическая мысль о том, что первородный грех — это виновность всех людей перед Богом за грех прародителей Адама и Евы и что эта виновность снимается только в крещении. Но это учение противоречит и Священному Писанию, и элементарной логике жизни. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: «Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18, 19-20). Очевидно и другое, что даже по нашим грубым человеческим моральным нормам дети не несут ответственности за преступления своих родителей. В Православии, исходя из учения святых отцов, под первородным грехом (который они называют наследственной порчей, первородным повреждением, а не грехом) подразумеваются возникшие вследствие греха прародителей смертность, тленность и подверженность страданиям нашей человеческой природы.

http://pravmir.ru/pochemu-posle-kreshhen...

Содержание Предисловие Глава I. Действительность и реальность 1. Действительность и идеальное бытие 2. Реальность субъекта 3. Реальность как духовная жизнь 4. Трансцендирование. Реальность как основа моего бытия 5. Реальность как всеобъемлющая полнота и как основа объективной действительности Глава II. Реальность и ее познание 1. Познание реальности как конкретное описание и умудренное неведение 2. Реальность как единство противоположного и как конкретное единство многообразия 3. Красота. Реальность в эстетическом опыте 4. Реальность в опыте общения 5. Реальность в нравственном опыте 6. Реальность как жизнь. Единство актуальности и потенциальности Глава III. Идея и реальность Бога 1. Разум и вера. Проблематика религиозного опыта 2. Бог как реальность в составе внутреннего опыта 3. Идея Бога и самоочевидность его реальности Глава IV. Человек и Бог 1. Двуединое существо человека и идея Богочеловечности 2. Идея безусловной трансцендентности Бога и ничтожества человека 3. Безрелигиозный гуманизм и его саморазложение 4. Антиномизм отношения между Богом и человеком 5. Двойственность человеческого Духа. Нетварное начало человеческого существа 6. Творческая природа человека Глава V. Грех и свобода 1. Проблематика греха и свободы 2. Свобода как стихия безосновной спонтанности. Существо греха и истинный смысл «первородного греха» 3. Две сферы человеческого бытия. Задача ограждения жизни от зла и задача преодоления греха Глава VI. Человек между миром и Богом 1. Степень и характер природного совершенства мира 2. Раздор между человеком и миром 3. Сродство между человеком и миром как проявлениями единой реальности 4. Мир и человек как творения Божии 5. Трагизм и гармония бытия     ПРЕДИСЛОВИЕ В предлагаемой книге я пытаюсь дать более зрелую и углубленную формулировку философской системы, которая складывалась в моей мысли в течение около сорока лет и первую редакцию которой я изложил в книге «Предмет знания», 1915 (французский перевод «La Connaissance et l’Etre», 1937). За эти долгие годы мои воззрения, конечно, эволюционировали, но определяющая мое мировоззрение центральная интуиция бытия как сверхрационального всеединства осталась неизменной.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/re...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010