В 1910 г. был удовлетворен запрос игум. Марии об устроении монастырского подворья на землях в районе дер. Барвихи Звенигородского у. Были построены игуменские кельи, дом для сестер, трапезная, больница и школа для крестьянских детей, а также хозяйственные здания. В 1911 г. на подворье была возведена церковь. К 1918 г. в З. м. насчитывалось 375 насельниц. Игумении Всего с нач. XVII по 1-ю четв. ХХ в. известно 25 игумений З. м.: Евфросиния (1623), Агафия (1655), Капитолина (1685-1694), Александра (до мая 1700), Евдокия (Челищева; июль 1700-1710, переведена в Вознесенский мон-рь), Памфилия (Титова; 1710-1715 ), Анна (Ларионова; 1717-1719), Поликарпа (1721), Ираида (Шарафетдинова; 1722-1726), Елена (Челищева; 4 февар. 1726-1742), Надежда (Чилищева; 1742-1753, уволена на покой), Александра (Семёнова; 1758 - июль 1763), Анфиса (Сурина; 1764-1767), Измарагда (Захарова; 1767-1775), Амфилогия (Грачёва; 1775 - 22 июля 1793), Доримедонта (Протопопова; 26 июня 1794 - 15 нояб. 1817), Митрополия (7 марта 1818 - 30 июня 1827, уволена на покой), Клавдия (5 июня 1827 - 19 июля 1830, переведена в Алексиевский мон-рь), Палладия (21 дек. 1830 - 15 апр. 1843), Аполлинария (Шувалова; 19 мая 1843-1851, уволена на покой), Мастридия (Ротенберг; 31 нояб. 1851 - 23 нояб. 1863, уволена на покой), Калерия (Хвостова; 25 окт. 1864 - 7 сент. 1881, уволена на покой), Валентина (20 окт. 1881 - 31 дек. 1908), Мария (Коробка; 22 марта 1909 - 1925, до закрытия мон-ря). Игум. Иулиания (Каледа), А. Л. Баталов, Л. А. Беляев Некрополь Остатки памятной палатки (нач. гг. XVI в.) под полом ц. Божией Матери «Неопалимая Купина» гг. XVIII в.). Фотография. 2003 г. Остатки памятной палатки (нач. гг. XVI в.) под полом ц. Божией Матери «Неопалимая Купина» гг. XVIII в.). Фотография. 2003 г. Для истории З. м. кон. XVI-XVII вв. существенно изучение некрополя, практически неизвестного до раскопок. Надписи на плитах восстанавливают круг семей, связанных с З. м. Это бояре и дворяне известных фамилий («инока скимница Анисья Тимофеева жена Головкина», † 20 дек.

http://pravenc.ru/text/182731.html

В июле 1726-го года «инозомец Брандебанские земли Гендрик Фонберден» договорился изготовить по рисунку «из самого большого белого камня, которой важностью по 209 пуд», две модели капителой для соборной церкви, – предназначенных быть первый под колокольной и второй по сторонам соборной церкви 2377 . В октябре сдан был подряд на поставку с монастырских кирпичных заводов к строению соборной церкви двухсот тысяч красного мелкого кирпича, по 35-и копеек за тысячу, а в марте 1726-го года доставка была закончена и кирпич сложен «в клетки» 2378 . На строительный сезон 1726-го года нанимали рабочих для строения соборной церкви 2379 . 4-го января 1726-го года архимандрит Петр докладывал Государыне в зимнем дворце о делах Невского Монастыря, и на вопрос, какому иконостасу быть в соборной церкви, Государыня повелела иконостас строить мраморный, а иконы писать живописным самым добрым мастерством, на сумму в 20.000 рублей, и «денег требовать смотря откуда прилично» 2380 . «О бытии в соборной церкви мраморному из разных цветов и таковыми ж статуями иконостасу, а живописи святых икон на медных досках – план, фасад и профиль аппробован Ее Императорским Ведичеством Екатериною 1-ою в 1726-м году и своеручно на нем подписать изволила: строить по сему» 2381 . В одной из архивных справок указан день высочайшей рсзолюции – 22-е мая 2382 . В Государствепном Архиве сохранился следующий документ: «1726-го году мая 26-го, Троицкого Александро-Невского Монастыря иконостасной чертеж, которой из оного Монастыря взношен для аппробации всемилостивейшей Государыни Императрицы и Ее Величества собственною рукою подписан, Петр, архимандрит Алсксандро-Невсий, принять и сие подписую своеручно» 2383 . По требованию Швердфегера, в 1727-м году нужно было купить для соборной церкви 10.000 черепицы. 5.000 взяли у Саввы Владиславовича Рагузинского 2384 . К 1732-му году соборная церковь возведена была но верхние круглые окна, а колокольни и купол – до 12-и сажень 2385 . В верхней церкви в 1726-м году, к празднику 30-го августа, по распоряжению архимандрита Петра, сделаны «место и болдахин Ее Императорскому Величеству», отделанные малиновым бархатом и штофом, с золоченными гербами 2386 , в 1727-м году золоченая медная решетка к раке 2387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сулятиский или Сулятицкий Стефан, в монашестве Самуил, из Харьковских же воспитанников, в 1740–41 р. учитель инфимы и аналогии, в 1742–45 г.г. пиитики 303 ). Карванович Гавриил, в 1742–3 году ректор, учитель богословия и вместе игумен Волновский 304 ). Сулима Симеон, из Харьковских воспитанников, в 1742–44 г.г. учитель синтаксимы и грамматики 305 ), впоследствии протопоп, в Славяно-Сербии 306 ). Прокопович Симеон, в 1742–3 году учитель инфимы 307 ). Романовский Иван, из Харьковских воспитанников, в 1742–44 г. учитель инфимы и аналогии 308 ). Кремповский Тимофей, из Харьковских воспитанников, в 1742–8 году учитель аналогии 309 ); в 1749–57 г.г. он был учителем реторики в Коллегиуме. Скончался в 1776 году в сане архимандрита на покое в Сумском Успенском монастыре 310 ). Мокренский Роман, в монашестве Рафаил, из Харьковских воспитанников, в 1742–3 году учитель грамматики и синтаксимы, в 1743–45 г.г. реторики 311 ); был потом префектом и с 1753 года ректором Коллегиума. Скончался в 1765 году в сане Святогорского архимандрита 312 ). Копийчик Павел Григорьев, священник, из Харьковских воспитанников, в 1743–4 году учитель грамматики, а в следующем году – синтаксимы 313 ). Леонтович Гервасий, иеродиакон, из Харьковских воспитанников, в 1743–45 годах учитель инфимы 314 ). В 1754–58 г.г. был наместником Посольского Спасо-Преображенского монастыря на Байкале, затем отставлен, предан суду и скончался в 1760 году 315 ). Славенский Дометиан, монах, в 1744–45 г. учитель аналогии, из Харьковских воспитанников. Геннадий иеродиакон, из Харьковских воспитанников, в 1744–45 году учитель грамматики 316 ). Антонский Гедеон, окончивший курс в Харьковском Коллегиуме 317 ), в 1744 году из учителей реторики Московской Академии произведен в ректоры Коллегиума и архимандриты Харьковского Покровского монастыря и был в этой должности по 1751 год 318 ), в котором переведен в Курский Знаменский монастырь; здесь он и скончался в 1770 году 319 ). Вольховский Афанасий, учитель Коллегиума до 1745 года, переведенный в этом году в префекты Троице-Сергиевской Семинарии, а с 1748 года ректор ее. Скончался в 1776 года в сане Ростовского епископа 320 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В Синоде присутствовал по 1726 год. 15 . РАФАИЛ Заборовский, Архимандрит Калязинский, Асессор, с 1723 года. В 1725 году Именными Указами Июля 31, Августа 7 и Августа 23 пожалован Епископом Псковским и Членом Синода. В 1727 году уволен в Епархию. 16 . СЕРГИЙ I, Архимандрит Высокопетровский, Асессор, с 1724 по 1731 годы. Наконец, Епископ Великоустюжский. 17 . ИОНА Саникеев, Архимандрит Спасо-Казанский, Асессор, с 1725 по 1726 год. 18 . СЕРАПИОН I, Архимандрит Ипатский, Асессор, с 1725 по 1726 год. 19 . ГЕОРГИЙ I Дашков, Епископ, затем Архиепископ Ростовский. В 1725 году с 18 Октября был Советником. В 1731 году лишён сана. С 1726 года Статские Чины совершенно отменены и учреждены ЧЛЕНЫ Святейшего Синода. 20 . АРСЕНИЙ I, Архимандрит Спасо-Прилуцкий, с 1726 по 1727 годы. 21 . ЛЕВ Юрлов, Архимандрит Переславский Горицкий, с 1726 по 1727 годы, потом Епископ Воронежский 63 . 22 . ИГНАТИЙ Смола, Митрополит Коломенский, с Июля 1727 года. В Декабре 1730 года отрешён за медление в решении дела о Льве, Епископе Воронежском. 23 . ПИТИРИМ, Архиепископ Нижегородский, с 1730 года. В 1736 году скончался. 24 . ИОАКИМ, Епископ Суздальский. С 1730 года. В 1731 году, Апреля 13, переведён в Ростов. Июня 16 пожалован Архиепископом. В 1732 году уволен в Епархию. 25 . ЕВФИМИЙ Колетий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Чудовский. С 1730 по 1733 год. 26 . ДОСИФЕЙ I, Архимандрит Савино-Сторожевский, с 1730 по 1732 год. 27 . ИЛАРИОН I, Архимандрит Переславский-Горицкий. Наконец, Новоспасский, с 1730 года. В 1735 году скончался. 28 . ПЛАТОН I Малиновский, Архимандрит Харьковский Преображенский, а потом Ипатский. С 1730 по 1733 год. Он паки присутствовал, будучи Епископом Сарским, с 1744 года, затем Архиепископом Московским, с 1749 по 14 Июня 1754 года. 29 . ИОАНН II, Протоиерей Успенский, с 1730 по 1733 год. 30 . ИОАНН III, Протоиерей Благовещенский, с 1730 года. В 1737 году, Сентября 15, уволен. 31 . ВАРСОНОФИЙ, Архимандрит Соловецкий, с 1732 по 1734 год, а потом вторично с 6 Июля 1737 года по 1740 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пашкевич Павел светский, учившийся в Киевской Академии; в 1741 году преподавал синтаксиму, в 1742–1744 годах пинтику 187 ). Феодосий, иеромонах, в 1741 году преподававший грамматику. Полиевкт, иеромонах, в 1741 году преподававший аналогию и инфиму 188 ). Борецкий Симон, иеромонах, в 1742–1744 годах бывший учителем реторики и префектом 189 ). В 1744 году вызван был в Московскую Академию в проповедники и в том же году скончался там 190 ). Волковицкий Филипп, иеродиакон, в 1742 году преподававший синтаксиму и грамматику 191 ). Тулепанский Тимофей, иеродиакон; в 1742 году преподавал фару и инфиму, а в 1744 году синтаксиму и грамматику 192 ). Нарожницкий Иона, воспитанник Киевской Академии, иеромонах, в 1744–1748 г.г. бывший учителем реторики и префектом школ 193 ). Гаванский Андрей, в 1743–4 году бывший учителем синтаксимы и грамматики, а в следующем году – пиитики. Волуцкий Серапион, иеродиакон, в 1744–5 году бывший учителем фары и инфимы 194 ). Новопольский Сильвестр, иеромонах, в 1749–1752 годах бывший профессором философии и префектом школ 195 ). В 1753 году он определен в архимандрита Троицкого Ильинского Черниговского монастыря, а в 1757 году переведен в Черниговский Елецкий. в котором и скончался в 1761 году 196 ). Искра Гавриил, монах, в 1749 году учитель реторики 197 ). 3) Ростовско-Ярославская Семинария. Ростовская школа, в виде Коллегии, учреждена была еще св. Димитрием Ростовским в 1702 г., в бытность его митрополитом Ростовским (1702–1709 г.г.); но в ней открыты были только низшие классы, и школа закрыта была еще при жизни самого святителя Димитрия, в 1705 или 1706 г.г., по недостатку средств на ее содержание 198 ). По издании в 1721 году Духовного Регламента, открыта была в Ростове, вместо прежней Коллегии, русская архиерейская школа; но в 1728 году ученики этой школы были распущены по домам 199 ). В 1739 году заведена была в Ростове латинская школа или семинария 200 ). Кто был первым учителем этой школы, неизвестно. Не ранее 1740 года назначен был в Ростов, в экзаменаторы ставлеников, эконом Киево-Братского монастыря, бывший учитель Киевской Академии иеромонах Викарий Григорович 201 ), который привлечен был и к преподаванию в семинарии и в 1742 году довел учеников этой школы до четвертого класса, т. е. до синтаксимы 202 ). В этом году перемещён был из Тобольска в Ростовские митрополиты известный Арсений Мацкевич 203 ), который, будучи еще в Тобольске, недружелюбно относился к латинским школам и предпочитал им миссионерские или простые русские архиерейские школы, как наиболее полезные для епархии 204 ). Он немедленно произвел строгий разбор воспитанникам Ростовской латинской школы и закрыл ее, заменив ее домовою славянороссийскою архиерейскою школою 205 ). Иеромонах Викарий Григорович летом 1742 года отпросился, по болезни, назад в Киево-Братский монастырь 206 ), где в скором времени и скончался 207 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

3 Что семинария не была открыта раннее 1742 года, на это есть ясные доказательства. В указе Св. Синода от 31 октября 1742 года N 4562 на имя архимандрита Кирилла, между прочим, сказано: «во исполнении имянного Ея Императорского Величества в поданном Св. Синоду доношении вашем об явленного о учреждении в Тропцком Сергиевом монастыре для обучения славяно-греко-латинских школ, и о собрании для того обучения священно и церковно и того монастыря служительских детей – указа, приказали: вам архимандриту.... чинить, как повелено означеннымм Ея Императорского Величества указом; а чтобы Троицкой десятины священно-и-церковно-служители отдавали детей беспрекословно, о том послать им послушный приказ». Дел. архив. Троицкой семинарии, хранящаяся в архиве внеанского семинарского Правления год. 1743. Священник села Константиновского Николай Алексеев на требование – выслать своего сына для обучения в семинарии отвечал, что он женил своего сына «для одиночества своего в Феврале 1742 года, «до заведения в Троицком Сергиевом монастыре семинарии». Арх. Тр. сем. 1744 г. Слич. дел. 1785 г. N 53. Указом 1785 г. апреля 14Св.Синод спрашивал, когда, кем и по каким указам заведена Троицкая семинария. По справке ответствовано: «хотя во первых имянным Ея Императорского Величества блаженные памяти Государыни Императрицы Анны Иоановны, состоявшимся в 1738 г. сентября 21 дня указом и поведено при Троицком Сериевом монастыре немедленно, выбрав пристойное место завесть семинарию, но в том 1738 году заведена не была, а действительно учреждена, по имянному Ея Императорского Величества блаженный памяти Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Высочайшему указу, данному бывому в оной лавре архимандриту Кириллу, в 1742 году. По ведомости о учениках за 1746 г. оказывается, что ранее октября 1742 года никого не было из поступивших учиться в семинарно.– См. еще словарь Щекатова. 5,843· 4 Архимандрит троицкий Кирилл 21 декабря 1742 года, в соборе при собрании соборных старцев, об явил слушающим указ Императрицы Елисавсты: «новозаведенную в Троицком монастыре семинарию штатом содержать до дальнейшая рассмотрения до ста человек. А которые саможелательно будут общаться на своем коште, τебудут производиться в высшие чины. Декабря 15 дня во время походу от Москвы в Санкт-Петербург, в города Клину, Ея Императорское Величество имянным Высочайшим указом, на доклад его преподобия, соизволила повелеть: «по примеру прочих иностранных семинарий, в Троицком монастыре при семинарии учителю Симеону Яновскому и вновь определенному интендантом, Андрею Иванову, сыну Павловскому, иметь при себе шпаги (которым те шпаги его преподобием и отданы); и ежели впредь в той семинарии будут другие учители, и темиметь при себе шпаги ж, и отдавать о. наместнику, который от его высокопреподобия по милости Высокомонаршей присланы будут.» Грамот, в архив. Троицк, лавры. N 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело об освящении новопостроенной каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, по прошению боярина князя Ивана Алексеевича Голицына, поданному в Казенный Приказ 1726 года 26 июля. В прошении он писал: «по челобитью бывшего боярина князя Петра Ивановича Прозоровского из Патриаршего Казенного Приказа для построения в Русской его вотчине, в селе Благовещенском Долгие Ляды тож, вместо сгоревшей церкви, чтоб построить вновь каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы дана благословенная грамота, а ныне оная вотчина во владении за мною и по той благословенной грамоте оная церковь построена и ко освящению со всем в готовности и чтоб повелено было оную церковь освятить и о том Богоявленского монастыря, что за иконным рядом к архимандриту дать указ». На этом прошении написана резолюция Казенного Приказа: «1726 года июля 26 дня, записав сообщить к делу и выписав доложить». Вследствие сего прошения в Синодальном Казенном Приказе написана была справка, в которой оказалось: «В окладной и доимочной книге прошлых лет и сего 1726 года по Русской десятине написано: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в вотчине боярина кн. Петра Ивановича Прозоровского в селе Долгих Ляд, дани 25 алтын, 4 деньги, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги и те данные и пошлинные деньги на прошлые годы и на нынешний 1726 год плачены. В писцовых книгах Русского уезда вышеозначенной церкви не написано. А по переписанным книгам Песношского монастыря игумена Тихона 186 (1678 г.) у оной написано: дворы попов, дьячков, Пономарев, в приходе 29 дворов и по переписным же книгам 1703 г. значится: поп Иван Филиппов, дьячек Еремей, пономарь Иван Михайлов, просвирня, в приходе 74 двора, пашни и сенных покосов не написано; а он поп с причетниками живет на руге». По этому делу последовала резолюция преосвященного Леонида архиепископа Барского и Подонского: «1726 году июля 27 день, дать указ о освящении против прошения». И того же года из Синодального Каз. Прик, выдан указ архимандриту Богоявленского монастыря Иоакинфу. (См. Патр. Прик, вязка 453, дела 1181).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пянда. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь на Пяндском погосте /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход располагался на левом берегу Северной Двины, рядом с местом впадения в нее реки Пянды, вдоль Московского тракта. Троицкий храм был построен вместо сгоревшего в 1726 г. храма, по благословляющей грамоте архиепископа Варнавы на имя священника Пяндской волости Саввы от 1726 г., освящен 27.11.1728 десятским священником из Березницкой волости Гавриилом. Храм с двумя престолами - Георгиевским и Крестовоздвиженским, построенный в 1709-1710 г.г. вместо одноименного храма, сгорел от удара молнии 3.6.1886. Часовня: во имя свт. Николая в с. Васильевском (8 верст от прих. храмов), построена в 1829 г. Священники: Савва 1726 г.; Осия Щеколдин 1810 г., был благочинным. Библиография: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 157-159. Пяндский Троицкий погост располагался в Шенкурском уезде Архангельской губернии на левом берегу Северной Двины и правом - р. Пянды, близ её устья, при Московско-Архангельском тракте, упоминающийся ещё в XVI веке. В древних исторических источниках есть упоминание о двух каменных крестах, приплывших в XIII веке в Пянду по Северной Двине. Они выплыли на песчаный берег, и когда конь подошёл в этом месте попить воды и наступил на один из крестов, то сразу же упал замертво. Вблизи места обретения этих крестов, по преданию, был впоследствии основан Пяндский погост. Первое письменное упоминание о Пяндском погосте относится к 1617 году. К тому времени это был уже крупный административный центр Архангельского Подвинья. В XVII веке Пянда служила крупной почтовой станцией и внутренним таможенным постом на самом главном торговом пути России того времени. Здесь взималась пошлина за провозимый товар со всех судов, плывших по Северной Двине. Здесь же жители Подвинской четверти Важского уезда платили налоги на ямщиков. Троицкий храм был построен по благословляющей грамоте архиепископа Варнавы на имя священника Пяндской волости Саввы от 1726 года, вместо сгоревшего в 1726 году одноимённого храма. Построенный деревянный храм был освящён десятским священником из Березницкой волости Гавриилом 27 ноября 1728 года. Троицкая церковь построена по типу «восьмерик на четверике», с относительно невысоким шатровым завершением. К основному объёму примыкали алтарный прируб и трапезная с притвором. Позднее, видимо уже при его ремонте в 1893 году, храм был обшит тёсом и заново освящён 28 ноября 1893 года.

http://sobory.ru/article/?object=57491

56. Иларион Властевинский, из архимандритов Новоспасского монастыря, с 1701 по 1704 год, в котором поставлен в митрополиты Крутицкие. 57. Сильвестр Холмский (Волынский), из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря, с 1704 по 1708 год, в котором поставлен в митрополиты Нижегородские. 58. Иоасаф 5-й, из архимандритов Московского Петровского монастыря, с 1708 по 1710 год. 59. Георгий Дашков, из келарей лавры, с 1711 по 1718 год, в котором поставлен в епископы Ростовские (см. выше, с. 136, и ниже, гл. V). 60. Тихон Писарев, из архимандритов Ярославского Спасского монастыря, с 1718 по 1722 год (отставленный за злоупотребления). 61. Гавриил Бужинский, из Малороссиян, учившийся в Киевской Академии, бывший учителем и проповедником в Московской славяно-греко-латинской академии, из префектов последней, с 1718 года – обер-иеромонах флота, в 1721 году поставленный в архимандриты Костромского Ипатского монастыря и получивший должность директора и протектора всех школ и типографий, находившихся в ведении св. Синода, с 1722 по 1726 год – архимандрит лавры; указами от 24 июня и 12 июля 1726 года назначен был епископом Тверским (см. Архив Правит. Сената, Опись указам и повелениям, составил П. Баранов, т. II, 1788 и 1805) и затем по смерть в 1731 году – епископ Рязанский (когда переведен сюда в 1726 году – указа в цит. книге нет); исполнявший разные ученые поручения Петра Великого и бывший придворным проповедником, один из видных людей Петровского 62. Варлаам Высоцкий, из архимандритов Переяславского Данилова монастыря, с 1726 по 1737 год, бывший духовником императриц Екатерины 1-й и Анны Иоанновны, построивший находящуюся под Петербургом Троицкую Сергиеву 63. Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64. Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Боромля. Церковь Воздвижения Креста Господня. Хрестовоздвиженська церква Карта и ближайшие объекты 1696 г. Первые упоминания о храме Воздвиженя Креста Господня находим этим годом. Точная дата строительства не известна, но архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) предполагает, что он был построен значительно раньше. 1726 г. Деревянная церковь Воздвиженя Креста Господня была перестроена и заново освящена. 1851 г. Была построена новая каменная Крестовоздвиженская церковь. Строители - прихожане. С большой вероятностью можно утверждать, что новая каменная церковь была построена на месте деревянной церкви. «Боромлянский храм Воздвижения Креста Господня упоминается в актах 1696-1726 г.г., в указе конссистории от 29 марта 1742 г. Видны уже два священника Воздвиженской Боромлянской церкви...» 1930-е г.г. Во второй половине 30-х г.г., согласно плану второй пятилетки (1933-1937 г.г.), православная служба была полностью прекращена во всех Боромлянских храмах, и сами церкви были закрыты. 1941-1943 г.г. В период фашистской оккупации церковь возобновила свою работу, после войны продолжила свою деятельность и действует по настоящее время. http://boromlja.church.ua Название города, которое долго носила Боромля, принадлежало ей не только по укреплению, бывшему к ней, как и во многих других слободах, но по значительному числу жителей. Население ее было так значительно, что уже в первых годах XVIII столетия видим в ней шесть храмов: в центре – каменный собор Рождества Богородицы, Троицкий собор, Воскресенский, Святителя Николая, а также Воздвижения Креста Господня и кладбищенская церковь, а с 1761 г. было в ней Духовное правление. Вначале, как упоминается в архивных документах, храм Воздвижения Креста Господня зарегистрирован еще в 1696-1726 г.г. и был построен из дерева. Но случился пожар, и церковь сгорела. С остатков построили часовенку – также деревянную. Но прихожане, особенно те, кто жил рядом, скорбели, что нет храма, и некий Харченко Василий начал собирать пожертвования на строительство у прихожан и у жителей близлежащих хуторов и сел. Жертвовали и богатые, а именно Романика Василий. В указе Харьковской Духовной Консистории от 29 марта 1742 г. отмечалось, что прихожанин крестьянин Василий Романика пожертвовал Крестовоздви-женскому храму Евангелие, серебряные сосуды с прибором, плащаницу, всего на 280 рублей серебром. Церковь строилась продолжительное время, добротная, каменная и не на том же месте, а восточнее от села, ближе к отдаленным улицам и хуторам.

http://sobory.ru/article/?object=47186

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010