В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем литургическую практику Св. града V-VII вв., упоминаются и песнопения, исполняемые на «Г., в.» в праздничные и особые дни ( Tarchnischvili. Grande Lectionnaire). Описание всенощного бдения (VII-VIII вв.), совершенного аввой Нилом на Синае, определенно говорит о «Г., в.» как о составной части вечерни, в городских храмах исполнявшейся с прибавлением гимнографических произведений (Il testo integrale. 1965/1966. P. 251-252). Т. о., в ранний период в кафедральном богослужении Иерусалима, а также в палестинской монастырской традиции «Г., в.» как обязательная часть вечерни представляла собой группу псалмов, исполнявшихся с фиксированными припевами. «Правило повседневного псалмопения св. Саввы» указывает следующие припевы: для понедельника, вторника и четверга - Аллилуия ; для среды и пятницы - короткие тропари (напр., «Воззвах к Тебе, спаси мя. Спасе мира, помилуй нас»), к-рые на вечерне под воскресные ( Renoux. 2000) и праздничные дни могли дополняться гимнографическими текстами (созданный на основе древних циклов этих текстов, к VII-VIII вв. получил широкое распространение жанр стихир на «Г., в.»). Именно в такой форме «Г., в.» содержится в палестинском Часослове (древнейшая сохранившаяся греч. ркп.- Sinait. gr. 863, IX в.; см.: Mateos. 1964), к-рый лег в основу круга суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, в послеиконоборческую эпоху постепенно принятым повсюду в правосл. мире. Однако древняя иерусалимская богослужебная традиция знала употребление Пс 140 вне группы из неск. псалмов: согласно арм. и груз. переводам древнего иерусалимского Лекционария, этот псалом использовался в качестве прокимна воскресной вечерни, а согласно «Правилу повседневного псалмопения св. Саввы», стихи из Пс 140. 1-2 пелись в качестве прокимна на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу. Своеобразно использованы псалмы 140, 141, 129 и 116 в одной из эфиоп. версий Часослова, имеющей греч. (вероятно, палестинский) прототип. Здесь присутствуют стихи из всех 4 псалмов, но строки из псалмов 129 и 116, с одной стороны, и из псалмов 140 и 141 - с другой, образуют 2 независимые группы, исполняемые вместе с гимнографическими произведениями, причем 1-я из них расположена в начальной части вечерни, а 2-я (т. е. собственно «Г., в.») - в заключительной (Часослов Эфиопской Церкви. С. 73-79). Константинопольская кафедральная традиция

http://pravenc.ru/text/ Господи воззвах ...

Священнический возглас 3 часа (после молитвы «Иже на всякое время»), как и 6-го, «Молитвами св. отец», – более радостного тона, чем на 1 и 9 часах, ввиду соединяемого с часом воспоминания и близости литургии. Заключительная молитва часа, тоже ввиду этого воспоминания, обращена раздельно ко всем трем Лицам Св. Троицы, Коих просит о спасении. Молитва приписывается св. Мардарию, армянскому мученику при Диоклетиане, и произнесена им на пытке, окончившейся смертью и состоявшей в том, что его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом; его сомученику – св. Евстратию – принадлежит молитва субботней полунощницы «Величая величаю Тя». 2738 История часа В чине песненных часов 3-й час имел, по-видимому, псалом 16 2739 . Во всех древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайск. библ. VIII в. 863), для 3 часа указываются нынешние псалмы. Также и тропари по псалмах; только Часосл. СПб. Публ. б. 57 и Соф. 1052 XIII в. в «субботу, коли не будет тропаря (дневного), указывают для 3 часа тропари «Страстотерпцы Господни» (ныне седален 2 гл.) и «Страшна смерть тайная». По Трисвятом Синайск. Часосл. 865 XII в. имеет тропари: «Царю Небесный», «Яко посреде учеников», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; Часосл. Афоно-Пантелеим. библ. 71 XII-XIII в. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. 866 XII в. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. 46 и 48 XV в. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. 863 VIII в., 867 XII-XIV в. и Моск. Типогр. б. 47 XV в. В Ватопедск. Часосл. 350 XII в. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. 870 XII в. – нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) 1052 «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. 865 XII в. две молитвы – нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. 46 и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. 123 X в. эта и нынешняя; Синайск. 12 и СПб. Публ. б. 57 XIII в. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» 2740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Возглас священника: «Молитвами св. отец». Молитва часа, надписанная, как и в 9 часе, именем св. Василия Великого , «Боже и Господи сил», просит Бога Отца, Крестом Его Сына разорвавшего рукописание грехов наших (ср. постный тропарь), и победившего начала и власти тьмы (ср. Пс. 90:6 ), принять наши благодарственные и просительные молитвы, избавить от грехов и врагов, «пригвоздить Своему страху плоть нашу» (из Пс. 118:120 ) до воздержания и от мыслей лукавых, уязвить любовью к Себе души, чтобы, озаряемые светом Его (намек на полдень), мы приносили Ему непрестанное (не по часам только) исповедание и благодарение. История часа Псалмы 6-го часа уже в древнейших рукописных Часословах совпадают с нынешними. Точно так же и постные тропари по псалмах. Только в самом древн. Синайск. Часосл. 863 VIII-IX в. тропарь этот хотя близок по тексту к нынешнему, но обширнее; на Славу полагается другой тропарь по дню недели. Часосл. Имп. Публ. б. 57 и Софийск. при СПб. Ак. 1052 XIII в. указывают для субботы тропари: «Апостоли, пророцы, мученицы», и «Помяни, Господи, яко благ». Тропарей по Трисвятом в нек. Часосл. нет (в тех, что и для других часов). Часосл. Моск. Типогр. б. 46 XIV в. и 48 XV в. не имеют второго тропаря; Синайск. 865 XII в. не указывает для среды и пятницы особого Богородична «Препрославлена еси». Заключительной молитвы некоторые не имеют (те, что и для других часов); Афоно-Ватопедск. 350 XV в. имеет краткую, близкую к постному тропарю, как и на других часах; Типогр. 46 и 48 – две молитвы «Господи Боже наш, Иже в пол дне сподобивый прейти» и «Христе Боже наш, Иже нашего ради осужения»; Синайск. 12 XII-XIII и Публ. 57 XIII в. тоже две: вторую из указанных и «Господи вышьи всех и всех ради»; в Соф. 1052 одна первая из Типогр.; Синайск. 870 XIII в. – нынешняя; Хлудовск. 123 XV в. о молитвах междочасия замечает, что если междочасия нет, они читаются на часе (так и для других часов) 2746 . Изменяемые части Литургии (воскресной) Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять ее и для таких великих праздников, как Пасха. Она достаточно радостна и в своем обыкновенном виде для всех праздников, почему в пост совершенно отменяется. В этих отношениях она отражает на себе неизменность и всеблаженство Божии. Но все это имеет силу только для важнейшей части литургии, для «канона» ее, где она становится таинством Евхаристии. Только здесь Православная Церковь , в противоположность Римско-католической, не решается ни для какого праздника изменить хотя бы одно слово. В окружающих же эту священнейшую часть молитвословиях, в подготовительной и заключительной части литургии, приспособление к памятям дня допускается и, можно сказать, растет по мере отдаления этих частей от «канона». Ввиду этого начало литургии совершенно различно, не считая ектений, одинаковых у нее и с другими службами, для будней, для праздников средних и великих. Изобразительные

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Постный тропарь часа, «Иже в шестый день же и час», воспоминая распятие, просит о прощении грехов и спасении; Богородичен «Яко не имамы дерзновения» усиленно просит молитв Богоматери ввиду нашей греховности, искупленной страданиями Сына Ее (мысль об этих последних — самая общая; в Богородичне 9 часа она подробнее). Стих часа (Пс. 78:8, 9) «Скоро да предварят» заключает молитву исстрадавшейся души о помощи Божией и очищении грехов ради славы имени Божия. Постные тропари по Трисвятом «Спасение соделал еси», «Пречистому Образу», говорят о распятии, но Богородичен такого содержания только в среду и пяток («Препрославлена еси Богородице Дево»), в остальные же дни — молитвенно-покаянного содержания («Милосердия сущи источник»). Возглас священника: «Молитвами св. отец». Молитва часа, надписанная, как и в 9 часе, именем св. Василия Великого, «Боже и Господи сил», просит Бога Отца, Крестом Его Сына разорвавшего рукописание грехов наших (ср. постный тропарь), и победившего начала и власти тьмы (ср. Пс. 90, 6), принять наши благодарственные и просительные молитвы, избавить от грехов и врагов, «пригвоздить Своему страху плоть нашу» (из Пс. 118, 120) до воздержания и от мыслей лукавых, уязвить любовию к Себе души, чтобы, озаряемые светом Его (намек на полдень), мы приносили Ему непрестанное (не по часам только) исповедание и благодарение. История часа Псалмы 6-го часа уже в древнейших рукописных Часословах совпадают с нынешними. Точно так же и постные тропари по псалмах. Только в самом древн. Синайск. Часосл. VIII–IX b. тропарь этот хотя близок по тексту к нынешнему, но обширнее; на Славу полагается другой тропарь по дню недели. Часосл. Имп. Публ. б. и Софийск. при СПб. Ак. 1052 XIII b. указывают для субботы тропари: «Апостоли, пророцы, мученицы», и «Помяни, Господи, яко благ». Тропарей по Трисвятом в нек. Часосл. нет (в тех, что и для других часов). Часосл. Моск. Типогр. б. XIV b. и 48 XV b. не имеют второго тропаря; Синайск. XII b. не указывает для среды и пятницы особого Богородична «Препрославлена еси».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Великого кан. Тип., пон. 1 седм. Вел. п.). помощь мою вонми (Часосл.). услыши молитву мою, внуши моление мое. Слава в вышних Богу – то словословие, которое читается Слава в вышних Богу (а не поется) на утрени. – то словословие, которое читается (а не поется) на утрени. (На всенощном бдении засим бывает лития и затем – Верую. утреня). Канон рядовому святому или Богородице (Часосл.) Канон (Тип., гл. 9). Достойно есть (Тип., пяток 1-ий седм.). Достойно есть (Часосл.). Трисвятое. Трисвятое. Пресвятая Троице. Пресвятая Троице. Отче наш. Отче наш. Господи сил, с нами буди (на глас 6-й. «Господи сил, с нами Тропари дневному буди» поется кроме великого повечерия в пяток и на дни: святому, храму, или Рождества Христова, Богоявления и храмовые на среду и предпразднства(Тип., пяток сырные). 20 дек.). Хвалите Бога во святых Его и пр. (кроме пятков великой Тропарь: Боже Отец Четыредесятницы. наших. Иже во всем мире мученик Твоих. Слава: Господи, аще не быхом Святыя Твоя имели Слава: Со святыми молитвенники. упокой. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений. И ныне: Молитвами, Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави Господи, всех святых. Все упование мое на Тя возлагаю. Господи, помилуй, 40 раз. Господи, помилуй, 40 Иже на всякое время и на всякий час. Иже на всякое время и на всякий час. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Слава и ныне. Слава и ныне. Честнейшую Херувим. Честнейшую Херувим. Именем Господним. Именем Господним. Боже, ущедри ны. Молитвами Святых отец. Господи и Владыко живота моего, дважды, с 16-ю поклонами (кроме пятков великой Четыредесятницы, и на дни Рождества Христова, Богоявления и храмовые). Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12-ть раз. Нескверная, неблазная. Нескверная, неблазная. И даждь нам, Владыко, на сон грядущим. И даждь нам, Владыко, на сон грядущим. Преславная Приснодево. Преславная Приснодево. Упование мое Отец, прибежище мое Сын. Упование мое Отец, прибежище мое Сын. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Стих 3 часа из Пс. 67, 20 заключает восторженное прославление Бога («Господь Бог благословен, благословен Господь…», одно и то же дважды с незначительной переменой — от полноты чувства), прославление, которое подобает Ему ежедневно, а следовательно, и в наступивший, уже совершенно открывшийся день, и которое соединяется с надеждою на помощь Его в деле спасения, специально Божием деле. Из постных тропарей по Трисвятом на 3 часе: 1-й (гл. 8) «Благословен еси Христе Боже наш» прославляет воспоминаемое на этом часе событие, 2-й «Скорое и известное» просит о сопребывании Христа с нами, подобном сопребыванию с апостолами (по сошествии Святого Духа), Богородичен «Надежда и предстательство» выражает надежду на помощь Богоматери и просит помилования в Ее непрестанных (не в известные лишь часы, как у нас) молитвах. Священнический возглас 3 часа (после молитвы «Иже на всякое время»), как и 6-го, «Молитвами св. отец», — более радостного тона, чем на 1 и 9 часах, ввиду соединяемого с часом воспоминания и близости литургии. Заключительная молитва часа, тоже ввиду этого воспоминания, обращена раздельно ко всем трем Лицам Св. Троицы, Коих просит о спасении. Молитва приписывается св. Мардарию, армянскому мученику при Диоклетиане, и произнесена им на пытке, окончившейся смертью и состоявшей в том, что его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом; его сомученику — св. Евстратию — принадлежит молитва субботней полунощницы «Величая величаю Тя». История часа В чине песненных часов 3-й час имел, по-видимому, псалом 16 [ 898 ]. Во всех древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайск. библ. VIII b. для 3 часа указываются нынешние псалмы. Также и тропари по псалмах; только Часосл. СПб. Публ. б. и Соф. 1052 XIII b. в «субботу, коли не будет тропаря (дневного), указывают для 3 часа тропари «Страстотерпцы Господни» (ныне седален 2 гл.) и «Страшна смерть тайная». По Трисвятом Синайск. Часосл. XII b. имеет тропари: «Царю Небесный», «Яко посреде учеников», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; Часосл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В отношении этого автора, в науке существует целый ряд трудностей и предположений. Главная проблема – это т. н. ниловский вопрос: кому принадлежит целый ряд творений приписанный прп. Нилу Синайскому . В современной патрологии, за редким исключением (Фрадински – ИП), этот вопрос обычно решается следующим образом: 1) единственное сочинение, которое можно атрибутировать прп. Нилу Син., это «Сказания о избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова», 2) все другие приписаны Нилу Син., по недоразумению, и принадлежит на самом деле прп. Нилу Анкирскому (IV – V вв.), и 3) ряд других сочинений надписанных именем Нила Син./Анкирск., на самом деле принадлежит Евагрию Понтийскому и был приписан прп. Нилу в целях защитить сочинения Евагрия, после его осуждения на V Вселенском соборе, от их полного уничтожения. Что же касается сочинения «О восьми духах лукавых», то сейчас принято считать, что оно не принадлежит Нилу Син., а, скорее всего, принадлежит Евагрию, т.к., хотя в большинстве греч. рукописях этот трактат приписывается Нилу, в некоторых греч. и во всех сирийск. и эфиопск. (сирийская и эфиопская рукописная традиция имеет, в силу известных причин, более решающий аргумент при атрибуции) значится как творение Евагрия. Сидоров, 21; Исихазм, 182, 186 – 188; 200 – 201; 203 – 209. Таким образом, если сирийская, эфиопская и, частично греческая рукописная традиция считает автором трактата «О восьми духах лукавых» Евагрия, то мы становимся перед новой проблемой: как объяснить то, что о «Практике» Евагрий приводит одну схему восьми пороков, а в трактате «О восьми духах лукавствия» другую, отличную от той, которая приводится в «Практике»? С другой стороны, нет твердых оснований для отрицания того, что трактат «О восьми духах лукавых» не принадлежит Евагрию. Прп. Нилу Анкирскому он точно не принадлежит, по причинам вышеуказанным (сирийск. и эфиопск. атрибуция). Правда, на сирийском языке, сохранился трактат Нила Анкирского «О семи страстях», но он не имеет ничего общего с трактатом «О восьми духах лукавых».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Типография в Крылосе, деревне под Галичем, принадлежащей к столовым имениям Галицкой митрополии, прославилась изданием в свет в 1606 году известного «Евангелия учительного на всяку неделю и на Господские праздники и нарочитых святых. Избранна от Святаго Евангелия, святейшим Калистом, архиеп. Константинаграда. Повелением же Кир Гедеона Балабана, епископа Галицкаго, Львовскаго и Каменец-Подольскаго, ексарха великаго трону Константинопольскаго, изследована и на многих листцах (местах. – А.А.Д.) исправлена». На обороте заглавного листа изображен герб Балабанов, именуемый Корчак. В 1520 [г.] появились в Угорцах или Угерецах (деревне, состоящей в Самборском округе) с перевозной типографией два волынские инока: иеромонах Павел Домжив-Люткович и иеродиакон Сильвестр. Из книг богослужебных напечатанные известны «Апостолы и Евангелия», напечатанные в 1620 году. В 1670 году была учреждена типография игуменом Варлаамом Шептицким в Уневском Успенском монастыре. В этой типографии первым печатником был Симеон Ставницкий. Эта типография продолжала свою деятельность, хотя и непостоянно, до половины прошлого столетия. Игумен Шептицкий принужден был по основании типографии выдержать борьбу с братством, каковая борьба, быть может, продолжалась бы очень долго и имела невыгодные последствия для его типографии, но начавшаяся осада Львова турками в 1672 заставила прекратить тяжбу, а затем и игумен Шептицкий отказался от издания книг. Дело его продолжал племянник его, митрополит Шептицкий. Из этой типографии, кроме других книг, вышли книги: Служебник 1640 [г.], Псалт[ирь] 1678 [г.], Часосл[ов] 1681 [г.], Часосл[ов] 1689 [г.], Служебник 1733, 1740, 1747 [гг.]. Печатанные впоследствии книги в Униове издавались под именем Почаевской типографии. В XVII веке был[а] основа[на] еще типография в пределах Червонной Руси, именно в Буковине в пограничном городе Долгом Поле. В 1635 году в этом городе киевский книгопечатник Тимофей Александрович Верб[ицкий] в своей перевозной типографии напечатал в 4-ку Евхологион или Молитвослов повелением и иждивением воеводы Угро-Влахийского Матфея Бесараба.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сперва песни Священного Писания были петы без канонов, с VII же века, когда составлены новозаветные песнопения – каноны, с того времени с песнями Священного Писания поются и каноны. 414 Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем последует в повечерии. Святый Андрей Критский , в каноне, собрав песнопения Ветхого и Нового Завета, от Адама далее и до самого Вознесения и апостольской проповеди, поучает убо сим всякую душу еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе; еликих же злых отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием, и иным яве богослужением (Триодь, Синаксарь, четверт. 5-й нед. вел поста). 416 В седмице мясопустной не поется же междучасие и канон молебный Пресвятой Богородице, поемый на повечерии... Такожде творим и в седмице сырной, разве среды и пятка (Тип., послед. нед. блудного сына). В среду сырную вечера повечерие поем малое и поем канон Минеи наряду в субботу хотящего прилучитися святого (Тип., послед. среды сырной нед.); в пяток сырный на повечерии поем канон усопших Октоиха, наряду гласа (Тип., послед. пятка сырного). 417 Упраздняются же и междучасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятой Богородицы (Тип., послед. понед. Святого Духа). 418 В попразднство Рождества Христова и Богоявления поются повечерия малые, без канона богородична (Тип., 26 дек.). 419 Полунощница совершается в монастырях иногда не в храме, а в келиях. Так от среды страстной седмицы не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных храмах и мирских поют в церквах (Тип., послед. великой среды. Вечер). 420 По уставу Афонской горы (Часосл., изд. в Москве, 1849 г., л. 15) и по богослужебным книгам киевских изданий полагаются, после молитвы: «Помяни, Господи, в надежди воскресения», – тропари: «Помилуй нас, Господи», Слава – «Господи, помилуй», И ныне – «Милосердия двери», и затем произносимая иереем ектения, состоящая из двух прошений. После первого прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей» поется: «Господи, помилуй», трижды. Второе прошение: «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему» и т. д., есть то самое, которое произносится на литии на бдении всенощном. После него произносится «Господи, помилуй», 40 раз. Затем следует возглас: «Услыши ны, Боже», «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше», Слава и ныне, «Господи, помилуй», трижды, Благослови. Отпуст (Часосл., изд. в Киево-Печ. лавре, 1742 г., л. 17 на обороте. Последование утрени, вечерни и полунощн., изд. в Киеве, 1861 г., л. 22 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010