Акт свидетельства являлся одним из последних шагов в деле строительства храма в Виловатом Враге. Особую ценность акта представляет описание иконостаса. Положительное заключение благочинного перед Казанской духовной консисторией определило следующий шаг – освящение храма, которое состоялось 4 декабря 1875 года. В деле о постройке храма сохранился акт об освящении церкви, содержание которого описывает данное событие: «Во исполнение резолюции вашего высокопреосвященства, последовавшей на рапорт мой от 25 ноября, сего года за а мной полученной 28 ноября, сего же года, за освящение Никольской, в селе Виловатом, церкви совершено нами 4 числа сего декабря месяца, в четверток в следующем порядке: 3 числа в среду совершена малая вечерня помощником благочинного, священником с. Покровского Василием Воздвиженским, а в 6 часов всенощное бдение священником с. Малого Сундыря Андреем Троицким, на котором в положенное время были совершены – лития и величание святителю Николаю мною известным о. благочинным с окрестными священниками: [с.] Покровского Василием Воздвиженским, [с.] ЧермышевоФеодором Сокольским, Андреем Леоновым, [с.] Малого Сундыря Андреем Троицким, села Шапкилей Андреем Виноградовым, [с.] Владимирского Константином Нечаевым, г. Козьмодемьянска Богоявленской церкви Петром Евтроповым, [с.] Троицкого Посада Василием Дмитриевым, [с.] Кузнецово Михаилом Крестниковым, [с.] Перня[н]гаш[и] Яковом Чудовичевым, [с.] ЕмешевоМихаилом Кроковским и [с.] Ильинского Николаем Евтроповым. На другой день, в четверток 4 числа совершено в 9 часов освящение воды со всеми означенными священниками. В 10 часов началось освящение престола, по чиноположению православной церкви; по окончании освящения началось совершение проскомидии и чтение часов. В 11 часов началась Божественная Литургия, которая совершена о. благочинным при сослужениивышеозначенных священников. После причастного произнесено слово приличное торжеству священником [с.] Малого Сундыря Троицким. По окончании литургии отправлен молебен св. Николаю. Затем возглашено многолетие царствующему дому, святейшему синоду и высокопреосвященнейшему Антонию, архиепископу Казанскому и Свияжскому, Иоанну, викарию епископу Чебоксарскому с их богоспасаемой паствой, местным пастырям, прихожанам и попечителям сего храма за сооружение храма и священникам совершавшим освящение и принесшим Господу Богу бескровную жертву. Тем и кончилось освящение храма». На торжестве освящения храма помимо указанных в акте священников присутствовали и диаконы: Платон Воскресенский и Мефодий Лавинский.

http://sobory.ru/article/?object=54034

6. Земли при сих церквях усадебной 1444 кв. сажень, пашенной 60 десятин 524 кв. сажень, сенокосных 2 десятины 1200 кв. сажень, а всего 63 десятины 2368 кв. сажень. На землю план и межевые книги, учиненные в 1778 г. имеются и хранятся в церкви. Документов, по которым поступила земля, при церкви не имеется. Арендной отдачи нет, а всей землей пользуются священно-церковно служители сами. 7. Здания принадлежащие церкви имеются следующие: а) дом для жительства священника деревянный на каменном фундаменте, крытый железом, выстроенный в 1897 г. на церковной земле, застрахован в страховом обществе «Якорь» в сумме 3200 рублей на срок 24 ноября; б) деревянный амбар, устроенный в церковной ограде для хранения церковных вещей, других зданий, принадлежащих церкви не имеется. У прочих священнослужителей дома собственные на церковной земле, деревянные. Церковная квартира священника стоит 60 руб. в год. Квартира дьякона, своя собственная, стоит 40 руб. в год, квартира псаломщика, своя собственная, стоит 25 руб. в год. 8. Расстояние от церкви до Консистории в 100 верстах, а от Благочинного в 25 верстах. 9. Ближайшие к сим церквям суть церкви села Кабанова в трех, Георгиевского в шести, Оносова, Поводнева и Ивановского Большого в восьми верстах. 10. Домовой церкви и часовни в селе прихода не имеется. 11. Описи церковного имущества главная и дополнительная есть, сделанные в 1858 г., подписанные членами комиссии и местными священо-церковно служителями, скреплены секретарем и утверждены печатями Ярославской Духовной Консистории. 12. Приходно-расходные книги о суммах свечных церковных за шнуром и печатью Ярославской Духовной Консистории, выданные с 1800 г., а также и 1902 г. сроком на три года 1902-1903-1904 гг. ведутся исправно и хранятся в церкви. 13. Копии с Метрических книг с 1780 г. хранятся в церкви. 14. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Ярославской Духовной Консистории 1897 года декабря 13 дня за 82 и скрепленной членом консистории священником Димитрием Красотиным, писанных 83 листа, а не писанных - 17 листов.

http://sobory.ru/article/?object=20744

В 1875 году управлением графа Строганова было установлено, что луговая земля 12 с половиной десятин должна быть предоставлена в непосредственное пользование духовенства. Полевой же землёй 53 с половиной десятин за арендную плату пользуются крестьяне. Арендные деньги с крестьян собирались церковным старостой, вписывались по приговору крестьян в особую данную волостным правлением книгу, расходовались на поддержание часовен в селе Кудымкоре и кладбища. Земли в собственность церкви отводились и в дальнейшем. По штату в 1873 году при церкви были настоятель, помощник настоятеля, два псаломщика. Штатные работники церкви жили в домах, построенных прихожанами на церковной земле. Священниками были весьма известные и авторитетные в крае люди. Один из них Шестаков Яков Васильевич. Он родился в 1858 году в селе Камасин Пермского уезда в семье священника. До назначения в 1891 года настоятелем работал законоучителем Кудымкарского 2-х классного мужского училища, наблюдателем церковно-приходских школ одновременно 7 приходов. Будучи заведующим Пешнигортской, Кекурской и Шадринской школ грамоты в течение 4 лет платил из своего жалованья учителю и за квартиру. В 1892 году под руководством Шестакова Якова Васильевича при Мелюхинской церкви была построена школа на средства правительства, за что он получил благодарность от Пермской духовной консистории. В селе Кудымкор Шестаков Яков Васильевич был заведующим Кудымкарской воскресной школой грамоты и народной читальней. За свою деятельность при Кудымкарсой Свято-Никольской церкви Шестаков Яков Васильевич получил благодарность «за полезную деятельность по народному образованию». По указу Пермской духовной консистории от 3 февраля 1893 года при Кудымкарской Свято-Никольской церкви было организовано попечительство. Попечительство было создано «для удовлетворения нужд церкви, для помощи беднякам Иньвенского края, для устройства столовых и помощи по народному просвещению» (5,л.51). Для сбора денег печатались подписные листы и рассылались в разные края России с просьбой возвращать эти листы в конце года с деньгами или без них (4,л.44).

http://sobory.ru/article/?object=19504

20 декабря 1920 г. была составлена вторичная опись всего церковного имущества, в том числе находящегося в часовнях, приписанных к Никольской церкви и переданного на хранение прихожанам. 1 апреля 1922 г. Чердынский исполком запрашивает «в 3-х дневный срок описи церковного имущества для предоставления в уездную комиссию помощи голодающим, на предмет изъятия церковных ценностей в пользу голодающих». Храм не действовал с 1934 г. и был закрыт, по ходатайству граждан Верх-Мошевского с/с, в начале 1936 г. Распоряжением Ворошиловского окружного исполкома все колокола, весом более 16 кг, предписывалось сдавать Заготобьединению Потребсоюза или Сельпо, менее 16 кг разрешалось использовать пожарным службам. Небольшая часть церковных предметов была сдана инспектором РайФО в Соликамский городской музей 23 марта 1936 г. При мошевской церкви по штату издавно было положено 1 священник и два причетника: дьячок и пономарь. По указу Пермской Духовной Консистории от 28 октября 1869 г. предписывалось «именовать дьячков – первыми псаломщиками, а пономарей — вторыми псаломщиками, а где два дьячка, одного писать первым старшим псаломщиком, а другого вторым старшим псаломщиком, а двух пономарей одного писать первым младшим, а другого вторым младшим». По вновь проектируемым штатам с 1869 г. оставлено 1 священник и 1 псаломщик. По штатному расписанию, утвержденному в 1873 г., Мошевской церкви было положено священник и псаломщик. По указу Святейшего Синода от 4 марта 1885 г. за по штату Мошевской церкви положено так же один священник и один псаломщик. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

http://sobory.ru/article/?object=54140

Соображаясь со всеми выше прописанными обстоятельствами и судя по малому количеству душ, принявших единоверие, я с своей стороны вовсе не признаю за нужное утруждать Святейший Правительствующий Синод как об устройстве церкви в сказанной слободе, так и об определении священника с причтом " . По-видимому, преосвящ. Анатолий с недоверием отнесся к этому мнению, так как он поручил " одному духовному лицу Белицкаго уезда " проверить это дело на месте. По проверке оказалось, со слов Боброва же, что в Огородне всех единоверцев 16 человек (из них некоторые записаны были даже православными, но у исповеди не были), да желавших присоединиться, но из боязни соседей не присоединявшихся, было 14 душ. Конечно, это число было недостаточно для устройства здесь приходя; поэтому преосвящ. Анателий " до умножения количества " единоверцев поручил (в 1850 год ) отправлять христианские требы для них иеромонахам Макарьева мон. Число единоверцев в Огородне не увеличивалось. Причиною этого отчасти был сам Бобров. Он, приняв единоверие, то и дело жаловался на старообрядцев земской полиции, губернатору и епископу, обвиняя в бездействии и земскую полицию. Так, сначала он жаловался на покушение на его жизнь, затем хлопотал об учреждении при молитвенном доме караула, о воспрещении молитвенных собраний по домам, о не ношении старообрядческими иноками монашеской одежды и проч. При этом Бобров сам нередко указывал полиции " преступников " и места их собраний. Благодаря этим жалобам, конечно, следовали розыски и обыски. В доме же вдовы Злынской мещанки Настасии Кушнеровой отыскана книга (Минея марта месяца) с надписью о принадлежности её тамошней сгоревшей раскольнической церкви, четыре просфиры, на которых отлужена уже литургия и в двух маленьких узелках запасные дары; во 2-х, осмотрен вновь выстроенный близ единоверческой часовни дом Белицкаго мещанина Ферапонта Кожемякина и нашел его состоящим в ряду 10 изб, давно уже построенных (в 5-ти саженях от церковной ограды); из расспросов оказалось, что таковой построен после бытности моей пред сим в Огородне, то есть в сентябре месяце прошлого 1851 года, и что это сделано будто с разрешения владельческой экономии, но на это разрешение доказательств не представлено; в 3-х, обращался к проверке жалобы Боброва в отношении церковного караула и нашел при оной постоянного сторожа из числа тамошних единоверцев, как об этом уже я имел честь донести в рапорте моем Вашему Превосходительству от 1-го сего января за 2, и в 4-х, найденные, как выше упомянуто, вещи, как то: монашеская одежда, три книги (из коих одна церковная, а две собственные тамошних хозяев), просфиры и запасные дары, запечатанные в особом сундуке, вместе с сим переданы мною для хранения в земский суд.

http://sobory.ru/article/?object=61505

Вполне вероятно, что часовню могла возвести артель, занятая на строительстве этого придельного храма. О «часовне каменной между кузниц» сообщает описание Енисейска 1814 года, к сожалению, ничего не добавляющее к уже известным нам сведениям об этой постройке. Интересные данные о часовне Николая Чудотворца в Кузнечной слободе оставил енисейский купец Н.Калашников. В его неопубликованной летописи Енисейска, составленной в 1882 году и хранящейся ныне в местном краеведческом музее, содержится краткое описание внешнего и внутреннего облика этой часовни. Калашников Н. пишет: «А в близи кузнечнаго ряда есть каменная небольшая часовня Николая Чудотворца, она старинной архитектуры круглая и внутри стоит тоже круглый столб, как на столбе так и в простенках между окнами расставлены стариннаго письма иконы в медных ризах с висящими пред ними железными лампадками. Снаружи обнесена оградою с железными решетками». Со времени своего возникновения часовня Николая Чудотворца играла заметную роль в жизни енисейского Христорождественского прихода. Енисейские епархиальные ведомости за 1895 год сообщают, что в начале 1820-х годов по «частной просьбе» кузнечных мастеров и жителей Кузнечной слободы из приходской церкви к часовне был установлен крестный ход. Из летописи Калашникова Н. мы узнаем, что ежегодно в июле из приходской церкви в часовню переносились иконы, где совершалось молебствие. К зимним месяцам некоторые иконы уносились обратно в церковь. Большое значение для выяснения особенностей архитектурного облика часовни Николая Чудотворца имеет один из фотографических видов Енисейска, хранящийся в фондах городского краеведческого музея. Фотоснимок, датируемый предположительно 1880 годами, отображает панораму застройки заречной части Енисейска – бывшей Кузнечной слободы. При внимательном рассмотрении этого документа на фоне массива деревянной застройки хорошо различимо здание с характерным для церковных построек силуэтом. Местоположение этого здания совпадает с данными генерального плана Енисейска 1797 года, что дает основание сделать заключение о том, что на этом снимке запечатлена именно часовня Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=36408

В 1815 г., согласно распоряжению Московской Духовной консистории, деревянный Никольский храм на погосте был упразднен, Никольский престол переведен в Знаменско-Захарьинский храм вместе с прихожанами селений Плещеево, Борисовка, Ордынцы, Быковка и Бяконтово. На месте разобранной церкви в память о ней и здесь погребенных воинах устроена новая кирпичная Никольская часовня, приписанная к Знаменской церкви в Захарьино. В сохранившихся «Ведомостях о церкви» за 1880, 1881, 1882 г.г. в пункте 9 священник Николай Сироткин писал: «каменных построек, принадлежащих церкви нет, за исключением каменной Никольской церкви на Васильевском погосте». Часовня, сложенная из кирпича и местного белого камня, была разрушена перед Великой Отечественной войной и разобрана на нужды жителей ближайшего сельца Плещеева. Захоронения на бывшем погосте прекращены в 1937 г. Священник Николай Киселев " Исторические исследования " ; В XVI-XIX в.в. здесь существовало село Васильевское с Никольским храмом, упразднённым в 1815 г. и вскоре разобранным. На месте церкви была построена каменная часовня, приписанная к церкви в Захарьино и разобранная в конце 1930-х - начале 1940-х г.г. В 2000-х г.г. вновь выстроена деревянная " входная " кубическая часовня под четырёхскатной кровлей с главкой, ныне приписана к Никольской церкви в Стрелково. Васильевский погост на Пахре при Лопенке является памятником археологии 1 тыс., XVII–XVIII в.в. Распоряжение Министерства культуры 551-р от 23.11.2006. В городском округе Подольск недалеко от места впадения речки Лопенки в Пахру находится древний Васильевский погост, где когда-то стоял храм Николая Чудотворца. В начале XIV столетия эти земли принадлежали семье святителя Алексия (Бяконта). Существует версия, что именно в этом подмосковном уголке появился на свет будущий святитель, занимавший первосвятительскую кафедру в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Здесь же, вероятно, родились и сестры свт. Алексия – преподобные инокини Иулиания и Евпраксия. В конце XIV века в фамильных землях выдающегося иерарха был явлен резной образ Николая Чудотворца, хранившийся долгое время в церкви Васильевского погоста. После упразднения церкви на погосте, икону, получившую имя Николы Пахринского, переместили в Знаменский храм села Захарьино Подольского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=48721

Апулия: ц. свт. Николая Чудотворца в Бриндизи, ц. Пресв. Богородицы Владычицы ангелов в Барлетте (построенная в 1789 и закрытая с 1980 по решению мэрии, в 1985 иконы и реликвии были перенесены в городской музей; И. и М. м. добиваются открытия храма), община свт. Николая Чудотворца в Бари (литургия совершается раз в месяц в православном приделе базилики свт. Николая Чудотворца, освященном в 1966 г. архим. Герасимом (Зервосом; ныне митрополит) и в наст. время принадлежащем румынской православной общине), ц. свт. Николая Чудотворца в Лечче, община арх. Михаила в Фодже, община ап. Тимофея в Термоли, община в Мезанье; Кампания: 2 церкви апостолов Петра и Павла (строительство древнейшей из к-рых, Санти-Пьетро-э-Паоло-деи-Гречи, началось по инициативе Морейского деспота Фомы Палеолога и было завершено в 1518, при ней в 1561 было образовано греч. братство апостолов Петра и Павла), одноименная кладбищенская часовня в Неаполе, укр. община Св. Софии в Марчанизе, община Рождества Пресв. Богородицы в Аулетте, организуется община ап. Матфея в Салерно; Калабрия: ц. ап. Павла в Реджо-ди-Калабрия (основанная по инициативе монастыря Параклита (Св. Духа Утешителя) в Аттике в память прибытия сюда весной 61 г. по Р. Х. ап. Павла), община прп. Илии Спилеота в Реджо-ди-Калабрия, парекклисион Пресв. Богородицы Элладской в Галличано, ц. свт. Иоанна Златоуста в Джераче (Х в.), парекклисион сщмч. Власия, еп. Севастийского, в Пальми (домовая церковь), община прп. Варфоломея Симерийского в Катандзаро, община равноапостольных Кирилла и Мефодия в Никастро, ц. мц. Филомены в Санта-Северине, парекклисион св. Акакия в Скуиллаче (домовая церковь), община сщмч. Дионисия Ареопагита в Кротоне, община Пресв. Богородицы К-польской в Козенце, парекклисион прп. Фантина Нового в Скьявонеа, община прп. Онуфрия Великого в Вибо-Валентии, ц. Св. Духа в Бове; Сицилия: ц. свт. Марка Эфесского в Палермо, парекклисион во имя преподобномучеников Рафаила, Николая и мц. Ирины Лесбосских в Карини (домовая церковь), ц. свт. Льва, еп. Катанского, в Катании, община свт. Николая Чудотворца в Мессине, община вмц. Екатерины в Милаццо, община свт. Мефодия, патриарха К-польского, в Сиракузах, серб. община свт. Григория Акрагантского в Агридженто, ц. св. Калогира в Кальтаниссетте, организуются общины в Чефалу и прп. Онуфрия Великого в Рагузе;

http://pravenc.ru/text/1237713.html

В приходе Новоржевской Николаевской церкви по данным за 1889 г. существовало приходское народное училище в селе Орша, содержащееся частью на общественные приходские, частью на земские средства, в котором обучались крестьянские мальчики. При церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая существовал хор певчих в котором под управлением регента, учителя пения при городском трехклассном училище, пели ученики училища и некоторые любители прихожане. В 1890 г. была построена третья каменная часовня Новоржевским мещанским обществом в память чудесного спасения императора и его семьи 17 октября 1888 г. при крушении поезда. Освящена часовня была 28 апреля 1891 г. В 1892 г. в приходском народном училище обучалось 93 крестьянских мальчика. 28 января 1893 г. с разрешения епархиального начальства была устроена домовая церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского при Новоржевской тюрьме в память чудесного спасения императора и его семьи 17 октября 1888 г. при крушении поезда. Место близ церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая, по данным за 1897 г., было обнесено оградой на каменном фундаменте между кирпичных столбов с деревянной решеткой, устроенной церковным попечительством. На основании ведомости о церкви за 1899 г. можно проследить, что ремонтные работы в Николаевской церкви производились большей частью на церковные, а частью на пожертвованные суммы. Так в 1872 г. на ремонт было употреблено из церковной суммы 1297 руб. 12 коп., в 1878 г. - 700 руб. за счет церковного старосты Новоржевского купца Александра Иванова Марковского и в 1882 г. - 600 руб. за счет купца Марковского и 600 руб. - из церковной суммы. В 1887 г. на ремонт употреблено из церковных сумм 1812 руб. 1 копейка. На колокольне церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая было восемь колоколов. Первый колокол весом 123 пуда 23 фунта, на нем изображены: с северной стороны Святой Николай, с южной - Пророк Илья, с восточной - Божья Матерь, а с западной - три ангела и в верхней части колокола шесть херувимов и надпись: " Мастер Осташковский, мещанин.

http://sobory.ru/article/?object=40214

Часовня и трапезная близ предполагаемого места гибели протопопа Аввакума. 2012 г. Фотография. 2015 г. В 1667 г. в Пустозерск были сосланы деятели раннего старообрядчества Аввакум Петров, его духовный отец Епифаний , симбирский свящ. Никифор (умер через неск. месяцев после прибытия) и Лазарь . В следующем году сюда же был привезен Феодор Иванов. В Пустозерске они писали сочинения (в т. ч. обличения нововведений патриарха Никона ) и распространяли их с помощью единомышленников. Здесь состоялся догматический спор между Аввакумом и Феодором Ивановым. В 1676 и 1680 гг. в Пустозерск прибывали участники восстания в Соловецком в честь Преображения Господня мужском монастыре . 14 авг. 1682 г. Аввакум, Лазарь, Епифаний и Феодор Иванов были сожжены в срубе. Несмотря на близость земель современного Мезенского р-на Архангельской обл., на которых проживало значительное число старообрядцев, на территории Н. а. о. приверженцев «старой веры» до XX в. было немного. Окладные книги XVIII в. Мезенской воеводской канцелярии фиксируют их проживание по р. Неси на п-ове Канин и по р. Оме. В янв. 1744 г. при приближении воинской команды к скиту Матвея Багрецова (уроженец Юромской вол. Мезенского у.) на р. Оме совершили самосожжение 12 чел. К этому времени скиту принадлежало более 800 оленей и другой скот. В связи с усилением борьбы Советского государства с религией и по причине проведения форсированной коллективизации в регион с нач. 30-х гг. XX в. переселялись старообрядцы из верхнепечорских сел и деревень. Лишенные имущества крестьяне нанимались в качестве рабочих на строительство Нарьян-Мара, трудились на Печорском лесопильном заводе. В это же время сформировалась небольшая нарьян-марская община беспоповцев поморского согласия. До 2-й пол. 80-х гг. XX в. члены общины для совершения богослужений тайно собирались на частных квартирах. В 1998 г. в Нарьян-Маре была освящена моленная в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Николы Чудотворца. В следующем году получила регистрацию община Древлеправославной поморской церкви . С 2003 г. при общине действует воскресная школа для детей и взрослых. В 2007 г. в городе была возведена деревянная часовня, а в следующем году освящена новопостроенная деревянная ц. во имя свт. Николы Чудотворца. В 2012 г. близ предполагаемого места гибели протопопа Аввакума построены деревянные часовня и трапезная; место привлекает паломников-старообрядцев разных согласий. В сент. 2012 г. его посетила делегация Русской православной старообрядческой церкви во главе с Московским митр. Корнилием (Титовым). Нарьян-марская община поморцев насчитывает ок. 500 чел. В др. населенных пунктах региона проживают небольшие группы старообрядцев. 12 марта 2017 г. в рамках подготовки к 400-летию протопопа Аввакума в нарьян-марской Никольской ц. состоялся съезд староверов-поморцев Н. а. о. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/Ямало-Ненецким ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010