В 1900 г. в замке имелась замковая церковь во имя Преображения Господня, построенная в 1892 году и освящённая 03.01.1893 г. Освящение  нового храма совершено Высокопреосвященным Арсением 14 ноября 1892 года, а 19 ноября 1892 года церковь наименована собором с сохранением существующего штата духовенства. Митавский собор каменный со средним большим куполом и четырьмя малыми по сторонам , с такою же 2-х ярусной колокольнею с куполом, по сторонам которой находятся 4 башенки. В верхней части колокольни сделаны с четырех сторон места для башенных часов, но сами часы, прежде бывшие на колоколне, не поставлены на приготовленное место по ветхости и невозможности исправить оные...» - записано в церковной ведомости за 1900 год. Графиня Екатерина, урождённая Бестужева-Рюмина, сделала денежный вклад в Санкт-Петербургский банк, по которому проценты с него, отчислялись по 32 рубля в год на ремонт часов. Но из-за невозможности ремонта эти деньги употреблялись на ремонт храма, вместе с 86 рублями 67 коп. отпускаемых казною ежегодно на ремонт собора. Крыша покрыта железом. Престол в соборе один – во имя Святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Одновременно с собором был построен каменный одноэтажный флигель с двумя квартирами, строительство которого обошлось в 11119 рублей 34 коп., отпущеные Св.Синодом. Имеется прачечная, крытая черепицей и церковная сторожка. Земли при соборе не имеется, кроме грунта, на котором построен собор, и земли, выделенной причту в 1870 году. Имеется две приписных церкви и одна часовня: 1. Замковая домовая Спасо-Преображенская церковь - освящена 03.01.1893 г. 2. Кладбищенская каменная Успенская церковь с колокольнею, устроена на местные средства в 1889г. за 12060 рублей и освящена 02.07.1889 г. 3. Часовня кладбищенская Успенская, основана на местные средства и освящена 16.11.1883 г., её строительство обошлось в 680 рублей. На кладбище имеется домик. Имеются: церковно-приходские школы, мужская и женская, одноклассные – открыты - 1-я 15.01.1885 г., а 2-я открыта 17.01.1882 г. Обучаются в 1910/1911 учебном году – 42 мальчика и 30 девочек. По штату на 1910 год положены: протоиерей + два священника + диакон + два псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=08474

На следующее утро, в Праздник Преображения Господня, мы встретились в 8 часов утра на первой за 73 года Патриаршей службе в Успенском соборе Кремля. День обещал быть ясным, солнечным, настроение было одухотворённое и возвышенное. Впереди — торжественное открытие Конгресса соотечественников в Белом доме, где должен был выступить избранный два месяца назад первый президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин и состояться праздничный вечер в Концертном зале имени Чайковского (первоначально организаторы планировали провести его в Колонном зале Дома союзов, бывшем Дворянском собрании). На Манежной площади. Фото: Инна Симонова На Манежной площади. Фото: Инна Симонова Перед нашими потрясёнными взорами предстала вереница военной техники: танки и БТРы По окончании Божественной литургии и молебна на Соборной площади мы вышли через Кутафью башню к Манежу, и перед нашими потрясёнными взорами предстала выстроившаяся в ряд вереница военной техники: танки и БТРы. По мере приближения странная мизансцена обрастала деталями. Из люков выглядывали растерянные безусые юнцы-военнослужащие, которым приходилось сдерживать натиск карабкавшихся на броню гражданских. Откуда-то из динамиков доносилась бодрая музыка, люди раздражённо и запальчиво кричали, требовали объяснений. В толпе прошелестела тревожная новость: в стране произошёл государственный переворот! Мои «подопечные» американцы нервно и испуганно переглядывались. Обращаясь ко мне, они с натянутыми улыбками предположили: «Может быть, это ловушка? Всё это было специально подстроено? Заманили нас, эмигрантов, на родину, якобы на Конгресс соотечественников, а теперь перехватают всех — и в ГУЛАГ!» Я изо всех сил постаралась их успокоить, убедила вернуться в гостиницу, а сама, прознав, что в пресс-центре МИДа СССР в 5 часов вечера состоится пресс-конференция для российских и иностранных журналистов по поводу происходящих в стране событий, поспешила на Зубовскую площадь. Пресс-конференция ГКЧП в МИД СССР, 19 августа 1991 г. Когда я вошла в зал, предъявив при входе свои пресс-удостоверения (никаких предварительных списков и аккредитаций не потребовалось), встреча с журналистами уже началась. За столом президиума сидели 5 членов Государственного комитета по чрезвычайному положению: Тизяков, Стародубцев, Пуго, Бакланов во главе с вице-президентом СССР, членом ЦК КПСС Янаевым. Шестой, крайний справа, — руководитель пресс-службы МИДа. Участники ГКЧП казались вялыми, неубедительными, даже жалкими, словно под чьим-то нажимом вынужденными участвовать в разворачивающемся действе. Янаев время от времени дрожащими руками доставал из кармана платок и — пардон! — громко сморкался, оправдывая плохое самочувствие бессонно проведённой ночью…

http://ruskline.ru/opp/2021/09/15/sobira...

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru В церемонии передачи святынь принял участие председатель Попечительского совета Русского Афонского общества, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко. Святыни будут доставлены в Хабаровск 7 июня, где их торжественно встретит собор духовенства. Затем икона и ковчег с частицей Креста Господня и мощами святых будут открыты для поклонения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru С 11 по 26 июня святыни будут провезены по епархии в составе крестного хода-сплава по Амуру. Крестный ход посвящен 150-летию подписанию Айгунского договора — акта, который определил границы России с Китаем, юридически закрепил за Россией обширные территории Приамурского края. Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru Святыни будут храниться в храме в честь святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, при Хабаровской духовной семинарии. Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru Елеонская гора в Иерусалиме стала центром празднования Вознесения Господня. Часовня Вознесения на горе Елеон (русское наименование— «Стопочка») и русский монастырь Вознесения Господня (Спасо-Вознесенский женский монастырь или Елеонский женский монастырь) принадлежащий РПЦЗ, стали центром празднования Вознесения Господня в Иерусалиме. В соборе Вознесения Господня русского Вознесенского монастыря состоялось праздничное богослужение, которое возглавили архиепископ Берлинский и Германский Марк и архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий. Им сослужили начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон и 18 священнослужителей, прибывших с паломническими группами из разных приходов Московского патриархата и РПЦЗ, находящихся как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий поделился в интервью с корреспондентом «Седмицы.Ru» личными впечатлениями о богослужении и крестном ходе вокруг храма Вознесения Господня. Владыка Варсонофий отметил: «Господь, покидая этот мир, дал Свое благословение, и оно до сих пор пребывает с нами и продолжает действовать. Здесь, на Елеонской горе, мы особенно ощущаем это Божие благословение и особую благодать. Я – вдвойне, потому что служил здесь, на этом святом месте, вместе с архиепископом Марком».

http://sedmitza.ru/text/414776.html

Праздники престольные бывают в следующие дни: 1) Праздник главный престольный в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6 августа. 2) В зимней церкви, в день Успения Пресвятыя Богородицы, 15 августа. 3 и 4) В храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28 июня, и второй – в день пренесения св. мощей, 11 сентября. 5) В нижней церкви при больнице, в пятницу в неделю святыя Пасхи, в день, празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6) В верхней больничной церкви, в день Святыя Троицы. 7) В храме св. Апостол Петра и Павла, 29 июня. В, скиту Всех Святых в верхней церкви; в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8 ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13 июля, и в нижней церкви, в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-островском в день памяти преподобного Александра Свирского , 30 августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день рождества св. Крестителя, 24 июня, и в день усекновения честныя Его главы, 29 августа, и в нижней , в день св. Трех Святителей, 30 января. В скиту св. Николая, в день, памяти Святителя, 6 декабря, и в день, перенесения св. Его мощей, 9 мая. В воскресные и праздничные дни служба на Валааме весьма продолжительна. Но внятное чтение, трогательное пение, церковное благочиние, вид самых иноческих одежд – словом, весь строй монастырского богослужения возбуждает в сердце каждого особое благоговение и многих трогает до слез. Миряне, не привыкшие к продолжительным церковным службам, в Валаамских храмах с благоговением выслушивают их от начала до конца, забывая, при помощи благодати Божией, усталость. Во всех часовнях в дни празднования тем святым, в честь которых оне устроены, также и у крестов совершаются молебныя пения с водоосвящением, в тех же из часовен, которые находятся при рыбных ловлях, с вечера бывает всенощное бдение; утром служат обедницу и молебен с водоосвящением, потом совершается соборный молебен настоятелем и поставляется праздничная трапеза для братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 ноября 2020 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в основание строящейся колокольни была заложена капсула с обращением к потомкам. Глава Нижегородской митрополии в этот же день совершил чин освящения кампанов, которые после богослужения были подняты на колокольню. 15 колоколов общим весом 12 787 килограммов изготовлены на Ярославском колокольном заводе братьев Шуваловых в городе Тутаеве. Главный благовестник звонницы весом 6200 килограммов — дар Президента Российской Федерации Владимира Путина к 800-летию Нижнего Новгорода. На профили колоколов нанесены рельефные изображения икон, посвященных праздникам и святым, в честь которых были освящены исторические храмы нижегородского кремля. Среди них — иконы Преображения Господня (в память уничтоженного в советское время Спасо-Преображенского собора), икона святителя Николая (в честь возрождаемой Никольской домовой церкви при манеже), икона Успения Божией Матери (в память разрушенного Успенского военного собора). Колокольня Спасо-Преображенского собора стояла к западу от него. Она была в виде восьмигранного столпа, с восьмигранной же шатровой крышей. В колокольне издревле были две церкви — во имя святых мучеников Иоанна Воина и Феодора Стратилата. Церкви сгорели во время большого пожара 1715 года. После пожара по наставлению митрополита Нижегородского и Алатырского Сильвестра (Волынского) была возведена каменная колокольня в виде восьмигранного столпа с шатровой крышей. После окончания строительства в 1716 году на нее с Часовой башни кремля были перенесены древние часы, приведенные боем к малым «зазванным» колоколам, общее число которых в начале XVIII века достигло 12. В августе 1918 года кремлевские храмы были закрыты для богослужения. К 1924 году закрытый в течение шести лет кафедральный собор отсырел и стал разрушаться. В ноябре губисполком начал разбирать колокольню при соборе. Губернский музей просил защиты ВЦИК для памятника XVII века, но губисполком успокоил — разборка только «для устранения опасных мест». Однако к 1929 году колокольня была разобрана. В том же году в связи со строительством Дома Советов собор взорвали.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820505...

Прошло уже 30 лет после блаженной кончины преподобного Савватия. Игумен Зосима, почитая его первым подвижником Соловецкого острова, скорбел душою, что мощи старца Божия покоятся на пустынном берегу Выги. В то же время игумен и братия Кирилловой обители писали Соловецким подвижникам: «Вы лишены великого дара – не с вами преподобный Савватий, который прежде вас потрудился для Бога на вашем месте, провел жизнь в посте и трудах, подвизался во всех добродетелях, как древние отцы; возлюбив Христа всей душой, удалился от мира и умер блаженной кончиной. Некоторые из братии нашей, бывшие в Великом Новгороде, слышали о старце Савватии повествование боголюбивого Иоанна, что он, путешествуя по торговым делам, сподобился видеть прп. Савватия живым, слышал духовное поучение его и вместе с игуменом Нафанаилом погребал почившего. Тот же Иоанн сказывал братиям нашим, что по молитвам прп. Савватия Господь сохранил от потопления на море брата его Феодора. Мы слышали, что при гробе его совершаются знамения и чудеса. Он угодил Господу. И мы сами – свидетели добродетельного жития его: блаженный отец довольно лет прожил с нами в дому Пресвятой Богородицы, в Кирилловом монастыре. Потому пишем к вашей святости и советуем: не лишайтесь такого дара, перенесите к себе преподобного и блаженного Савватия; пусть положены будут мощи его там, где много лет трудился он. Здравствуйте о Господе в вечную жизнь и о нас молитесь, боголюбивые, да избавимся от всех зол молитвами преподобного Савватия». Возвеселился духом игумен Зосима, прочитав послание. «Это не от людей, а от Бога!» – решили все его сподвижники. Немедленно отправились иноки к часовне на берегу Ваги. Когда раскопали уединенную могилу, то воздух наполнился благовонием, а когда открыли гроб, увидели нетленное тело, ни мало не повредившееся, и все одеяние целое. Перенесенные мощи положены были за алтарем Преображенского храма обители. Это было в 1465 году. С этого времени больные стали получать исцеление при гробнице Савватия. Преподобный Зосима скончался 17 апреля 1478 года. Мощи его были перенесены, вероятно, в Преображенский собор 2 сентября 1545 года. Повсеместное празднование на Соборе 1547 года установлено на день преставления каждому преподобному. Совместное празднование, посвященное перенесению мощей обоих святых в 1566 году в храм в честь преподобных Зосимы и Савватия, приходится на 8 августа. Жития святых, сложившиеся к 1503 году, в дальнейшем значительно расширились описанием посмертных чудес преподобных, которые не прекращаются и по сей дань. Соловецкие подвижники – одни из более почитаемых в Русской Церкви. Верующие особо прибегают к их молитвам в морских плаваниях и всяких недугах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

9 июня 1857 г. по инициативе С.-Петербургского митр. Григория (Постникова) Л. был назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря . По инициативе Л. инспектором семинарии стал вызванный из С.-Петербурга иером. Феогност (Лебедев) . Л. не допустил предполагавшегося перевода семинарии в город, считая, что пребывание учебного заведения в стенах Антониева мон-ря способствует дисциплине и благочестию студентов. В 1859-1860 гг. по инициативе Л. на средства столичных благотворителей в мастерской Ф. А. Верховцева была изготовлена новая рака для мощей прп. Антония Римлянина. 17 мая 1859 г. Л. стал ректором СПбДС, 4 июня прибыл в столицу. Новым инспектором и преподавателем богословия он назначил архим. Иосифа (Баженова), который, впрочем, не оправдал его надежд по причине «либеральных взглядов». Л. являлся также членом конференции СПбДА и внешнего академического правления, редактором ж. «Духовная беседа». 19 нояб. 1859 г. журнал указом Синода приобрел офиц. статус. 5 марта 1860 г. по утвержденному императором решению Синода Л. был определен викарием С.-Петербургской епархии, 13 марта в столичном Исаакиевском соборе митр. Григорием (Постниковым) в сослужении Киевского и Галицкого митр. Исидора (Никольского) , Херсонского и Одесского еп. Димитрия (Муретова) и др. архиереев хиротонисан во епископа Ревельского. При хиротонии присутствовали наследник цесаревич Николай Александрович († 1865) и вел. князья Александр Александрович (буд. имп. Александр III), Владимир и Алексей Александровичи. Но почти до Пасхи 1860 г. Л. еще жил в семинарии, исполнял обязанности ее ректора и читал ученикам лекции по богословию. После кончины митр. Григория, отношение к которому Л. называл «сыновним», с 18 июня по 13 авг. того же года он управлял С.-Петербургской епархией. Способствовал устроению на Невском проспекте столицы часовни (1860) Гуслицкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , за что получил благодарность митр. Московского свт. Филарета (Дроздова).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Снеси же просфору обратно тому, от кого взял, и впредь будь осторожнее». Как ни тяжело было это благословение, послушник безропотно его исполнил. Однажды братия со скотного двора высказала ему свою скорбь, что не всякий раз удается сходить в баню. «Эх, дети, – заметил отец Ионафан, – что вам заботиться о внешней чистоте тела, которое можно во всякое время омыть; не лучше ли подумать о внутренней чистоте души, нечистота которой бывает иногда едва заметна, между тем она вреднее всякого навоза, приставшего к телу извне». Игумен Ионафан, в детстве испытав не себе всю тягость сиротства, охотно принимал в монастырь способных к труду мальчиков-подростков, чаще сирот и детей бедных родителей. Дети учились в монастырской школе грамоте, а в мастерских – различным ремеслам. Игумен искренно радовался за тех, которые, проведя в обители юношеские годы, оставались в ней и принимали монашество. Одним из них был будущий настоятель обители игумен Гавриил, поступивший в монастырь еще отроком. При игумене Ионафане был выстроен второй кирпичный, смоляной и кожевенный заводы, хлебный амбар и скотный двор с фермой и всеми службами. Для доставки из Петербурга необходимых для монастыря грузов построен корабль. Расчищены, осушены от болот и распаханы годные для посевов и покосов участки земли. Особенным вниманием игумена Ионафана пользовалась монастырская библиотека. Его стараниями она пополнилась более чем на 1500 книг. Но самым главным в строительной деятельности игумена Ионафана стал выстроенный им вчерне каменный Спасо-Преображенский собор с колокольней. Храм величественно поднял свои главы с крестами, но дни игумена были уже сочтены. Летом 1890 года игумен Иоанафан почувствовал недомогание. В начале января 1891 года, отслужив в последний раз литургию на праздник Крещения Господня, старец ослаб настолько, что окончательно занемог и больше не выходил из кельи. Предчувствуя близкую кончину, он все дела по управлению обителью передал отцу казначею. Пособоровшись и причастившись Святых Христовых Таин, 20 января в 5 часов утра, в тот самый момент, когда в соборе на утрени пели великое славословие, игумен Ионафан тихо скончался. Его могила, осеняемая гранитным крестом, находится за алтарем церкви на Игуменском кладбище, рядом с могилой его предшественника игумена Дамаскина. Читать далее Источник: Валаамский патерик - пос. Валаам (Респ. Карелия): Изд. Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 2001. - 365, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последние 3 года жизни Г. тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 дек.) Г. принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря св. Варсонофия. Архим. Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Г. был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня. Канонизация 4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Г. и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Г. был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова Г. был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи Г. и свт. Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор, в 1633 г. кн. Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия Тверского. Рака с мощами Г. пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница. В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в к-рой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Г., крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, к-рой Казанский митр. Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Г. и др. святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу. В сент. 1918 г., после закрытия собора, мощи Г. переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , а после его закрытия в 1929 г.- в ц. во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в наст. время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому мон-рю. До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Г. икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Г. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в наст. время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Г. из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного сщмч. Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Г. привез рукопись из Селижаровского мон-ря и пожертвовал Благовещенскому собору.

http://sedmitza.ru/text/831260.html

Строителем нового храма назначен казённый архитектор Иван Парфенов, наблюдал за стройкой городничий Карл Бриммер. Строящийся собор могла видеть императрица Екатерина II, когда в 1780 году, путешествуя на юг, она останавливалась на ночлег в Опочке. Вначале строительство шло медленно. «Причиною этого было свободное обращение с пожалованными деньгами, которые скоро все вышли». Местный купец Степан Михайлович Викулин своими щедрыми пожертвованиями помог выстроить прекрасный собор. Дата «1791 год» на иконе относится к тому времени, когда строительство взял на себя Викулин. Фундамент собора был сделан из «дикого» камня, стены строили из кирпича. Собор был построен на новом месте и стал называться Спасо-Преображенским, как потому, что построен в честь Преображения Господня, так и потому, что в соборе находилась чудотворная икона Всемилостивого Спасителя. Собор был пятиглавым. Освящение храма было совершено архимандритом Афанасием, настоятелем Святогорского монастыря, по благословению архиепископа Псковского и Рижского Иннокентия. Строитель собора Степан Михайлович Викулин скончался 10 ноября 1800 года, отпевание его было совершено в Преображенском соборе, похороны состоялись на кладбище при церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Первоначально собор был выстроен без часовни с правой стороны и свечной лавки с левой стороны близ колокольни. Они были построены в 1877 году старостой собора Дмитрием Петровичем Хвощинским. Престолов было три. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, справа – Благовещения Пресвятой Богородицы, слева – Святой Великомученицы Параскевы. В соборе находилась спасённая из огня древняя чудотворная икона Всемилостивого Спасителя с предстоящими с правой стороны Пресвятой Богородицей, с левой стороны Святителя Николая. В 1426 году икона была прострелена литовцами. Для иконы была сделана чеканная серебряная позолоченная риза с такими же венцами над головами Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая и резной позолоченный киот. В венце Спасителя над тем местом, которое было прострелено литовцами, была сделана серебряная позолоченная звезда с хрустальной вставкой.

http://sobory.ru/article/?object=34582

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010