Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери. 5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

http://sobory.ru/article/?object=01534

Собор в честь Галичской иконы Божией Матери Авраамиева Городецкого монастыря. 1857 г. Собор в честь Галичской иконы Божией Матери Авраамиева Городецкого монастыря. 1857 г. К нач. XX в. главными святынями мон-ря были мощи прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление», чудотворная Галичская икона Божией Матери " Умиление " . В 1896 г. над мощами преподобного была установлена серебряная рака. Среди погребенных в обители - кнж. Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Феодоровича ), представители дворянских родов: Лермонтовых (в т. ч. предположительно и основатель рода Дж. Лермонт), Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и др. По Декрету от 30 авг. 1918 г. мон-рь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 г. вместе с др. ценностями из обители была изъята серебряная рака прп. Авраамия, местонахождение ее неизвестно. С нач. 20-х до сер. 30-х гг. XX в. в мон-ре, потеснив монашескую общину, разместился детдом. В кон. 1928 г. мон-рь был закрыт. Последний архим.- Серапион принял мученическую кончину (1938). С сер. 30-х и до кон. 50-х гг. в нем размещалась машинно-тракторная станция: в Покровском соборе находилась техника, а в соборе иконы Божией Матери «Умиление» - конюшня. В 30-х гг. была разрушена бóльшая часть монастырской ограды, уничтожено монастырское кладбище, надкладезная часовня на берегу озера. До 1975 г. в мон-ре находилась неполная средняя школа, с закрытием к-рой строения оказались окончательно заброшенными. Первый после 1928 г. молебен среди руин мон-ря был совершен 1 авг. 1990 г. еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым). 25 марта 1991 г. весь комплекс мон-ря был передан Костромской епархии РПЦ и началось его возрождение. 1 авг. 1991 г., в день памяти прп. Авраамия, еп. Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в мон-ре после 60-летнего перерыва. При наместнике обители игум. (с 3 мая 1994 архим.) Никандре (Анпилогове) в апр. 1992 г. был восстановлен надвратный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, 22 мая 1992 г. в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти прп. Авраамия 1 авг. 1992 г. на звонницу был поднят колокол, а 1 авг. 1993 г. еп. Александром освящен теплый Покровский собор. В мае 1993 г. найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горой близ озера, и над ним поставлена новая часовня. В окт. 1993 г. на восстановленную колокольню был укреплен крест, а в апр. 1994 г. освящены и подняты колокола. 6 июня 1995 г. архиеп. Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделом во имя прор. Илии. В 1997 г. в память о Дж. Лермонте и его потомках в обители была возведена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/62892.html

Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи и трудам по строительству храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы были удостоены: В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих: «Всех еще раз сердечно приветствую. Радуюсь видеть молодежь Западного викариатства, которая сегодня молится вместе со мной, постоянных прихожан этого нового храма. Еще и еще раз хотел бы пожелать, чтобы этот дом Божий всегда наполнялся народом, чтобы на богослужениях люди с чистым сердцем открывали помыслы и обращали свои молитвы ко Господу. Чтобы верующие, объединенные вокруг храма, творили добрые дела и совершали те служения, к которым сегодня Церковь призывает мирян. Чтобы наше слово, обращенное к людям, было не только призывом верить в Господа, но и указанием того, что нужно делать, чтобы быть ближе к Богу. А для этого те, кто провозглашает слово, все те, кто составляет приходские активы, в первую очередь должны быть примером для многих других. Да поможет всем нам Господь именно так, а не иначе нести свое христианское призвание! Еще раз сердечно вас поздравляю с праздником и с освящением этого замечательного храма. Спаси Господи!» В начале ХХ века в деревне Давыдково находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1930-е годы часовня была закрыта. В 1958 году в ней была устроена керосиновая лавка, в 80-х годах прошлого века часовня была снесена. В июле 2014 года в рамках Программы строительства православных храмов в Москве в районе Фили-Давыдково прошли общественные слушания по вопросу размещения Смоленского храма на земельном участке по адресу: ул. Давыдковская, владение 12 (напротив). Впоследствии на этом участке силами общины был построен временный деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Строительство каменного храма началось в октябре 2016 года и концу 2020 года, в год, когда отмечалось 30-летие МЧС России, строительные работы были завершены. Храмовый комплекс состоит из верхнего и нижнего храмов: верхний храм освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, нижний — в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/6011831.ht...

В 2000 году на ж/д станции Покров (дер. Перепечино) была восстановлена и начала действовать часовня в честь святых Царственных мучеников и страстотерпцев. Божьим промыслом часовня была открыта в воскресенье 16 июля – накануне злодейского убийства в Екатеринбурге семьи последнего Российского Императора Николая II. Вскоре, 25 августа, состоялось освящение часовни Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Шел пятый день после завершения юбилейного Архиерейского собора в Москве, на котором были прославлены в лике святых более тысячи Новомучеников и исповедников Российских. В их число вошли святые Царственные страстотерпцы – Царь Николай, Царица Александра, Наследник Престола цесаревич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Часовня на станции Покров стала первым в России святым местом, освященным в честь Царственных мучеников. С первых дней после её открытия каждый день в часовне читается Акафист Царственным страстотерпцам. За минувшие годы в часовне появились не только иконы Царственных мучеников, сегодня здесь можно увидеть целый ряд икон русских святых: благоверного князя Андрея Боголюбского (с частицей мощей) и благоверного князя Александра Невского, святителя Афанасия, епископа Ковровского (с частицей мощей), святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, святой блаженной Матроны Московской. Восстановлением часовни на станции Покров занималась Галина Николаевна Фомичева, жительница деревни Перепечино, журналист по профессии. Предлагаем вашему вниманию подготовленную ею публикацию, повествующую о восстановлении часовни. Царская часовня в деревне Перепечино Кто и когда построил часовню в деревне Перепечино, стоящую напротив здания вокзала железнодорожной станции Покров, местным краеведам установить не удалось. Престольным праздником здесь всегда был и остается день памяти пророка Божия Илии 2-го августа. Служить в часовню до её закрытия приезжали священники из Свято-Покровского храма г. Покрова. В часовне, или в здании вокзала, где проходило богослужение в зимнее время, была большая напольная икона Покрова Божией Матери. После закрытия часовни примерно в 1926 году эта икона хранилась в семье Василия Федоровича Филиппова, а затем была отдана в село Марково. Об этом рассказывала его дочь Александра Васильевна Перехожева.

http://sobory.ru/article/?object=04415

Во имя Симеона Верхотурского церковь. В конце 1944 года с разрешения уполномоченого по правам делами РПЦ при Оренбургском облисполкоме появился молитвенный дом в переулке Железнодорожном (улица Свердлова, 25). Официально зарегестрирова в начале 1946 года. 8 августа 1947 года выделен участок 18 соток по улице Ленина, 69. Полученно разрешение на строительство церкви при условии постройки храма в один год и три месяца. При невыполнении условий недостроенное здание церкви отбиралось под другие цели. Сруб школы под церковь был приобретён общиной в Зилаирском районе. В 1948 году у общины появился свой настоятель (Феодот Алексеевеч Безногов, 25 февраля 1868 - 19 августа 1962, летом 2004 года перезахоронен слева от Богоявленского храма). 1 июня 1949 года появилось распоряжение о изъятии построенного храма у общины под школу. 1 мая 1991 года здание передано православной общине. 24 сентября 1992 года освящен восстановленный храм. Спустя 10 лет храм Симеона Верхотурского вынужденно был разобран из-за ветхости. 21 августа 2001 года совершён чин строительства новой церкви на месте разобранной. Крестильная церковь Богоявления Господня. Церковь построена в 1996-1998 годах. Освящена 16 декабря 1998 года митрополитом Леонтием (Бондарем). Церковь Царственных Страстотерпцев. Построена в 2013-2017 годах в формах шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Церковь Вадима, архимандрита Персидского. Надвратная церковь построена в 2009-2012 годах. Освящена к 200-летней годовщине Отечественной войны 1812 года - 8 сентября 2012 года. Домовая церковь Николая Чудотворца. Строительство домового храма и первого детского корпуса началось в 1995 году. Освящена церковь 8 сентября 1998 года. Колокольня  во славу Святой Троицы построена осенью 1999 года в честь 2000-летия Рождества Христова. Освящена летом 2000 года. Часовня Макария Оренбургского. Часовня в угловой юго-западной башне ограды, построена в 2000 году. Часовня водосвятная, о священная в 2003 году. Часовня иконы Божией Матери Живоносный Источник. Водосвятная часовня-купальня построена в 2011-2012 годах на средства В. П. Захватова в формах часовни в Николо-Угрешском монастыре. Освящена 6 мая 2012 года.

http://sobory.ru/article/?object=47717

В начале XVIII ст., кроме Успенской церкви, в селе существовала, как видно из сохранившейся храмозданной грамоты 1767 г., другая деревянная церковь с престолом в честь св. и чудотв. Николая; время первоначального ее построения неизвестно. В 1727 г. 7 февраля по прошению Успенской церкви попа Федора с прихожанами дан был из св. Синода указ о строении в селе новой деревянной церкви в честь Успения Божией Матери, вместо бывшей обветшавшей; церковь эта была построена и освящена в следующем 1728 г. Обе деревянные церкви, Успенская и Николаевская, стояли в селе до 1767 г., а в этом году Николаевская церковь за ветхостью была упразднена и на ее месте, по благословению преосв. Павла, епископа Владимирского и Муромского, усердием прихожан положено было основание каменной церкви в честь Успения Божией Матери с теплым приделом во имя св. и чудотв. Николая. Теплый придел окончен строением и освящен в 1772 г., а холодный Успенский престол освящен в 1777 г. В 1792 г., по благословению преосв. Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, прихожане в теплой церкви построили другой придел с престолом в честь св. прор. Илии. Колокольня при церкви и ограда - каменные. Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особого внимания заслуживают св. иконы Господа Вседержителя, украшенная серебряною ризою с позолоченным венцом, и икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами, гроб Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом. Церкви принадлежат здания: каменная ризница, устроенная в 1879 г. на юго-западной стороне церкви, каменная сторожка близ церкви, каменная богадельня за церковною оградою, построенная усердием дворянина Петра Гавриловича Пахомова в 1854 г., каменная часовня среди села, издавна построенная прихожанами в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» и деревянная часовня близ кладбища, издавна построенная прихожанами в честь св. прор. Илии. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1875 г. и хранится в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03512

Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом. Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона. Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения в Сокольниках. В наши дни часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

По переписным книгам 1748 г. состоявшее в приходе Покровской церкви села Тешилова сельцо Артёмово принадлежало капитану Ивану и прапорщику Андрею Филипповым Пальчиковым. В конце XVIII в. их наследниками были жена Андрея Филипповича – вдова Анна Петровна с детьми Михаилом, Петром, Николаем и Димитрием Андреевичами, а также дети Ивана Филипповича Пальчикова – надворный советник Яков Иванович, секунд-майор Николай Иванович и обер-провиантмейстер Василий Иванович Пальчиковы. В начале 1840-х годов в деревне Артёмово жил поэт Е.А. Баратынский, когда строил новый дом для своей семьи в усадьбе Мураново. После революции барский дом долго служил школой, потом в нём планировали открыть музей Баратынских. В годы перестройки он был разобран на кирпич, включая и фундамент. Теперь это место отдано под застройку. В клировой ведомости за 1849 г. впервые встречаем упоминание о находившейся при сельце Артемове каменной часовне, построенной Пальчиковыми еще в XVIII в., хотя точной датировки по архивным документам не найдено. Богослужение в часовне совершалось в определенные дни сначала причтом Покровской церкви села Тешилова, а затем Ахтырской церкви села Ахтырки. Народное предание гласит, что по реке Сумерь, которая протекала через деревню Артемово, плыла икона. Крестьяне, трудившиеся на поле, вынули эту икону из воды. В честь этого события на месте обретения Страстной иконы Божией Матери была построена часовня. Часовня простояла долгое время. К сожалению, годы гонений не обошли эту святыню стороной. В 1933 г. великая скорбь постигла жителей деревни, когда они увидели, что по инициативе руководства колхоза «Росхмель» часовня была разрушена. Место их общей молитвы было поругано и разорено. В начале 1990-х годов коренная артемовская жительница преклонных лет, Киселева Раиса Ивановна, возгорелась желанием воздвигнуть в своей родной деревне православный храм. Будучи малограмотной, но имея горячую веру, эта женщина приходила в администрацию района, просила, убеждала, доказывала необходимость постройки храма. Ее настойчивые просьбы, усилия и труды не остались тщетными. При поддержке благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека была зарегистрирована община верующих, получили землеотвод под строительство храма. Благодаря помощи районной администрации и Художественно-производственного предприятия «Софрино» началось возведение храма. Церковь строилась из дерева – в стиле старинных русских северных храмов. Около храма построена символическая часовня-столп с иконой святого великомученика Пантелеимона. В храме пребывает крест с частицами мощей более ста подвижников Православной веры.

http://sobory.ru/article/?object=04975

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги… И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь. Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось. Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

http://pravoslavie.ru/46.html

Можно предположить, что и часовня и храм в селе Марково честь Казанской Божией Матери были построены в одно время, то есть, в начале прошлого века и одним и тем же строителем. Думаю, что кирпич доставлялся по железной дороге на станцию Покров, а уже отсюда на лошадях его увозили к месту строительства в 6-ти километрах от станции. Случилось и событие, которое предполагало памятный знак в виде часовни. В 1913 году праздновалось 300-летия Дома Романовых. В мае Государь Император Николай II вместе с семейством совершил путешествие по старинным русским городам. В пути царский поезд делал остановки, и венценосное семейство выходило полюбоваться окрестностями. Была такая остановка и на станции Покров. Сергей Юрьевич Фокин вспоминает рассказ своего дедушки Ивана Егоровича Фокина, который отметил, что половодье в тот год было большое, и разлив был хорошо виден прямо со станции. Население деревни о следовании царского поезда предупредили и обязали выйти к Государю на поклон и приветствовать его. Местный краевед Нина Васильевна Большакова была первой, кто строительство часовни на станции Покров связал с пребыванием Государя с наших местах. Император сделал остановку и у деревни Омутищи. Об этом рассказывала мама Нины Васильевны. Она была 8-9-летней девочкой и помнит, как вместе с другими бежала к царскому поезду. Хорошо запомнились ей белые нарядные платья Государыни Императрицы и её дочерей на весеннем зеленом лугу. Безусловно, сегодня, когда часовня восстановлена и освящена в честь святых Царственных мучеников и страстотерпцев, уже не имеет значение то, верны ли исторические предположения. Нашей деревенской часовне повезло: она не была разрушена до основания, несмотря на подобные попытки. Время завоевания господства новой идеологией было очень жестоким. Оно делало врагами родных людей. Мой прадед Федор Федорович Филиппов был старостой деревни. Часовня входила в круг забот старосты. В его дом, завершив богослужение, священники приходили обедать, при этом очень хвалили пироги жены старосты Анна Федотьевны. Моя мама Клавдия Николаевна Фомичева рассказывала, как девочкой-подростком она помогала дедушке подготовить часовню к празднику Пасхи, чистила и протирала иконы. А ее брат Василий Филиппов вошел в число молодых активистов новой власти и с группой молодых деревенских жителей сбрасывал купол и крест. Всех, кто составил эту группу, ждала погибель. Причем, от рук новой власти, которая поручила им это разрушение местной святыни.

http://sobory.ru/article/?object=04415

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010