Изучение останков храма, его внутренних деталей, скрытых прежде холстом, позволило автору проекта реставрации Казанской церкви архитектору Г.Г. Оранской прийти к выводу, что они были когда-то самостоятельным сооружением, имевшим небольшую трапезную, равную сохранившемуся верхнему бревну, выступающему с южной стороны церкви. Нижележащие бревна, по мнению Г.Г. Оранской, были обрублены, сохранились следы обруба. Определенные ею размеры первого храма совпадают с размерами алтаря и собственно церкви без позднее пристроенной трапезной, данными исследователями конца XIX - начала ХХ в.в. Трапезная, как считала Г.Г. Оранская, была пристроена к первому храму в середине XIX в. Другим, не менее ценным открытием Г.Г Оранской в истории Казанского храма было уточнение его возраста, который увеличивался благодаря найденному в Московском архиве документу на целых 12 лет. По этому документу, храм был возведен в 1667 г. К сожалению, автор, ссылаясь на документ, не дает его выходных данных. В пользу основания Казанского храма в 1667 г. свидетельствует и ситуация, сложившаяся к тому времени в Илимске. Старый острог со всеми постройками, находящимися внутри него, сгорел. Быстро развивающийся город, - в тот период - фактически столица Восточной Сибири, - остался без единой церкви. Высокое религиозное чувство, господствующее в XVII в. в народе, должно было поставить разрешение этой проблемы на первое место. К тому же, по существующей среди казаков традиции, строительство нового острога обычно сопровождалось воз¬ведением у центральных ворот небольшой церкви или часовни как Божественного оберега крепости. Такие храмы чаще всего посвящали Николаю Чудотворцу или, как в нашем случае, Казанской Пресвятой Богородице - покровителям воинов и казачества. Однако новая дата построения храма, открытая Оранской, была не замечена исследователями. В последующих публикациях на эту тему дата основания отреставрированной Казанской церкви из Илимска оставалась та же (1679 год), как было указано в Клировой ведомости г. Илимска за 1884 г. Причины замалчивания новой даты строительства храма (ее не опровергали и не поддерживали) заключались, на наш взгляд, в следующем: работа Г. Г. Оранской «Пояснительная записка к эскизному проекту Казанской церкви из Илимска» не была опубликована, и о ней мало кто знал. Для тех же, кто ознакомился с трудом Галины Геннадьевны, большое сомнение вызвало ее утверждение, что трапезная была пристроена к церкви в середине XIX в., так как слишком много архитектурных и конструктивных элементов. характерных для конца XVII - начала XVIII в.в. имело это строение.

http://sobory.ru/article/?object=17511

В 1918 году подворья Ягодинского Введенского и Спасского свято-Троицкого монастырей в Нижнем Новгороде были национализированы (муниципализированы) новыми советскими властями. Часовни подворий оказались приспособлены под жилье, при этом их облик был обезображен. То, что они уцелели, является счастливым стечением обстоятельств (аналогичные строения, например, на улице Горького, напротив кинотеатра «Спутник», на площади Горького, на Ковалихе и др. были снесены). Дело, видимо, в том, что оба этих сооружения оказались построенными вблизи тех мест, где, как уже говорилось выше, в средние века стояли деревянные часовни, действительно маркировавшие границы города. Краеведческой общественностью новые каменные часовни стали восприниматься как преемницы старых. Это и привело к постановке их на государственную охрану в качестве «памятных знаков». Впрочем, не исключено, что историки-краеведы, в числе которых был и И.А. Кирьянов, просто не стали афишировать действительные причины возникновения часовен, а сделали своеобразный «ход конем», чтобы сохранить памятники… В настоящее время обе часовни, отреставрированные по проектам архитекторов В.А. Широкова и О.Ю. Галая, возвращены Русской православной церкви. Этого ждут и сохранившиеся жилые дома бывших монастырских подворий на Варварке и Ильинке. А.И. Давыдов " Чудом уцелевшие: часовни на Варварской и Ильинской улицах в Нижнем Новгороде "   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01879

118 Республика Карелия. Подгорская (Паяницы). Часовня Михаила Архангела 119 Республика Карелия. Маньга. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы 120 Ленинградская область. Гоморовичи. Часовня Николая Чудотворца 121 Новгородская область. Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Кирика и Иулиты из деревни Кашира Маловишерского района 122 Новгородская область. Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Марии Магдалины из деревни Малышево Пестовского района 123 Тверская область. Василёво. Музей деревянного зодчества. Часовня Михаила Архангела из деревни Максимово Удомельского района 124 Архангельская область. Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Часовня Макария Унженского и Желтоводского из д.Фёдоровская Плесецкого района 125 Архангельская область. Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Часовня Илии Пророка из д.Мамоново Плесецкого р-на 126 Республика Карелия. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Часовня Спаса Нерукотворного Образа из д. Вигово 127 Республика Карелия. Коккойла. Часовня Варвары великомученицы 128 Республика Карелия. Пяльма. Часовня Илии Пророка 129 Республика Татарстан. Семь Ключей. Неизвестная часовня 130 Новгородская область. Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района 131 Республика Карелия. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Часовня Петра и Павла из Типиниц 132 Тверская область. Василёво. Музей деревянного зодчества. Часовня Успения Пресвятой Богородицы из д. Финдиряево Вышневолоцкого района 133 Иркутская область. Тальцы. Часовня Спаса Нерукотворного Образа в Спасской башне Илимского острога 134 Тверская область. Глазуново. Часовня Спаса Преображения 135 Костромская область. Кострома. Музей деревянного зодчества. Неизвестная часовня из д. Притыкино 136 Костромская область. Кострома. Музей деревянного зодчества. Часовня Казанской иконы Божией Матери из д. Большое Токарево 137 Ленинградская область. Коневец, остров. Рождества Пресвятой Богородицы Коневский монастырь. Часовня Арсения Коневского на Конь-Камне

http://sobory.ru/best/?auth=10304

94 Пермский край. Гора. Архитектурно-этнографический музей. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " из Тохтарёво 95 Пермский край. Гора. Архитектурно-этнографический музей. Церковь Спаса Преображения из с. Янидор Чердынского района 96 Архангельская область. Порженский погост, урочище. Церковь Георгия Победоносца 97 Нижегородская область. Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной 98 Нижегородская область. Владимирское. Церковь Владимирской иконы Божией Матери 99 Нижегородская область. Юрино. Церковь Казанской иконы Божией Матери 100 Ленинградская область. Лиственка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 101 Ленинградская область. Посад. Церковь Афанасия Великого 102 Республика Карелия. Поля. Церковь Илии Пророка 103 Тверская область. Василёво. Музей деревянного зодчества. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " из села Пылёво 104 Псковская область. Псков. Церковь Варвары великомученицы 105 Нижегородская область. Советский район. Музей-заповедник " Щёлоковский хутор " . Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из с. Зеленово Городецкого района 106 Ленинградская область. Старая Ладога. Церковь Димитрия Солунского 107 Республика Карелия. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Часовня Михаила Архангела из Лёликозера 108 Пермский край. Чусовой. Неизвестная часовня из д. Мохнутино Чусовского района в Парке истории реки Чусовой 109 Республика Карелия. Насоновщина. Часовня Петра и Павла 110 Республика Карелия. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Часовня Трёх Святителей из Кавгоры 111 Архангельская область. Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Часовня Троицы Живоначальной из д. Вальтево Пинежского р-на 112 Архангельская область. Вершинино. Часовня Николая Чудотворца 113 Архангельская область. Глазово. Часовня Сошествия Святого Духа 114 Архангельская область. Зехнова. Часовня Иоанна Богослова 115 Республика Карелия. Еглово. Часовня иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " 116 Республика Карелия. Корба. Часовня иконы Божией Матери " Знамение " 117 Республика Карелия. Усть-Яндома. Часовня Георгия Победоносца

http://sobory.ru/best/?auth=10304

Можайское. Казанской иконы Божией Матери, моленная (1995), Древлеправославная Поморская Церковь Нижнемарьино. Николая Чудотворца, старообрядческая моленная (2011), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Прогорелое. Казанской иконы Божией Матери, церковь (1910), Петропавловское благочиние Старая Криуша. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (1863), Петропавловское благочиние Забайкальский край Доно. Николая Чудотворца, церковь (1851), РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Харагун. Андрея Первозванного, церковь (2014), Читинское благочиние Черемхово. Николая Чудотворца, церковь (1910), утрачена . Чита. Аввакума протопопа, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Ивановская область Вичуга. Николая Чудотворца в Новой Гольчихе, церковь (1868), утрачена . Вишня. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Золотилово. Василия Великого, церковь (1895), РПСЦ, Нижегородско-Владимирская епархия Золотилово. Василия Великого (старая), церковь (1914), утрачена . Кинешма. Неизвестная моленная (1798), утрачена . Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1904), Монастырское благочиние Пестяки. Троицы Живоначальной, церковь (1905), утрачена . Приволжск. Казанской иконы Божией Матери, часовня (1882), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Шуя. Всехсвятский единоверческий женский монастырь (1880), Единоверческие храмы Шуя. Шуйской Смоленской иконы Божией Матери, церковь (1906), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Иркутская область Иркутск. Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне), церковь , Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (1906), утрачена . Моты. Симеона, Киприана и Иосифа, святых мучеников Иргенских со дружиною, часовня (2013), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Моты. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, церковь (2015), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Казахстан Бобровка. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (1994), Белокриницкое согласие

http://sobory.ru/oldbelief/

В июне 1914 года Комитет общества благоустройства поселка Княж-Мещерский 8 стана Московского уезда при платформе «Востряково» Киево-Воронежской железной дороги в 12 верстах от Москвы подал в Строительное отделение Московского губернского правления прошение. В этом прошении Комитет общества благоустройства просил о разрешении построить на усадебном месте в дачном поселке Княж-Мещерский часовню в память 300-летия дома Романовых. Прошение было также подано в Московскую духовную консисторию. Московская духовная консистория 12 августа 1914 года уведомила Строительное отделение Московского губернского правления, что «не имеется никаких препятствий к означенной постройке часовни». В соответствии с протоколом 501 Совещательного присутствия Строительного отделения от 21 августа 1914 года проект часовни в память 300-летия дома Романовых в поселке Княж-Мещерский был утвержден и выдано разрешение на ее строительство. 20 октября 1914 года пристав 2 участка Хамовнической части г. Москвы передал копию чертежа часовни и разрешение на ее строительство председателю Общества благоустройства поселка Княж-Мещерский. В советское время часовня была разрушена, как любая память об императорском доме Романовых. На месте православного храма и там, где стояла часовня, долгое время была огромная яма, в которую сбрасывали мусор и бытовые отходы. Это очень хорошо видно на немецкой карте Подмосковья от 1940 года и аэрофотосъемке фашистских разведывательных самолетов от 1942 года. В советское время поселок потерял первую часть имени и стал называться просто Мещерским. Название Мещерский появилось на картах только с 1927 года. В 1964 году поселок был включен в состав территории города Москвы. Ровно через 200 лет после сожжения церкви, в 2012 г., Правительством Москвы принято решение о включении строительства храма в программу «Строительство 200 православных храмов на территории города Москвы». И на месте храма в честь Казанской иконы Божьей Матери, сожженной во время Наполеоновского нашествия в России, после ликвидации и разборке церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы «Златоверхая», при строительстве нового гостиного двора при Екатерине Великой и часовни, построенной в честь 300-летия дома Романовых, уничтоженной в годы советской власти большевиками, будет возведен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в пос. Мещерский. В 2014 году был освящен деревянный храм, в котором служат Божественную Литургию. В 2015 году начались строительные работы по основному каменному храму и приходскому дому.

http://sobory.ru/article/?object=45449

В 1991 г. согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. было определено открытие женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Тогда же начались реставрационные работы. За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине города. Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны. http://hram-tver.narod.ru/ Казанский монастырь в Вышнем Волочке – женский православный монастырь, основанный в 1881 г. как общежительный из женской общины, образованной на средства князя Арсения Степановича Путятина. Ныне монастырь Казанской иконы Божией Матери, закрытый в советское время и открытый для возрождения в 1991 г., является действующим. В конце XVI века в Вышний Волочек местными купцами был привезен список с Казанской иконы Богоматери. В писцовых книгах под 1583 г. значится Николаевский Вышневолоцкий погост с двумя деревянными церквями – Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца, в одном из храмов находился большой список чудотворного образа. Летом 1724 г. возникший в погосте большой пожар уничтожил обе церкви, но икона уцелела. В честь нее был возведен новый деревянный храм с приделами святого Николая Чудотворца и великомученика Дмитрия Солунского. Но он простоял недолго и в 1742 г. также сгорел во время пожара, уничтожившего много домов в Вышнем Волочке. Икона при этом пропала. Спустя некоторое время её обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была выстроена часовня, в ней на возвышении установлен чтимый Казанский образ Божией Матери для поклонения приходящими и проезжающими. Над одним из ключей срубили «деревянный колодезь».

http://sobory.ru/article/?object=00313

В 15 верстах от Вознесенского монастыря, к западу есть деревенька, именуемая «Малая Бланка». В распадине, между двумя горами, по направлению от востока к западу, стоит это селение (ныне в нем около 50 дворов), осененное дремучим лесом. Здесь, во времена Святителя, был складочный амбар монастырского хлеба, и жило несколько монастырских служителей, для посева хлеба и сенокошения. Нравилась пустынная местность Святителю, и часто приезжал Он в эту деревню отдыхать от забот управления, о чем жители деревеньки, но преданность отцов, вспоминают с особенным чувством. Осматривая хозяйство, Он собственными руками принимал участие в полевых работах. Недавно показывали мостки через ручей, текущий по селению, по которым переходил Угодник Божий. На память частого Его здесь пребывания остается в селении часовня, Им основанная, в которую ходил Первосвятитель с крестным из монастыря ходом, и предрек, что на месте часовни будет здесь церковь . В этой часовне прирублена в последствии колокольня и снабжена четырьмя звучными колоколами от усердия Иркутских граждан. Остается в вопросе: в какое наименование основана была эта часовня Святителем? Одни говорят, во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и указывают на образ сего Угодника, подаренный часовне Святым Иннокентием. Но другие утверждают, что часовня была устроена в честь иконы Божией Матери Казанские. Мы соглашаемся с последним преданием на следующих основаниях: первое, Образ Святителя Николая мог быть дан в часовню и без посвящения ее сему Угоднику. Второе, как мы видели в заметке о построении нынешнего Кафедрального Собора, во дни Святителя Иннокентия в Иркутске особенно выразилось чествование Иконы Божией Матери Казанской, и устроение Малоеланской часовни могло быть следствием сего народного настроения. Третие, в прежние годы (ныне не то), в день Казанской Божией Матери, 22 Октября, Иркутские граждане в большом количестве, семейно отправлялись в Малую Бланку, какового усердия не являли ко дню Святителя Николая. Наконец, четвертое, и ныне Малоеданские жители более торжественно празднуют в день Казанской Божией Матери, чем во дни Святителя Николая. К 22 Октября приглашают приходского священника (принадлежат к приходу Спасской церкви гор. Иркутска), для отправления в часовне всенощного бдения, водоосвящения и обедницы, и потом обносят иконы по домам. И 9 Мая, хотя также приглашают священника, но только для освящения полей, для чего нужно же жителям избрать какой-нибудь день. В часовне замечателен древнейший образ Святителя Иннокентия на полотне, может быть, более всех других подходящий к подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

далее... 25.10.02 - Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Иверской 25.10.02 - Часовня Иверской иконы Божией Матери Елена Лебедева, 25 октября 2002 г. Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Список с чудотворного Иверского Образа был написан иконописцем Иверского монастыря специально по просьбе московского царя. Москвичи всегда очень любили свою часовню. Ее называли " отрадным перепутьем для всех верующих " . далее... 25.10.02 - Рассказ об Иверской иконе Божией Матери Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы - на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон... далее... 14.10.02 - Храм Покрова Божией Матери Елена Лебедева, 14 октября 2002 г. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. далее... 12.10.02 - " Радуйся, радосте наша! " Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), 2001 г. Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в праздник Покрова Матери Божией. далее... 04.10.02 - Рассказы о детях Наталия Д. Шаховская-Шик, рассказы Автор этих рассказов - Наталия Дмитриевна Шаховская-Шик, мать пятерых детей, жена священника о.Михаила (Михаила Владимировича) Шика, расстрелянного в 1937 году... С чувством благоговения и пристальным вниманием она относилась и к своим, и к чужим детям, записывала (особенно о первых трех) все, что казалось ей важным для понимания их внутренней жизни. Позднее, в 30-е годы, эти записи оформились в маленькие рассказы... далее... 03.09.02 - Фрески - маленькие истории и стихотворения в прозе Максим Яковлев, рассказы " Фрески - это когда пишут прямо по свежей штукатурке; по свежей, впитывающей образ основе… по свежей памяти, ибо память - источник всякого искусства: живописец наносит на холст пятно или линию всегда по памяти; композитор торопится зафиксировать в нотных знаках мелодию, которую удерживает в памяти; так и писатель, являясь частью речи, немыслим без памяти.

http://zavet.ru/bhr0201.htm

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. Полтавская битва В 1709 году перед Полтавской битвой царь Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки . В 1721 году царь Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург , где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре , а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте . В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор . Отечественная война В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять. Утрата и списки До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казани ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре . В ночь на 29 июня 1904 года чтимый образ был украден из обители. Известие потрясло Россию и явилось предзнаменованием предстоящих испытаний. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждения. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопросов. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев .

http://drevo-info.ru/articles/7646.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010