28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовно-просветительское Александро-Невское братство, к-рое возглавил настоятель иером. Феодосий. Целью братства было содействие уч-щу в распространении «духовно-нравственного просвещения и противодействие иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству б-ку (2500 т.), пожертвованную мон-рю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники уч-ща пользовались б-кой бесплатно, жители Городца - за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в мон-ре лечебницу на 5 коек с фельдшером и аптекой, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. Александро-Невским братством в Городце было открыто начальное жен. уч-ще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская Духовная консистория утвердила при Александро-Невском братстве миссионерское отд-ние, попечителем к-рого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами - до 1889) миссионерское отд-ние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, к-рые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский. Материальное положение мон-ря Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллово и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, к-рые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, к-рые стремились изъять принадлежавшие мон-рю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным. В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Мон-рю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница Бычиха с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р. Подворья

http://pravenc.ru/text/166241.html

6 июля 1941 г., в день моей любимой иконы Владимирской Божией Матери, меня вызвали в спецчасть предприятия, где я работал, объявили: броня на освобождение от военной службы снимается и я направляюсь в распоряжение Министерства обороны; должен явиться на следующий день к 10 часам, дали адрес. Немедленно поехал домой, вызвал с работы Киру, поехали проститься к ее и моим родным. Поздно вечером пошли к о. Герману, тайному иерею и нашему другу. Ночью он отслужил литургию, исповедовал, причастил нас. Всю ночь молились, утром прямо от него поехали с Кирой по данному адресу. На душе после литургии и причастия было спокойно. Тяжелым, грустным и полным внутреннего трагизма было прощание с Кирой, слезы застилали глаза. Приняло меня какое-то высокое начальство, сказали, что, учитывая мою специальность и профиль работы, меня посылают работать по радиообнаружению объектов (теперь называется радар). Посадили в закрытую машину с тремя моими сослуживцами и в неизвестном направлении повезли. По прибытии сообщили: с территории выхода нет, питание будет хорошее, письма родным – одно в три месяца, вставать, завтракать, ужинать, спать по сигналу; работа по 15 часов в сутки, любые разработки сразу воплощаются в металле, имеются мощные производственные мастерские; прозвучали угрозы – как будут караться нарушения. Мы все военнообязанные, нам присвоят воинские звания. С нами будут работать заключенные, крупные специалисты; указали, как с ними должны общаться. Мы поняли, что попали в закрытый привилегированный лагерь, в дальнейшем такие лагеря называли “шарашкой”. Стали работать, но пробыли в Москве только месяц, в конце августа нас на самолетах эвакуировали в другой город. Всю войну я проработал в этой организации, раз двадцать в составе бригады меня направляли на фронт для испытания разработанного оборудования, но все проходило под наблюдением охраны и без возможности общаться с посторонними. От родных получали письма, в которых часть текста была тщательно зачеркнута, грубо замарана черной краской.

http://pravmir.ru/yurij-i-kira-kak-prosh...

94 Пермский край. Гора. Архитектурно-этнографический музей. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " из Тохтарёво 95 Пермский край. Гора. Архитектурно-этнографический музей. Церковь Спаса Преображения из с. Янидор Чердынского района 96 Архангельская область. Порженский погост, урочище. Церковь Георгия Победоносца 97 Нижегородская область. Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной 98 Нижегородская область. Владимирское. Церковь Владимирской иконы Божией Матери 99 Нижегородская область. Юрино. Церковь Казанской иконы Божией Матери 100 Ленинградская область. Лиственка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 101 Ленинградская область. Посад. Церковь Афанасия Великого 102 Республика Карелия. Поля. Церковь Илии Пророка 103 Тверская область. Василёво. Музей деревянного зодчества. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " из села Пылёво 104 Псковская область. Псков. Церковь Варвары великомученицы 105 Нижегородская область. Советский район. Музей-заповедник " Щёлоковский хутор " . Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из с. Зеленово Городецкого района 106 Ленинградская область. Старая Ладога. Церковь Димитрия Солунского 107 Республика Карелия. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Часовня Михаила Архангела из Лёликозера 108 Пермский край. Чусовой. Неизвестная часовня из д. Мохнутино Чусовского района в Парке истории реки Чусовой 109 Республика Карелия. Насоновщина. Часовня Петра и Павла 110 Республика Карелия. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Часовня Трёх Святителей из Кавгоры 111 Архангельская область. Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Часовня Троицы Живоначальной из д. Вальтево Пинежского р-на 112 Архангельская область. Вершинино. Часовня Николая Чудотворца 113 Архангельская область. Глазово. Часовня Сошествия Святого Духа 114 Архангельская область. Зехнова. Часовня Иоанна Богослова 115 Республика Карелия. Еглово. Часовня иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " 116 Республика Карелия. Корба. Часовня иконы Божией Матери " Знамение " 117 Республика Карелия. Усть-Яндома. Часовня Георгия Победоносца

http://sobory.ru/best/?auth=10304

Можайское. Казанской иконы Божией Матери, моленная (1995), Древлеправославная Поморская Церковь Нижнемарьино. Николая Чудотворца, старообрядческая моленная (2011), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Прогорелое. Казанской иконы Божией Матери, церковь (1910), Петропавловское благочиние Старая Криуша. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (1863), Петропавловское благочиние Забайкальский край Доно. Николая Чудотворца, церковь (1851), РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Харагун. Андрея Первозванного, церковь (2014), Читинское благочиние Черемхово. Николая Чудотворца, церковь (1910), утрачена . Чита. Аввакума протопопа, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Ивановская область Вичуга. Николая Чудотворца в Новой Гольчихе, церковь (1868), утрачена . Вишня. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Золотилово. Василия Великого, церковь (1895), РПСЦ, Нижегородско-Владимирская епархия Золотилово. Василия Великого (старая), церковь (1914), утрачена . Кинешма. Неизвестная моленная (1798), утрачена . Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1904), Монастырское благочиние Пестяки. Троицы Живоначальной, церковь (1905), утрачена . Приволжск. Казанской иконы Божией Матери, часовня (1882), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Шуя. Всехсвятский единоверческий женский монастырь (1880), Единоверческие храмы Шуя. Шуйской Смоленской иконы Божией Матери, церковь (1906), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Иркутская область Иркутск. Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне), церковь , Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (1906), утрачена . Моты. Симеона, Киприана и Иосифа, святых мучеников Иргенских со дружиною, часовня (2013), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Моты. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, церковь (2015), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Казахстан Бобровка. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (1994), Белокриницкое согласие

http://sobory.ru/oldbelief/

Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы. 1 престол 40. Рождественский завод (Средний Рождественский, Ножёвка) Церковь свт. Николы Чудотворца. 1 престол. Настоятель о.Дмитрий Феодорович Кирпищиков (1898) 41. с. Ситниково (Ситники) а) Церковь св. Архистратига Божия Михаила. 1 престол. б) дер. Черная. Часовня свв. Стефана Пермского и Илии Пророка. Настоятель о.Иоанн Евграфович Войтяхов (1898) Соликамский уезд 42. с. Воскресенское а) Церковь Воскресения Христова. 1 престол. б) дер. Паздниково. Часовня. в) дер. Володино. Часовня. Настоятель о. Аполлоний Михайлович Аленьковский (1898) о. Петр Дмитриевич Вяткин (1912) 43. с. Нийнское а) Церковь свт. Стефана Пермского. 1 престол. б) дер. Жайгора. Часовня. в) дер. Пастаногово. Часовня. г) дер. Сюзьвяки. Часовня Всех Святых. д) дер. Потаниха. Часовня иконы Божией Матери всем скорбящим Радости. Настоятель о.Симеон Антонович Конюхов (1898) 44. с. Паздниково а) Церковь свт. Николы Чудотворца. 1 престол. б) дер. Бояры. Часовня 45. с. Пыскорское (Пыскор) Церковь свт. Николы Чудотворца. 1 престол. Настоятель о.Иоанн Александрович Ладыжников (1898) ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ (Екатеринбургская епархия) Екатеринбургский уезд 1. г. Екатеринбург, Толстиковский приход Ул. Спасская (ныне - Степана Разина). а) Церковь Всемилостивого Спаса ( " Толстиковская " ). 3 престола. б) Церковь св. Архистратига Божия Михаила ( " Коробковская " ). 1 престол. Сибирский тракт. На " толстиковской " половине единоверческого кладбища. Настоятель о. Антоний Афанасиевич Колосов (1889), второй священник Николай Феодорович Карпинский (1899) 2. г. Екатеринбург, Рязановский приход Ул. Златоустовская (ныне - ул. Р. Люксембург). а) Церковь Пресвятыя Троицы ( " Рязановская " ). 3 престола. В 1839 году бывшая беглопоповская церковь, под давлением светских властей (строитель каменного молитвенного дома Яким Рязанов и представители еще пяти семейств предпочли стать единоверцами и не прекратить экономическую деятельность), стала единоверческой, с южным Иоанно-Златоустовским приделом. В 1849 г. появился северный Никольский придел, а в 1852 году был освящен главный престол в честь Св. Троицы. б) с. Шарташ. Ныне в городской черте Екатеринбурга. Часовня Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы. Ул. Посадская. Настоятель о.Александр. Николаевич Дягилев (1899) 3. Быньговский завод (Быньги)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-st...

Византийская икона Божией Матери XII века (находится в г. Фрайзинге. Бавария) была написана в XII веке и является, вероятно, знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», находившейся некогда в часовне «Святой Раки» («Агиа Сорос») в Константинополе. Образ Владимирской иконы Богоматери также связан с образом Феодоровской иконы. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городетского монастыря. ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10 – 13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) Феодоровская икона Богоматери без ризы Феодоровская – Костромская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Испорчена реставрацией И.Э.Грабаря (подробнее в книге А.В.Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012г.) Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Богомладенца Христа. (Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155 – 156; Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50 – 54, 62 – 63). Феодоровская икона до 1917 года Название «Феодоровская» икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

В 1863 году в селе Шапта построили небольшую «квадратную на десять саженей» крытую тесом деревянную часовню в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Существует предание, что часовня построена по случаю явления жителю деревни Шаптинской Ивану Кугуза иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Явление крестьянину святой иконы послужило ему и его семейству причиной оставить языческие верования и обряды и стать истинными христианами. В дальнейшем по совету духовного отца он построил на месте явления иконы часовню, где и установил обретенную икону Покрова Пресвятой Богородицы. Вместе с ней в часовне хранилась еще икона Святителя Николая Чудотворца. 1 ноября 1873 года был открыт Шаптинский приход. 1 апреля 1874 года приступили к постройке однопрестольной на каменном фундаменте церкви и закончили строительство к осени того же года. Построенную небольшую по размеру церковь освятили 11 ноября 1874 года в честь Владимирской иконы Божией Матери. Со временем деревянная церковь, прослужившая верующим около сорока лет, обветшала, да и население прихода со времени его образования увеличилось до 1900 человек. Поэтому в 1882 году священник Алексей Галицкий обратился к епископу Вятскому и Слободскому Алексию с просьбой благословить проведение денежного сбора для возведения каменного храма. И получил благословение. Проект трехпрестольного каменного храма к маю 1902 года выполнил известный Вятский губернский архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Подряд на производство каменных работ взял Яков Щенников, мастер каменных дел, крестьянин из починка Щенниковского Яранского уезда. К осени 1911 года исполнил их «добросовестно и достаточно прочно», не сделав от проекта отступлений. Долго строился храма в небольшом приходе. Несколько лет собирали пожертвования на его строительство по всей епархии. В архитектурном плане храм напоминает формы русского зодчества XVII века. Внутренние помещения церкви перекрыты кирпичными сводами разных типов. Четырехярусный иконостас с резными колоннами и богатым орнаментом объединяет черты древнерусских традиций с пышными формами барокко. Настенная роспись в интерьере выполнена художником-иконописцем Иваном Филипповичем Селезневым. Об этом свидетельствует надпись на стене храма: «Живописная работа производилась в 1928 году, окончена в 1929 году. При настоятеле о. Василии Бессонове, церковном старосте Василии Александровиче Дубровине, при председательстве церковного совета Андрее Ефимовиче Одинцове мастером живописцем Иваном Филипповичем Селезневым». Роспись храма сделала в стиле торжества Новозаветной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=26481

В самые первые годы существования обители от Оранской Владимирской иконы происходили чудесные знамения и исцеления, которых было более 500. Молва о чудотворной иконе распространилась повсеместно, и большое количество богомольцев посещали обитель. В XVIII ст. при архимандритах Афанасии и Иоакиме монастырь был перестроен. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, возвели каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вблизи церкви была устроена каменная колокольня, а около монастыря — каменная стена. В стене над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Для настоятеля и братии построены каменные кельи. В 1720 г. указом Петра I была приписана к монастырю Кресто-Маровская Воздвиженская пустынь, находившаяся в Василевском уезде на берегу реки Имзы близ села Быковка. Эта пустынь из-за бедственного состояния монастыря не была упразднена, а существовала под ведением Оранского архимандрита до 1771 г., когда она была разграблена и сожжена Пугачевым. Во время правления Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, братии было 19 человек. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода через чудотворную икону «Оранская». После этого ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители. В начале XIX в. началось большое строительство. С 1801 по 1837 г.г. были сооружены большой летний собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление епархиальному архиерею. В это же время при монастыре было училище для сирот - детей священнослужителей. Все учащиехся и учителя находились на монастырском содержании.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в Донской Богородицкий монастырь, для совершения праздничного Крестного хода. В этом году чудотворная икона Богородицы " Донская " накануне праздника прибудет в Донской монастырь, где будет находиться сутки. Доступ к иконе будет открыт до 16-00 часов 1 сентября. (По материалам сайта храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве ) Донская икона Пресвятой Богородицы Донской образ Божией Матери. Иконография Древний Донской образ Пресвятой Богородицы, пребывавший в русском войске на Куликовом поле, имеет две стороны: на одной изображена Божия Матерь с Младенцем Господом Иисусом Христом, на другой – Ее преславное Успение. Пресвятая Богородица на иконе склонила лик Свой к Младенцу Христу. «Видяще Тя, Богородице, во объятиях Младенца Христа держащую и главою к Пречистому лику Его кротце приникшую, разумеваем Божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство» Мыслью о материнской любви и заступничестве Божией Матери проникнуто и изображение Успения Пресвятой Богородицы, помещенное на обороте древней Донской иконы. «Благодатную помощь многажды являла еси, Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донский, егда смерть вскоре предстояше людем. Сего ради на обратней стране иконы сея древняя изображено есть и всечестное Успение Твое, да всяк, подвизающийся во славу Бога и на благо ближняго, не убоится смерти, но взирая, како Твоя душа приемлется в руце Бога Живаго, с надеждею предает себе в час смертный Судии всех Богу, вопия Ему: Донской образ Божией Матери иконографически имеет много общего с знаменитой Владимирской иконой – древнейшей чтимой на Руси иконой Богоматери типа «Умиление», а также другими чтимыми иконами: Игоревской, «Умиление» из Успенского собора Московского Кремля (ныне в Благовещенском соборе Кремля), Феодоровской, Ярославской и особенно – Почаевской (поясной). На Донском образе Богомладенец Господь Иисус Христос изображен облаченным в короткий до колен хитон, стопами же Своими Он опирается на ладонь левой руки Пречистой Богородицы. Как и на иконах Божией Матери «Одигитрии», Богомладенец изображен здесь держащим в левой руке свиток – знак Божественного достоинства, правая рука Его сложена в именословное благословение.

http://sedmitza.ru/text/403020.html

29 апреля делегация Православной Церкви в Америке прибыла в Санкт-Петербург и посетила Санкт-Петербургскую духовную академию, где встретилась с ее ректором епископом Гатчинским Амвросием, членами профессорско-преподавательской корпорации и студентами. Затем делегация Православной Церкви в Америке отправилась на остров Валаам. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила Всехсвятский, Смоленский, Воскресенский, Гефсиманский, Александро-Свирский, Ильинский и новосозданный Владимирский скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. 1 мая, перед возвращением в Москву, делегация Православной Церкви в Америке еще раз остановилась в Санкт-Петербурге. Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий сопровождал делегацию при посещении Иоанновского ставропигиального монастыря, часовни блаженной Ксении Петербургской и храма в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, а также кафедрального Казанского собора. Затем члены делегации посетили Александро-Невскую лавру и храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вернувшись в Москву, Блаженнейший Митрополит Иона утром 2 мая возглавил служение Божественной литургии в храме великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия московского подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона возглавил работу Иннокентиевских чтений в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете, а затем — всенощное бдение в храме Святителя Николая в Кузнецах. По окончании богослужения Предстоятель Православной Церкви в Америке с сопровождавшей его делегацией посетил храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где был тепло принят настоятелем храма архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Предстоятель Православной Церкви в Америке наградил архиепископа Илариона орденом святителя Иннокентия (II степени). После краткого молебного пения перед чудотворным образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Блаженнейший Митрополит Иона преподал молящимся благословение.

http://e-vestnik.ru/church/blazhennejshi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010