Важно, чтобы оставались такие места, где душа человека соприкасается с древностью Екатерина Орлова, Елена Володина Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Портал «Монастырский вестник» продолжает знакомить читателей с обителями благословенной Крымской земли. Сегодня рассказ о двух мужских монастырях, в которых побывали наши корреспонденты: пещерном преподобного Саввы Освященного, в урочище «Чилтер-Мармара» и монастыре в честь преподобного Лазаря Муромского (Мурманского), Олонецкого в селе Скалистое. Монастырь преподобного Саввы Освященного находится в одном из самых красивых и благодатных мест Тавриды, более всех других с давних времен привлекавшем людей. Живописная Балаклава, расположенная несколько южнее главной бухты Севастополя, со всех сторон окружена горами и защищена от морских ветров. В этом краю, который изобилует родниками и богат многообразным растительным и животным миром, сохранились множество памятников археологии и истории, уникальные подземные и береговые сооружения. Монахи издревле селились в здешних горах, устраивая пещерные обители. Ныне самые известные в этом районе монастыри – действующие Успенский Бахчисарайский близ Чуфут-Кале и Свято-Климентовский в Инкермане под Севастополем.      В отличие от них, обитель святого преподобного Саввы Освященного – а она самая крупная по ярусно-пещерному устроению – уникальна тем, что вообще не имеет наземных строений. Добраться до обители можно от дороги, ведущей к селу Терновка, пропутешествовав вверх по заросшей травой и кустарником тропе. Монастырский комплекс располагается на пяти ярусах в скале под названием «Чилтер-кая», что переводится как «Решетчатая скала», а старинное наименование монастыря «Чилтер-Мармара» указывает на не существующую ныне средневековую деревню, находившуюся внизу на склоне горы. Сейчас трудно сказать, вполне ли естественны – или рукотворны – многочисленные провалы и гроты, действительно делающие скалу похожей на решетку. Археологи обнаружили здесь более пятидесяти пещер. В былые времена все они соединялись между собой деревянными галереями с лестницами и по назначению служили, помимо храмов и келий, хозяйственными помещениями, трапезными, усыпальницами, ризницей, библиотекой, хранилищами и проч. В древности на верхнем ярусе, предположительно, жили схимники и те, кто соблюдал самые строгие обеты, здесь же была маленькая часовня (сейчас это место практически недоступно, но, по рассказам очевидцев, там сохранились некоторые росписи).

http://pravoslavie.ru/134173.html

Все храмы Саввы Освященного (23 всего, 20 на карте) Беларусь, Минская область Минск, город. Минск. Саввы Освященного, церковь Греция Центральная Македония. Верия (Βροια). Саввы Освященного, церковь Грузия Кахетия. Карданахи. Саввы Освященного, церковь Самцхе-Джавахетия. Сапара. Успенский монастырь. Церковь Саввы Освященного Имеретия. Гелати. Саввы Освященного, церковь Ивановская область Пестяковский район. Нижний Ландех. Саввы Освященного, часовня Кировская область Уржумский район. Лазарево. Саввы Освященного, часовня Краснодарский край Динской район. Пластуновская. Подворье Краснодарского Всецарицынского женского монастыря. Церковь Саввы Освященного Кореновский район. Кореновск. Саввы Освященного, церковь Прочие страны Черногория. Херцег-Нови. Саввы Освященного, церковь Палестина. Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Саввы Освященного, Лавра Палестина. Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня-усыпальница прп. Саввы Освященного (координаты не указаны) Палестина. Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Скит прп. Саввы Освященного (координаты не указаны) Псковская область Псковский район. Соловьи. Саввы Освященного, церковь Псков, город. Псков. Космы и Дамиана с Примостья, церковь (с приделом Саввы Освященного) Румыния Яссы. Яссы. Саввы, церковь Прахова. Плоешти. Саввы Освященного (утраченная), церковь (координаты не указаны) Свердловская область Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский). Невьянск. Спаса Преображения, собор (с приделом Саввы Освященного) Сербия Рашский округ. Жича. Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня (с приделом Саввы Освященного) г. Москва Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). Люблино. Саввы Освященного в Люблине, церковь Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). Люблино. Саввы Освященного, часовня Центральный административный округ (ЦАО). Хамовники. Саввы Освященного на Девичьем поле, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Новоспасский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с приделом Саввы Освященного) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=572

В VIII веке в Лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин , сохранилась пещера, в которой он жил, и его гробница. Их посещают паломники. В монастыре есть усыпальница, в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году. В начале XII века Лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней: “Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь Лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь Святой Богородицы”. За время своего существования монашеская жизнь в Лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является Иерусалимский Патриарх, а управляют монастырем назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников. В монастыре никогда не было и по сей день нет электричества. Посредине монастыря стоит часовня-усыпальница Саввы Освященного . Построена она в VII веке для хранения мощей основателя Лавры. В 1256 году его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 году в обитель были помещены уже в главном Благовещенском соборе. Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями. Внутри стен монастыря растет финиковая пальма, посаженная самим святым, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия, их раздают вместе с пальмовыми листочками. Пальма засохла в 1954 году, но на том же месте выросли две новых, имеющих такие же чудодейственные свойства».

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Многие обители, некогда славные, лежат ныне в развалинах, а обитель св. Саввы и поныне существует. Гроб пр. Саввы Освященного. По входе внутрь лавры открывается небольшой, выложенный каменными плитами, двор, а среди этого двора каменная восьмигранная часовня с куполом; это гроб пр. Саввы. Здесь он был погребен, но мощи его святотатственно были увезены крестоносцами в Венецию. В часовне над гробницею икона, изображающая погребение преподобного, совершаемое патриархом Петром со всем Иерусалимским клиром. На стенах изображены замечательнейшие из отцов пустыни св. Града. Окрест часовни обширное подземелье, служащее усыпальницею обитателям лавры древним и новым. Такое пристанище находят здесь духовные чада вокруг могилы их общего отца и молитвенника у престола Отца Небесного. Соборный храм лавры. Против часовни высится большой соборный храм в честь Благовещения, построенный при императоре Юстиниане (в VI в.) и реставрированный при ими. Иоанне Кантакузене (в XIV в.). Внутри все просто и скромно, но размерами своими храм напоминает своего венценосного строителя. Иконостас резной с позолотою походит на иконостас Вифлеемского собора, из которого, как говорит предание, он и был перенесен сюда на время, когда Вифлеемской святыней совершенно завладели было латыны, после чего и остался здесь навсегда; местные иконы – русского иконного письма – принесены из Москвы постриженником Саввинской лавры, русским иноком о. Продромом. Стены расписаны пестро и ярко. Рядом с соборным храмом, на северной стороне его, находится обширный притвор, а над притвором архондарик для приема почетных посетителей лавры. В притворе совершаются домашние богослужение в те дни, когда не положено совершать литургию по чину лавры. Пещерная церковь в лавре. По правую сторону от часовни пр. Саввы находится пещерная церковь , с двумя престолами, – та самая, которая была устроена еще пр. Саввою и до устроения соборной была единственною в его лавре. Он жил на противоположной стороне юдоли плача и однажды ночью ходил по юдоли, тихо воспевая псалмы Давидовы; в это время на другой стороне юдоли, над самой крутизной, выступил огненный столб дивного блеска. Не прерывая молитвы, св. Савва долго созерцал сие чудесное явление; на утро он пошел посмотреть место, где стоял чудный столб, и обрел здесь богозданную пещеру, как бы иссеченную в скале совершенно в виде храма; здесь он и устроил первую церковь и возносил вместе с собравшейся к нему братией молитвы Господу Богу. В приделе этой пещерной церкви, углубленном в скалу, на южной стороне оного, находится особое отделение ее: за железною решеткою сложены груды черепов и костей св. отцов лавры, избиенных в разные времена от неверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, меня не только смешило, но и несколько досадовало такое отношение итальянских путешественников к палестинским святыням. По странной случайности, они не решались посещать именно православных обителей, как Гозувита, Мар-Сабу и другие. Католики так цепко держатся за наставления своих патеров, что невольно заподозришь тут целую программу. Что не католическое, то, значит, и неинтересное; там, значит, ни святыни, ни истории. Важно не христианство, а латинство; интересна не страна подвигов Христовых, а палестинские завоевания папской власти... Нигде однако эти деспотические притязания вечно воинствующего католицизма не кажутся более неуместными, как именно здесь, в Палестине, еще насквозь дышащей все примиряющею и все объединяющею проповедью ее Божественного Учителя... XXI. Монастырь-могила Таборы бедуинов. – Головокружительная круча. – Часовня арабского святого. – «Юдоль плача». – Пещеры лавры Саввы Освященного. – Неприступные стены обители. – Полуденный отдых. – Недоступность монастыря для женщин. – Церкви и усыпальницы обители. – 14,000 черепов. – Жилище св. Иоанна Дамаскина . – Пальма св. Саввы. – Бедуины и монастырь. – Вера араба в Москова. В монастырь св. Саввы мне пришлось ехать по дороге из Вифлеема. Дорога эта и сама по себе очень трудна, а тут еще араб-проводник предложил провести нас ближним путем, без дорог, что уж вышло окончательно скверно. Мы проехали через мирную долину пастырей, или «пастушков», как наивно зовут их здешние христиане, и свернули направо, в лабиринт пустынных каменных холмов и еще более пустынных каменных долинок, глубоко спрятанных между ними... Печально и дико кругом. Даже ранний час чудесного голубого утра не в силах развеселить этих однообразно унылых, безжизненных и бесплодных холмов, охватывающих вас со всех сторон, словно окаменевшие волны какого-то бурного гигантского моря... Чем дальше от Вифлеема, тем чаще попадаются таборы кочующих бедуинов... Только съедешь в глухую, глубоко запрятанную долинку, как сейчас же очутишься среди «черных шатров Кидара».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ивер имеет богатейшую библиотеку, с собранием разных актов, царских грамот, и дарственную запись прп. Афанасия Афонского с его собственноручной подписью. Вне монастыря находится братская усыпальница с церковью. Перед монастырем, между ним и морем, – большой, окруженный каменной стеной луг, а немного далее его – часовня, построенная, по преданию, на том месте, где высадилась Божия Матерь, в Климентовой пристани, отчего обитель раньше называлась Климентовой. Братство было числом до ста человек. Монастырь имел в Москве свой Никольский монастырь. Против Иверского монастыря на Горе находится скит св. Предтечи с соборным храмом и пятью церквами при келлиях. Иноков было около сорока человек. Дорога туда очень трудная, и поэтому паломники почти никогда в скит не заходили. И еще много небольших русских келлий расположено при монастырях. Паломники могли жить на Афоне сколько угодно, переходя из монастыря в скиты и келлии. Чтобы успеть осмотреть все скиты и келлии, необходимо около двух месяцев. Некоторые по желанию посещали находящийся отсюда недалеко древний город Солунь, или Салоники. Как известно, в управлении Афоном участвовало двадцать представителей, из них один русский, два славянских и семнадцать греческих. С целью объединения пустынных келлий и калив в общий братский союз для их благоустройства и благополучия 14 мая 1896 года русские старцы основали Братство русских обителей, келлий. В уставе Братства предписывалось: Оказывать помощь бедным пустынникам, отшельникам, келлиям. Защищать права бедных перед духовной властью, турецкими и другими правительствами. Избирать доверенных для ходатайства внутри Афона и вне его. Издавать духовно-нравственную литературу. Устраивать на Афоне приюты и лечебницы для престарелых монашествующих келлиотов и пустынников и подавать им медицинскую помощь, открывать на Афоне духовные школы для образования монашествующих и для обучения рукоделиям и мастерствам. Содействовать сбыту произведений русских обителей, келлий, пустынников и отшельников: икон, крестов, четок, ложек, оливкового и других афонских масел и всего прочего от труда их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В связи с началом Первой мировой войны больничный комплекс стал служить военным госпиталем, куда доставлялись раненые для лечения. Часовня же служила местом отпевания и приуготовления усопших к захоронению. После революции 1917 года часовня была переоборудована в городской морг и в этом качестве просуществовала до 1980 года. С 1980 года часовня была перепрофилирована в туберкулёзную лабораторию, которая существовала до 2002 года включительно. После этого здание было полностью заброшено и постепенно приходило в упадок. В администрацию ОАО РЖД на протяжении долгого времени поступали просьбы и предложения о передачи исторической часовни Русской Православной Церкви. В 2009 г. наконец руководителями ОАО РЖД и Иркутской епархии был подписан дарственный договор о пожертвовании Церкви туберкулезной лаборатории и земельного участка в 10 соток. 27 апреля 2009 г. указом архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима настоятелем православной часовни «Усыпальни» назначен игумен Фотий (Евтихеев). Здание находилось в крайне запущенном состоянии, обгоревшее после пожара, без окон и дверей, кровля практически отсутствовала. Внутри здания все помещения, служившие притоном для местных бродяг и наркоманов, были завалены мусором, остатками многочисленных костров, тряпок и шприцов. 9 июня 2009 г. перед входом в часовню прямо на улице был отслужен первый молебен на всякое доброе дело. И работа закипела, мусор вывозили машинами с утра до вечера. Одновременно с работами началась и постоянная молитва, по вторникам читались каноны с Акафистом Иисусу Сладчайшему, по четвергам поочередно служились акафисты Святителю Николаю и целителю Пантелеимону, по субботам чередовалось служение Панихиды и Водосвятного молебна. Постепенно сформировался церковный хор. Праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Святой Троицы отмечались особенно торжественно, готовилась концертная программа, служили праздничный молебен, проводили викторину, детям раздавались подарки, для прихожан устраивалась праздничная трапеза. На праздники приглашали воспитанников из школы-интернат 4.

http://sobory.ru/article/?object=32046

Святой источник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского воссозданный общиной храмов деревни Артёмово и усадьбы «Мураново» в 2005 году. 56° 5 " 21.64 " N, 36° 48 " 20.64 " E Деревянная часовня на сельском кладбище, отмежеванном во 2-й четв. XIX в., была сломана в ХХ в. Новая деревянная же однокупольная часовня эклектичной архитектуры выстроена в 2001-2002 гг. рядом с братской могилой по проекту арх. А.М. Тоняна. 55° 41 " 54.36 " N, 37° 3 " 11.17 " E Небольшая деревянная рубленая часовня (первоначально планировалась церковь-часовня) построена на средства местных жителей. Одноглавая, под четырёхскатным шатром, с повалами на фасадах. Освящена в 2012 г. 54° 54 " 36.28 " N, 37° 25 " 11.29 " E Кирпичная часовня при больнице им. Семашко, сооруженная в 2010-2012 гг.. Одноглавая постройка, близкая к сооружениям неорусского стиля. Освящена 04.11.2012 г. 55° 51 " 50.38 " N, 38° 12 " 36.85 " E Часовня устроена в нижнем ярусе деревянной шатровой колокольни при Скорбященской церкви, выстроенной в 2001 г. 55° 26 " 53.52 " N, 37° 29 " 53.32 " E Кирпичная часовня, выстроенная над чтимым источником в лесу, неподалёку от территории санатория Ерино. Чуть ниже расположена открытая купальня. 55° 29 " 32.76 " N, 37° 45 " 5.54 " E Деревянная часовня, построенная Ф.И. Руснак. 55° 59 " 8.90 " N, 37° 6 " 8.61 " E Деревянная однокупольная часовня на территории Центральной клинической больницы восстановительного лечения. Построена и освящена в 2005 г. 55° 40 " 57.04 " N, 37° 54 " 51.77 " E Кубическая кирпичная шатровая часовня. Выстроена в память 60-летия Победы. Интересно убранство фасадов здания гжельской майоликой. Приписана к Георгиевскому храму (Игнатьево). 55° 40 " 55.57 " N, 37° 17 " 35.49 " E Одноглавая надкладезная часовня современной архитектуры в западной части двора Гребневской церкви. 55° 39 " 37.48 " N, 39° 52 " 52.49 " E 56° 7 " 0.17 " N, 38° 30 " 6.18 " E Деревянная часовня в виде четверика с Крестом. 56° 11 " 48.32 " N, 37° 38 " 22.96 " E Кубическая часовня с небольшой главкой, построена по инициативе администрации посёлка на средства прихожан и благотворителей у памятника землякам, павшим в боях Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Вершинино. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Вершинино (Погост, Вершинино, Шишкина, Горы) расположено в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове, объединяет четыре деревни: Погост, Вершинино, Шишкина, Горы. Административный центр Плесецкого сектора национального парка. Часовня Св. Николая Чудотворца украшает не только Вершинино, но и все Кенозеро. Трудно представить Кенозерский национальный парк без этого замечательного памятника. Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г. В конце XIX в. часовня была перестроена. В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки. Это видно на фотографии И.Билибина, сделанной в 1902-1905 гг. Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен. А к 1980-м годам часовня почти разрушалась. Описание часовни в книге Г.П.Гунна " Каргопольский озерный край " . Часовня в то время еще не была отреставрирована: " На вершине холма одиноко стоит Никольская часовня XVIII в. Часовня видна со стороны озера издалека, и это едва ли не единственный пример такого положения культового здания в Кенозерье. Ее можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья; подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня так прекрасна по форме, с таким смелым взлетом клина кровли, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Ее можно рассматривать бесконечно, находя все новые выигрышные точки. Этому способствуют и рельеф местности и природный фон - открывающийся с холма озерный простор. Поставлена часовня не на самой высокой точке верхнего плато, а слегка на скате холма, так что южная стена значительно выше, чем северная, но такая постановка при рассматривании здания снизу придает ему величавость. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи - и это свойство многих памятников деревянного зодчества - она кажется совсем небольшой, размеры ее соотнесены с человеком, она может показаться даже приземистой, вросшей в склон холма, как смотрится , например, часовня с восточной стороны, откуда особенно четко рисуется силуэт ее кровли с изящно врезанной главкой. " (Г.П.Гунн).

http://sobory.ru/article/?object=00295

Клещёво. Часовня Сошествия Святого Духа. Покровско-Святодуховская часовня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По сведениям Клировых ведомостей Прилуцкого прихода за 1859 г., часовня построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся к Прилуцкому приходу, как и ещё три соседних - Атамановская, Малостепановская, Большестепановская, объединённые в 1875 году в одно селение – Клещёво. Вероятно, часовня имела двойное посвящение. В Клировых ведомостях за 1859 г. значится «часовня во имя Сошествия Святого Духа», за 1867 г. – «часовня во имя Покрова Божией Матери», а в Клировых ведомостях уже Клещёвского прихода за 1914 г. часовня «в честь Покрова Божией Матери и Святого Духа». Располагалась в центе поселения. Часовня клетского типа, сруб с трёх сторон был окружён галереей, сверху завершался небольшим повалом. Клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом. В 1855 году деревня Тушевская сгорела, но часовня уцелела. Согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии (вып. 28, 1908 г.; 41, 1911 г.), к началу ХХ в. часовня обветшала, утрачена главка, вместо которой поставлен временный Крест, разрушена ограда галереи. В 1908 году часовня отремонтирована и выкрашена. Утрачена в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Онега онлайн Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: " Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком " (Цит. по: Краткое…, с. 75).

http://sobory.ru/article/?object=38889

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010