Введение I. Предмет и научные мотивы исследования В богатом содержанием современном Церковном Уставе скромно затерялось одно совершенно неприметное, по своей внешней бесцветности и нехарактерности, выражение, в отношении которого даже самый добросовестный рядовой читатель считает вполне для себя дозволительным не останавливать своего внимания, как на подробности слишком мелкой и слишком малозначительной. Это выражение состоит из одного слова, скромно вплетающегося в непрерывную цепь уставных указаний при помощи соединительного союза «и»: «и чтение». Но лаконически краткое и маловыразительное, оно неотступно преследует внимательного читателя «Устава» страница за страницей, встречает его глаз непременно в одних и тех же местах церковно-богослужебного последования: на утрене – после каждой кафизмы, на полиелее, после 3-ей и 6-ой песен канона, по отпуске пред первым часом, – и на всенощном бдении по окончании вечерни пред началом утрени. «Чтение... чтение... чтение»… Что ото за «чтение?» Большинство читателей Устава, читателей «ех officio», успокаивается на мысли, что здесь, разумеется, вообще какое-то, обычно непрактикуемое теперь, дополнительное чтение, в роде чтения псалтири или седальнов. Но при более внимательном ознакомлении с Уставом замечается, что лаконическое указание «чтение» по временам принимает более конкретный и определенный характер: «и чтение... чтется от слова иже во святых отца нашего... чтется от жития святого... от словес торжественных... слово Златоуста... слово Богослова... чтется от шестодневника Св. Василия Великого , чтется от толкований на Евангелие, на послание Павла апостола, оглашение преп. отца нашего Феодора Студита » и т. д. Отсюда для внимательного читателя «Устава» естественно следует приблизительно правильное общее представление о церковно-богослужебном факте, кроющемся под уставным термином «чтение»; это есть теперь уже обычно непрактикующееся чтение в определенные моменты богослужения церковно-учительных произведений, преимущественно житий святых и святоотеческих творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Е. Богданов Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычного древне-церковного чтения Источник На основании обычного древне-церковного чтения, а частью на основании письменных памятников древне-церковного чтения Преподавателем церковного пения в Подольской Духовной Семинарии псаломщиком Евфимием Богдановым. При содействии и участии законоучителя Подольского женского училища духовного ведомства священника Ильи Лебедева Содержание От составителей 1. О Церковном чтении 2. Виды церковного чтения 3. Чтение молитв и псалмов 4. Чтение стихир и тропарей и кондаков 5. Чтение разного рода канонов 6. Чтение Наречий 7. Чтение Апостола 8. Произношение прокименов перед чтением Апостола 9. Произношения наименования священных книг перед чтениями разного рода паремий 10. Чтение Евангелия диаконом 11. Правила для чтения двух апостолов, двух евангелий и трех паремий вместе с советами для чтецов названых чтений 12. Чтение Евангелия священником, вместе с пояснениями 13. Чтение священником, разного рода молитв 14. Чтение Великого канона Андрея Критского 15. Произношение диаконом и священником разного рода ектений с присоединением тех возгласов, которые произносятся во время Богослужения как диаконом так и священником вместе, с пояснениями к ним 16. Возгласы, произносимые только священником на литургии, всенощном бдении и вообще на торжественных Богослужениях, вместе с пояснениями к ним и историческими заметками 17. Произношение священником возгласов на часах, на вседневной вечери и вообще на Богослужениях менее торжественных 18. Чтение акафистов     От составителей Предлагаемое «Пособие к церковному чтению» составлено главным образом на основании церковного чтения, слышанного составителями в следующих епархиях и следующих годах: Новгородской, напр., в Софийском соборе в Новгороде, в первоклассном Юрьевом монастыре, Тихвинском монастыре и других церквах в 70-х годах; Петербургской – в Александро-Невской лавре. Троице-Сергиевой пустыни и других церквах–в 80-хъ годах; Владимирской – в Рождественском архиерейском монастыре и Успенском кафедральном соборе в г. Владимире и в других городах и благоустроенных церквах в 60-х. 70-х и 80-х годах; Киевской – преимущественно в Киево-Печерской лавре в 80-х годах: Волынской – преимущественно в Почаевской лавре в 85 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Вместо предисловия Чтение греческого текста евангелия от Матфея Чтение греческого текста евангелия от Марка Чтение греческого текста евангелия от Луки Чтение греческого текста евангелия от Иоанна Приложения Год рождества и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа по седминам пророка Даниила К вопросу о годе Рождества Христова Седмины пророка Даниила по олимпиадам Учение св. Иоанна Дамаскина о личном отношении Духа Святого к Сыну Божию     Предлагаемое издание представляет собою сборник статей, помещенных в «Православном Собеседнике» за 1884–1886 годы, под заглавием: «Примечания к русскому переводу св. Евангелий». Долго автор их находился в недоумении относительно отдельного издания их. Против издания говорило сознание, что сделано далеко не все, да и то, что сделано, быть может (по крайней мере в некоторых случаях), сделано не так, как следовало бы сделать. В пользу издания говорило то соображение, что всего, как следует, никогда не сделаешь и что будущему деятелю статьи эти могут доставить большое облегчение. Одно – чисто внешнего характера – обстоятельство разрешило наше недоумение в пользу отдельного издания статей, тем более что потребовались некоторые дополнения и исправления. Более важными из дополнений считаем чтение 39-го стиха пятой главы евангелия от Матфея (не противься злу); так как это – исходный пункт богословствования графа Л. Толстого, богословствования, наделавшего много шуму и породившего у нас довольно большую уже литературу, – и чтение 26-го стиха 14-ой главы евангелия от Иоанна, так как в нем мы видим основание для догмата об исхождении Святого Духа от Отца чрез Сына. Автор.     Вместо предисловия Много недоумений возникало в разные времена при чтении св. Евангелий. Как на древнейшее можно указать на видимое разногласие первых трех евангелистов (синоптиков) с евангелистом Иоанном, относительно времени совершения И. Христом Тайной Вечери, а как на новейшее, на всю систему богословствования графа Толстого. При чтении других книг нового завета возникало еще более недоумений, чем при чтении св. Евангелий. И если не всегда, то в большинстве случаев недоумения эти возникали вследствие неумения понимать древний греческий подлинник книг нового завета. Желая оказать посильную помощь в разрешении подобных указанных недоумений, мы решились пересмотреть русский перевод св. Евангелий. А что требуется пересмотр и перевода посланий, тому приводим несколько примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Скачать epub pdf Содержание Чтение Библии с послушанием Понимание Библии через Церковь Душа Библии – Христос Чтение святой Библии – сугубо личный процесс     Святитель Тихон Задонский , писавший в XVIII веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию : «Если бы ты получил письмо от царя земного, разве ты не читал бы его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем» И дальше он говорит: «Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним». Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом. Через 200 лет после слов святителя Тихона Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос. Московское заявление, подписанное и делегатами Англиканской Церкви, суммирует суть православного взгляда на Библию: «Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и богодухновенны, и выражены по-человечески. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка. ... Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании». Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания . Во-первых, мы должны читать в духе послушания. Во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви. В-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе. В-четвертых, наше чтение должно быть личным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ka...

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов. В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст , установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней. Книги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала , подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Книга Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал. Одни из зачал распределены на все дни года (за исключением дней, когда не положена полная литургия), без применения к особенностям седмичной или праздничной службы, и читаются подряд, сперва из одного Евангелия и послания, потом из другого, так чтоб можно было прочесть в церковный год все Евангелие и весь Апостол. Такое чтение называется рядовым, дневным, Евангелием по ряду, Евангелием дне, Апостолом дне 38 . Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

О храмех. Главы 1–58 Глава 1. О ХРАМЕХ СВЯТАГО ИЛИ СВЯТЫЯ, от месяца септемвриа до недели мытаря и фарисеа: от недели же мытаря, до понедельника первыя недели святаго поста, во всю святую 40-цу, и до самаго пресветлаго и тридневнаго Христова Воскресения, и во всю Светлую неделю, до новыя недели, от новыя же недели, сиречь Фомины по Пасце, во всю 50-цу, даже до недели всех святых, како поется служба храма святаго, или святыя, вечер, и утро, и на литургии [Зри] Подобает ведати: Яко аще случится храм святаго Симеона Столпника в неделю. В субботу на малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны, глас 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен малыя вечерни. На стиховне стихира воскресна 1: и храма святаго стиховна с припевы своими великия вечерни. Слава, храма: И ныне, Индикта. По Трисвятом тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Индикта. Ектения малая, и отпуст. На велицей вечерни, по обычном псалме, кафисма вся. На Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и Индикта 3: и храма 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход. Прокимен дне: и чтение Индикта, и храма. На литии стихиры храма. Таже Индикта: Слава, храма: И ныне, Индикта. На стиховне стихиры воскресны, по алфавиту. Слава, храма: И ныне, Индикта. На благословении хлебов, Тропарь, Богородице Дево: дважды, и храма, единожды. И Буди имя Господне: трижды. и чтение в посланиих. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресен дважды: Слава, храма: И ныне, Индикта. По кафисмах седальны воскресны, и Богородичны их: и чтение, полиелей, и седальны храма вси по единожды. Слава, храма: И ныне, Индикта, и чтение: Степенна гласа. Прокимен храма. Всякое дыхание: и Евангелие храма. Воскресение Христово: псалом 50: стихира храма, и прочее, по обычаю. Канон воскресен, со ирмосом на 4: и Индикта на 4: и храма на 6. Катавасиа: Крест начертав: По 3-й песни, кондак Индикта: и седален храма, дважды. Слава, и ныне, Индикта, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма. На 9-й песни поем Честнейшую. Светилен воскресен: Слава, храма: И ныне, Индикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Чтение Евангельских сказаний… «Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого». Свт. Иннокентий Херсонский. «Займемся чтением Евангелий. Говорим, — чтением, ибо наше толкование действительно будет похоже на чтение. При толковании не будем пускаться в ученые исследования. Предметом нашего Чтения будут четыре Евангелия. Предмет их один и тот же — жизнь Иисуса Христа или, точнее, явление Бога во плоти, и события Его земной жизни. Но надобно помнить, что из евангелистов ни один не думал описывать жизнь Иисуса Христа вполне, а писали они только в отрывках и прямо говорили, что всего, сделанного Иисусом Христом, описать нельзя (Ин. 21; 25). Ибо если во Иисусе Христе было «всяко исполнение Божества телесне» (Кол. 2; 9), то как можно это выразить? Ежели в мире физическом не могло вполне выразиться Божественное Слово, а выразилось только отчасти, то также не могло Оно вполне выразиться и в Евангелиях. Посему-то в древности и называли Евангелия только απομνημονευματα των Αποστολων Какая же цель нашего чтения? Та же, что и написания Евангелий. Иоанн говорит: «сия же писана быша, да веруете» (Ин. 20; 31); но мы давно веруем, следовательно, для нас, по-видимому, уже и не нужно бы Евангелие и чтение его. Но у веры может быть много степеней (Рим. 1; 17. 12; 3). Итак, цель нашего чтения есть вера и получение живота вечного. Будем читать четырех евангелистов вместе, но не всех; это потребовало бы от нас много времени. Возьмем необходимое для нашей цели. Рассмотрим главные события в жизни Иисуса Христа. Но сказание об учении Его можно взять не все. Ибо и из немногих отрывков можно видеть, каково оно. Расположим свое чтение так, как располагает Церковь: во-первых, обстоятельства жизни Иисуса Христа, предварившие крещение, рассмотрим до праздника Крещения Господня; во-вторых, последние дни Его земной жизни обозрим во время Великого поста; в-третьих, воскресение Его и явление учеников, а также сошествие Святаго Духа — до праздника Сошествия Святаго Духа; наконец, в-четвертых, прочтем из Евангелия о Его делах и учении.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Святитель Тихон Задонский, писавший в 18 веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: " Если бы ты получил письмо от царя земного, разве бы ты не читал его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем " . И дальше он говорит: " Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним " . Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом. Через 200 лет после слов святителя Тихона, Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос Московское заявление, подписанное также и делегатами Англиканской Церкви достойно суммирует суть православного взгляда на Библию: " Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и Божественно-вдохновлены, и человечески-выражены. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям, в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка. Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании " . Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания, во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви, в-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе, в-четвертых, наше чтение должно быть личным. Чтение Библии с послушанием Итак, прежде всего, читая Священное Писание, мы должны внимать в духе послушания. И святитель Тихон, и Московская конференция 1976 г. оба подчеркивают божественное происхождение Библии Священное Писание - это письмо человеку от Бога. Сам Христос обращается к тебе Священное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/282/...

Святитель Феофан Затворник называл чтение Священного Писания «духовной трапезой» и говорил о том, что «чтение Евангелия есть лучшее чтение». Современная книжная продукция бросает доверчивого читателя в сети порока Современная книжная продукция часто бросает доверчивого или малоподготовленного читателя в обольстительные растлевающие грязные сети порока, обрушивает волны насилия и жестокости, лукаво заманивает в черные глубины магии и оккультизма. Агрессивный напор, с которым наступает такого рода литература, способен выдержать далеко не каждый. Яркие, броские, нередко весьма откровенные обложки, доступная цена, увлекательный сюжет часто привлекают многих людей, которые с удовольствием читают такие книги в вагонах метро. Еще совсем недавно утверждали, что Россия самая читающая страна в мире. Но хотелось бы уточнить, какие книги читают люди, попадающие в статистические отчеты, что предлагают им книжные издательства и куда ведет современная литература? Евангелие справедливо задает вопрос: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма ? (Мф. 6, 22 — 23). В Древней Руси понятия «книжный человек» и «духовный человек» были идентичны Сейчас особенно важно обратиться к духовной традиции наших предков. Недавние находки берестяных грамот доказали высокий уровень грамотности среди простого населения. Исторические свидетельства, относящиеся к раннему, домонгольскому периоду развития христианской Руси, показывают высокий уровень книжной культуры среди населения. Многие исследователи отмечают, что в Древней Руси понятия «книжный человек» и «духовный человек» были идентичны. В книгах излагалось и толковалось христианское учение, книга являлась сокровищем духовной мудрости, к которому тяготело сердце древнерусского христианина. Книжник был не просто грамотный человек, это был знаток и распространитель книжной культуры. Грамоту дети осваивали по Псалтири и Часослову, а во взрослые годы любимым чтением было Священное Писание и жития святых…

http://pravoslavie.ru/104722.html

«Вспомните!» Сегодняшнее евангельское чтение представляет собой один из трех эпизодов в Евангелии от Луки, относящихся к Воскресению Христову. 20 декабря, 2013 Сегодняшнее евангельское чтение представляет собой один из трех эпизодов в Евангелии от Луки, относящихся к Воскресению Христову. О четвертом евангельском чтении на утрене — священник Феодор Людоговский. 4-е воскресное евангелие на утрене — Лк 24:1–12 (зач. 112): В те дни, в первый день недели, очень рано, пришли жены ко гробу, неся приготовленные ароматы, и вместе  с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они  были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет  здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому  надлежит быть преданным в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были  Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем  Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам  в себе происшедшему. Сегодняшнее евангельское чтение представляет собой один из трех эпизодов в Евангелии от Луки,  относящихся к Воскресению Христову. В первом из них, о котором речь идет сегодня, мы еще не видим воскресшего Иисуса — лишь обнаруживаем  вместе с мироносицами и Петром, что гробница пуста, и слышим ангелов, говорящих о восстании из мертвых  Сына Божьего. Во втором (это пятое воскресное чтение, Лк 24:12–35) Иисус является двум ученикам, но так,  что они сперва не узнают Его. Наконец, в третьем эпизоде (шестое евангелие, Лк 24: 36–53), которым заканчивается первая часть Лукиной  дилогии, Иисус открыто является одиннадцати апостолам и тем, кто в тот момент были с ними вместе (в том числе, как принято считать, и самому Луке).

http://pravmir.ru/vspomnite/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010