В 1822-1826 гг. обитель находилась под непосредственным управлением настоятеля Валаамского мон-ря игум. Иннокентия. В 1828 г. А. п. была переведена из С.-Петербургской в учрежденную Олонецкую епархию и получила самостоятельное управление. Трудами иером. Иосифа (с 1826 строитель, в 1828-1835 настоятель) на месте обветшавшей деревянной Введенской ц. был возведен каменный собор. Мощи прмч. Адриана с 1828 (либо с 1830) г. покоились под спудом в нише юж. стены Никольского храма, между алтарем и правым клиросом. Над мощами была сооружена деревянная рака с живописными изображениями преподобного (совр. местонахождение мощей неизвестно). Почиталась в обители чудотворная икона свт. Николая, находившаяся в Никольском храме. В 1882-1883 гг. на месте мученической кончины основателя пустыни, в 30 верстах от обители, близ с. Обжи, местными жителями была выстроена часовня в память об избавлении по молитвам святому от сибир. язвы в 1873 г. В честь этого события ежегодно 14 июня совершался крестный ход из с. Обжи к часовне. Средства для содержания А. п. получала за счет земледелия, огородничества, рыболовства, отчасти скотоводства. Много потрудились для развития мон-ря следующие строители: иером. Феодор (1835-1852), иером. Мефодий (1856-1857), иером. Гавриил (1857-1859). В 1860 г. иером. Мефодий вновь был утвержден строителем, в 1871 г. возведен в сан игумена. Его сменили игумены Моисей (1875-1878), Зосима, Антоний, архим. Савватий, иером. Геннадий, иером. Сергий. К 1917 г. в обители было 9 монахов, 3 послушника и ок. 30 трудников. К кон. 30-х гг. XX в. мон-рь был закрыт, на его территории размещалась пограничная военная часть. В 70-80-х гг. XX в. монастырские постройки были окончательно разрушены. Арх.: ЦГА Республики Карелия. Ф. 179. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1011; Даниил, игум. Андрусова-Николаевская пустынь Олонецкой губернии: Ист.-стат. очерк. СПб., 1884; Барсов Е. В. Андрей Завалишин и его пустынь//ЧОИДР. 1884. Кн. 4. Отд. 1. С. 1-17; Зверинский. 1887. Т. 1. 344; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 32-41.

http://pravenc.ru/text/115434.html

Баранова, Зимина и др. 2002 – Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/Авт. О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. СПб., 2002. Барсков 1912 – Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. Барсов 1883 –Барсов Е. В. К истории медицины в России//ЧОИДР. М., 1883. Кн. 3. С. 81 – 107. Барсов 1883а – Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. М., 1883 (оттиск из: ЧОИДР. 1883. Кн. 1). Барсуков 1902 – Барсуков А. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государ- ства XVII столетия по напечатанным правительственным актам. СПб., 1902. Бартенев 1856 – Бартенев П. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856. Белоброва 1976 – Белоброва О. А. Челобитная иконников Крестного Онежского монастыря патриарху Никону //Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 400 – 405. Белоброва 1987 – Белоброва О. А. Житие Феодора Едесского//Словарь книжников 1. С. 175 – 177. Белоброва 1988 – Белоброва О. А. Космография//Словарь книжников 211. С. 493–494. Белоброва 1989 – Белоброва О. А. Подлинник иконописный II Словарь книжников 2/2. С. 294 – 296. Белоброва 1992 – Белоброва О. А. Дамаскин//Словарь книжников 311. С. 246 – 247. Белоброва 1993 – Белоброва О. А. Иоасаф II II Словарь книжников 3/2. С. 80 – 82. Белоброва, Клитина 1998 – Белоброва О. А., Клитина Е. Н. Симон//Словарь книжников 3/3. С. 380 – 382. Белоброва, Матвеева 1992 – Белоброва О. А., Матвеева Е. Н. Дорн Иван II Словарь книжников 3/1. С. 277 – 278. Белокуров 1, 2 – Белокуров С. А. Арсений Суханов . Ч. 1 (Биография Арсения Суханова). М., 1891; Ч. 2 (Сочинения Арсения Суханова). М., 1894. Белокуров 1875 – Белокуров А. Е. Обозрение старинных описей патриаршей ризницы. М., 1875. Белокуров 1882 – С. Б[елокуров]. Материалы: I. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона . II. Список с настольной грамоты патриарху московскому Никону//ХЧ. СПб., 1882. Кн. 2 7 – 12). С. 287 – 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранились рукописи и печатные книги с владельческими записями царского духовника. В «Описи книгам в степенных монастырях» среди книг Иосифо-Волоколамского мон-ря указаны «два Торжественника во весь год писменые, в десть. Отданы благовещенскому протопопу Стефану» (ЧОИДР. 1848. Кн. 6. С. 38). В 1650 г. В. купил Евангелие Толковое повседневное (Читатели изданий Моск. типографии в сер. XVII в./Публ. док-тов и исслед. С. П. Луппова. Л., 1983. С. 111). Известен рукописный сборник, содержащий «Большой Катехизис» Лаврентия Зизания , с владельческой записью В., ему также принадлежал «келейный» сб. Златоуст, содержавший, в частности, сочинения Ермолая-Еразма, прп. Максима Грека и др. древнерус. писателей. В. делал многочисленные вклады в Соловецкий мон-рь (ГММК. Вкладная книга Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв. 1238. Л. 260-261), в Опекалову пуст. в Старицком у. Как вкладчик он записан в синодики мон-рей Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы , Борисоглебского на Устье ростовского , Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы ( Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1891. Т. 1. С. 170; Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1 (6). С. 80), вязниковского в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Вязниковский ист.-худ. музей. Собр. рукописей. 22302/1022. Л. 111). Вкладом В. в храм в Благовещенской вотчине в Касимовском у. стала богослужебная Минея на октябрь (М., 1609). При помощи В. вязниковский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы женский мон-рь получил из Посольского приказа 50 р. на строительство каменного храма. Ист.: Письма рус. государей и др. особ царского семейства/Изд. Археогр. комис. М., 1848. Т. 1. С. 305. 388; МДИР. 1875. Т. 1. С. 70-78, 84-119; Белокуров С. А. Деяния моск. церк. Собора 1649 г.//ЧОИДР. 1894. Кн. 4. Отд. 3. С. 29-52; Буганов В. И. Записки современника//ИА. 1957. 4. С. 229; Поздеева И. В. , Ерофеева В. И. , Шитова Г. М. Кириллические издания, XVI в.- 1641 г.: Находки археогр. экспедиций 1971-1993 гг., поступившие в НБ МГУ. М., 2000. С. 94. 88.

http://pravenc.ru/text/155232.html

1 ), среди исследований поздневизантийского исихазма и паламизма (Разд. 6 ) и др. Число этих работ велико, а уровень отнюдь не провинциален; и их надо непременно принимать во внимание, чтобы получить верную картину того, что такое – исихазм в Сербии. Справочно-библиографические материалы 1 . Леонид (Кавелин) , архим. Славяно-сербские книгохранилища на святой Афонской горе, в монастырях Хиландаре и св. Павла//ЧОИДР 1875. 1. 1–80. 2 . Шустова Ю. Э. Славянские рукописи в Хиландарской исследовательской библиотеке Государственного университета Огайо//Отечественные архивы. 1997. 1. 31–38. 3 . Actes de Chilandar/Éd. Petit L.//BB 1911. 17. Приложение 1; 2: Actes Slaves/Éd. Korablev B.//BB 1915. 19. Приложение. Actes de Chilandar/Publiés par Petit L., Korablev B. 1–2. Amsterdam 1975. (Actes de l’Athos. 5). 4 . Actes de Chilandar/Éd. diplomatique par ivojinovi М., Kravari V., Giros Ch. P. 1998-, Ill. (Archives de l’Athos. 20). [Каждый вып. вкл. 1 т. текста и 1 т. илл.] 1: Des origines à 1319. 5 . Bogdanovi D. Katalog cirilskih rukopisa Manastira Hilandara. I. Beograd 1–2 (1978). [Вариант титула: Stare stampane knjige Manastira Hilandara, 2: палеографич. альбом]. 16, 2, 125, 321. 6 . Bogdanovi D. Ucmopuja старе српске Београд 1980. VIII, 306. 4991. VII, 306. 7 . Bogdanovi D. Istraúivanja u hilandarskoj biblioteci//Istonik. 1997. 22. 17–29. 8 . Katalog knjiga na srpskohrvatskom jeziku od XVIII do XX veka/Biblioteka manastira Hilandara. Priredili ivanov М., Nikevi D., Caji R.; glavni i odgovorni urednik Petrovi M. Beograd 1 (1989) – 2 (1990). [Кн. на сербохорватском яз., выпущенные кириллицей, латиницей и церковнослав.шрифтом]. 9 . Kontovas V. Th. λληνες βιβλιογρφοι λληνικν κωδκων I. Μ. Χελανδαρου//JÖB 1982. 32:4. 65–78. [XVI. Intern. Byz. Kongr., Akten II.4]. 10 . Kontovas V. O βιβλιογρφοι τν χειρογρφων Χελανδαρου// Κληρονομι. 1983. 15. 97–143. 11 . Lascaris M. Actes serbes de Vatopédi//BSI 1936. 6. 184 sq. 12 . Manuscripts from the Chilandar Monastery, Mount Athos; a checklist of the Slavic manuscripts from the Chilandar Monastery available on microfilm at the Ohio State University Libraries. [Columbus:] Ohio State University Libraries. 1971. 20. 13 . Mateji M. Hilandar Slavic codices: a checklist of the Slavic manuscripts from the Hilandar Monastery (Mount Athos, Greece) available on microfilm at the Ohio State University Libraries. Columbus 1976. VIII, 155. (OSU Slavic papers. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

421 . – Путешествие в Иерусалим Троицко-Сергиевой Лавры иеродиакона Зосимы. – ЧОИДР, 1871, кн. I, отд. 2, с. 16–30. В статье: Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV–XVII вв. ... 422 . – Путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского, 1225–1237 гг. Под ред. архимандрита Леонида. СПб., 1884. IV, 80 с. (ППС, вып. 5). 423 . – Рассказ о святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина), 1663–1666 гг. Сообщил архимандрит Леонид. СПб., ОЛДП. 1883. 15 с. (ПДПИ, вып. 40). 424 . – Рукописи сербского письма XII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии. – ЧОИДР, 1891, кн. 2, отд. 2, с. 1–8 Описана 91 рукопись, в том числе афонского происхождения. 425 . – Русский монастырь святого Пантелеимона – Русик. – ХЕВ, 1867, 6, 7, 17, 22. Отд. изд. Одесса, 1867. 127 с· 426 . – Сведения о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных. – ЧОИДР, 1890, кн. 4, отд. 3, с. 1–3. 427 . – Сказание о Святой Афонской Горе игумена Русского Пантелеимонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев (Из сборника Синодальной библиотеки, 272, конца XVII в.). СПб., ОЛДП, 1882. 31 с. (ПДПИ, вып. 30). Ср. изд. 1846 г. (по другой рукописи): Ундольский В. М. Сказание о Святой Горе Афонской... 854). 428 . – Славяносербские книгохранилища на Святой Афонской Горе, в монастырях Хилендаре и Святого Павла. – ЧОИДР, 1875, кн. 1. отд. 5, с. 1–80. Отд. изд. М., ОИДР, 1875. 88 с. Описано 83 рукописи Хилендаря, 55 – Святого Павла, 10 – Зографа. 429 . – Спорный вопрос о месте нахождения первоначальной копии с афонской иконы Иверской Богоматери. – ВОДРИ, 1875, 6/10, отд. 4, с. 75–80. 430 . – Стара Српска писма из Руског манастира св. Пантелеимона у Светой Гори. Прилог. арх. Леонид. – «Гласник Српског ученог друштва», 1868, кн. 7, свеска 24, с. 231–295. Отд. изд. Белград, 1868. 65 с. Сербские акты из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 431 . – Три древних сказания о Святой Горе Афонской и краткое описание Святой Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725–1726 гг.). М., 1882. 50 с. Авт. в кн. не указан. Изд. 2-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1895. 50 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Белоброва, Клитина 1998 – Белоброва О.А., Клитина Е.Н. Симон//Словарь книжников 3/3. С. 380–382. Белоброва, Матвеева 1992 – Белоброва О.А., Матвеева Е.Н. Дорн Иван//Словарь книжников 3/1. С. 277–278. Белокуров 1, 2 – Белокуров С.А. Арсений Суханов. Ч. 1 (Биография Арсения Суханова). М., 1891; Ч. 2 (Сочинения Арсения Суханова). М., 1894. Белокуров 1875 – Белокуров А.Е. Обозрение старинных описей патриаршей ризницы. М., 1875. Белокуров 1882 – С.Б[елокуров]. Материалы: I. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона . II. Список с настольной грамоты патриарху московскому Никону//ХЧ. СПб., 1882. Кн. 2 7–12). С. 287–320. Белокуров 1882а – Белокуров С.А. Собрание патриархом Никоном книг с Востока. [Б. м.], 1882 (оттиск из: ХЧ. СПб., 1882. Кн. 2 Белокуров 1883 – Белокуров С. Материалы для истории русской церкви. «Статейный список» и «Прения с греками о вере» Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова//ХЧ. СПб., 1883. Кн. 2 712). С. 670–738. Белокуров 1887 – Белокуров С.А. Дела святейшаго Никона патриарха , паче же рещи чудеса врачебная//ЧОИДР. М., 1887. Кн. 1. Смесь. С. 1–149. Белокуров 1887а – Белокуров С.А. Челобитная царю Алексею Михайловичу патриарха Иосифа и всего Освященного собора на протопопа Стефана Вонифатьева. 7158 г.//ЧОИДР. М., 1887. Кн. 3. С. 79–80. Белокуров 1905 – О документах, касающихся патриарха Никона , отданных на хранение в Посольский приказ//Изд. С.А. Белокуров //ЧОИДР. М., 1905. Кн. 3. Отд. 4. С. 28–29. Белоненко 1988 – Белоненко В.С. Из истории книгопечатания Иверского Валдайского монастыря//Исследование памятников письменной культуры в собраниях и архивах Отдела рукописей и редких книг [Гос. публичной библиотеки]: Сб. науч. тр. Л., 1988. С. 67–76. Белоненко 1988а – Белоненко В.С. Из истории книжности Иверского Успенского монастыря на Валдайском озере в XVII в.//Литература Древней Руси: Источниковедение, Л., 1988. С. 197–206. Белоненко 1994 – Белоненко В.С. Материалы для изучения истории книжного дела и библиотеки Иверского Успенского монастыря на Валдайском озере в XVII–XIX столетиях//Книжные центры Древней Руси: XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 90–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Позднее на Св. Горе побывали такие известные отечественные ученые и собиратели, занимавшиеся слав. рукописями, как еп. Порфирий (Успенский), архим. Антонин (Капустин), архим. Леонид (Кавелин), П. И. Севастьянов, А. А. Дмитриевский, П. А. Лавров , X. М. Лопарев , Г. А. Ильинский и др. Приобретенные ими на А. рукописи находятся в их собраниях в хранилищах России и Украины. Характерной чертой собирателей 2-й пол. XIX в. (не только российских) было нередко достаточно бесцеремонное отношение к монастырским кодексам, из них извлекались тетради и отдельные листы либо как палеографические и языковые образцы, либо ради интересных для ученого текстов, поэтому отрывки кодексов из б-к А. рассеяны в наст. время во мн. собраниях за пределами Св. Горы и еще не все из них отождествлены. Но те же самые люди в букв. смысле спасли от гибели и открыли для науки мн. древние памятники слав. письменности, существовавшие в отрывках уже ко времени их путешествия. Наряду с рус. учеными с сер. XIX в. слав. книгохранилища А. исследовали серб., а с посл. четверти века - и болг. археографы; южнослав. историки и филологи продолжали свои изыскания на Св. Горе и после первой мировой войны. П. И. Севастьянов. Фотография 2-й пол. XIX в. П. И. Севастьянов. Фотография 2-й пол. XIX в. Поездки исследователей на А. положили начало научному описанию и каталогизации слав. рукописей Св. Горы. Одной из первых специальных работ на эту тему была большая статья архим. Леонида «Славяно-сербские книгохранилища на Святой Афонской горе, в монастырях Хиландаре и святом Павле» (ЧОИДР. 1875. Кн. 1. С. 1-80), изданная 2 года спустя и на серб. языке. За нею последовали краткие каталоги рукописей Хиландара (на чеш. составлен монастырским библиотекарем Саввой Хиландарцем - Sava Chilandarec. Rukopisy a starotisky Chilandarske. Praha, 1897) и Зографа (болг.- Стоилов А. П. Преглед на славянските ръкопией в Зографския манастир//Библиотека: Прилож. на «Църковен вестник». София, 1903. Кн. 7-9. С. 117-160 и рус.- Ильинский Г. А. Рукописи Зографского монастыря на Афоне//ИРАИК.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

17 Платон (Левшин) , митрополит. Отношение митрополита Платона к императрице Екатерине II и мператору Павлу I (по автобиографии Платона и письмам императора Павла). Комментарий и примечания П.С. Казанского //Чтения в обществе истории и древностей российских (далее – ЧОИДР). 1875. Кн. 4. С. 175–197; Письма императора Павла и других августейших Особ к Платону, митрополиту Московскому (с примечаниями протоиерея С.К. Смирнова)//Русский архив. 1887. No 5. С. 1–48; No 6. С. 162–170; No 7. С. 243–288 (отд. оттиск. М., 1887). 21 Papmehl K.A. Op. cit. Р. 11: «to have imbued the future Emperor with a degree of sincere religious belief far in excess to what can be perceived in his mother». 22 [ Платон (Левшин) , иером.]. Православное учение, или сокращенная христианская богословия с прибавлением молитв и рассуждения о Мелхиседеке, для употребления Его Императорского Высочества, пресветлейшего всероссийского наследника... Павла Петровича, сочиненная Его Императорского Высочества учителем иеромонахом Платоном. М., 1765. 23 Платон (Левшин) , иером. Отправославно-кафолической восточной Христовы Церкви увещание бывшим своим чадам, ныне недугом раскола немоществующим вместе с чиноположением, как принимать обращающихся к православной Церкви. СПб., 1765. 28 Цвиркунов Г. Митрополит Московский Платон (Левшин) и единоверие//Платоновские чтения. 1 декабря 2004 г.: Сборник материалов « Перервинская духовная семинария. М., 2005. С. 36. Устоявшееся мнение, что единоверие было инициировано митрополитом Платоном, попытался пересмотреть М. Первушин в статье «Единоверие до и после митрополита Платона (Левшина) » (http://www.rusk.rust.php?idar­27858). 29 Цит. по: Платонов Н. Митрополит Московский Платон и его духовное наследие. Дис. ... канд. богословия. Сергиев Посад, 1997. С. 60. 38 ОР ГИМ, ф. 637–4. (Собр. А.С. Уварова), Ч. IV, отд. XVII. No 2011(637). (491). «Письмо к учителю богословия. Ответ любопытствующему. Вопрошал Вольтер, ответствовал Платон, митрополит Московский. Вопросов и ответов 16. Не напечатано». Л. 80–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Род князя Иоанна (Тугого Лука). Помяни Господи благоверных князей: кн. Иоанна во иноцех Иону, кн. Андрея (сын его), кн. Максима, кн. Василия, кн. Василия (немой), кн. Димитрия, кн. Иоанна (сын его), кн. Иоанна во иноцех Иосифа, кн. Андрея (сын его), кн. Иуя (Петр), кн. Никиту (сына его), кн. Даниила, кн. Иоанна, кн. Александра (везметен). Род Горбатых (и Борбошиных). Помяни Господи благоверных князей: кн. Василия, кн. Александра (Глазатой), кн. Иоанна, кн. Романа, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия (Бреила), кн. Димитрия, кн. Бориса, кн. Иоанна, кн. Феодора, кн. Симеона (Суздальской), кн. Иоанна, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия, кн. Михаила, кн. Владимира, кн. Феодора, кн. Ивана, кн. Андрея, кн. Ивана (Чеснок), кн. Михаила (Лопата), кн. Бориса, кн. Александра (Горбатой), князя Петра (сын его), кн. Владимира, кн. Ивана, кн. Димитрия, кн Василия, кн. Андрея, кн. Феодора (кузнец), князя Василия, кн. Даниила, кн. Ивана, кн. Михаила (Кислой), кн. Феодора (сын его), кн. Василия, кн. Григория во иноцех Порфирия (Борбошин). Род Нохтевых. Помяни Господи благоверных князей: кн. Георгия, кн. Андрея, кн. Василия, кн. Симеона, кн. Ивана (сын его), кн. Агафоника (сын его). Помяни Господи благоверных княгинь: кн. Анну. Помяни Господи Геннадия, Ферапонта. Покровские. Помяни Господи Игумений: Парасковию, Василиссу. Помяни Господи благоверных инокинь: инокиню Марию, Александру, Марфу, кн. Анастасию, Евфимию, кн. Фетинью, кн. Февронию, кн. Александру, кн. Ксению, кн. Евфимию, кн. Елену, кн. Анастасию, кн. Ирину, кн. Елену, инокиню Василиссу, ин. Марию, ин. Стефаниду, ин. Анну, ин. Феодосию, ин. Анастасию, княгиню Фетинью, кн. Анастасию, кн. Агрипину, кн. Меланию, княжны Ивановы, кн. Михайловы. Помяни Господи: княгиню Евдокию, кн. Аксению во инокинях Селифонтию, кн. Марию во инок. Александру (дочери Ивана Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию, кн. Анастасию (князя Андрея Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию во инокинях Марфу. Помяни Господи: кн. Марию во инок. Марфу, кн. Анастасию, кн. Марфу (князя Ивана Васильевича Шуйскаго). Кн. Евдокию во инок. Евпраксию (кн. Петра Шуйскаго), кн. Соломониду во инок. Сисою, (князя Александра Горбатова), кн. Анастасию во инок. Наталию, кн. Ирину (кн. Мстислава), инокиню (Борбошину), кн. Анну (кн. Андрея), кн. Марию во ин. Марфу, (кн. Феодора Скопина), кн. Фетинью во инок. Федосию (кн. Михаила Галицкаго), кн. Ульяну во инок. Александру (Феодора Скопина), кн. Улиту, кн. Марфу, кн. Варвару, кн. Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Значительную часть публикаций в РА составляют материалы по рус. церковной истории (более 190 названий). Многие из них посвящены митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) , с к-рым Б. был хорошо знаком. В журнале широко представлена переписка святителя с обер-прокурорами Святейшего Синода, архиереями, настоятелями мон-рей, миссионерами, светскими лицами (1874. Кн. 1; 1876. Кн. 3; 1877. Кн. 3; 1878. Кн. 3; 1881. Кн. 2; 1882. Кн. 1; 1883. Кн. 1; 1885. Кн. 2; 1886. Кн. 2; 1887. Кн. 2; 1889. Кн. 2, 4; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 1; 1893. Кн. 1-2; 1894. Кн. 2-3; 1895. Кн. 2; 1896. Кн. 2; 1899. Кн. 1; 1904. Кн. 1; 1905. Кн. 1, 3; 1906. Кн. 1; 1908. Кн. 3; 1909. Кн. 1; 1912. Кн. 2). Интересны мемуары митр. Филарета и записанные разными лицами его рассказы: «Рассказы митр. Филарета, записанные А. В. Горским» (1897. Кн. 1), «Воспоминания и отзывы Филарета, записанные его викарием преосв. Леонидом» (1901. Кн. 1), «Из воспоминаний митр. Филарета» (1906. Кн. 3). В РА увидели свет письма Патриархов Московских Никона (1873. Кн. 2) и Адриана (1903. Кн. 3), Ростовского митр. свт. Димитрия (Туптало) (1872. Кн. 1), архиеп. Феофана (Прокоповича) (1863. Кн. 2; 1865. Кн. 1), Московского митр. Платона (Левшина) (1897. Кн. 2), Киевского митр. Евгения (Болховитинова) (1873. Кн. 1), архим. Фотия (Спасского) (1863. Кн. 3; 1869. Кн. 2; 1870. Кн. 1; 1871. Кн. 3; 1878. Кн. 2; 1895. Кн. 3; 1896. Кн. 1) и др. Среди мемуаров духовных лиц, напечатанных Б.,- «Записки первоприсутствующего в Св. Синоде» Херсонского архиеп. Никанора (Бровковича) (1906. Кн. 1-4; 1908. Кн. 1-3; 1909. Кн. 1), «Из записок» Тверского архиеп. Саввы (Тихомирова) (1908. Кн. 3; 1914. Кн. 3), «Книга бытия моего» Чигиринского еп. Порфирия (Успенского) (1910. Кн. 3-4) и др. В РА были напечатаны биографические исследования «Ириней, архиеп. Псковский» Н. И. Григоровича (1869. Кн. 2), «Филарет, архиеп. Черниговский» (1887. Кн. 2-3), «Митрополит Амвросий (Подобедов)» К. Я. Лаврова (1904. Кн. 1), «Биографический очерк» обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. А. Толстого о ректоре МДА прот. А. В. Горском (1875. Кн. 3).

http://pravenc.ru/text/77626.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010