Рукополагающий архиерей возглашает: «Аксиос!» - вручая рукополагаемому очередной предмет облачения, затем возглас повторяют трижды священнослужители в алтаре, трижды правый хор, трижды левый хор (если есть). Напев А.- простой и торжественный. Кроме рукоположений А. поется при интронизации Патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям. Согласно толкованию блж. Симеона Солунского, смысл возглашения А. заключается в следующем: «Аксиос трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать [быть образом Христа], подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей», «возглашается аксиос, так как он [ставленник] сделался достойным пред Богом, познан ангелами и человеками и должен вести себя достойно сего дела [священнослужения]; и поэтому сие слово: «аксиос» он принимает как бы молитву [да будет достоин]», «[архиерей] возглашает аксиос, так как Распятый соделал его [ставленника] достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне [алтаря], так как все согласны с этим, и веселятся, и подтверждают действие благодати» («О храме Божием» 208, 210, 236//PG. 155. Col. 421, 424, 453; Симеон Солунский. Соч. С. 269-271, 298). В визант. традиции, т. о., возглашение «А.» служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана (ср. молитвы о крещаемом при Крещении - Требник. Ч. 1-2. С. 54, 58-61). Это то достоинство, о к-ром говорится в молитвах рукоположения: напр., в Апостольских Постановлениях : «Дай ему… явиться достойным» (о чтеце - VIII 23), «Удостой его» (о диаконе - VIII 18); в «Завещании Господа»: «Да… достойно станет» (о диаконе - I 38); в Серапиона Евхологии : «Сотвори его… достойным наследия апостолов» (о епископе - I 14); в молитвах визант. Евхология: «Удостой его» (о диаконе), «Да будет достойно предстоять… жертвеннику Твоему!» (о пресвитере). В зап. традиции возглас «А.» (лат. Dignus est) произносится до рукоположения. В этом случае он возглашается не епископом, а народом и свидетельствует о том, что ставленник достоин рукоположения. Это остаток имевшего место ранее участия народа в избрании клириков; в визант. обряде возгласу «Dignus est» соответствует возглашение протодиакона «Повелите!» (Κελεσατε) перед началом хиротонии. Евсевий Кесарийский свидетельствует о возглашении А. при избрании Фабиана папой Римским (Евсевий. Церк. ист. VI 29). Сократ Схоластик пишет о возгласе А. при избрании епископами свт. Амвросия Медиоланского (Церк. ист. IV 30) и новацианина Маркиана (Там же. VII 46). Блж. Августин Иппонский упоминает о возглашении «Dignum est, justum est» при избрании пресв. Ираклия его преемником (Augustini. Epistola 213).

http://pravenc.ru/text/82709.html

Свт. Герман К-польский (VIII в.) писал, что «амвон служит образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Автор приписываемого свт. Софронию Иерусалимскому комментария на литургию (XI в.) добавляет, что ступени А. знаменуют «лестницу Иакова». Восхождение на А. свт. Герман связывает со словами «          » (Ис 40. 9 ), к-рые впосл. вошли в состав ирмоса 5-й песни канона Недели ваий, используемого в качестве стиха при восшествии архиерея на А. В совр. рус. церковной практике, различающей архиерейский А. и А. перед царскими вратами, первый используется только за архиерейским богослужением: здесь епископ облачается перед литургией, на этот А. ставится кафедра, на к-рой архиерей сидит до малого входа , отсюда протодиакон читает Евангелие. Со второго - полукруглого выступа солеи у царских врат - произносят ектении, читают Евангелие (при иерейском служении), Апостол (если читающий - диакон или имеющий хиротесию чтец), отсюда проповедуют, обращаясь к прихожанам,- т. о., функционально эта часть солеи соответствует древнему визант. А. Ист.: Сократ. Церк. ист. VI 5; Созомен. Церк. ист. IX 2; Paulus Silentiarius Descriptio ambonis recitata privatim post prius magnum carmen in domo patriarchali//PG. 86β. Col. 2251-2264; Герман, свт. Сказание. С. 46-49; Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-32, 182, 186; T. 2. P. 62, 88, 98, 138; Sophronii Patriarchae Hierosolymitani Commentarius Liturgicus//PG. 87γ. Col. 3985; Goar. Euchologion. P. 153-156, 279-281, 726-727; Голубцов. Чиновник; Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину. К., 1997. С. 55, 68, 82, 114. Лит.: Leclercq H. Ambon//DACL. Col. 1330-1347; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 47-49; Xydis S. G. The Chancel Barrier, Solea and Ambo of Hagia Sofia//Art Bull. 1947. Vol. 29. Р. 1-24; Lassus J., Tchalenko G. Ambons syriens//Cah. Arch. 1951. Vol. 5. P. 75-124; Delvoye Ch. Ambo//RBK. Bd. 1. 1963. S. 126-133; Taft R. Some Notes on the Bema in East and West Syrian Tradition//ОСР. 1968. Vol. 34. P. 326-359; Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии, V-X вв. Тбилиси, 1980; Damblon A. Zwischen Kathedra und Ambo. Düsseldorf, 1988; Sodini J. P. Les ambons médiévaux à Byzance: Vestiges et problèmes//Θυμαμα στ μνμη τς Λασκρινας Μπορα. Αθνα, 99. Σ. 303-307. Pl. 172-173 [фрагм. малоазийских амвонов X-XI вв.]; Арранц М. Крещение и миропомазание. Рим, 1997. С. 161-163; Coleman C. Ambo//The Catholic [Электр. ресурс]; Shipman A. J. Ambo (in the Russian and Greek Church)//The Catholic [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/114332.html

К числу древнейших сохранившихся икон относятся найденные в Б. энкаустические иконы VI-VII вв.: «Еп. Авраамий» (Гос. музей. Берлин), «Христос и св. Мина» (Лувр. Париж). Сохранились фрагменты резного декора по дереву и камню (капители, фризы, панели дверей и др.). Несомненный интерес представляют многочисленные надписи, найденные в Б. Ист.: Hist. mon. in Aeg. P. 46-71; Созомен Церк. ист. III 14; VI 29; Rufinus. Hist. mon. S. 286-307 (рус. пер. Руфин. Жизнь отцов. С. 37-52); Ернштедт П. В. Коптские тексты Гос. Эрмитажа. М.; Л., 1959. C. 17-22, 35-42, 175 [папирусы Б. из собр. Эрмитажа]. Лит.: Cl é dat J. Le monastère et la nécropole de Baouït//Mémoires de l " Inst. français d " archéologie orientale du Caire. Le Caire, 1904. T. 12; idem. Baouït//DACL. Vol. 10/1. Col. 203-251; MacCoull L. The Bawit Contracts: Texts and transl.//The Bull. of the American Soc. of Papyrologists. N. Y.; Toronto; Chico, 1931. P. 141-158; Maspero J. Fouilles exécutées a   Baouît/Not. et éd. par E. Drioton//Mémoires de l " Inst. français d " archéologie orientale du Caire. 1932. T. 59; Coquin R. -G. , Martin M. , Severin H. G. , du Bourget P. Bawit//CoptE. Vol. 2. P. 362-372; Шуринова Р. Д. Коптская ткань V-VI вв. с изображением святого//ВВ. 1967. Т. 27. С. 243-247; Van Moorsel P. Forerunners of the Lord: The Meaning of Old Testament Saints in the Daily Office and Liturgy Reflected in Medieval Church Decoration//Coptic Art and Culture/Netherlands Inst. for Archaeology and Arabic Stud. in Cairo. Cairo, 1990. P. 19-29; Каковкин А. Я. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите)//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 148-153; он же. Персонификация Святой Церкви в коптском искусстве//Троицкие чтения, 1997: Сб. ст. Большие Вяземы, 1998. С. 122-132. Rutschkovskaya M. -H. Le monastère de Baouit - état de publication//Divitae Aegypti: koptologische und verwandte Studien zu Ehren von M. Krause. Wiesbaden, 1995. S. 279-288 [Библиогр. о Б.].

http://pravenc.ru/text/77688.html

В 1906 г. Г. полностью потерял зрение. В последние годы жизни ему помогали в научной работе его родственник С. И. Смирнов и С. А. Белокуров . Умирая, просил положить себе под голову кн. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». Похоронен на кладбище МДА, рядом с могилой своего учителя прот. А. Горского. Арх.: РГБ ОР. Ф. 541; ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 13. Д. 362. Л. 1-10; Ф. 432. Оп. 1. Д. 1403. Л. 11 об.- 12, 91-91 об. Соч.: Об образе действования правосл. государей греко-римских в IV, V и VI вв. в пользу Церкви, против еретиков и раскольников//ПрТСО. 1859. Ч. 13. С. 49-115; Очерк истории просвещения у греков со времени взятия К-поля турками до наст. столетия//ПО. 1872. 5. С. 699-730; 6. С. 818-841; 7. C. 35-58; История алтарной преграды или иконостаса в правосл. церквах//Там же. 11. С. 570-589; Отчет о заграничном путешествии//Журналы Совета МДА 1874 г. М., 1875. С. 8-21; Христианство в России до Владимира Святого//ЖМНП. 1876. Т. 187. 9. С. 46-84; 10. С. 133-169; История Рус. Церкви. М., 1880-1881. Т. 1 (2 полутома); 1901-1917, 1997-1998. 2 т. (4 полутома). (МИЦ; Кн. 16-19); О т. н. Иоакимовской летописи Татищева//ПрТСО. 1881. Ч. 28. С. 602-640; Святые Константин и Мефодий, первоучители славянские//Там же. 1885. Ч. 36. С. 160-228; К нашей полемике со старообрядцами//БВ. 1892. 1. С. 45-76; 2. С. 277-312; 3. С. 485-506; 4. C. 34-72; 5. С. 197-223; Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Рус. Церкви или к вере русских и к их духовенству//Там же. 1893. 6. С. 429-455; 7. С. 32-60; К вопр. о начале книгопечатания в Москве//Там же. 1895. 2. С. 229-238. Лит.: Колосов Н. А. , свящ. Проф. Е. Е. Голубинский: (Кр. некролог и личные восп.)//ДЧ. 1912. Ч. 1. 1. С. 112-119; Смирнов С. И. Е. Е. Голубинский: (Некролог)//ЖМНП. 1912. Ч. 39. 5. С. 19-43 (паг. 4-я); он же. Евгений Евсигнеевич перед смертью//У Троицы в Академии: 1814-1914: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 720-721; Цветков П. И. Проф. Е. Е. Голубинский: Некролог//БВ. 1912. 1. С. 1-18; Бродович И. А. Е. Е. Голубинский (Песков): [Некролог]. Х., 1912; Приселков М. Д. Памяти Е. Е. Голубинского. СПб., 1912; Филевский И. И. , свящ. Памяти акад.-проф. Е. Е. Голубинского. Х., 1912; Попов К. М. Список трудов акад. Е. Е. Голубинского: 1859-1911. СПб., 1912; Афанасьев В. В. Е. Е. Голубинский///Памятники отечества. 1988. 1. С. 150-152; Полунов А. Ю. , Соловьев И. В. Жизнь и труды акад. Е. Е. Голубинского: С прил. «Воспоминаний». М., 1998. (МИЦ; Кн. 20); Платонов А. Акад. Е. Е. Голубинский - церк. историк и человек//Отеч. арх. 2003. 3. С. 20-28. А. И. Богданов Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (1849 - 1918), историк Церкви, филолог-славяновед, специалист по истории библейских переводов

http://pravenc.ru/text/165317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРОДИСИЙ [Греч. Αφροδσιος] (1-я четв. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.). Происходил из Асии, подвизался в киновии прп. Феодосия I Великого . Однажды А., обладавший богатырской силой, рассердился на мула и ударил его кулаком по голове. Мул упал замертво. В знак покаяния А. взял ношу мула, надел на плечи седло и вернулся в киновию, но был изгнан прп. Феодосием. А. долго скитался по Иорданской пустыне, затем исповедал свой грех прп. Иоанну Хозевиту , к-рый посоветовал ему идти к прп. Савве Освященному . Прп. Савва определил ему строгую епитимью: затвор, «воздержание языка и чрева». В течение 30 лет А. не выходил из кельи, питался остатками овощей от братской трапезы, спал на жесткой рогоже, прилежно занимался ручным трудом, раздавая деньги бедным. По ночам его покаянный плач не давал спать соседям. Почувствовав приближение смерти, А. пришел в церковь к прп. Савве с просьбой отпустить его на день в киновию прп. Феодосия. Прп. Савва отправил вместе с ним пресв. Феодула, велев тому передать прп. Феодосию, что некогда он принял от него человека по имени Афродисий, а теперь благодатью Божией посылает к нему ангела. Прп. Феодосий с радостью встретил А., простил его и отпустил с миром. Вернувшись в лавру прп. Саввы, А. через неск. дней тихо скончался. Прп. Савва велел похоронить его отдельно от братии, чтобы могила А. была известна и чтобы ему поклонялись приходящие в мон-рь паломники. Игум. Даниил называет нетленные и благоухающие мощи А. в числе главных святынь лавры наряду с мощами основателя лавры прп. Саввы Освященного и наиболее знаменитых подвижников: прп. Иоанна Дамаскина, прп. Иоанна Молчальника, свт. Феодора, еп. Эдесского, и прмч. Михаила Савваита (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 46). Память А. отмечается 23 дек. в греч. рукописных стишных синаксарях (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 531)) и 24 дек.- в используемых ныне в греч. Церквах печатных Минеях (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 352). Ист.: BHG, N 1608; Помяловский И. В. Житие св. Саввы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским, в древнерус. переводе по ркп. ИОЛДП, с присоединением греч. подлинника и введением. СПб., 1890. С. 232-241; ЖСв. Дек. С. 152; Kyrillos von Skythopolis. Vitae Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 134-135. (TU; Bd. 49. Heft 2). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 522; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 65. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/77136.html

427. Изр. св. ст. Пим. 165. 428. Др. Пат. VII, 19 (14). 429. Изр. св. ст. Арс. 21. 430. Казанский П. История правосл. монашество на Востоке, ч. 2. м. 1865, стр. 152. Строй жизни в этих 3 главных монастырях древнего христианского Египта был настолько прост, что не мог определяться записанным уставом. Посему и по внутренним признакам надо признать подложными установленные будто бы собранием четырех нитрийских и скитских отцев (Серапиона, Макариев и Пафнутия) правила (Migne, Patrol. s. gr. t. 34, col. 971–978) для монахов, сборник которых делится на 4 части, и каждая часть приписывается одному из этих отцев. Наиболее характерные из этих правил. «Один да будет начальник у всей братии: от его совета и повеления никто да не уклоняется, но с радостью да повинуется ему, как самому Богу. В церковном собрании без повеления настоятеля никто не может начать пения псалмов; если настоятель замедлит, то известить его и поступать по его приказанию. Поступающие в монастырь целую неделю пусть лежат перед вратами. С 1-го часа до 3 — время посвящается Богу, с 3 до 9 — работе. Все находящееся в монастыре — сосуды, орудия и пр. священно. Приходящий клирик, хотя бы низший, начинает молитвы за богослужением». 431. Лавс. 23 (22). 432. Руфин, Ист мон. 7. Лавс. 52 (47). Ср. Созомен. Церк. ист. VI, 29. Никифор Каллист. Церк. ист. VI, 34. 433. Руфин, Ист. мон. 5. 434. Там же 17, Лавс. 71 (62). 435. Руф. Ист. мон. 18. Лавс. 76 (67). 436. Лавс. 7. 437. Здесь грецизм к коптском житии прп. Пахомия: «iu синаксис» 438. Созомен должно быть неверно: Ταβνν νσω — на острове Тавенне. 439. Мясо, конечно, не употреблялось, но случайное или по нужде вкушение его не считалось осквернением. Прп. Пахомий укорил заведующих больницей братий за отказ дать больному монаху по его просьбе говядины и велел купить для него козленка. 440. Палладий архим. (еп.) Св. Пахомий В. и первое иноческое общежитие. По новооткрытым коптским документам. Каз. 1899, стр. 18, 39, 44–46, 48, 61–70, 122. 441. Руфин, Ист. мон. 3. Лавс. 48 (43).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви… Приложение 3. С. 767).    Cyprianus. Ер. 70 (70).    Idem. Ер. 69 (76).    Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4).    Ep. 72 (72).    Sententiae episcoporum.    Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 576.    см. прим. к стр. 146.    Ер. 72 (72).    Ibid. 3.    Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.).    Ibid.    Cyprianus. Ер. 75 (75).    Cyprianus. Ер. 74 (74). 2.    См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum.    Ер. 35 (29). 1.    Cyprianus. Ер. 75 (75). 4.    Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).    Церк. ист. VII.    Новацианская схизма вызвала потрясения не только на Западе, но и на Востоке. Судя по одной очень короткой заметке Евсевия, ряд епископов примкнул к Новациану (Церк. ист. VII. 4). Из другой заметки следует, что в Антиохии возник раскол, так как часть антиохийских общин поддерживала новациан (Ibid. VI. 46).    Малхион, антиохийский пресвитер, глава риторской школы, единственный из присутствовавших на соборе, кто оказался способен меряться силами в диалектике с Павлом Самосатским. См.: Болотов В.В. Лекции… Т. II. С. 333.    Надо думать, что этот собор состоялся Harnack вслед за Mansi считает, что этот собор был избирательным (смерть Фабия и ) (Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 533).    Евсевий. Церк. ист. VII. 30. 2.    Перевод Руфина прибавляет перед этим наименованием «presbyteri» (VII. 30).    Незначительное количество антиохийских пресвитеров, названных в послании, объясняется, по-видимому, тем, что большинство клира осталось верным Павлу Самосатскому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гл. 15. Притчи: о заблудшей овце (1–7), о потерянной драхме (8–10) и о распутном сыне (11–32). Гл. 16. Притча о неверном управителе (1–13). Обличение фарисеев по этому случаю (14–18). Притча о богаче и нищем Лазаре (19–31). Гл. 17. О соблазнах (1–2). О прощении согрешающего брата (3–4). Об умножении веры (5–6). Притча о рабе (7–10). Исцеление 10 прокаженных (11–19). О наступлении Царствия Божьего и пришествии Сына Человеческого (20–37). Гл. 18. Притчи: о судье и вдове (1–8), о мытаре и фарисее (9–14). Благословение детей (15–17). Разговор с богатым об опасностях богатства в деле спасения и с учениками по поводу этого (18–30). Новое предеказа» ние Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении (31–34). Исцеление слепца иерихонского (35–43). Гл. 19. Господь в доме Закхея мытаря (1–10). Притча о минах (11–27). Вход в Иерусалим и плачь об Иерусалиме (28–44). Очищение храма и замыслы врагов Господа (45–48). Гл. 20. Ответ на вопрос о власти Господа (1–8). Притча о винограднике (9–19). Ответы Господа на вопросы: фарисеев – о дани Кесарю (20–26) и саддукеев – о воскресении мертвых (27–39). Христос – чей сын (40– 44). Предостережение от книжников (45–47). Гл. 21. Вдовица с двумя лептами (1–4). Пророчество о разрушении Иерусалима и втором пришествии Христовом (5–38). Гл. 22. Замысел Иуды (1–6). Тайная Вечеря (7–23). Наставление о смиренномудрии (24–30). Предсказание об отречении Петровом (31– 38). Гефсиманская молитва (39–46). Предательство Иудино (47–53)-Христос на суде Синедриона и отречение Петрово (54–71). Гл. 23. Иисус Христос на суде у Пилата (1–6), Ирода (7–12) и опять Пилата (13–24). Шествие на Голгофу (25–32). Распятие Христа (33– 38). Покаяние разбойника (39–43). Смерть Господа (44–49). Погребение Господа и жены мироносицы (50–56). Гл. 24. Путешествие ко гробу Христову жен мироносиц (1–11) и Петра (12). Явление Воскресшего путникам еммаусским (13–35) и апостолам, бывшим вместе (36–49). Вознесение Господне (50–53). 1 Ирин. Advers. haeres. Ill, 1. 1. Ориг. у Евсев. Церк. Ист. VI, 25. Клим. Ал. у Евсев. там же VI, 14. Тертулл. Contr Marcion. IV, 2. 5. Евсевий Церк. Ист. III, 24 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

После отречения Диоклетиана (1 мая 305) и прихода к власти на Востоке империи Галерия Египет с Сирией получил племянник последнего Максимин Даза , правивший сначала в ранге кесаря, а в 309 г. провозглашенный августом. Продолжая политику преследований по отношению к христианам, в 306 г. он подтвердил эдикт Диоклетиана о всеобщей обязательности языческих жертвоприношений. Среди жертв гонений, связанных с его именем,- некая дева-христианка ( Евсевий. Церк. ист. VIII 14. 15; в лат. пер. Руфина приведено ее имя - Дорофея), мученики Амфиан и Едесий . Еп. Филей Тмуитский в послании своей пастве свидетельствует о христ. мучениках в Александрии. Позже сам он после долгого заключения был казнен вместе с важным чиновником Филором, та же участь постигла и др. чиновника, Диоскора . Отшельник Аполлоний и флейтист Филемон, осужденные на смерть в Фиваиде и чудесным образом избежавшие ее, были приведены в Александрию и брошены в море. Господь Иисус Христос и св. Мина. Икона. VI-VII вв. из мон-ря Бауит (Париж. Музей Лувр) Господь Иисус Христос и св. Мина. Икона. VI-VII вв. из мон-ря Бауит (Париж. Музей Лувр) Ок. 307/08 г. Максимин «смягчил» наказание для упорствовавших христиан, заменив смертную казнь увечьем; многим мученикам усекались носы, уши, руки и др. части тела (Там же. VIII 12. 1). После эдикта Галерия о прекращении гонений (30 апр. 311) Максимин был вынужден подчиниться, но уже через 6 месяцев, будто бы уступая просьбам подданных, возобновил преследования христиан. В это время, покинув пустыню, в Александрию прибыл поддержать мучеников прп. Антоний Великий , но власти запретили монахам появляться в трибунале и вообще находиться в городе (Житие Антония. 46. 1-3). На смерть были осуждены епископы Исихий, Пахомий и Феодор, содержавшиеся в заключении вместе со сщмч. Филеем, а также священники Фавст, Дий и Аммоний. Был схвачен и сам Петр, еп. Александрийский. Несмотря на то что верующие, пытаясь защитить своего пастыря, окружили тюрьму, он был отведен в Вукол и казнен (25 нояб. 311). Спустя 2 месяца, 31 янв. 312 г., претерпели мученичество за веру александрийский врач Кир , воин из Эдессы и св. Афанасия с 3 дочерьми, Феоктистой, Феодосией и Евдоксией. К этому же времени относят и мученичество вмц. Екатерины , по преданию принадлежавшей к имп. дому. В публичных прениях перед императором она обратила в христианство 50 языческих философов и, осужденная на смерть, была обезглавлена за городом. Из жития вмц. Екатерины известно, что та же участь постигла многих обратившихся к вере знатных лиц, в т. ч. и императрицу-августу.

http://pravenc.ru/text/82070.html

29. Апол. 1, 66–67. 30. Acta apostolica apocrypha, Lipsius et Bannet II, 1, 193. Соколов. Агапы, 80. 31.  Соколов. Агапы, 57. 32. Апол. 1:13, 14. 33.  Лукиан, О смерти Перегрина 12. 34. «Учение 12 апостолов» гл. 9, 10, 11, 14. 35. Уч. 12 ап., 13. 36.  Bingham I. Originum sive antiquitatum ecclesiasticarum liber XIII in lat. coment. H. Grischovius, ed. 2, Halae Magdeb. 1754, p. 282. 37. Даже в Риме в половине III b. христиан было 30–50 тыс. ( Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christenthums in der ersten 3 Jahrhunderten, 2 A. 2 B. Leipz. 1906. S. 211–212). Средний же размер епископии II–III можно полагать в 1000–2000 человек. (Мищенко Ф. Церковное устройство христианских общин (парикий) II и III вв., Киев 1908, стр. 17) Киприан, епископ такого города как Карфаген, знает по имени своих пасомых. (Письмо 33, по др. изд. 41). Бывали епископии и в 12 дворов. ( Harnack A. Die Quellen der sogennanten apostolischen Kirchenordung. Texte und Untersuchunget, II, 5, Leipz. 1886. S. 7. Canones ecclesiastici, c. 16). 38.  Игн. Богоносец. Филад. 2, 4. Ср. Еф 20. Маг. 7, 1 Клим. 40. 39.  Игн. Богоносец. Трал. 7. 40. Уч. 12 ап., 8. 41.  Климент. 1 Кор 40. 42.  Смирнов. Богосл. до IV b., 19. 43.  Поликарп, 12. 44.  Игнатий Богоносец. Еф 10. 45.  Поликарп. 12. 46.  Поликарп. 7. Смирнов. Богосл. до IV b., 21. 47.  Игнатий Богоносец. Рим. 2. 48.  Игн. Б. Еф 4. 49.  Сократ. Церк. ист. VI, 8. 50.  Блж. Феодорит. Hist. eccles. II, 24. Здесь блж. Феодорит говорит, что когда еп. Леонтий изменил в арианском духе славословие (малое), то пресвитеры Флавиан (по Никите Хониату впоследствии епископ Антиохийский) и Диодор (впосл. еп. Тарсийский), прервав общение с епископом, стали собираться в особые храмы и там петь псалмы антифонно. «Они первые, разделив хор на две половины, установили антифонное пение псалмов Давидовых, и это началось в Антиохии». Известие это примирял с Сократовым еще Никита Хониат путем предположения, что эти пресвитеры только перевели с сирского на греческий антифонные песни, введенные св. Игнатием. ( Филарет (Гумилевский) арх. Черниг.). Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви, Черниг. 1864, стр. 51.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010