28 Драгоценная Жемчужина. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С.39. (Авраам 3:3,9) 29 Драгоценная Жемчужина. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 40. (Авраам 3:16) 32 Драгоценная Жемчужина. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 41. (Авраам 3:21) 34 Драгоценная Жемчужина. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 40. (Авраам 3:11) 36 Янг Б. Учения президентов церкви. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 1997. С. 30. 37 Учения и Заветы. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 209. (У. и З. 93:10) 40 Учения и Заветы. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 192. (У. и З. 88:15) 44 Учения и Заветы. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 194. (У. и З. 88:39) 46 Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Догматическое богословие: курс лекций/Исайя (Белов), архим. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. С. 229. 47 Книга Мормона: Еще одно свидетельство об Иисусе Христе. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 69. (2 Неф. 2:25) 50 Драгоценная Жемчужина. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 21. (Моис. 6:53–54) 51 Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Догматическое богословие: курс лекций/Исайя (Белов), архим. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. С. 249, 252. 53 Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Догматическое богословие: курс лекций/Исайя (Белов), архим. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. С. 250. 61 Смит Д. Учения президентов церкви. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2000. С. 444. 62 Смит Д. Учения президентов церкви. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2000. С. 444. 66 Учения и Заветы. Солт Лейк-Сити (США): Изд. Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 2011. С. 305. (У. и З. 127:9)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Мы живем в эпоху, насыщенную грозными событиями и кризисами, напряженными исканиями ответов на волнующие человечество проблемы с резкими столкновениями противоположных идеологий. Тревожат предчувствия катастрофы. В этих явлениях многими прозревается Божие обличение греха человечества, обличение равнодушия, теплохладности, беспечности и самодовольство членов Церкви. Это знамение времени побуждает многих христиан задуматься над вопросом об отношении Церкви к миру, его жизни и культуре, об усилении активности членов Церкви, ибо голос Ее редко и глухо звучит, часто оставаясь без всякого ответа в современном мире, строящем земной град, вавилонские башни. Обостряется сознание, что каждый член Церкви кроме подвига своего личного спасения несет со смирением и сознанием своей немощи некую ответственность за судьбы Церкви и мира. Эту ответственность он принимает в таинстве Миропомазания, получая благодатные Дары Святого Духа на подвиг жизни и труда в Церкви, за который он и венчается Церковью венцом жизни невечерней в чине своего погребения. Многообразны проявления активности Церкви в разных сферах жизни. Но часто забывается даже церковными и приходскими работниками, что один из важнейших видов деятельности Церкви – соборный молитвенный подвиг, вдохновляющий христиан на труд и творчество в мире, равно как и на подвиг очищения сердца и восхождения по лествице добродетелей, вершина которой скрывается на небесах, ибо обе эти стороны подвижнической жизни христианина тесно связаны одна с другой. Главное соборное дело Церкви – Евхаристия. Литургия – праздник Церкви. Все прочие службы суточного круга подготовляют к подвигу этого общего дела. Все таинства и священнодействия в древней Церкви были соединены с Литургией. Она – радостная и ответственная общественная обязанность, общественная повинность членов благодатного общества – Церкви Христовой. Отказ христианина от этой обязанности – проявление нелюбви ко Христу, Святой Церкви, участие в социальном грехе нелюбви к ближнему. В Литургии участвуют со смирением и священным трепетом, с сознанием своего недостоинства, греховности и немощи, после соответствующего приготовления все полноправные члены Церкви, вся церковная община, возглавляемая епископом или священником, без которых, конечно, Евхаристия не может совершаться. «Только та Евхаристия почитается истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sob...

С другой стороны, патрология изучает жизнь и сочинения христианских писателей не причисленных к лику святых, чье творчество повлияло на развитие церковной письменности. Таких христианских писателей в православной патрологии принято называть церковными писателями или учителями, а не отцами Церкви. Вместе с тем, наименования «церковный писатель» и «учитель» применимы и к отцам Церкви, изучаемым патрологией, так как все они, бесспорно, являются писателями, а также учителями верующих. Глава вторая. Отцы Церкви и их творения Еще в Ветхом Завете духовному наставнику давалось почтительное наименование «отец» (см. IV Цар. 2:12). В Христианской Церкви со времен апостолов, название «отец» усвоялось выдающимся духовным руководителям верующих (см. ). Новозаветное учение прямо говорит о том, что ученик обязан учителю своим духовным рождением и воспитанием своей души (см. ). Отцы Церкви – это наставники и учителя Христовой Церкви. Отцы – избранные орудия Святого Духа, которые наставляют своих чад в Богооткровенном учении. Они возводят своих учеников к Истине-Христу, а значит и ко спасению. Первыми отцами Церкви, в таком смысле, были святые апостолы, непосредственно наученные Самим Господом и находившиеся под особым водительством Святого Духа. Поэтому их учение и наставления составляют непреложный закон для Христовой Церкви, а сами они именуются, в отличие от всех других деятелей Церкви, посланниками Христовыми – апостолами. Отцами же Церкви, собственно, именуются следовавшие за святыми апостолами учителя и наставники Церкви, преемники духа апостольского, оставившие в своих писаниях изложение учения, способного возрождать духовных чад во Христе. Так как отцы Церкви призваны духовно рождать и воспитывать достойных чад Церкви Христовой, то для этого они сами должны обладать тем духом, который хотят передать другим. Отцы Церкви имеют силу не только в слове, но главным образом в духе, и живут умом Христовым. Святоотеческие писания заключают в себе дух святых отцов-писателей и этим духом возрождаются для Церкви читающие и изучающие их писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Точнее было бы говорить не о вступлении и, тем более, не о принятии Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей, а о соглашении между руководством Русской Православной Церкви, с одной стороны, и руководством Всемирного Совета Церквей, с другой стороны, о включении представителей Русской Православной Церкви в постоянное сотрудничество с представителями других Церквей, объединившихся в экуменическом содружестве, именуемом Всемирный Совет Церквей. Генеральная Ассамблея, имевшая место в Нью–Дели в 1961 году, дала свое согласие на такое сотрудничество. Говоря о Всемирном Совете Церквей, я должен, справедливости ради, заметить, что в определение сущности Всемирного Совета Церквей с самого начала была внесена некоторая неясность и двусмысленность. Известно, что «Комитет тридцати пяти», собравшийся 8 июля 1937 года в Лондоне, пришел к убеждению, что настало время образовать Всемирный Совет Церквей как постоянный орган Церквей для выполнения их общих экуменических задач. Совет был определен как «общество представителей Церквей, преследующее интересы движений «Жизнь и деятельность» и «Вера и устройство»». Оксфордская и Эдинбургская Конференции одобрили проект 35–ти и приняли решение о слиянии обоих движений. Но уже Объединенная Конференция, состоявшаяся в Утрехте в мае 1938 года, одобрила и приняла следующий базис Всемирного Совета Церквей, утвержденный потом и на 1–й Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 году: «Всемирный Совет Церквей является содружеством (fellowship) Церквей, которые признают Господа нашего Иисуса Христа Богом и Спасителем…» (Documents on Christian Unity, ed. by С. К. A. Bell, 4 series, p. 201). Вполне очевидно, что орган Церквей или общество их представителей совсем не одно и то же, что содружество или сообщество самих Церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Документы, выработанные на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года) ниже публикуются четыре документа, совместно выработанных Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и одобренных Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Работа комиссий продолжается. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям. Об отношениях Церкви и государства. Комментарий к совместному документу Об отношениях Церкви и государства . О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ КОМИССИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА И РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ Основываясь на общей православной вере в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и верности общему каноническому Преданию Русской Православной Церкви, действуя в соответствии с поручением, которое было сформулировано в ходе собеседований, состоявшихся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве 17-18 мая 2004 года в ходе визита делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на совместных заседаниях в Москве (22-24 июня и 17-19 ноября 2004 года), в Мюнхене (14-16 сентября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) подготовили проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5283.html

Отпадение от церковного тела целой Поместной Церкви не может не вызывать у членов Церкви скорби и сожаления: «Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение Рима от Вселенской Церкви?» . Тем не менее, это отпадение остается событием, приводящим ко всем печальным последствиям отделения от Церкви, и в частности, к искажению экклезиологии: «Истина Церкви много была искажена на Западе после отпадения Рима от Церкви, и Царство Божие стало походить там на царство земное. Латинство с его земными счетами добрых дел, с его наемническим отношением к Богу, с его подделкой спасения помрачило в сознании своих членов христианскую идею Церкви» . Протестантизм же сделал более наглядными заблуждения латинства, доведя их до логического конца: «Латинство породило вполне законное, хотя и весьма непокорное чадо в лице протестантства. Протестантство не было лишь протестом подлинного древнецерковного христианского сознания против тех искажений истины, которые были допущены средневековым папством, как это нередко склонны представлять протестантские богословы. Нет, протестантизм был протестом одной человеческой мысли против другой; он не восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил другим, и была новая ложь горше первой. Протестантизм сказал последнее слово папизма, сделал из него конечный логический вывод. Истина и спасение даны любви, то есть Церкви, – таково церковное сознание. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы – пусть одного папы, но все же отдельной личности без Церкви, – и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному лишь папе? – и добавил: истина и спасение открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасение через Христа без Церкви, в себялюбивой обособленности от всех» .

http://pravoslavie.ru/43727.html

Попробуем рассмотреть современную практику разрешения смертных грехов. Каноны Церкви и учение святых отцов ясно говорят, что после совершения любого смертного греха человек отпадает от Церкви. При этом за некоторые виды смертных грехов человек отлучается от Церкви на различные сроки правилами церковных канонов. Что такое отлучение от Церкви? Отлучение от Церкви – это канонический термин, означающий запрет на участие в литургии верных и причащение Святых Тайн. Что означает отпадение и отлучение от Церкви в духовном смысле? Это значит, что человек, который ранее принадлежал к Церкви – Телу Христову, как один из Её членов, теперь уже к ней не принадлежит. Ранее он, как член Церкви, пребывал внутри неё, и его дух оживотворялся спасающей благодатью Святого Духа, которую человек может принять, только пребывая в Церкви. Сейчас же он пребывает вне Церкви, и связь с благодатью Святого Духа нарушена, прервана, и его дух умирает, не имея возможности питаться от источника своей жизни. Как умирает тело человека, лишённое питания, также точно умирает и душа, лишённая благодати Святого Духа, как учат нас святые отцы. Причём благодать Святого Духа, по учению святых отцов, отступает от человека, согрешившего смертным грехом, сразу же после совершения греха. Сразу же после того, как грех совершён, человек лишается благодати Святого Духа, и его дух умирает. Далее такой человек приходит на исповедь и исповедует свой грех. Каноны Церкви, которые через Святых Отцов установлены Самим Святым Духом, требуют отлучения такого человека от Церкви на определённый срок. Фактически человек уже отлучён, извергнут из Церкви Святым Духом сразу же после совершения греха, а священник должен теперь произвести его формальное отлучение, наложив соответствующую епитимью. Предположим, епитимья за грех требует трёх лет отлучения. Значит, если человек отлучён Святым Духом от Церкви на три года, то и причаститься он сможет только через три года. Впрочем, сроки епитимьи могут быть сокращены, если покаяние у человека такое сильное, что позволяет сделать это. Но пока же он не удостоится окончания епитимьи, он находится вне Церкви, поэтому и причастие для него невозможно.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/04/o_...

Глава V. Общее заключение к рассмотренным определениям Церкви и переход к возражению против возможности одного неизменного определения Церкви. Разбор возражения и путь к положительному определению Церкви 1 . Мы рассмотрели некоторые наиболее употребительные определения Церкви. Ни одно из них, как показал разбор, не отвечает в полной степени и мере своему предмету. Общий их недостаток заключается в отсутствии надлежащей полноты и точности как в отношении существа Церкви с принадлежащими ей существенными свойствами, так и в отношении церковной жизни в ее целом и в отдельных проявлениях. – В виду не совсем удачных поисков, произведенных нами в научно-богословской области для того, чтобы отыскать совершенно полное и точное, словом, истинное определение Церкви, казалось бы необходимым обратиться к дальнейшему рассмотрению других определений Церкви: не окажутся ли они по сравнению с разобранными более удовлетворительными, а главное, не найдется ли между ними искомого определения? В иных случаях такой путь правда может привести к цели, но только не в нашем деле. Причина этого понятна. Не какие-либо первые и как бы наугад попавшиеся определения Церкви, не такие определения, которые отличались бы наименьшими достоинствами сравнительно с другими, разбирали мы, но – определения, имеющие за собою известные в науке имена их составителей, довольно почтенную давность и, так сказать, вошедшие в плоть и кровь известных богословских систем. Но если и эти, наиболее видные в богословской науке определения Церкви не вполне отвечают искомому нами истинному ее определению, то мы на достаточном основании смеем предположить, что и дальнейшее рассмотрение всех возможных определений Церкви, не содействуя нашему делу, только напрасно отвлекло бы нас в сторону от прямой цели нашего труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

I. Каково учение Св. Писания о браке вообще и о браке священников в частности; как в первые времена Церкви учили о браке различные сектанты, что говорят церковные писатели, и каково было учение о втором браке. II. Какие, начиная с IV века, изданы были и церковными властями постановления о браке священных лиц; когда и по каким причинам канонически запрещено было жениться после рукоположения, и с какими препятствиями встретилось осуществление этого запрещения. III. Возможно ли, по учению канонического права церкви, уничтожить или изменить это запрещение и IV. в случае утвердительного ответа каким способом возможно было бы все это осуществить. Вопрос, который мы решаем в этом исследовании, не новый в православной Церкви. Им занимались в русской Церкви в последние года XVIII века; в греческой церкви – в первой половине XIX века; в сербской церкви – еще с первых годов XIX века. Но он еще не решен потому, что прежний энкратизм в измененной форме более или менее является авторитетным в этом и по сию пору. Задар (Zara). Окт. 1906 г. Е. Н. С давних пор в христианской церкви существует правило, что никто из рукоположенных в священный сан не может более жениться и, вследствие этого, рукоположение является законным препятствием к браку. Правило это имеет значение и в настоящее время в православной церкви и в церкви римско-католической с некоторым различением. Как обстоит это дело, в в православной церкви, скажем после. В римско-католической церкви законом установлено, что 1) в священный сан принимаются, собственно говоря, неженатые или вдовые после первого брака 2); могут быть и женатые, но с условием, если жена согласится дать обещание быть всегда девственной, и 3) брак после рукоположения иподиаконского запрещен, и кто это преступит, подлежит каноническому запрещению. Целибат, значит, в полном смысле 1 . У протестантов после того, как они отделились от римско-католической церкви, этот вопрос решается иначе. У них рукоположение имеет свое особое значение, которое в своей основе отлично от рукоположения православной церкви и церкви римско-католической, и законы о браке протестантских священников во всем одинаковы с установлениями мирян 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В.В. Акимов Приложение 2. Источники и исследования по истории Церкви в доникейский период ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ Общая литература 1. Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. 2. Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви/под редакцией А. Бриллиантова . Т. 1. Введение в церковную историю/ В. В. Болотов . СПб., 1907 (M., 1994). 3. Глубоковский, H. Н. Хронология Ветхого и Нового Завета/H. Н. Глубоковский . M., 1996. 4. Дворкин, А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви/А. Дворкин. Нижний Новгород, 2003. 5. Евсевий Памфил . Церковная история/ Евсевий Памфил . M., 1993. 6. Поснов, М. Э. История Христианской Церкви/ М. Э. Поснов . Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 7. Тальберг, Н. История Христианской Церкви/ Н. Тальберг . M., 1991. 8. Специальные исторические дисциплины. Учебное пособие/Сост. M. М. Кром. СПб., 2003. 9. Сухова, Н. Ю. Вертоград наук духовный. Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX – начала XX века/Н. Ю. Сухова. M.: 2007. 10. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка/М. Фасмер. Т. СПб.: Азбука, 1996. 11. Филарет (Дроздов) , митрополит. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви/Митрополит Филарет (Дроздов) . М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. ИСТОЧНИКИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ Общая литература 1. Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви/под редакцией А. Бриллиантова . Т. 1. Введение в церковную историю/ В. В. Болотов . СПб., 1907 (M., 1994). 2. Дворкин, А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви/А. Дворкин. Нижний Новгород, 2003. 3. Медушевская, М. Источниковедение: теория, история, метод/О. М. Медушевская. M., 1996. 4. Поснов, М. Э. История Христианской Церкви/ М. Э. Поснов . Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 5. Трофимова, M. К методике изучения источников по истории раннего христианства: На примере лит. о «Евангелии от Фомы»//Вестник древней истории. 1970. С. 142.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010