Внутреннее убранство второго предела и всей церкви принадлежит помещику Ивану Ивановичу Бурцеву, прах которого покоится в Спасской пустыни. Вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) пустынь уже обязана его сыну — Андрею Ивановичу Бурцеву. Им же, вероятно, была устроена и каменная ограда вместо плетневой. Так уже описывается состояние пустыни в ведомости за 1844 г.: «Ограда в оной Пустыни кругом вся каменная, четырехугольная; мерою… 248 сажен… Башни на двух углах, с северной стороны каменная двухэтажная, обе крыты железом, а на двух углах к югу одна деревянная на каменном фундаменте, а другая не докончена. Церковь каменная во имя Живоначальной Троицы с двумя пределами в трапезе по правую сторону во имя Преображения Господня, а по левую — во имя Успения Божией Матери. Построена иждивением помещика Ивана Ивановича Бурцева в 1765 г., покрыта железом и крашена медянкою. Церковь утварью достаточная. По штату положено два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника. Земли под оною Пустынью находится как внутри и снаружи не более трех десятин; в Данковской округе близ села Ивановского 30 десятин пахотной земли; сенных покосов и лесных угодий не имеется; имеется мельница Михайловской округи при селе Кавертове. Строения состоят из трех отдельных зданий: настоятельские кельи деревянные на каменном фундаменте, братские кельи деревянные на каменном фундаменте, братская трапезная деревянная на каменном фундаменте. Сверх этого скотный двор с сараями для лошадей и коров и амбар для хлеба». «А внутри монастыря устроены пруд и три колодца, в пруд протекающие». 25 июля 1866 г. Пронская Спасская пустынь праздновала свое второе обновление. К середине XIX века пустынь стала приходить в запустение. Бывший тогда строителем иеромонах Феодосии просил архиерея о перенесении монастыря в село Толпино Рижского уезда в связи с непрочностью грунта, грозившей, как ему казалось, опасностью разрушения построек. Но архиепископ Смарагд, обозревая церкви и монастыри Пронска, увидел ошибку настоятеля, что и подтвердило последующее освидетельствование грунта. Назначенный вместо о. Феодосия настоятелем пустыни иеромонах Самуил за шесть с небольшим лет восстановил почти упавшую совсем обитель, по его прошению святейший Синод оставил пустынь на прежнем месте. Этому событию и были посвящены торжества, состоявшиеся в июле 1866 г. В 1867 г. в пустыни была закончена начатая иеромонахом Самуилом в 1855 г. постройка новой каменной церкви под железной кровлей с двумя престолами: по правую сторону престол во имя Трех святителей, а по левую — во имя св. мученицы Софии и трех дщерей её Веры, Надежды и Любови. Церковь построена иждивением московского почетного гражданина Григория Сергеева Васильева. Им же был возобновлен и Троицкий храм.

http://sobory.ru/article/?object=40253

Крестный ход выходит из собора. Патриарх шествует окруженный народом. Великая княгиня с группой лиц стоит на площади. Шествие приближается. Вдруг княгиня бросается в толпу, на несколько минут исчезает и затем возвращается к испугавшимся за нее спутникам сияющая тихой радостью. “Удостоилась получить благословение святейшего”,— говорит великая княгиня, которой уготовлено было через полгода быть замученной врагами Христа Спасителя» 2 . Интронизация Патриарха Сергия Следующий Патриарх избирался в чрезвычайных условиях. После 25-летнего гонения на Церковь и 18-летнего запрета избирать Патриарха вместо почившего в 1925 году святителя Тихона Сталин поздно вечером 4 сентября 1943 года вызвал к себе трех архиереев и разрешил им немедленно выбрать Патриарха и для этого провести Архиерейский собор. Собор прошел 8 сентября 1943 года в бывшем особняке немецкого посла Шуленбурга в Чистом переулке в Москве. Это был первый собор после 1918 года. В его работе приняло участие 19 архиереев – все те, кто был в это время на свободе на неоккупированных немцами территориях. Многие прошли тюрьмы и ссылки, некоторые только недавно освобождены. На Собор их доставили военные самолеты. Когда Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) предложил собравшимся избрать Патриарха и сказал, что сам он иного кандидата, кроме Патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) не видит, его слова встретили всеобщее одобрение. Все встали и трижды пропели «Аксиос!». Затем был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов (с 1935 года Синод не действовал). Синод терял предусмотренную Собором 1917-1918 гг. самостоятельность и становился рабочим органом именно «при Патриархе». Патриарх принял титул «Московского и всея Руси» — в начале века «всея России» значило «всей Российской империи», «всех бывших земель Российской империи», теперь же это понятие стало у же. Титул же «всея Руси» напоминал о Руси Киевской и единстве трех восточнославянских, православных народов. Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась в Богоявленском патриаршем соборе 30 августа (12 сентября) 1943 года в день памяти святого князя Александра Невского, что было весьма символично в тяжелую годину войны.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Подробный перечень и публикации текста см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI–nepbaя пол. XIV в. Л.: Наука, 1987. С. 171 –172; Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М.: Мартис, 1997. Греческий текст см.: Anrich G. Hagios Nikolaos. Leipzig, 1913.V.1. МЕСЯЦА ДЕКАБРЯ В 6-Й ДЕНЬ. ЧУДЕСА СВЯТОГО APXIEPEЯ ХРИСТОВА НИКОЛЫ Господи, благослови! Был во времена цесаря Константина Великого мятеж даифал во Фригии. И возвещено было о них цесарю Константину. И послал он трех воевод с воинами своими: Непотиана, и Урса, и Еронлиона, – так их звали. И они, отплыв от славного града Константина, пристали в Ликийской епархии, в месте, называемом Андриакия, – гавани, находившейся в трех поприщах от столичного города Миры. И сошли они прогуляться, ибо плавание не было для них благоприятным. Некоторые же из воинов пошли, чтобы раздобыть необходимую провизию. И обидели воины , и столкновение было в Плакомате, и шум был большой . Услышав об этом, Божий святой Никола, епископ и пастырь церкви Божией, умолив, успокоил находившихся там людей, дабы не сотворили они никакого зла и обиды. Вскоре же пришел он в Андриакию, и поклонились ему все. И узнали воеводы о пришествии святого и тоже поклонились ему. А когда он спросил их, сказали: «Мы миролюбивые люди, хотя и на войну идем». И умолил он их прийти в город и принять от него благословение. И приказали воеводы всем мирными быть и ни единого не обидеть. Между тем пришли некие из города и, поклонившись, сказали святому: «Господин, если бы ты был в городе, не случилось бы такого: три смертных приговора вынесены невинным. Ведь князь, взяв мзду, приказал убить мечом трех мужей. И весь город немало горевал, что тебя там не было». И тотчас святой умолил воевод и вместе с ними вошел в город. И когда был в Леонте, спросил он находившихся там о принявших осуждение. И сказали они, что вели их дорогой, называемой Диоскор. Войдя же в церковь Крискентия и Диоскорида, снова спросил он и узнал, что будут выходить через городские ворота. И когда был у ворот, спросил о них. И ответили ему, что идут в Виран, ибо это было место казни. И, придя, обнаружил он много народа и палача, держащего меч и ждущего пришествия святого. И придя на место , обнаружил он трех мужей; лица их были завязаны платками, они преклонили колени, и вытянули шеи, и ждали своей смерти. Святой же Никола, взяв меч у палача, бросил его на землю. А тех , освободив от уз, привел в город. И придя во двор князя, разбил ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   О славе третьего вселенского святителя св. Иоанна Златоустого свидетельствует самое наименование, каким почтила его Церковь преимущественно пред всеми великими святителями, наименование Златоустого, которое он заслужил необычайным красноречием и общедоступностью своих бесед, произнесенных им в Антиохии, где он был пресвитером, и в Константинополе, где он был архиепископом. Поистине он был златые уста. Каждое слово его было драгоценным куском золота, и до сих пор его творения ценятся всеми христианами так же высоко, как ценили его современники. Его творения пользуются гораздо большею известностью в христианском мире, чем творения прочих отцов. Люди образованные и простые одинаково увлекаются чтением их. Поистине они суть проводники обильной просветительной благодати Божией. Посему Церковь воспевает его сими словами: «Благодать, воссиявшая, как огонь, от уст твоих, просветила вселенную... Достойно прославляем тебя, как учителя, вразумительно изъясняющаго Божественные предметы».    Ради великих подвигов и заслуг для православной Церкви память трех вселенских святителей чествуется не только каждого порознь, но и совокупно в настоящий, совершаемый нами праздник. Он установлен в начале XI века по случаю споров о сравнительном достоинстве сих святителей. Одни отдавали предпочтение одному из них, другие другому или третьему. Спорившие доходили до крайности в своей привязанности к излюбленному ими святителю и, прославляя одного, уничижали других и в состоянии раздражения оскорбляли друг друга резкими порицаниями. Это продолжалось до тех пор, пока сами святители, бывшие предметом спора, явились одному епископу и объявили ему, что им неугодны эти споры, что они все трое равночестны у Бога. Споры прекратились и в память этого события установлен праздник в честь трех святителей.    Возблагодарим, братие, Господа, даровавшего нам в лице трех вселенских святителей величайших пастырей и учителей, и будем чествовать их не только молитвами и песнопениями церковными, во славу их составленными, но вместе чтением их богомудрых творений и ревностию к сохранению их учения о вере и христианской жизни. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Значительные обновления происходили при Дмитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, причем, были пристроены юго-западный верхний придел, юго-восточный придел Гурия, Самсона и Авива, северо-восточный придел Трех Святителей, притвор к юго-восточному приделу. При обновлении 1863 г. верхние приделы получили наименования: северный – муч. Прокопия, южный – Стефана Пермского; придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. В главном иконостасе находятся храмовые иконы Сретенского собора, разобранного в 1801 г., и церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном дворце и упраздненной в 1809 г. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. В 1328–1330 гг. великий князь московский Иван Данилович Калита возвел в Кремле Спасский храм и вскоре учредил при нем обитель, в которую перевел иноков из Данилова монастыря. Настоятель Спасского монастыря имел сан архимандрита. Западный притвор и северо-западный верхний придел были построены в 1350 г. при Семене Гордом. В XIV в. Спасском соборе были похоронены: первая супруга Ивана Калиты великая княгиня Елена, супруга Ивана II Ивановича великая княгиня Александра, сын Дмитрия Донского Иван (в монашестве Иоасаф), святитель Стефан епископ Пермский. В 1490 г. великий князь Иван III, расширяя свои палаты, перенес монастырь на другой берег Москвы-реки, ниже по течению, где он существует до настоящего времени под именем Новоспасской обители. Кремлевский Спасский храм был превращен в придворный собор. В XVI в. к его южной части пристроили придел мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, а с севера – придел Трех Святителя (упразднен после 1812 г.). С XVII века Спасская церковь стала приходским храмом дворцовых служащих. С переносом столицы в Петербург придворный собор Спаса на Бору пришел в запустение. В конце XVIII века обветшавший храм был в значительной части разобран под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова и вновь сложен из кирпича в формах XVI–XVII века. Тем не менее храм сохранил фрагменты первоначальных стен. В 1812 г. он пострадал от французов, забравших все серебро из храма и устроивших в нем конюшню и склад для фуража. После освобождения Москвы церковь была обновлена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=21398

Опасаясь, что многие его почитатели могут возмутиться содеянной несправедливостью, и во избежание кровопролития, святитель решил немедленно подчиниться распоряжению императора и, после трогательного прощания с горько плачущими друзьями, отдался в руки солдат. Его вывезли из Константинополя, и для него началось время неслыханных лишений и испытаний, продолжавшихся около трех лет, до самой его кончины. Сначала Златоуст был выслан в небольшой город Кукуз, где страдал от голода, холода, от нападений разбойников, но более всего от непрестанно преследовавшей его неприязни со стороны тех, кто желал выслужиться пред императором. На третий год решено было лишить его всякого общения с верующими, оказывавшими ему любовь и сострадание. Под конвоем двух суровых до жестокости воинов он был отправлен пешком к новому месту ссылки – в город Питиунт, нынешнюю Пицунду, на берегу Черного моря, где в те времена свирепствовала страшная южная лихорадка. Страдальца всячески мучили и оскорбляли; ему почти не давали отдыха, заставляли с непокрытой головой идти под палящими лучами солнца, вообще делали путешествие возможно более утомительным, добиваясь того, чтобы святитель не выдержал страданий и умер во время долгого и трудного перехода. Путь святителя лежал через местечко Команы, близ нынешнего города Сухуми. Недалеко от Коман св. Иоанн почувствовал такую слабость, что принужден был остановиться в уединенном храме, посвященном святому мученику Василиску. Здесь Златоусту было видение: ему явился св. Василиск, утешал его и обещал скорое избавление от страданий. На другое утро, несмотря на полное бессилие святителя, воины заставили его идти дальше. Но, пройдя небольшое расстояние, они, испугавшись, что он умрет на их руках, решили вернуться в церковь св. Василиска. Здесь по просьбе св. Иоанна на него надели белую одежду, он приобщился Святых Тайн, горячо молился и скончался со словами: «Слава Богу за все!» Так умели жить и умирать великие святители, память которых ныне благоговейно совершает Святая Церковь . Заслуги трех святителей пред нею неизмеримы. За сравнительно недолгие годы своего священнослужения они сделали столько, что духовными плодами их бессмертной деятельности и ныне питаются и всегда будут питаться души, жаждущие истины и любящие закон Христов. Св. Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, и св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, неустанно назидали народ своими поучениями, явились творцами священного чина Божественной Литургии, составили многие несравненные по красоте и духовной глубине церковные молитвы и песнопения. Св. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский, оставил множество прекрасных слов и гимнов, в которых прославил Святую и Живоначальную Троицу и дал глубокое истолкование православных догматов троичности, воплощения и искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

— Благодаря Фонду святителя Тихона Задонского у нас теперь есть точнейший список чудотворной Свенской иконы Богородицы, выполненный три года назад тверской иконописной мастерской «Пелевин с сыновьями». Перед передачей его нам в храме святителя Николая в Толмачах в Третьяковке отслужили молебен, приложив новонаписанную икону к чудотворному образу. Иконописная традиция, как известно, относит Свенскую икону к разновидности Печерского извода. Но удивительно, что кисть печерского иконописца преподобного Алипия немного разнесла два этих образа, поменяв местами преподобных Феодосия и Антония Печерских на Свенской иконе по отношению к иконе Печерской. Теперь именно так эти два образа и различаются. Находящийся ныне на стыке трех государств, наш монастырь связан с историей трех славянских народов, который приглашает верующих участвовать не только в богослужении, но и в Свенской ярмарке (гремевшей до XVII века и ныне восстановленной, проходящей в последнюю августовскую субботу на Андреевском лугу близ монастыря), и в паломничествах. Сама Брянская земля традиционно считалась стрелецким краем на западе Великороссии, поэтому с нашей обителью связаны очень многие военные события. Петр I, узнав в 1709 году о предательстве Мазепы, именно отсюда направился на Полтавскую битву. А одержав там победу, возвращается сюда и заказывает благодарственный молебен. Наполеон пытался захватить Брянск, но брянцы обходят город со Свенской иконой крестным ходом, и обе попытки штурма оказываются неудачными. Нацистским войскам Брянск, как известно, удалось взять — на монастырской территории даже располагался вражеский штаб; правда, к тому моменту от взорванной в 1930 году обители тут мало что осталось. После войны здесь находилась коррекционная школа-интернат для больных детей. Школа-интернат и начала реставрацию в 1970-е годы. Тогда восстановили прежде полностью разрушенную западную крепостную стену и пребывавшие в аварийном состоянии надвратные Преображенскую и Сретенскую церкви, некоторые бытовые корпуса. Ну а монахи сюда пришли на смену уже музейным работникам: на излете советской эпохи тут открыли городской краеведческий музей, занимавший наши здания всего два года.

http://e-vestnik.ru/church/igumen_aleksi...

И прежде всего отметим, что вовсе не тождественны между собой Божественная сущность и Божественная ипостась. Божество едино по естеству, но не едино по ипостасям; как же может быть тождественным между собой то, на основании чего одно и то же едино – и не едино? Далее, у трех ипостасей – общее Божество, тогда как каждая из ипостасей сама по себе отличается от остальных; общее же не во всем тождественно тому, что существует само по себе. Далее, по естеству Божество не различается, но пребывает единым, по ипостасям же различается, а не пребывает единым; не стоит и говорить, что естество отлично от ипостасей, если только кто-либо не найдет в себе силы сказать, что отрицание вообще может быть тождественным утверждению. Далее, благодаря Божественному естеству, которое едино, далеко отстоим от эллинского многобожия, благодаря же исповеданию трех ипостасей избегаем иудейского безумия; ведь не одно и то же – иудаизм и эллинизм 17 . Далее, если тождественна Божественному естеству Божественная ипостась, то они вообще ни в чем не отличаются друг от друга, и тогда либо по причине одного естества одна будет и ипостась (и для чего тогда преследуем Савеллия?), либо из-за трех ипостасей столько же будет и естеств, каковое учение близко Ариеву безумию. 6 . В свою очередь, святой и Вселенский Первый собор, который не остался в неведении относительно различия между Божественной сущностью и Божественной ипостасью, свидетельствует: «Говорящих же, будто Сын Божий – из иной сущности или ипостаси, анафематствует святая кафолическая и апостольская Церковь Христова» 18 . Опираясь на это свидетельство, Василий Великий говорит в своих письмах, имея в виду никейских Отцов: «Не то же самое, сказали они, – сущность и ипостась; в самом деле, если бы оба слова обозначали одно и то же понятие, какая была бы нужда в обоих? Ясно, впрочем, что оба мнения – как тех, кто отрицал, что Сын происходит из сущности Отца, так и тех, кто говорил, что Он – не из сущности Отца, но из другой какой-то ипостаси, Отцы отвергли как чуждые церковному образу мыслей» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/s...

«Южный край», http://www.starosti.com.ua Один из старейших храмов города Харькова – это Трехсвятительский храм, или Гольберговская церковь, расположенный в старой части города – на бывшей улице 1-ой Конной армии. Гольберговская церковь входит в состав 2-го благочиния Харьковской епархии. Величественное строение имеет свою интересную историю. На рубеже XIX-XX веков в Харькове проживала семья Гольбергов, пятеро братьев – купцов, занимавшихся торговлей железно-скобяными товарами и краской. Доподлинно не известно, как они стали православными: то ли приняли православие, чтобы успешно развивать бизнес (необходимое условие в то время), то ли это было условие, которое выдвинули одному из братьев, когда он сватался к своей возлюбленной. Да это и не так важно. Главное, что они стали истинными православными христианами. В 1903 году наиболее успешный из братьев, Григорий Осипович Гольберг, был причислен к купцам первой гильдии. Тогда он и его жена Мария решают построить храм, чтобы возблагодарить Бога за его милость. Это решение поддержал сход жителей района, затем утвердило Епархиальное управление. На строительство семья Гольбергов выделила принадлежавший им участок земли и 10 тысяч рублей. Храм получил название «Трехсвятительский», в честь христианских святителей Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. И не случайно трех из братьев Гольбергов звали Григорий, Иоанн и Василий. Торжественная закладка состоялась 2 сентября 1906 года. Храм строился 8 лет. Стилистика его архитектуры схожа с церковью на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры. Расписывал церковь в течение двух лет ученик Репина и Серова – Алексей Соколов. Роспись получилась в лучших традициях древнерусской и византийской иконописи. Иконостас изготовили в Италии по оригинальным чертежам. По обе стороны от иконостаса находятся два киота с изображениями Трех Святителей и Святой великомученицы Марии. Также в храме есть помещения, которые планировались как усыпальница семьи Гольбергов. К сожалению, их дальнейшие судьбы доподлинно не известны. И усыпальницы так и остались пустыми.

http://sobory.ru/article/?object=03889

Купольный свод и конхи декорированы радиально идущими тягами тонкой профилировки, особенно богато декорирован барабан. Оконные проемы оформлены объемной скульптурой, под окнами расположены барельефные медальоны. Простенки заполнены спаренными пилястрами, несущими антаблемент с геометрическим орнаментом по фризу. В толще стены, в северо-восточной части здания находится камин. Композиция в технике масла XVIII-XIX в.в. – восточная часть. Реставрация проводилась в 1974-1982 г.г. Живописные работы окончены в 1984 г. В результате работ восстановлены деревянные конструкции покрытий конх, крыша и купол, восстановлен декор экстерьера, ранее сбитый и заштукатуренный, паперти и лестницы у входов. Памятник представляет пример высокопрофессиональной архитектуры барокко второй трети XVIII в. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: 1986 г., т. 4. Иконостас в 18 в. расписывал маляр Воскобойников. Жолтовский П.Н. «Художественная жизнь на Украине в 16–18 в.в.». – К.: 1983 г., с. 122. Церковь Трёх Святителей была построена в стиле казацкого барокко в 1755 г. по проекту архитектора Ивана Григорьевича Григоровича-Барского (правда, есть и другие версии) над могилой казака Григория Разума - отца мужа царицы Елизаветы Алексея Разумовского. Храм находится на холме, на окраине села. Именно в селе Лемеши родились братья Разумовские, один из которых стал мужем царицы Елизаветы, а другой – последним гетманом Украины. Храм возвели в честь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Согласно церковным документам, заказчиком создания храма был Алексей Разумовский, а за проведением строительных работ присматривала его мать – Наталья. Церковь каменная, крестообразная в плане, первоначально центрическая, однокупольная, с впечатляющим интерьером. Основной массив сакрального здания украшен пилястрами, поддерживающими фронтоны вместе с высоким аттиковым поясом. Храмовые стены и своды построены из кирпича. Пилястры и скромное оконное убранство контрастируют с богатством антаблемента. Фризы пресвитериев декорированы триглифами, храмовые конхи опираются на стены и арки, фланкирующие пресвитерии со стороны основного массива здания. В архитектурном решении храма в пределах господствующего барокко ощущаются также признаки стиля классицизма, здесь прослеживается исключительный пример удачного слияния стилей.

http://sobory.ru/article/?object=18648

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010