Пытаясь узнать больше, я опросил родственников, живущих в Спасе. Двоюродная сестра моего отца, Татьяна Владимировна Щукина (тетя Таня), сообщила мне то, что слышала от своей матери. «Храм, — рассказывала она, — был огромный, очень богатый. И был такой яркий, красочный! Не как остальные храмы – серенькие, бледненькие. Этот был ослепительный. Всеёв золоте». Когда Татьяна Владимировна была маленькой, она, как и все дети, забиралась в закрытый уже храм, внутреннее убранство которого было еще не все утрачено. Она сказала, что ее поразил своим цветом купол храма. «Он был голубой! Как яркое небо! И святые, и ангелы… они будто живые, от них будто свет шел! Золотого резного дерева было много. А еще на колокольне табличка железная была. Там было написано, что колокольня возведена на средства прихожан в честь Победы в 1812 году над Наполеоном. Потом табличку сбили». Еще Татьяна Владимировна знает, что у дальней её родственницы Зинаиды Тимофеевны Платовой дедушка был дьяконом в этом храме. В данное время Зинаида Тимофеевна плохо себя чувствует, но, надеемся, поправится и расскажет, что ей известно об этом храме. Взрослые, помогавшие мне в работе, подтвердили мое предположение о том, что храм Спаса Всемилостивого Нерукотворного Образа — не простой храм, а ценное наследие культуры, о котором забыли. Особенно я заинтересовался сохранившейся живописью храма. Как сказали мне специалисты, сложно отнести её к какому-либо направлению или стилю. Она неоднородна. Некоторые фрески написаны под влиянием «строгановского» письма («оживки», прорисовка мелких деталей, яркие цвета, богатое золотое убранство). Другие фрески имеют отношение к классицизму. На стенах видны изображения колонн, которые как бы повторяют архитектуру храма в стиле классицизма. Некоторые персонажи, изображенные на фресках, одеты в римскую одежду. Изображение Спаса Нерукотворного Образа в сохранившихся фресках встречается трижды. Оно характерно для стиля, возникшего во время существования «строгановской» школы. Так, у Христа почти золотые волосы; лицо и волосы тщательно, утонченно прорисованы; плат, на котором изображен лик, со складками по бокам; концы плата на одном из изображений держат ангелы. В обрамлении некоторых фресок просматриваются замысловатые узоры.

http://sobory.ru/article/?object=06964

В нашем крае в то время, когда создавался храм Всемилостивого Спаса, в почете было так называемое «греческое» письмо. Оно удивительно тем, что мастера «греческого письма» — старообрядцы, наследники «строгановской» школы, — стараясь сохранять традиции иконописи до «раскола» (что было запрещено), научились на старую традицию написания наносить некоторые «новообрядческие» веяния. В результате получилось неопределенное направление живописи под общим названием «греческое письмо». «Греческим письмом» писали в Романове, центре верхневолжского старообрядчества. Совсем недавно искусствовед Рыбинского музея И.Л. Хохлова из этого разнородного «греческого письма» выделила так называемые «романовские письма». Это доказывает, насколько мало исследована живопись, рождавшаяся в Романове. Поэтому фрески в храме Всемилостивого Спаса, написанные романовским живописцем В. Кузьминым, нуждаются в тщательном изучении. Чтобы в полной мере исследовать историческое и художественное значение храма, требуется время. Но время препятствует этому. Сейчас храм Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа находится в ужасном состоянии. Те малые фрагменты росписей, которые еще есть, вскоре будут утеряны окончательно. В трапезной уже отсутствует крыша, начал обрушаться купол храма. В 2010 году в Рыбинске возникла инициативная группа по восстановлению храма. Активным участником её явилась Виктория Викторовна Соколова, проживающая в селе Спас. Моя семья связалась с ней, и недавно Виктория Викторовна, Татьяна Владимировна и мои родители обратились в Государственные Ярославский и Рыбинский архивы. Идея восстановления святыни в настоящее время кажется неосуществимой, но воссоздать историю храма ещё возможно. Работа продолжается. Она может быть востребованной для всех, кто интересуется историей и культурой родного края. Источник: «Рыбинская среда» (106) март 2013 года Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

http://sobory.ru/article/?object=06964

В восьмерике в глухих гранях на уровне окон размещены большие лепные картуши сложной формы и ниже – восьмигранники, обрамлявшие почти не уцелевшие живописные вставки. В картушах помещены фигуры неизвестных святых; в восьмиугольных рамах – изображения Праздников. В тромпах – геометрические орнаменты, возможно выполненные в начале 20 в., что позволяет предположить, что в это время живопись была поновлена. Южная и северная стены четверика расчленены стройными пилястрами тосканского ордера, несущими профилированный карниз, отделяющий четверик от восьмерика, который, в свою очередь, отделен более тонким карнизом от свода. Угловые (юго-западные и северо-западные) пилястры сдвоены, однако на западной стене ряд пилястр не продолжен, а оставлена плоскость для размещения живописных композиций. Интересно, что композиции помещены без соблюдения симметрии по отношению к арочному проему, над которым они написаны, но сильно сдвинуты к южной стене. В центре изображены полуфигуры двух ангелов, поддерживающих Нерукотворный образ, а по бокам размещены две большие композиции – «Благословение детей» и «Нагорная проповедь». Нижние части росписей сильно утрачены. Центр правой композиции занимает фигура проповедующего Христа с воздетой правой рукой. Христос одет в голубой гиматий и розовый хитон. Он обращен вправо к группе детей. В левой части композиции едва читаются еще три взрослые фигуры, возможно, принадлежащие кому-то из учеников Христа. Левая композиция равна по размерам правой, на ней Христос изображен со склоненной головой в сторону женщины, подносящей младенца, протягивающего Спасителю руку. Женская фигура возглавляет группу мужских фигур, стоящих за ней под сенью деревьев. Росписи алтаря отличаются по манере письма от живописи в основном объеме храма. Яркие цвета, уверенный рисунок, объемные характеристики, возможно, свидетельствуют в пользу того, что они исполнены в конце 19 – начале 20 вв. По небольшим остаткам живописи есть возможность частично ее реконструировать. На полукружии алтарной апсиды сохранились фрагменты композиции, представляющей Христа в синем гиматии, восседающего на белом, украшенном резьбой, престоле, и склоненных к нему святых, стоящих в два ряда.

http://sobory.ru/article/?object=12679

В ходе строительства в проект были внесены некоторые изменения: переработан вид звонницы, деревянные перекрытия заменены железными, фриз сделан из майолики, главки — из песчаника, богаче стал декор. Резной из темного дуба одноярусный иконостас подарила храму вел. кн. Мария Александровна. Девять образов в нем написал акад. Т. А. Нефф. Прежде иконостас, изготовленный в 1878 по эскизу Д. И. Гримма, находился в домовой церкви Марии Александровны в Лондоне, а потом в Готе. Перед установкой он был полностью отреставрирован и модернизирован придворным мебельщиком И. Глюкертом, иконы обновил Ф. Крех. Из той же церкви происходят резная плащаница, хоругви, подсвечники и бронзовое паникадило-хорос на 24 свечи. По образцам лондонской церкви престол, жертвенник и аналои сделала в Москве фирма «Ф. Ионов и В. Евстифеев» (она же из парчи сшила праздничные облачения). Мастерские П. А. Овчинникова и А. М. Постникова в Петербурге, по эскизам Гримма от 1875 года и Бенуа, изготовили из золоченого серебра церковные сосуды и семисвечник, которые оплатил Государь. Колокола были отлиты на заводе В. М. Орлова в Петербурге — главный из них весил 40 пудов. Столярные работы выполнял В. Крист, кузнечно-слесарные — фабрикант И. Дейч, металлические — завод Г. Кнодта из Франкфурта, малярные, позолоту и штукатурные — фирма братьев Новер. Кресты и двери сделал Ф. Брехенмахер. Майолику и метлахские плитки для пола поставила фирма Виллеруа и Бох, цветные стекла — Ф. Энднер, мебель — И. Глюкерт. мрамор привезли с Кавказа. К оформлению вчерне готовой к 1899 церкви, за которым тщательно следила сама Императрица, был привлечен известный русский художник В. М. Васнецов. Он создал эскизы мозаик, которые были исполнены в петербургской мастерской В. А. Фролова и в 1903 поставлены на место. Особенно выразительны две большие мозаики: одна снаружи, во фронтоне над входом, изображает на фоне пейзажа св. Марию Магдалину, другая, внутри, в апсиде, — Божию Матерь с Младенцем, восседающую на престоле. По эскизам художника в Москве были сделаны также две кованые и шитые хоругви и (при участии Бенуа) — орнаментальные украшения на стенах церкви, написанные приехавшим в 1903 из Варшавы В. Т. Перминовым «кеймовскими красками», дабы они соответствовали «тону запрестольного образа». Одновременно Перминов написал на цинке три храмовых иконы: Нерукотворного Спаса и двух херувимов.

http://sobory.ru/article/?object=00617

Из клировых ведомостей за 1893 год узнаем, что происходит медленное улучшение материального обеспечения прихода. Штатного жалования на содержание причта отпускалось из Оренбургского губернского казначейства 212 руб. 64 коп.: священник получал 141 руб. 12 коп., старший псаломщик − 48 руб., младший псаломщик − 23 руб. 52 коп. Доход за требоисправления составил до 600 руб. В течение 1893 г. в кассу церкви поступило 1038 руб. 98 коп., причем в банковских билетах было около 1000 рублей. Для контроля и обеспечения жизни церкви было открыто 3 ноября 1891 г. церковно-приходское попечительство, в котором состояли: священник, два псаломщика-диакона, а также волостной старшина Спасской волости, церковный староста, два сельских старосты и восемь прихожан. После пожара 1880 г. на церковные средства был выстроен священнический дом с надворными постройками, оцененный в Северном Страховом обществе в 1 200 рублей. У псаломщиков дома были общественные, деревянные, крытые соломой, оцененные в 200 руб. В 1886 г. при церкви была построена на церковные средства церковно-приходская школа с отдельною квартирою для учителя, а также дом для просфорни. На 1893 год в школе обучалось 42 мальчика и 22 девочки, занятия начинались в октябре. 4 сентября 1891 г. наставницей Епархиального училищного совета была определена Елена Ксенократова, окончившая курсы прогимназиии при Оренбургской духовной семинарии. Жалование она получала с сентября 1892 г. из Училищного совета 120 рублей, при готовой квартире и отоплении. Назначенная Училищным советом к ней помощница, ее сестра Раиса Ксенократова, получала только 5 руб. Обучение в школе было «безмездное», то есть бесплатное. Последним священником до закрытия церкви при советской власти был Владимир Петрович Горизонтов, русский, родился в июле 1894 г. в семье священника в селе Ново-Архангельское Шарлыкского района. В Первую мировую войну служил в тыловом ополчении. В 1916 г. закончил Оренбургскую Духовную Семинарию. Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Тургайским, возведен в сан диакона 10 мая 1916 г. в Спасской церкви. 31 мая 1916 г. Преосвященейшим Леонтием, епископом Кустанайским, − в сан священника. С 1916 г. по 1921 г. служил в селе Спасское. С 1926 г. − в селе Ново-Петровское Петровского района, где и был арестован в 1928 г., повторно − 13 января 1931 г.

http://sobory.ru/article/?object=33455

На фасадах алтаря на северной и южной гранях – по одному окну, в полукруглом выступе из трех окон два боковых – ложные; окна помещены в вертикальные ниши, доходящие до цоколя. Арочные перемычки ниш выделены белокаменными замковыми камнями. Прямоугольная часть алтаря с востока завершена возвышающимся над кровлей его восточного выступа треугольным фронтоном с лежачей арочной нишей. Протяженные боковые фасады трапезной имеют по три первоначальных окна. Средняя часть каждого фасада отмечена декорацией, характерной для нач. 19 в.: среднее окно заключено в арочную нишу, фланкированную парами коротких пилястр, над которыми помещены круглые медальоны. Храм завершается сомкнутым восьмилотковым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществляется посредством двухступенчатых конических тромпов. В восточной стене четверика три проема, ведущие в алтарь, из которых средний – крупный с арочной перемычкой, а боковые – вдвое меньшие, с лучковыми перемычками. Широкая западная часть алтаря перекрыта коробовым сводом, а восточная часть – граненой конхой. В западной стене четверика – крупный арочный проем, ведущий в трапезную. В интерьере в центральном объеме храма фрагментарно сохранилась лепная штукатурная классицистическая архитектурная декорация, созданная, возможно, в конце XVIII в. или в начале XIX в. Она интересна своей связью с росписями, выполненными в середине – второй половине XIX в. Штукатурный декор, который встречается и в других храмах области, здесь не только дополняет архитектурные формы, но служит рамами для композиций и отдельных фигур. Хотя в настоящее время трудно точно судить о первоначальной покраске архитектурной декорации, по сохранившемуся цвету можно предположить, что в начале 20 в. выступающие части – пилястры, карнизы, грани тромпов, обрамления окон и картушей и т.д. – были побелены. Росписи отделены от пилястр и карнизов лиловым цветом фона и заключены в широкие живописные голубые рамы с изображенными профилями. Живопись сильно потерта, возможно, открыт цвет основы (левкаса), который сливается с цветом рамы; общий колорит росписи серебристо-голубой.

http://sobory.ru/article/?object=12679

Мосальский район. Чертень. Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня церкви (с приделом Екатерины Александрийской) Кемеровская область Кемерово, город. Кемерово. Екатерины Александрийской, часовня Кемерово, город. Кемерово. Екатерины при епархиальном управлении, домовая церковь Кипр Ларнака. Дромолаксия. Екатерины, церковь Кировская область Кумёнский район. Верхобыстрица. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Спаса Нерукотворного Образа, собор (с приделом Екатерины Александрийской) Уржумский район. Уржум. Воскресения Христова, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Екатерины при бывшей женской гимназии, церковь Кикнурский район. Кикнур. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Нолинский район. Сретенск. Сретения Господня, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Сунский район. Курчум. Екатерины, церковь Советский район. Кичма. Екатерины, церковь Белохолуницкий район. Климковка. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Верхошижемский район. Косино. Спаса Преображения, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Верхнекамский район. Екатерина (Екатерининское, Верхневятское). Екатерины, церковь Зуевский район. Спасо-Заозерье. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Слободской район. Слободской. Екатерины Великомученицы, собор Юрьянский район. Горохово. Екатерины Великомученицы, часовня Костромская область Нерехтский район. Аминево. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Кострома, город. Кострома. Николая Чудотворца в Никольской слободе, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Парфеньевский район. Ефремье (Ефремий Ширь). Ефрема Сирина, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Костромской район. Поддубное. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Кострома, город. Кострома. Воскресения Христова на Дебре, церковь (с приделом Екатерины Александрийской)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=113

Последняя архиерейская служба в храме была совершена 16/29 июля 1930 г. Круг верующих людей, преданных храму, становился все уже. В последствии был арестован и сослан регент церковного хора Павел Назарьевич Кривошеин, отец 12 детей. В октябре 1931 г. церковь закрыли, всю утварь и колокола звонницы увезли в Ленинград. Тогда же, поздней осенью была осквернена усыпальница Всеволожских. Гробы вынесли из склепа и бросили в открытом виде на улице. Весной 1932 г. финские девушки, жительницы Романовки и Румболова, шедшие после Пасхи из лютеранской церкви, тайком предали останки Всеволожских земле на краю финского кладбища близ Рябовской кирхи. По православному обычаю поставили два креста, однако вскоре их уничтожили, а могилу сровняли с землей. Судьба храма после закрытия печальна. В 1930-х гг. в нем был склад зерна, затем школа младших лейтенантов, в войну клуб, позже располагалась станция горюче-смазочных материалов. С 1960 г. храм пустовал, пока не изменилась его судьба к лету 1988 г. В год 1000-летия крещения Руси городские власти Всеволожска передали здание православного храма в аренду для устройства кафе. Вскоре образовалась православная община церкви Спаса Нерукотворного Образа, получившая благословение Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) на восстановление храма. Обращаясь к властям, он писал, что, учитывая местонахождение храма, его можно использовать " в качестве мемориального храма, где возносились бы молитвы о павших на поле брани вождях и воинах, жителях нашего города в блокаду скончавшихся и на Дороге Жизни погибших " . Летом 1989 г. местные жители начали приводить в порядок здание церкви, убирать мусор из полуразрушенной усыпальницы. Ко дню Престольного праздника 16/29 августа 1989 г. Дмитрий Амбарцумов (митрофорный протоиерей) при большом стечении молящихся отслужил панихиду, затем состоялся Крестный ход на воинское кладбище. 29 декабря 1989 г. храм во имя Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни был передан православной общине. Богослужения в нем стали регулярными, начиная с праздника Светлого Христова Воскресения, пришедшегося в 1990 г. на 13 апреля, когда настоятелем церкви прот. Игорем Скопцом в стенах возрождающегося храма была совершена первая Божественная Литургия.

http://sobory.ru/article/?object=02228

В 1833 г. в южной части здания устроен придел во имя прп. Космы. В XVII-XX вв. в Успенском соборе хранились чудотворная икона Успения и Яхромская икона Божией Матери, а также мощи прп. Космы Яхромского. Вот как описывал в XIX в. современник главную Успенскую церковь обители - каменная о пяти главах. Основной объём по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарём и трапезной длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 1/2 саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решётками. Стены и своды в основном храме, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки. Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, со шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный. В 1606 г. в Успенском соборе было устроено духовое отопление. В 1665 г. по просьбе братии митрополитом Сарским и Подонским Павлом был поставлен во игумены Космина монастыря инок Золотниковской пустыни Суздальского уезда Митрофан (будущий святитель Митрофан воронежский). За девять лет его игуменства (1666-1675) Косьмин монастырь превратился в процветающий духовный центр Владимиро-Суздальской земли. В обители строится тёплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его Образа (взамен ветхого деревянного), и снабжается всей необходимой церковной утварью. В Успенском соборе обновляются святые образа, строятся каменные игуменские кельи, одноэтажные настоятельский и братский корпуса. В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана, над корпусом игуменских и братских келий надстроен второй этаж. Снова обратимся к современнику, описавшему Спасский храм - церковь Спаса Нерукотворного Образа - тёплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол в честь Нерукотворного Образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж.

http://sobory.ru/article/?object=00205

Такой же главкой завершена развитая алтарная часть. Никольский собор был заложен по инициативе игум. Филареты (Меркурьевой) в 1899 г. на месте разобранной Никольской ц. Главный алтарь, боковые приделы во имя апостолов Петра и Павла и в честь Воскресения Господня были освящены 26-27 сент. 1904 г. Пятиглавый 4-столпный безапсидный монументальный собор стал архитектурной доминантой мон-ря и его окрестностей. Он принадлежит к центрическому крестово-купольному типу, восходящему к ранневизантийской архитектуре. Над его основным объемом возвышается несущий центральную главу световой барабан. Боковые главы понижены и завершают угловые компартименты между ризалитами. На фасадах выделены ризалиты с 2 ярусами окон и большой полукруглой закомарой. В декоре Никольского собора (как и Сергиевской ц.) главенствует мотив колончатой аркатуры с использованием филенок и ленточного руста. Богатое убранство интерьера включало отделку из искусственного и натурального цветного мрамора, беломраморные иконостасы с бронзовыми позолоченными деталями. В 1911 г. артель под руководством братьев Сафоновых выполнила стенопись. Церковным и архитектурным сообществом постройка была принята благосклонно, собор характеризовали как «выдающийся» по архитектуре, отмечали его грандиозность; по словам архим. Троице-Сергиевой лавры Товии, храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Собор был закрыт в 1932 г. (интерьер не сохр.), возвращен Церкви в 1990 г., отреставрирован и вновь освящен 11 окт. 2012 г. Помимо собора Л. построил в Покровском мон-ре новый настоятельский корпус, келейный корпус (1900) и просфорную. Церковь Спаса Нерукотворного Образа при приюте им. А. И. Лямина в Москве. 1902–1903 гг. Фотография. 1910 г. Церковь Спаса Нерукотворного Образа при приюте им. А. И. Лямина в Москве. 1902–1903 гг. Фотография. 1910 г. В Москве Л. возвел ризницу собора Иоанновского мон-ря (1895), жилой корпус и трапезную (1898-1908, не сохр.), домовую ц. Нерукотворного образа Спасителя при приюте им. И. А. Лямина на Б.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010