По материалам канала TVGuberniya " Путь паломника " Проект реставрации фасада церкви Серафима Саровского при Шихобаловской богадельне выполнен архитектором Ю.И. Харитоновым. Информация с сайта В редакцию «Благовеста» позвонила Софья Поликарповна Бортник, единственная представительница в Самаре старшего поколения знаменитого купеческого рода Шихобаловых. «Считаю, что нужно восстановить крест домовой церкви богадельни и странноприимного дома Шихобаловых и открыть фрески с изображением Серафима Саровского», — сказала она. Речь идет о доме, который был построен в Самаре почетным гражданином города Антоном Николаевичем Шихобаловым в 1894 году на углу улиц Алексеевской и Уральской, ныне Красноармейской и Братьев Коростелевых. Последние четыре года это коррекционная школа-интернат «Преодоление». Софья Поликарповна рассказывает: «Шихобалов хотел, чтобы люди, идущие на богомолье, имели возможность в Самаре где-то остановиться на сутки или двое. Построил для них дом и сам содержал его. Но так как богомольцев было мало, то туда стали брать на постоянное жительство бедных людей, у которых не было жилья. Почти никто сейчас не заботится о бездомных, а обездоленных людей так много. Я воспитывалась по принципам семьи Шихобаловых, и мне очень жаль всех людей, брошенных сейчас. В одной из комнат домовой церкви на втором этаже сохранились фрески с событиями из жизни Преподобного Серафима Саровского, но они заклеены обоями и закрашены краской. Я ходила к директору школы, разговаривала с ней, она мне сказала, что ничего не может сделать, потому что у них нет средств, и она не знает, как посмотрят на это местные власти. В комнате, где фрески, сейчас спальня мальчиков, и можно было бы по христианскому обычаю открыть фрески. Над богадельней была колокольня и крест. Мое желание — восстановить этот крест и фрески». Вот что писалось о богадельне и домовой церкви в книге «Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени», Москва, 1912 г: «Здание богадельни каменное, двухэтажное, с домашней церковью во имя Преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, с двором и разными хозяйственными службами. В богадельню ведут два парадных подъезда, один с Алексеевской улицы, и другой с Уральской улицы в домовую церковь на втором этаже. Подъезд с Уральской улицы украшен крестом и иконой Преподобного Серафима. В палатах просторно и светло. Занимают палаты постоянные обитатели Шихобаловской богадельни, рассчитывающие мирно дожить в тихом пристанище до своей смерти. Старушки выглядят опрятно и домовито, на кроватях скромное, но чистое одеяло и такое же белье, на столиках — приборы для чая, который богадельщицы очень любят, книги Святого Писания, различные предметы женского рукоделия. Посредине зала на колонне утверждена икона Спасителя, вся убранная цветами, по стенам около коек находятся образки, крестики, картинки религиозно-нравственного содержания. От обстановки веет уютом и покоем тихого старческого жития.

http://sobory.ru/article/?object=27667

Самара. Домовая церковь Серафима Саровского при Православной классической гимназии. Бывшая домовая церковь при Шихобаловской богадельне Домовая церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 1893 и 1903. Архитектор:Ю.И. Харитонов (реставрация) Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Красноармейская, д. 91 (в здании Самарской Православной классической гимназии) Координаты: 53.190518, 50.111277 Проезд:Остановка " ул. Братьев Коростелевых " (1,3,16,22 маршруты трамвая; 34 маршрут автобуса; 34,226 маршруты маршрутного такси) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Здание было построено в XIX веке известными самарскими благотворителями Шихобаловыми, первоначально здание использовалось как странноприимный дом для отдыха паломников, совершавших пешеходное паломничество в Иерусалим. После того как паломничество в Иерусалим стало проходить через другие города, Шихобаловы открыли в здании богадельню, в которой проживали пожилые бездетные люди, здесь же была открыта аптека. В 1903 году при богадельне был открыт храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского - один из первых подобных храмов в России. Рядом с богадельней Шихобаловы построили Ильинский кафедральный собор (в последствии взорванный). В 1917 году храм Серафима Саровского и богадельня были закрыты, а с 1918 года в здании размещалась школа для обучения детей с нарушениями психики. В помещениях храма была закрашена вся стенная и потолочная роспись, которую в свое время сделали братья Белоусовы, расписавшие Грановитую палату в Кремле. После возвращения в конце 1990-х годов храма верующим, в нем долгое время проводились реставрационные работы, и только в январе 2010 года в храме было проведено первое богослужение. Сейчас ведется реставрация росписи храма, уже частично восстановлена роспись потолка, краски которой сохранили свою яркость, не смотря на многослойное закрашивание... В духе шихобаловских традиций при храме открыт медицинский кабинет, в котором оказывают помощь пожилым прихожанам.

http://sobory.ru/article/?object=27667

...чем те, кому служила утешением их «малая родина» — Понятие «малая родина» восходит к стихотворным сборникам Жоашена дю Белле (1522—1560) «Сожаления» и «Древность Рима» (1553— 1557), созданным в Риме, в них поэт с нежностью вспоминает свой Лире (место его рождения), что для него значительно милее палатинских холмов. 109 Аббат Райян, тетка Серафи — Аббат Райян — один из воспитателей юного Анри Бейля (Стендаля) (в 1793—1794 гг.), был арестован летом 1794 г. за отказ присягнуть новой конституции; о «тирании этого злобного иезуита» Стендаль с ненавистью вспоминает в автобиографической книге «Жизнь Анри Брюлара». Тетку Серафи (сестру покойной матери) он характеризует как набожную и взбалмошную лицемерку. Бернарден де Сен-Пьер Жак Анри (1737—1814) — французский писатель, автор философских эссе «Этюды природы» (1784—1787), романа «Поль и Виргиния» (1787); подобно Ж. Ж. Руссо, воспевал культ «естественной» и добродетельной жизни людей на лоне природы. Не в память ли о Хароне, взимавшем обол? ( греч. миф.) — Харон — перевозчик душ умерших через реки подземного царства, взимавший за это плату. С этой целью в рот умерших клали мелкую монету (обол). Янсенизм — реформаторское течение в католической церкви XVII — начала XVIII в., возникшее на основе учения голландского богослова Янсения (1585—1638). Янсенисты выступали против папства и церковной иерархии; отрицая за человеком свободную волю, развивали вслед за Блаженным Августином (см. коммент. к с. 26) учение о благодати и божественном предопределении; проповедовали скромность в быту и суровость нравов. Центром янсенизма стал монастырь Пор-Рояль, превратившийся в XVII в. в очаг борьбы с иезуитами. В юные годы Мориак, воспитанник марианитов, испытал сильное влияние янсенистских идей. 114 ...вплоть до теологических споров по поводу божественной благодати — Споры о соотношении роли божественной благодати и человеческой воли были одним из существенных разногласий между янсенистами и иезуитами, допускавшими участие свободной воли в спасении человека. В янсенистских кругах, с которыми был тесно связан Ж. Расин, образ Федры толковали как пример судьбы человека, не осененного божественной благодатью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Базановым. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 77, 834; Ратшин, 100; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 175; “Опис. монаст.”, 1817 г., 121; “Акты истор.”, V, 69 (Гр. 1681 г. о построении мон. и наказ об обращении язычников в христ. веру), 134 (Грлм. 1686 г. Сыбир. митроп. Павла игум. Феодосию о прощении сосланных в Нерчинск за раскол Ив. и Петра Арсеньевых), 178 (Ружная грам. 1689 г.); 211 (Грам. 1691 г. Сибир. митр. Павла игумену Феодосию, об отлучении от церкви сына боярского Як. Елагина), 243 (Грам. 1694 г. Сибир. митр. Игнатия игумену Мисаилу о денежной выдаче диакону Лаврентию, отправл. в Китай с церковн. потребами и утварями); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 80 (надел. землею); 1881 г., 10 (основание); 1884 г., 239 (школа и богадель.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 562, 3; “Дополн. к Акт. истор.”, VIII, 91 (Акты 1681 – 82 г. относящ. до постр. м-ря); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 388 душ крест.); 1864 г., IV, смесь, 11, 18 (Мнимая могила быв. митр. Арсения Мацеевича ; в 1773 г. архим. Виталий); 1875 г., I, смесь, 132 (о том же; в 1763 г. наместник иером. Антоний, а в 1773 г. архим. Виталий Изотиков); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, IV, 1724 г., 432 (дело о заведении школы при Вознесен. Иркут. м-ре); VII, 1727 г., прилож., CXL, VIII (м-рь содержал 10 учеников в школе Вознес. Иркут. м-ря); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVIII, 343 (история м-ря); “Матер. для ист. Сибир. городов XVII и XVIII ст.”, 67 (переписн. кн. убылых крестьян после 1-ой ревизии.). 505. Троицкий , мужской, общежительный, приписной к Межигорскому м-рю, близ гор. Киева. Учрежден в 1866 г. со скитом, со странноприимным домом, больницею и приютом для бедных, на пожертвованные вдовою бывшего Киевского генер.-губернатора княгинею Васильчиковою капитал и 3.794 дес. земли в Полтавской губ. При этом Государь Император соизволил повелеть: при учреждении на будущее время монастырей предлагать учредителям соединять, подобно настоящему случаю, с удобствами уединенной монашеской жизни, цель благотворительную или воспитательную, совместным учреждением при вновь образуемом монастыре соответствующих одной из вышеизложенных целей заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К какому времени относится первое появление в Риге староверческой общины беспоповцев, неизвестно, но в 1760 г. они уже имели богадельню на московском форштате. К двадцатым годам текущего столетия рижская староверческая община имела уже богадельню и при ней больницу, сиротское отделение, школу и дачу Гризенберг. В начале 1827 г. прибалтийский генерал-губернатор, маркиз Паулучи, затребовал от рижских староверов сведений, кем именно управляется названная богадельня и школа. Староверы представили подлинные статьи от 13-го августа 1813 г., составленные и подписанные целым обществом, но никем не утвержденные. Маркиз Паулучи, до рассмотрения этих статей, утвердил их 20-го февраля 1827 г. Первый отчёт об управлении богадель ней и состоящим при ней приютом и школой был дан за время с 8-го октября 1826 г. по 1-е ноября 1829 г., и отпечатан отдельной брошюрой 72 . У Рижских старообрядцев была не только богадельня, но и школа, где воспитание п обучение велось без сомнения, в духе старообрядчества. На Рижских старообрядцев долго не обращали никакого внимания и лишь с 1820 г., когда состоялись разные ограничительные против раскола постановления, начало обнаруживаться, что в Риге число безпоповцев заметно увеличивается и при том не столько переселениями, сколько отпадениями. В 1832 г. была закрыта старообрядческая школа при Гребенщиковской богадельне, а затем явилась мысль принять такую меру, которая бы могла противодействовать распространению раскола. Преосвященный псковский Нафанаил предположил учредить в Риге викариатство, но его предположение осуществилось лишь 14-го сентября 1836 г. XVI Предложение Государя Императора Николая Павловича св. Синоду относительно еп. кафедры в Риге. – Доклад св. Синода. – Прибытие преосвященного Иринарха в Ригу. – Открытие в Риге единоверческого прихода Император Николай Павлович, еще в самом начале тридцатых годов, думал учредить в Лифляндии самостоятельную православную церковную кафедру, признавая неудобным подчинение лифляндских и курляндских приходов псковскому преосвященному, который за отдаленностью своего местопребывания не мог часто наведываться в лифляндскую и курляндскую губернии и наблюдать в них за православными приходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в Храме Божием – не в Иерусалимском только, – а повсюду в церквах» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Фессалоникийцам.3, 2//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.11. Кн.2, Спб., 1905, с.592). По замечательному слову М. Маркиша – «Человек остается человеком: неприязнь к неправде в нем неискоренима. Когда нас уже будет тошнить от мелких скучных частых полуправд – в каждой конфессии, в каждой церкви своя – тогда предложат нам взамен супернеправду, одну, глобальную, мощную, яркую – последнюю» (Маркиш М. Струве провозгласил независимость//Радонеж. 17-18, 2000). Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2 послание к Фессалоникийцам.1, 1//Творения. СПб., 1905. Т.11. Кн.2. с.574. Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003, с.156. Цит. по: Архиеп. Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России. М., 2001, сс.243-245. Цит. по: Иеромонах. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафи ма Роуза. М., 1995, с.298. Блаж. Феодорит Кирский. Толкование на видения пророка Даниила 7, 26//Учение об Антихристе в древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. Спб., 2000, с.361. преп. Ефрем Сирин. Толкование на Второе послание Фессалоникийцам.//Творения. ч.7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, сс.247-248. см. св. Иоанн Златоуст. 75 беседа на Евангелие от Матфея//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.7. ч.2. Спб., 1901, с.755. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999, С.63. Отсюда видно, как путешествие Колумба отозвалось в богословии. В маленьком уютном мире античности вселенная казалась обозримой и уже исхоженной. Так, бл. Иероним при толковании этого стиха Евангелия говорит: «И проповедано будет cue Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам… А это или уже исполнилось, или должно в непродолжительное время исполниться, как мы видим. В самом деле, – по моему мнению, – не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Христова. И даже, если у такого народа и не было проповедника, тем не менее, он не может не иметь понятия о вере от соседних народов» (Иероним Стридонский. Четыре книги толкования на Еавнлеие от Мафтея. М., 1999, сс.217-218).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

По словам О. В. Косик, «Послание не имело большого влияния, если не считать некоторых попыток представителей Русской Зарубежной Церкви опереться на него». В 1930 г. редакция «Церковных ведомостей» в Белграде сообщала: «В настоящее время подавляющее большинство епархий окончательно отделилось от м[итрополита] Сергия и руководствуется в своей церковной жизни известным посланием Высокопреосвященнейшего Серафи-ма, епископа Угличского» , что не соответствовало действительности. В дневнике протоиерея Н. К. Чукова нет указаний на то, что в 1929–1930 гг. в Ленинграде распространялось какое-то послание, нет их и в донесениях в центральный аппарат ОГПУ сотрудников из Ленинграда , впрочем, донесения 1929 г. в этой подборке отсутствуют. «Отдаленный результат послания» О. В. Косик видит в том, что в 1934 г., находясь в ссылке в Архангельске, архиепископ Серафим провел совещание нескольких ссыльных епископов, от имени которых было составлено и разослано воззвание, где он «запрещал в священнослужении митрополита Сергия» . О. В. Косик и о. Александр Мазырин, уделившие внимание Ярославскому расколу, в своих статьях вступили в полемику с митрополитом Виленским и Литовским Елевферием , побывавшим в Советской России в ноябре–декабре 1928 г. Владыка увидел это Послание в Белградской газете и в приложении к изданной позже книге сделал подробный разбор деятельности этой оппозиции и Послания, которым был неприятно поражен, подумав, что оно «подложное» . В 1929 г. он писал, что «не столько в России, сколько здесь, за границей, много говорят об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя м[итрополита] Сергия группы ярославских иерархов… думая, что это не раскол, а выявление подлинно православной свободной Русской Православной Церкви. Это заблуждение не изжито и доселе; в цели выяснения истины оно и прилагается к “Неделе в Патриархии”… Там, несмотря на видную в иерархическом мире личность м[итрополита] Агафангела, отделение это не произвело широкого движения» . О. В. Косик только упоминает данный разбор митрополита Елевферия как «тенденциозный анализ» происходивших событий и пишет, что вследствие «слабой осведомленности автора этот документ выглядит неубедительно» . Отец Александр Мазырин задачей своего исследования Ярославского раскола поставил вопрос о том, «как готовилось это выступление, [и] кто какую роль сыграл при этом» . При этом он оппонирует «официальной версии», изложенной митрополитом Елевферием (со слов митрополита Сергия), о том, что в расколе «не столько виновен сам митрополит Агафангел, сколько митрополит Иосиф и викарные», и что причины отделения «практически все сводилось к личным обидам» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

8) Заповедь Батюшкина: никогда не быть без труда и дела, во время которого постоянно творить умственно молитву Иисусову. Сестры трудовые или занятые послушанием не стеснялись бы и не были бы стесняемы, а прямо, вставши от сна и закусивши, занимались бы своими трудами, мысленно творя молитву и умственно прочитывая Батюшкино правильце. Передав все, Батюшкой Серафимом заповеданное, и основываясь на его словах, старцам и мне, протоиерею Василию, лично сказанных: «После меня не будет у Вас другого отца в Дивееве», вручаю вас Царице Небесной; Она Сама вас всему научит и Сама вам Игуменией будет, игумения же будет лишь экономиссой, так как Царица Небесная взяла вас в удел свой с Афоном. Всё написанное здесь по заповеди Батюшки о. Серафима, лично из уст его слышанное, есть действительно, в чем, свидетельствуя, подписуюсь Серафи-мо-Дивеевского Монастыря протоиерей Василий Садовский. С моего поступления в обитель 1844 года все нашла я в том порядке, как написано завещанное Батюшкой о. Серафимом, и в точности исполнялось до сего времени, в чем и подписуюсь настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря Игумения Мария. Так вот чем объясняются, – подумал я, когда прочитал эти правила,– многие особенности в жизни Дивеевской обители! Вот где залог верного спасения! Вся жизнь, как частная, так и общая, до подробностей определена правилами преподобного Серафима. И какие мудрые правила (например, никогда не оставаться в одиночку, всегда пребывать в труде, непрестанно упражняться умственною молитвою...)! И эти правила свято соблюдаются всеми. За точным и непременным исполнением их наблюдает сама игумения: она принимает от предшественницы в управление святую обитель в том порядке, в каком должна быть сия по завещанию Батюшки отца Серафима, и, по прошествии времени, должна сдать своей наместнице обитель нерушимо в том же порядке. Как имущество, которое должно свято храниться, принимается и передается по описи,– так и здесь внешний и внутренний порядок жизни, который должен быть всегда неизменен, один и тот же, принимается и передается так же по описи, с непременным обязательством наблюдать за сохранностью его.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Благоустройство территории Серафимо-Дивеевской обители (эскиз) ЖМП 8 август 2021 /  2 сентября 2021 г. 13:00 Дивеево в кольце большой стройки ЗАЧЕМ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ ОБЪЕДИНЯЮТ В ЕДИНЫЙ С АРЗАМАСОМ И САРОВОМ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР И ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ В решающую стадию вступают работы по формированию ­паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Рассчитанный на пять лет амбициозный проект — беспрецедентная попытка комплексного решения по развитию больших территорий, осуществляемая совместно государственными и церковными структурами на уровне субъекта Федерации и священноначалия митрополии. Если ее получится реализовать, туристов и паломников по гораздо более качественным по сравнению с нынешними стандартам станут принимать и в Арзамасе, и в Троицкой Серафимо-Дивеевской обители , а закрытый город Саров с Успенским монастырем получат новые перспективы для развития.   PDF-bepcuя. Обновленные вокзалы, остров на Вичкинзе и первая прогулочная набережная в сельской России Первоначально в основе этих намерений лежало совместное стремление руководства региона и священноначалия Нижегородской епархии помочь Серафимо-Дивеевскому женскому и Саровскому Успенскому мужскому монастырям с воссозданием их исторического облика. Стороны пытались заниматься решением этих задач по отдельности — не получилось. Отсчет комплексного подхода ведется с 2017 года.  При поддержке Президента России Владимира Путина и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла четыре учредителя — Нижегородская епархия, областное правительство, Благотворительный фонд преподобного ­Серафима ­Саровского и Фонд содействия развитию институтов гражданского общества Приволжского федерального округа — создали Управляющую компанию по развитию Саровско-Дивеевского кластера, чтобы понять основные задачи, формализовать их в виде отдельных алгоритмов и решить, не отступая от заветов преподобного Серафима. Весной позапрошлого года эта стратегия была одобрена на общегосударственном уровне: свет увидело распоряжение российского правительства 552-р, в приложении к которому перечислены 54 первоочередных (со сроком исполнения по конец нынешнего года включительно) мероприятия от устройства ливневой канализации в Арзамасе до реконструкции Дивеевской центральной районной больницы.

http://e-vestnik.ru/church/diveevo_v_kol...

Гомосексуалиста непременно ждет одинокая старость, жалость друзей и родственников, но смешанная с презрением и брезгливостью, случайные связи и разрушение личности. Главная, быть может, беда тех, кто пошел по этому пути, что в центре их бытия, в самой сердцевине их жизни оказывается не Бог, а эрос, половая близость с лицом своего пола. Именно опыт показывает, что это разрушительно. Гомосексуалиста необходимо вытаскивать, выводить из того тупика, в котором он оказался, возможно, и при помощи создания общин., которые состояли бы из неженатых и незамужних лиц, непременно и того и другого пола, общин, в которых эти люди могли бы почувствовать себя дома. Постепенно вырастая из своего заблуждения, они даже в том случае, если брак с лицом иного пола все равно будет для них неприемлем, в конце концов избавятся от своего эротизма и станут настоящими христианами. Однако нельзя упускать из виду, что для такого вырастания требуются не месяцы, а долгие годы и, следовательно, особая программа, осуществляемая при каком-либо центре психического здоровья, т. е. при нецерковной структуре, но при участии духовенства и тех верующих, которым эта работа будет поручена священноначалием. Не менее серьезно надо подходить и к судьбе транссексуалов. Мы не можем сегодня решить вопрос о допустимости хирургического вмешательства для смены пола, но при этом не должны забывать и того, что в прежние времена как Церковь в целом, так и отдельные христиане относились к вопросу о транссексуалах с чрезвычайной деликатностью и целомудрием. Так император Александр 1 сам взял под свою защиту кавалерист — девицу Надежду Дурову и даровал ей фамилию Александров, образованную от его собственного имени. Известно, что в Киево–Печерской Лавре в конце XVIII в. подвизался старец Досифей, как известно, благословивший на тесный путь иноческий преп. Серафима Саровско–го. В тайну старца при его жизни, чуть ли не единственная, была посвящена императрица Елизавета, которая устроила жизнь этого подвижника, хотя знала, что в миру он был девицей Дарьей Тяпкиной, происходившей из дворян Рязанской губернии. Можно привести примеры и из истории древней Церкви, когда женщина подвизалась в мужском платье и трудилась на ниве Христовой именно как инок мужеска пола (6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010