Известны имена учителей, преподававших в школах солодиловского прихода. В солодиловском двухклассном министерском училище с 1915 года преподавала дочь священника села Судбищ Новосильского уезда Анна Сергеевна Иванова, окончившая в 1911 году Тульское епархиальное женское училище, и дочь коллежского секретаря Тульской духовной консистории Надежда Ивановна Любимова, окончившая в 1915 году Тульское епархиальное женское училище. Дочь псаломщика г. Белева Надежда Петровна Полюбина, окончившая в 1907 году Белевское епархиальное женское училище, в 1907–1911 годах преподавала в деревне Пруды, в 1911–1913 годах — в деревне Понарино, с 1913 по 1915 год — в селе Никитском, с 1916 года — в солодиловском министерском двухклассном училище. Дочь купца Евдокия Николаевна Нестерова, окончившая Тульскую 1-ю гимназию, с 1911 года преподавала в селе Ильинском Богородицкого уезда, а с 1916 года — в солодиловской земской школе. Дочь псаломщика Татьяна Петровна Маккавеева, окончившая в 1916 году Белевское епархиальное женское училище, в 1916 году была назначена на должность учителя в семеновскую церковно-приходскую школу. Крестьянка Лидия Алексеевна Головина, окончившая конотопский частный пансион, с 1915 года преподавала в земской школе деревни Крестищ.  В 1930-х годах в Богородице-Рождественской церкви служил священник Павел Дмитриевич Покровский. Он родился в 1881 году в семье священника и был, по одним сведениям, уроженцем этого села, а по другим — села Авдулово Ефремовского района. В 1901 году он окончил курс Тульской архиерейской второклассной школы. С 1901 по 1903 год был учителем земской школы в селе Слободское Ефремовского уезда. С 1903 по 1926 год был псаломщиком при Богородице-Рождественской церкви села Солодилово. В 1907 году был посвящен в стихарь. В годы Первой мировой войны ушел на фронт и служил в царской армии взводным, писарем. В 1926–1928 годах служил в церкви села Солодилово в сане диакона, затем, с 1928 по 1930 год, — в сане священника. В 1930 году был судим «за саботаж хлебозаготовок», отбыл 1 год лишения свободы и 3 года ссылки.

http://sobory.ru/article/?object=19989

Анализ мерных чертежей Покровской церкви г. Кролевца показал, что исходный размер для построения плана – ширина центрального участка; диагональ четырехугольника, составляющая половину квадрата со стороной равной ширине центрального участка, определяет длину плана центра, а половина диагонали того же квадрата определяет длину плана алтаря; длина алтаря определяет ширину алтаря и ширину плана притвора; длина притвора равна диагонали южной половины плана алтаря. Восточная и западная грани плана центрального участка равны диагонали южной половины плана притвора, а южная и северная грани равны диагонали южной половины плана алтаря. Южная и северная грани алтаря равны половине диагонали квадрата, в который вписывается план алтаря, а восточная грань – половине полной длины алтаря. Южная грань притвора равна ширине притвора (северная несколько короче), западная грань – половине длины притвора. Высота сруба стен притвора и алтаря равна длине плана притвора, а высота верха притвора и алтаря – половине высоты сруба их стен. Восточная грань верха алтаря преломлена под углом 60°. Высота сруба стен центрального участка равна половине длины плана строения. При сборке восточной и западной граней сруба первого излома мастер использовал шаблон - трапецию, составлявшую низ равностороннего треугольника с основанием равным длине сруба стен центра (вверху). Восточная и западная грани первого излома имели длину (от верхнего венца сруба стен до первого венца восьмерика) равную половине полной длины плана центрального участка. Высота первого излома верха центрального участка равна половине длины сруба стен центра (вверху). Высота же первого излома и сруба стен вместе равна сумме длины плана центра и алтаря. Длина восьмерика равняется южной грани плана алтаря (то есть половине диагонали четырехугольника, в который вписывается план алтаря); ширина восьмерика равна половине полной длины плана притвора, высота же восьмерика равна половине длины западной или восточной грани первого излома (от верхнего венца сруба стен до нижнего венца восьмерика), а высота восьмерика и первого излома вместе равна длине западной грани плана участка.

http://sobory.ru/article/?object=59353

Анализ обмерных чертежников церкви показал, что исходным размером при построении плана является длина центрального участка. План церкви состоит из четырехугольного бабинца, четырехугольного с обрезанными углами центрального участка и четырехугольного с обрезанными внешними углами алтаря. Четырехугольник центрального участка построен по принципу: ширина относится к длине как 3:2. Половина ширины плана центрального участка определяет длину плана алтаря; внутренняя ширина плана алтаря превосходит его длину на толщину двух брусьев. Внутренняя ширина плана бабинца равна длине плана алтаря, а внутренняя длина плана бабинца – ширине плана алтаря. При разбивке в натуре плана церкви восьмиугольник центрального участка деформирован. Кроме того, план центра относительно плана Бабинца сдвинут на юг; план алтаря также сдвинут на юг относительно центра и еще больше относительно бабинца. Следовательно, Единой продольной оси план строения не имеет. Это значит, что в натуре сначала разбивался план одного участка (центра), далее последовательно план второго и, наконец, третьего. Высота срубов стен всех участков одинакова, она равна половине внутренней длины плана целого строения. Верх центрального участка построен так: восточная и западная грани первого залома возведены под углами 74 и 76° из расчета, чтобы длина восьмерика в основе своей равнялась полной длине плана алтаря. южная и северная грани преломлены из такого расчета, чтобы свести ширину сруба первого залома к ширине основания восьмерика, то есть к длине плана алтаря. Восточная и западная грани первого залома центрального верха складывались на земле с помощью шаблона-трапеции, у которого основа – длина сруба стен участка вверху, верхняя грань равна длине плана алтаря и высота – половине длины плана бабинца. Сложнее возводились южная и северная грани залома. Ширину сруба стен вверху мастер поделил на 4 доли; на границе второй и третьей и третьей и четвертой судеб в верхний венец западной и восточной граней сруба стен он врубил первые брусья-трямки, начинавшие нижнюю четырехгранную часть сруба восьмерика. Выше брусья четырехгранника наращивались, и брусья врубались уже в покатые восточную и Западную грани первого залома. Ширина четверика, таким образом, равна половине ширины сруба стен вверху. Как уже упоминалось, южную и северную грани первого залома сначала возводили под углами 73 и 67°, пока сруб не достиг высоты, равной полной ширине плана центра (эта часть залома складывалась с помощью трапеции, у которой основа – ширина сруба стен участка вверху, верхняя грань равна половине длины строения на уровне верхних венцов срубов стен). Выше южная и северная грани, преломленные под углами 21 и 23°, возвышаются до высоты, равной расстоянию между восточным концом северной грани и западным концом южной грани плана центра, где первый залом и завершается.

http://sobory.ru/article/?object=49029

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Три узких арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой. Более широкий арочный проем связывает храм с трапезной. Ее основное бесстолпное пространство перекрыто коробовым сводом. Узкая западная часть трапезной с коробовым сводом отделена стеной, прорезанной тремя арочными проемами. На эту стену и на внешнюю западную стену трапезной опираются верхние ярусы колокольни. В притворе, в северной стене которого устроена лестница на колокольню, – коробовый свод с двумя большими распалубками. Росписи в алтаре выполнены недавнее время и художественной ценности не представляют. В основном объеме храма сохранилась масляная настенная живопись, близкая стилю модерн, выполненная в 1917 г. на средства потомственного почетного гражданина Василия Ивановича Кулакова (об этом свидетельствует легенда на южной стене храма). В лотках свода, разделенных орнаментальными полосами, написаны: Троица Новозаветная в иконографии «Отечество» по образцу храма Христа Спасителя в Москве (восточный лоток), «Преображение» и «Вознесение» (на боковых лотках) и Богоматерь с младенцем (на западном) по образцу Врубеля во Владимирском соборе в Киеве. В основном объеме храма на западной стене развернута большая композиция «Покров Богоматери», раскрывающая посвящение храма, а по сторонами арочного прохода в трапезную, – «Притча о милосердном самаритянине» и «Явление Христа Марии Магдалине» (по гравюрам Ю. Шнорра фон Карольсфельда). На боковых стенах клейма расположены в трех ярусах. В простенках на уровне окон первого и второго света представлены образа избранных святых. Среди них на северной стене изображена Анна Кашинская, повторно канонизированная в 1909 г. В среднем ярусе росписи на боковых стенах написаны крупные сюжетные композиции, фланкированные большими орнаментальными клеймами: на северной стене – «Христос и самаритянка», на южной – «Христос среди учителей», а ниже, между окном и западным углом – «Беседа Христа с Никодимом». Орнамент симметричный, по сторонам осевого стержня расположены лиственно-цветочные побеги, прорастающие из его основания. Росписи первого и второго ярусов разграничены орнаментальным фризом с равноконечными крестами в круглых клеймах.

http://sobory.ru/article/?object=13254

Библиография: Давыдов А.Н. Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России (на материалах Русского Севера конца XVIII – начала XIX века)//Массовые источники Отечественной истории. Архангельск, 1999 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. I. С.:139-142 Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246//Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып.4. С.: 223 Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981. С.: 70-72 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942 Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 435 Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 275 Киберев В. Деревянное зодчество//Памятники архангельского Севера. Архангельск, 1983 Архангельские епархиальные ведомости. 1902. 18. С.: 609-612. Заостровье в наши дни - это " куст деревень " , 25 населённых пунктов с центром в селе Рикасове. Именно здесь местные жители издавна возводили храмы. Впервые о Заостровском приходе упоминается в документах XVI века. В " Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии " читаем: " ... Первоначально его население... было чудское или финское, впоследствии вытесненное новгородцами, во множестве бежавшими сюда с родины не столько от неурядицы, сколько для лёгкой наживы рыбными и другими промыслами, что вполне возможно было здесь до образования самостоятельной Двинской области. К тому времени нужно относить и образование Заостровского прихода, находившегося первоначально в ведении новгородских архиепископов " . А в центральном селе - Рикасове - исторически строили храмы: известно, что там имелись церкви, посвящённые святителю Николаю Чудотворцу, святым мученикам Флору и Лавру, апостолам Петру и Павлу. На некоторые из них имеются храмозданные грамоты и антиминсы, датированные 1600 и 1626 годами. Но все они были деревянными и регулярно сгорали...

http://sobory.ru/article/?object=08757

В начале XIX в. Югостицы переходят от Неплюевых к княжескому роду Белосельских-Белозерских. В епархиальных сведениях сказано, что это произошло в 1817 г. Н.В. Мурашова называет более точную дату – 1802 г., когда владельцем югостицкого поместья стал князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, выкупивший его у Дмитрия Николаевича Неплюева. Белосельские-Белозерские в Югостицах устроили усадьбу, под которую отвели 25 десятин земли вдоль берега Череменецкого оз. В центральной части усадьбы поставили господский дом, на местоположение которого ныне указывает прямоугольник из рядов плотно посаженных двухсотлетних лип. Своей усадьбе Белосельские-Белозерские дали редкое название – «Световид». Это название заслуживает отдельного внимания. Традиционно оно объясняется расположением усадьбы «на красивом возвышенном месте», откуда открывается «светлый вид на озеро» и т. д., следуя версии, изложенной в «Сведениях о Санкт-Петербургской епархии», где говорится, что при Белосельских-Белозерских село Югостицы было «названо Световид по видному своему положению». В официальных документах село нередко называется: «Световид, Югостицы тож». Для нас же название «Световид» является как раз тем случаем, когда явление местного порядка следует рассматривать в контексте современной ему культуры. Начало 1800-х гг. в русской истории характеризуется яркой вспышкой интереса к российским древностям, славянской языческой мифологии, усиленной находкой и первой публикацией в 1800 г. рукописи «Слова о полку Игореве». В 1804 г. выходят две книги, посвященные язычеству древних славян: «Славянская и российская мифология» М.С. Кайсарова, будущего профессора Дерптского университета, и «Древняя религия славян» Г.А. Глинки, предшественника Кайсарова по профессорской кафедре в Дерпте, затем помощника воспитателя при великих князьях Николае (будущем царе Николае I) и Михаиле Павловичах. И Кайсаров, и Глинка одним из главных славянских языческих богов называют Световида (Святовида, Святовича), уделив рассказу о нем несколько страниц – более, чем самому Перуну.

http://sobory.ru/article/?object=03484

Высота первого залома равна половине длины плана бабинца, а высота первого залома и сруба стен вместе – полной удвоенной длине плана бабинца. Высота восьмерика вместе с первым заломом (или высота южной и северной граней восьмерика) равна длине сруба стен центрального участка вверху (высота центрального восьмерика – апофема треугольника со стороной, равной ширине основания его). Высота второго залома определяется также и тем, что высота верха центрального участка без фонаря равна половине внутренней высоты центрального участка, или половине длины плана строения. Внутренняя высота центрального участка без фонаря равна длине плана строения. У фонаря длина и ширина равны высоте второго залома. Измерить его автор не смог, потому что он снизу зашит. Если предположить, что фонарь имел высоту такую же, как и фонари алтаря и бабинца (длина и ширина фонарей всех трех участков одинакова), то внутренняя высота центрального участка равна сумме длины плана строения и половины длины плана алтаря. Внутренняя высота центрального участка равна сумме длины плана строения и половины длины Бабинца. Высота залома алтаря равна высоте первого залома центрального участка, то есть половине длины плана бабинца. Высота верха алтаря равна длине плана бабинца. Высота залома бабинца на толщину венца меньше высоты залома алтаря. Фонари бабинца и алтаря одинаковые. Окна в срубах стен заложены на высоте, равной длине плана алтаря, а верх их – на высоте, равной длине плана Центрального участка. Низ окон восьмерика центрального участка заложен над верхним венцом сруба стен на высоте, равной длине южной грани плана центра, или на высоте, равной полной длине плана бабинца и центра, вместе взятых, а центр того же окна – на высоте, равной двойной длине плана центрального участка. Низ окна фонаря бабинца лежит над верхним венцом сруба стен на высоте, равной половине длины плана центра; низ окна фонаря в алтаре заложен на толщину бруса выше, чем в бабинке, или на высоте, равной сумме полной длины плана алтаря и центра.

http://sobory.ru/article/?object=49029

Его грани преломлены значительно стремительнее, чем в первом заломе (71-66°) и плоскости граней отчетливее приближаются к сферической вогнутости. А поскольку в срубе восьмерика ригели выделяются слабо, то верх бабинца, начиная с первого залома, включая восьмерик и кончая вторым заломом, воспринимается как объем, лишен резкой дифференциации компонентов. Фонарь имеет вытянутые кверху пропорции. Поверх сруба фонаря врублен в направлении Юг-Север сволок, на который и наслан плафон. Освещенный Бабинец снизу в пределах сруба стен щедро. Выше прорезаны три окна в восьмерике; грань, повернутая к центральному верху, глухая. Над восьмериком верх участка утопает в полумраке. И чем выше, тем верх темнее. Это в свою очередь способствует увеличению иллюзорной высоты верха и целого участка. Таким образом, при оформлении бабинца мастер ставил перед собой цель, создать впечатление высокой, легкой, стройной архитектурной формы. Ригели в притворе находим только на пределы узких граней стен сруба и первого залома; они обозначают таким образом, где кончаются стены и начинается залом. Пазухи за ригелями при восточной грани закрыты наклонными фальшивыми клиньями (подшитыми досками). Мастер трактует Бабинец главным образом, как «вводное слово» в центральное помещение, но одновременно ряд задач Бабинец решает до определенной степени самостоятельно. С Бабинца зритель может охватить взглядом сразу три верха: Бабинца, центрального участка и южного или Северного рукавов. При этом перед глазами зрителя части этих верхов – объемы разной формы и величины – будто проецируются на воображаемую плоскость. Когда зритель перемещается в пределах Бабинца, то разные части здания и компоненты их воспринимаются под разными углами, в разных комбинациях. Они создают эффектный сложный стереовизерунок, заполненный богатыми, то ритмичными, то аритмичными соединениями или пересечением различных архитектурных форм, плоскостей, линий. Этим Смелянская достопримечательность напоминает пакуль-скую. Иначе оформил мастер трансепт.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Изучение останков храма, его внутренних деталей, скрытых прежде холстом, позволило автору проекта реставрации Казанской церкви архитектору Г.Г. Оранской прийти к выводу, что они были когда-то самостоятельным сооружением, имевшим небольшую трапезную, равную сохранившемуся верхнему бревну, выступающему с южной стороны церкви. Нижележащие бревна, по мнению Г.Г. Оранской, были обрублены, сохранились следы обруба. Определенные ею размеры первого храма совпадают с размерами алтаря и собственно церкви без позднее пристроенной трапезной, данными исследователями конца XIX - начала ХХ в.в. Трапезная, как считала Г.Г. Оранская, была пристроена к первому храму в середине XIX в. Другим, не менее ценным открытием Г.Г Оранской в истории Казанского храма было уточнение его возраста, который увеличивался благодаря найденному в Московском архиве документу на целых 12 лет. По этому документу, храм был возведен в 1667 г. К сожалению, автор, ссылаясь на документ, не дает его выходных данных. В пользу основания Казанского храма в 1667 г. свидетельствует и ситуация, сложившаяся к тому времени в Илимске. Старый острог со всеми постройками, находящимися внутри него, сгорел. Быстро развивающийся город, - в тот период - фактически столица Восточной Сибири, - остался без единой церкви. Высокое религиозное чувство, господствующее в XVII в. в народе, должно было поставить разрешение этой проблемы на первое место. К тому же, по существующей среди казаков традиции, строительство нового острога обычно сопровождалось воз¬ведением у центральных ворот небольшой церкви или часовни как Божественного оберега крепости. Такие храмы чаще всего посвящали Николаю Чудотворцу или, как в нашем случае, Казанской Пресвятой Богородице - покровителям воинов и казачества. Однако новая дата построения храма, открытая Оранской, была не замечена исследователями. В последующих публикациях на эту тему дата основания отреставрированной Казанской церкви из Илимска оставалась та же (1679 год), как было указано в Клировой ведомости г. Илимска за 1884 г. Причины замалчивания новой даты строительства храма (ее не опровергали и не поддерживали) заключались, на наш взгляд, в следующем: работа Г. Г. Оранской «Пояснительная записка к эскизному проекту Казанской церкви из Илимска» не была опубликована, и о ней мало кто знал. Для тех же, кто ознакомился с трудом Галины Геннадьевны, большое сомнение вызвало ее утверждение, что трапезная была пристроена к церкви в середине XIX в., так как слишком много архитектурных и конструктивных элементов. характерных для конца XVII - начала XVIII в.в. имело это строение.

http://sobory.ru/article/?object=17511

История мызы Минкино, изложенная по приведенным выше архивным материалам, настолько расходится с тем, как она дается в существующей литературе, что просто теряешься в догадках, как такое могло произойти. Но факты есть факты. Мыза Минкино никогда не принадлежала ни Филарету Мусоргскому, ни жене вице-адмирала Зариной. Находящийся здесь чудесный, поистине экзотический парк, всего вероятней, был заложен Каменскими, то есть во второй половине 1880-х гг. Перед нами, естественно, встал вопрос, почему Мусоргские приехали на дачу именно в Минкино, а не куда-нибудь поближе к Петербургу, как они это сделали в 1866 г., выехав на лето в Павловск? Предлагаем свою версию ответа. Филарет и Модест Мусоргские смогли познакомиться и подружиться с Николаем Андреевичем Оболенским во время своей недолгой службы в Преображенском полку, сохранив товарищеские отношения и после того, как оставили военную службу. Филарет Петрович мог просто приехать погостить на лето в имение своего приятеля. Таким образом, в мусоргсковедении появляется совершенно новая тема – круг лужских знакомых композитора. Еще раз попросим прощения у наших читателей и попробуем внести еще одну лепту в ее раскрытие. Известно, что М.П. Мусоргский в 1856 г. выпущен из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и так же, как и его брат, выпущенный из Школы годом ранее, направлен унтер-офицером в лейб-гвардии Преображенский полк. Первым произведением композитора после выпуска из Школы стала фортепианная пьеса, озаглавленная по-французски «Souvenir d’enfance. A son ami Nikolas Obolensky» («Воспоминание детства. Моему другу Николаю Оболенскому») и датированная 16 октября 1857 г. В литературе о Мусоргском ее посвящение обычно связывают либо с князем Н.А. Оболенским, 1853 г. выпуска, будущим командиром Преображенского полка (1890-е гг.), либо с князем Н.А. Оболенским, 1854 г. выпуска, назначенным в Павловский полк, о котором отзываются как о музыканте-любителе. Мы предлагаем считать эту пьесу посвященной Н.А. Оболенскому – владельцу Перечиц и Минкина, сослуживцу братьев Мусоргских по Преображенскому полку.

http://sobory.ru/article/?object=01361

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010