Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня великомученицы Параскевы Пятницы расположена на центральной площади города, приписана к Рождественскому собору. Точное время постройки неизвестно, но на фотографиях конца 19 века она присутствует. В советское время часовня была закрыта и использовалась в хозяйственных целях. В 1999 г. часовня возвращена Рождественскому собору и отреставрирована. В часовне находится уникальная резная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. Икона хранилась в церкви Илии Пророка. В 2000 году она торжественно крестным ходом перенесена в часовню. Напротив входа на территорию верейского Городища находится Пятницкая часовня. Часовня на этом месте известна с давних времен, постройка датируется 19 веком. Здание часовни Параскевы Пятницы архитектурно перекликалась со зданием Уездного училища, которое стояло через овражек: у них были одинаковые крыши по форме плоского купола. Сама же часовенка имеет кубическую форму и возведена из камня. Пятницкая часовня была закрыта в 1930-е годы, использовалась в хозяйственных целях, отреставрирована и открыта лишь в 1999 году. В процессе реставрации изменилась крыша. Вместо куполообразной крыша обрела четырехскатную кровлю. В часовне хранится древняя резная икона 16 века - великомученицы Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Эта икона до революции находилась в Успенском храме села Набережная слобода, расположенного к югу от Вереи, а после закрытия этого храма была передана в верейскую церковь Ильи Пророка. С восстановлением часовни на Верейском торгу святой образ было решено перенести на новое место, что и было сделано. Часовня приписана к Собору Рождества Христова, что на Городище. Является объектом культурного наследия. http://vereya.su/religiya/chasovni/ В центре города Верея находится Пятницкая часовня, в которой хранится старинный скульптурный образ великомученицы Параскевы, вырезанный из дерева. До революции святыня хранилась в приделе Успенской церкви села Набережная Слобода, находящегося примерно в пятнадцати километрах к югу от Вереи. После закрытия этой церкви резной образ перенесли в единственный действовавший в советское время в Верее Ильинский храм. Оттуда в 1999 году икона была торжественно перенесена на нынешнее место в часовню.

http://sobory.ru/article/?object=02362

" Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Калачной слободе Ярославля " . Б.м., Б.г., 12 с. Храм построен и освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы в 1747 году. Приделы построены и освящены в 1868 году. Правый придел святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел преподобной Пелагеи. Колокольня храма над входом построена в 1868 году. Приделы храма и колокольня были построены на средства старосты храма — купца Александра Димитриевича Топленинова. Храм был закрыт в 1931 году. Последняя служба состоялась 1 июля 1931 года. В этом же году сброшены колокола и снят купол с крестом. В храме был размещен соляной склад, а затем общежитие. В 1956 году была разобрана колокольня. Храм был передан Русской Православной Церкви в 1995 году. Первая служба состоялась 14 октября 1995 года. В 1996 году восстановлены купол храма с крестом, церковная ограда. В 2000 году восстановлен резной иконостас главного алтаря. В 2007 году построена новая колокольня храма. 12 сентября 2007 года состоялось великое освящение всех трех престолов храма. Совершено архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. Правый придел святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел преподобной Пелагеи и блаженной Матроны Московской http://pravyaroslavl.ru/ Ярославский Пятницкий приход в XVIII - первой трети XX в.в. состоял из двух храмов: летней Троицкой церкви и зимней - Параскевы Пятницы. Летний храм не сохранился. Местность, где располагались храмы Пятницкого прихода, издавна в Ярославле называлась Таборы. По преданию, в 1612 г. здесь лагерем стояли дружины Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, собиравшиеся для освобождения Москвы от войск Лжедмитрия. Впервые деревянный Пятницкий храм упоминается в Переписной книге 1646 года, а через два десятилетия сообщается не только о самом храме и посвящении его престолов «в Духовской сотне церковь приходская во имя Живоначальной Троицы да придел Великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятница», но и о православной традиции давать пристанище нищим около храма, где им было легче найти пропитание: «а около той церкви живут в дворишках и в кельишках бедные людишки - кормятся Христовым именем да черною работою». С середины XVIII в. при Пятницкой церкви значилась богадельня «для разных чинов людей, солдат, их жен и детей».

http://sobory.ru/article/?object=01941

Сохранившаяся каменная Успенская церковь с пятницким приделом в селе Набережная Слобода была построена графиней Е. А. Головкиной в 1797 году, однако почитание великомученицы Параскевы Пятницы существовало здесь и прежде. По местному преданию, резная икона великомученицы Параскевы была чудесно обретена в водах реки Протвы в середине XVII века. У летописца церквей Московской епархии В. И. Холмогорова отмечено, что в деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, уже имелся придел в честь святой Параскевы: «Слободка Бережная, на реке Поротве, а в слободке церковь во имя Пр. Богородицы Успения с приделом св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с папертью, крыта тесом…» Среди значимых икон в процитированном выше документе 1670-х годов указана, возможно, и святыня, хранящаяся теперь в часовне на центральной площади Вереи: «в приделе… местный образ св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, у образа венец шитой золотной по атласу, гривна резная серебряная позолочена, панагия хрустальная, обложена серебром…». Параскева Пятница была одной из самых почитаемых святых на Руси. Она считалась покровительницей женской работы (в частности, ручного ткачества), домашнего скота, торговли. Память святой Параскевы отмечается дважды в году: 28 октября (по старому стилю) и в девятую пятницу после Пасхи. Родители святой особо почитали пятницу – день недели, в который, согласно Евангелию, был распят Спаситель, поэтому она и получила свое имя Параскева (Пятница). В гонение римского императора Диоклетиана (III век н.э.) Параскева открыто исповедовала себя христианкой и отказалась принести жертву языческим богам. За свою веру она была обезглавлена. На иконах святая Параскева держит в правой руке крест, знак мученичества, а в левой – свиток с первыми словами Символа веры. Деревянные скульптуры святых – достаточно редкое для православного искусства явление, которое, к тому же, дважды запрещалось указами Синода и царского правительства в XVIII и XIX веках. Наибольшее число скульптур или барельефных изображений делали двум святым: святителю Николаю и великомученице Параскеве Пятнице.

http://sobory.ru/article/?object=02362

Следовательно, Богородице-Рождественская церковь сначала была сооружена во имя Бориса и Глеба, а затем Параскевы Пятницы, и на средства Государевы, т.е. Царския. Указ о постройке каменной церкви Богородице-Рождественской вместо Пятницкой дан Тверским Архиепископом Феофилактом в 1728 г., освящена она в 1750 г. при свящ. Василее Алексееве. Придел во имя Нила Столбенского выстроен в 1806 г. и свят. Мученицы Параскевы-Пятницы в 1825 г. На стене с южной стороны Богородице-Рождественскаго храма имется надпись: " М-ца июня 5 дня пополудни 1743-го года преставися раб Божий сея церкви священно-иерей Алексий Васильев и погребен близ сея стены священствовал 48 лет и б месяцев и 20 дней " . Надпись на служебнике, изданном в 1668 году: " сия книга глаголемая служебник церкви великия мученицы Христовой Параскевеи, нареченной Пятницы. Продал Евангелие ветхое тое же церкви поп Иван в Государево дворцовое село Бороздино, а взято денег полтора рубли, на те деньги куплен служебник да часослов " . Надпись на книге октоих: " (1676) мес. марта в (1) день сию книгу дал вкладу в церковь что в Старицы на посаде в доме премудрой Великой Христовой мученицы Параскавгии нарицаемыя Пятницы породителеех своих в вечной помин Смоленской приказной избы подъячий Петр Дмитриев, сын Клочков и по сей книги богославите и родители ево поминати (следует 72 имени усопших), а кто сию книгу из того чудотворнаго дому вынесет и похочет себе покорыстоваться и в том ево со мною да судит Бог на втором на страшном Христове пришествии, а потписал я Петрушка своею рукою " . Иконы: свят. Нила Столобенскаго чудотворца, Параскевы-Пятницы, Александра Свирского (по преданию, принесена во время похода при царе Иоанне Грозном стрельцами Коньковской слободы из Новгородского Александро-Свирского монастыря), а также ковчег с частицею мощей преп. Нила Столобенскаго, Евангелие в четверть листа, печатанное в 7159 (1651) году. Из Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г.: Оная Рождественская церковь каменная, с приделами Преподобнаго Нила чудотворца, освященным, и Великомученицы Параскевы, еще не освященным, в твердости, построена в 1784 году, утварию довольна, однокомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной не имеется, приходских дворов 115, в них мужеска пола 315, женска 385 душ. В 1828 году служили: Священник Василий Космин - 32 года. В чтении и пении хорош. По окончании курса семинарии с 1819 по 1821 год находился в Вышневолоцком уездном училище учителем и инспектором, аттестат от семинарии имеет 1 разряда. Проповеди сказывает в Старицком Борисоглебском Соборе. Не вдов. Во священника произведен в 1821 году Старицкаго уезда в село Кошелево, откуда в 1828 году переведен города Старицы к Богородицерождественской церкви во священника ж. Граммату на священство и указ на переведение имеет. Родства между ними не имеется. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Надежда Стефанова - 25 лет. Сын их Павел - 1 год.

http://sobory.ru/article/?object=00014

15 июля 1940 года церковь была закрыта под школу, но использовалась под нужды колхоза. В это время были утрачены многие иконы и церковные принадлежности. Когда церковь в 1992 году вернули верующим, она находилась в очень плачевном состоянии, что неудивительно, ведь помещение использовалось для хранения химических удобрений, которые не только уничтожили все росписи, но и разрушительно сказались на состоянии стен и пола. Тем не менее, благодаря стараниям первого настоятеля храма, ныне покойного архимандрита Поликарпа (Гришина), церковь Параскевы Пятницы не только вернула себе былое величие — она буквально преобразилась. Поначалу во время службы через разрушенную крышу на пол стекала дождевая вода. Не было отопления и бабушки во время службы откалывали с пола лёд. Но совместными усилиями архимандрита Поликарпа, жителей села и, конечно, благодетелей храм восстановили. Было возведено ограждение вокруг храма, построены новые ворота и ступени, отреставрирован фундамент. Дорога к храму сейчас красиво вымощена тротуарной плиткой, установлены фонари. Осуществилась и главная мечта архимандрита Поликарпа: возведён третий ярус с колокольней и позолоченным луковичным куполом. Теперь благовестный звон храма слышно издалека. Спустя время стали возвращаться в храм утерянные святыни. Сейчас здесь находятся почитаемые образы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших», скульптурный образ святителя Николая Чудотворца. Кроме того, многие прихожане приходят поклониться иконе святой великомученицы Параскевы Пятницы, с которой связана чудесная история. «Когда-то этот образ был написан для одной семьи — так сказать, семейная реликвия, — говорит отец Иоанн. — В годы советской власти в семью пришли красноармейцы и стреляли в мать семьи, но попали в икону, которую женщина прижала к груди. Тем самым мать осталась жива. В нынешнее время благочестивые родственники семьи передали нашему храму эту икону, как свидетеля чуда и напоминание о тех страшных годах». Есть у храма и свой заступник и молитвенник перед Богом. Это последний перед закрытием настоятель церкви Пётр Крестов. Он был арестован в 1938 году и погиб в заключении. Сегодня отец Пётр прославлен в Соборе новомучеников и исповедников рязанских как священномученик. Перед его иконой приходят помолиться многие жители Панина.

http://sobory.ru/article/?object=17851

От купца Иустина узнала, что икону он перенес в лавку недавно, а в дом его она попала спустя примерно 40 лет после обретения Явленного образа в Казани (т. е. ок. 1619) и что икона «списана благочестивым иноком». Старица перенесла образ в собор девичьего в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря «на благословение от первоявленной», где он был поставлен у иконостаса. К иконе стеклась вся Казань, «долгое время» она находилась в мон-ре, нек-рые получали исцеление. По благословению владыки и игумении монастыря образ проводили «на большое расстояние» с пением тропаря «Заступнице усердная». Старица обратилась к народу «с честною иконою Богоматери», народ пал на землю. До Касимова старица с иконой шла пешком. По пути она остановилась в мон-ре прп. Макария Желтоводского, где икона была поставлена в соборном храме. На др. день по окончании Божественной литургии игумен благословил старицу иконой прп. Макария Желтоводского «равной меры» с Казанской иконой. При приближении к Касимову народ и священство крестным ходом под колокольный звон окрестных церквей вышли навстречу. Касимовская Казанская икона была поставлена на убранный цветами и пеленами аналой. После молебствий с пением тропаря «Заступнице усердная» крестным ходом все отправились в приходский храм вмц. Параскевы Пятницы, близ которого жила Иустина. Из дальних мест в Касимов к Касимовской Казанской иконе приходили люди разных сословий, многие получали исцеления. Старица Иустина с сыновьями начала строить деревянную Казанскую ц. с приделом прп. Макария Желтоводского. Касимовская Казанская икона и образ прп. Макария из Желтоводского монастыря стояли в это время в ц. вмц. Параскевы Пятницы. Это отмечено в писцовых книгах Касимова 1627 г. писца Петра Семеновича Воейкова, Касимовская Казанская икона. названа чудотворной: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанския древена клетцки… а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския... стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы…» (Добролюбов.

http://pravicon.com/info-3983

Церковь Параскевы Пятницы в Чернавчицах - это один из немногочисленных аутентичных крестовых храмов четырёхсрубного исполнения, который смог сохраниться до наших дней. В прошлом, подобные архитектурные сооружения являлись широко распространёнными на территории Беларуси. Здание имеет множество характерных черт стиля барокко. Крестовый сруб несколько вытянут по продольной оси, за счёт пятигранной апсиды с низкими ризницами по бокам, а также небольшого притвора под двухскатной крышей. Пятигранная апсида у храма в виде выступающей с восточной стороны, части, примыкает к основному объёму. Молитвенный зал оказался слегка вытянутым в ширину, поскольку одной из его частей стал небольшой трансепт - поперечный неф крестообразной церкви, который пересекает её основное пространство под прямым углом. Его боковые элементы образуют дополнительные апсиды. Трансепт украшен с наружной стороны т. н. щитами - трёх или многоугольными торцовыми фронтонами, которые были широко распространены в традиционном белорусском зодчестве. Они применялись в целях художественной отделки фасада и придавали всему зданию особую архитектурную привлекательность. Средокрестие двухскатных крыш увенчивается фигурным многоярусным куполом. Его создание относится к более позднему времени, так как во второй половине XVIII столетии храм завершался простым крестом. Вертикальная направленность сооружения также подчёркивается отделкой, брусьями-стяжками, угловыми рустованными лопатками с имитацией крупной кладки, а также двойными прямоугольными оконными проёмами. При помощи фигурной отделки был обработан треугольный фронтон основного фасада. Размещённые под притвором хоры выходят в перекрытый плоским потолком молитвенный зал. В храме хранится особо ценная икона " Чудо Георгия о змие " . С сайта: voskresenskiy.by/Чернавчицы (агрогородок)/храм святой великомученицы Параскевы Пятницы/и из книги-путеводителя: " От Беловежской Пущи до Полесских болот " . - Минск, издательство УП " РИФТУР " , 2013 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=09618

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия 16 июня 2021 года учреждено Крестовоздвиженское подворье Свято-Алексиевского женского монастыря в городе Саратове. Матушка Игумения Феодосия назначена настоятельницей Крестовоздвиженского подворья Свято-Алексиевского женского монастыря. Престол: в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. 22 августа 2006 г., по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина (ныне - Митрополита Симбирского и Новоспасского), протоиерей Сергий Догадин совершил чин положения Антиминса. Здание, в котором освящен Крестовоздвиженский храм - единственная сохранившаяся до наших дней постройка Крестовоздвиженского женского монастыря. Первое упоминание об этой древнейшей женской обители саратовской земли относится ко второй половине 17 века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались. В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В В 1828-1830 годах по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И.Семидетнова. Проект подготовил саратовский архитектор Ю.Н.Терликов. По свидетельству современников, храм «поражал своей грандиозностью и великолепием».

http://sobory.ru/article/?object=14808

Каменная церковь великомученицы Параскевы Пятницы расположена в маленьком селении Мшенцы - нетронутом уголке российской глубинки. Стоит сказать, что здесь, в начале ХХ века бывали Николай и Елена Рерихи. Рерих очень любил Мшенские ключи. И каждый раз, приезжая в Бологое или на Валдай, обязательно навещал заповедное место. Последний раз он был здесь перед поездкой в Финляндию в 1916 году. В XVII веке на том месте, где ныне возвышается Параскево-Пятницкий храм, был основан мужской монастырь, который был упразднён в 1764 году. Постройки этой обители былы срублены из дерева и до нашего времени не сохранились. От Мшенской пустыни осталась только церковь в честь пресвятой великомученицы Параскевы Пятницы, которая сгорела в 1786 году. На святом пепелище, спустя 96 лет, начато возведение кирпичной одноимённой церковь благодаря помощи московских помещиков Аркановых и других прихожан. Строительство каменного здания заняло 2 года. В 1864-м году храм в Мшенцах был освящён. Церковь построена по типовому проекту прославленного зодчего Константина Тона в русско-византийском стиле. Храм во имя вмч. Параскевы Пятницы стоит на возвышенности в стороне от села. Здание кирпичное, оштукатуренное, цоколь выложен из валунного тесаного камня. Композицию церкви составляют три основных объёма: полуциркульная апсида, колокольня и небольшая трапезная. Храм вытянут по продольной оси и напоминает в плане латинский крест. Над средокрестием поднимается массивный восьмерик, который завершается большой пучинистой главой. Первый ярус колокольни имеет прямоугольную форму, ярус звона - восьмигранник, завершённый невысоким шатром. Западный фасад первого яруса колокольни и фасады самого храма с щипцовым завершением. Входы в храм выполнены в форме перспективных порталов, имеющих килевидное завершение, в их тимпанах располагаются полукруглые окна. Несколько выше - круглые ниши. Другие оконные проёмы имеют арочную форму и обрамлены профилированными наличниками. Оконные проёмы нижнего яруса колокольни - с арочными и килевидными архивольтами и пилястрами. В профилированный карниз включён пояс-бегунец. Восьмерик перекрывает сомкнутый свод, который опирается на подпружные арки, лежащие между угловыми пилонами. Боковые ветви креста перекрываются коробовыми сводами. Подкупольное пространство соединяется с алтарной частью широким арочным проёмом. Апсида перекрывается конхой. Трапезная перекрывается коробовыми сводами, имеющими распалубки над окнами. Первый ярус колокольни делится на три помещения: притвор - в центральной части, перекрывается сомкнутым сводом; вход на ярус звона располагается с южной стороны, небольшая ризница - с северной. В интерьере храма до настоящего времени сохранилась масляная живопись, а также орнаменты на арках, выполненные в русско-византийском стиле. Частично уцелел и деревянный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=05630

Пятницкий храм относится к тому распространенному еще в дереве типу, который называется «восьмерик на четверике» (первый ярус летнего храма – это квадратная клеть, а второй ярус – восьмистенный сруб). Подобных каменных храмов строилось много – сразу вспоминается более древняя Успенская церковь в Суздале, или Владимирская в Чебоксарах – почти ровесница вятской Параскевы Пятницы. А вот колокольня вятской церкви куда интересней – взгляд сразу останавливается на ней – восьмигранный столп, имевший при переходе к ярусу звона расширение, известное по деревянным образцам как «повал» (некоторые деревянные колокольни строились именно так, пример – часовня Трех Святителей из деревни Кавгора в Карелии). Вместе с высоким шатровым верхом этот повал придает колокольне весьма своеобразный облик – копия дерева в камне. Прибавим еще ассиметичную трапезу со сдвигом от продольной оси на юг и богатейший наружный декор (особенно выделяются в этом плане наличники) – такой красавицей была Пятницкая церковь. Первое упоминание о Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574-му году – хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании просил по кончине его пожертвовать «сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос». В Дозорной книге 1615-го года читаем уже краткое описание храма: «Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе…у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы». Сей храм был излюбленным местом молитвы св. блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого (+1628). Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале 18-го века решено было выстроить каменную церковь, в 1705-м году попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию, архиепископу Вятскому, дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии » сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан» жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний (»студеный») – носил имя св. Параскевы Пятницы, потому в 1708-м году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но в 1709-м году мнения причта и прихода , видимо, переменились, и они подали новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным – в честь Сретения Господня и придельным – во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712-м году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=32484

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010