На средства прихожан и пожертвования купечества при храме содержалась богадельня для нетрудоспособных престарелых женщин. В обновлении храма, ремонте его служебных построек в 1903 г. большую роль сыграл А.П. Бахрушин, выделивший для этого достаточные средства и привлекший профессиональных реставраторов. В 1930-х гг. храм уничтожили, несколько позже снесли колокольню. Фотографии начала 1930-х гг. из собрания ГНИМА имени А.В. Щусева, выполненные специалистами из реставрационных мастерских Москвы, зафиксировали процесс уничтожения одного из красивейших приходских храмов города. Сначала были сняты кресты, разобраны купола и затем весь храм. Фрагментарно сохранилось основание церковной ограды по Большому Николоворобьинскому переулку. Большая часть земли, где был расположен храм, теперь – сквер. В новом здании, построенном на месте культового сооружения, ныне размещается Министерство юстиции Российской Федерации. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца, что на Гостиной горе известна с 1625 г. В 1657 г. была деревянной. В 1658 г. прихожанами были стрельцы приказа А. Лопухина. Каменная церковь строилась по прошению стольника и полковника Степана Матвеевича Стрекалова с 27 мая 1690 г. На построение из казны было выдано 550 руб. для памяти царевича Алексея Петровича. Освящение было 17 июля 1693 г. В 1697 г. стрелецким полковником здесь был Воробин, по имени которого теперь и называется местность этой церкви. В 1722 г. показан придел Иоанна Воина. В 1733 г. В. В. Расторгуевым был устроен придел Василия Великого, впоследствии переименованный в Петра, Алексея и Ионы. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34398

Газета «Саратовские губернские ведомости» за 12 февраля 1844 года сообщала, что храм освящен 30 января «сего 1844 года» протоиереем Гавриилом Ивановичем Чернышевским с тремя священниками при большом стечении народа. Были упомянуты и особо щедрые жертвователи: купец Петр Степанович Славин дал 300 брусов лесу, купец Семен Дмитриевич Парусинов пожертвовал на строительство 1000 рублей, а резчик Михаил Макарович Горбунов сделал иконостас. Церковную утварь и богослужебные книги дали городские церкви. В 1855 году у почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина скончался 27-летний сын — титулярный советник Николай Петрович Тюльпин. В память о безвременно ушедшем сыне супруги Тюльпины решили на месте деревянной Духосошественской церкви построить каменный трехпрестольный храм, причем один престол должен был быть в честь небесного покровителя их сына - Николая Чудотворца. Петр Федорович Тюльпин пользовался большим авторитетом среди купечества и других жителей Саратова. Он дважды избирался на пост городского головы. Саратовцам была известна склонность Тюльпина и его супруги к жертвованию больших взносов на это благое дело — 767 руб. 44 коп. серебром. В 1858 году на средства Тюльпиных было открыто и содержалось убежище святого Хрисанфа, где дочери бедняков обучались грамоте и рукоделию. Тюльпин передал в пользу города капитал, проценты с которого использовались для благотворительных целей. Эти проценты, например, были одним из источников средств для попечительства о бедных при церкви Александровского училища. Попечительство выдавало пособия беднякам и содержало богадельню на 30 человек. Церковь была возведена очень быстро — к концу 1855 года. В 1856 году были освящены ее боковые алтари — 19 июля правый придел (во имя Знамения Пресвятой Богородицы), 26 августа 1856 года левый придел (во имя свят. Николая Чудотворца) и 5 октября 1858 года центральный престол (во имя Сошествия Святого Духа). Церковь имела большой приход и на пожертвования постепенно богато украшалась. На четырехъярусной колокольне было 13 колоколов. Самый большой, весом 431 пуд 15 фунтов, был украшен отлитыми на нем иконой Сошествия Святого Духа, фигурами ангелов и имел надпись: «Колокол сей сооружен усердием Храмоздателя почетного гражданина и первой гильдии купца Петра Федоровича и супруги его Дарьи Хрисанфовны Тюльпиных в память сына…» Второй колокол весил 116 пудов, а 11 малых были весом от 52 пудов до 13 фунтов. В храме было много икон в сребропозлаченных ризах, дорогая утварь, евангелия в серебряных с драгоценными камнями окладах, библиотека церкви насчитывала свыше ста богослужебных книг. Пожертвования на храм поступали не только деньгами и вещами, но и ценными бумагами.

http://sobory.ru/article/?object=02697

За тем, из живущих домовладельцев 2 принадлежат к единоверческой церкви и 4 иноверца. Из остальных не более 20 челов., с их семействами могут быть названы постоянными прихожанами собора, прочие же, как привыкли присутствовать при богослужении в домовых церквах, так и для исправления христианских треб обращаются к причтам тех же церквей. Как беден приход населенностью, так, напротив, богат улицами, которых с переулками насчитывается 20; именно улицы: Александровская, Екатерининская, Леонтьевская, Лафонская, Подгорная, Тверская, Конногвардейская, Таврическая, Манежная, Ставропольская, Одесская, Смольная, Ярославская, Костромская, малая Болотная, Набережная большой Невы; переулки: Монашеский, Пальменбахский, Конногвардейский и Дегтярный. Есть и площади: Мариинская, Ставропольская и третья Безымянная, расположенная перед старым Императорским, впоследствии монастырским садом, который занимает впереди здания Воспитательного общества значительный параллелограмм, с одной, довольно хорошо сохранившейся и поддерживаемой аллеей вековых тополей. Домовых церквей при 7 казенных зданиях, расположенных в районе прихода, и имеющих свои отдельные причты 9-ть: 2 при вдовьем доме, во имя св. великомученицы Екатерины и св. праведных Захария и Елизаветы; 1 при Обществе благородных девиц, во имя св. благоверного и великого князя Александра Невского; 1 при Александровском училище, во имя того же святого; 2 при градских богадельнях, во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены и в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 1 при Мариинском институте, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины; 1 при 1-м военно-сухопутном госпитале, во имя святителя Николая Чудотворца и 1 при Ольгинской больнице, во имя св. благоверной княгини Ольги. При Аракчеевских казармах, доколе в них стоял учебный карабинерный полк, была своя церковь и причт, но с выведением его и помещением С.-Петербургского гарнизонного батальона, сей последний, указом консистории от 25-го февраля 1837 г. 896, причислен к собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На основании чего представляя при сем два проекта Уставов Богадельни и Банка, покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство, исходатайствовать Высочайшее соизволение, как на учреждение в г. Козлове Богадельни и Банка по прилагаемым проектам Уставов, так равно испросить Высочайшего Государыни Императрицы покровительства над заведением Богадельни, ибо Августейшее покровительство Её Величества заставит многих из верноподданнических чувств, оказывать призреваемым в заведении благотворительные пожертвования. В случае, если представляемые мною проекты, признаны будут почему-либо, не вполне удовлетворительными и окажется необходимость произвести в них некоторые исправления, я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство, предварительно представления их на Высочайшее утверждение, приказать кому следует предъявить их мне в исправленном виде, для соглашения по возможности моих желаний с требованиями начальства. Подлинное прошение подписал Коллежский асессор Николай Терентьев сын Козловский. Июня 1861 года. Санкт-Петербург. Жительство имею Выборгской части, Охтенского квартала, по Александровской улице, в своем доме 13». Проект богадельни, первоначально предлагаемый устроителем Н.Т. Козловским, был пересоставлен в 1863 году инженером штабс-капитаном Высекерским. Здание Николаевской богадельни предполагалось построить трехэтажной (подвал и два этажа). Но сегодня мы не увидим верхнего этажа, как не увидели его и наши предки. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в следующем документе. В ноябре 1867 года исправляющий должность Рязанского губернского инженера штабс-капитан Высекерский рапортовал в Козловскую городскую думу: «Бывшею дорожною и строительною комиссией поручено мне было наблюдать за устройством богадельни - зданию, воздвигнутому господином Козловским. По случаю бывшего в 1865 году пожара и возвышенным в то время ценам строительных материалов господин Козловский объявил мне, что устройство третьего этажа он откладывает до будущего времени, и с тех пор я его не вижу, а здание остается неоконченным.

http://sobory.ru/article/?object=39146

пола 725 душ, жен. пола 844 души. Имеются 6 городских начальных школ и церковно-приходская Ильинская женская школа. Капитал причта 2443 руб. Штат причта: три священника, диакон и три псаломщика; дома церковные. «Справочная книга Саратовской епархии» г. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1912 г. Отметим, что саратовский губернатор, действительный ст. советник Алексей Давыдович Панчулидзев (1762-1832 гг.) был назначен на должность 24 мая 1808 года и правил губернией по 15 ноября 1826 года. За время его правления город Саратов значительно благоустроился. Были открыты гимназия, губернская типография, созданы оркестр и хор из дворовых, построена Александровская больница (ныне 2-я клиническая, ул. Чернышевского, 141), дом для умалишенных, двухэтажный гостиный двор, мостились тротуары и т. д. Продолжим, однако, описание Ильинской церкви. В 1810 году церковь «запечатана по ветхости» (дневник Скопина). Спустя восемь лет на ее месте построена каменная. Колокольня возведена лишь в 1832 году. «Ограда при ней каменная с деревянной решеткой. Церковь крыта железом. При расширении церкви в 1888-1889 годах приделы были из трапезной перенесены в ряд с главным престолом и освящены: правый 12 февраля 1889 года, а левый 11 декабря 1894 года. Престолов в церкви три: «во имя св. пророка Божия Ильи, во имя св. Николая Чудотворца, в честь иконы Казанской Божией Матери». Во времена правления Панчулидзева и вплоть до 80-х годов XIX века к Ильинской церкви ежегодно устраивался крестный ход. «В прежние времена в Ильин день двигалось на Ильинское кладбище все народонаселение Саратова, где проводило целый день, в разных занятиях на могилах. Немецкое кладбище было ныне (1888 г.), где Южная стена ограды Ильинской церкви. Близ прежней церкви были богадельни каменные, и бедные люди кормились подаянием. Потом Панчулидзев сделал вокруг старого кладбища, где было похоронено его семейство и две жены, ограду, которая и теперь стоит». Домов в приходе было 270. Число прихожан мужского пола — 725, женского — 844, иноверцев — 390, инославных — 277, раскольников — 99, сектантов и баптистов — 3 человека.

http://sobory.ru/article/?object=24089

М. Александровский Г. Часовни 3десь перечисляются те часовни, которые постоянно посещаются молящимися, а также те, которые по своему внешнему виду очень заметны для всякого приходящего или проезжающего по улицам и площадям. Опущены 1) все надмогильные часовни разных кладбищ; 2) почти все часовни при больницах, богадельнях и полицейских управлениях, назначенные для выноса покойников; 3) те часовни при монастырях и церквах, которые не находятся в особых для них построенных помещениях. Не перечислены также те небольшие находящиеся на улицах сооружения с иконами, которыя едва ли могут быть названы часовнями. Печерской Божией Матери. Находится при кремлевской церкви Риз Положения и имеет общее с нею крыльцо. Икона в древности помещалась снаружи в верхней части западной: церковной стены. С XVII века место около церкви постепенно застроивалось, и стена с иконой оказалась уже внутри дворцовых помещений. 2. «Великого Совета Ангел». Часовня Спасителя на Красной площади, по правую сторону Спасских ворот. Принадлежит Покровскому собору. 3. «Великого Совета Откровение». Часовня Божией Матери на Красной площади, по левую сторону Спасских ворот. Принадлежит Покровскому собору. Христа Спасителя, на Красной площади, по правую сторону Никольских ворот. Принадлежит Казанскому собору. Николая Чудотворца, на Красной площади, по левую сторону Никольских ворот. Принадлежит Казанскому собору. Владимирской Божией Матери, на Никольской, у Владимирских ворот. Икона при этих воротах была поставлена, вероятно, еще в XVI веке. Затем была устроена часовня, вместо которой в 1692 году была воздвигнута церковь . Нынешняя часовня с новым снимком с иконы существует при церкви с 1805 года. Великомученика Пантелеймона. Построена в 1883 году на Никольской, у Владимирских ворот. Принадлежит русскому Пантелеймоновскому монастырю на Афонской горе. Николая Чудотворца, на Никольской. Принадлежит Никольскому греческому Монастырю, который состоит в зависимости от Иверского монастыря на Афонской горе. Часовня существовала в XVIII веке, перестроена в ХХ-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Санкт-Петербург. Церковь Константина и Елены при Градских богадельнях. /// Объект не принадлежит Православной Церкви фото из книги Городские заведения врачебные и общественного призрения: Больницы: Александровская барачная, Обуховская, Александровская в память 19 февраля 1861 года, Петропавловская, св. Марии Магдалины, Калинкинская, св. Николая Чудотворца, св. Пантелеймона и градские богадельни. 1885-1888 http://leb.nlr.ru/edoc/3306834 Андрей Агафонов ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь равноапп. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при Градских богадельнях Первая богадельня появилась в новой столице уже через десять лет после ее основания. Она находилась при дворце царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. При приходских церквях до 1760 также существовали свои богадельни, которые затем влились в Приказ общественного призрения. Указом Екатерины II у Воспитательного дома, близ Смольного, было в 1780 куплено большое здание, где в августе 1781 открылась переведенная с Васильевского острова богадельня на 900 человек, чтобы „призреть убогих, увечных и престарелых, не имеющих и пропитания“. Одновременно митрополитом Гавриилом 8 августа 1781 в богадельне была освящена церковь, получившая свое название в память рождения вел. кн. Константина Павловича. Царские врата для нее взяли из Благовещенской церкви лавры, часть образов – из б. церкви Феофана Прокоповича на Карповке, утварь – из упраздненной кладбищенской Богословской церкви на Выборгской стороне (см. церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА). При освящении митрополит пожертвовал богослужебные книги и два образа: храмовый и Иверской Божией Матери. В 1795–1796 к храму была сделана пристройка для паперти и ризницы и поставлен новый иконостас. В 1811 храм перевели в двухэтажный корпус, выстроенный в 1782–1784 на берегу Невы. Когда в 1821 этот корпус расширял и перестраивал Е. В. Цыгоров, он разместил квадратную в плане церковь в средней части здания. Крест на фронтоне держали скульптуры ангелов. 21 сентября 1824 митрополит Серафим освятил главный придел, а 3 мая 1825 настал черед боковых – свт. Николая и Божией Матери „Всех скорбящих радости“. Художник Глуховский написал образ благ. кн. Александра Невского. Четыре года спустя в церкви появились хоры.

http://sobory.ru/article/?object=24658

Екатеринбург. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшей Александровской городской богадельне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1840. Адрес: 620014, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, д. 5 (здание Екатеринбургского музея изобразительных искусств) Координаты: 56.83518, 60.603282 Проезд:ст. м. " Площадь 1905 года " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Территория, где сейчас находится улица Воеводина, застраивалась вместе с Екатеринбургским заводом ещё в 18 веке. В течение почти двух веков улица на картах не значилась, но это вовсе не говорит, что здесь не было жизни. В районе Воеводина находились заводские шлаковые отвалы. На старых отвалах и возникла небольшая улочка, всего в несколько домов с одной стороны и с высокой стеной - с другой. Стена тянулась во всю длину улицы. Появилось это сооружение в 1813-1818 годах. В наши дни при организации исторического сквера стену уничтожили, от нее остался лишь небольшой фрагмент - рядом с проспектом Ленина. В будущем переулке располагалось такое важное учреждение, как заводской госпиталь. Позднее в этом здании разместилась богадельня с домовой церковью во имя святого Николая Чудотворца. В храме была почитаемая екатеринбуржцами святыня - богато украшенный уральскими самоцветами образ Знамения Божьей Матери. В ХХ веке дом на Воеводина, 5 реконструировали, и в светлые залы въехал Музей изобразительных искусств вместе со знаменитым Каслинским чугунным павильоном. Источник: сайт " 1723.ru. Екатеринбург+Свердловск " http://www.1723.ru/think/stlife/stlife-77.htm Церковь во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца - освящена 4 декабря 1840 г. на втором этаже в здании Александровской градской богадельни, расположенной в одном из старейших городских домов. Церковь была устроена на втором этаже западной части здания над проходом во внутренний двор. После установления советской власти и запрещения домовых церквей эта церковь также была закрыта. В течение многих лет после этого здание выполняло функции жилого дома. В 1989 г. в нём разместился екатеринбургский Музей искусств. В помещении бывшей церкви разместились кабинеты сотрудников музея. (По материалам С.И. Ворошилина " Храмы Екатеринбурга " http://zabytye-xramy.livejournal.com/27206.html ) Комментарии и обсуждение 56.835179 60.6032628 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25174

Николая Чудотворца, в Плотниках, на Арбате; построена в 1670 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы: 1) Балыкинской иконы Божией Матери; 2) Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, на Берсеновке, на набережной. Построена в 1656 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Преподобного Феодосия, начальника общежития. Здесь был в древности Никольский мужской монастырь. В этой церкви находится особо чтимая Казанская икона Божией Матери, в честь которой был придел, переименованный ныне в честь Феодосия, начальника общежития. Николая Чудотворца, за Яузой, на ямах, построена в 1697 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы: 1) Усекновения главы Иоанна Предтечи; 2) Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, Большой Крест, у Ильинских ворот, построена в 1697 году. Главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Придел во имя святого Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, при Рогожском богадельном доме. Построена в 1779 году, а обращена в приходскую церковь и освящена в 1864 году. Придел во имя святого князя Владимира. Николая Чудотворца, при Духовной Семинарии, в Новой слободе, построена в 1814 году. Николая Чудотворца, в доме Общественного Милосердия, близ Новоспасского монастыря, построена в 1863 году. Николая Чудотворца, в экзерцир–гаузе, близ Александровского сада, построена в 1838 году. Николая Чудотворца, в лицее цесаревича Николая, на Крымке. Павла апостола, в Павловской больнице, близ Данилова монастыря, построена в 1807 году. Панкратия священномученика, на Сретенке, близ Сухаревой башни, когда первоначально построена, неизвестно, а существующая сооружена в 1700 году. Главный храм в: честь Всемилостивого Спаса. Приделы: 1) Священномученика. Панкратия; 2) Усекновения главы Иоанна Предтечи. Параскевы преподобной, двухэтажная, в Охотном ряду; первоначально построена в 1760 году, в 1767 году после пожара исправлена и в 1815 году возобновлена; другая церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова. Приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Митрофана и Тихона, дом для внебогослужебных чтений, странноприимный дом и больница. Толшевский Спасо-Преображенский , зашт., общ., Воронеж. y., в 40 в. от Воронежа, при р. Усмани. Основан пустынником Константином около 1646 г. При мон. странноприимный дом. Тихоновский , зашт., общ., в 5 в. от г. Задонска. Преобразован в 1873 г. в мон. из основанного в 1865 г. скита Задонского Богородицкого мон. При нем странноприимный дом. Успенский , зашт., общ., близ г. Валуйки. Основан царем Михаилом Феодоровичем в 1613 г. Здесь находится чудотворная икона святит. Николая. В г. Валуйки из мон. ежегодно совершается крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При мон. школа и странноприимный дом. Женские: Богородице-Тихонов Тюнинский , общ., в 1 в. от г. Задонска, при сл. Тюниной. Основан в 1867 г. из образовавшейся в 1833 г. жен. общины. Церковь мон. выстроена над колодцем, выкопанным самим святит. Тихоном. На праздник Живоносного Источника Божией Матери в мон. бывает соединенный крестный ход из Задонск. мон. и Успенского собора. При мон. богадельня и странноприимный дом. Варваринский , общ., в 15 в. от г. Нижнедевицка, при дер. Сомовке. Основан в 1883 г. из бывшей здесь с 1870 г. женской общины. При мон. богадельня, больница и школа. Знаменский-Александровский , общ., в 40 в. от г. Землянска, при дер. Александровке. Основан в 1868 г. При нем богадельня и больница. Казанский Таволжанский , общ., при с. Таволжанке, в 25 в. от г. Новохоперска. Основан в 1884 г. Здесь находится весьма чтимый список с иконы Богоматери, именуемой «Отрада или Утешение». 69 В 1901 г. освящен новоустроенный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. При мон. приют для малолетних сирот – девиц духовного звания. Лысогорский Успенский , общ., в урочище Лысая гора, Новохоперского y., близ с. Троицкого Юрта. Учрежден в 1895 г. из женской общины, открытой в 1890 г. Здесь замечательна древняя икона Спасителя в терновом венце. При мон. странноприимный дом. Николо-Тихвинский , общ., при с. Пятницком, в 50 в. от г. Бирюча. Учрежден в 1899 г. из общины, открытой в 1889 г. При нем школа, приют, богадельня и странноприимный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010