По материалам: Д.Ф. Белоруков " Деревни ,сёла и города Костромского края " , стр.147; Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " ; сайтов www.rodina-portal.ru, nikolo-trestino.prihod.ru. Неизвестно, когда был построен первый храм в Минском. В XVI-XVII вв. село являлось вотчиной боярского рода Морозовых. Вероятнее всего, в начале 50-х гг. XVII в. тогдашние владельцы Минского – боярин Глеб Иванович Морозов и его супруга, знаменитая в русской истории боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, возвела в селе деревянный шатровый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя свв. мчч. Космы и Дамиана и во имя св. прпмц. Феодосии, девы Константинопольской (небесной покровительницы боярыни Морозовой); впервые в документах храм упоминается в 1668 г. Вероятнее всего, в 80-е гг. XVII в. в разгар трагических событий раскола Русской Православной Церкви Феодосинский придел храма, посвященный небесной покровительнице мятежной боярыни, был упразднен и переосвящен в честь Всех свв. На рубеже 80-х и 90-х гг. XVIII в. взамен деревянного возвели каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней, освященный в 1792 г. В храм были перенесены три престола из деревянной церкви: в холодном четверике – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в теплой трапезной, правый – во имя свв. мчч. Космы и Дамиана, левый – во имя Всех святых. В XIX – нач. XX вв. главной святыней храма являлся список Корсунской иконы Божией Матери. Храм в Минском, посвященный главной святыне Костромского края – Феодоровской иконе Божией Матери – закрыли в самом начале коллективизации, в феврале 1930 г. В начале 30-х гг. здание церкви было разобрано, а из ее кирпичей построена колхозная конюшня. http://www.admkr.ru/kr_club/hrami_kr/index.aspx Богородицкая церковь села Минского каменная, с такою же колокольнею; построена в 1792 г. старанием прихожан, при помощи сторонних жертвователей; окружена каменною оградой, внутри коей находится приходское кладбище без особой церкви. Престолов три: в холодной – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в теплой: правый – во имя бессребр. Космы и Дамиана, левый – во имя Всех святых. В церкви есть чтимая в окрестности Корсунская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23627

В переписных книгах Московского уезда, Перемышльской волости 7135 (1627) года значится " село Ворсино, на речке на Моче, во владении вдовы Анны Ивановны жены Колычевой, что преж была вотчина Меньшого да Бориса Колычевых, а потом за мужем её Иваном Колычёвым, а в селе церковь Андрея Стратилата деревяна, верх стоит без пения " (вероятно по ветхости). В 1637 г. Иван и Михаил Дмитриевичи Колычёвы выкупили у Вознесенского монастыря родовую вотчину своего деда, боярина Ивана Фёдоровича Колычёва, выстроили рядом со старой новую церковь в честь Фёдоровской иконы Божией Матери с приделами мученика Андрея Стратилата и Святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1663 г. селом владели Иван Иванович, Иван Михайлович Колычёвы и супруга последнего - Мавра Григорьевна, урождённая княжна Долгорукова (1654-1697). В церковной переписи 7189 (1681) г. значится: " В селе в Ворсине церковь деревяна клетска стара и ветха та церковь Пресвятыя Богородицы Феодоровской, да в приделах Андрея Стратилата, Филиппа митрополита " . Храм, с появившемся тогда приделом Св. Филиппа, говорит о том, что он был построен тогда, когда митрополит Филипп причислен был к лику святых (то есть не ранее 1636 г.). В 1722 г. в Ворсино числится деревянный храм во имя Филиппа митрополита. В 1748 г. тщанием помещика Александра Ивановича Колычёва строится освящается новый храм, также деревянный, но только с одним престолом, в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Эта церковь просуществовала в Ворсино около 100 лет. Во все времена храм и причт содержался на средства бояр Колычёвых. Последним владельцем из рода Колычёвых был секунд-майор Лев Александрович (ум. в 1805 г.). За пресечением прямой линии владельцев Ворсино лишилось Колычёвых, а вместе с ними и средств для содержания церкви и причта. В 1812 г. церковь пострадала от французов, вследствие чего была приписана в 1814 году к соседнему селу Никольскому-Колчево. В таком состоянии храм оставался до 1834 г., когда новая владелица села (с 1824 г.) коллежская советница Татьяна Сергеевна Карина, просила разрешение построить новый храм - каменный, также в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09187

После этого в 1914 г. был создан комитет по постройке храма, в него вошли П.Н. Шкляев (председатель), О.А. Танаевский (товарищ председателя), члены комитета И.А. Чарушин, А.А. Истомин, А.В. Румянцев, П.А. Шильников, Ф.А. Ездаков, В.М. Хлебников и др. «Вятские епархиальные ведомости» 18 июня 1915 г. писали, что «новый храм строится в память 300-летия дома Романовых. Место для него выбрано весьма удачно. Расположенный на весьма высоком берегу р. Вятки (близ арестантских рот), он будет виден на десяток вёрст кругом. В то же время он удовлетворит давно назревшую потребность в храме на северной окраине г. Вятки, доселе храма лишённой». В 1915 г. нижний храм был освящен в честь всероссийской святыни – Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Российского государства и Царского Дома Романовых. Верхний этаж – во имя Святителя Николая. Приход церкви насчитывал в то время 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет. Архитектором храма был выбран И. А. Чарушин. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы XVII в., то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Можно перечислить лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания – скупость в декоре, щипцовые фронтоны, псковская звонница – вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму – не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а «языков пламени». Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо. В 1929 г. храм был закрыт, было принято решение переоборудовать его под клуб текстильщиков, а в 1930 г. и вовсе под общежитие «Стройуча». Последним проектом занимался все тот же архитектор И.А. Чарушин. Существует версия, что таким образом он хотел спасти храм от разрушения. На нижнем этаже было спроектировано 6 жилых помещений, 2 кладовые, умывальная комната и т. д.; на верхнем этаже – 5 жилых помещений, «красный уголок», две кладовые, кубовая, умывальная и сторожевая комнаты. Так на долгие годы церковь была вынуждена забыть о своём предназначении.

http://sobory.ru/article/?object=32844

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Таким образом, выяснились достаточно точные обстоятельства смерти (казни) отца Михаила, а так же обнаружилась информация, что он на сентябрь 1937 года, будучи конторщиком Коломенской детской больницы, одновременно совершал иерейское служение в некоем храме в Бобренёве. В каком же храме он мог там служить? Эта информация о священнике М.И. Страхове повторяется во многих общедоступных источниках, в том числе на церковных сайтах , но везде говорится о «Бобреневской церкви», «церкви села Бобренево», «церкви Богородице-Рождественского Бобренева монастыря» без упоминания, во имя какого праздника, святого или чудотворной иконы был освящен сей храм. Между тем, во всех встретившихся мне статьях, энциклопедиях и справочниках сообщается, что Бобренёв монастырь был закрыт в 1929 году, и в 1930 году его здания переданы совхозу «Сергиевский». В соборе Рождества Пресвятой Богородицы и в храме Феодоровской иконы Божией Матери разместили склады минеральных удобрений и гараж. Вопрос отчасти прояснен благодаря публикации в коломенской православной газете «Благовестник» исторических материалов о Бобренёвом монастыре Наталии Марковой. Она упоминает обнаруженное ею постановление исполнительного комитета Московского областного совета 1131/11 от 5 октября 1940 г.: «Закрытие Федоровского храма (1940 г.) «Учитывая, что церковь в с. Бобренево бездействует в течение трех лет, разрешить исполкому Коломенского райсовета церковь села Бобренева закрыть, а здание переоборудовать под кинотеатр»» . Таким образом, в храме Феодоровской иконы Божией Матери Бобренёва монастыря Богослужения продолжались до 1937 года, и «бездействовать» она стала именно после ареста священника Михаила Страхова. Следовательно, данные о последнем месте его служения, скорее всего, правильны, а подробности могут быть установлены при дальнейшем более тщательном изучении исторических источников. Что касается уточнения обстоятельств репрессий, применённых к отцу Михаилу Страхову, и его казни, то, воспользовавшись найденной информацией, в 2006 году я подготовил запрос и направил его в 13 учреждений: Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Московской области, Управление ФСБ по Московской области, Прокуратуру Московской области, Информационный центр УВД Московской области, Центральный государственный архив Московской области, Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий г. Москвы, Управление ФСБ по г. Москва, Прокуратуру г. Москва, Информационный центр УВД г. Москва, Московское городское объединение архивов, Центральный архив документальных коллекций Москвы, Центральный муниципальный архив Москвы, Центральный исторический архив Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/27/...

Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь точный список с неё, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине XIX века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее. Окончательно разорённый в 1408 году ханом Едигеем, Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца XVII века. К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нём снова стали развиваться ремёсла, появились богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году - уже на нынешнем месте (тогда здесь было " старое " кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери). На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1719 году Фёдоровский собор упоминается как отстроенный и освящённый ( " об одной главе " ). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара - все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году. В 1798 году была освящена тёплая каменная церковь во имя святого князя Александра Невского - при этои считалось, что её алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался знаменитый князь. Забегая вперёд, скажем, что этот храм, исполненный в стиле классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел кк физически, так и стилистически и был заменён новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освящённым в 1882 году. К тому времени в обители, помимо этих храмов, имелась ещё одна церковь - во имя великомученика Феодора Стратилата, устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале ХХ века появилась и четвёртая - Пантелеймоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырём взметнулась пятиярусная колокольня- " свеча " высотой около 80 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрёл завершённость. Отметим, что у него было два подворья - в Нижнем Новгороде и Царском Селе. Никто тогда не мог предвидеть страшной беды для прославленной и процветающей обители.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Священник Марк Манкусо , настоятель храма святой великомученицы Елизаветы, Русская Православная Церковь заграницей, г. Коламбия, штат Южная Каролина, США//Фома. - – июнь 2007. – С.45. – (рубрика « Возрождение »). Протоиерей Виктор Потапов , настоятель Иоанно-Предтеченского собора, Русская Православная Церковь заграницей, г. Вашингтон, США//Фома. - – июнь 2007. – С.45. – (рубрика « Возрождение »). Реклама : С.46. Лики и лица: Преподобный Севастиан Карагандинский (1884-1966)/По материалам книги «Карагандинский старец преподобный Севастиан» подготовила Ирина Левина //Фома. - – июнь 2007. – С.47. – (рубрика « Лики и лица »). Возрождение: Право на красоту . О возрождении Феодоровского собора (храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери), город Санкт-Петербург/Настоятель   протоиерей Александр Сорокин ; Материал подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Дениса Маханько и Алексея Варенова. Архивные фотографии взяты из книги «Судьба храма – судьба России», СПб, 2006 год//Фома. - – июнь 2007. – С.48-51. – (рубрика « Возрождение »). История открытого в Санкт-Петербурге в 1913 году величественного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери (Феодоровского собора), превращенного при Советской власти в молокозавод, и недавно начавшегося его возрождения.   Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин пишет, что настоящее возрождение храма - это «не восстановление стен и убранства, а восстановление общины», полноценной приходской жизни, в которой люди начинают чувствовать живительное тепло Тела Христова. Сейчас при Федоровском соборе действуют несколько семинаров и кружков, братство трезвенников, воскресная школа, театральная студия, редакция журнала «Живая вода» и представительство журнала «Фома» в Санкт-Петербурге. Числа: Июнь (Церковные даты июня)/Подготовила Екатерина Прогнимак /Фото протоиерея Алексея Семкина//Фома. - – июнь 2007. – С.52-53. – (рубрика « Числа »). Названы и прокомментированы даты:             3 июня – день всех святых;             4 июня – начинается Петров пост;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-50-i...

секретарь ОВЦС МП по межхристи-анским отноше-ниям, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери Сакрализация — категория языческая. Склонность делить всё на священное и профанное свойственно языческому миру. Христианство — это десакрализация, всё одинаково священно и сопричастно Богу. В Церкви можно решать и экономические вопросы, если в тот или иной момент они обретают свое духовное, подлинное звучание.  Сакрализация пространства Константин Морозов, Наверное, человек так устроен, что сакрализирует самое важное в своей жизни. В культуре Древней Руси присутствовала сакрализация пространства, пример этому — кремли в наших городах. В некоторых современных христианских общинах присутствует сакрализация своей собственной подготовки к христианской жизни. Например, в московском приходе отца Георгия Кочеткова не пускают к Чаше бабушек, не прошедших катехизацию в их общине. Протоиерей Димитрий Сизоненко Если члены общины употребляют свои дары для служения Церкви, они не делят христиан на «продвинутых» и тех, кто в пути. Когда на приходе есть живая община, во время Литургии осязаемо чувствуешь, что это не ты священнодействуешь — более или менее талантливо, — а вся Церковь. клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери Глядя на обилие православных выставок в нашем городе, можно сделать вывод о народной любви к сакральному. Сакральным, во мнении народа, может стать что угодно, если это сделано в монастыре, в особое время и особыми людьми — монахами, священниками и т. д. Православный маркетинг стал выгоден для фирм-производителей. Но когда человек приходит в Церковь, необходимо дать ему возможность переосмыслить то, что он считает сакральным с детства. В нашей православной жизни есть и здоровая, правильная сакральность. Она должна касаться Логоса: всего, что мы слышим, читаем, проповедуем, основываясь на Писании, и церковного собрания: Евхаристии и братской жизни. Архимандрит Зинон Я хотел бы сказать о сакральности храма. (Римские язычники обвиняли христиан в атеизме по той причине, что у них не было храма. По их мнению, божество обитает только в храме, и поелику у этих людей нет храма, значит, они безбожники.) Если мы посмотрим, как выглядело храмовое пространство хотя бы b III — haчaлe IV beka (я имею в виду римские базилики, которые сохранились хоть и в переделанном, но не поврежденном виде), мы придем к выводу, что организация храмового пространства обусловлена тем, что в храме совершается. Это место для экклесии, собрания, где совершается служение Слову посредством слова. Если мы представим, что апостол Павел сейчас зайдет в православный храм, — он вообще не поймет, куда он попал. Для того чтобы сакральность храма была здоровой, нужно храмовое пространство освободить от всего, что мешает таковому его восприятию.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=23587

Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда. Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона. Феодоровская летняя церковь Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…». Внутренне пространство храма наполнено светом, льющимся из куполов и многочисленных окон. Главное его сокровище - росписи. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым. «…внутренность храма по стенам расписана изображением чудес от Феодоровской иконы Божией Матери. На своде обращают на себя особенное внимание четыре клейма: 1) Воскресения Христова, 2) пресвятые Троицы, 3) Рождества Христова, 4) Богоявления Господня, весьма хорошей живописи, кисти известнаго художника покойнаго Медведева, равно как и в куполе изображение Господа Саваофа и двенадцати апостолов, писаное им же» – пишет игумения Исмарагда. Роспись включает архитектурные орнаменты – иллюзорно написанные плоскости стен, карнизы, арки, колонны, визуально дополняющие, но не разрушающие пространство, заменяющие подлинные детали.

http://sobory.ru/article/?object=05715

И Господь отвечает; а если бы не отвечал, никто бы к Нему и не обращался. Это обычная житейская мудрость не просить того, кто тебе отказал. Может быть, раза два или три, но на четвертый к тому, кто нам отказал, мы уже не обращаемся. А к Богу мы обращаемся тысячелетиями, потому что Он нам отвечает. Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами, над городом Комсомольск-на-Амуре, над замечательным заводом, который производит столь нужную для страны продукцию. Пусть Господь помогает молодому поколению этого города возрастать в вере, в духовной силе, в силе национального самосознания, с чувством достоинства, которое должно обязательно присутствовать в наших сердцах и умах, потому что мы сыновья и дочери великой страны и наследники героических поколений. И верю, что по нашим общим молитвам Господь приклонит милость Свою к этому месту и поможет дальнейшему его процветанию. В память о посещении этого кафедрального собора я хотел бы преподнести список Феодоровской иконы Божией Матери. Это копия того чудотворного образа, который хранится в Костроме и которым был благословлен на царство Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых. Мы знаем, что именно с усилиями русских царей, в первую очередь, были связаны успехи по освоению Сибири, по освоению Дальнего Востока. И у тех первопроходцев, которые шли без компаса и без карт, просто навстречу восходящему солнцу, без дорог, по болотам, по рекам, по лесам, по горам и перевалам, была единственная цель достичь места, где они могли бы поставить русский флаг и построить русскую церковь. То поколение первопроходцев обладало колоссальным мужеством, невероятным героизмом — к сожалению, мы мало говорим и пишем об этой замечательной странице нашей истории. Все эти люди шли с верой в душе, и поэтому здесь, на самом восточном окончании великой страны, недалеко от Тихого океана, мне хотелось бы благословить вас Феодоровской иконой Божией Матери, которая вдохновляла высших правителей нашего государства на то, чтобы умножать силу и могущество России.

http://patriarchia.ru/db/text/3747577.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010