У церкви было пять приписных часовен: в дер. Голосове каменная, в дер. Терехове, Панове, Лызлове и близ дер. Велькино деревянные. В приходе были деревни: Терехово, Паново, Голосово, Лапино, Велькино, Тимонино, Ульево, Кривошеино, Лызлово. Местная, храмовая икона Смоленской Божией Матери почиталась за чудотворную. В советское время церковь была закрыта и пришла в руинированное состояние. Полностью обрушилась северная стена трапезной. Реставрационные работы пока не проводились. http://orthodox-ruza.ru Церковь известна с 1708 г. Кирпичный храм строился с 1758 по 1796 гг. в вотчине секунд-майора кн.И.М. Кольцова-Мосальского. Первый этап- строительство нижней церкви во имя прпмчц.Евдокии Илиопольской с 1758 по 1763 гг. Верхний храм во имя Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " был освящен лишь в 1796 г. Под церковью находилась родовая усыпальница Кольцовых-Мосальских. Незначительные обновления - 1881-1884 гг. Храм закрыт в 1930-х, сильно пострадал в ходе боев в 1941 г. В настоящее время восстанавливается. Храм двухэтажный, в стиле позднего барокко, интересен своей архаичной композицией, восходящей к XVI-XVII вв. Редкая особенность для Подмосковья - опоясывающие основной объем крытые галереи. На основном объеме сохранился первоначальный ажурный металлический крест. Историческая внутренняя отделка и настенная живопись полностью утрачены. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в с.Ново-Горбово Рузского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 03 апреля 2015 г. Церковь Смоленской Божией Матери в селе Горбове, Одигитриевское тож. В писцовых книгах Рузского уезда Кремичевской волости 1625-26 гг. написано: «за Богданом Алексеевым сыном Голохвастовым старинная вотчина отца его, пустошь, что была деревня Горбово». Она после была населена вновь и названа сельцом, которое в 1705 г. принадлежало жене князя Федора Никитича Приимкова-Ростовского. Здесь построена была вновь церковь Пресвятой Богородицы Смоленской владелицею сельца Горбова княгинею Ириною Тимофеевною.

http://sobory.ru/article/?object=06546

В приход церкви входили часть г. Обояни и пригородная слобода Стрелецкая. По данным на 1915 г., в составе прихожан были: в Обояни –духовенства 9 домов (20 муж., 22 жен.), дворянства 24 дома (41 муж., 38 жен.), мещанства 212 домов (599 муж., 662 жен.); в сл. Стрелецкой — 267 крестьянских дворов (916 муж., 969 жен.). В 1892 г. за храмом числилось 91 десятин 149 сажени отведенной или подаренной земли, в т. ч. 45 десятин пахотной земли при сл. Пушкарной. Престолов в храме три: главный – во имя Смоленской Божией Матери, правый – во имя Иоанна Блаженного Устюжского Чудотворца, левый – во имя великомученицы Параскевы. Ближайшим к Смоленской церкви храмом был Свято-Троицкий собор г. Обояни. Об облике и состоянии храма свидетельствует составленная в 1920 г. опись: храм теплый, одноэтажный, с одной главой, покрытый железом, крест на главе железный прорезной, наружная поверхность оштукатурена, размеры в плане 47 аршин 12 вер. × 30 аршин 12 вер. На колокольне 10 колоколов: 498 пудов 20 фунтов, 156 пудов 20 фунтов, 35 пудов 20 фунтов, остальные семь малые (вес не указан). При храме имелась часовня размером 9 × 6 аршин, каменная, холодная, покрытая железом и окрашенная. Храм обнесен каменной оградой с двумя железными воротами. Внутри церковной ограды находились здание церковно-приходской школы и жилой флигель, сдававшийся в наем, оплата за него использовалась на содержание школы. За храмом находился сад, который также сдавался в аренду на нужды церкви. Роспись стен храма, возобновленная в 1911 г., была в хорошем состоянии. Храм освещался люстрами, против алтаря в куполе и в трапезе они были трехъярусными, а в главном алтаре и в приделах одноярусные. Иконостасы в церкви поражали богатством и красотой. Главный –шестиярусный, два других четырехъярусные, деревянные, вызолоченные. На царских вратах было 6 икон небольшого размера в серебряных позолоченных ризах. Иконы главного иконостаса: образ Спасителя, Сошествие святого Духа, Тихвинской Божией Матери, Смоленской Богоматери, Св. Николая Чудотворца, Матери Божией – Утоли Моя Печали, великомученицы Параскевы, Тайная вечеря – почти все в золоченых ризах. В южном приделе в киотах стояли иконы Св. Иоасафа Белгородского и образ Серафима Саровского в серебряной золоченой ризе. В часовне были 2 иконы большого размера – Смоленской Богоматери и Песчанской, 12 икон разных Угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=08495

Постройка и отделка церкви Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове были завершены к концу 1785 г., когда состоялось освящение церкви. Ветхая деревянная церковь простояла рядом с каменной еще несколько лет и была разобрана в 1793 г. В дальнейшем церковь несколько изменила свой внешний вид. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сообщается: «В 1823 году петербургский купец Василий Семьянов пристроил каменный притвор». В 1831 г. была построена каменная часовня, находившаяся в церковной ограде. Одновременно с церквями строились каменные дома для священников и приходских школ также по проекту Кваренги. Сохранилось подробное описание проекта дома для священников, составленное архитектором Кваренги . Приход церкви, помимо села Большое Пулково, составляли еще пять деревень: Подгорное Пулково, Каменка, Редкое Кузьмино, Толмачи и Катлино. В 1883 г. прихожан было: мужского пола - 1384, женского - 1780. С 1885 г. при церкви работала церковно-приходская школа, сначала в наемном доме, а с 1903 года - в новом, специально для нее выстроенном доме. Церковь в Пулкове была официально закрыта в 1938 г. В 1943 г. во время боев церковь была разрушена. До настоящего времени сохранился лишь фундамент церкви с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. Село Пулково имело своеобразную историю. Его жители были потомками государственных крестьян, не знавших крепостного права. Это обстоятельство, наряду с близостью к Петербургу, сыграло свою роль. Задолго до отмены крепостного права жители села Пулкова занимались торговлей, извозчичьим промыслом и т.д. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулковой слободе вначале была деревянной, её построили в 1755-1757 гг. по повелению Императрицы Елизаветы. Храм был освящён 28 июля (8 августа) 1757 г. епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села, но так как иконостас не приходился в меру новой церкви, то вместо него присланы от духовника шесть местных образов: образ Смоленской Божией Матери «с чудами», Тайная Вечеря, царские врата, двух архидиаконов - на левые двери, вся церковная утварь, сребропозлащенные священные сосуды весом в 2 фунта 83 золотника, оловянный ковчег для запасных даров, ризница, церковные книги, четыре медные колокола, из коих самый большой в девять пудов. Все это доставлено из придворной конторы Царского Села.

http://sobory.ru/article/?object=07055

www.kharkov.com/news/ К числу старейших храмов города относилась и Дмитриевская церковь. Благочестивые жители г. Харькова, чтя память святого великомученика Дмитрия Мироточивого Селунского и твердо веря в его защиту от врагов во время татарских набегов, «на окраине города», к 1689 году отстроили Свято-Дмитриевский храм, как «великому в бедах поборнику, языки побеждающий». Надежда харьковчан оправдалась. Татары, опустошая Украину, неоднократно подходили и к Харькову, но «заступничеством Св. влмч. Дмитрия всегда были отражаемы». В 1764 году первый деревянный храм, находящийся рядом с кладбищем, обветшал. Его разобрали и вместо него построили новый, тоже деревянный. 19 ноября 1804 года от огарка свечи, брошенного не затушенным в ящик, храм сгорел до основания, «со всею утварью, ризницею и образами». Только через несколько дней после пожара в пепелище была найдена совершенно не пострадавшая икона, писанная на дереве, Божией Матери-Одигитрии Смоленской. 6 февраля 1805 г. было получено разрешение на постройку новой каменной церкви, на один престол. В 1808 году новую церковь освятил преосвященный епископ Христофор. В 1841 г. увеличился приход и была заложена теплая церковь в виде пристройки к прежней двух боковых приделов: южного в память явления Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (храм 26 июля) и северного в память преставления преподобного Сергия Радонежского чудотворца (храм 5 июля и 23 сентября). Тогда же возвели и колокольню. Дмитриевская церковь была хранительницей замечательных святынь: иконы Божией Матери-Одигитрии Смоленской, удивительно сохранившейся от огня; по преданию, святая икона существовала в церкви со времени основания первого храма. На эту икону был возложен св. Животворящий крест, в котором хранились частицы мощей св. арх. Стефана, влмч. Феодора Тирона, Иоанна Златоустого, Иоанна многострадального и св. Мчч. Феклы и Иулиты. Другая икона, тоже Божией Матери-Одигитрии Смоленской, «большого размера, писана, как видно из надписи, в 1804 году, вскоре после пожара».

http://sobory.ru/article/?object=04215

В 2017 г., в ходе археологических раскопок в Н. м. м., впервые при исследовании московских мон-рей были открыты фрагменты первоначальной ограды, к-рую безуспешно искали начиная с 50-х гг. XX в. (ранее в мон-рях Москвы не находили следов традиц. дерево-земляных укреплений). Огражденная территория составляла около 110 м с юга на север (вдвое уже современной), возможная протяженность ограды с запада на восток - 130-150 м. Т. о., первоначальная площадь Н. м. м. составляла 1,5-2 га (ныне около 6 га). Линия ограды шла прямо, что указывает на вероятность регулярного характера ранней застройки. В состав ограды входила легкая деревянная конструкция без обваловки, но с мелким рвом (глубиной 1,5-2 м), далеко отстоявшим от нее. Вместе с ним ограда образовывала широкую полосу около 9,5 м (3,5 м стена, почти 3 м берма, около 3 м ров). Не исключено, что ров и стена ограждали изначальную территорию Н. м. м. в разные периоды XVI в. В Типографской летописи содержится указание на то, что «приведоша из Суздаля от Покрова Пречистыя старицу Олену Двочкину на строительство, а с нею приидоша 18 стариц. И церковь свящали июля» (ПСРЛ. Т. 24. С. 222). В Степенной книге обитель названа «общей», т. е. общежительной, что во многом определило ее уставные нормы и правила (Степенная книга. 2008. С. 314). 28 июля 1525 г. список Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» был перенесен в Н. м. м. крестным ходом из Благовещенского собора Московского Кремля. В «Слове об иконе чудотворней Пресвятыя девы Богородицы… зовомыя Смоленской» иером. Кариона (Истомина) после подробного описания событий 1456 г. помещен рассказ о совершавшемся 28 июля крестном ходе из «самого царствующего града, со Кресты и со святыми иконами... в собрании всякого чина… в сие обители Пресвятые Богородицы на всякое лето даже до ныне» (ГИМ ОР. Чуд. 300. Л. 22). После отказа Соломонии (Сабуровой) от добровольного пострига летом-осенью 1525 г. Н. м. м. тем не менее сохранил статус придворной обители. 18 авг. 1549 г. в ц. святых праведных Иоакима и Анны в Н. м. м. была крещена дочь царя Иоанна IV Васильевича Грозного Анна (ПСРЛ. Т. 13. С. 158), а в 1550 г. ее погребли в обители. Эти события придали Н. м. м. статус династического монастыря (в дальнейшем подкреплен добровольным уходом сюда кнг. Ульяны (Иулиании) Димитриевны в 1564 и царицы Ирины Феодоровны в 1598). 21 мая 1562 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный заезжал на молитву в Н. м. м., отправляясь в Полоцкий поход 1562-1563 гг. (Там же. Т. 29. С. 298). В период опричнины, 28 июля 1568 г., на торжественной службе в соборе Н. м. м. во время престольного праздника в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» произошел серьезный конфликт между царем и митр. Московским и всея Руси свт. Филиппом II (Колычевым) , после к-рого разгневанный царь покинул службу ( Зимин. 1972. С. 163), а митрополит вскоре лишился своей кафедры, а затем был убит.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

13 января 2015 года возрожденный храм в честь чудотворного образа Божией Матери «Новодворская» был освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом, но восстановительные работы продолжались еще в течение почти двух лет. 29 декабря 2016 года было совершено освящение престолов в Новодворском храме: северного – в честь преподобного Иосифа Волоцкого и всех русских святых, южного – в честь иконы Божией Матери «Иверская».По благословению митрополита Германа богослужения совершаются поочередно во всех трех приделах. В 2007 году обители была возвращена храмовая икона Пречистой Девы «Одигитрия Смоленская», находившаяся в советские годы в Курском Никольском храме. В настоящее время все три чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская», «Новодворская» и «Троеручица») и многочисленные иконы с частицами мощей находятся в Новодворской церкви. Примыкает к Троицкой церкви с западной стороны. Церковь была построена в 1836 году. Строительство ее было обусловлено нуждой обители в теплом храме, поскольку Троицкая церковь была холодной и многие старицы монастыря, не имевшие теплой одежды, не могли присутствовать в ней зимой на богослужениях. Престол в новом теплом храме был освящен в честь Божией Матери, «явления ради иконы Ея Новодворской». С северной и южной сторон храма были устроены деревянные коридоры, ведущие в Троицкий храм. К 1851 году они обветшали и были заменены каменными приделами: южным – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и северным – в честь прп. Мирона (по благословению владыки Германа, правящего архиерея Курской епархии, по восстановлении, этот придел был освящен в честь прп. Иосифа Волоцкого и всех русских святых). Храм является ярким памятником эклектического направления в архитектуре, доминирующего в России в 30–90-ые годы XIX столетия. До закрытия монастыря в 1923 году главный фасад храма был окрашен в голубой цвет, из ниш выступали священные изображения: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, Воскрешение Лазаря, исцеление при овчей купели, а также изображения свв. мчч. Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Варвары и Екатерины. К сожалению, эти изображения утрачены, а фасад, как и весь храм, был побелен.

http://sobory.ru/article/?object=56038

Во время пожара 20.04.1765 г. все постройки женского монастыря сгорели. Пострадала от огня и Преображенская церковь. Она лишилась деревянного навершия, части имущества и иконостаса, от которого сохранились только иконы нижнего яруса. После пожара церковь долго восстанавливалась. Новый иконостас Благовещенского придела установили лишь в 1845 г. на средства купца В.И. Теплякова. Летом 1850 г. Преображенская церковь едва уцелела от нового пожара. В пламени сгорели главы, купола, двери, оконные рамы и деревянная ограда. Однако чудесным образом огонь потух над Благовещенским приделом, не повредив ни иконостас, ни его икон. Это событие долгое время удивляло самарцев, которые видели в нем знамение особой милости Божией и покровительство Божией Матери, икона которой, именуемая «Смоленской», находилась в храме. Скорейшее восстановление святыни самарцы посчитали своим долгом. В 1851 г. храм отремонтировали, а через год установили новый иконостас, изготовление которого оплатил В.Е. Буреев. Средства на восстановление церкви пожертвовал купец М.М. Плешанов. К древним иконам Спаса Нерукотворного образа и Смоленской Божией Матери, уцелевшим от огня, отнеслись с особым почтением. Для них в 1865 г. сделали ценные серебряные с вызолоченными венцами ризы. Икона Смоленской Божией Матери почиталась как чудотворная. По преданию, она была принесена из Персии (около XVII в.). Во время эпидемий холеры и тифа икона помогала исцеляться больным. В 1873 г. рядом выстроили новую Смоленскую церковь, которая сделалась главным приходским храмом. В конце 70-х гг. XIX в. Преображенская церковь пришла в аварийное состояние, по стенам и сводам здания пошли трещины. Но разрушать древнюю церковь не пожелали. Напротив, в 1882-83 гг. ее отремонтировали. К 200-летнему юбилею, который она отмечала в 1885 г., отреставрировали иконы и иконостасы. Живописец Е.И. Месяцев украсил стены храма росписями. Из священников, служивших в Преображенской церкви, прихожане с благодарностью вспоминали прот. Петра Симского (1844-47 гг.), Николая Ястребова (1847-49 гг.), Ивана Евтихиева (1867-72 гг.) за их помощь в борьбе с холерой, жертвами которой они стали сами. 22 года священником церкви был прот. Иван Алексеевич Веселицкий (1843-44 гг. и 1849-70 гг.). Ему принадлежала инициатива восстановления храма после пожара 1850 г. и строительство новой Смоленской церкви. В 30-х гг. XX в. Преображенская церковь стала семиштатной, в ней служило 7 протоиереев и 7 священников. Церковь сломали в 1952 г. в связи со строительством моста через р. Самару.

http://sobory.ru/article/?object=33275

Среди других святынь Георгиевской церкви - прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это - священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Спасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен... это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом. Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины - селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Для прославившейся чудотворением иконы здание поварни в 1735 г. по именному указу императрицы Анны Иоанновны было обращено в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А.Г. Разумовским в количестве 4654 рублей 38 копеек, была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени. Церковь строилась с 1745 по 1748 гг. при наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Торжественное освящение церкви было совершено 6 июня 1753 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высокопоставленных придворных. Смоленская церковь – единственный в монастыре храм, имеющий в плане форму круга «с четырьмя глубокими криволинейными нишами на всю высоту стен». Волнообразный ритм стены подчеркнут изогнутыми фронтонами, плоскими сдвоенными пилястрами и усложнен двойной полосой окон в скульптурных наличниках, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом - прекрасный образец архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписанный в древний ансамбль монастыря. В середине XVIII в. Смоленская церковь имела три входа. В 1784 г. два из них были заложены. В 1854 г. с запада к церкви была пристроена паперть, разобранная во время реставрации. В 1958 г. вновь были устроены три крыльца с двусходными лестницами сложной криволинейной формы. В 1977 г. было сделано четвертое такое же крыльцо. Однако во время реставрации 2007 г. эти крыльца были разобраны и сделаны только два: с запада — входное, и с востока, ведущее к иконе Смоленской Божией Матери (копии главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии), расположенной в нише на восточной стене церкви. Напряженная пластика внешнего вида церкви получила продолжение в интерьере, залитом светом из окон-люкарнов и барабана (в 2003 г. здесь установлены витражи). Внутри Смоленская церковь не имеет столпов, и все ее внутреннее пространство открыто до купола.

http://sobory.ru/article/?object=06568

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010