Околоцерковное сознание наделяет Божию Матерь свойствами самодержицы, и это ярко показывает' «иконографический» плакат под названием: «Образ Пресвятыя Богородицы Державная Небесная Заступница Московская и Всея Руси» работы «знаменщика дружины " Логос " ВЯковлева» (Москва). Она представляет собою развернутую копию с Азовской иконы Божией Матери. На Ее плечах лежат вытянутые орлиные шеи, воздетые руки совмещены с хищно раскинутыми крыльями, из-под мафория на уровне чресл торчат когтистые лапы со скипетром и державой. Более зловещее и вместе с тем точное выражение еретической идеологии трудно представить. Рекламный буклет говорит о том, что знаменщик иконы Валентин Ричардович Яковлев — председатель Творческого союза иконописцев, член Совета Международного художественного фонда. Содружество «Завет» предлагает услуги для «обустройства христианских горниц на предприятиях, в учреждениях, в медицинских и учебных заведениях..., иконы для дома всех известных изводов. Икона приносит благодать вашему дому вашему душевному и телесному здоровью». Именно так знаменщик Яковлев понял значение иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». «Упивание, — пишет он, — пристрастие к спиртному, к возбуждающим средствам, искусственным лукавым стимуляторам», а «неупивание» означает воздержание от страсти к пьянству». Полной утрате евхаристического значения древнего извода соответствует магический характер изображения, построенного на едва ли не зеркальной симметрии, резких цветовых контрастах и картинных жестах, в которых жрец соперничает с марионеткой. Изображение — «один из лучших образцов современной российской иконописи», по словам самого знаменщика, — издано на плотном картоне типографским способом, оригинал находится в подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве. Причастность художественному рынку подтверждает внецерковный характер происхождения этой формы и знаменует границу, где богословие православной иконы уступает место социологическому изучению околоцерковного искусства. священник Борис Михайлов

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

- Почему существуют разные иконы? Почему одни чудотворные, а другие – нет. Есть ли разница молиться перед маленькой бумажной иконочкой или перед большой написанной? - Чудотворной иконой может стать любая икона. Большая она или маленькая – не имеет значения. А разные иконы существуют по разным причинам. Пресвятая Богородица Сама выбирала, какими иконами нас благословлять. Откуда пришли некоторые иконы вообще неясно. То ли написаны, то ли сами написались. Есть же такие, как самонаписанная икона св. вмч. Георгия. Она на Афоне находится. История её в двух словах такова. Два монаха решили основать церковь. Не могли решить, в честь кого ее освятить. Они подготовили доску под икону и положили посреди храма. Ушли в надежде, что  Господь Сам откроет. Вернулись, а там икона св.вмч. Георгия. На этой доске написалась икона. Жутковатый случай связан с иконой этой. В ней остался кусок человеческого пальца. Один епископ выражал всяческое сомнение в том, что икона могла самонаписаться. Он намерился пальцем сцарапать слой краски, а его палец туда затянуло. Молились несколько дней. Явился св. Георгий, сказал, что прощение ему дано, но служить он больше не сможет и придется палец ампутировать, а другим чтобы неповадно было, то пусть палец в иконе и останется. И остался. Перед какой иконой  о чем молиться – всё равно. Если же у вас есть возможность приобрести написанную икону, куда-то поехать помолиться к особо почитаемому образу – то это вопрос нашего благоговения. Главное не забывать, что икона – окно в Небо.  - Сколько всего икон Божией Матери и какой о чем молиться? - Специально их никто не считал. Они и новые появляются. Лучше про это особенно и не думать. Пресвятая Богородица – всегда та же на всех иконах. Она одна! Через любую свою икону она может услышать о чем угодно. Есть традиции молиться какой-то иконе особенно с какой-то целью. Неупиваемая чаша тому пример. Всякие формы зависимостей – повод прийти к этому образу. Нечаянная Радость – ей молятся обо всем. А Всецарица явила множество явлений от онкологии, так вот давайте Ей молиться. Правильно. Матерь Божия со своим благословением простирает Свой покров и множество исцеляется. А у преподобного Серафима была одна икона Богородицы. Он перед ней молился во всех случаях и вон какой святости достиг. Лишь бы только молитва шла, имелось благоговение, благословение Божией Матери. Нам бы не оскудевать  в благоговении. Привыкание к святыне – вещь опасная.

http://radonezh.ru/2023/11/20/programma-...

За счёт компактности храма весь он " простреливается глазом " от входа до иконостаса. Чего не скажешь о вертикальной организации пространства: приземистой укороченной трапезной противостоит сильно развитая вверх основная часть храма. Оба её восьмерика раскрыты внутрь и имеют нессиметрично расположенные световые проёмы, что порождает геометрически сложную игру объёмов, усложнённую игрой светотени. Чтобы ещё больше усилить это впечатление, применён рельефный интерьерный декор, имитирующий очертания фигурных наличников и сложных карнизов. В простенках восьмерика, не имеющих окон, в рамах располагаются большие живописные изображения на евангельские темы. На внутренней части небольшого купола, перекрывающего верхний восьмерик, - изображение Иисуса Христа. Переход от четверика к восьмерику выполнен при помощи двухуровневых ступенчатых тромпов со слабо развитым нижним ярусом. Интересно решение внутренних наличников окон четверика, разорванных арками тромпов. На западной стене, над арочным проёмом перехода в трапезную, расположены хоры. Иконы, размещённые в пять-шесть рядов на восточной стене, играют роль иконостаса (собственно иконостас, как конструкция, пока отсутствует). В алтаре над престолом установлена резная сень с затейливым растительным орнаментом. Очень маленькая - по площади уступающая четверику храма - трапезная украшена современными росписями на голубом фоне. Справа и слева от арочного проёма в крупных напольных киотах с глухой резьбой располагаются большие иконы нового письма - соответственно, Распятие и Собор Архистратига Михаила. Благодаря большому количеству больших икон в нижнем ярусе (четыре в трапезной и шесть, расположенных в два света, в четверике основного объёма), храм хорошо освещён естественным светом. Самой первой иконой, появившейся в возрождённом храме, был образ Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , написанный серпуховскими иконописцами. " К сожалению, до сих пор очень актаульная икона " , - скажет настоятель протоиерей Олег Алейников. Пожалуй, одно из самых необычных святых изображений, которые здесь можно встретить, - это фотография фрески, на которой изображена Богородица с чёрными кругами вместо глаз.

http://sobory.ru/article/?object=01408

«Шествуя крестным ходом, мы обращаемся к нашему прошлому, к корням, истокам, к тем людям, которые, как мы верим, находятся в раю и могут помочь нам, могут вымолить нас, могут помочь нам в нашей борьбе с грехом», – продолжил он. «Сейчас мы помолились у могилы митрополита Иоанна (Снычева). Он возглавлял нашу митрополию в особенный период, в эпоху крушения Советского Союза, но в то же время в период возрождения новой России и Русской Церкви. Этот период был удивителен тем, что, с одной стороны, в стране происходила катастрофа, но, с другой стороны, возрождалась Церковь. Это был очень сложный период, но, слава Богу, что с нами тогда был владыка Иоанн, который очень многих наставлял на путь христианского патриотизма. Во многом его книги являлись светом для церковного народа, они открывали видение будущего России», – добавил священник. Также он напомнил, что владыка Иоанн благословил российское трезвенническое движение. «Поэтому, – подчеркнул отец Максим, – так важны молитвы у его могилы. Сам он был трезвенником. Это был совершенно удивительный человек. Может быть, Господь даст, и он будет прославлен в лике святых угодников Божиих. Дай Бог, чтобы в России и впредь таких архиереев было больше и больше, чтобы старцы молились к Престола Божия за всех нас! Храни вас Господь! С наступающим Рождеством и Новолетием! Помощи Божией!» Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была отслужена лития. Проповедь после литии произнес протоиерей Георгий Пименов. «Владимир Алексеевич Михайлов и митрополит Иоанн на нашей памяти несли светлое слово, душевное слово. Еще две недели тому назад с нами был новопреставленный иерей Тимофей Смирнов , который нес трезвое слово из глубины своего сердца, который заботился об обездоленных, о бездомных людях, о пьющих людях, всячески помогал им. Он служил в Кингисеппском районе, в самом Кингисеппе, он возглавлял отдел по социальной работе всей Гатчинской епархии. На момент кончины ему было всего 38 лет, не выдержало сердце. Они очень похожи своей жизнью с отцом Александром Рождественским. Отец Александр прожил всего 32 года, отец Тимофей – 38 лет. Отец Александр послужил священником 8 лет, а отец Тимофей всего 3 года. Как их судьбы похожи! Но за эти три года отец Тимофей сделал очень и очень многое. Многие знают и помнят отца Тимофея. Он был душой народа», – подчеркнул отец Георгий.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/03/zh...

Однако нынешний иконостас в общих чертах повторяет тот, что был в храме до революции. Он тоже пятиярусный. Деревянный, с расписными тяблами, он выполнен в одном стиле с малыми придельными иконостасами - те, в свою очередь, двухъярусные. В правом придельном иконостасе - почитаемая Калужская икона Божией Матери. В левом - почитаемые иконы Спас Нерукотворный и Богородица " Неупиваемая Чаша " . Ещё один образ Спасителя - тот самый, с камнями из Гефсиманского сада - располагается перед главным иконостасом, у царских врат. В храме немало икон местночтимых святых Пафнутия Боровского, Лаврентия Калужского и др. Но, пожалуй, одна из самых удивительных икон - это образ Богородицы, одетой в кольчугу и шлем, " Взбранная воевода " . Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 г. На рубеже XIV-XV веков князь Серпуховский, Боровский и Углицкий Владимир Храбрый основал Перемышльский Рождества Богородицы девичий монастырь. Обитель пережила немало нападений, но устояла. Однако в 1617 году в город вошёл польский отряд пана Лисовского. Синодик рассказывает, что поляки устроили в монастыре резню, убили всех не покинувших обитель священников: " священнопротопопов Григория и Иоанна, священноиереев убиенных Димитрия, Иоанна, Иоанна, Иродиона, Алексия, Евсевия и Ейвферия " . Подобная участь постигла и всех крестьян, вышедших на защиту монастыря. В общей сложности тогда погибли 46 мужчин и три женщины, семь человек попали к полякам в плен. Рождественский храм сожгли. Возобновить монастырь решила игуменья Маремиана Коскова. В первую очередь она собрала на пепелище сестёр и объявила им, что намерена отстроить обитель заново. Эта целеустремлённая женщина обратилась с просьбой помочь средствами к князю Ивану Алексеевичу Воротынскому, поскольку тот был известным жертвователем на храмы и монастыри. Иван Алексеевич выделил некую сумму на богоугодное дело, а после сам подал от имени игуменьи прошение царю Михаилу Фёдоровичу Романову о пожертвовании денег на возрождаемый Рождественский монастырь в старинном Перемышле.

http://sobory.ru/article/?object=01464

По этой же причине у нас нет возможности более широко распространять нашу программу в Москве и других регионах. Средства позволили бы арендовать больше помещений, нанять больше психологов (пока у нас их двое), а значит, оказывать помощь большему количеству людей. Хотя наш опыт работы по программе «Метанойя» уже заинтересовал священника Алексия Агапова, настоятеля храма Михаила Архангела в Жуковском Московской области, и он организовал группу взаимопомощи у себя на приходе. — Если оглянуться назад, какие основные итоги существования программы «Метонойя» вы могли бы подвести сегодня? — Главным итогом мы все-таки считаем благословение Святейшего Патриарха Кирилла на освящение храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которое состоялось в Наркодиспансере Это очень важно, потому что стало серьезным достижением, можно сказать венцом, всей нашей работы. Была просто программа, люди приходили за выздоровлением, а в итоге сложилась православная община. Ее члены не только объединены одной проблемой, но и общей радостью обретения и пребывания во Христе. Два раза в месяц по субботам мы служим в этом храме Литургию. И каждый раз это 60–80 причастников. Храм важен для выздоравливающих, потому что здесь у священников есть понимание их проблемы. Люди сами признавались мне, что им трудно исповедоваться на другом приходе, потому что священники там не всегда могут понять их состояние и адекватно отреагировать. А к отцу Ионе в Даниловском монастыре не всегда на исповедь попадешь — так много к нему приходит исповедников. Кроме того, я вижу, как меняются те, кто участвуют в нашей программе. Даже если они ходят в храм, поначалу это, по сути, разрушенные изнутри люди с потухшим взглядом, убитые своим горем, замкнутые, зажатые, сгорбленные, не в состоянии с кем-либо открыто обсудить свою проблему. Но проходит время, и происходит чудо: они распрямляются, оживают, у них становятся другие глаза, начинают говорить, получают огромную поддержку и начинают по-настоящему жить. Я считаю, это самый главный результат всей нашей работы.

http://e-vestnik.ru/church/metanoya_10_l...

Приобретенная трезвость в таком случае обеспечивается механизмами, несовместимыми с пониманием здорового образа жизни. При внимательном ознакомлении с деятельностью организаций, работающих по программе так называемых " 12-ти шагов " , вызывает особую обеспокоенность в отношении целесообразности использования их опыта в практике православного душепопечения. В своих работах священники Русской Православной Церкви, отстаивающие право " 12-ти шаговых программ " работать с прихожанами по всей России, часто ссылаются на Ваше благословение о " продолжении работы групп самопомощи, построенных на духовных основах, на покаянии и творении добрых дел и распространении этого благого начинания на приходах Первопрестольного града Москвы " , которое было дано Вами 18 мая 2006 года в обращении к пастве по случаю Дня почитания иконы Божией Матери " Неупиваемая чаша " . Мы убеждены, что тогда Вы благословили деятельность групп самопомощи в тесном взаимодействии с Православным священством, но не работу групп " Анонимные Алкоголики (АА)/Анонимные Наркоманы (АН) " , использующих в своей практике программу " 12 шагов " . Ведь по сути на наших глазах роль Церкви в исцелении страждущих пытается взять на себя некая общественная организация, которая предлагает собственный автономный алгоритм спасения от всех страстей. Русская Православная Церковь в данном случае становится лишь обслугой в руках сообщества " АА/АН " , неким прикрытием в своей деятельности. Необходимо отметить, что вышеупомянутая программа " 12 шагов " построена на обновленческих идеях так называемой " Оксфордской группы " . Эта организация была создана в конце 20-х годов прошлого века инициативной группой в Оксфордском университете, что и обусловило ее название. Идеологами объединения были личности, далекие от христианского мировоззрения. Оксфордский кружок неуклонно расширялся и распространял свое влияние на другие страны. Особенно мощным оно было в Норвегии, Японии и США, а также нацистской Германии. Одним из его членов был шеф СС и гестапо Генрих Гиммлер.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/31/...

Страстной храм      Среди образов, которые не поддались огню, оказалась и та самая Страстная Но она, едва оклемавшись-отлежавшись, снова собиралась в дорогу. Храм строился, конечно, не только её тщанием, но она словно была его душой! В конце 2009 года церковь была наконец построена и подготовлена к освещению. И тут, 5 декабря, скончалась матушка Феодосия. Делать нечего, страдалицу обрядили, как полагается, и приготовили к отпеванию, оставив гроб в храме на ночь. И этой же ночью он загорелся – как потом установила комиссия, замкнуло проводку. Пожар потушили, но сгорела алтарная часть и многие иконы. Среди тех образов, которые не поддались огню, оказалась и та самая Страстная! Могилка монахини Феодосии на фоне часовеи Всех святых      Эта история мне вспомнилась сегодня, когда я вновь оказался в Артёмово и не мог поверить своим глазам! Помимо восстановленного во всей красе Страстного храма, я увидел на небольшой, в общем-то, территории еще две церкви! Это великолепная каменная церковь во имя Почаевской Божией Матери, возведённая на месте прежних покосившихся стен долгостроя. И белоснежный, воздвигнутый всего за один год миниатюрный храм во имя блаженной Ксении Петербуржской – покровительницы всех сирых и нищих! Помимо этого, появились часовни Всех Святых и во имя иконы Неупиваемая Чаша. Отремонтированы также все остальные постройки, ведутся отделочные работы в собственной пекарне, а сама территория приняла благолепный и благоустроенный вид, утонув в цветах и саженцах. Сам главный вход под красивыми арочными воротами, украшенными евангельской цитатой Грядущего по мне не изжену вон (Ин. 6, 37) и словами из литургии Преждеосвященных Даров: «Свет Христов просвещает всех», настраивает «всякого сюда входящего» на нужную волну, согревает и обнадёживает. Страстная икона из храма не сгорела в огне    Потерянный рай Неприглядная когда-то Артёмовская община из гадкого утёнка превратилась в белую лебедь и ковчег спасения! Сегодня здесь спасают свои души несколько десятков человек, потерявших в жестоком мире, казалось, всё, но нашедших силы прийти, а то в буквальном смысле и приползти сюда в тихую обитель о. Феофана, зажегшего для этих тонувших в бездне житейского моря людей спасительный маяк Христовой любви! Кстати, подобных благотворительных приютов на всю не самую бедную Московскую область всего два.

http://pravoslavie.ru/put/113190.htm

С момента, когда подле Лысой Горы начато строительство монастырского подворья, прошло девять лет. Построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Почти закончено общежитие на 75 мест со всеми удобствами. Монастырь обеспечивает своих подопечных одеждой, питанием, лекарствами. Братья работают на стройке, в коровнике, ухаживают за овцами, свиньями, козами, домашней птицей; помогают в питомнике среднеазиатских овчарок; выращивают овощи и фрукты. «Очень редкие люди вообще ничего не могут делать - говорит мон.Тамара. - Если им найти работу по душе, они ее выполняют. Так было с братом, который 20 лет просидел в тюрьме и никогда не думал, что любит животных». Хотя много и тех, кто не скрывает своего стремления просто перезимовать в теплом местечке, да на дармовом хлебе. Всем работникам мы платим за труды какую-то копеечку, хотя и есть всегда опасение, что они потратят ее не на то, что надо. Раз неделю — Литургия, Таинства исповеди и Причастия, общее собрание и общение с духовником. А в конце каждого трудового дня, в любую погоду, насельники проходят крестным ходом вокруг подворья и после просят друг у друга прощения, как в Прощеное воскресенье… - «Мне самому интересно, что Бог сделает здесь - улыбается о.Андрей. - То, что эти люди приходят ко Христу и побеждают свое отчаяние и неверие — чудо. И мы благодарим Бога, что являемся свидетелями этого чуда и участниками». Праздник Рождества За кадром В прошлом году московская студия «Фишка-фильм» сняла цикл фильмов «Подворье», а видеостудия Свято-Елисаветинского монастыря выпустила фильм «Братия». Эта документальная картина о жителях вагона, стоящего у ограды Свято-Елисаветинского монастыря. Он стал домом для людей с такими же «диагнозами», как и у насельников подворья. В монологах «отрицательных героев», записанных авторами фильмов, сквозит боль измученной души, которую, как выразился Борис, один из них, «страсти рвут на части». Но за несколько дней, проведенных рядом с жителями подворья и вагончика, ни камера, ни глаз корреспондента не в состоянии уловить и зафиксировать все подробности ежедневной битвы с грехом. Есть то сокровенное, что всегда остается за кадром…

http://pravoslavie.ru/smi/37715.htm

Никита: Я очень хотел жить по-другому, и всё перевернулось. Я никогда не видел жизнь такой. После всех клубов, гулянок – к детям-инвалидам. Света отказалась от своей карьеры и ушла со мной – в эту нищету, скитания. Я ездил в храм и на катехизацию, старался, как мог, но с каждым месяцем становилось всё тяжелее. Я пытался бороться с плохими мыслями, «промаливать» их. А вместо этого наделял их энергией. Мне было страшно чего-то недоделать, недомолиться, недопоститься. Я очень устал от постоянной борьбы и лег на реабилитацию в «Дом надежды на Горе». Там познакомился со священником Александром Гавриловым (ныне настоятель храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при Санкт-Петербургской городской наркологической больнице. – Прим.ред.). «Дом надежды на Горе» Первый в России благотворительный центр реабилитации алкоголезависимых. Реабилитация основана на сотрудничестве специалистов и людей, имеющих собственный опыт выздоровления. Работа ведется по программе «12 Шагов». Каждый обратившийся получает помощь бесплатно. Реабилитанты «Дома» получают возможность общаться со священнослужителями любых религий. Сайт центра Света: Когда Никита потянулся к Богу, я тоже за ним стала ходить в церковь. Но настоящая моя Встреча состоялась, когда Никита позвал меня на литургию к отцу Александру, вот там я всё поняла, каждое слово. Я всю службу проплакала! Тогда начался новый период, снова поверилось в счастье. Я решилась на третьего ребенка. Мне все говорили: сумасшедшая! А я вдруг поняла, что мой талант актрисы, театр – это здорово, хорошо, но всё время улетать из дома – неправильно. В общем, у нас появилась Серафима. Мы жили у моей подруги в одной комнате в коммуналке, у нас не было ни пеленок, ни рубашечек. Всё начиналось с нуля. Никита: А я тогда подумал, что если Бог всем рулит, почему я не полностью ему доверяю, зачем я предохраняюсь от рождения ребенка? Да, нам негде жить, у нас абсолютно нет денег, но Бог, Он же должен позаботиться! И сейчас я вижу, что вместе с ребенком Бог нам дал и полный социальный пакет. Появилась машина, стало возможным снимать жилье.

http://pravmir.ru/alkogol-aplodismentyi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010