Указом Императора Николая I от 31 октября 1842 г. - упраздненный Ахтырский Троицкий монастырь был восстановлен со статусом пустынножительного «...с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов». Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал келейник Преосвященного Мелетия иеромонах Сергий (впоследствии архимандрит). Так, после более чем полувекового, перерыва 15 января 1843 г. игумен Сергий с братией совершил первое богослужение в Троицком соборе. К тому времени на Ахтырской горе, кроме упомянутого собора, сохранилась колокольня с трапезной и ветхий домик, в котором жил церковный сторож. А в начале весны 1843 г. на горе уже был выстроен деревянный дом для настоятеля и насельников монастыря, внизу горы - гостиница для богомольцев-паломников. И уже 3 июля того же года, на следующий день явления Чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, монастырь был торжественно открыт. Божественную литургию после крестного хода с иконой из Ахтырского Покровского собора, совершил Харьковский епископ Иннокентий (Борисов). На это празднество прибыл Харьковский губернатор С. Н. Муханов, губернский Предводитель дворянства князь А. В. Голицын с супругой Софьей Алексеевной (правнучкой о. Тимофея Надаржинского). Голицыны вручили обители ценные бумаги на 15 тыс. руб. (с процентами). При этом событии были и другие представители местной знати, которые также жертвовали на монастырь деньги и свои земли. Настоятель монастыря игумен Сергий восстановил обитель и каменную ограду в «600 сажень», за которой были открыты три гостиницы, церковно-приходская школа, а в августе 1884 г. - больница (5 палат и 12 кроватей), столовая и покойницкая. В соборном храме был возобновлен иконостас. Особо почитаемой святыней в Троицком соборе была упоминаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая в 1891 г. Священным Синодом была признана чудотворной. На иконе была богатая риза весом «в 1 пуд и 131/г фунтов, в 2 986 руб. серебром и вылощенный киот, в 423 руб. серебром». Сохранились в храме и серебряные потиры и дароносицы работы русских мастеров. В каменном братском корпусе в 1850 г. был возведен теплый большой храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в праздник Святого Духа Филаретом (Гумилевским), епископом Харьковским и Ахтырским, а также три деревянные постройки, одна из которых - церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (1845 г.). Последователем архимандрита Сергия был архимандрит Евстратий (в конце XIX - начале XX в.в. Ахтырским монастырем управляли архимандриты).

http://sobory.ru/article/?object=37596

Опись церковного имущества составлена в 1860 г. http://urzhum-uezd.ortox.ru Ахтырская кладбищенская церковь, каменная, построена в 1795 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; священник пользуется казенною квартирою, а псаломщик получает квартирное пособие по 2 руб. в месяц; братский денежный доход 1 365 руб. и проценты с причтового капитала 13 050 руб. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г. В 1695 г. 12 марта преосвященный архиепископ Вятский Иона благословил соорудить каменную Воскресенскую церковь, которая и начата строением 21 июня 1696 г. Каменная церковь вчерне постройкой окончена в 1700 г. Этот храм был однопрестольный. В 1711 г. испрошено разрешение построить при соборе с северной стороны теплый каменный придел в честь иконы Казанской Божией Матери, но теснота места не позволила воспользоваться сим разрешением. В 1716 г., по данной преосвященным архиепископом Вятским Дионисием 14 января по грамоте, вместо придела во храме, разрешено построить особую каменную теплую церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской же на западе от Воскресенской церкви, каковая в следующем 1717 г. и построена. В 1793 г. придельная Казанская церковь, по причине ее ветхости, была разобрана и из ее материала дозволено было, вместо обветшавшей деревянной кладбищенской церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы, нарицаемой Агкирской, с приделом Св. Мучеников Бориса и Глеба, построить на том кладбище новую каменную церковь в проименование иконы Ахтырской Божией Матери с двумя приделами во имя тех же Св. Мучеников Бориса и Глеба и во имя Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник

http://sobory.ru/article/?object=15050

Насельницами и паломниками почитались пожертвованные С. Русановой Владимирская икона Божией Матери в киоте и серебряной вызолоченной ризе и образ Божией Матери «Умиление», а также переданные Голиковой иконы Св. Троицы, свт. Тихона Задонского и Ахтырский образ Божией Матери. В мае 1897 г. из Задонска в обитель крестным ходом были принесены Иверская икона Божией Матери и образ вмч. Пантелеимона. По благословению Тульского еп. Иринея (Орды) от 12 окт. 1896 г. при Л. п. была учреждена одноклассная церковноприходская школа. 20 янв. 1898 г. решением Тульского епархиального училищного совета школа стала 2-классной «с ежегодным ассигнованием на содержание со времени открытия в оной учебных занятий по 1500 р.» (Там же. С. 26). С 1898 г. школа размещалась в отдельном 2-этажном деревянном здании; имелось общежитие для учениц. Первоначально в школе обучались 10 девочек, в т. ч. сирот «на полном призрении общины», в 1899 г. были приняты 30 учениц. К 1917 г. школа была преобразована в 2-классное училище. Учителя пользовались помещением при школе, получали жалованье по 400-480 р., старшая учительница - 627 р. С 1899 г. попечительницей школы являлась жена действительного статского советника В. Константинова. Известно, что среди учителей были священники: в 1881-1886 гг.- М. И. Зайцев (1855-1912), в 1882 г.- А. М. Мещерский (1855 - ?), ок. 1887 г.- М. В. Мерцалов (1840 - ?), в 1888-1894 гг.- П. К. Крючков (1862 - ?), в 1908-1910 гг.- сын священника Ф. А. Благовещенский (1887 - ?), а также в 1897-1900 гг.- дочь дьячка Н. Н. Казанская (1876 - ?), в 1898 г.- дочь священника Л. А. Благовещенская (1874 - ?), Л. Козлова (1878 - ?), дочь надворного советника Н. Н. Воскобойникова (1886 - ?), П. А. Головина (1890 - ?), М. Г. Богданова (1896 - ?), в 1899-1900 гг.- В. М. Руднева, в 1906-1916 гг.- К. И. Руднева, в 1913-1916 гг.- Н. Н. Николаева (1893 - ?) и др. Ок. 1921 г. сестры Л. п. зарегистрировались как Владимирская монастырская сельскохозяйственная артель, в 1922 г.- как сельскохозяйственное кооперативное об-во, к-рое Комиссия ВЦИК признала образцовым. В 1929 г. Л. п. была окончательно закрыта, насельницы изгнаны. По нек-рым сведениям, последняя игум. Ольга проживала в г. Белёве; несколько сестер прислуживали в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского г. Тулы, 2 монахини и 5 послушниц - в Успенском храме г. Богородицка. В 1930 г. на территории обители был учрежден населенный пункт «Коммуна», в корпусах располагались молокозавод, клуб, школа для детей из ближайших деревень. В 40-60-х гг. XX в. большая часть монастырских построек была разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=10526

Так город лишился весьма оригинального сооружения, признававшегося специалистами как не имеющего аналога. Церковь во имя Рождества святого и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна (церковь Иоанна Предтечи). Первая деревянная церковь во имя рождества святого и славного пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна была построена в 1262 году, с нее начался монастырь. На месте старой церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Эта деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную церковь. Церковь двухэтажная, о трех главах. Большая глава золоченая, с железным золоченым крестом, устроена над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, две главы поменьше над приделами крашенные с золоченными крестами. Наружные стены выбелены, на квадрате под крышей в круглых нишах изображены: на южной стороне - Спаситель, на восточной крест, копье и трость, на северной - Божия Матерь, на западной Иоанн Предтеча. В церковном здании помещаются два храма: в верхнем этаже холодный во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя холодными приделами: во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского и Льва епископа Катанского, в нижнем этаже теплый - во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, с двумя приделами: во имя Вилепской иконы Божией Матери и святой великомученицы Варвары. В храме Рождества Иоанна Предтечи (верхний этаж): алтарь трехгранный, за престолом - в двух деревянных, точеных тумбах образа с рукоятями. За жертвенником на откосе окна образ Ахтырской Божией Матери, в простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери; иконы украшены серебряными венцами и жемчужными ризами, в другом простенке - Нерукотворный Образ Спасителя - с окладами, венцом и ризой. Иконостас столярный, большей частью гладкий, по местам убран резьбой. Из местных образов по правую сторону царских врат: - образ Спасителя в стоянии, на нем венец и риза серебряные с золочением, чеканные, с надписью Ис. Хс. Вседержитель; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащего в левой руке блюдо с главой (эмалевый храмовый образ), на нем венец с сиянием и стразами, риза серебряная с золочением, чеканная. На венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных (по преданию, в храме хранились частицы мощей Иоанна Предтечи) на ленте - в сердце из лилового стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей святой великомученицы Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. Вокруг образа изображено житие Иоанна Предтечи - образ Божией Матери Одигитрии, по письму и украшению принадлежит к XVII столетию.

http://sobory.ru/article/?object=12554

Шпилевку на третий день Пасхи.” А 9 октября 1859 года „Харьковские губернские ведомости” в разделе — Известия из уездов – уже писали: „В 12 верстах от уездного города Сум, в приходской церкви селения Шпилевки есть Чудотворная Икона Божий Матери Корсунской. Перенесение этой Иконы из Шпилевки в Сумы на зимнее время издавна было заветным желанием сумских жителей, которое в настоящее время осуществилось в следствие Высочайшего в нынешнем году соизволения на перенесение ежегодно 9 октября Чудотворной Иконы из Шпилевки в сумской городской Преображенский собор и обратно в Шпилевку на третий день Пасхи. Таким образом в нынешнем году в первый раз совершено перенесение Чудотворной Иконы 9 числа текущего месяца Преосвященным Макарием (Булгаковым), Харьковским и Ахтырским, с прочим духовенством, в присутствии Господина Начальника губернии и супруги Его Превосходительства, а также г. предводителя дворянства сумського узда, многих знатних особ обоего пола, городского и уездного начальства, при стечении многочисленного народа… В тот же день вечером Преосвященный в соборной церкви совершал всеношное бдение, а на другой день Божественную литургию, перед окончанием которой произнес приличное торжеству слово”. Покровская церковь села Шпилевки построена в 1849 году стараниями прихожан и помещицы Варвары Римской-Корсаковой. После революции Корсунская ( Шпилевская) икона Божией Матери была изъята из храма и помещена в  художественно-краеведческий музей. Во время пожара, случившегося в 30-х годах в музее, икона чудесным образом не пострадала. Этот случай произвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление. Охваченные душевным трепетом, они решили возвратить святой образ в Божий храм. Поскольку Покровская Шпилевская церковь была к тому времени уже разрушена, икону перенесли в Спасо-Преображенский собор г. Сумы, где она пребывает и поныне. Прерванная традиция крестных ходов с чудотворным образом была возобновлена в 1995 году.Часовой колокол колокольни Спасо-Преображенского собора принадлежал ранее Покровской церкви с.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В течение XVIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон. В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии, на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

http://sobory.ru/article/?object=09103

Весь район Арбата пострадал при нашествии Наполеона. От пожара пострадала и церковь Николы Явленного. Примечательно, что этот храм упоминается в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Сюда по воле писателя приходит с намерением убить Наполеона Пьер Безухов: «Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело». При настоятеле храма архимандрите Митрофане (Воронцове) в 1836–1841 гг. построили обширную трапезную с двумя приделами. Придел Ахтырской иконы Божией Матери освятили 9 октября 1839 г., а святителя Митрофана Воронежского – в ноябре 1841 г. Этот придел назвали во имя святого покровителя настоятеля храма. В 1842 г. решили разобрать древний храм. Было представлено несколько проектов, в частности архитекторов П.Т. Завьялова и Н.И. Козловского, который и выбрали для реализации. 18 августа 1846 г. заложили главную церковь, освященную 2 октября 1860 г. В ней устроили престолы святителя Николая, Покрова Пресвятой Богородицы и равноапостольных Кирилла и Мефодия. Построили церковь в новом для того времени стиле, подражающем древнерусской архитектуре. К сожалению, изучение древностей в середине XIX века только начиналось, и архитекторы недостаточно хорошо себе представляли древнерусскую архитектуру. Козловский, автор нескольких удачных построек в этом стиле, в данном случае не справился с поставленной задачей. Здание оказалось чересчур огромным, оно не гармонировало по своим формам с окружающей местностью, а именно гармоничностью поражают взгляд древние храмы. Мощный широкий крестообразный в плане низ венчал огромный купол. Возможно, архитектор хотел поставить нечто похожее на старый храм 1593 г. поверх нового, но получилась несуразная постройка. Круглый барабан, увенчанный полосками кокошников и маленькой главкой, напоминал пародию на древнюю архитектуру. Все здание было к тому же слишком большим по размерам и стояло в тесной городской застройке. Оно чужеродно смотрелось среди старинных зданий. Несколько спасало общее впечатление, что храм стоял в глубине двора, а на улицу выходила колокольня, сохранившаяся от древней постройки. Рядом с храмом построили несколько зданий – доходных домов и торговых помещений.

http://sobory.ru/article/?object=34518

«28 мая. Воскресенье. Три недели холодная погода. С утра почти весь день дождь. Литургия – о. Пантелеимон и о. Гурий... 29 мая. Понедельник. Литургия – о. Пантелеимон, о. Серафим. Проверка ризницы в Предтеченской церкви – о. Никон... Таубе при помощи Панаева оборудует у себя ложечную мастерскую. 30 мая. Вторник. Литургия – о. Тихон [Лебедев] 602 и о. Серафим. Вернувшиеся от о. Нектария рассказывают, что он живет у Вас. П. Осина 603 на хуторе и очень, чрезмерно скорбит. Скорбь старца ставится в связь с настойчивым уговариванием Н. А. Павлови ч переехать старцу в Москву. Проверка имущества Предтеченского храма. Таубе обмеряет здания внутри. Защук работает в канцелярии (4-й день) – верх рухольной с В. Никольским 604 и З. Тольцовым. Холодно, перепадают дожди. 31 мая. Среда. Литургия – о. Никон и о. Серафим... Уступлена музеем еще часть нижнего сада детскому дому под капусту. Приехавшие из Калуги говорят, что там “живая церковь ” вянет. Почти все подписавшие раскаялись, осталось 4–5 священников. 1 июня. Четверг. Литургия – о. Никон и о. Рафаил. 1-й более теплый день. 2 июня. Пятница. Литургия – о. Никон и о. Рафаил. 3 июня. Суббота. Литургия – о. Никон и о. Рафаил. 4 июня. Воскресенье. Литургия – отцы Пантелеимон, Варсис и Сергий (из Киева) и отцы Серафим и Рафаил. Старец Нектарий 1 июня переехал в Холмищи Брянской губ. Н. А. Павлови ч ранее уехала в Москву. Старец все безмерно скорбен. 5 июня. Понедельник. Литургия – о. Пантелеимон и о. Рафаил. 6 июня. Вторник. Литургия – о. Сергий (Киевский) и о. Серафим. В Козельске в Георгиевской церкви праздник иконы Ахтырской Божией Матери, соборная служба при участии отцов Пантелеимона, Бориса, Мелетия, Лаврентия; шамординские певчие. Очень много народа. В Козельске все священники, подписавшиеся под ВЦУ, покаялись. Просят епископского открытого об этом объявления. На собрании Исполкома постановлено музею допустить только 15 служащих из бывших монахов. Таубе разбирает Каликинские (?) книги и письма. Лето. Слух о выселении о. архимандрита 605 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священномученик Василий родился 24 февраля 1864 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Василия Архангельского. Окончив в 1884 году Московскую духовную семинарию, женился и был рукоположен во священника к Благовещенскому храму в селе Матвеевском Подольского уезда. В семье у них с супругой родилось четверо детей. В 1891 году отец Василий был переведен служить в храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка Хотьковской волости Дмитриевского уезда. В своем приходе он открыл церковноприходские школы в нескольких деревнях. В 1914 году отец Василий был награжден золотым наперсным крестом, в 1919 году — возведен в сан протоиерея. После прихода к власти большевиков в 1920 году протоиерей Василий был арестован и приговорен к трем месяцам заключения условно по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1925 году был награжден наперсным крестом с украшением, а в 1929 году — палицей. В 1929 году сотрудники ОГПУ через осведомителей стали активно собирать сведения об отце Василии. На основании полученных донесений священник был обвинен в том, что «использовал свой авторитет среди верующих для ведения злостной антисоветской агитации». В ночь со 2 на 3 сентября 1929 года отца Василия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 ноября 1929 года Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Василия к трем годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Барабинск в Западной Сибири, а через некоторое время переведен отбывать ссылку в Вологодскую область. После освобождения из ссылки ему было запрещено селиться к Москве ближе ста километров. Он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Тимашево Волоколамского района. В 1935 году был награжден митрой. С началом новых гонений на Церковь протоиерей Василий был арестован 22 сентября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. 11 ноября 1937 года его приговорили к расстрелу. Протоиерей Василий Архангельский был расстрелян 13 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

Книга о. Василия Ветухова о Свято-Пантелеимоновском храме на Песках. Харьков. 1895 г. Книгу об истории храма о. В. Ветухов завершал проникновенными словами: «Издавая описание прихода и церкви, приношу сей малый дар свой на память дорогим прихожанам. Отчисляя прибыль от сего издания в пользу открываемой в настоящем учебном году, по благому начинанию К. Н. Захарьева, церковно-приходской школы при храме Св. Пантелеимона, желаю возбудить сочувствие к новому благому делу, глубоко сознавая, что церковь и школа близко родственны между собою в деле воспитания и спасения души христианской». Как хорошо раньше умели выражать возвышенные чувства! «Желаю возбудить сочувствие к новому благому делу» Как хорошо раньше умели выражать возвышенные чувства! «Желаю возбудить сочувствие к новому благому делу». Нам бы так – мыслить, выражаться, действовать. Исследователи помнят, что Пантелеимоновский храм на Песках, отметивший в 2020-м г. 125-летие, изначально был построен по проекту харьковского епархиального архитектора Ф. И. Данилова, а в 1898-м г. реконструирован М. И. Ловцовым, немало потрудившимся на ниве Слобожанского храмостроительства. Настоятелем Василием Ветуховым в 1896-м г. было при храме основано уникальное училище для глухонемых. В Империи насчитывалось тогда около 40 000 глухонемых детей, однако обучалось всего 3 процента из них. В Харькове с глухонемыми занимались ученые Бахметьев и Прозоров, в 1884-м г. И. Бурбенский издал в Харькове учебник для глухонемых. В городе и сегодня имеется интернат для глухонемых детей, в текущем году отмечающий 115-летие. Храм Св. Великомученика Пантелеимона на Песках в Харькове – с разницей в 125 лет В 1898-м г. при храме была открыта также женская церковно-приходская школа, а затем и рукодельно-ремесленная школа-мастерская. В день св. Пантелеимона в храме на Песках В 1922-м г. Свято-Пантелеимоновский храм богоборческой властью был закрыт, впоследствии отдан под клуб глухонемых, школа-интернат которых находилась рядом, на Тургеневской улице. В процессе эксплуатации были демонтированы башня с куполом, декоративные башенки, шатровое завершение над главным входом, из купола колокольни был вырван крест. С 1944 г. до 1961 г. в южном приделе храма в честь явления Ахтырской иконы Божией Матери возобновились службы. Но в храме снова находилась школа, а позднее церковь использовалась как складское помещение. В 1960-е от храма остались лишь голые стены. В 1982-м г. помещение церкви было отдано спортивному обществу «Динамо» под музей.

http://pravoslavie.ru/141001.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010