После революции в усадьбе Усово был организован дом отдыха. Спасский храм закрыли в 1932 г., после смерти о. Константина Махаева. К 1940 г. сняли колокола, снесли верхний купол и колокольню, а когда началось массовое строительство государственных дач, здание церкви было перестроено под жилое помещение. В 2004 г. храм был отреставрирован с элементами реконструкции. Ныне он является домовой церковью резиденции Ново-Огарёво. В 1995 г. среди жителей с. Усово образовалась инициативная группа, начавших заботиться о возвращении храма. В 1996 г. зарегистрирован Усовский приход. По молитвам прихожан в 2004 г. историческую церковь Спаса Нерукотворного Образа в с. Усово восстановили в прежних архитектурных формах и в ней возобновились службы. Из-за месторасположения в границах резиденции Ново-Огарево полноценная жизнь прихода не представлялась возможной. После усердных обращений церковной общины было принято решение о строительстве нового храма. В 2009–2010 гг. при попечении Председателя Правительства РФ В. В. Путина в селе Усово был построен новый Спасский храм. 30 мая 2009 г. состоялась закладка нового церковного здания, а 5 июля 2010 года — первая Божественная литургия. Церемонии закладки и освящения нового храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Современное состояние [ править править код ] Современный храмовый комплекс построен по проекту архитектора В. Н. Ижикова и состоит из церкви, Водосвятной часовни, Дома причта и Православного просветительского центра «Усово-Спасское». Центром комплекса является четырехпрестольный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, высота его — более сорока метров. Храм может вместить более 250 человек. В его внешнем облике — гармоничных пропорциях, стати и мощи белокаменного силуэта — воплощены традиции древнерусского храмового зодчества. Престол верхнего храма освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа, престолы нижнего: центральный — в честь Державной иконы Божией Матери, боковые: южный — в честь священномученика Сергия Махаева, сына последнего настоятеля и сподвижника Великой княгини Елисаветы Феодоровны; северный — в честь Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, хозяйки исторического имения «Ильинское-Усово». Автор концепции внутреннего убранства храма и алтарных икон — выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Переосмыслив наследие ранневизантийского церковного искусства VI—IX веков, он создал уникальный интерьер храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_храм_...

Архитектуру Воскресенской церкви относят к зарождавшемуся тогда стилю московского барокко, с петушиными гребешками, раковинами и «белопенным» декором. Храм был о двух ярусах-этажах. Верхний престол был освящен в честь Воскресения Христова (есть сведения, что в середине XIX века он был временно переосвящен в честь Воскресения словущего), а в нижнем этаже было три престола: центральный в честь Успения Богоматери и придельные – Тихвинский и Никольский. Строил храм С. Турчанинов, уроженец Кадашей, зодчий и «колокольных дел мастер», близкий к патриарху Никону, который возводил и Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. А расписывали замоскворецкую церковь лучшие царские мастера Оружейной палаты, они же делали великолепный резной иконостас о шести ярусах с позолотой. Были здесь и хорошо подобранные колокола. Освящал храм в январе 1695 года лично патриарх Адриан. Этим подчеркивался особый статус жителей дворцовой Кадашевской слободы. В XVIII веке царский двор переехал в Петербург, дворцовые слободы Москвы угасли, и на их местах в Замоскворечье прочно обосновалось купечество. Воскресенская церковь стала обыкновенным приходским храмом. В 1812 году Наполеон распорядился храм поджечь, но огонь утих и чудо-иконостас с образами уцелел. Только старинная роспись погибла и была заменена новой в середине XIX века. После окончания Отечественной войны заботу о восстановлении храма принял на себя святитель Филарет, митрополит Московский, – теперь он особо почитаем в этом храме, который он и освящал заново, и служил в нем. К этому храму оказались причастны многие великие русские люди, прославленные святые, которые побывали под его сводами или служили в его стенах: и преподобномученица Елисавета Феодоровна, и настоятель московской Пантелеимоновской часовни старец Аристоклий, а после революции здесь совершали Божественную литургию святители патриарх Тихон и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и священномученик Владимир, митрополит Киевский. Последним настоятелем Воскресенского храма до революции был отец Николай Смирнов, прозванный в народе «Кадашевским», – один из самых любимых священников в старой Москве. Помимо устроения при храме сестричества и благотворительных заведений отец Николай организовывал паломничества к российским святыням. При нем же появилась приписанная к Воскресенскому храму поминальная замоскворецкая часовенка, где отпевали и поминали умерших от ран воинов, павших в сражениях Первой мировой войны. А после революции отец Николай защищал церковь от грабежа и закрытия до самой смерти, последовавшей в невероятно тяжелый для православия 1922 год. Проститься с настоятелем сюда приехал Святейший патриарх Тихон.

http://pravoslavie.ru/491.html

Через столетие деревянная церковь вновь обветшала и 12 сентября 1858 г. священник Василий Архангельский обратился к Святителю Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому за благословением, вместо предполагаемого исправления ветхой деревянной церкви, построить каменную двухпрестольную церковь, холодную во имя Святителя и Чудотворца Николая и придельную (отапливаемую) во имя Донской иконы Божией Матери. Святитель Филарет накануне праздника Донской иконе Богоматери 18 августа (ст. ст.) 1859 г. подписал грамоту за 65 на построение новой каменной церкви в селе Ромашково с приделом во имя Донской иконы Богородицы по разработанному архитектором Петром Тимофеевичем Завьяловым в 1858 г. проекту и представленной им смете расходов. 20 августа 1888 г. Никольскую церковь села Ромашково посетили два родных брата царя Александра III великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович Романовы. Великого Князя Сергея Александровича сопровождала его супруга – великая княгиня Елизавета Феодоровна, в последствии настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия, а ныне преподобномученица Елисавета, частица святых мощей которой является одной их святынь Никольского храма. Его Высокопреосвященство, Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ дважды посещал Никольский храм в Ромашково – в 1998 году 19 декабря в праздник святителя Николая Владыка совершил Божественную Литургию; в другой раз – в 2010 году 24 июля при архиерейском обозрении храмов Одинцовского благочиния. Современное состояние [ править править код ] Никольский храм села Ромашково, его причт и прихожане активно участвуют в социальном служении и благотворительной деятельности, которые осуществляются в соответствии с Уставом православного прихода Русской Православной Церкви. Организатором и инициатором социального служения прихода был исполнявший с февраля 1989 до августа 2010 года обязанности настоятеля протоиерей Алексий Бабурин. Врачебное образование отца Алексия и его профессиональные связи до священства привели к тому, что на приходе образовалась группа верующих врачей, многие из которых были психиатрами, наркологами, психотерапевтами. С благословения настоятеля и при его активном участии группа избрала для приложения своих сил тот социум, в проблемах которого разбиралась лучше всего – в 1992 году был создан наркологический центр для алкоголиков и наркоманов.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Между тем, дало о себе знать удобное транспортное расположение селения - недалеко от тракта, который шёл из Москвы в Ново-Иерусалимский монастырь и далее на Волоколамск. Есть версия, что оно понравилось князю Николаю Борисовичу Юсупову - владельцу усадьбы Архангельское. В 1825 г. князю пеходит имение вместе с 33 душами мужского и 25 женского пола, " господским и крестянским всяким строением, прудами, со скотом и птицами " . Тут же начинается строительство: строится конюшня о 26 стоилах и 4 дойника, дом красится в жёлтый цвет, возводится башня, устраиваются оранжереи. Довершить строительство большого дорожного подворья не получилось - на этапе постройки трактира князь скончался. Его сын продаёт сельцо Алексеевское, Опалиха тож, с 32 душами мужского пола надворному советнику, лейб-медику Фёдору Христиановичу Рамиху. Начало ХХ века - новый взлёт усадьбы. Она перешла к врачу фон Штейну. Начался новый этап - дачный. Усадебные постройки стали сдаваться дачникам. Был возведён (по другой версии, заново построен на старом месте) флигель, где ранее была домовая церковь, и там была поставлена часовня (по другой версии - новый домовой храм). Но взлёт быстро закончился. После революции земля разошлась на наделы крестьянам, скот по дворам бедных людей. Постройки, оставшиеся без присмотра, быстро ветшали. Сохранялся только флигель, который изумлял своей формой: мезонином, балконом, бельведером и деревянной башней над ним. Что в нём только не побывало: и клуб и детская колония " Васильки " . Впрочем, в 1930-х гг. под снос пошли старые строения, которые заменили на здание пансионата, с января 1942 г. там размещался эвакогоспиталь, а с 1945 г. - дом отдыха " Опалиха " . В 1952 г. Опалиха окончательно превратилась в дачи. Официальный статус дачного посёлка сельской местности Опалиха носила до 28 октября 2004 г., когда посёлок был присоединён в качестве микрорайона к городу Красногорску. Новый подъём совпал как раз с основанием нового прихода. Несмотря на версию о том, что некогда в Опалихе был домовый храм, собственно прихода как такового не было, в 1995 г. открывается новая глава для посёлка - организация местной православной общины. Через год была официально зарегистрирована приходская община Елисаветинской церкви, и уже 17 июня 1996 г. настоятелем прихода был назначен священник Василий Пичушкин. Конечно, самое главное, что было вначале - молитва. Молебны с акафистом святой преподобномученицы великой княгине Елисавете служились в доме прихожанки Марии Преферанцевой, ставшей монахиней на Святой земле и на месте предполагаемого строительства храма.

http://sobory.ru/article/?object=01060

Первое упоминание о Спасском храме в селе Усово датировано 1627 годом. В 1705 году была освящена новая деревянная церковь, на месте которой спустя 60 лет выстроили каменный храм. С 1867 года, когда последний частный владелец села Усово генерал-майор Казаков продал его Департаменту уделов, Усово стало государевой дачей. Главный дом был построен по заказу ее хозяина, великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора и дяди последнего российского императора, в стиле английской готики и походил на шотландский замок, а вокруг был разбит традиционный английский парк. Во владении царской семьи село оставалось до 1917 года, это был единый хозяйственный комплекс с расположенным рядом Ильинским. Свои «императорские подмосковные», как обычно называли государевы дачи, особенно любили последние представители рода Романовых. Частым гостем здесь был и последний император с семьей. На территории храмового комплекса находится памятник святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. В помещениях Дома причта и центра расположены многофункциональные учебные аудитории с современным оборудованием, два спортзала, театр на 120 мест, оборудованный по последним техническим требованиям. Здесь расположились библиотека с читальным залом, совмещенная с интернет-кафе, музей, в котором планируется размещение экспозиции, посвященной преподобной мученице великой княгине Елизавете (Романовой), а также трапезная и комнаты для проживания паломников. В культурно-просветительском центре планируется разместить многофункциональные залы, молодежные клубы, учебные классы, творческие мастерские, торговые помещения. Особое внимание планируется уделять православному воспитанию местной молодежи. Помимо аудиторий для научно-просветительских семинаров и встреч в центре появится зал для концертных и театрализованных представлений, где будут проходить литературно-публицистические и музыкальные вечера, концерты, ставиться спектакли, ориентированные на становление духовно-нравственных ценностей личности.

http://sobory.ru/article/?object=19316

– Боюсь даже подумать, что должно было произойти, чтобы вы стали тем, кем стали… – С третьего по шестой класс меня отдали в интернат, а когда забрали домой, после восьмого класса из школы меня «попросили». В советское время строго следили за успеваемостью, и от плохих учеников, которые портили статистику, старались поскорее избавиться. В нашей компании ребята вовсю курили и пили, и дорога была одна – в тюрьму или на кладбище. Но со мной произошло самое главное, что рождает человека для вечной жизни и открывает для него Царство Небесное, – я покрестился. Когда был в седьмом класса, мама собрала всех своих детей и отвезла в Алапаевск в один из немногих тогда действующих на Урале храмов – церковь великомученицы Екатерины, где перед своей мученической кончиной молились преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара, и там нас всех покрестили. С того времени моя жизнь начала меняться. Я стал задумываться о Боге, о том, что Он для меня значит. Бога я буквально искушал. Сижу, о чем-то мечтаю, а про себя молюсь: «Господи, если Ты есть – помоги! Если поможешь, поверю, что Ты есть!» Самое удивительное, что когда просимое неведомо как исполнилось – меня это не обрадовало, а, наоборот, испугало. Думаю: не буду больше просить, чтобы Богу должным не быть! Спросит Он с меня, а я что отвечу? И перестал просить. Но то, что Бог рядом и всё слышит, тогда сильно запало мне в душу. Через какое-то время я перестал появляться в компании, устроился в школу рабочей молодежи, исправил успеваемость, стал заниматься в секции бокса, выступать и побеждать на соревнованиях самого разного уровня, стал готовиться к службе в армии. – В армии вера помогла? – В армии мне помогла молитва мамы. В 1982 году я попал в пограничные войска в Хабаровском крае. К тому времени мама стала много ездить по монастырям и храмам и во всех письмах писала мне о Боге и вере. А в части я вступил в комсомол – тогда нас, новобранцев, скопом всех принимали. Старший прапорщик у нас был Пахомов, беспартийный, смеялся над нами. «Раз, – говорит, – вы теперь в Коммунистической партии, можете спокойно безобразничать, воровать – что угодно творить, ничего вам не будет, дедушка Ленин всё спишет!»

http://ruskline.ru/opp/2020/11/16/my__ra...

- Вы стали петь в церковном хоре в непростое время, когда Православная Церковь подвергалась административным гонениям. - Да, действительно, времена были тяжелые. Если пожилые люди могли относительно свободно посещать храм, то религиозность молодых людей всегда вызывала особое раздражение у властей. В школе были попытки применить всевозможные «воспитательные меры», угрожали лишить мою маму родительских прав, оказывали психологическое давление. Но по милости Божией все эти препятствия удалось преодолеть. Хотел бы отметить, что и в школе не все педагоги были категоричны в вопросах запрета веры, а некоторые учителя тайно исповедовали христианство. - Олег Николаевич, более двадцати лет Вы трудились на Костромской земле. Расскажите, пожалуйста, об этом времени. - В 1989 году секретарь Кировской епархии протоиерей Александр Могилев волей священноначалия был избран на Костромскую кафедру и рукоположен во епископа Костромского и Галичского. После его епископской хиротонии мне было предложено нести церковные послушания в Костромской епархии, и я переехал из Кирова в Кострому. В конце 1989 года по благословению епископа Костромского и Галичского Александра в Костроме начинает создаваться архиерейский хор. Управлять новым коллективом поручили мне. 21 ноября 1993 года владыка Александр благословил мне еще одно послушание - я стал секретарем Костромской епархии. Архиерейский хор Костромской епархии стал заметным явлением в культурной и духовной жизни Костромского края и получил всероссийскую известность. Наш коллектив неоднократно принимал участие в Патриарших богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля и Храме Христа Спасителя, участвовал в международных конкурсах, выступал с гастролями и благотворительными концертами в США, Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции, Польше, Сербии, Израиле, Украине , Молдавии и других странах мира. С хором сотрудничали такие известные российские исполнители, как солист Большого академического театра России, народный артист СССР , лауреат Государственной премии А.Ф. Ведерников, народная артистка России Т.С. Воробьева, другие известные исполнители и музыкальные коллективы.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/03/...

«Если мы будем сопрягать небесное и земное, человеческое и Божественное, временное и вечное, если научимся наше временное подчинять вечному, если научимся с высоты Божественной перспективы взирать на скоротечные события нашей жизни, то никогда и никому не позволим обмануть себя и останемся на том историческом пути, который только и приведет страну нашу к подлинному процветанию, а народ наш — к мирной, счастливой и благочестивой жизни», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. В дар храму Святейший Владыка передал набор евхаристических сосудов и Казанскую икону Божией Матери. Затем присутствующих с освящением храма поздравил премьер-министр России В.В. Путин. Он также поблагодарил Его Святейшество за поддержку строительства нового храма, особо подчеркнув, что «сейчас отношения между Русской Православной Церковью и государством переживают особый период и отличаются особой сердечностью». «Мы не только возвращаем Церкви то, что было незаконно отторгнуто после 1917 года, но и строим новые храмы, — продолжил Владимир Путин. — Это наши отношения в материальной сфере, но гораздо более важны отношения между Церковью и государством в сфере духовной». По словам главы правительства, «и Русская Православная Церковь, и все традиционные конфессии России вместе с государством строят новые и восстанавливают ранее утраченные святыни так же, как восстанавливаем мы совместно наш общий дом, наше общее Отечество — Россию». «Только год назад мы заложили этот храм. И это не просто храм — это целый комплекс, где люди смогут преклонить колена, попросить Господа о помощи и прощении. Это место, куда люди будут приходить для того, чтобы порадоваться и воздать должное Господу за благоприятно сложившиеся обстоятельства, радости, новые свершения и новые победы», — заключил В.В. Путин. В дар храму председатель Правительства России передал икону Спаса Нерукотворного. Святейший Патриарх Кирилл, В.В. Путин, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сопровождении настоятеля храма протоиерея Алексия Бабурина осмотрели храмовый комплекс: дом причта, культурно-просветительский центр, осуществляющий социальную и миссионерскую работу, учебные аудитории центра, приходской театр и выставку «Святая земля», посвященную святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне.

http://patriarchia.ru/db/text/1211484.ht...

Мою маму звали Елизаветой. Когда папа заболел, она отказалась брать сиделку — решила ухаживать за ним сама. Но в результате неумелого ухода только подорвала здоровье и оказалась в реанимации. Я тогда сразу пошла в храм, купила в церковной лавке акафист святой Елизавете и стала читать его вместе с другими молитвами. Духовника у меня не было: Господь всегда был в моем сердце, общалась с Ним и просила Его помощи в сложные моменты, но в церковь часто не ходила, не участвовала в таинствах. И вообще думала, что «никакие посредники в отношениях с Богом мне не нужны». Поэтому молилась как умела. И вот мама при смерти в больнице, я дома, сижу перед зажженной свечой, читаю акафист святой Елизавете и вдруг слышу мамин голос: «Да отпустите вы меня». Я как это услышала, так, не дочитав, закрыла акафист и легла спать. А в шесть утра мне позвонили из больницы: мамы не стало. И всё. Акафист лёг в коробку с другими мамиными вещами. Папы не стало через два с половиной года. И вот спустя пять лет, стоя в Доме-музее великой княгини Елизаветы Феодоровны, я почему-то вспомнила об этом. Из слов Натальи Николаевны я поняла, что есть две святые Елизаветы, и кому конкретно я читала акафист — неясно. Только придя домой и открыв заветную коробку, увидела, что молилась именно святой преподобномученице Елисавете Феодоровне. Для меня это был ясный и очевидный знак. Придя на собрание добровольцев, рассказала, чем занимаюсь и что умею. Первое мое послушание было на кухне: чистила морковку, много. Уходила домой после этой простой работы с чувством такой наполненности и благодарности за тепло и внимание, подаренное работниками кухни! Но я все-таки хотела пойти добровольцем в Патронажную службу , чтобы дарить бабушкам и дедушкам свою нерастраченную дочернюю любовь. Там я познакомилась с Любовью Геннадьевной, старшей сестрой Патронажа, она меня направила на курсы младших медицинских сестер по уходу. Как же я была поражена тем, что уход за пожилыми людьми — не простое дело, а технологии и методы, выработанные поколениями сестер, целая наука!

http://foma.ru/v-pervyj-den-mne-poruchil...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву преподобномученицам Елисавете и Варваре. Затем Святейший Владыка возложил букет белых роз к кресту, установленному у места казни. Цветы также возложили постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церви, архиереи и почетные гости. Епископ Каменский Мефодий приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству список Феодоровской иконы Божией Матери, икону преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и картину художника А.В. Ефремова «В Свято-Елисаветинском монастыре. Алапаевск». Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал образа Христа Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Екатеринбургскому Кириллу и епископу Каменскому Мефодию наперсные кресты, изготовленные в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар Каменской епархии Предстоятель передал 15 напрестольных Евангелий. Затем Святейший Патриарх Московский Кирилл приветствовал митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия: «Хотел бы сердечно приветствовать Блаженнейшего владыку Онуфрия, Предстоятеля Украинской Православной Церкви . Вы знаете о тех скорбях, которые сегодня имеют место для православных людей на Украине. Через тяжелое время проходит Церковь святого града Киева. Но мы верим, что Господь не оставит народ Свой, который с такой горячей верой призывает Его имя, и сохранится непоколебимым единство нашей Церкви, истоком имеющей Киевскую купель Крещения. Вам, Блаженнейший владыка, всему епископату, верующему народу передаю свои самые сердечные приветствия в связи с этим днем и предстоящим 1030-летием крещения киевлян с пожеланием хранить веру православную и оставаться верными каноническому преданию Святой Православной Церкви. Сердечно поздравляю вас!» Святейший Владыка также приветствовал архипастырей, наместника монастыря игумена Моисея с братией, духовенство Екатеринбургской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5238482.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010