24 апреля 2017 г. 12:00 Алексей Реутский О проблематике составления Церковного календаря Издательство Московской Пат­риархии выпускает в год около 150 новых книг. Более десяти из них — это календари , главный из которых — Пат­риарший. Календарь — это своеобразный компас, богослужебная карта для каждого пастыря. О его истории и сегодняшнем дне, мнимых ошибках и сложностях в составле­нии рассказал заведующий кален­дарным отделом издательства священник Александр Шишкин. Версия PDF. Новые издания — Отец Александр, сколько и какие календари выходят ежегодно в Издательстве Московской Патриархии? — Ежегодно мы выпускаем Богослужебные указания и более десяти видов календарных изданий. Вместе с Патриаршим календарем, это календари с чтениями из Священного Писания, с душеполезными чтениями «День смыслом наполняя», настенный листовой, численники (отрывные), а также ежедневники нескольких форматов и карманный календарь. Кроме того, издаем календарь с тропарями и кондаками, где есть полный месяцеслов, тропари и кондаки святым, служба которым расписана в Богослужебных указаниях. Но основное — это Патриарший календарь. Его особенность — фрагменты проповедей Святейшего Патриарха Кирилла на каждый день. Многие священнослужители признавались, что когда у них возникали затруднения, о чем сказать в проповеди, то выручал фрагмент из слов Святейшего Патриарха, задающий тему и направление мысли. А так как Патриарший календарь содержит справочную информацию о синодальных и общецерковных учреждениях, адресах епархий и епископате Русской Православной Церкви, Поместных Православных Церквах, зарубежных приходах, духовных учебных заведениях и православных гимназиях, то он может стать и подарком для тех, кто хочет больше узнать не только обо всей Русской Церкви и ее структурах, но и о вселенском Православии. — Известно, что издательство работает над новым типом издания на 2018 год. В чем его отличия? — Новое издание — это производная от Богослужебных указаний. Оно названо «Богослужебный месяцеслов» и может рассматриваться как своего рода приложение к Богослужебным указаниям. Необходимость в нем ­обусловлена тем, что перечень святых и праздников в Богослужебных указаниях выполняет совершенно определенную функцию — указать, каким святым и праздникам есть службы или отдельные гимнографические тексты в богослужебных книгах. Уже в силу этого месяцеслов Богослужебных указаний не может быть полон, так как не всем святым составлены службы. Кроме того, прославляются новые святые, которым также пока нет служб. Но существует традиция поминать на богослужениях (на проскомидии, на отпустах) всех святых конкретного дня, даже тех, кому мы сегодня не служили. И Богослужебный месяцеслов будет содержать все эти имена.

http://e-vestnik.ru/church/zerkovniy_kal...

ЖМП 3 март 2014 / 4 марта 2014 г. Алексей Реутский Многим из нас понятен смысл слов, которые мы слышим при крещении: Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Но почему мы так небрежно относимся к ним, забывая о той радости, которую они несут в себе и которую ничем не заменить? Почему после причастия нас, как лодку без весел, снова сносит течением в суету обыденной жизни и мы забываем о ее главном для христианина смысле — быть рядом со Христом? Что является ключом к Царству Небесному? Как научиться сострадать другому человеку? Об этом размышляет архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий. Заповеди Христовы — основа богопознания — Ваше Высокопреосвященство, человек может встретить Бога в разных обстоятельствах — в радости и печали, в дни испытаний. Каким для вас было начало этого пути? — Непростой вопрос о том, что мы подразумеваем под встречей человека с Богом и о его пути к Богу. Скорее всего, этот путь у каждого из нас свой. Для меня этот путь начался с мысли: «Вера без дел мертва». Конечно, вера в сердце у меня была всегда, и какая-то молитва была. Но вот процесс осознания того, что есть жизнь по вере, что есть путь, ведущий к Богу, признание необходимости следования этим путем пришло где-то в 18 лет. Позже мне стало понятным, что человеку нужна помощь в этом пути от Самого Бога и он должен научиться воспринимать эту помощь. Но более осмысленное отношение пришло после того, когда услышал евангельские слова: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). В этих словах открывается основное содержание жизни для всех людей. Они изменили логику и характер и моей религиозной мысли. Размышляя о пути человека к Богу, я понял, что обретение Христа — это главнейшая задача для человека, без которой он не войдет в жизнь вечную. В храм на богослужения я начал ходить в 18–20 лет. Мне хотелось научиться молитве, узнать о духовном опыте святых отцов. В те далекие 1960–1970-е атеистические годы мы искали духовную литературу. Многие книги религиозного содержания были под запретом, и мы пользовались самиздатовскими источниками, перепечатанными под копирку на печатной машинке. У меня по сей день хранится библиотечка тех лет. И это тоже начало пути. Но реальный шаг в движении к духовной жизни произошел в моем первом причастии святых Христовых таин. Оно для меня было не спонтанным, а осмысленным и осознанным. Мой духовник осторожно подвел меня к нему. Для меня это стало событием, которое явилось поворотным моментом жизни.

http://e-vestnik.ru/church/ispolnenie_hr...

ЖМП 2 февраль 2023 /  3 февраля 2023 г. 13:00 Алтарное послушание – по силам ли детям? КАК СДЕЛАТЬ ПРЕБЫВАНИЕ БЛИЗ ПРЕСТОЛА ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ АЛТАРНИКА, ЧТОБЫ ОНО НЕ ОТВЛЕКАЛО СВЯЩЕННИКА ОТ МОЛИТВЫ И СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ Во многих храмах к алтарному служению привлекают мальчиков. Кого из подростков стоит звать в Святая святых? Как воспитать благоговение и любовь к храму? Что делать, если юные пономари ведут себя неподобающим образом?  PDF-bepcuя . Благословить мальчика на алтарное послушание — значит помочь ему войти в практику церковной жизни, сформировать в нем навыки служения Богу и людям. Такая точка зрения распространена в церковной среде, в том числе и среди духовенства. «Нам, священникам, проще: то возглас даешь, то каждение совершаешь, то молитву читаешь, то на исповедь идешь — все время занят. Вот и ребятам надо дать возможность активно участвовать в богослужении», — рассуждает один из читателей портала «Пастырь». Но священники с большим опытом служения более осторожны на этот счет. По их мнению, звать в алтарь следует не всех и ни в коем случае не для того, чтобы «занять» ребят. Задача священника — воспитать из тех, кого он благословил помогать во время службы, ответственных и искренних христиан. Поэтому так важно внимательно приглядеться к кандидатам еще до того, как они перешагнут порог алтаря. Место для тех, кто любит молитву Приглашать в алтарь стоит только тех, кто сам желает послужить Богу, говорят опытные пастыри. Если подросток, регулярно посещающий храм, старается помогать — например, держит плат во время причащения, раздает людям стаканчики с запивкой, следит за чистотой подсвечников, — тогда священнику уместно поинтересоваться у него при случае, не желает ли он помогать в алтаре (если сам мальчик стесняется обратиться к нему с таким вопросом). А если видимого интереса подросток не проявляет, не стоит пытаться вызывать его искусственно. Там, где речь идет о том, чтобы послужить Богу, все очень индивидуально, на первый план выходит личное расположение человека, говорит настоятель Покровского храма в подмосковном Акулове протоиерей Валериан Кречетов: «Если у ребенка есть желание, надо стараться его поддержать».

http://e-vestnik.ru/church/pastyr_altarn...

Сан-Стефано - это пригород Константинополя, от него до центра города всего несколько километров. 19 января 1878 г. в Адрианополе стороны подписали перемирие, а ровно через месяц, 19 февраля, в Сан-Стефано, был подписан прелиминарный мирный договор. Мирный договор турецким меджлисом был одобрен и подписан двумя сторонами 3 марта 1878 г. в Сан-Стефано. С русской стороны договор подписали Н.П. Игнатьев и А.И. Нелидов. Со стороны Османской империи договор был подписан Савфет-паша и Саадуллах-бей. Россия, решив увековечить подвиг славного русского воинства, намеревались соорудить в Стамбуле на месте подписания Сан-Стефанского договора «Памятник Славы». Но, после того как султан согласился с сооружением этого памятника, по вопросу места его размещения, и занимаемой площади возникли существенные разногласия. Русская сторона старалась в своих проектах придать этому сооружению, наибольший размах как по форме, так и по содержанию. По решению кабинета министров из Петербурга в русскую Константинопольскую миссию поступило распоряжение приступить к решению всех вопросов, связанных с возведением памятника. Этим вопросом лично занялся военный атташе в Стамбуле полковник Пешков. В этом же решении было указано, что памятник необходимо установить на том месте, где был подписан Сан-Стефанский мирный договор. Были выделены деньги необходимые для покупки земли в Сан-Стефано и возведения мемориального комплекса. Комплекс Мемориал-усыпальница «Сан-Стефано» по внешнему виду имел схему пирамидальной башни в виде симметричного квадрата из трех оснований. На первом уровне находилась массивная дверь, к которой вела широкая лестница. Вход был украшен двумя полукруглыми арками. Над входом и по обе стороны двери находилось изображение святых. Рядом с входом возвышались две лестницы, ведущие ко второму основанию, которое также было украшено полукруглыми арками и резной металлической дверью. Первый уровень этих оснований был выполнен в романско-византийском стиле и походил на крепостное военное сооружение. Поддерживаемая колоннами верхняя часть здания имело ярко выраженный стиль неославянизма Эта часть памятника, выполнявшая функцию колокольни, была выполнена из переливающегося на солнце зеленого камня.

http://sobory.ru/article/?object=35188

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.). Монашество АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

Симферополь. Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь на Старом кладбище Церковь. Действует.   Престолы: Всех Святых Год постройки:не позже 1864. Адрес: Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, 5, первое гражданское кладбище Координаты: 44.941304, 34.089499 Проезд:Старое кладбище Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Симферопольская церковь во имя Всех Святых стоит на возвышенности за Центральным рынком рядом с Первым городским гражданским кладбищем, называемом в народе Старым. Церковь построена в классическом стиле. Это прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание с полукруглой апсидой и возвышающимся в центре куполом. Западную часть здания украшает колокольня, проемы которой оформлены арками, а углы капителями. Над входом в церковь — треугольный фронтон. В храме два придела: центральный во имя Всех Святых и малый боковой, освященный в память великомученика Георгия Победоносца. В 2009 году Симферопольской церкви Всех Святых исполняется 145 лет. Возведенная на средства местного купца В. Б. Масленникова, он был освящен 14 июня 1864 года, первоначально в честь Успения святой праведной Анны. По прошествии некоторого времени церковь была переосвящена во имя Всех Святых. Кладбищенский храм приписали к кафедральному Свято-Александро-Невскому собору, откуда в него был перенесен деревянный резной искусно выполненный иконостас. Этот старинный иконостас сохранился здесь до сегодняшнего дня. По-прежнему радуют глаз и душу и многие святые образа, некогда принадлежавшие кафедральному собору. Часть из них была передана церкви с самого начала ее существования, часть появилась позднее, когда главный храм православной Тавриды был варварски уничтожен. Это прекрасные образцы отечественной иконописи, по большей части XIX века, исполненные с высоким мастерством и в проникновенно православном духе живописцами академической школы. Многие из них помещены в большие деревянные резные киоты, выполненные в том же стиле, что и иконостас. В среде православных верующих, причем не только в Крыму, но и за его пределами Симферопольский храм Всех Святых, единственный на полуострове, который никогда не закрывался, именуют благодатной церковью. В разные годы здесь служили выдающиеся архипастыри и многие пастыри добрые, питавшие православный люд словом Божиим, утверждавшие надежду на спасение, утиравшие слезы на исстрадавшихся лицах. Некоторых из них, двое из которых нашли свое временное упокоение в ограде Всехсвятского храма, Православная Церковь уже причислила к лику святых. Это святитель и исповедник Крымский Лука и архиепископ Таврический Гурий (Карпов).

http://sobory.ru/article/?object=20425

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Первый образ в иконографии русских святых Доклад на Пленарном заседании VII Пименовских Чтений Саратов. 11 декабря 2009 г. 20.01.2010 695 Время на чтение 25 минут Написание икон святых является древней традицией Православной Церкви. Взирая на святые образы, верующий человек, согласно постановлению VII Вселенского Собора, возводит свои мысленные очи к Подвижнику, пребывающему в небесных обителях, воздавая при этом благоговейное почитание написанному его изображению. Это особенно ярко показывает единство Первообраза и иконного образа. Как пишет известный богослов-агиограф архиепископ Сергий (Спасский), мы «чрез почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих»1. Ниже он продолжает: «Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней»2. В каждом православном храме имеется множество различных икон, на которых изображены святые подвижники. Они стали привычны и близки сердцу православного верующего человека. Но в почитании каждого Святого всегда имел место такой трогательный момент, как написание его первого образа. Впервые данный вопрос о написании образа новопрославленных святых встал на Руси после принятия Крещения в связи с канонизацией святых страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015; пам. 2 мая). Причисление церковным Собором к лику святых угодника Божия благочестия влечет за собой написание ему Службы, Жития, а также указания - как писать его образ. Иконографические данные о святых суммированы в Иконописном Подлиннике. «Плод просвещения Древней Руси... Подлинник возник и развивался на основе Прологов, Миней, Житий святых и Святцев, будучи таким образом полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных... Наши древние иконописцы стояли во главе просвещенных людей Древней Руси, что они засвидетельствовали созданною ими художественно-литературною системою Иконописного Подлинника»3. Эпоха Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), благодаря усилиям которого на Московских Соборах 1547, 1549 годов было канонизировано множество русских святых, в ряду других обобщающих церковно-культурных, исторических начинаний дала и Иконописный Подлинник. Можно сказать, что расцвет иконописания на Руси одновременен с расцветом почитания русских святых. Исторически первый образ Святого нередко предшествовал указаниям Иконописного Подлинника. История появления первых образов святых различна4.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Жития святых, со сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Январь Источник Архиепископ Филарет Предисловия Преосвященного Филарета Черниговского к «Русским Святым» Нет надобности много говорить о нужде приводить известность жизнь мужей и жён Русской Церкви, живших до гроба для славы имени Божия. Одно уважение к великому уже обязывает знакомиться и знакомить с великим. Так прославлять святых – дело святое. Но надобно уменье совершать дело святое. «Да не будет ми лгати на святаго», повторял св. Димитрий, когда писал жития святых. Правило святое для каждого, кто касается пером или кистью до святых. Ложь в деле святом сама по себе неприлична, не у места. Она же может вредить сердцам людей. Западные легенды много повредили Церкви Западной в борьбе её с реформацией: думали возвысить святых тем, что вносили в жизнь их небывалые чудеса и деяния, а этим только оскорбляли святых и дали повод не верить в легендах и действительному. Осуждение, произнесённое св. Церковью над повестью клирика Василия о преп. Евфросине, показывает, что Православная Церковь не терпит лжи и вымыслов в повестях о святых, как скоро открывает их. Потому разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских. Прежние повествования о святых Русской Церкви писаны – немногими современниками, очень многие – людьми поздними, при том писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, – грешно пред чистой совестью и стыдно перед просвещённым умом. Не оскорбим мы старых повествователей, если на место позднего, не оправдываемого ничем, известия поставим известия других, более древних памятников. Это будет службой правде, которую все должны уважать. Святые признаются святыми не по произволу людей, а волей неба. Потому надобно соблюдать осторожность и в том, чтобы не ставить в число святых лица, не признанного святым со стороны Церкви. В этом отношении служило для нас руководством «Описание о Российских святых, где и в котором граде – поживе и чудеса сотвори», по трём спискам его: по списку Московской духовной академии и по двум спискам Московского общества истории 212 и 231. Полнее из них по числу лиц второй список общества, но старше и вернее по известиям список академии. Описание составлено в конце XVII в. Само по себе понятно, что это описание надобно было поверять другими памятниками, и со спокойной совестью объявляем, что почти обо всех лицах, внесённых в это описание, отысканы акты духовного управления с предписанием или известием о их почитании церковном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf 2. 2 неделя по святой Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших. Наши молитвенники «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит вся святая, в той просиявшыя» (Тропарь). В прошлое воскресенье, – первое по Пятидесятнице, – благочестивые слушатели, святая Церковь прославляла всех Святых Православной Церкви со дня её основания Иисусом Христом и сошествия Святого Духа на апостолов. Почему Она прославляла не отдельных святых (как это Она ежедневно совершает), а сразу всех святых? Это Она делала, чтобы особо прославить Бога, в Святой Троице поклоняемого, за те особые благодатные дары Святого Духа, которые Она преизобильно получила в день Святой Пятидесятницы. Этими благодатными дарами Святая Церковь создала неисчислимые сонмы святых угодников Божиих. Все они (святые) свидетельствуют, что Христос не напрасно воплощался, страдал, умер и воскрес. Вместе с ангелами эти сонмы святых составляют Церковь Небесную, торжествующую, прославляемую. Вот эту-то Церковь небесную и прославляет земная Церковь вслед за тем, как она прославила Святую Троицу в день святой Пятидесятницы. В первое воскресенье по Пятидесятнице ликовала, торжествовала земная Церковь , а вместе с ней ликовала и прославляла Бога и Церковь Небесная, т. е. ликовала вся единая, нераздельная, небесно-земная Христова Церковь . Ликование неба и земли в союзе единого духа и единой любви совершается и в это второе по Пятидесятнице воскресенье в связи с прославлением святых, на Руси просиявших. Русская Православная Церковь , основанная в конце десятого века, за весь истекший период своего существования, дала огромные сонмы своих святых, вошедших в общую сокровищницу Церкви Небесной. Это были те угодники Божии, которые своей богоугодной жизнью дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, борьбы со страстями и твёрдого стояния за веру и свою родину, когда этого требовали исторические обстоятельства. Вот перед нами светлый образ первосвятительницы нашей родины – княгини Ольги, посеявшей первые семена православной веры на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/121670_11.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010