http://history-tver.ru/7-31.htm Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе г. Твери, на пересечении Тверского пр-та и ул. Советской. История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 г. возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась также деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Это были небольшие приходские соборы (теплый и холодный). Оба были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церквиВознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте была устроена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и этот храм простоял недолго. Он сгорел дотла во время сильного пожара. Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота. В 1751 г. придел Богоявления был закончен строителями «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен. Строительство самого собора продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 г. был освящен и главный придел. Но и этот собор простоял недолго. 19 мая 1763 г. в Твери случился опустошительный пожар. Погорела и только что возведенная церковь. Но прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, который в сентябре был освящен. В нем возобновились богослужения. Сам же собор восстанавливался долго. Наконец, в 1768 г. было восстановлено внутреннее убранство. Храм был полностью построен и освящен. В 1805 г. у собора была возведена новая колокольня. Шло время. Велось обширное каменное строительство в центре Твери. В городе работали такие замечательные мастера, как К. Росси, Н. Легранд и И. Львов. Находившийся в центре города собор с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан. Встал вопрос о его перестройке. В 1818 г. прихожане и священники попросили разрешения разобрать собор и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Н. Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось. Собор решили расширить путем устройства нового придела. В 1831 г. был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских. В 1833 г. в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 г. был освящен придел Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=00003

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским. В 1757 г. рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка. В 1830-х – 40-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 г. на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная, а над открытой прежде лестницей надстроен переход. В 1845 г. в новых приделах нижней трапезной, посвященных Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. Два новых верхних яруса в стиле ампир были надстроены над колокольней в 1842 г. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами. В церкви неоднократно переписывалась живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу XIX века. В 1929 г. храм был закрыт, в 1930 г. разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения. Дома по другую сторону переулка сохранились. Разобрана глава храма, сильно перестроен нижний ярус (расширены окна, пробиты проемы). 1 февраля 1995 года из канцелярии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси получена резолюция с благословением на освящение камня по закладке колокольни. 5 декабря 1994 г вышло Распоряжение «Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию приюта для детей на территории храма Вознесения Господня», а 15 декабря 1994 г. было выдано Свидетельство о регистрации Православного детского Дома-приюта при Храме Вознесения Господня. http://voznesenie.ru/history/ Один из «долгостроев» своей эпохи, тесно связанный с русской историей: опалой царевича Алексея Петровича, строительством Петербурга, эпохами атеизма и церковного возрождения.

http://sobory.ru/article/?object=02160

В апреле 2006 г. церкви в очень плохом состоянии были переданы Ярославской епархии. Службы начались в тёплой церкви. Одновременно велись ремонтно-восстановительные работы. Позднее началось восстановление летнего храма: были сложены барабаны, установлены купола, внутри храма наведён порядок. Но работы впереди ещё очень большие. Сказание о построении Вознесенской деревянной церкви в Ярославле. (Из рукописных записок Самуила, архиепископа Ростовского)//ЯЕВ. Ч.Н. 1876. 19; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901: Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Иванова И. Открыта новая страница//Северный край, 2006, 22 апреля; Егорова Т. Близ дворов грека Кондаки//Северный край, 2009, 17 ноября В собрании рукописей архиепископа Самуила Миславского хранилось «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в XVI столетии. В нем повествуется о том, что еще во время царствования Ивана Грозного Ярославль «вельми славен бысть торговым делом». В город приезжали «с северного полунощного окияна-моря, по Двине реце» сбывать свой товар и закупать местный торговые люди «от немецких стран». В Ярославле поселилось тогда немало немцев (следует заметить, что немцами в средневековье называли любых иностранцев, прибывших из стран Западной Европы), которые «живяша зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари». Немецкие торговцы, заручившись помощью богатого ярославского купца Луки Дурандина, обратились к ростовскому архиепископу Давиду с челобитной о разрешении построить в Земляном городе церковь «по их вере и обычаю». Архиерей распорядился «кирху, сиречь церковь, поставити в Ярославле, но не в Земляном граде, а в слободе Кондакове, близ протока, иже нисходит к реце к Которосли; место бо сие удобно, яко путь ко граду Угличу». В этой слободе проживал православный грек, торговец Василий Кондаки, который впал в скорбь, узнав о намерении «у дворов его построити иноверную божницу». И он решил поставить на этом месте деревянную православную церковь в честь праздника Вознесения Господня. Получив благословение ростовского владыки Евфимия, Василий «изготови вся потребная к строению, и, отмерив под церковь и под погост довольно земли и наняв делатели многи, заложи сию древяну Вознесения Господня церковь в лето 7092 (1584), и на другое лето ту соверши, и чудно яко невесту украси, и образы и сосуды сребряными и ризами и книгами божественными и обиходными, во славу Христа Бога нашего, яко подобаше церкви Божьей быти, снабди, и в том же лете освяти».

http://sobory.ru/article/?object=46084

Приходское кладбище находится в ½ вер. от У. по дороге в г. Сальницу. Церковной земли 87 дес. 63 саж., в том числе усад. 1 д. 890 с., пах. 57 д. 303 с., сен. 18 д. 520 с., неуд. 10 д. 120 с. и под оградою и кладбищем 680 с. Причтовые постройки возведены в 1885 г. на средства землевладельца Мазараки. Церк.-прих. школа в У. с 1868 г.; в 1884 г. здесь между Улановом и с. Гаткою-Улановскою открыто министерское народное училище, которое содержится на средства семи окружающих сел. В д. Морозовке - школа грамоты в собственном помещении, построенном в 1894 г. В последнее время в У. открыта читальня для народа Попечительством о народной трезвости. Римско-католической каменный костел в честь Преображения Господня построен в 1716 г. Улановским старостою Иосифом Чесновским; к нему прихожан 1421 д. об. п. На кладбище есть р.-католическая каплица. Источник: " Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета " 1901 года В стиле барокко, кирпичная, крестовая в плане с низкими объемами, однокупольная. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на световом восьмерике с аттиком. Основание купола и аттик прорезаны овальными люкарнами. В компоновке масс преобладает статичность, строгая уравновешенность пропорций. Внутреннее пространство высотно раскрыто. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», т. 2. Церковь была в 18 веке – деревянная ветха, в 1777 году продана в с.Подорожна Литинского повята (уезда). Новая церковь Вознесения построена в 1777 году возле старого места – каменная одноверхая крещата, с 4 приделами. В 1897 году устроен придел Св. Феодосия Углицкого (Черниговского архиепископа в 1692-1696 гг.; предполагалось, что он родом из Уланова). Иконостас 4-ярусный. Почитаемая икона Божией Матери " Утоли моя печали " [Приходы и церкви Подольской эпохи. - Труды Подольского эпархиального историко-статистического комитета, 1901 г., т. 9, С. 643 – 644]. Церковь Вознесения Девы Марии 1777 г. [Начало истории разграничения ласинских епархий в Российской империи в середине 19 века. - Люблин: 2000, т. 1, ч. 1, с. 17].

http://sobory.ru/article/?object=59304

По воспоминаниям старожилов, храм отличался богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось. Однако особо почитаемыми образами считались храмовая икона Вознесения Христова и икона Святого благоверного великого князя Александра Невского в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная настоятелем храма священником Василием Дуплевым. При Вознесенской церкви действовала своя церковно-приходская школа, открытая в 1895 г. и размещавшаяся в доме, принадлежавшем церкви. В 1911 г. в ней обучались 85 человек. К сожалению, имя первого священника Вознесенской церкви установить не удалось, да и о многих других служителях информации крайне мало. Наиболее полные биографические сведения сохранились о священнике Василии Дуплеве, служившем в храме с 1901 по 1919 г.г. Ведомость о церкви Вознесенской Барнаульскаго уезда Сузунскаго Завода за 1841й год 1е) Построена 1771го года Генваря 29го дня коштом казенным. 2е) Зданием деревянная с таковою же колокольною ветхая на южную сторону имеет наклонность и кровля на оной ветхая же. 3е) Престолов один во имя Вознесения Господня. 4е) Утварью достаточна. 5е) Причета положено здавна священников три диаконов два дьячков три и пономарей три. 6е) Земли при сей церкви усадебной нет сенокосной 27 пашенной 270 десятин нами не принята потому что отведена была на неудобном месте дело об оной производится в Алтайском Горном Правлении с 1836го года сентября 8го дня плана на землю не имеется. 7е) Домы у священника и диакона обетвенныя деревянныя в разных местах между обывательскими домами а Калмакова и в исправлении дьяческой должности Тюшнякова пономаря Седачева и причетника Попова домов нет потому что 1й живет в квартире за которую помесячно платит деньги 2й такожде 3й в доме матери своей вдовы священнической жены Пелагии Седачевой а последний в домех матери своей вдовы диаконской жены Евдокии Поповой земли под домы священно и церковнослужителей нет особо отведенной. 8е) На содержание священно и церковнослужителей жалование не получается хотя сельские прихожане обезались давать ругу но весьма немногие и притом неполную отдают ругу и потому содержание весьма скудно.

http://sobory.ru/article/?object=23047

В храме, посвященном Вознесению Господа, южный и северный приделы освящены в честь праздников Богородицы – Благовещения Божией Матери и Её Покрова. В Вознесенском храме находится великая святыня – образ прпп. Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского с частицей их святых мощей. Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). – Владимир: 2004. стр. 105-107 с сокращениями Церковь Вознесения Господня находится на юго-западной части Владимира, на холме, спускающемся к реке Клязьме, за чертою валов, окружающих город. В конце XII в., на месте нынешней приходской Вознесенской церкви, существовал монастырь того же имени, который упоминается в летописях под 1187 г. и 1218 г. Кроме этих кратких упоминаний нет никаких исторических данных относительно Вознесенского монастыря ни о его состоянии в то время, ни об его дальнейшей судьбе. Вероятно, во время татарского нашествия в 1237 г. он был разорен прежде других Владимирских церквей, потому что находился вне городских укреплений и с той стороны, откуда татары подступили к Владимиру. Когда на месте разоренной церкви выстроена была новая, совершенно неизвестно, но в XVII ст. в списке Владимирских церквей упоминается церковь Вознесения Господня. В патриарших книгах под 1628 г. значится «церковь Вознесенье Христово на Вознесенской горе…» В делах патриаршего казенного приказа под 1652 г. эта церковь называется ружною, т.е. бесприходною; это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь. При этой Вознесенской церкви существовала другая теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая была в самом начале XVII ст., но около половины этого столетия она сгорела, и новая церковь выстроена была несколько на ином месте в 1652 г. В 1718 г. священник Андрей Григорьев писал в казенный патриарший приказ: «в граде Владимире за земляным городом церковь во имя Вознесения Господня да в приделе Покрова Пресвятой Богородицы деревянные и ныне стали быть ветхи и на строение тое церкви вновь каменные во имя Вознесения Господня и с приделом Покрова Пресвятой Богородицы от приходских людей деньги в собрании и прошу дать указ о строении вышеуказанной церкви». Указ тотчас был дан.

http://sobory.ru/article/?object=01926

Так оба эти великие пути, по которым совершалось историческое развитие и воспитание человечества после падения, один – оставлявший и предоставлявший человечество его собственным силам под руководством совести, другой – поставлявший его под непосредственное воздействие Божие, оба эти пути шли рядом и приводили к одной цели, только различными способом: один – приготовляя спасение для человечества, другой – человечество для спасения, один – сущность, а другой форму спасительной истине, пока наконец оба они не слились, когда наступила полнота времен ( Гал. 4:4 ). Тогда-то наконец настала новая эпоха в истории домостроительства спасения, до сих пор только постепенно приготовлявшаяся особыми способами, – открылось самое дело искупления. Эта новая эпоха есть последний и торжественный призыв божественного милосердия пред имеющим некогда наступить судом над ожесточенным миром. Исторические памятники этой новой эпохи суть книги Свящ. Писания Нового Завета, а ее живое историческое выражение – христианская Церковь . II. Первенствующая Церковь После того как Христос вочеловечившийся, умерший и воскресший, этими событиями Своей искупительной жизни положил основание Своей Церкви, самая Церковь явилась торжественно, когда совершилось первое великое событие со времени Его вознесения – именно излияние Святого Духа, и явилась так, что апостольская Церковь стала не первым только звеном в ряду дальнейших подобных, но в силу авторитета Апостолов – эпохою первообразною. Назначением этой Церкви было распространение на земле царства Божия, как Церкви Христовой, и именно двояким способом: ее насаждением во Израиле чрез постепенное отрешение царства Божия от национально-ограниченного домостроительства ветхозаветного, и – таким утверждением сей Церкви между народами остального мира, которым обеспечивалось ее существование и определялось ее дальнейшее распространение. Деятельность Апостола Петра направлена была к утверждению Церкви между иудеями и язычниками, ко введению в нее особенно верующего Израиля; Павел освободил ее от древних ограничений закона, и привел к ней достойных и способных язычников; наконец Иоанн, после того как совершился суд Божий над Иерусалимом, ввел христианскую Церковь , состоявшую из иудеев и язычников, в продолжительный после-апостольский период, чем и завершился ряд непосредственных откровений Божиих в Церкви до будущего пришествия Господа. §4. Апостольская церковь среди иудеев

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

2 ноября 1907 года зарегистрирована Воздвиженская община старообрядцев, проживающих в д. Прудни, Лужах, Яслеве, Иватине, Злобине, Тимошине, Усаде. 16 марта 1907 года зарегистрирована Покровская старообрядческая община в д. Дубцы. Кроме зарегистрированных общин старообрядцы жили в Драчеве, Кулаках, Каменке, Малышеве и его окрестных деревнях. Общины старообрядцев двух селений: Осинки в 1912 г., Прудни в 1914 г. — попросили о постройке и открытии старообрядческих школ при этих населенных пунктах, но им было отказано. А после революции 1917 года начались для старообрядчества и вовсе трудные времена. В августе 1920 г. в Меленках появился и прослужил 13 лет епископ Владимирский и Иваново-Вознесенский Калист (в миру Кирил Ермилович Макаров) родом из д. Цаплино Беззубовской волости Богородского уезда Московской губернии. Владыка Калист служил и проживал в Меленках, там же на старообрядческом кладбище он был похоронен в 1933 году. В 50 селах в 60-е гг. всех старообрядцев Меленковского района и города Мурома духовно окормлял о. Иаков из с. Тимошино, в период сталинских репрессий отсидевший 10 лет в тюрьме. В 70-е годы и вплоть до открытия храма в Меленках — о. Леонид Гусев. В 1999 г. местной старообрядческой общине передано здание детского сада. Одно из помещений детсада переоборудовано под храм. В соседних комнатах расположилась воскресная школа. 28 марта храм освящен митрополитом Алимпием во имя Воздвижения Честнаго Креста. В 2008 году при содействии местной городской администрации разработан проект храма. Несмотря на сложные условия мало-помалу здесь налаживается приходская жизнь: летом 2009 года впервые организована смена детского христианского лагеря. Близ ныне действующей заложена новая каменная церковь. 22 июня 2010 года митрополит Корнилий совершил чин основания храма. В этом году строительство храма было завершено. Прибыв в Меленки, владыка Корнилий сразу направился на вечернюю службу. На следующий день, 5 апреля, началось торжественное богослужение освящения храма. В 7 утра состоялась архиерейская встреча, когда духовенство и прихожане встретили митрополита, шествующего к новопостроенной церкви. Затем были совершены водоосвящение, чин освящения храма и божественная литургия. Новая церковь Меленок освящена, так же как и старая, во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Крестовоздвиженский престол, на котором последние годы совершалась литургия в старом храме, теперь установлен в новом.

http://sobory.ru/article/?object=44888

Слова Господа о том, что ученики будут поститься, когда Он не будет видимо пребывать с ними, сбылись в точности: по вознесении Его мы видим их пребывающими в посте и молитве. А чтобы показать, как слабы были ученики Его в то время, Он присовокупляет:  И НИКТО К ВЕТХОЙ ОДЕЖДЕ НЕ ПРИСТАВЛЯЕТ ЗАПЛАТЫ ИЗ НЕБЕЛЕНОЙ , из сурового полотна,  ИБО ВНОВЬ ПРИШИТОЕ ОТДЕРЕТ ОТ СТАРОГО ,  И ДЫРА БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ . Мои ученики еще не обновились духом, поэтому не должно налагать на них тяжких заповедей; они требуют еще снисхождения и легкого бремени. Говоря это, Он давал урок и ученикам, дабы и они, когда будут учить вселенную, снисходили, и с первого раза не налагали тяжких заповедей. Он не принуждал учеников Своих поститься, по выражению святителя Иоанна Златоуста , «не для угождения тела, но по особенному Своему смотрению», с особенной премудрой целью, как это и объяснил Он в следующих двух примерах, взятых уже прямо из домашней жизни:  НЕ ВЛИВАЮТ ТАКЖЕ ВИНА МОЛОДОГО В МЕХИ ВЕТХИЕ  (в ветхие кожаные бурдюки);  ИНАЧЕ , если не так, ПРОРЫВАЮТСЯ МЕХИ ,  И ВИНО ВЫТЕКАЕТ ,  И МЕХИ ПРОПАДАЮТ , НО ВИНО МОЛОДОЕ , сильное и крепкое,  ВЛИВАЮТ В НОВЫЕ МЕХИ ,  И СБЕРЕГАЕТСЯ ТО И ДРУГОЕ . Не следует младенцу умом предлагать высокое учение прежде времени; иначе он и впоследствии не будет расположен слушать это учение. Новая, суровая заплата и новое вино означают пост, а старая одежда и старые мехи – учеников. Вот почему и Сам Спаситель, беседуя с учениками Своими, часто употреблял простые выражения, как Сам же им и объяснил это: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» ( Ин. 16:12 ). Вот почему и мы должны быть снисходительны к другим и тогда только будем иметь успех. Под словами «новая одежда, новые мехи, новое вино» можно понимать и весь Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, как пишет и апостол Павел: «ветшающее и стареющее близко к уничтожению»; «древнее прошло, теперь все новое» ( Евр. 8:13 ; 2Кор. 5:17 ). Новый Завет имеет и новые священные книги, и благодатные, обновляющие нас Таинства, и новое Богослужение, и новые посты, словом, – имеет все установления свои новые, потому что древнему ветхозаветному закону Христос дает новую жизнь. Он преобразовал древнюю субботу в праздник Своего воскресения; Он раскрыл и объяснил самый дух ветхозаветных заповедей, словом, основал новое благодатное Царство Божие на земле, которое есть Его Церковь Святая. И эта невеста Христова, Церковь Божия, следуя заветам Своего Жениха Небесного, Христа Спасителя, помнит и держит и это Его правило: не могут сыны чертога брачного плакать и поститься, пока с ними Жених.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня - икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине XVIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась, ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человек в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Нужно заметить, что благочестивый жертвователь сильно рисковал. В России тогда действовал введенный еще Петром I запрет на сооружение каменных зданий за пределами Петербурга, а время было суровое – «бироновщина». Позднее, в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855 году она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. В ней хранился чудотворный образ Пресвятой Богородицы Феодоровской, которая была выложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Икона была помещена в вызолоченной раме на треугольном пьедестале, пожертвованном в 1889 году княжной Екатериной Васильевной Урусовой. В 1911 году на чудотворную икону Феодоровской Божией Матери выписывается новая риза, серебряная, вызолоченная с таким же венцом, в последнем – корона с крестом, на челе и левом плече – по эмалевой звезде, на шее и на левой руке – эмалевые украшения: угольники на руке также с эмалевыми украшениями; подпись «Феодоровская Божия Матерь» тоже эмалевая. В 1859 году отец Августин определен Благочинным Сызранского Сретенского женского монастыря; именно он его полностью возвел, обустроил и украсил. Начальство, уважая его высокое благочестие и примерную жизнь, ценя его труды, за 16-летнее управление монастырем, являло к нему знаки своего благоволения и доверия. В 1849 году он стал кавалером наперсного креста, а в 1862 году получил орден св. Анны II степени.

http://sobory.ru/article/?object=07130

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010