Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в лике местночтимых святых Саранской епархии в 1999 и 2001 году соответственно были прославлены преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; 1719-1791) и праведный воин Феодор Ушаков (1745-1817), а в 2000 году в лике местночтимых святых Московской епархии был прославлен преподобный Пимен Угрешский (Мясников; 1810-1880). ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по подготовке юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ:       4. Одобрить образец памятной юбилейной настольной медали. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумении Марии (Барановой) об освобождении ее от должности в связи с тяжелым заболеванием. ПОСТАНОВИЛИ: Игумению Марию (Баранову) освободить от должности настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Верейского Евгения о деятельности Учебного комитета за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Отчет архимандрита Иоанна (Экономцева) , председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, о деятельности Отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева по итогам работы Синодального отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о проходившем с 20 по 25 января 2004 года визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. Справка: Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII сопровождали митрополит Пилусийский Ириней, митрополит Карфагенский Хризостом, епископ Вавилонский Феофилакт, епископ Нилупольский Георгий, архимандрит Каллистрат (Иконному), диакон Нектарий Кондогеоргу. В Москве делегацию Александрийского Патриархата сопровождали епископ Егорьевский Марк , заместитель Председателя ОВЦС, и епископ Киринский Афанасий, Представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207914...

Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В.Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя, где все верующие смогут поклониться ей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня – часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить Президента Российской Федерации В.В.Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества. Журнал 113 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии. ПОСТАНОВИЛИ : 1. Настоятельницу Свято-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Свято-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности; 3. На должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности; 4. На должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности. Журнал СЛУШАЛИ : Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Алексия о визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Александрийской Православной Церкви Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. Справка: 6 октября 2007 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Россию прибыл Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. В аэропорту «Домодедово» высокого гостя встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиереи и клирики Русской Православной Церкви, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси епископ Киринский Афанасий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в России Илиас Клис и полномочный посланник Посольства Арабской Республики Египет в Российской Федерации Омар Али Абу Эйх.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

Выразив радость в связи с тем, что Блаженнейший Патриарх Феодор прибыл во главе делегации Александрийской Церкви на юбилейные торжества в честь 1025-летия Крещения Руси, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Мы связываем с этими торжествами как воспоминания о прошлом, так и надежды на будущее. И нам хотелось бы, чтобы в этот год, когда мы вспоминаем 25 лет возрождения нашей Церкви, вместе с нами были братья Предстоятели Поместных Православных Церквей. И вчера за Божественной литургией я почувствовал, что особая благодать присутствовала в храме, потому что молитвы всех Поместных Православных Церквей возносились в Москве о Церкви Русской и о нашем народе». Его Святейшество рассказал собеседнику, что, по свидетельству присутствовавших тогда в Храме Христа Спасителя, это чувство охватило множество людей, собравшихся на богослужение. «У нас особые отношения с Александрийским Патриархатом, еще и потому, что ныне Предстоятелем Александрийской Церкви являетесь Вы — человек, хорошо знающий Русскую Церковь, Россию, Украину, другие части Святой Руси, и это очень облегчает наш диалог, способствует дальнейшему развитию отношений. Мы очень высоко ценим миссионерскую работу Александрийской Церкви и готовы помогать всем, чем можем, потому что ваши успехи на Африканском континенте имеют всеправославное значение». Святейший Владыка поздравил Александрийского Патриарха с избранием и хиротонией нового архипастыря для африканских стран — епископа Бурунди и Руанды Иннокентия. «Это очень правильный путь — создавать местную иерархию, которая была бы близка к своему народу, говорила на их наречиях, знала их обычаи и несла ответственность за миссионерскую работу в африканских странах», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил удовлетворение деятельностью Александрийского Подворья в Москве, возглавляемого митрополитом Киринским Афанасием, а также работой Представительства Московского Патриархата в Каире. Святейший Владыка официально проинформировал собеседника, что исполнявший до недавнего времени обязанности Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки Преосвященный Леонид, избранный во епископа Буэнос-Айресского и Южноамериканского, направляется в Аргентину для осуществления своего архипастырского служения. На его место поставлен священник Виктор Кулага.

http://patriarchia.ru/db/text/3123018.ht...

Блаженнейший Патриарх Феодор отметил, что в миссионерских трудах его укрепляет поддержка, которую он ощущает со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, и рассказал о своей поездке в Бурунди и Руанду. «Там я встретился с 600 детьми, которые остались сиротами после гражданской войны. Я спросил, что могу им дать, и дети ответили: " Корову, чтобы она давала молоко для маленьких детей, и они не умерли от голода " . Такие глаза я вижу во всех моих многочисленных миссионерских поездках. Я вспоминаю труды святого Иннокентия (Вениаминова) и говорю новорукоположенному епископу Иннокентию, чтобы он, совершая свою миссию, помнил, что носит его имя». Александрийский Патриарх также рассказал о том, что в ближайшее время планирует отправиться в Южный Судан, вместе с ним в эту страну поедут прошедшие в Александрии обучение молодые люди, которые возьмут на себя работу с суданскими детьми. Гостем было выражено пожелание о том, чтобы студенты из Александрии имели возможность продолжать учебу, в том числе в духовных школах Русской Церкви. Собеседники также обратились к ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «Мое сердце особо скорбит и печалится о том, что в Египте сейчас царит очень неспокойная атмосфера, раздаются выстрелы и взрывы», — сказал Блаженнейший Владыка, отметив, что складывающаяся ситуация вызывает тревогу у христиан различных конфессий. Он выразил надежду, что четкая позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу окажет стабилизирующее воздействие на ситуацию. Патриарх Феодор поблагодарил за поддержку и помощь Представительству Антиохийской Церкви в Москве. Блаженнейший Владыка подчеркнул, что искренне любит Русскую Православную Церковь, ее Предстоятеля, и верующий народ. По завершении встречи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Блаженнейшему Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору II высокую награду Русской Православной Церкви — орден «Славы и чести» I степени. Глава Представительства Александрийского Патриархата в Москве митрополит Киринский Афанасий удостоен ордена равноапостольного князя Владимира II степени, а руководитель личного секретариата Патриарха Александрийского архимандрит Мелетий (Куманис) — ордена равноапостольного князя Владимира III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/3123018.ht...

Святейший Патриарх Кирилл в продолжение беседы охарактеризовал отношения между Русской и Александрийской Православными Церквами как «традиционно добрые и братские», напомнив, что Александрийские Патриархи принимали непосредственное участие в значимых событиях истории Русской Церкви. Так, Патриарх Мелетий Пигас в силу своих личных качеств — он был человеком энергичным, с высоким интеллектом и очень глубокой духовностью — сыграл важную роль в устроении Патриаршества на Руси, оказал огромную поддержку первому Московскому Патриарху и государству Российскому. «Это было очень важно для России: необходимо было опираться на общепризнанные всеправославные духовные авторитеты, каковыми были для русского народа Восточные Патриархи», — подчеркнул Его Святейшество. Развивая тему взаимоотношений между двумя Церквами, Патриарх Кирилл засвидетельствовал: «В нашей двусторонней истории много ярких, светлых страниц». Очень важным Святейший Владыка считает тот факт, что две Церкви всегда поддерживали друг друга. «Это часть нашего общего Предания», — констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл заверил, что и сейчас, когда Александрийская Православная Церковь переживает сложные времена из-за притеснений, которые испытывают христиане в Северной Африке, «Русская Церковь будет поддерживать Александрийский Патриархат всеми возможными способами, особенно защищая права и свободы христианских меньшинств». Патриарх Кирилл считает, что очень важную роль в развитии двусторонних отношений играют подворья Московского Патриархата в Каире и Александрийского Патриархата в Москве: «Эти представительства являются символами живой связи, которая существует между нашими Церквами». Святейший Владыка отметил, что представитель Александрийского Патриархата при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев) вносят значимый вклад в жизнь двух Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/1976403.ht...

«Русская Православная Церковь высоко ценит исторический вклад Александрийской Церкви в развитие христианского богословия и защиту святой православной веры, — сказал Святейший Патриарх Алексий. — Благодаря авторитету таких выдающихся личностей, как святители Афанасий, Кирилл и Мелетий Пигас, а также их последователей, голос Церкви святого апостола Марка всегда громко звучал и был отчетливо слышен в общем хоре Вселенской Православной Церкви». Также Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II затронул и проблемы глобализации, порождающие «новые вызовы, требующие скорой и согласованной реакции православной Полноты». В связи с этим Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убежденность в том, что необходимо развивать налаженные механизмы для принятия общеправославных решений в духе соборности и укреплять православное единство. По словам Его Святейшества, перед лицом наступающего секуляризма и попыток вытеснения религии на обочину жизни весьма важным является и диалог христианских церквей и иных традиционных религиозных общин. Отметив большой опыт Блаженнейшего Патриарха Феодора в таком диалоге, Святейший Патриарх Алексий рассказал об итогах Всемирного саммита религиозных лидеров, прошедшего в Москве в июле 2006 года, а также поделился впечатлениями от недавнего посещения Франции. «Мы искренне и сердечно рады Вашему визиту, — сказал Святейший Патриарх Алексий в заключение своего приветственного слова. — Мы связаны с Вашим Блаженством многими годами знакомства, совместного служения у престола Божия. И Мы рассматриваем Ваш визит как милость Божию, зная, что он еще более укрепит наше братство во Христе Иисусе». Отвечая на приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви, Блаженнейший Папа и Патриарх Феодор сказал: «Ваше Святейшество! Бог видит, как мое сердце благодарит Господа за эти минуты общения». Его Блаженство поделился воспоминаниями о времени своего служения в пределах Московского Патриархата в качестве представителя Александрийского Патриаршего Престола, отметив, что сроднился с Россией за эти годы и полон благодарностью за любовь и заботу, которыми был окружен. В любви к Русской Церкви нынешний Предстоятель Александрийского Патриархата, по его словам, был воспитан блаженнопочившим Патриархом Александрийским Парфением, который был духовным отцом Его Блаженства. Эта любовь глубоко укоренена в истории двух Церквей, и в Александрийском Патриархате живет благодарная память о том, как в трудные времена многократно Предстоятели Русской Церкви оказывали щедрую материальную и иную помощь, которая позволяла содержать монастыри в Египте. А Патриархи Александрийские и архиереи этой Церкви всегда встречали в Русской Церкви теплую любовь и поддержку, их всегда принимали в России с распростертыми объятиями.

http://patriarchia.ru/db/text/304818.htm...

Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

Мая 17-го он издал первую свою грамоту, в которой объявлял свое благословение «всем в православии сияющим, иже в Малой России, изряднее же обывателям киевским», благословлял, в частности, и утверждал на вечные времена сопряженное союзом любви о Господе и подвизающееся о непорочной вере Киевское братство и выражал свое согласие на основание при нем братства юношеского, т. е. из молодых людей, единомышленного и послушного о Господе старейшему братству, по примеру прочих благочестивых братств, существовавших во многих городах Литовско-Польского государства. Затем патриарх посетил все киевские церкви, начиная с Успенской, находившейся среди Киева (как назывался тогда собственно Подол) и считавшейся соборною вместо Софийской; посетил монастыри, не только киевские: Печерский, Пустынный Николаевский, Златоверхий Михайловский, Кирилловский, но и довольно отдаленные от Киева: Межигорский и Трехтемировский, бывший под патронатством казаков; посетил и домы многих христолюбцев в Киеве и везде был встречаем с великими почестями и полною христианскою любовию. О всем этом он свидетельствует сам во второй своей грамоте, которую выдал 26 мая. Здесь он, благословляя вновь всех жителей Киева и Киевское братство, в особенности благословлял новозаложенную церковь братства во имя Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы, странноприимный дом братский и при нем школу наук еллино-славянского и латинского письма; выражал желание, чтобы в школе находились для воспитания духовного как молодые иноки, живя в общежитии порядком монастырским по чину святого Василия, так и мирские христианские дети, и объявлял, что он, имея полномочие и позволение от Константинопольского патриарха Тимофея, настоящего архипастыря и отца митрополии Киевской, равно и от патриарховАлександрийского Кирилла и Антиохийского Афанасия, водружает на память своего пребывания в Киеве крест при Богоявленской церкви Киевского братства и учреждает патриаршую ставропигию, которая не должна подлежать на вечные времена никакому духовному начальству и суду, кроме самой патриаршеской Константинопольской кафедры. А Феофан действительно имел грамоту от патриарха Тимофея, которою предоставлялось ему, Феофану, совершать всякие архиерейские священнодействия и распоряжения в епархиях, подведомых Цареградской кафедре, какие только посетит он во время своего путешествия. Кроме того, при Феофане находился и экзарх Константинопольского патриарха Арсений, архимандрит великой церкви, который одним уже присутствием своим подтверждал справедливость слов Феофана о данном ему полномочии .

http://sedmitza.ru/lib/text/436137/

Но обычно на Вход Господень в Иерусалим, на Страстную седмицу и Светлую Пасхальную его приглашали в Варну. Здесь он и оставался на все лето, переезжая после Светлых дней на дачу. В Варне он служил часто в храме Св. Афанасия Великого , Александрийского, предоставленном русскому приходу Митрополитом Варненским, древним старцем Симеоном. На Страстной седмице квартиру Архиепископу снимали поблизости, у местных греков, прихожан храма Св. Афанасия. Настоятелем храма был протоиерей отец Иоанн Слюнин, в свое время служивший в Америке под началом Епископа Тихона, впоследствии Патриарха Московского и всея России. Храм был большой, богомольцев много, прекрасный хор. При архиерейском служении обычно было три священника. Чувствовалось, что эта древняя церковь намолена поколениями. Ее особенно любили местные греки – она была греческой прежде. Храм этот стоит с третьего века на месте языческого капища, что и удостоверяет огромный мраморный камень, находящийся рядом с храмом и служивший постаментом под «идолом»... Архиепископ Феофан любил этот храм и богослужения в нем. И особенно трогательно было отношение Митрополита Симеона к Архиепископу Феофану. Этот маститый старец скончался в девяносто четыре года от воспаления легких еще очень крепким. Он приходил пешком через весь город в сопровождении протосингела, чтобы навестить Владыку Феофана. Владыка Симеон был огромного роста, с характерным библейским лицом. По сравнению с ним Владыка Феофан был совсем маленьким, худеньким. Но в титулах у них было нечто общее: Варненский и Преславский – Полтавский и Переяславский! Митрополит иногда служил в так называемой «Русской церкви», а Архиепископа он приглашал послужить вместо себя в Варненском кафедральном соборе. Так, он служил однажды на праздник Крещения Господня. Но кроме этого, обоих иерархов соединял единый дух. Оба они были яркими поборниками и защитниками Православия, непримиримыми противниками масонства и модернизма. Это больше всего их духовно роднило. Владыка Симеон по летам был старше Архиепископа Феофана лет на тридцать. Он был живою летописью новой Болгарии. Он хорошо помнил Освободительную войну, предпринятую Россией для освобождения Болгарии. Митрополит Варненский и Преславский Симеон был пламенным русофилом. Для Архиепископа Феофана Варна была во всех смыслах родной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Духовные члены собора присутствовали в полном составе, имея во главе двух восточных патриархов Паисия александрийского и Макария антиохийского; но из архиереев не все охотно присутствовали на соборе: по словам Шушерина, вологодский архиепископ Симон, сочувствовавший Никону, сказался больным, но был приведен на собор насильно, и во все время чтения приговора плакал об участи любимого им патриарха:, другой епископ черниговский Лазарь Баранович, бывший свидетелем печального зрелища, после отозвался о нем и о своем душевном состоянии таким образом: „зрелище было изумительное для глаз и ужасное для слу­ха; я страдал и издыхал от ударов, переносил ужасы и упал духом, когда погасло великое светило“ 2 . Когда доложено было о прибытии Никона, члены собора вошли в церковь , патриархи и все архиереи, кроме Афанасия иконийского, бывшего тогда под запрещением, облачились в мантии, возложили на себя омофоры и митры, а остальные духовные лица одели ризы; Никон совершил обычное поклонение иконам и членам собора и стал посреди церкви. После краткого молитвословия патриархи велели читать соборное определение по делу Никона; приговор читался сначала по-гречески экономом антиохийской церкви, пресвитером Иоанном, потом громогласно по-русски личным недоброжелателем Никона, рязанским архиепископом Иларионом. Слушая приговор, видоизмененный против объявленного ему прежде словесно на суде, Никон возражал против обвинений и делал личные обращения к Илариону. Восточные патриархи спешили прекратить эти замечания и укоры Никона и приступили к обряду низвержения его из патриаршего сана. Сначала они приказали Никону снять с себя патриарший клобук; но Никон отказался сам это сделать, указывая на то, что он принял патриарший сан не добровольно, но по просьбе государя, принял его открыто в соборной церкви при множестве бояр и народа, и теперь протестует против такого низложения его в отсутствие государя, не при народе и в такой маленькой церкви, которую он же устроил: „Если бы я в чем был повинен и осуждения достоин, то от чего вы это тайно творите, как татие? Пойдем лучше в соборную церковь , и там делайте со мною, что хотите“.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010