6. Норманнское завоевание Англии К Оглавлению В VIII-IX вв. начался массовый исход жителей Скандинавского полуострова, датчан из Ютландии. Они направлялись на континент и в Англию. В разных странах скандинавы получали новое имя. Те, кто пришел на Русь, назывались варягами, в Западную Европу — норманнами, в Англию — викингов. Норманны дошли до Сицилии, где образовали Сицилийское норманнское государство, сильное, враждебное по отношению к Византии. На северо-западе Франции норманны создали могущественное герцогство Нормандское. Герцог Вильгельм, захвативший Англию в XI в., был одним из незаконных сыновей Нормандского герцога. Его называли Великим Бастардом, а также Вилли Рыжим. Завоевание Англии нормандско-франкскими войсками во главе с Вильгельмом Рыжим стало переломным моментом в истории Англии. Вторжение в Англию войск герцога Вильгельма произошло в 1066 г . Поводом к нему послужило «Завещание Эдуарда Исповедника», англо-саксонского короля, который, находясь в династических связях с нормандскими герцогами, якобы завещал им английский престол. Этому завоеванию оказывал большую поддержку папа Римский, благословивший герцога Вильгельма на этот поход. Он надеялся, что завоевание Англии Вильгельмом поможет ему подчинить английскую церковь папской курии. В 1066 г. Вильгельм высаживается на юге Англии, около порта Гастингс . Здесь состоялось сражение войск баронов Вильгельма с войсками англо-саксонского короля Гарольда. Войско Вильгельма превосходило противника по численности, было лучше вооружено. Английский король потерпел поражение. В этом сражении Гарольд был убит. Вильгельм двинулся на север, к Лондону — столице Англии. Лондон был осажден его войсками, и в такой ситуации (король убит, столица в осаде) англо-саксонскому «Совету мудрых» ничего другого не оставалось, как провозгласить Вильгельма королем Англии под именем Вильгельма Г (1066-1087). Во время коронации в Винчестере Вильгельм дал клятву соблюдать «добрые обычаи короля Эдуарда», тем самым почеркнул свою преемственность и законность наследования англо-саксонского престола.

http://sedmitza.ru/lib/text/441079/

Святые Англии Почитание всех святых, просиявших на Британских островах и в Ирландии, Священный Синод Русской Православной Церкви официально утвердил 21 августа 2007 года, благословив соборное ежегодное празднование дня этих святых. Этот праздник в честь всех святых, живших в Англии и Ирландии до 1054 года, когда большая часть Западной Европы трагически отпала от единой Церкви. Память всех святых Британии и Ирландии впредь будет отмечаться в третье воскресенье по Пятидесятнице. Синод также постановил, что имена этих святых будут занесены в календарь Русской Церкви, как только будут изучены их жития, подвиги и история почитания. Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено не менее 950 святых, имена и дни памяти которых нам известны. Это святые как Англии, так и Ирландии, Уэльса, Шотландии, Корнуолла и отдельных маленьких островов. Большинство святых имеют местное, региональное значение, они были известны и почитаемы в каких-то отдельных графствах, маленьких государствах, городах или даже деревнях на территории Британии. Несколько десятков святых Британских островов имеют общенациональное значение, их вклад во Вселенское Православие велик, поэтому можно смело сказать, что их значение универсально. Немало святых Британии были широко известны и далеко за пределами своей страны. На Британских островах существовали совершенно разные типы святости. Среди райских небожителей, теперешних молитвенников небесных, живших некогда в Англии, люди бедные и богатые, простые и образованные, ученые и богословы. Также отшельники, аббаты и аббатисы монастырей, священники и епископы, короли и королевы, мореплаватели и проповедники, монахини и девы, миряне. Конечно же, с самых первых веков христианства до середины XI века было в Англии и много мучеников. Святые Англии не всегда были англичанами по национальности, многие приезжали из других стран, и наоборот, многие миссионеры, просветители, покидали Британские острова и уезжали в другие европейские земли проповедовать, основывать монастыри. Особенно много таких миссионеров было среди ирландских (кельтских) монахов. В Британии в каждой области существовали монастыри, славившиеся святой жизнью своих насельников, а также культурой и ученостью. Существовало множество как мужских, так и женских монастырей. Подвижники основывали даже по нескольку монастырей. Благочестивые правители помогали утверждать обители. На западе, в Уэльсе и Ирландии, а начиная с VII века – и в Англии монахи были очень образованными, изучали Священное Писание, толкования, труды святых отцов, как богословские, так и светские науки, философию, греческий, латынь, древнееврейский, имели огромные библиотеки, скриптории.

http://pravoslavie.ru/30935.html

протоиерей Владимир Рожков Глава II. Церковно-приходские школы и всеобщее образование Церковные народные школы в европейских странах Вопрос о согласовании интересов Церкви и государства в области народного образования встал со всей остротой в XIX – начале XX в. во всех тех европейских государствах, в истории которых Церковь играла видную роль. Так, в республиканской Франции, вставшей на путь внерелигиозной государственности, на путь полного разрыва между государством и Церковью, вопрос был решен категорическим и насильственным способом: закрытием всех конгрегациональных школ и полным изгнанием духовенства из народной школы и отменой преподавания Закона Божия. Совершенно иная ситуация имела место в Англии, для которой оказалось неприемлемым государственное насилие над личностью верующего, имевшее место во Франции. Государство и Церковь в Англии искали соглашения, компромисса, «модус вивенди». Светских школ в Англии, подобных русским земским или министерским, вообще не было до 1870 года, когда был принят школьный закон Форстера, создавший выборную единицу школьного управления, – нечто вроде русского уездного училищного совета. Задачей школьного управления было обеспечение достаточного количества школ путем назначения и сбора особой обязательной местной школьной подати. В 1902 году, когда в России было издано «Положение о церковных школах», в Англии был издан закон Бальфура, которым было упрочено законное положение церковной школы наряду со светской, причем в большей степени, чем это было сделано в России. Различие заключалось в том, что в Англии в 1902 г., в отличие от России, был решен вопрос об отношении местных органов самоуправления (соответствующих земствам в России) к церковным школам: церковные школы стали получать на свое содержание не только деньги из казны, но и пользоваться соответствующей долей из местных налоговых средств. Закон Бальфура привел к стремительному росту народного образования, главным образом, за счет церковных школ. Через три года после введения этого закона светских школ в Англии было 6800 с 3 500 000 учащихся, а церковных 13 600 приблизительно с тем же количеством учащихся. Так же, как и в России, вопрос о церковных школах вызвал в Англии напряженную парламентскую борьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Глава VII. Вероучение и культ английской церкви при Генрихе после её разрыва с Римом Церковный переворот, произведённый доселе в Англии, состоял, как мы видели, пока только в том, что папская власть была здесь уничтожена, а на её место провозглашено было главенство короля, при чем духовенство должно было в значительной степени поплатиться и своими правами, и своими имениями. Но этим дело не ограничилось и не могло ограничиться. Церковь Англии, в силу совершившегося переворота, поставлялась в совершенно новое положение, а тем самым необходимо создавалась потребность некоторых дальнейших мер и определений. Отрёкшись от папства, Англия разрывала свой союз с католическою церковью и полагала начало своей национальной церкви, вполне самостоятельной. При такой постановке дела естественно являлась необходимость определить жизнь новосозданной английской церкви во всех отношениях, ибо существо её, как и всякой церкви, не ограничивалось одною лишь сферою управления. Если церковь Англии становилась теперь самостоятельною, то прежде всего должен был возникнуть вопрос о том, каково вероучение этой церкви, каковы её священнодействия, т. е. какие главные средства предлагает эта церковь своим членам для достижения своей цели, – для их освящения и спасения. Разрыв Англии с Римом касался лишь одного только пункта католической церковной системы, т. е. вопроса о церкви и иерархии, все же остальное, – все догматы вероучения, таинства и обряды, все это оставалось пока совершенно в стороне, так что произведённый переворот носил на себе, по преимуществу, характер раскола. С римско–католической точки зрения, выразившейся, например, в отлучательной булле папы на Генриха, и сделанного было, конечно, совершенно достаточно для того, чтобы провозгласить еретиками короля Англии и всех его сторонников, а потому тем настойчивее выставлялся на очередь вопрос о вероучении английской церкви, тем необходимее представлялось определить, насколько и в чем эта новая церковь разнится от католической, изменяет–ли она по своему основные догматы христианства, или не идёт далее раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Во второй четверти шестнадцатого столетия в религиозной жизни Англии совершился великий переворот. Эта страна, доселе католическая, разорвала теперь всякую связь с Римом и создала себе свою национальную церковь с независимою от папы иерархией и даже с особою системою вероучения и культа. В Англии таким образом произошла реформация. В истории этого переворота личность, царствовавшего в то время английского короля Генриха VIII играла такую видную роль, что многие исследователи введены были в соблазн приписать ей в данном случае гораздо более значения, чем сколько, по нашему мнению, она действительно имела. Генриха признали творцом и виновником реформация; говорили, что его страсти, его деспотический характер и его капризы были единственною причиной произведённого в Англии религиозного переворота; что если–бы этих страстей и капризов не было, Англия не отреклась бы от своей старой веры 222 . Такой взгляд на деле, по самому существу своему, представляется нам неправдоподобным. Мы никогда не можем согласиться с тем, что будто–бы личные страсти государей могут иметь такое громадное влияние на нацию, что в состоянии заставить её отречься от той религии, которая была для неё святынею в течении многих веков. И тем решительнее мы можем восстать против этой мысли, что потоки крови, пролитые в том–же XVI веке за веру и в Германии, и в Нидерландах, и во Франции, служат ей красноречивым опровержением. Что не было возможно на континенте, то, по нашему мнению, ещё менее могло случиться в Англии, которая, благодаря своей конституции, защищена была против тирании более, чем какая–либо другая страна Европы. Конечно, никто не станет отрицать того, что в истории английской реформации личность короля Генриха имела весьма большое значение, но нужно определить это значение должным образам и отвести ему здесь такое место, стоя на котором оно не являлось–бы противоречием исторической правде. Предшествовавшие главы настоящего исследования, может быть, показавшиеся читателю слишком подробными, окажут нам в настоящем случае весьма существенную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Глава II. Оппозиция католическому духовенству в Англии до реформации Во всех католических странах непосредственным орудием власти римского первосвященника, проводником его волн и естественным защитником того, что разумелось обыкновенно под именем прав и интересов католической церкви, был конечно класс духовенства, включая сюда и высших прелатов и простых священников, и белое духовенство и монахов. Общественное положение, занимаемое этим классом в той или другой католической стране, большая или меньшая степень его нравственного в ней авторитета и влияния служат всегда так сказать барометром, по указаниям которого можно составить понятие и о том, насколько высоко и прочно в этой стране положение самой католической системы, представителем которой является духовенство. Желая по возможности уяснить себе положение католической церкви в Англии до реформации, нельзя поэтому не обратить некоторой доли внимания на судьбы здесь католического духовенства. В продолжение пяти веков, предшествовавших реформации, католическое духовенство Англии, по крайней мере в значительной своей части, не было сословием национальным. Оно состояло из людей по своему происхождению чуждых большинству населения, не имевших со своею паствою внутреннего нравственного единства, и потому интересы этого сословия не только не были одинаковы с интересами других сословий, но часто даже составляли с ними диаметральную противоположность. Правда, таким характером отличалось по преимуществу духовенство высшее; но оно, как более заметное и более сильное, налагало свой отпечаток и на все сословие. Чрез пять лет после Гастингской битвы, Вильгельм Завоеватель налагает свою тяжёлую руку и на церковь Англии. По соглашению с папою Александром 2–м и при содействии его легатов, он низлагает все высшее духовенство англо–саксонского происхождения, возводя на епископов и аббатов разного рода обвинения, заключая их в крепости или монастыри, или вынуждая их искать спасения в бегстве. На место изгнанных и низложенных саксонцев выступают норманнские соотечественники Вильгельма предводимые норманном–Ланфранком, новым архиепископом Кентерберийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

М.В. Медоваров Протоиерей Евгений Смирнов и церковная жизнь Англии 1890-х годов на страницах журнала «русское обозрение» Источник Содержание 1. Круг Ольги Новиковой и круг протоиерея Евгения Смирнова 2. Протоиерей E. К. Смирнов о церковной жизни Англии в 1893–1895 гг. 3. Протоиерей Е. К. Смирнов о церковной жизни Англии в 1896–1898 гг. Источники и литература     Статья посвящена рассмотрению английской церковной тематики на страницах консервативного журнала «Русское обозрение» в 90-е годы XIX в. В результате анализа опубликованных и неопубликованных материалов выявлены два центра, продуцировавшие две точки зрения на церковную жизнь Англии: круг Ольги Новиковой и круг протоиерея Евгения Смирнова . Показаны особенности их анализа конгрессов Англиканской церкви в Норвиче и Шрусбери. Отдельное внимание уделено деятельности Англо-русского литературного общества, равно как и фону православно-англиканских церковных отношений, особенно в связи с торжествами 1897 г. и официальным визитом русской делегации. Продемонстрирована роль Уильяма Биркбека, как основного защитника и апологета Русской Православной Церкви в Англии, его усилий по сближению Англиканской церкви с православием . Затронут вопрос о влиянии К. П. Победоносцева на редакционную политику «Русского обозрения» по англиканскому вопросу. Ключевые слова: англо-русские отношения, Англиканская церковь , «Русское обозрение», Шрусберийский конгресс, Ольга Новикова, Александр Киреев, протоиерей Евгений Смирнов , Уильям Биркбек, Уильям Стэд, Англо-русское литературное общество, консерватизм. Журнал «Русское обозрение», одно из ведущих периодических изданий конца XIX в., регулярно уделял внимание внешнеполитической, внутриполитической, общественной, культурной и церковной жизни Великобритании и Ирландии. Эти темы звучали в более чем половине всех номеров журнала и занимали десятую часть всего объема материалов о зарубежных странах. С помощью созданной нами электронной базы данных содержания журнала («Медоваров, 2017) удалось установить, что по количеству посвященных ей страниц «Русского обозрения» Великобритания занимала третье место, уступая среди зарубежных стран лишь Франции и Османской империи. Всего британской теме в «Русском обозрении» были посвящены 33 произведения, не считая отдельных упоминаний Соединенного Королевства в рубрике «Иностранное обозрение». Поскольку часть из этих произведений представляла собой серии очерков, продолжавшиеся из номера в номер, всего, по нашим подсчетам, можно зафиксировать не менее 70 «британских» материалов в журнале. Их можно разделить на три тематические группы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Святой Бирин, апостол Уэссекса Святитель Бирин Дорчестерский, апостол Уэссекса К началу VII века в результате завоевания Англии язычниками англами, саксами и ютами на ее территории образовалось семь языческих королевств, называемых также Гептархией (греч. – «семивластие»). Это были королевства Кент, Нортумбрия, Восточная Англия, Мерсия, Эссекс, Уэссекс и Сассекс. К концу того же VII века все эти королевства были уже христианскими. Первым приняло крещение королевство Кент, основанное еще в V веке в бассейне реки Темзы язычниками ютами. Его территория (юго-восток Англии) совпадает с нынешним графством Кент. Слово «Кент» кельтское и означает «край». Просветителем Кента стал святитель Августин († 604), первый архиепископ Кентерберийский, посланный из Рима в 597 году вместе с другими миссионерами святым папой Григорием Двоесловом. Святой Августин основал церковь в Кентербери, которая впоследствии стала одним из величайших центров христианства в Западной Европе. Одним из крупнейших англо-саксонских королевств была Нортумбрия. Она была образована в начале VII века и занимала территорию на северо-востоке Англии от реки Хамбер до границ с Шотландией. Святые короли Эдвин, Освальд и Освин много способствовали просвещению Нортумбрии в первой половине VII столетия, а апостолом Нортумбрии по праву считается святитель и чудотворец Айдан († 651) – ирландский монах с острова Айона, ставший первым епископом Линдисфарнским и основавший монастырь на острове Линдисфарн (Холи-Айленд) в Северном море, в нескольких милях от северо-восточного берега Нортумбрии. Этот островной монастырь стал прославленным монашеским центром Англии на долгие годы. В VI веке англами в центральной части Англии было основано королевство Мерсия. Это королевство не сразу приняло христианство, а один из его правителей, по имени Пенда, в течение 20 лет был стойким защитником язычества и противником христианства. Этот свирепый язычник был виновен в смерти нескольких христианских правителей других королевств. Наконец во второй половине VII века Мерсия приняла крещение, а ее апостолом является святитель и чудотворец Чед, первый епископ Личфилдский († 672). Как и святой Айдан, святой Чед был обучен ирландскими монахами и подвижниками. Его мощи до сих пор пребывают в католическом соборе города Бирмингема, а собор города Личфилда и по сей день является местом паломничества православных христиан.

http://pravoslavie.ru/39191.html

Истоки религ. нонконформизма связаны с периодом правления кор. Эдуарда VI (1547-1553). В 1549 г. были приняты «Книга общих молитв» и 1-й Акт о единообразии, предписывавшие единый для всей Англии вид богослужения, за основу к-рого был взят видоизмененный католич. сарумский обряд . С т. зр. нек-рых англ. протестантов, власти, запрещая разнообразие вероучений, навязывали противоречащие истинному христианству «папистские пережитки», в частности использование гостии и преклонение колен во время мессы. Наиболее известным противником «Книги общих молитв» и Акта о единообразии стал Джон Хупер, к-рый неск. лет провел в Цюрихе и воспринял от Г. Буллингера цвинглианские взгляды на причастие и др. вопросы церковной жизни. Когда в 1550 г. ему предложили занять кафедру еп. Глостерского, он отказался от рукоположения в соответствии с ординалом, добавленным в «Книгу общих молитв» в 1550 г., из-за того, что предписанный порядок подразумевал использование во время церемонии облачений. Во время правления Марии Тюдор (1553-1558) среди англ. протестантов, оказавшихся в эмиграции на континенте (гл. обр. в Германии, Швейцарии и Нидерландах), споры по этим вопросам продолжились. Знакомство многих из них с идеями Ж. Кальвина привело к радикализации их взглядов на «католические пережитки» Церкви Англии времен Эдуарда VI и вызвало конфликты с теми, кто признавал литургию, установленную 2-й редакцией «Книги общих молитв» в 1552 г. Самым известным стал раскол англ. общины во Франкфурте в 1554-1555 гг. (подробнее об этом см. статьи: Дж. Нокс , Р. Кокс ). После восшествия на престол кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603) большинство эмигрантов вернулись на родину с идеями кальвинизма. В 1559 г. был принят новый Акт о единообразии, восстановивший «Книгу общих молитв» 1552 г. и установивший наказания для священников, нарушавших закрепленный в ней порядок вероучения, а также для мирян, не посещавших приходскую церковь по воскресеньям и праздникам. Хотя многие из вернувшихся эмигрантов по-прежнему считали Церковь Англии не лишенной недостатков, большинство из них заняли в ней различные должности. Надежды на продолжение и развитие реформационных преобразований связывались с конвокацией 1563 г., однако попытки, в т. ч. со стороны епископов, убедить королеву в их необходимости не были успешными. Основой гос. политики в области религии стало стремление к единству верующих и единообразию учения, для чего апологеты офиц. Церкви считали необходимым прибегнуть к понятию адиафоры (безразличное для спасения) и предлагали отнести к ней все проблемы, вызывавшие разногласия. Власти надеялись на согласие оппонентов в силу «безразличности» этих вопросов, однако право короны и епископата на вмешательство в область адиафоры стало предметом активных споров в 60-х гг. XVI в.; достигнуть согласия так и не удалось - оппоненты по-прежнему считали Церковь Англии «недостаточно реформированной». Тем не менее не все сторонники этой т. зр. открыто отказывались от посещения (и проведения) церковных служб.

http://pravenc.ru/text/2577933.html

Когда Церковь Англии только вступила в ХХ столетие, ее примасом был Фредерик Темпл, назначенный на Кентерберийскую кафедру в 1896 г. Он умер 23 декабря 1902 г. Его преемником стал Уинчестерский епископ Дейвидсон – первый архиепископ Кентерберийский, начавший свое служение в новом веке. Рэндалл Томас Дейвидсон родился 7 апреля 1848 г. в Эдинбурге, в шотландской пресвитерианской семье. Он учился в Харроу-скул в Лондоне, затем поступил  в Тринити-колледж (Оксфорд), где в 1865 г. перешел в англиканство. Конфирмацию совершил Арчибальд Тейт, тогда епископ Лондонский. В 1874 г. Дейвидсона рукоположили в сан диакона, на следующий год он стал священником и был назначен служить в приходскую церковь городка Дартфорд в Кенте. Через три года (1877) Тейт, ставший в 1868 г. архиепископом Кентерберийским, сделал его своим капелланом. В 1878 г. Дейвидсон женился на дочери Арчибальда Тейта Эдит Мердок Тейт. После смерти архиепископа Тейта (1882) королева Виктория назначила Дейвидсона своим капелланом, а в следующем году – деканом коллегиальной церкви Св. Георгия в Виндзорском королевском замке. В Виндзоре он написал (в соавторстве) единственную значительную книгу – «Жизнь Арчибальда Кампбелла Тейта» . В 1890 г. Виктория назначила Дейвидсона епископом Рочестерским; 25 апреля 1891 г. он был посвящен в архиерейский сан. По причине тяжелой болезни он едва справлялся с делами густонаселенной епархии, и в 1895 г. по собственной просьбе перешел на более спокойную Уинчестерскую кафедру. Дейвидсон считал неверным для епископа заниматься исключительно делами своей епархии. Задача епископата состоит также в том, что бы трудиться для блага всей Церкви Англии, а так же для блага королевства. Он всегда активно участвовал в заседаниях Палаты Лордов, много выступал, вступал в дебаты. После смерти Лондонского епископа Манделла Крейтона (1901) и королева, и архиепископ Фредерик Темпл хотели видеть на кафедре Дейвидсона, однако он, зная о своем слабом здоровье, отказался (тогда епископом стал Уиннигтон-Инграм). Тем не менее, когда в следующем году умер Фредерик Темпл, Дейвидсон не смог и не захотел уклониться от назначения на Кентерберийскую кафедру. При Темпле Дейвитсон не был частью архиепископского окружения, но опыт, накопленный им в годы пребывания на Кентерберийской кафедре Тейта, позволял ему считать себя способным справиться с трудностями служения примаса всей Англии. Его интронизация в Кентербери состоялась 12 февраля 1903 г.

http://bogoslov.ru/article/6020547

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010