Реликварий с частицей мощей Сейчас наиболее известно житие Анастасии Узорешительницы, подготовленное в конце Х века Симеоном Метафрастом. В нем повествуется, что Анастасия была дочерью знатных римских жителей Фавсты и Протекстата (Претекстата). Мать-христианка Фавста отдала дочь на воспитание святому Хрисогону, укрепившему Анастасию в христианской вере. После смерти матери ее выдали замуж за одного язычника, но она хранила в замужестве девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь. Она тайно посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Узнав об этом, муж стал притеснять ее, а после смерти ее отца решил завладеть ее наследством. По дороге в Персию, куда его отправили с посольством, он погиб в море при кораблекрушении. Анастасия Узорешительница после смерти мужа отправилась странствовать, употребляя свое имущество на нужды томящихся в тюрьмах христиан. Узнав из видения об аресте и будущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины (память 16 апреля), Анастасия Узорешительница укрепляла их дух. Своими рыданиями в темнице, где она узнала о казни всех христиан, она выдала свою приверженность христианской вере. Анастасию Узорешительницу отправили к императору, принуждавшему ее отказаться от веры в Христа. Ей предложили выбор между богатством и пытками, и, когда она выбрала последние, вновь стали уговаривать отвернуться от своей веры. Верховный жрец Ульпиан (Ульшан) возжелал осквернить «чистую голубицу Христову», однако когда нечестивец хотел прикоснуться к Анастасии, то был наказан слепотой, после которой последовала смерть. Оставшись на свободе, святая поселилась у знакомой христианки Феодотии, но ее муж-язычник обрек жену и детей на мученическую смерть и отправил Анастасию Узорешительницу в темницу. Здесь святая подвергалась дважды по 30 дней голоду, но оставалась живой и невредимой. Вместе с другими узниками ее решили утопить на корабле, днище которого было специально продырявлено. Когда корабль уже должен был погрузиться в воды, внезапно все увидели на нем святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу. Но все 120 христиан, спасшиеся таким чудесным образом, были казнены по приказу игемона. Анастасия Узорешительница приняла жестокую мученическую смерть: ее тело растянули между четырьями столбами, а потом сожгли. Далее в житии говорится: «Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивой женою Аполлинарией, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великой почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь на защиту и спасение городу во славу Христа Бога нашего…»

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

С сайтов http://www.podmoskove.ru/usadba/21_usadba.html и http://agios.itkm.ru/8486 Храм в Ельдигине (Елдыгине) известен с XVI в., был деревянным. В первой половине XVIII на селе стояла деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя св.пророка Илии и прп.Макария Желтоводского " да при дворе вотчинниковом церковь св. вмц. Анастасии Узорешительницы " . , построенная кн.Б.И.Куракиным, видным деятелем Петровской эпохи. Существующий храм во имя Святой Троицы строился по его завещанию сыном графа, , обер-шталмейстером и сенатором кн.А.Б.Куракиным. Храм был приусадебным. Начато строительство в 1730 г., освящена церковь в 1735 г. Боковые престолы были освящены во имя св.пророка Илии и смц. Анастасии Узорешительницы. В 1842 г. к ней была пристроена двухъярусная колокольня, на средства действительного статского советника Н.С.Любимова. Интерьер украшал резной иконостас, настенная живопись появилась позднее. В 1937 г. храм был закрыт и разграблен. К моменту передачи церкви общине верующих в 1992 г. все внутреннее убранство было утрачено. Церковь является интересным образцом т.н. " аннинского " барокко. Представляет собой ярусный центрический храм, завершенный восьмериком с главой. Массивный восьмерик опирается внутри на четыре столпа. Строгое внешнее убранство характерно для своего времени. Пристроенная колокольня стилистически нейтральна и не играет в храмовом ансамбле существенной роли. Церковь Троицы в с.Ельдигино Пушкинского района является объектом культурного наследия регионального значения (первоначально - памятник истории и культуры местного значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Источник: протоиерей Олег Пенэжко " Храмы г.Пушкино и окрестностей, г.Королева, г.Ивантеевки " . Владимир, 2003 г. Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т. 2. Москва, 1975 г. Кирпичная церковь Святой Троицы строилась в 1730-1735 гг. при усадьбе обер-шталмейстера и сенатора князя А.Б.Куракина. Четырехстолпный храм типа " восьмерик на лепестковом основании " , плоскостной декор в традициях барокко аннинского времени. Стилистически нейтральная двухъярусная колокольня пристроена в 1842 г. на средства действительного статского советника Н.С Любимова. Не использовалась в культовых целях с 1937 по 1991 гг. Церковь Святой Троицы в с.Ельдигино Пушкинского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2)

http://sobory.ru/article/?object=04055

(«Знамя»). «Зодчий», 1903 г., Вып. 28, С. 345 Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы 148 пехотного Каспийского полка. В 1900 году Военный Министр А. Н. Куропаткин составил на Высочайшее имя доклад по улучшению быта нижних чинов, в котором писал, что в настоящее время «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но поместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды»... На этом подлинном докладе собственною Его Императорского Величества рукою было написано: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что Я считаю делом в высокой степени важным. 23 января 1900 года». По Высочайшему повелению от 23 января 1900 года при Главном Штабе была учреждена особая комиссия для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и для поднятия их религиозно-нравственного воспитания. Комиссия закончила разработку этих вопросов, причем выработала особый тип военной церкви, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения, стоимостью в 40 000 рублей. План ее был предложен на рассмотрение Государя Императора и удостоился Высочайшего одобрения. 1-го декабря 1901 года состоялось Высочайшее повеление: — «установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного Ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства, православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты, — руководствоваться при постройке войсковых церквей Высочайше одобренным проектом таковой церкви и табелью внутренних размеров войсковых церквей, выработанными Высочайше учрежденной упомянутой выше комиссией» (Приказ по Военному Ведомству от 23 января 1902 г. за 32).

http://sobory.ru/article/?object=09333

Храм был назван в честь свв. вмцц. Варвары Илиопольской (память 4/17 декабря) и Анастасии Узорешительницы (память 22 декабря/4 января). Сведения о деятельности В.А. Татищевой, связанной с попечением о тюрьмах и заключенных, указывают на то, что наречение ее при постриге в монашество Анастасией состоялось в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. 28 февраля 1893 года Учрежденный собор Лавры обратился к епископу Дмитровскому Александру (Светлакову) за благословением на постройку нового здания больницы-богадельни в связи с тем, что Варваринский корпус стал слишком мал и неудобен в санитарном и гигиеническом отношении. По благословению митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) для строительства больницы было выбрано место в Пафнутьевском саду. Проект больнично-богаделенного комплекса был разработан архитектором А.А. Латковым, который был удостоен звания потомственного почетного гражданина Сергиева Посада за эту работу. Строительство комплекса продолжалось с 1893 по 1896 год. В 1893 году Учрежденным собором Лавры было решено перенести церковь свв. вмцц. Варвары и Анастасии из Варваринского корпуса во вновь строящуюся больницу-богадельню в Пафнутьевском саду. Еще до переноса церкви в больницу-богадельню к наименованию церкви было прибавлено имя св. мц. Акилины. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. 25 апреля 1893 года скончалась купчиха из г. Воскресенска Московской губернии Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). Она была известной храмоздательницей, благотворившей Русскому Пантелеимонову монастырю на Афоне , московским Скорбященскому и Зачатьевскому монастырям, Головинскому монастырю в честь Казанской иконы Божией Матери близ Москвы и другим монастырям и храмам. 5 июня 1893 года ее душеприказчик, владелец типографии сергиево-посадский купец И.Е. Ефимов пожертвовал завещанные ею 10 000 руб. на устройство церкви в больнице-богадельне Лавры с условием, чтобы к именам свв. вмцц. Варвары и Анастасии было присоединено имя св. мц. Акилины, и в церкви ежедневно вместе с именем графини Варвары об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины. 11 ноября 1896 года Учрежденный собор Лавры испросил благословения у митрополита Сергия перенести иконостас Варваринской церкви в только что выстроенное здание больницы-богадельни. Здесь, на этаже под храмом прп. Иоанна Лествичника, устроили церковь-усыпальницу свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины. В храме находилась икона прп. Сергия, написанная на верхней доске от деревянной раки Преподобного. В этой церкви отпевали усопших.

http://patriarchia.ru/db/text/5085494.ht...

М. построил новую прекрасную церковь во имя вмц. Анастасии Узорешительницы у Домниновых портиков. В 459 г. в день ее освящения патриарх Геннадий I со всем клиром и император с синклитом и народом совершали торжественное шествие, перенося мощи вмц. Анастасии из малой ветхой церкви в новую большую. Во время шествия к М. подошел убогий, прося милостыню. Не имея при себе ничего, М. незаметно отошел в укромное место, снял хитон и отдал его нищему, оставшись только в фелони. После освящения церкви и положения мощей вмц. Анастасии патриарх велел М. совершать вместе с ним Божественную литургию. М. всячески старался, чтобы присутствующие не заметили, что фелонь одета прямо на тело, но все чудесным образом увидели, что под фелонью у М. блестит имп. одеяние. Нек-рые из пресвитеров смутились и пожаловались на М. патриарху Геннадию. По окончании службы он призвал к себе М. и начал укорять его за то, что тот носит столь роскошные вещи. Но преподобный припал со смирением к ногам патриарха, уверяя, что никогда не носил императорских одежд. Патриарх открыл фелонь и увидел нагое тело. М. был вынужден рассказать о том, как отдал нищему ради Христа хитон. Все, кто слышали это и видели под фелонью М. имп. одежду, прославили Бога. Преподобный продолжал терпеть добровольную нищету. Однажды, промокнув под дождем, он начал сушить одежду дома над углями, не имея сменной, и запер за собой двери. В это время патриарху понадобилось позвать к себе эконома. Когда посланные пришли к М., тот не отпер им, но обещал вскоре прийти. Эконом задерживался, один слуга решил выяснить, что происходит, и, подсмотрев в щель, увидел сохнущую над углями одежду М. За подвижническую жизнь Бог даровал М. дар чудотворений - он мог изгонять бесов и исцелять больных. Однажды на праздник в ц. вмц. Анастасии собралось много народа, одна беременная женщина поднялась из-за тесноты в храме на хоры, но случайно упала оттуда и умерла. После усердной молитвы М. женщина ожила и оказалась здоровой и невредимой. В 471 г. в К-поле случился сильный пожар и, когда огонь уже окружил ц. вмц. Анастасии, М. поднялся на крышу храма и молился о его спасении. Чудесным образом огонь не повредил церковное здание ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 23//PG. 86. Col. 177).

http://pravenc.ru/text/2562338.html

Газеты того времени довольно подробно рассказывали о подготовке церкви к освящению, приводя и её описание: «Церковь в русском стиле отличается изящной простотой архитектуры, каменная, одноэтажная, выложена красным кирпичом, увенчана с востока большим куполом над алтарём. Над западным входом высится в 15 сажен колокольня, звон которой составляют 9 колоколов, самый большой 168 пудов; 9 железных золоченых крестов украшают алтарную часть крыши. Пол её из разноцветных метлахских плит. Красивый иконостас из резного светлого дуба вмещает 13 образов. Как они, так и 4 изображения евангелистов внутри купола и стенная живопись по потолку исполнены масляными красками обществом вспомоществования недостаточным русским художникам. С середины церкви спускается большое бронзовое паникадило. Престол храма сооружен в честь Святой Великомученицы Анастасии, память которой празднуется 5-го июня, день тезоименитства Августейшей малютки-дочери Их Величеств». Но освящение церкви в 1902 году так и не состоялось. Причиной этому явилось, по всей вероятности, то обстоятельство, что церковь построили, а казармы ещё достраивались и полк, по прежнему, оставался в Кронштадте. Так как главный престол церкви был устроен во имя великомученицы Анастасии, то и торжество освящения состоялось 5-го июня 1903 года. В этот день, день рождения великой княжны Анастасии Николаевны, в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, в 10 часов утра, прошло торжество освящения сооруженной церкви при казармах 148-го пехотного Каспийского полка. В начале 1911 года скончался барон Федор Федорович фон Таубе и Император Николай II разрешил похоронить его в Петергофе на территории городка Каспийского полка. 5 марта 1911 года в церкви в присутствии представителей Донских гвардейских полков, чинов отдельного корпуса жандармов, личного состава 148-го пехотного Каспийского полка и его бывших сослуживцев состоялось отпевание тела покойного и похороны рядом с церковью. Над могилой скоро была возведена часовня, примыкавшая к церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09333

Филарету, что «при монастыре вновь устрояются св. врата и возле них удобно было бы соорудить малую церковь во имя св. Димитрия Ростовского для отправления в ней разных треб для мирских прихожан». 12 сент. 1824 г. храм был освящен свт. Филаретом, реконструирован в 1881 г. В 1828-1829 гг. в юж. части мон-ря был сооружен небольшой больничный корпус с приютом и деревянной (с 1854 каменной) ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы, покровительницы дочери кнг. Мещерской Анастасии Озеровой. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. выстроены кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары, прачечная и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыты 2 пруда для разведения рыбы. Почти все первые насельницы А. Б. м. (12 чел.) происходили из крестьянских семей и из дворовых людей. С окт. 1832 по 1863 г. обитель вопреки желанию аносинских игумений была местом для покаяния и исправления женщин, осужденных за пьянство и прелюбодеяние, присылались в мон-рь и женщины-старообрядки «для увещания к возвращению из раскола к Православию». При игум. Анастасии (Комаровой; 1837-1854) указом Московской консистории на 20 лет возобновилась аренда монастырских земель, в 1842 г. мон-рь был наделен лесными угодьями. Заботами игум. Евгении (Озеровой; 1854-1875), внучки основательницы мон-ря, в 1855 г. были построены каменный келейный корпус, настоятельские кельи, деревянные гостиничный корпус и дома для священнослужителей. Благодаря пожертвованиям купца П. Г. Цурикова сооружен странноприимный дом, а также реконструирован Троицкий храм, Тихвинский придел к-рого 23 июля 1867 г. был переосвящен в честь Успения Божией Матери. Согласно описи 1876 г., при игум. Рафаиле (Ровинской; 1875-1879) в А. Б. м. проживало 180 насельниц. Доходы обители во 2-й пол. XIX в. составляли 5-6 тыс. р. серебром в год и складывались из пожертвований, денежных вкладов, рукоделия сестер и доходов от хозяйственных угодий. К 1900 г., при игум. Иоанне (Макаровой; 1879-1918 (1919?)), обитель владела 307 дес. земли, в т. ч. пахотной - 33 дес., луговой - 6, лесной - 260, неудобной земли - 8 дес.

http://pravenc.ru/text/115668.html

Таково было на Москве начало этой обители монашеской, образовавшейся из старинного родового двора Романовых и вместившей в себе тленные останки многих знаменитых родов, как увидим далее. Она сделалась рассадником благословенного дома Романовых. Как этот родной приют драгоценен был для благочестивой Анастасии: то она, нередко посещая его с Царем, своим супругом, вероятно, и украшала его богатыми вкладами; близ него соорудила церковь в честь своего Ангела Св. Анастасии Узорешительницы, разобранную в 4793 году. Царские родственники, бояре Романовы, Стрешневы, Князья Троекуровы и другие вельможи, которых нередки погребены были в этом монастыре, обогащали его поместьями, драгоценными утварями и образами на поминовение души; но пожары и нашествия неприятелей лишали его этих сокровищ. По ведомости игуменьи Венедикты Соколовой, 1763 года, в сем монастыре было 23 монахини, указниц и белиц 17, на которых ежегодно производилось жалованья 220 рублей, 50 копеек. Сверх того, на своем пропитании тогда находилось в монастыре отставных обер и унтер-офицеров и рядовых 7 человек, которым производилось жалованья 48 рублей, 99 копеек, хлеба выдавалось 33 четверти. (8) По переписным книгам 7186 года, за этим монастырем было 176 крестьянских и бобыльских дворов, а до учреждения Штатов в 1764 году, 737 душ. По Штатам он положен был в третьем классе. В XVIII столетии он испытал разные бедствия: в 1753 году обрушилась его ограда, в 1774 году погибли от чумы многие монахини, в 1773 году внутри его сгорели здания. Ограда вновь построена монастырским иждивением, здания возобновлены щедротами Императрицы Екатерины II. При Игумении Маврикии, 1776 года, по указу Коллегии Економии, покрыты были церкви и исправлены разные ветхости. В 1812 году ее последняя Игуменья Митрополия Венедиктова, остававшаяся в монастыре, при нашествии Наполеона, была бесчеловечно мучена врагами, которые допытывались у нее церковных сокровищ. Той же участи подвергся и Священник Иоанн Алексеев с женою своей Евдокиею Васильевой: от жестоких побой оба они умерли в один день, вскоре после выхода неприятелей из Москвы. Хотя лучшие ризница и утвари были скрыты под церковью; но неприятели их отыскали и похитили; уцелели только две старинные ризы, с оплечьями, низанными жемчугом. Тогда все монастырские здания сгорели; сохранились одни четыре каменные церкви и келлии игуменские, ограбленные врагами и обезображенные пожаром. Хотя в 1813 году летняя и зимняя церкви были возобновлены иждивением Гг. Бекетова и Дурасова; но в следующем году монастырь обращен в приходскую церковь , при коей построено было на северной стороне здание для помещения священно- и церковнослужителей Архангельского и Благовещенского соборов. Монахини отсюда переведены в Страстной и другие женские монастыри. Таков был конец сей достопамятной обители, существовавшей около четырех веков на Москве!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

При церкви имеется церковно-приходское попечительство. В 1939 году церковь была закрыта, но попытка разобрать ее по кирпичику для строительства средней школы в с. Сергиевск успехом не увенчалась. Снесена была только колокольня, да ураганом позднее снесло сам купол. Современное состояние [ править править код ] В 1998 году началось восстановление храма - 26 декабря в нём служилась первая Божественная Литургия, которую совершил благочинный Суходольского благочиния, протоиерей Василий Анисимов. Ему сослужил иерей Николай Анисимов, который сейчас является настоятелем Кандабулакского храма. В 2005 году был смонтирован и установлен основной купол и начато возведение колокольни. 11 ноября 2009 года благодаря совместным усилиям правительства Самарской области, Самарской епархии, районной администрации, прихожан и меценатов колокольня увенчалась куполом, который был изготовлен в Челябинске. Купол, весом около 3,5 тонны с крестом был поднят на высоту кровли храма и установлен над звонницей. В настоящее время продолжаются ремонтно-востановительные работы. Летом 2016 года началась роспись храма. Святыни [ править править код ] • Частицы мощей : · великомученика Георгия Победоносца · великомученицы Анастасии Узорешительницы · мученика Вонифатия · преподобного Кукши Одесского · мученицы Феофилы · мученика и безсеребреника Дамиана · мученика Виталия Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Церковь в селе Кандабулак Храм Святой Троицы в Кандабулаке, " Путь паломника " Как добраться [ править править код ] Адрес : Россия, 446563, Самарская область, Сергиевский район, село Кандабулак, улица Горбунова, 21 а Телефон : 8 (84655) 4-51-47 , 8-917-150-55-44 e-mail : suchodolblag@yandex.ru web : http://kandabulak.cerkov.ru/ Проезд из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М-5 проследовать прямо по указателю на Уфу и Челябинск. Далее следовать по трассе никуда не сворачивая до указателя на Большую Каменку, где повернуть налево на дублирующую трассу (обход Суходола). По ней следовать прямо через Большую Каменку, Большую Раковку, Русскую Селитьбу и Большую Чесноковку; вскоре после Чекалина свернуть влево по указателю на Ровный. В черте Ровного свернуть с главной дороги влево по указателю на Спасское (внимание! указатели здесь и далее нестандартного вида), затем повернуть налево по указателю на Кандабулак. В черте села повернуть направо по главному съезду, затем налево по направлению дороги с асфальтовым покрытием; церковь будет справа у дороги. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

Свадьба состоялась в Успенском соборе всего несколько дней спустя после венчания Ивана Грозного на царство. Венчал их святитель митрополит Макарий, напутствовавший молодых хранить верность Православной Церкви, быть милостивыми, не слушать клеветников. Анастасия была любимой женой Ивана Грозного, и, если бы ее не отравили приближенные, русская история, возможно, пошла бы по другому пути. Она имела на царя влияние и наставляла его «на всякие добродетели». Она одна своим умом, тактом и кротостью умела успокоить его гнев, смягчить его суровое сердце, при этом нисколько не стремясь к власти и не вмешиваясь в государственные дела. Анастасия подарила мужу шестерых детей, из которых три сына поочередно были наследниками престола. Первый, Дмитрий, которому в 1553 году опасно заболевший царь велел присягать своим боярам (когда и выявилась первая измена) в младенчестве утонул по оплошности няньки, уронившей его в воду. Второго наследника, царевича Ивана, убил сам отец много лет спустя после смерти жены. Лишь третий сын, Федор, вступил на престол. В честь его рождения царица Анастасия обустроила московский Рождественский монастырь. Царица вообще благодетельствовала храмам. Она же основала в Замоскворечье деревянную церковь во имя святой Екатерины при белильной слободе, устроила в Москве первую златошвейную мастерскую, где рукодельничали знатные женщины, а изделия свои – вышитые пелены и покровы – они преподносили в дар храмам. Царица не забыла о пророчестве и много помогала монастырю святого Геннадия в костромской земле. Но более всего пеклась она о московском Георгиевском монастыре, который уже прочно вступил в права владения на бывшем романовском дворе, ибо в 1552 году младший брат царицы Никита Романович купил себе двор на Варварке. Анастасия очень любила Георгиевский монастырь, часто посещала его с венценосным мужем, много жертвовала на его устроение в память тетки-воспитательницы и отчего дома. Она построила рядом с ним церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы, разобранную только в 1793 году: из ее камня построили знаменитую церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду.

http://pravoslavie.ru/3821.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010